Глагол. Разбор глагола по составу. Разбор по составу глаголов Разбор глаголов по составу 4

Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Тип урока : урок изучения нового.

Цель: научиться разбирать глагол по составу.

Задачи:

Образовательные:

    формировать умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм;

    формировать умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

Развивающие:

    развивать умения видеть в слове его части;

    учить объяснять условия выбора орфограмм;

    развивать чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного содержания);

    обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

    прививать интерес к родному языку;

    воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей;

    воспитывать умение слушать и понимать других;

    воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

    воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная

УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Единица содержания образования : знакомство понятием алгоритм разбора глагола по составу.

Граница знания-незнания : дети знают, алгоритм разбора по составу других частей речи.

Оборудование урока : Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2, рабочие тетради, мел, ватманы, канцелярские принадлежности.

Паспорт урока:

1.Организационный момент.

1.1 Приветствие

4. Постановка проблемы.

5. Открытие новых знаний

6. Углубление и обобщение изученного

7. И тог урока

8.Домашнее задание

9.Рефлексия

10.Организованное завершение урока

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1 Приветствие

У: Доброе утро, ребята! На улице сегодня светит солнышко и у нас в классе оно приветствует вас и поможет создать комфортную обстановку в классе для плодотворной работы на уроке.

У: Начинаем урок. Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал. Откройте тетрадь, запишите число, сегодня 21 апреля, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

2.1 . Индивидуальная работа на карточках.

У: Перед вами на доске и на листочках буквы. Зачеркните на листочках те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки и выпишите в тетрадь оставшиеся буквы.

Х Г Т Л П Ч А С Г Ф О К Л (индивидуальное задание)

У: Прочитайте слово. (Глагол)

3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке. (работа в группах).

У: Ребята, а что мы уже знаем о глаголе? (Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? и т д. и обозначает действие предмета, роль в предложении – сказуемое, может изменяться по числам, по временам (пр.в, н.в., б.в) по лицам (1л, 2л, 3л) и т.д.

У: Чтобы вспомнить всё, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать в команде по 4 человека и составить «карту ума».

(Коллективная проверка, одна группа зачитывает, что у них получилось, на доске все слова фиксируются, то, что не было сказано одной группой, дополняют другие.)

У: Кто из команд желает выти к доске и рассказать, что у вас получилось? (дополнение других команд)

4. Постановка проблемы.

У: Ребята, посмотрите внимательно на нашу «карту ума», как выдумаете, почему я нарисовала ещё одну стрелочку? почему там стоит знак вопроса ? (что-то не хватает, мы еще не всё знаем о глаголах, чему – то должны научиться).

У: Действительно ребята, сегодня мы должны с вами научиться ещё одному немаловажному делу, а какому - мы сейчас и узнаем.

У: Итак, к доске выходит Юля. Записываем на доске и в тетради слово:

ПРИБЕЖАЛ

У: Разберите это слово по составу. (Самостоятельное выполнение)

У: Итак, ребята, посмотрите на доску, поднимите руку те, кто согласен с решением Юли. А как правильно? ( высказывание своей точки зрения)

У: А почему у вас много разных мнений? (мы не знаем, как разбирать глагол по составу)

У: Так значит, чему мы должны сегодня научиться? (разбирать глаголы по составу)

У : (Учитель рисует схему слова вместо знака?)

Итак, давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока? (Разбор глаголов по составу) ( тема вывешивается на доску).

Давайте составим примерный план урока: (учитель пишет на доске)

ПЛАН:

1). ? ПРАВИЛО/АЛГОРИТМ

2).познакомиться-? (с чем?)

3).тренировочные упражнения

А почему в первом пункте плана я поставила знак вопроса?, что туда необходимо дописать? (ПРАВИЛО)

4.1 Игра «Форма глагола»

У: А сейчас, ребята. Мы с вами немножко поиграем.

Итак, 1ряд – неопределённая форма

2 ряд – форма прошедшего времени

3 ряд – возвратная форма

У: Правила игры таковы, когда я буду называть глагол в неопределённой форме, тогда встаёт 1 ряд, когда вы услышите глагол в форме прошедшего времени – встаёт 2 ряд, а если слово стоит в возвратной форме, то встаёт 3 ряд. Понятны правила игры? Итак, начинаем, будьте очень внимательны!

Слова: писать(1ряд), почему вы встали? докажите, что это слово стоит в неопределённой форме: у него есть суффикс – ТЬ- и т.д.)

ПИСАТЬ (1), ПРОЧИТАЛ (2), ДУМАЕТ, УЗНАЛА (2), КУПАЕТСЯ (3), ПРИНЕСТИ (1), ПЛЫВЁТ, ИГРАЮТ, ПРИЕЛЕТЕЛ (2), ВЕСЕЛЯТСЯ (3), ПИШЕТ, РАССКАЗАЛА (2), ДУМАТЬ (1), СПАСТИ (1), МОЕТСЯ (3), РАССЫПАЛАСЬ (3).

У: Молодцы, ребята!

У: Ребята, как вы думаете, чтобы правильно разобрать глагол ПО СОСТАВУ, что необходимо знать? (алгоритм)

У: Итак, действительно, необходимо знать алгоритм. Откройте, пожалуйста, учебник на с.111 и самостоятельно ознакомьтесь с памяткой, что нужно помнить и порядком разбора глагола по составу. (самостоятельное чтение)

У: Ребята, давайте теперь проверим, правильно ли мы разобрали слово, возвращаемся к нему. Юля, выйди к доске, теперь пользуясь алгоритмом из учебника, попробуй объяснить нам, как правильно разобрать это слово.

(разбор того же слова)

ПРИБЕЖАЛ

    определяю, в какой форме стоит глагол: прибежал – форма прошедшего времени

    нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу:

    выделяю основу слова:

    в составе основы нахожу и выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова:

    нахожу и выделяю приставку, суффикс:

5. Открытие новых знаний (индивидуальное задание, взаимопроверка)

У: У вас на столах лежат листочки с произведением Алексея Плещеева. Прочитайте, о чём оно? (о весне)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

У: Правильно о весне, найдите и выпишите все глаголы, определите время, спряжение (взаимопроверка). А теперь меняемся с соседом тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу своего одноклассника. Меняемся обратно. (общая проверка).

У: Молодцы! А теперь давайте разберём слова, выписанные в тетради, по составу.

ТАЕТ, БЕГУТ, ПОВЕЯЛО, ЗАСВИЩУТ, ОДЕНЕТСЯ. (у доски с проговариванием алгоритма)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

6. Углубление и обобщение изученного

У: А сейчас найдите в учебнике упражнение 293 на с. 112. Выполним упражнение на доске и в тетради. Рома, прочитай задание.

    Итог урока

У: Сегодня отметки получают:

Какое задание вам показалось лёгким? Трудным? Почему?

Как вы оцениваете свою работу в группе? Группу в целом?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

    Домашнее задание

У: Откроем дневник, запишем домашнее задание:

С.111 выучить алгоритм разбора глаголов по составу

И для тех, кто желает составить 3-4 предложения с использованными глаголами на уроке по теме весна.

    Рефлексия

У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам заполнить вот такую анкету.

У: Вижу, вам сегодня очень понравился урок и вы очень активно в нём поработали.

    Организованное завершение урока

У: На этом наш урок закончен. Всем спасибо, всем молодцы!

    Морфемный анализ подобных слов имеет следующие особенности:

    окончание зачастую — ть (некоторые выделяют эту частицу как постфикс, а то и суффикс) ;

    глаголы могут иметь следующие суффиксы: а, е, у, я, ива, ова, ева, ыва.

    Стоит отметить, что суффикс входит в основу слова, как и корень, а окончание нет.

    Главная трудность, с которой сталкиваются школьники, при разборе глаголов неопределенной формы: как следует трактовать ТЬ — суффикс или окончание.

    Могу сказать, что большинство лингвистов отвечают на этот вопрос однозначно — ТЬ — образует форму глагола (инфинитив), поэтому является формообразующим суффиксом. Окончания обычно определяют грамматическое значение, указывают на лицо, род, падежи, число. В инфинитиве такие характеристики отсутствуют. Кроме того, вспомним определение окончания — это ИЗМЕНЯЕМАЯ часть слова, что абсолютно не верно в случае с глаголами в инфинитиве.

    Разобравшись с ТЬ , не составит никакого труда выделить основу, корень, приставки (если есть), это уже дело техники, как говорится.

    Морфемный разбор глаголов неопределенной формы имеет свои особенности.

    Не установлено определенное правило, какой частью слова считать т и ть.

    Некоторые относят их к суффиксам, некоторые уверены, что это окончание.

    В глаголах неопределенной формы так же часто встречается суффикс а.

    Рассмотрим на примере.

    Глагол — писать.

    Корнем слова является пис, а и ть — суффикс, основа слова писа.

    У учителя лучше уточнить, какого правила он придерживается при разборе неопределенных глаголов насчет т и ть.

    При разборе по составу глаголов в неопределнной форме важно обратить внимание в первую очередь на сочетание ТЬ. На счт этого нет единого мнения, большинство лингвистов склоняется к тому, что ть — это суффикс, но вс же есть мнения о том, что ть окончание. Будем вс таки придерживаться того, что ть вс таки суффикс инфинитивов.

    Например, разберм по сотаву слово смотреть:

    1) корень — смотр;

    2) суффиксы — е и ть.

    3) нулевое окончание;

    4) основа смотре.

    Начнем изучать морфемный состав начальной формы глагола, инфинитива, с конца слова. Здесь нет единого мнения. В современной школе в составе глаголов неопределенной формы учать выделять конечное -ть как окончание. Меня учили считать -ть суффиксом инфинитива как неизменяемой глагольной формы.

    Пойдем далее. Если от инфинитива отделить -ть или -ти (нес-ти, полз-ти), то чаще всего перед этой частью слова находится в морфемном составе одна буква -а, -о, -у, -я, -е, -и, которая считается древнейшим глагольным суффиксом, обозначающим действие, например:

    дыш-а -ть, пол-о -ть, тян-у -ть, се-я -ть, верт-е -ть, пил-и -ть.

    Этот глагольный суффикс важно увидеть и вычленить в составе других слов, прошедших несколько этапов образования, например:

    о-камен-е -л-ый (окамен-е -ть), одобр-и -тельн-ый (одобр-и -ть).

    Часть глагола без -ть (-ти) называется основой инфинитива , которая является производящей частью для некоторых форм глагола: дыша-л_, поло-вш-ий, сея-нн-ый.

    Разбор инфинитивов не сильно отличается от обычного морфемного разбора, но есть пара моментов, которые нужно знать. В каждом таком глаголе есть -ть- или -ти-. Это суффикс глаголов неопределнной формы, некоторые его называют окончанием. В любом случае эта часть не входит в основу слова. Перед этой частью чаще всего идт суффикс глагола -Е-, -а- или -и-. Больше особенностей нет, не мой взгляд.,

    Например, сделаем морфемный состав слова: рассказать (что делать? — слово стоит как раз в неопределенной форме).

    Приставка -рас-,

    Корень -сказ-,

    суффиксы -а-, -ть.

    Окончание нулевое и основа -рассказа-.

    Ть это формообразующий суффикс. Он никогда не входит в основу слова.

    А- это словообразовательный суффикс глаголов, он будет входить в основу.

    Больше особенностей я не вижу, разбираются глаголы по плану.

    Начнм с того, что у глаголов неопределнной формы часто можно встретить окончание ть, которое трактуется по-разному. Кто-то считает, что это окончание, кто-то — суффикс.

    Остановимся на той версии, что ть — это суффикс.

    Таким образом, проведм морфемный разбор слова полоть

    *Морфемный разбор глаголов начальной формы.

    Разбирать глагол по составу, как и любую другую часть речи, в-первую очередь следует с окончания.

    Любить , найти , беречь и др. имеют на конце -ть, -ти, -чь которые могут относиться как к окончанию, так и к суффиксу. Ошибки не будет, в разных школах учат по-своему.

    Стоит также отметить, что -ть, -ти, -чь и суффикс прош. вр. -л (читал ) не входят в основу.

    Возвратные суффиксы -ся (-сь) входят в основу (возвращаться ).

    У глаголов еще имеются суффиксы -а- (плака ть), -е- (виде ть), -я- (лая ть), -у- (засуну ть), -ыва- (подыгрыва ть), -ива- (выращива ть), -ова- (именова ть), -ева- (разогрева ть).

    Морфемный разбор/морфемный анализ (разбор по составу) глаголов неопределенной формы (инфинитивов) считается наиболее трудным занятием.

    При разборе инфинитива (играть, сказать, пить, беречь, сжечь, идти и тд) наиболее трудно определять то, какой морфемой является -ть-, -ти-, -чь-. Одни авторы выделяют их как окончание глагола неопределенной формы (при разборе я придерживаюсь именно этого варианта), другие же выделяют их как формообразующий суффикс. И в том и в другом случае эту морфему относить к основе слова не следует/не нужно.

    Также в глаголах неопределенной формы (таких как играться, умыться, убираться) присутствует возвратный суффикс -ся-, которое в основу влючается.

    В остальном разбор по составу трудностей не представляет.

    Пример морфемного разбора глагола неопределенной формы играть:

    Корень слова -игр- (игра, игрок, игровой).

    А- это глагольный суффикс.

    Ть- это окончание инфинитива (другой вариант — это формообразующий суффикс).

    Основа слова -игра-.

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

Тема: «Порядок разбора глагола по составу.

Знакомство с алгоритмом»

Цель урока:

1. Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи через учебный диалог.

2. Развитие умений «вычитывать» учащимися информацию из источников, представленных в разных формах (схем, текст), соотносить её, обнаруживать несоответствие между компонентами.

3. Развитие умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

4. Воспитание способности преодолевать возникающие трудности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

«Языковая разминка»

1.Работа с осложнённым текстом

· Текст дан учащимся на карточках с пропусками орфограмм и знаков препинания.

Мы люб_м в_сенние д_ньки. П_года ст_ит прекрас_ная. Весело с_неет неб_. Мя_кий в_т_рок гон_т т_ропит облака. Ты смотр__ в небо вид___ как л_тят с д_лёкого юга жур_вли леб_ди гуси. У них по_явятся пт_нцы. Уже отта_л мур _вейник под стар_ с_сной. Вот по пашн_ ход_т усталый после дальн_ д_роги грач_. Скор_ взойдёт рож_.

Объяснить орфограмму, вставить нужную букву. Расставить знаки препинания.

1). Лексическая работа.

Что прочитали? Докажите, что это текст.

Какие весенние признаки описаны?

Дайте заглавие.

2). Орфографическая работа.

· на доске: любим, по пашне, весенние (деньки)

Почему данные слова я объединила в одну группу? (безударная позиция гласного звука в окончании слов)

Могу ли я сказать, что это одна и та же орфограмма?

Научите способу проверки данных орфограмм?

(учащиеся называют способ действия проверки)

Догадайтесь, буква, которая не обозначает звука, но показывает на письме мягкость согласного звука, является… (буква Ь)

Найдите в тексте слова, в которых эта буква выполняет эту роль. (деньки, дальней)

Но есть ещё слова с Ь знаком. Назовите и прокомментируйте правописание Ь в данных словах.

(смотришь – 2л, ед.ч.; рожь – сущ. ж.р.)

В каком ещё случае мы пишем Ь знак на конце слова у глаголов?

(в неопред.ф. в корне ЧЬ)

Есть ли ещё орфограммы относительно глагола связанная с Ь знаком?

(Возвратная форма, -тся, ться)

3). Пунктуация.

Ребята, как мы называем науку о языке? (Лингвистика)

Какие разделы мы уже затронули?

(Орфография, пунктуация)

Составьте схемы 1, 4. 5 предложения. Устно, дайте характеристику предложениям. (1- простое, 4 – простое с однородными сказуемыми, сложное, состоит из 2 – х частей: первое с однородными сказуемыми, второе – с однородными подлежащими)

4). Расскажите, что вы знаете о словообразовании.

Выполните разбор по составу: с далёкого (юга), муравейник, прекрасная (погода).

3.Постановка учебной задачи.

· Индивидуальная работа.

Разобрать слова по составу: синеет, появятся, оттаял.

Сверьте свои работы в парах.

У кого совпали разборы?

У кого не совпали?

Мы только повторили алгоритм разбора слов по составу. Почему у вас возникло затруднение?

(нет способа действия разбора по составу глагола)

4.Формулирование темы и цели урока.

Тема: «Разбор глагола по составу»

Цель: познакомиться с алгоритмом разбора.

5. «Открытие» нового знания.

Какие знания нам нужны сегодня?

(Порядок разбора слов по составу, особенности глагола).

Что причислим к особенностям глагола?

(суффикс пр.вр –л-; неопред.ф. –ть, -ти, -чь, возвр.ф. -тся, -ться).

Так вот, ребята, у глагола необычен и разбор по составу.

Попробуйте предположить, что вызовет особую трудность.

(составление алгоритма)

1).Знакомство с алгоритмом.

· Работа по учебнику. «Русский язык», Бунеев, с.111.

Прочитайте памятку.

Составьте модель, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.(не входят: пр.вр –л; неопр ф –ти; -ть. Входят глагольные а, о, и, е, у, вовр ф. ся)

2).Прочитайте порядок разбора глагола.

Запишем ключевые слова каждого этапа разбора:

1.Форма.

2.Окончание и суффикс не в основе слова

3.Основа

4.Корень

5.приставка, суффикс

Так ли вы действовали?

Вернёмся к данным глаголам и разберём их, используя алгоритм.

6.Первичное закрепление.

· Фронтальная работа на печатной основе.

· Разобрать глагола с комментированием.

Выбежать, разделил, догадываться, задрожать, выгоняешь, заморозит, салютовать, посинела, стукнул, лепетать, загустеет, толкать, веселиться.

7.Самостоятельная работа.

1в – надвигались, оглядываем, роняет.

2в- оглянуться, смотрим, зеленеет.

· Самопроверка (на доске)

· Самооценка «линеечка»

Проговариваем ошибки, причины ошибок, определяем задачи для их устранения.

8.Итог работы.

Чем разбор глагола отличается от разбора имени существительного?

Кому было трудно?

Где испытывали затруднения?

Какую задачу поставим перед собой для следующих уроков?

Оценивание рабы учащихся на уроке. Выставление отметок.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу.

Задачи:

  • Научить разбирать глаголы по составу с опорой на алгоритм; показать отличие порядка разбора по составу глагола от других частей речи.
  • Развитие умения выполнять разные виды разборов.
  • Воспитывать внимательное отношение к языку.

Оборудование: учебник, тетрадь, памятка о суффиксах глагола, алгоритм порядка разбора глагола по составу, для рефлексии рисунки цветов яблони розового и белого цвета для каждого ученика, рисунок веточки яблони.

Ход урока

1. Организационный момент (2, 3 слайды)

Показ слайдов с изображением картин весны в сопровождении музыки.

Загадка: “Дева красная пришла, цветов много” (Весна)

2. Языковая разминка (4 – 6 слайды)

На слайде: “ (К) нам в.сна ш.га.т быстрыми шагами и сугробы та.т под её н.гами.” (И. Токмакова)

Прочитайте, объясните написание слов с пропущенными буквами, постановку знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.

Выполните синтаксический разбор этого предложения: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.

Сделайте звукобуквенный разбор слова тают и разбор слова шагает как часть речи (два человека работают у доски, остальные в тетради).

Проверим.

3. Чистописание (7 слайд)

Назовите личные окончания глаголов I спряжения (-ем,-ешь, -ете,-ет,-ут)

Проверьте на экране. Запишите на первой строчке.

Назовите личные окончания глаголов II спряжения (-им, -ишь, -ите, -ит, -ат) . Проверьте на экране. Запишите на второй строчке.

Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы (-ть, -ти) , как определить глагол прошедшего времени (-л- ).

Проверьте на экране. Запишите на третьей строчке.

Назовите суффиксы глагола I спряжения, II спряжения, возвратных глаголов

(-а-, -о-, -е-, -у-, -и-, -ся, -сь)

Проверьте на экране. Запишите на четвёртой строчке.

4. Формулирование темы и цели урока (8 слайд)

Посмотрите на экран и определите по схемам к каким частям речи относятся слова. Слов какой части речи больше? (глаголов)

Озвучьте эти схемы, т. е. приведите примеры слов на тему “Весна”. (Подснежник, весенний, пришла, тает)

Разбор слов какой части речи вызовет затруднение. (Глаголов ) Какова же цель нашего урока? (Научиться разбирать глаголы по составу)

(На экране тема “Разбор глагола по составу” и открывается запись её на доске)

5. Работа с памяткой и алгоритмом (открытие новых знаний)

(9, 10 слайд)

– Чтобы разобрать глагол по составу, надо знать некоторые правила и порядок разбора глагола. Для этого откроем учебник на стр. 97. Прочитайте правило. Назовите суффиксы, которые не входят в основу. Эти суффиксы записаны на 1, 2, 3 строчках в чистописании. Назовите суффиксы, которые входят в основу. Они записаны на 4-й строчке чистописания. Проверим. (На экране – памятка. На доску она вывешивается под темой урока). Выделите зелёной ручкой эту памятку в чистописании.

– Давайте познакомимся с алгоритмом порядка разбора глагола по составу. Учебник стр. 98 (Дети читают по шагам, которые появляются на экране схематически. Потом алгоритм целиком вывешивается на доске)

Чем порядок разбора глагола по составу отличается от порядка разбора других частей речи? (Определяем сначала форму глагола)

6. Упражнения в определении формы глаголов и в разборе глаголов по составу (11, 12 слайд)

1) – Выполним упражнение 293 на стр. 98. Прочитайте задание. Чтобы легче было озвучить схемы, Весна вам поможет подсказкой. (Обратить внимание на экран. Дети выполняют задание в тетрадях. По одному называют слово, определяют форму глагола, проверяют по образцу на экране).

2) – Выполним упражнение 295. Разберите глаголы по составу: разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.

(Дети самостоятельно работают, 5 человек работают на индивидуальных листах. Затем проводится проверка)

7. Рефлексия. Итог урока (13, 14 слайд)

Что надо знать, чтобы разобрать глагол по составу (Ещё раз обратиться к памятке и алгоритму на доске.)

Весна хочет узнать всё ли вам понятно, или возникли какие–либо трудности. Скоро на деревьях распустятся цветы. Давайте и мы украсим нашу веточку яблони цветами. Если вам было на уроке всё понятно, возьмите в руку белый цветок. А если было что–то непонятно, возникали трудности, то розовый. Приклеим ваши цветочки на веточку.

(В заключение открывается последний слайд)

Спасибо за хорошую работу.

§ 1 Разбор слова по составу. Порядок разбора.

На уроке мы познакомимся с порядком выполнения разбора глагола по составу.

Что значит «разобрать глагол по составу»?

Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т.е. выделить морфемы.

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.

Например, увидела2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

1.Во-первых, необходимо определить форму глагола.

Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную. Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы -ть,-ти, -чь.

Например: (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

2.Затем необходимо выделить части слова, которые не входят в основу.

У глаголов такими морфемами являются:

§Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола -ть, -ти, -чь.

Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы -ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

§Суффикс глаголов прошедшего времени -л, так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

Например:

§Личные окончания глаголов. Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

Следовательно, -ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

Основа слова - это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

Суффикс глаголов -ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

4.Следующий пункт разбора - определение корня слова.

Любое слово имеет корень, без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем.

Например, найдем корень у глагола проверить. Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

Вер. Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить, не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

5.Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) - морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

Наиболее употребляемые приставки:

На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).

6.Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.

Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).

У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

Например, в слове возвращаться -ся - это суффикс, и он входит в основу слова.

У глаголов также могут быть суффиксы:

§ 2 Примеры разбора глаголов по составу

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.

1.Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.

Выделяем морфемы, не входящие в основу слова. У глагола выходить - это суффикс

Ть-, который образует начальную (неопределенную) форму слова.

3.Выделим основу слова - выходи.

Для того чтобы определить корень, подберем родственные слова: заходить, переходить, поход, ходить и т.д.

Одинаковой частью этих слов является корень -ход.

Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка -вы.

6.Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом -ть-, будет являться суффиксом глагола. Иэто будет суффикс -и-.

Запись разбора глагола в тетради будет такой:

Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются.

1.Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.

Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

2.Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.

Личное окончание - ют.

3.Выделим основу слова - переглядыва___ся. Основа прерывистая.

4.Найдем корень слова.

Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова - гляд.

5.Часть слова перед корнем - пере - будет являться приставкой.

У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола -ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы -ся.

Запись в тетради будет иметь такой вид:

§ 3 Краткие итоги уроков

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

1.Определяем форму глагола.

2.Выделяем морфемы, которые не входят в основу слова: личное окончание глагола, суффиксы -ть, -ти, -чь, -л.

3.Выделяем основу слова.

4.Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.

5.Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).

6.Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова,Экзамен, М.:2008.
  3. Русский язык в рисунках. В.Н.Бурмако, Просвещение.М., 1991.
  4. Учим русский с увлечением. О.Е.Жирейко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина, «5 за знания», М.:2005.
  5. Русский язык 4 класс. С.В.Иванов, М., Вентана-Граф, 2005.
Поделиться