Глобальные прогнозы для человечества. Будущее человечества: прогнозы и перспективы Мнение ученых о будущем

Большинство писателей-фантастов и футурологов видят будущее человечества в достаточно мрачных красках, и не без оснований. Наше отношение к окружающей среде оставляет желать много лучшего, мы слишком бездумно используем технологии и всё больше совершенствуемся в самоуничтожении. Однако находятся и оптимисты, которым далёкое будущее представляется удивительным и прекрасным. Здесь вы найдёте шесть самых оптимистических прогнозов на перспективы развития нашей цивилизации.

1. Статус-кво

В 1990-х годах американский политолог, экономист и писатель Фрэнсис Фукуяма написал книги «Конец истории и последний человек» и «Конец порядку». Он доказывал, что политическое, технологическое и экономическое состояние нашей планеты свидетельствуют о том, что человечество приближается к конечной остановке своего путешествия. Он, конечно же, ошибался. Эти книги оказались просто мрачной реакцией на распад Советского Союза и разговоры о так называемом Новом миропорядке.

Несколько более реалистичная оценка современного положения дел была сформулирована со-основателем американской компании-производителя программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems Биллом Джоем. В статье 2004 года «Почему мы не нужны будущему» он писал о катастрофических последствиях, к которым может привести развитие таких технологий 21 века, как робототехника, генная инженерия и нанотехнологии. Джой считает: самое разумное, что человечество может сделать сегодня - пользоваться тем, что уже есть. Только так оно может продлить своё существование на планете.

2. Зелёная планета

Далёкое будущее часто видится нам этаким «Кибертроном», закованным в сталь от края до края. Это самый страшный кошмар «зелёных», где технологии и бездумное использование природных богатств подмяли под себя всё живое. Но кто сказал, что всё должно быть именно так? Будущее нашей планеты вполне может оказаться намного более цветущим, чем мы можем себе представить. Представители «зелёного» футуризма полагают, что мы можем использовать высокие технологии для того, чтобы очистить Землю, создать новые источники энергии и даже трансформировать саму планету.

Самая первая идея из этой серии была представлена движением Брюса Стерлинга «Зелёный дизайн». Это движение ратует за применение инновационных технологий для решения проблем окружающей среды. По прогнозам Стерлинга, будущее планеты будет куда более экологически разнообразным, чем в любой другой исторический момент.

В таком будущем человек и сам сильно изменится - чтобы жить в полной гармонии с окружающим миром. Всю нашу энергию он будет получать от источников самой Земли и Солнца. Досконально изучив земные экосистемы, человечество изменит и их - например, положит конец всякому хищничеству и страданиям животных. И будет управлять погодой по своему усмотрению.

И, в конце концов, мы научимся предотвращать всякие природные катаклизмы: падение астероидов, землетрясения, ураганы, извержения вулканов…

3. Жизнь в окружении «машин благодати и любви»

К сожалению, вполне вероятно, что век технологической эйфории скоро закончится. Лет через тридцать радикально усовершенствованные и обладающие собственным интеллектом машины могут выйти из-под нашего контроля и тогда нам точно не поздоровится. Но, с другой стороны - та мощь, которая может нас погубить, может оказаться для человечества и спасительной - так считают члены движения «Сингулярности».

Если будущие изобретатели искусственного интеллекта будут ставить перед собой правильные цели, считает «Сингулярность», то следующие поколения будут жить среди так называемых «дружественных роботов», запрограммированных на невозможность причинить вред человеку. Более того, машины будут следить за тем, чтобы ничего плохого с нами не случилось и защищать от всех возможных опасностей. Раю, где счастливое будущее обеспечивает для нас искусственный интеллект, посвящена целая поэма Ричарда Бротигана под названием «За всем следят машины благодати и любви» и одноимённый британский фильм.

4. Туда, где никто ещё не бывал…

Давно пора оторваться от нашего маленького шарика и начать колонизировать другие солнечные системы - уверены некоторые футурологи. От этого зависит не только наше спасение (идея о том, что нельзя хранить все яйца в одной корзине), это заложено в самой нашей природе - развиваться, двигаться дальше и покорять всё новые горизонты.

Даже сейчас наши робкие ещё попытки в освоении космоса приносят нам немало пользы - технологии с использованием спутников и некоторые прорывы в науке.

Какой может быть эта колонизация? Возможно, это будет что-то вроде зонда фон Неймана - самовоспроизводящийся космический корабль, который полетит в соседнюю звёздную систему, где будет добывать для нас полезные ископаемые и создавать свои точные копии, которые, в свою очередь, отправятся в другие звёздные системы с той же целью.

До сих пор в нашей Галактике межзвёздных путешественников видно не было, в связи с чем возник так называемый «Парадокс Ферми», который можно сформулировать следующим образом: » Соединение распространённой веры в то, что во Вселенной существует значительное количество технологически развитых цивилизаций, с отсутствием каких-нибудь наблюдений, которые бы её подтверждали, является парадоксальным и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны».

Так что, вполне возможно, мы окажемся первой и единственной цивилизацией с амбициями колонизаторов в Галактике.

5. Внутреннее пространство

Ещё одна альтернативная идея - идеального и безоблачного существования можно достичь, перегрузив своё сознание в гигантские суперкомпьютеры. Компьютеры огромной вычислительной мощности - вроде мегаструктуры под названием «мозг-матрёшка», предложенной Робертом Брэдбери, будут использовать весь энергетический потенциал планеты, чтобы приводить в действие компьютерную систему.

Или цивилизация найдёт способ построить так называемую «Сферу Дайсона», представляющую собой относительно тонкую сферическую оболочку со звездой в центре. Таким образом, будут решены сразу две глобальные проблемы - жизненного пространства и энергии, которую в достатке можно будет получать от центральной звезды.

6. Вечное блаженство

Британский философ Дэвид Пирс в своём «Гедонистическом императиве» сформулировал идею построения рая на Земле, которая заключается в создании биологической программы, позволяющей избавиться от всех видов жестокости, страданий и недомоганий.

Эмоциональная жизнь человека должна будет регулироваться при помощи особых синтетических препаратов (но не наркотиков) регулирующих настроение. А в долгосрочной перспективе следует переписать геном всех позвоночных, чтобы и в животном мире не было больше никаких страданий.

Каким на самом деле окажется наше будущее - никто не знает. Ясно одно - существует огромное количество вариантов его развития, большее, чем мы сегодня можем даже вообразить.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как с помощью Фейсбука завести настоящего друга

15 по-настоящему важных вещей, о которых постоянно забывают

Топ-20 самых странных новостей уходящего года

20 популярных советов, которые люди в депрессии ненавидят больше всего

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Календарь-прогноз развития человечества до 2600 года и далее

Оригинальный материал о том, что нам готовят в будущем технологические революции

Нижеприведённые теоретические выкладки и прогноз на текущее третье тысячелетие, подготовлены по материалам сайта (http://members.aol.com), (J.R. Mooneyham). Оригинальный документ, случайно обнаруженный автором настоящего материала и неизвестный ранее украинскому читателю, состоит из двух отдельных, но близко связанных работ: «Хронология» и «Перспективы». Ввиду сложности и неоднозначности выкладок, изначально заложенных в текст, автор был вынужден прибегнуть к его основательному редактированию и сокращению. Пришлось воспользовался собственным проверенным методом работы с подобной информацией - подключить имеющиеся знания и интуицию в области составления футурологических прогнозов. Тем более, что создатели сайта поощряют творческое обращение с изложенным материалом и приглашают проверить свой провидческий дар всех желающих. Что из этого получилось у автора - судить читателю.
Имеют ли право на жизнь «календари будущего»?
Хронология - общая иерархическая структура (контур) будущих событий. Она имеет несколько «замороженный» вид и может быть неоднозначно воспринята читателем ввиду особенностей его «динамического» восприятия времени. Хронология работает одновременно как в терминах науки, так и в терминах произвольных интуитивных откровений. И именно в этом и заключается ценность составления прогнозов будущих событий человеческой истории в календарном порядке. Это метод предсказаний и предвидения получит развитие в будущем и получит название «Календарей будущего». Первым его применил в своих прогнозах известный писатель-фантаст Артур Кларк. Ценность составления хроник будущего заключается ещё и в том, что прогноз облекается в конкретный «скелет» узловых точек будущего времени, что позволяет увидеть общую логику и тенденции развития человеческой цивилизации. От разработки научных перспектив будущего она отличается большей конкретностью и, так бы сказать, математичностью. Вместе с тем хронология будущего является его подвижной моделью и потому требует постоянного уточнения и дополнения первоначальной календарной схемы. Поэтому описываемый метод прогнозирования и предсказания можно считать самым демократичным и доступным для творческого использования любым человеком, интересующимся будущим.
Календарь основных событий человеческой истории до 2600 года.
Общая характеристика всего периода: человеческая цивилизация и Земля радикально преобразуются. Виртуально-компьютерная мировая сеть врывается в общественное сознание. Персональные компьютеры постепенно станут дешевыми и доступными предметами потребления. Клонирование взрослых млекопитающих из научных лабораторий будет перенесено на сельскохозяйственные фермы. Виртуально-компьютерный мир нанесёт на указанном отрезке времени смертельный удар по религиям и станет инструментом для создания нового универсального мировоззрения. Революция на танспорте. Освоение и заселение Антарктиды. Колонизация Марса и Венеры. Отмирание государства и создание Мирового правительства. Создание киборгов. Селекция пород разумных животных. Достижение бессмертия. Овладение телепортацией. Превращение земной цивилизации в космическое «лучистое человечество». Путешествия по Вселенной, освоение параллельных миров и других измерений пространства-времени.
2007-2017.Мировая компьютерная сеть создаёт новую социальную действительность и радикальным образом меняет психический мир человека. Закладываются основы будущей информационно-виртуальной цивилизации. Бурное развитие фундаментальных научных исследований готовит почву для будущих прорывов в энергетике, нано- и био- технологиях, медицине. Смертность среди новорожденных постепенно сводится к нулю. Появление новых психических заболеваний, вызванных развитием компьютерно-виртуальной реальности. Информационные вирусы переносятся из мира компьютерной реальности во все области общественной жизни. Совершенствование государственного контроля в сфере информационной безопасности населения. Пентагон вынашивает планы развязывания виртуально-информационных войн. Создание беспилотной авиации. Опасность развязывания Третьей мировой войны достигает максимума.
2018-2049.Загрязнение окружающей среды достигает максимума. Региональные религиозные конфликты расползаются по всему земному шару. В воздухе пахнет вооружённым конфликтом мировых религий. Массовое зомбирование населения компьютерной реальностью. Рост количества психических заболеваний среди молодёжи. Продукция робототехники становится главным потребительским товаром во всех странах, кроме Африки. Развитие беспилотной военной авиации становится главным направлением укрепления обороноспособности государств. Экономический и идеологический крах общества массового потребления, вызванный загрязнением среды обитания человека, распространением суицидов среди населения, терроризмом, мировым продовольственным кризисом.
2050-2081. Рождение новых религий и вытеснение ими традиционных культов. Расцвет эзотерических учений всевозможного толка. Многочисленные учителя и гуру становятся кумирами людей, политики и преуспевающие бизнесмены никого не интересуют. Массовый индивидуализм. Расцвет корпоративных ценностей. Патриотизм уходит в прошлое. Гражданское общество разваливается. Бум азартных игр. Создание новых геополитических союзов государств. Благотворительность и меценатство считаются пережитками. Ядерный терроризм становится нормой в международных отношениях. Вооружённые конфликты между ведущими государствами мира, инициированные Северо-Американским межгосударственным союзом. Религиозные экстремисты шантажируют широкие слои населения. Экологические и техногенные катастрофы. Начало широкомасштабного экономического освоения и заселения Антарктиды. Окончание гегемонии США, выход на геополитичскую арену новых союзов государств. Революция в транспорте: создание универсальных (для движения в сухопутной, воздушной и водной среде) персональных средств передвижения. Недвижимость в развитых странах становится мобильной (производственные и жилые комплексы на экранопланах (самолёт-корабль) и дирижаблях). Разработка и внедрение эффективного способа производства электрической энергии из солнечной и её беспроводной (при помощи лазера) передачи на большие расстояния. Первые гелиоэлекторостанции на земной орбите.
2082-2183.Человеческое общество разделено на экономико-интеллектуальную элиту и потребителей виртуальной продукции, которые за азартные игры и имитацию любых чувств в фантастической реальности готовы на всё. Широкие слои населения живут по принципу «Хлеба и зрелищ!». Государство, как главный социальный институт, начинает отмирать. Люди коопрерируются в сообщества по интересам (технологические, духовные, элитарные, по виртуальным предпочтениям). Овладение всеми людьми телепатией на основе использования полевых компбютеров. Начало колонизации Марса и преобразования его природных условий. Контакт с Внеземным разумом. Масштабная космическая катастрофа недалеко от Солнечной системы способствует в конце рассматриваемого периода началу медленного возрождения духовных ценностей и отказа от деления общества на «избранных» и «изгоев».
2184-2272. Создание человекоподобных киборгов методами нанотехнологий. Колонизация Венеры. Эра сверхсветового транспорта и телепортации любых объектов (включая человека) в пределах Солнечной системы. При этом одновременно используются достижения в области нано-технологий, конструирования пространства и беспроводной передачи энергии и информации. «Космический лифт» - орбитальный транспортёр, достигающий высоты в 36 000км (по идее А.Кларка и проекту Ю.Арцутанова). Продолжение катастрофических процессов в ближайшей к Солнечной системе межзвёздной среде. Эра всеобщего процветания. Исчезновение государств и социального неравенства. Мировое правительство. Освоение спутников планет-гигантов и пояса астероидов. Возможность использования комет и астероидов колониями космических сепаратистов с Марса и других планет для шантажа Правительства Земли. Телепортационные и инфомационно-виртуальные космические экспедиции в близлежащие звёздные системы. Выведение методами био- и нано-технологий пород животных, по интеллекту не уступающих человеку. Создание «марсианской» и «венерианской» рас земного человечества. Создание мобильного бессмертного человеческого организма, существующего одновременно в нескольких копиях: реальных (небелковых, вещественно-энергетических) и «спящих» (пакеты телепортруемой на любые расстояния энергии и информации)
2273-2350. Методами нанотехнолгий и управляемой телепортации создаётся человек энергетический - свободно перемещающееся в пределах Галактики бессмертное и самовосстанавливающееся в любой среде шарообразное энергетическое существо («лучистая раса»). Люди вольны выбирать: жить на Земле или в космических колониях в бессмертном теле, построенном из вещества, или в виде сгустка энергии свободно перемещаться по Космосу.
2351-2600. Свободная телепортация человечества в трудновообразимых энергетических скафандрах в параллельные миры, другие Вселенные и измерения. Смысл существования разнообразных и многочисленных ассоциаций трансформировавшихся людей - бесконечное освоение и познание всех видов пространств, созданных Творцом. И создание собственных пространств творческим преобразованием всего освоенного и познанного…
Верить ли всему вышеизложенному?
Безусловно: сегодня мысль о том, что технологии всего лишь за 600 лет способны коренным образом преобразить человечество и его место во Вселенной звучит и крамольно, и фантастически. Хотя в собственных футурологических изысканиях автор отводил процессу перехода цивилизации в пространственно-энергетическую стадию развития 840 лет. Для космических масштабов времени разница в 240 лет - конечно- же, ничто. Но есть и другие точки зрения. Если следовать концепции циклов, предложенной Е.П.Блаватской в «Тайной доктрине», то в состояние Шестой Великой Расы («лучистое человечество») мы перейдём через 560 тыс. лет. Российский математик Н.Д. Морозов полагает, что процессами пространственно-временных образований наша цивилизация овладеет не раньше 15120 года.
Чем объяснить такой разброс мнений исследователей будущего в оценках темпах развития человечества? Первое объяснение заключается к тому, какая модель развития цивилизации берётся за основу: предельно ускоренная, ускоренная и медленная. Модели, которые отводят решению рассматриваемых проблем до тысячи лет - это модели предельно ускоренного развития. Их авторы полагают, что темпы развития человечества будут возрастать по экспоненте. Периоды смены технологических укладов, которые составляют в среднем около 100 лет, подкрепляют подобные доводы. С другой стороны, все варианты скоростного прогресса не учитывают тормозящее действие вероятных глобальных катаклизмов. Так, украинский исследователь, профессор А.С.Лазарев в книге «Расшифрованная Библия или Реквием цивилизации», считает, что в период с 2066 по 2099 годы человечество переживёт новый Всемирный потоп, вызванный расколом материков: отделением Африки от Евразии. А в 2166 году большая часть человечества (до 4 млрд.) может быть уничтожена в результате пролёта вблизи Земли планеты Нибиру. Ему вторит и российский исследователь А.Д.Плешанов, который полагает, что, начиная с XXI века глобальные катаклизмы будут сотрясать нашу многострадальную планету в среднем через каждые 93 года. А вот известный комментатор Нострадамуса Дж.Хоуг считает, что в 30-х годах нашего века разразится Третья Мировая, химическая и бактериологическая война, которая продлится 27 лет и уничтожит треть человечества. Принимая вышесказанное во внимание, все модели предельно ускоренного развития человечества можно считать оптимистическими моделями.
Если же правы пессимисты, то мы будем развиваться «нормально», по Н.Д. Морозову или по Е.П.Блаватской, без скорого осуществления фантазий, зато с громадными человеческими жертвами и глобальными катастрофами. Поэтому автору данного материала хочется считать себя фантастом и оптимистом. Истинная же история человечества будет вершиться Богом или Вселенским Разумом. Этот довод сегодня никто не оспаривает. Спорят, по-большому счёту, о другом: КТО ОН, ЭТОТ РАЗУМ, ВЕЛИКИЙ ПЕССИМИСТ, или ВЕЛИКИЙ ОПТИМИСТ. Что-то глубоко спрятанное в глубинах людских душ на протяжении всей земной истории подсказывает им, что ОН, скорее всего, ВЕЛИКИЙ ОПТИМИСТ.
Владимир Стрелецкий, писатель-футуролог. Г.Киев

Мы живем в сложных, тревожных и неопределенных условиях. Мир резко изменился и продолжает меняться, и поэтому, безусловно, хотелось бы знать вектор, определяющий магистральное направление в широком спектре изменений. Идея прогресса, так долго согревающая сердца и умы людей, оказалась мифом. Во-первых, прогресс коснулся лишь науки, техники, технологий, но отнюдь не затронул сферу социальную, а тем более, духовную. Более, того, научно-технический прогресс обернулся социальными, политическими, экономическими и духовными трагедиями, коснувшимися всех и каждого.

На повестку дня поставлен вопрос не о светлом прогрессивном будущем, а о возможности будущего вообще. А. А. Зиновьев подметил существенную для всех людей потребность верить в будущее и хотя бы в общих чертах его себе представлять. Пожалуй, в аспекте веры – это то, что касается всех людей, и во все времена это существенная особенность человека. Вот как сам А. А. Зиновьев об этом говорит, причем говорит в применении к людям “светлого будущего”, которое утрачивает эту веру: “Жизнь людей зависит от того, как они представляют себе будущее не только свое и своих близких, но и своих потомков, и даже всей человеческой общности, к которой они принадлежат.

Для многих даже будущее всего человечества есть важный фактор их бытия. Люди в прошлом переносили страшные страдания благодаря вере в небесный рай религии, а в ХIX и ХХ веках благодаря вере в земной рай. Мы же лишены такой веры в будущее. Более того, мы живем с уверенностью в том, что нас и наших потомков не ждет в будущем ни земной рай при жизни, ни небесный рай после смерти. Мы живем в страхе перед ужасами будущего. Надо вернуть людям веру в лучшее будущее” .

Духовная элита современного человечества интенсивно занялась поисками вариантов возможного будущего. Довольно значительное число мыслителей пришли к неутешительному выводу: будущего у человечества нет, если оно будет развиваться в том же духе, как это происходит; в лучшем случае человечество протянет еще 40-60 лет.

К счастью, не такими пессимистами оказались другие, которые убеждены в том, что “люди будут продолжать использовать свои врожденные способности и разум для того, чтобы создавать правила, которые служат их долгосрочными интересами и потребностями. Человеческие существа делали это на протяжении десятков тысяч лет, поэтому было бы странным, если бы прекратили так поступать в конце ХХ в.” .

В. И. Вернадский обосновал теорию ноосферы как объективно и необходимо выстраивающейся на основе биосферы сферы разума. Обнадеживает и убеждение в том, что “пока мы можем представить себе другие альтернативы, еще не все потеряно; пока мы можем советоваться друг с другом и вместе планировать, есть еще надежда” .

Конечно же, мы просто обречены осознавать, в каком обществе мы живем, что наша общественная жизнь ухудшилась, что люди “ведут себя саморазрушающим образом и что им нужно активно работать над воссозданием норм своего общества посредством дискуссий, доказательств, культурных аргументов и даже культурных войн .

В современном обществе все большую роль играют новые, или высокие, как говорит Д. Нейсбит, технологии: компьютерные, генные, нанотехнологии. Человечество заворожено их успехами и поэтому либо боготворит их, либо ненавидит, ужасаясь последствий, но в обоих случаях относясь к ним неразумно. Высокие технологии должны быть сопряжены с глубокой гуманностью, и тогда они станут служит нам, а не уродовать нас, считает Дж. Нейсбит [см. 4] “Обсуждение и публичное понимание повышают наши шансы действовать мудро и осмотрительно в виде нарождающихся генетических технологий” – заявляет Дж. Нейсбит .

Во все времена великие представители человечества пытались представить себе, каким будет будущее общества. Пока общественная жизнь была относительно здоровой, будущее рисовалось в радужных тонах, и это нашло свое выражение в оптимистических моделях, которые представлены в социальных, технократических, социалистических и коммунистических утопиях (Платон, Т. Мор, Т. Кампенелла, Т. Мюнцер, Ф. Бэкон, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс).

По мере ухудшения здоровья общества, увеличения его социальных, экономических, политических и духовных недомоганий, происходило некоторое отрезвление, в XX веке появились обескураживающие и даже шокирующие модели возможного будущего: Д. Оруэлл, О. Хаксли, Н. Замятин продемонстрировали логическое завершение коммунизма и капитализма, в равной мере “непривлекательные и неприемлемые” (Д. Оруэлл “1984”; Н. Замятин “Мы”, О. Хаксли “О дивный новый мир”).

С крушением коммунизма выстраиваются в определенной мере “деидеологизированные концепции будущего”. Среди них следует обратить внимание на концепцию А. А. Зиновьева, известного и крупного философа второй половины. ХХ и начала ХХІ вв., поскольку он очень хорошо, “изнутри” знал и коммунизм, и капитализм. В своих работах “На пути к сверхобществу” и в социологически-футуристическом романе “Светлое будущие” А. А. Зиновьев говорит о будущем “сверхобществе” как таком социальном устройстве, которое лишается черт социальности и по существу выходит за пределы общества, превращается в монстра. Это “будущее общество есть общество не только моральных, психических и интеллектуальных уродов, каким уже является наше общество, но и уродов физических. Атомные испытания, искусственные продукты питания, отравленная природа, бактериологические, генетические и прочие эксперименты тому причина” .

М. Веллер в духе идей синергетики обосновывает в своем футурологически-философском сочинении “Кассандра” мысль о неизбежности разрушения современного общества самими людьми для возникновения принципиально новой общности, отвечающей законам установления в мире новой системы со всеми ей присущими атрибутами.

Именно поэтому человек и наделен сверхизбыточной энергией, которую он и воплотит во взрыве или подрыве общественного организма как уже устаревшей и разрушающейся системы. Ф. Фукуяма пишет о “великом разрыве”, переживаемом современным человечеством, в котором также содержится идея завершения нынешней истории, конца ее, и дает характеристику человека, “последнего человека” как он выражается в этой истории, наделенного тимотическим началом, утрачиваемым в условиях современности.

Э. Фромм, выдающийся мыслитель ХХ в. в целом ряде своих произведений проводит мысль о том, что действительной, подлинной настоящей истории как подлинно человеческом бытии, люди еще не изведали, они живут в предистории, каннибальской, по его характеристике.

К. Маркс также предполагал, что только в будущем человечество сможет жить по-человечески, только в коммунистическом будущем начнется подлинная история. Заметим, что Э. Фромм отчасти разделял марксистские идеи. Именно Э. Фромм, философ и психолог, диагностировал современное общество как нездоровое, больное.

Что привело человечество к разрыву, концу истории, к болезненному состоянию, которое выразилось в отчужденности людей от природы, общества и самих себя, в дегуманизации, морально-нравственной деградации, в деградации разумности, и в итоге – в утрате человечности?

Э. Фромм, поставивший диагноз современному больному обществу и убежденный в возможности воссоздания, реанимации здорового общества, предупреждал: “дегуманизированный человек очень скоро утрачивает не только чувства, но и разум, а в безумии своем – даже инстинкт самосохранения” .

Человек человеку становится роботом, человек умирает как человек, констатирует Э. Фромм.

Весь генетический пул человечества может быть изменен, вторит ему Дж. Нейсбит, человек может быть превращен во что угодно. Последний человек остается в предистории общества по мнению Ф. Фукуямы. Причины кроются в организации общества во всех аспектах его существования. В экономике – это безудержная и оголтелая погоня за прибылью, которая привела к тому, что экономика переросла свое прямое назначение – служить удовлетворению жизненно важных потребностей людей и стала обслуживать их нездоровые сверхпотребности. В политике возобладало стремление к власти во имя самой власти. В социальной сфере ослабление связей, их деструкция и извращение. Сокрушительное падение осуществляется в духовной области: деморализация, отчуждение, нарастание агрессии, культ наслаждения пронизали искусство, наука утратила всякие нравственные компоненты и превратилась в самоцель. Сдала свои позиции религия, сосредоточившись на области культа и организации и оставив на периферии веру в ее духовном средоточии.

Вырвалась из-под власти человека техника, а у человека не хватило мудрости и мужества удержать ее в качестве средства, положив ее пределы и меру.

В целом можно констатировать согласившись с А. А. Зиновьевым, что во второй половине ХХ века были утрачены представления о мере во всех сферах деятельности людей началось безудержное и тотальное нарушение меры, которое стало нормой , а значит меру как способ и условие нормальной жизни перестали принимать во внимание. с. Веллер также отмечает эту безмерность, когда пишет об отъявленном гуманизме, о безграничной свободе, перекосивших и изуродовавших социальную и нравственную сферу. Людям предоставили возможность наслаждаться сверх меры, потреблять сверх меры, развлекаться сверх меры, реализовывать себя во всем и всюду сверх меры.

В нашу жизнь ворвалась техника, меры применения которой мы не знаем и не хотим знать. Так, “интеллектуальная техника вторглась в такие сферы, где совершенно не нужна. Жизненно важные проблемы в этих сферах суть не математические и технические задачи … Обычный человеческий ум тут более, чем достаточен. Решающую роль тот играют желания и воля контрагентов, а не отыскание неких оптимальных вариантов. Использование интеллектуальной техники тут создает иллюзию важности ума, маскирует банальность дела и дает оправдание бесчестных поступков. Серьезные исследователи давно установили, что в девяноста случаях из ста, когда применяется сложнейшая интеллектуальная технология, без нее, в принципе, можно обойтись. … ни в каких компьютерах и ни с какими эмпирическими данными не выработаешь научное понимание общества. Тут нужен не компьютерный ум, представляющий собой гипертрофию лишь отдельных свойств человеческого интеллекта, причем самых простых, а ум совсем итого типа, ум творческий, широкий, многогранный, гибкий, диалектический. Компьютерное мышление убило живую ткань познания и творчества. В искусственный интеллект человечество загрузило огромную массу глупости, невежества, мракобесия. В понимании своего общества, своей жизни и самих себя мы оказались на уровне наших первобытных предков” – с горечью резюмирует А. А. Зиновьев .

Безмерное стремление все модернизировать выразилось в наивную и опасную идею о том, “что современный прогресс должен идти не по пути приспособления его достижений к человечеству, а по пути приспособления человека к его достижениям” .

Перенасыщенность информацией посредством одинаковой интеллектуально-информационной техники нивелирует наши природные различия и снижают интеллектуальный уровень. В принципе люди могут знать все, но при этом исключается всякая потребность в понимании.

Сложилась парадоксальная ситуация: все, что по замыслу должно помочь людям стать лучше, обедняет, демобилизует, парализует, оглупляет, омертвляет людей. Вместо “homo sapiens”, “homo moralicus”, “homo pulchris”, мы имеем “homo mechamicus”, “homo consumeris”, “homo economicus”. Человек постепенно превратился в существо, наделенное сверхчеловеческой силой; но при этом он не демонстрирует наивысшей разумности; по мере нарастания своей мощи и возможностям он не становится счастливее, а превращается в несчастное существо; предоставленный сам себе, завоевывая свободу, бежит от нее. Второй причиной сложившегося положения является перекос, перенос усилий человечества, его интеллектуального и жизненного капитала на сферу материального, технического, экономического, политического. Сложилось предубеждение, что задача первостепенной важности – создать человеку материальные условия, обеспечить комфорт, удобство, и в случае достижения оного само собой устроится и образуется нравственный и духовный порядок.

Никто не спорит, что нормальные условия необходимы для нормальной жизни. “Пока люди будут затрачивать основную энергию на то, чтобы защитить свою жизнь от посягательств и на то, чтобы не умереть с голоду, любовь к жизни будет чахнуть” – замечает Э. Фромм . И далее: “человек станет действительно человечным лишь в атмосфере, в которой он может надеяться на то, что он сам и его дети выживут в следующем году и будут жить многие годы спустя” .

Но кто и когда утверждал, что человек должен захлебнуться материальными благами, или самоуспокоиться в сытости, довольстве и безмятежной безопасности?

Человечество зациклилось на политическом переустройстве общества в демократическом аспекте. Часто забывается, что демократия не панацея, да и далеко не лучший способ организации социального бытия, что не раз провозглашалось в философии и политологии, начиная от Платона, Аристотеля.

“Невозможно отделить изменение нашей промышленности и политической организации от изменений в структуре нашего образования и нашей культуры. Ни одна серьезная попытка изменений или преобразований не будет успешной, если она не затронет одновременно все сферы”, – совершенно справедливо утверждает Э. Фромм .

Реорганизация и изменения касаются как раз политических, экономических, экономических, технических сфер, а сфера культуры и образования испытывает на себе негативные последствия бездумного перенесения этих изменений, о чем уже шла речь. Рынок, демократия и технические новации извратили сферу культуры и образования, устранили из них возможность развиваться по законам своего жанра: искусство коммерционализировалось и упростилось, нравственность вытеснилась в область личной жизни, образование техницизировалось. “В настоящее время нравственное поведение все еще можно найти в конкретной жизни многих отдельных людей, тогда как в целом общество дружными рядами движется к варварству” – не констатирует Э. Фромм . А Зиновьев А. А. всегда подчеркивает отсутствие у носителей западной цивилизации – западоидов – нравственных чувств и симуляцию нравственного поведения в тех случаях, когда им это выгодно. Исказилась сама цель общественного развития, которая была сформулирована нашими предшественниками: все во имя человека, для его блага.

“Мы гораздо больше нуждаемся в возрождении человека, чем в самолетах и телевидении, – писал Э. Фромм еще в середине ХХ века. (Сейчас можно было бы добавить, что мы не так уж нуждаемся в компьютерах, средствах мобильной связи и прочих технических забавах). – Если бы хотя бы крупицу разума и практического смысла, использованных в естественных науках, применить к решению человеческих проблем, то это позволит продолжить выполнение задачи, которая составляет предмет гордости наших предшественников в ХVIII веке” . Развитие науки, техники, технологии, индустрии не остановить, да и глупо было бы пытаться это сделать. Промышленный и научно-технический луддизм себя не оправдали.

Науки и техники не следует бояться и не стоит их боготворить. Они должны быть обузданы и в итоге управляемы, что человечеству по силам.

Кроме того, эти столь важные в жизни современного общества области должны быть гуманизированы. Э. Фромм говорил о “гуманистическом индустриализме”, о том, что мы должны сохранить индустриальный метод, но должны децентрализовать труд и государство, чтобы придать им гуманную соразмерность, Дж. Нейсбит, А. Швейцер о необходимости остаться человеком и не выходить за пределы человечности, А. А. Зиновьев предостерегал от превращения человека в сверхчеловека как выродившегося человека.

Образование ныне преследует цель создать человека организации” и оставляет в стороне необходимость научить человека жить по-человечески, т. е. ответственно и свободно, максимально реализуя себя и свою сущность, в состоянии любви к жизни и всем ее проявлениям; научить быть активно сотрудничающим гражданам.

У человека есть все основания и потенциальные возможности для этого, их нужно только высвободить, а не заниматься искусственным его конструированием, с помощью различного рода технологий, включая политтехнологии.

Бесперспективно и стремление отыскать новые идеи, выдвинуть лозунги. Все идеи уже давно сформулированы. “Нам не нужны ни новые идеалы, ни новые духовные цели. Великие учителя человечества уже сформулировали нормы здоровой человеческой жизни , с тех пор, как впервые зародилась идея о единстве рода человеческого и его судьбы, идеи и идеалы человечества были в основном одни и то же” , да и “люди нуждаются не в лозунгах, а в личностях, которые обладают мудростью, твердыми убеждениями и решимостью действовать в соответствии с этими убеждениями . В этих словах Э. Фромма содержится и мысль о бесполезности заклинаний в процессе образования, и конкретная задача ориентироваться на лучших представителей человечества, его духовную элиту.

Лозунги предлагает идеология, которая по словам А. А. Зиновьева, является средством оболванивания людей, превращения их в некие стандартизированные и нужные системе особи . Идеология создает априорные по отношению к человеку формы (клетки), сквозь призму которых человек воспринимает и должен воспринимать мир. Идеология неизбежна, но современные идеологии выродились так же, как и многие другие явления социально-духовной жизни, или измельчали, так как были извращены эпигонами. Сложилось так, что “массы людей всегда жили, живут и будут жить в идеологически-психологическом бреду” .

Чтобы вырваться из состояния этого бреда, “нам нужно серьезно отнестись к тому, во что мы верим, чему учим и что проповедуем … Внушение людям основных идеалов и норм нашей цивилизации – это в первую очередь задача образования” , – настаивает Э. Фромм. Следовательно, целью образования должно быть формирование личности, разумной и нравственной.

А. Швейцер и Э. Фромм совершенно справедливо и честно писали о том, что общество боится личности, поскольку она является средством выражения духа и истины, которым оно (общество) хотело бы заткнуть рот, и что, к сожалению, власть общества так же велика, как и этот страх.

А поскольку именно общество выстраивает определенную и нужную ему систему образования и воспитания, то приходится с сожалением констатировать, что образование современное не может формировать полноценную личность. Некогда человечество увлеклось изучением и преобразованием природы в своих целях и затем непринужденно, автоматически перенесло свой безграничный энтузиазм на человека, а теперь уже готово преобразовывать человека, вмешиваясь в его генетический код. В прошлое время пытались изменять человека в социальности аспекте, по менее, чем скудным знаниями о нем.

Даже природу следовало бы осторожно и осмотрительно изменять, с учетом всех предполагаемых последствий, тщательно взвешивая все “за” и “против”, не говоря о человеке.

Принимаясь за человека, на него смотрят также потребительски и хшунически, что совершенно недопустимо. Те из людей, которые безответственно и безрассудно посягают на человеческую природу, не только превышают свои всегда должные быть ограниченными в нормальном обществе полномочия, но замахиваясь на развившееся в течение миллионов лет человеческое существо, проявляет себя как “недочеловеки”. И в обществе должны появиться здоровые силы и мужественные люди, их носители, которые сумеют дать отпор таким нравственным, духовным уродам. До тех пор, пока не придет глубокое осознание необходимости бережного и гуманного отношения к человеку, сохранения его как человека, гибельности стремлений переделать человека в угоду чьим-то целям, вытравить у него его человеческое естество, общество не сумеет обеспечить себе жизнь и будущее. Целью общественного развития может и должен быть только человек.

Литература

1. Вемер М. Кассандра. – М.: АСТ, 2007.

2. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. – М.: Астрель, 2008.

3. Зиновьев А. А. Светлое будущее. – М., АСТ, 2006.

4. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.

5. Фромм Э. Здоровое общество. – АСТ: Хранитель. – М., 2006.

6. Фромм Э. Иметь или быть. – АСТ: Москва, 2008.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв.– М.: АСТ, ЗАО НПП “Ермак, 2004.

8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – АСТ, Москва: Хранитель, 2007.

Аннотация

Л. И. Зиннурова. Современная философия о прогнозах и перспективах будущего человечества.

В статье проводится анализ наиболее интересных и глубоких концепций, касающихся перспектив и прогнозов возможного будущего человечества и обосновывается вывод о необходимости духовного возрождения человека.

Zinnurova L. I. Modern philosophy of Prognoses and perspectives of Future Mankind.

The analusis of the most interesting and deep concepts conserning, perspectives and prognoses of possible future of Mankind is being done in the article.

Анотація

Л. І. Зіннурова. Сучасна філософія про прогнози і перспективи майбутнього людства.

У статті аналізуються найбільш цікаві і глибокі концепції, що стосується перспектив и прогнозів можливого майбутнього людства, а також обґрунтовується висновок про необхідність духовного відродження людини.

Зиннурова Л. И. – кандидат философских наук, доцент

Ученые до сих пор спорят о том, как давно на Земле появился человек разумный (Homo sapiens). Точно известно следующее: около 40 тысяч лет назад наши далекие предки уже жили на всех континентах. При огромной культурной разнице, в физиологическом и анатомическом смысле они были очень похожи на современных людей. Ученые полагают, что и сегодня Homo sapiens продолжает эволюционировать. При этом его организм оказывают влияние не только природные факторы (особенно те из них, которые вызывают генетические мутации), но и социокультурные параметры.

Поговорим о том, какие изменения человека в грядущие тысячелетия исследователи считают наиболее вероятными.

Источник: depositphotos.com

Увеличение роста

По данным антропологов, рост первобытного человека не превышал 160 см. Сейчас такие люди считаются низкорослыми. Средний рост россиянина в наши дни составляет 175-178 см, и даже среди представительниц прекрасного пола рост выше 170 см встречается довольно часто. Впрочем, данный параметр сильно зависит и от этнических особенностей, и от индивидуальной наследственности. Кроме того, ученые заметили, что в развитых странах, где высококалорийная пища доступна для всех, средний рост представителей каждого следующего поколения увеличивается, в то время как в регионах, где до сих пор наблюдается недостаток продуктов питания, этого не происходит. Учитывая, что международное сообщество прилагает серьезные усилия для борьбы с голодом, можно предположить, что человек и в будущем будет понемногу подрастать.

Потемнение волос и глаз

Научно-технический прогресс сделал человека мобильным. Сейчас люди свободно перемещаются по миру, меняют места жительства и ассимилируются. Так происходят перенос и вливание нового генетического материала в этнические группы, до недавнего времени жившие обособленно и сохранившие специфическую внешность. В тех случаях, когда специфика обусловлена рецессивными генами, она исчезает. Уже сегодня наблюдается уменьшение количества людей со светлыми волосами и глазами. Ученые считают, что этот процесс будет продолжаться, и в будущем голубоглазые блондины станут настоящей редкостью.

Увеличение числа полных людей

Причиной роста числа людей, имеющих избыточный вес, является не столько доступность высококалорийных продуктов, сколько сдвиг пищевых пристрастий многих жителей развитых стран в сторону фастфуда. Такая еда удобна, ее не нужно готовить. Помимо того, производители вводят в ее состав добавки, вызывающие привыкание и отказ от обычной домашней пищи. Печальные результаты повального увлечения фастфудом стали заметны давно. По статистике, за последние 20 лет количество европейцев, страдающих ожирением, увеличилось вдвое. К сожалению, без осознанного перехода на здоровое питание этот процесс будет продолжаться.

Изменения зубов и челюстных костей

Основным фактором перемен во внешности выступает изменение рациона человека. Доля продуктов, употребляемых в необработанном виде, неуклонно уменьшается. Производители пищи, стараясь сделать ее как можно более привлекательной, часто идут по пути устранения твердых компонентов. Потребление еды, практически не нуждающейся в измельчении, приводит к тому, что жевательный аппарат человека не испытывает запрограммированных природой нагрузок и постепенно становится ненужным. На практике это приводит к ослаблению челюстных костей, жевательных мышц и зубных тканей. Многие люди уже сегодня рождаются без зубов мудрости. По мнению ученых, есть вероятность, что зубы человека с течением времени будут мельчать, а ослабление челюстного аппарата приведет к изменению черепа, что сильно скажется на внешности наших далеких потомков.

Сокращение объема мышц

Повседневные дела современного человека, как правило, не требуют значительных мышечных усилий, а заниматься спортом стремятся далеко не все. Таким образом, крепость мышц и скелетных костей становится излишним с точки зрения эволюции признаком. Существуют гипотезы, представляющие человека будущего в виде физически слабого существа с огромным мозгом, но не способного даже самостоятельно передвигаться. Скорее всего, это преувеличение, но то, что мы физически гораздо слабее первобытных предков, можно считать установленным фактом.

Ослабление иммунной системы

Прогресс медицины помог человечеству избавиться от многих смертельно опасных недугов и поспособствовал увеличению продолжительности жизни. К сожалению, многие научные открытия имели и отрицательные последствия. В частности, широкое использование антибиотиков стало причиной ослабления естественного иммунитета человека. Наша иммунная система уже привыкла к тому, что ее функции берут на себя лекарственные препараты, средства бытовой химии и парфюмерно-косметические товары. Ряд ученых считает, что и в дальнейшем защитные силы человека будут слабеть, делая его все более зависимым от достижений цивилизации.

Стирание гендерных различий

Некоторые исследователи говорят о развитии в будущем постгендерного общества. Так они называют общность людей, гендерные различия между которыми в значительной степени стерты. Отдельные элементы подобных перемен можно наблюдать уже сегодня. Многие жители развитых стран проявляют несвойственные своему полу черты и привычки (появляются слишком женственные мужчины и излишне мужественные женщины). Растет количество однополых семей, а также число людей, стремящихся воспользоваться репродуктивными технологиями, не требующими участия постоянного партнера противоположного пола. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что со временем естественное воспроизводство совсем исчезнет, но и тенденции стирания гендерных различий не стоит совсем сбрасывать со счетов.

Рост числа людей, страдающих депрессией

По статистике, около трети американцев сегодня страдают от депрессии. Современный человек практически ежедневно попадает в стрессовые ситуации, влекущие ухудшение его физического и психического здоровья. Ученые полагают, что со временем ситуация будет усугубляться, и считают склонность к депрессии одним из факторов, способных привести человечество на грань вымирания.

Прогнозы исследователей выглядят неутешительно. Получается, что наши потомки обречены быть слабыми, болезненными, депрессивными и чрезмерно зависимыми от достижений цивилизации. В некотором смысле это правда, но каждый из нас все же может повлиять на ситуацию. Необходимо изменить собственное существование: отдать предпочтение здоровому питанию, заняться спортом, отказаться от неоправданного употребления лекарств, выработать позитивный взгляд на мир. Только так мы подадим своим детям благой пример, который поможет им жить правильно, интересно и эффективно. В конечном счете это способно положительно отразиться на здоровье и внешности следующих поколений.

Видео с YouTube по теме статьи:

Когда писатели-фантасты и футурологи представляют себе людей в далеком будущем, они никогда не предполагают, что наши потомки будут выглядеть точно так же, как мы. В конце концов, мы получим доступ к мощным инструментам, которые будут способны превратить нас в киборгов, расшифровать ДНК и т.д. Поэтому нет границ в представлении о том, как мы можем измениться или изменить сами себя.

Вот 10 странных и необычных теорий пост-человеческого будущего.

1. Добровольный регресс


Для начала списка не может быть лучшей теории, чем предположение о том, что человечество вовсе не сделает шаг вперед (как предполагают большинство футуристов), а совершит гигантский скачок назад. Основной предпосылкой является то, что общество сейчас в основном потребительское, и мы должны взять на себя ответственность за регресс (с эволюционной точки зрения) до состояния, когда человек не наносит вреда планете. Став пред-цивилизационным обществом, мы бы перестали быть угрозой для планеты, природы и для самих себя. Конечной целью будет конец цивилизации и наше возвращение в джунгли.

2. Добровольное вымирание


Но зачем останавливаться на достигнутом, если вы можете устранить человеческий род в целом - а еще лучше, сделать это таким образом, чтобы каждый поверил в эту идею? Такова цель «Движения за добровольное исчезновение человечества» (VHEMT). Активисты движения ведут работу по поэтапному отказу от человеческого рода, убеждая человечество остановить размножение. Вооружившись лозунгом «Жить долго и счастливо вымереть», конечная цель VHEMT в том, чтобы вернуть Землю к своему естественному, здоровому состоянию. Человечество исчезнет, и все остальные живые существа на Земле смогут стать свободными для жизни, смерти и самостоятельного развития. Сторонники модели добровольного человеческого вымирания утверждают, что они не человеконенавистники, они просто предлагают "надежную альтернативу нещадной эксплуатации и полному уничтожению экологии Земли".

3. Повышение «экологичности» человека


Некоторых «экологические» футуристов не устраивают варианты, при котором человечество деградирует или самоуничтожается. Но они также не уверены в нашей способности решения проблем изменения климата и предотвращения других экологических катастроф. Решение таких проблем, по их мнению, возможно при добровольном изменении человечеством самого себя, для жизни в гармонии с планетой. Философы С. Мэтью Ляо (S. Matthew Liao), Андерс Сандберг (Anders Sandberg), и Ребекка Роуч (Rebecca Roach) считают, что люди должны будут перейти на употребление фарм-заменителей мяса (для сокращения поголовья скота и, как следствие, для сокращения нагрузки на природу), прибегнуть к биоинженерии с внедрением генов кошек, отвечающих за зрение (для сокращения потребности в электричестве), а также уменьшить свой физический размер, для минимизации нашего экологического следа (они рекомендуют снизить на 21% массу тела для мужчин и на 25% для женщин). Они также надеются увеличить нашу силу воли, которая будет иметь периферийный эффект для активизации чувств сочувствия и альтруизма.


Но зачем ограничивать себя добавлением нескольких новых черт, когда мы можем взять сразу много полезных характеристик из животного мира? Трансгенные технологии, позволяющие генетическое смешение человеческих и животных характеристик, могут позволить создать почти бесконечное множество гибридов человека и животного. Нам есть что позаимствовать из животного мира: Собаки слышат и чувствуют запах гораздо лучше нас, кошки могут видеть в темноте, некоторые приматы имеют лучшие навыки запоминания, а у птиц чрезвычайно сильное зрение.

5. Все для мозга, а не для мускулов


Это классическое видение - мозг является приоритетом перед телом. В своей работе 1893 года "The Man of the Year Million", Герберт Уэллс заложил идею, что зависимость человечества от технологий в конечном счете приведет к снижению зависимости от тела, и большей зависимости от мозга. Даже простой нож и вилка, утверждал Уэллс, в конечном итоге сделают человеческую челюсть ненужной. Современные удобства, такие как моторизованный транспорт приведут к ненужности ног, торса, и практически всех мышц. Наши потомки, по существу, станут огромным мозгом, который передвигается на руках. Но насколько реально это видение? В соответствии с принципами дарвинизма, физические характеристики на самом деле исчезнут, если они постоянно не будут подвергаться селекционному давлению. Что же касается массивного «луковичного» черепа, то это вряд ли, учитывая, что размер мозга не коррелирует с интеллектом, а также тот факт, что мы постепенно разгрузим наше мышление, передав часть функций внешним устройствам.


"Коллективный Разум" является возможным состоянием будущего человечества, в котором оно приняло формы общественного разума, как это происходит у муравьев или пчел. В таком состоянии человеческая воля во многом диктуется требованиями коллектива, или какой-то всеобъемлющей организации. Тоталитарные эксперименты XX века были прототипами этой идеи, но к счастью были ограничены примитивностью своих технологий. Но, глядя в будущее, можно легко представить себе, пугающую перспективу возобновления усилий государства по контролю над мыслями и действиями населения - с помощью повсеместного наблюдения и технологий контроля. Но новый "Коллективный разум" можно рассматривать и как позитивный шаг вперед в человеческом общении и социальной организации, что многие называют Ноосферой.


Расширенные репродуктивные и кибернетические технологии оказывают глубокое влияние на нашу биологическую природу. В настоящее время мы размножаемся половым способом, мы бинарный вид, состоящий из женщин и мужчин. Но мы можем перестать существовать как биологический организм в традиционном смысле. Люди не будут привязаны к одному конкретному биологическому полу, они смогут избавиться от гендерных черт и стать бесполыми. Еще более радикальным является возможность создания новых биологических полов, или аморфных гендерных признаков, которые могут быть изменены на лету.

8. Контроль над признаками тела


Вспомогательные репродуктивные технологии, такие как геномика, позволят будущей паре осуществить выбор определенных признаков, или, как это чаще всего называют, участвовать в «дизайне детей». Также возможно, что передовые генные технологии, и в частности, генная терапия, позволят людям изменить свои признаки уже после своего рождения. Однако, ряд физических способностей могут быть использованы людьми для получения преимущества в некоторых областях, что приведет к своего рода «гонке вооружений». Возьмем к примеру спорт. Баскетболисты борются за рост, в то время как пловцов интересует длина конечностей. Сегодня спортсмены еще до прихода в спорт должны обладать этими характеристикам. Однако, стоит отметить, что изменения могут превысить все вообразимые пропорции человеческого тела, что приведет к некоторым странным и экстремальным физическим формам.

9. Люди изменятся для покорения космоса

Ни для кого не секрет, что людям в их нынешнем виде, нечего делать в космосе. Долгосрочная невесомость и солнечная радиация - слишком плохие условия для хрупких существ вроде нас. Но это не помешало выдвижению теорий о том, как люди могут измениться, чтобы переносить суровые космические нагрузки - и их решения совсем не мелкие. Эксперт по нанотехнологиям Роберт Фрейтас предложил идею ликвидации легких человека, после чего отпадет потребность в воздухе. Рэй Курцвейл предположил, что в будущем люди не будут нуждаться в продовольствии, а будут оснащаться вместо этого нанороботами, которые будут активизировать наши клетки. И даже Крейг Вентер призвал к разработке внутреннего уха, которое позволит людям избежать укачивания, генов регенерации костей, и адаптации ДНК для устойчивости к излучению. Он также предположил, что у нас будет маленький рост, более высокий процент использования энергии, окончательно исчезнут все волосы на теле.

10. Uploads


Хотя идея загрузки человеческого сознания в суперкомпьютер сама по себе странна, некоторые представления о жизни после загрузки еще более невообразимы. Например, предположение, что загруженный в компьютер разум сможет создавать неограниченное количество копий самого себя. Основой этого предложения является подозрение, что копирование самого себя будет быстрым и дешевым. Загруженный ум также сможет быть внедрен из тела человека в тело робота, навсегда изменяя реальную физическую форму. Другой увлекательной возможностью может стать изменение основных параметров компьютерной среды. Это может привести к чему-то за пределами человеческого понимания, как в плане физического пространства (например, добавление или изменение размеров физики окружающей среды), так и характера психологического и субъективного осознания себя.

Поделиться