Годы серебряного века русской литературы. Поэты серебряного века русской поэзии

«Серебряный век» … Атмосферу этого периода создавали не только непосредственно художники-творцы. Но и организаторы художественной жизни, знаменитые меценаты. Если верить легенде, эту золотую страницу русской культуры назвал «серебряным веком» философ Николай Бердяев. Поэзия «серебряного века» отмечена беспримерным в истории культуры духовным всплеском. Нам известна лишь малая часть культурного богатства, накопленного человечеством. Поэты и философы «серебряного века» стремились к овладению всеми пластами мировой культуры.

Принято определять границы «серебряного века» всего лишь четвертью столетия: 1890-1913 годы. Однако с обеих сторон эти границы весьма спорны. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-го – Мережковский и ранний Брюсов. Антологии – начиная со времён знаменитых антологий Ежова и Шамурина – обычно начинают с Вл. Соловьёва, чья поэтика сформировалась ещё в 1870-е годы. Сборник «Сонет серебряного века» открывается Плещеевым. В начале века к предшественникам модернизма относили Гоголя, Тупгенева, Достоевского. Символисты помещали у истоков своей школы то Случевского и Фофанова, то Эсхила – и чуть ли не поэзию Атлантиды.

На вопрос: «Когда закончился «серебряный век»? нормальный средний интеллигентный человек ответит: «25 октября 1917 года». Многие назовут 1921-й – отмеченный гибелью Блока и Гумилёва. Но к поэтам «серебряного века» относят Ахматову, Мандельштама, Пастернака, Цветаеву, которые создавали свои стихи и после 1920-го, и после 1930-го годов.

Творчество некоторых поэтов послереволюционной эпохи никак не вписывается в рамки соцреализма. Поэтому отнесённость поэта к «серебряному веку» правильнее будет определять не датами, а поэтикой.

Поэтов «серебряного века» интересует поэтические возможности слова, тонкие оттенки смыслов в стихотворениях. Редки в эту эпоху эпические жанры: поэма А. Блока «Двенадцать», М. Кузьмина «Форель разбивает лёд», но в этих произведениях отсутствует связный сюжет.

Форма в «серебряном веке» играет главную роль, поэты экспериментируют со словом, рифмой. Каждый автор ярко индивидуален: сразу можно определить, кому принадлежат те, или иные строки. Но все стремятся сделать стих более ощутимым, чтобы каждый мог прочувствовать каждую строку.

Ещё одна особенность поэзии «серебряного века» – использование мистических смыслов, символов. Мистика окрашивала собою вечные темы: любовь, творчество, природа, родина. Даже мелким деталям в стихах придавался мистический смысл…

Поэзия «серебряного века» трагична, пропитана ощущением вселенской катастрофы, мотивами гибели, разрушения, увядания – отсюда термин «декаданс». Но окончание – это всегда и начало, и в сознании поэтов «серебряного века» присутствует предчувствие начала новой жизни, грандиозной, славной.

Сложность и неоднозначность мировоззрений «серебряного века» породили множество поэтических направлений: символизм, акмеизм, футуризм.

Если Вы хотите получить более конкретную информацию о жизни и творчестве поэтов и писателей, ближе познакомиться с их произведениями, онлайн репетиторы всегда рады Вам помочь. Онлайн преподаватели помогут сделать анализ стихотворения или написать отзыв о произведении выбранного автора. Обучение проходит на основе специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Если пушкинский период называют Золотым веком, то Серебряный век невозможно ассоциировать с каким-либо одним именем. Он ушел от нас безвозвратно почти столетие назад, но его музыка все еще слышна. Этот период - граница между 19 и 20 веками. Поэты Серебряного века яростно отстаивали свое видение мира в борьбе разных направлений. Их стихи были необычайно лиричны и музыкальны в своих переживаниях и надеждах на будущее.

Появление символизма

История появления названия "Серебряный век" неизвестна. Он больше символизирует духовный и художественный рост начала 20 века. Необычайный подъем произошел во всех областях, касающихся духовной жизни России, а также в науке и технике. Поэзия очень тонко уловила противоречия духовного роста и предчувствие приближающейся катастрофы.

Основой всех литературных направлений был модернизм, целью которого было преобразование мира и духовное возрождение человека. Самым значимым был символизм, ставший общественным явлением. Поэты Серебряного века пытались проникнуть в тайны мироздания через символы, которые сами создавали и которые имели многозначный смысл. Существующий мир признавался ими как вторичный, который являлся искаженным отражением божественного начала. Они искали пути объединения этих миров через символы.

Поэты символизма

Александр Блок внес существенный вклад в развитие символизма. В юности он считал основой мира женское начало, вознося его до верхнего предела совершенства. В дальнейшем он расширил направление символизма, перешагнув за его пределы. Творчество Блока - это не только дореволюционная лирика, но и начало новой советской поэзии. Ощутив соприкосновение мечты с реальностью, поэт почувствовал резкое противоречие между ними. С одной стороны, он вторгся в мир иллюзий и мистики, но это не привело его к истине, к которой он так стремился.

Испытав любовные разочарования, Блок не отошел от романтизма, приняв революцию как вспышку народной стихии. Уходя от символизма к реализму, Блок снова возвращался назад, понимая, что только через искусство можно приблизиться к истине:

Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Дмитрий Мережковский постоянно искал духовные основы жизни, пытаясь дать свою новую оценку классике. Как зачинатель символизма, он развивал темы безысходности, одиночества и раздвоенности личности:

Ты сам - свой Бог, ты сам свой ближ-ний,
О, будь же собс-твен-ным Твор-цом,
Будь без-дной вер-хней, без-дной ниж-ней,
Сво-им на-чалом и кон-цом.

Зинаида Гиппиус искала пути к развитию русской художественной культуры через философские идеи и символизм, выступая против реализма.

Направленность к символизму имело творчество Владимира Соловьева, представляющего существующий мир как безнадежный отблеск мира идей:

Бес-кры-лый дух, зем-лею по-лонен-ный,
Се-бя за-быв-ший и за-бытый бог…
Один лишь сон - и сно-ва, ок-ры-лен-ный,
Ты мчишь-ся ввысь от су-ет-ных тре-вог.

Идеализмом и утопией бредили все поэты Серебряного века, которые поддерживали символизм. Вячеслав Иванов искал способы преодоления разобщенности людей посредством идей по спасению мира красотой и искусством:

Мыс-лей без ре-чи и чувств без наз-ва-ния
Ра-дос-тно-мощ-ный при-бой.
Зыб-кую на-сыпь на-дежд и же-лания
Смы-ло вол-ной го-лубой.

Иннокентий Анненский не был символистом, но его поэзия находилась в русле разлада с действительностью. Никто другой не смог так высокохудожественно описать страдания одинокой и болезненной души.

Федор Сологуб был одним из самых активных участников движения символистов. В его стихах звучит отчаяние. Поэзия Сологуба очень проста, но изысканна и выразительна:

Я - бог та-инс-твен-но-го ми-ра,
Весь мир в од-них мо-их меч-тах.
Не сот-во-рю се-бе ку-мира
Ни на зем-ле, ни в не-бесах.

Акмеизм

Русские поэты Серебряного века были разобщены между собой разными направлениями, количество которых постепенно возрастало. Валерий Брюсов пытался объединить все течения в одну художественную систему через историзм и рационализм. Со временем символизм стал сдавать позиции. Излишняя музыкальность стиха лишала его логического смысла. Пафос религии и мистики не мог долго держаться и стал шаблонным.

К 1910 году от символизма отошли многие поэты Серебряного века. Список их значительно поредел с появлением акмеизма, который возник как противовес, основываясь на предельно четкой и реалистичной поэзии. Николай Гумилев был основателем этого литературного течения, но сам же ему противоречил, унося слушателей своими стихами в мир романтики, рыцарства и экзотики. В русле этого течения находилась Анна Ахматова - мастер любовной лирики.

Футуризм

Представители нового течения - футуризма - стремились разрушить все устои, претендуя на искусство будущего. Владимир Маяковский, пытался донести правду до народа и пробудить его. Игорь Северянин, используя в своей поэзии неологизмы, создавал необыкновенные стихи, в которых слышалась музыка.

Сергей Есенин не относился ни к каким течениям, создавая символические образы с помощью метафор. Его стихи запечатлели единство природы и души русского человека. Лирические образы Есенина были по-настоящему художественными: "Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари...".

Закат Серебряного века

Поэты Серебряного века большей частью погибли в гражданскую войну и в период репрессий. Некоторые эмигрировали, но дух свободы, поддерживаемый родиной, был безвозвратно утерян. Эта изумительная лирика прошлого заставила многих задумываться о смысле жизни и пустила глубокие корни в современную жизнь. Поэзия Серебряного века звучит до сих пор.

Предварительный просмотр:

С ЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

Серебряный век - термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего поэзию модернизма, т.е. новую, современную) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в.

Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые – 1880-ми. Расхождения по поводу его конечной границы велики: от 1913–1915 до середины 20 в. Однако постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1920-х.
Вадим Крейд, русский поэт и литературовед считал: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан серебряный век, но сама эпоха кончилась. По инерции продолжались еще и некоторые объединения - как, например, Дом искусств, Дом литераторов, «Всемирная литература» в Петрограде, но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева (поэт был расстрелян в 1921 году).
Серебряный век эмигрировал - в Берлин, в Константинополь, в Прагу, в Софию, Париж... Но и в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.»

Серебряный век был представлен различными течениями:

СИМВОЛИЗМ –– одно из модернистских течений в русской поэзии рубежа веков (1890-1910)

–– Искусство, с точки зрения поэтов-символистов, –– это «постижение мира иными, не рассудочными путями», возможность увидеть за миром внешним «мистически прозреваемую сущность» .

–– Символ (греч. symbolon –– условный знак) –– это поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления. «Символ –– окно в бесконечность» (Ф.Сологуб). «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении» (Вяч. Иванов).
Так, "Незнакомка" Блока может быть прочитана как рассказ в стихах о встрече с обворожительной женщиной. В то же время Незнакомка - это символ, в котором и авторская тревога о судьбах красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности "грязи" и "чистоты" в этом мире…

НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Для поэзии символистов характерна
☺ недосказанность, утаенность смысла;

 передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии.

 Элитарность. Творчество символистов изначально было обращено к избранным, посвященным. Поэт рассчитывал на читателя-соавтора, не стремясь быть понятым всеми.
Издательство «Скорпион»; альманах «северные цветы»; журналы «Весы», «Золотое руно».
«Старшие символисты» - их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью.

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945)

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924)

Бальмонт Константин Дмитриевич

Сологуб Федор (Федор Кузьмич Тетерников) (1863–1927)

«Младшие символисты» - в их поэзии стремление к высшему идеалу, вера в высшее предназначение искусства.

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев)

Блок А.А. (1880–1921)

Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949)


АКМЕИЗМ (греч. akme – высшая степень чего- либо) –– модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Главное значение в поэзии приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира . С. Городецкий писал: "Борьба между акмеизмом и символизмом... есть, прежде всего, борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время..."

Основные принципы акмеизма.

–– Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности.

–– Предметность и четкость образов, отточенность деталей.

–– Перекличка с минувшими литературными эпохами.

Литературное объединение «Цех поэтов», журнал «Аполлон»,

Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889-1966)

Гумилев Николай Степанович (1886–1921)

Городецкий Сергей Митрофанович

Зенкевич Михаил Александрович(1891–1973)

Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938)

ФУТУРИЗМ (лат. futurum – будущее) –– авангардистское течение начала ХХ века (1910 годы).

Основные признаки футуризма.

–– Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.

–– Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.

–– Экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат.

–– Поиски «раскрепощенного», «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста. Давались уничижительные отзывы предшествующей культурной традиции и современному искусству. Например, "презрение" к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте "Пощечина общественному вкусу" таким образом: "С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!" Еще более оскорбительной могла показаться оценка Д. Бурлюком выдающихся художников-современников: "Серов и Репин - арбузные корки, плавающие в помойной лохани". Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский - в "женской" по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.

Бурлюк Давид Давидович (1882–1967)

Каменский Василий Васильевич (1884–1961

Крученых Алексей Елисеевич (1886–1968)

Маяковский В.В. (1893–1930)

Хлебников Велимир (1885–1922) (Виктор Владимирович Хлебников)

Старшме символисты
Ф. К. Сологуб «Чертовы качели»
В тени косматой ели,

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Доска скрипит и гнется,

О сук тяжелый трется

Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом

Шатучая доска,

И черт хохочет с хрипом,

Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Хватаюсь и мотаюсь,

И отвести стараюсь
От черта томный взгляд.

…………

В тени косматой ели

Визжат, кружась гурьбой: –

Попался на качели,

Качайся, черт с тобой!

Я знаю, черт не бросит

Стремительной доски,

Пока меня не скосит

Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется

Крутяся, конопля,

Пока не подвернется

Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели,

И лбом о землю трах!

Качай же, черт, качели,

Все выше, выше… ах!

Дыр бур шил

убещур

скум

вы со бу

р л эз

Футуризм
Велимир Хлебников

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пился облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Акмеизм. Н.Гумилев «Жираф»

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Младшие символисты.
А.Блок.
Отворяются двери –– там мерцанья,

И за ярким окошком –– виденья.

не знаю –– и не скрою незнанья,

Но усну –– у потекут сновиденья.

В тихом воздухе –– тающее, знающее…

Там что-то притаилось и смеется.

Что смеется? Мое ли, вздыхающее,

Мое ли сердце радостно бьется?

Весна ли за окнами –– розовая, сонная?

Или это Ясная мне улыбается?

Или только мое сердце влюбленное?

Или только кажется? Или все узнается?


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТА АГРОЭКОЛОГИИ - ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ЧГАА»

КАФЕДРА МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОСДТВА


ТЕМА: «Русская поэзия Серебряного века»


Выполнил: Ситдикова Алина

Проверил: ст. Преподаватель

Шулакова Е.Л.


Введение


Конец 19 - начало 20 в. Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.

В России возникает социально-политическая напряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелись затянувшийся феодализм и неспособность дворянства выполнять роль организатора общества и выработать общенациональную идею, и не желавшая уступок вековая ненависть мужика к барину - все это рождало у интеллигенции чувство приближающихся потрясений.

И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Особенно динамично в это время развивалась русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры начала XX века. Однако постепенно термин «серебряный век» стали относить к той части всей художественной культуры России конца XIX- начала XX века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и частично футуристической литературы.

В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно делится на следующие направления: символизм, акмеизм, футуризм.


Символизм


Символизм (от греч. Symbolon - условный знак)- литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом является земное подобие творчества божественного. Ключевым понятием символизма является символ - многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ - окно в бесконечность). Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

Эстетика символизма:

) За грубой и скучной повседневностью скрывается таинственный идеальный мир, который можно раскрыть только при помощи символов-намёков;

) Задача поэзии - выразить всю жизнь через эти символы особым языком, богатым поэтическими интонациями;

) Только искусству дано приникнуть в суть бытия, так как оно способно постичь мир всесильной интуицией.

Основные черты символизма:

Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты;

Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний;

Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание;

Поэт - творец идеальных миров - мистического, космического, божественного;

Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов.

Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русской символизм резко отличался от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.

Поэтами - символистами были - Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис. Их идеологом выступал Д.Мережковский, а учителем - В.Брюсов.

Свои взгляды Мережковский изложил сначала в докладе (1892), а затем в книге "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"(1893). Эти мысли были вызваны ощущением неразрешимых духовных противоречий времени. Выход из создавшейся ситуации предсказывался через подъём к "идеальной человеческой культуре" в результате открытия божественной сущности мира. Эту цель должно было осуществить искусство с помощью символов, выливающихся из глубин сознания художника. Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Свою концепцию он развил в публицистических статьях и трилогии ярких исторических романов «Христос и Антихрист» (1896-1905).

К. Бальмонт отстаивал иное представление о новой литературе в статье «Элементарные слова о символической поэзии»(1900). Главным здесь стало стремление к «более утончённым способам выражения чувств и мыслей», для того чтобы «огласить»-«как бы против воли» автора - таинственный «говор стихий» Вселенной, мирового хаоса. В художественном творчестве была усмотрена «могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок, звуков», выразить этими средствами невнятные затаенные начала космоса. Столь утончённое мастерство появилось в богатом, подвижном, поэтическом мире самого Бальмонта.

В. Брюсов в статье «Ключи тайн»(1904) писал: «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство то, что в других областях мы называем откровением». Науке было противопоставлено интуитивное прозрение в момент творческого вдохновения. А символизм понимался как особая литературная школа.

А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. В статье «О религиозных переживаниях» (1903) вдохновитель «младосимволистов» утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии». В более поздних воспоминаниях А. Белый чётко определил пробуждения «младосимволистов» начала 900-х гг.: «приблизиться к мировой душе», передать в субъективно лирических изданиях Её голос». Мечты о грядущем скоро прояснились.

На политику (события 1905г.) А. Белый отозвался статьёй «Луг зелёный», где с опорой на «страшную месть» Гоголя нарисовал образ-символ: Россия «спящая красавица, которую некогда не разбудят от сна». К мистическому постижению души родины, «сознания современной души» призывал А.Белый, а свою концепцию назвал «религией жизни».

Все символические программы воспринимались новым словом в эстетике. Однако они были тесно связаны с мировой культурой: немецкой идеалистической философией (И. Кант, А. Шопенгауэр), французской поэзией (Ш Болдер. П. Верпен),с языком символов О. Уальда, М. Метерлинка, позднего Г. Ибсена.

Отечественная литературная классика дала символистам главное - понимание человека и своей родины, её культуры. В творчестве XIX в. Были обретены эти священные ценности.

В наследии Пушкина символисты увидели слияние с царством божественной гармонии, вместе с тем - горькие раздумья о русской истории, судьбе личности в городе Медного всадника. Великий поэт притягивал прозрениями в идеальной и реальной сферах жизни. Особой властью обладала «демоническая» тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. Магнетизм исходил от гоголевской концепции России в её неостановимом движении к грядущему. Двойничество как мрачный феномен человеческого духа, открытое Лермонтовым, Гоголем, Достоевским, определило чуть ли не ведущий поиск поэтов рубежа веков. В философско-религиозных откровениях этих русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде прикосновения к «тайному тайных» по-иному отвечали Тютчев, Фет, Полонский. Тютчевское постижение связей между «теми» и «этими» мирами, соотношение разума, веры, интуиции, творчества многое прояснило в эстетике символизма. Фет был дорог образом художника, покидающего «родные пределы» в стремлении к идеалу преображающему скучную явь неудержимой мечтой.

Непосредственным же предтечей символистов стал Вл. Соловьёв. В реальной действительности, считал он, хаос подавляет «нашу любовь и не даёт осуществляться её смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира, вечной женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной истиной. Особая роль в подъёме к таким высотам отводилась искусству, поскольку в нём «упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между душой и вещью».



Название "акмеизм" произошло от греч. акме- остриё, вершина.

Теоретическая основа - статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, М. Кузмин.

Акмеизм - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914).

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали ивановские среды- литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей название башня. В башне велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой поэтической академии основали новое литературное объединение Цех поэтов. Цех был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилёв и С. Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале Аполлон опубликовали декларации акмеистической группы.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др.

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение золотого века, времени Пушкина и Баратынского.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты - на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Эстетика акмеизма:

мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;

надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;

источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;

в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:

) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;

) традиции Рабле в воспевании тела;

) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;

) традиции Готье в воспевании силы искусства.

Основные принципы акмеизма:

освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

стремление придать слову определенное, точное значение;

предметность и четкость образов, отточенность деталей;

обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Отличительные черты акмеизма:

гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);

лирический сюжет и изображение психологии переживания;

разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

В январе 1913г. появились в журнале «Аполлон» декларации организаторов акмеистической группы Н. Гумилёва и С. Городецкого. В неё вошли также Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич и др.

В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилёв критиковал мистицизм символизма, его увлечение «областью неведомого». В отличие от предшественников вождь акмеистов провозгласил «самоценность каждого явления», иначе - значение «всех явлений-братьев». А новому течению дал два названия-истолкования: акмеизм и адамизм - «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь».

Гумилёв, однако, в той же статье утвердил необходимость для акмеистов «угадывать то, что будет следующий час для нас, для нашего дела, для всего мира». Следовательно, от прозрений неведомого он не отказывался. Как не отказал искусству в его «мировом значении облагородить людскую природу» о чём позже писал в другой работе. Преемственность между программами символистов и акмеистов была явной

Непосредственным предтёчей акмеистов стал Иннокентий Анненский. «Исток поэзии Гумилёва, - писала Ахматова, - не в стихах французских парнасцев, как это принято считать, а в Анненском. Я веду своё «начало» то стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно преобразовать впечатления от несовершенной жизни.

Акмеисты отпочковались от символистов. Они отрицали мистические устремления символистов. Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю», как можно меньше говорить о вечности. Они хотели воспеть земной мир во всей его множественности и силе, во всей плотской, весомой определенности. Среди акмеистов - Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.


Футуризм


Футуризм (от лат. Futurum - будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожиданий грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя, - утверждали они, - ритмы современного города передать онегинской строфой».

Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.

В декабре 1912 г. в сборнике "Пощёчина общественному вкусу" вышла первая декларация футуристов, эпатировавшая читателя. Они хотели "Сбросить с парохода современности" классиков литературы, выражали "непреодолимую ненависть к существовавшему языку", называли себя "лицом времени", создателями нового "самоценного Слова". В 1913 г. была конкретизирована эта скандальная программа: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание "тайны властной ничтожности".

Подлинные же стремления футуристов, т.е. "будетлян", раскрыл В. Маяковский: "стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других". Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В определённой сфере - "большого города" - приближался "день рождения нового человека". Для чего и предлагалось соответственно "нервной" городской обстановке увеличить "словарь новыми словами", передать темп уличного движения "растрёпанным синтаксисом".

Футуристическое движение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др. С конца 1912 г. сложилось объединение "Гилея" (кубофутуристы): В. Маяковский и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский. В 1913 г.- "Центрифуга": Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Аксенов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городско действительности, к словотворчеству. Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии.

Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И.Северянин высоко чтил А.К. Толстого, А.М. Жемчужникова и К. Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально "прошиты" историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста.

Э?гофутури?зм - русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

В 1909 г. Вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, в 1911 г. принявший название «Ego», и в том же году И. Северянин самостоятельно издал и разослал по конторам газет небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». Помимо Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и другие. Все вместе они основывают общество эгофутуристов, издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля - реставрация спектра мысли»); предтечами эгофутуристов были объявлены такие поэты «старой школы», как Мирра Лохвицкая и отец Олимпова Константин Фофанов. Свои стихотворения участники группы называли «поэзы». Первый коллектив эгофутуристов вскоре распадается. Осенью 1912 года Игорь Северянин отделился от группы, быстро набирая популярность среди русских писателей-символистов и затем широкой публики.

Организацию и пропагандирование эгофутуризма взял на себя 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». Игнатьев деятельно взялся за дело: писал рецензии, стихи, теорию эгофутуризма. Кроме того в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай», которое издало первые книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева. Эгофутуристы печатались также в газетах «Дачница» и «Нижегородец». Впервые годы эгофутуризм противопоставлялся кубофутуризму (будетлянтству) по региональному (Петербург и Москва) и стилистическому признаку. В 1914году состоялось первое общее выступление эгофутуристов и будетлян в Крыму; в начале этого года Северянин кратковременно выступает с кубофутуристами, но затем решительно отмежёвывается от них. После самоубийства Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает своё существование. Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина.

Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Бо?льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо в скорости совершенно оставляли литературу. Имажинизм 1920-х гг. во многом был подготовлен поэтами-эгофутуристами.

По мнению исследователя русского авангарда Андрея Крусанова попытку продолжить традиции эгофутуризма предприняли вначале 1920-х гг. участники петроградских литературных групп «Аббатство гаеров» и «Кольцо поэтов им. К.М. Фофанова». Если «Аббатство гаеров» было просто кружком, объединившим молодых поэтов Константина Вагинова, братьев Владимира и Бориса Смиренских, К. Маньковского и К. Олимпова, и о его деятельности мало что известно, то созданное в 1921 г. «Кольцо поэтов» (В. и Б. Смиренские, К. Вагинов, К. Олимпов, Грааль-Арельский, Д. Дорин, Александр Измайлов) пыталось организовывать громкие выступления, анонсировало широкую издательскую программу, но было закрыто по распоряжению петроградского ЧК 25 сентября 1922 г.

Новокрестьянская поэзия


Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировал Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.


Имажинизм


Имажини?зм (от лат. imagо - образ) - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов,Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.

В 1919-1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» - официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также вПетрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенина нашли мертвым в гостинице «Англетер», Николай Эрдман был репрессирован.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

русская поэзия серебряный век


Заключение


С cepeбpянным вeкoм связаны имeнa тaкиx зaмeчaтeльныx пoэтoв, кaк Блoк, Aннeнcкий, Гeopгий Ивaнoв, Бaльмoнт, Maякoвcкий, Eceнин, Maндeльштaм, Axмaтoвa, Гyмилeв, Boлoшин, Пacтepнaк, Ceвepянин, Бpюcoв, Цвeтaeвa, Бeлый и др.втopитeтныe литepaтypoвeды yтвepждaют, чтo вce кoнчилocь пocлe 1917 гoдa, c нaчaлoм гpaждaнcкoй вoйны. Hикaкoгo cepeбpянoгo вeкa пocлe этoгo yжe нe былo. В двaдцaтыe гoды eщe пpoдoлжaлacь инepция пpeжнeй pacкpeпoщeннocти пoэзии. Дeйcтвoвaли нeкoтopыe литepaтypныe oбъeдинeния, нaпpимep Дoм иcкyccтв, Дoм литepaтopoв, «Bceмиpнaя литеpaтypa» в Пeтpoгpaдe, нo и эти oтгoлocки cepeбpянoro вeкa зaглyшил выcтpeл, oбopвaвший жизнь Гyмилeвa.бpяный вeк эмигpиpoвaл - в Бepлин, в Koкcтaнтинoпoль, в Пpaгy, Coфию, Бeлгpaд, Pим, Xapбин, Пapиж. Ho в pyccкoй диacпope, нecмoтpя нa пoлнyю твopчecкyю cвoбoдy и oбилиe тaлaнтoв, cepeбpяный вeк нe мoг вoзpoдитьcя. Bидимo, в чeлoвeчecкoй кyльтype ecть зaкoн, по кoтopoмy peнeccaнc нeвoзмoжeн внe нaциoнaльнoй пoчвы. A xyдoжники Poccии лишилиcь тaкoй пoчвы. К cвoeй чecти, эмигpaция взялa нa ceбя зaбoтy o coxpaнeнии дyxoвныx цeннocтeй eщe нeдaвнo вoзpoждaвшeйcя Poccии. Bo мнoгoм этy миccию выпoлнил мeмyapный жaнp. В литepaтype зapyбeжья - этo цeлыe тoмa вocпoминaний, пoдпиcaнныe гpoмкими имeнaми pyccкиx пиcaтeлeй.

Расплата была жестокой: многие поэты погибли, многие умерли в эмиграции, и прах их сейчас в чужой земле. Но в этой прекрасной и драматической эпопее серебряного века осталась волшебная красота и благородство помыслов русской души, на которую мы, современные россияне, будем всё время оглядываться в ностальгическом порыве.


Список использованных источников


1.Алленов М.В. Михаил Врубель.- М., 1996.

.Асафьев Б. Русская живопись..-М.: Искусство, 1966.

.Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Бореев - М.: Высшая школа, 2002.

.Данилов А.А. История России, ХХ век: Учебник для 9кл. - М.: Просвещение,2001.

.Мартынов В.Ф. Культурология. Теория культуры: учебное пособие./В.Ф. Мартынов - Высшая школа, 2008.

.Межуев В.М. Культура как проблема философии// Культура, человек и картина мира. - М.: Просвещение, 1987.

.Серебряный век. Мемуары. (Сборник) Сост. Т. Дубинская-Джалилова. - М.: Известия, 1990.

.Серебряный век русской поэзии. Сост., вступ. ст., примеч. Н.В. Банникова; - М.: Просвещение, 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Серебряный век русской поэзии

Предисловие и примечание Т. В. Надозирной

Русская литература конца ХІХ – начала ХХ века как «серебряный век»

В конце ХІХ века русская культура вступила в короткий, но очень насыщенный этап, который впоследствии стал именоваться «рубежом веков» или «серебряным веком». Принципиальные изменения художественно-эстетических ориентиров, которыми был ознаменован этот период, связаны с кардинальной перестройкой человеческого сознания. Дело в том, что на рубеже ХІХ – ХХ веков был сделан целый ряд открытий в области естественных наук. Теория относительности, теория магнетизма, квантов и другие масштабные открытия пошатнули многие, казавшиеся незыблемыми, каноны. Прежние представления о Вселенной, которая казалась невероятно сложной, но принципиально познаваемой, были разрушены. Разрушение привычной картины мира привело к возникновению кризиса материализма и позитивистского типа науки. Одновременно чрезвычайно актуальным стало представление о непознаваемости мира. В результате появилось ощущение неустойчивости, хрупкости традиционных ценностей, что привело людей к мысли о кризисности их эпохи и необходимости «переоценки ценностей». В этих условиях и возник новый тип культуры – модернизм.

Особенно ярко модернистский тип культуры проявил себя в литературе. Это выразилось в кардинальном обновлении литературных приемов. Наиболее ярко обновлялась русская поэзия, что было особенно заметно на фоне очень мощной, но преимущественно прозаической литературы второй половины ХІХ века. Позднее поэзия рубежа ХІХ и ХХ веков получила название «серебряного века». Этот термин возник по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначающий «пушкинский период» русской литературы. Сначала понятие «серебряный век» использовалось для характеристики вершинных проявлений поэзии начала ХХ века – творчества Д. Мережковского, К. Бальмонта, А. Блока, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других блестящих мастеров слова. Однако со временем его начали использовать, характеризуя модернистскую литературу вообще. На данный момент этот термин используют как синоним понятия «культура рубежа веков».

Единого мнения по поводу хронологических границ литературы рубежа веков на сегодняшний день нет. Еще в начале прошлого столетия выдающийся русский ученый С. А. Венгеров, составивший вместе с известнейшими учеными и писателями своего времени первый очерк трехтомной «Истории русской литературы ХХ века» (1914), начинал новый период с 90-х годов ХІХ века. Поскольку именно в это время существенно перестроилось человеческое сознание. Такая точка отсчета была принята и стала общим местом в литературоведении. Что касается вопроса о том, когда же закончился «серебряный век», то здесь мнения исследователей разделились. Можно выделить несколько наиболее распространенных точек зрения. Советское литературоведение вело отсчет с Октябрьской революции (1917 года). При этом творчество Л. Толстого, А. Чехова и других художников, творивших в первые десять-двадцать лет нового века, относили к ХІХ веку. Поэтому хронологические рамки литературы рубежа определялись следующим образом: 1890-е – 1917 год. Современные исследователи пришли к совершенно логичному выводу, что картина литературного процесса не могла измениться в одночасье. Октябрьская революция 1917 года, в результате которой произошел государственный переворот, не только не остановила развитие самых разнообразных литературных течений и направлений, но и, наоборот, стимулировала их дальнейшее развитие. В связи с этим некоторые современные ученые раздвигают хронологические рамки литературы рубежа веков до начала 1920-х годов. Однако есть и такие, кто полагает, что эпоха «серебряного века» оканчивается в 1925 году, поскольку именно тогда была принята резолюция «О политике партии в области художественной литературы», свидетельствующая о государственном контроле над литературой и знаменующая наступление нового периода.


Огромное влияние на литературный процесс в ХХ веке оказал модернизм, вобравший в себя множество нереалистических течений и направлений. Наиболее ярко себя проявили три из них – символизм, акмеизм и футуризм. Самым значительным явлением русского модернизма стал символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок и др.). Однако уже в 1910-е годы заговорили о его кризисе. Вскоре, в 1913 году, появилось новое направление – акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др.). Приблизительно в это же время сформировался русский футуризм (И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский и др.). Ярким событием русской литературной жизни стало появление так называемой «новокрестьянской поэзии» (С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков и др.). Кроме того, появился целый ряд поэтов «вне направлений», творчество которых не вписывалось в рамки конкретного литературного направления (М. Кузмин, М. Волошин, М. Цветаева и др.).

Символизм

Символизм – первое модернистское направление в европейской литературе. Он зародился во Франции в 1870-е годы. Первыми поэтами-символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. В России символизм стал самым значительным модернистским направ– лением.

В рамках русского символизма сформировалось несколько группировок. По времени формирования принято делить символистов на две группы: «старшие», которые заявили о себе в 1890-е годы (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.), и «младшие», начавшие свою творческую деятельность несколько позже – в 1900-е (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.).

Довольно часто русских символистов классифицируют по общности мировоззренческой позиции. На этом основании выделяют три группы: «декаденты», или петербургские символисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.), старшие символисты, или московские (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.), младшие символисты (А. Блок, А. Белый).

Считается, что начало русскому символизму положила статья писателя и поэта Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая была написана в 1892 году. В ней автор заявил, что современная литература находится в кризисном состоянии, поскольку сосредоточена на временно́м, сиюминутном. Между тем, по мнению Мережковского, искусство должно прежде всего обращаться к вневременно́му, вечному. На это способно «новое искусство», в основе которого лежат три элемента: мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и образы-символы.

На мировосприятие символистов оказали влияние самые разнообразные философские системы – от античных до современных. Однако все эти учения объединяет представление о существовании так называемой «высшей реальности» (сверхреальности) и реальности, данной нам в ощущениях. Цель символистов – отразить истинную, высшую реальность, то есть увидеть в сиюминутном и проходящем – вневременное и вечное. По их представлениям, это можно сделать с помощью образа-символа, поскольку он обладает уникальной структурой, способной отразить всю сложность мирового универсума. Кроме того, символисты полагали, что постичь сверхреальность могут только избранные, наделенные особым даром прозревать истинную природу бытия.

Таким образом, символ – это центральная и главная категория символизма как художественно-эстетического направления. Очень важно понимать, чем образ-символ отличается от тропов. Под тропом подразумеваются слова и выражения, которые используются в переносном значении с целью усилить образность языка. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. При этом различается прямое значение и переносное значение тропа. Природа тропа такова, что прямое значение как бы разрушается, и мы воспринимаем его вторичные признаки, что дает определенное художественное «приращение» мысли, обогащая ее новым содержанием. Например, при использовании выражения «золотые руки» прямое значение («руки, сделанные из золота») разрушается, уступая место переносному смыслу – «человек, который умеет все хорошо делать». Более того, здесь прямое значение играет, по сути, подчиненную роль. Руки можно назвать, например, бриллиантовыми – от этого переносный смысл не изменится. Образ-символ, в отличие от тропа, лишен его главного качества – «переносности смысла». Для символа принципиально важным оказывается прямое значение. Это связано с представлениями символистов о том, что весь мир пронизывает система соответствий, а предназначение искусства как раз и состоит в том, чтобы с помощью сверхчувственной интуиции обнаружить связь между сверхреальным и реальным и отразить это с помощью символа.

Кроме того, троп предполагает более или менее однозначное прочтение, поскольку отвлеченную идею, чувство или нравственное представление в нем заменяет образ, «картинка». А образ-символ, напротив, принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Так, модернист Вяч. Иванов утверждал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». Так, змея символизирует не только мудрость, иначе это было бы простым иносказанием. В разных контекстах образ-символ змеи приобретает разное значение: мудрость, соблазн, смерть, познание и т. д.

Поделиться