Гордыня и гордость. Чем гордость отличается от гордыни? Что такое гордость и чем она отличается от гордыни? Что такое гордость за человека

Добавить в избранное

Гордость - это свойство характера и способность испытывать выраженное желание самоуважения за свои или чужие действительные достижения.

Описание и свойства Гордости

Это чувство удовольствия и признания от собственных успехов от осознания своей важности или важности достижений других людей. В отличие от Гордыни, склонной проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самой собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других, Гордость скромна и смиренна .

Гордость – это осознание того, что ты уже сделал для людей все, что мог, а Гордыня – это иллюзия, что ты потенциально можешь это сделать. Гордыня – это чрезмерная, гипертрофированная Гордость.

Гордость – это право испытывать самоуважение за сделанное доброе дело

Гордость должна быть разумна и осмотрительна. Глупо гордиться тем, к чему ты не имеешь никакого отношения. Если ты воспитал прекрасных детей, этим можно гордиться. Если ты отлично выдрессировал свою собаку, этим можно гордиться. Если ты работал над какой-то задачей и успешно решил ее, этим можно гордиться. Но опять же можно гордиться крайне осторожно, чтобы не вляпаться в Гордыню.

Гордость осознает свои заслуженные достижения, но тем не менее, постоянно находится в позиции Ученика. Эта позиция Ученика помогает правильно воспринимать неудачи, свою не идеальность.

Гордыня излишне радуется удаче, считая себя великим талантом и полководцем, а в случае неудачи сразу же находит виноватого и поносит его на чём свет стоит.

По эзотерическим словарям Гордыня трактуется как один из смертных грехов. Когда усиливающаяся и гипертрофированная Гордость презирает чье-либо мнение она переходит в первую ступень Гордыни.

Первая ступень Гордыни - Тщеславие, когда гордец еще

нуждается в похвале и одобрении других.

Вторая ступень Гордыни это — превознесение себя над другими,

спесь, чванство, себялюбие, не допускающее

никакого превосходства других людей над собою, никакого подчинения чужой воле.

Гордость может также иметь направленность и на внешний мир. Человек начинает гордиться не только тем, в чем он принимал активное участие, но и своей страной, любимой спортивной командой, успехами родственников. Иными словами, возникает чувство Гордости за высокие достижения кого-то в какой–либо деятельности. Но и здесь не должно быть переборов, как в случаях, описанных выше.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

Гордость чаще всего относят к негативным моральным чувствам, что имеет давнюю традицию. Еще Ч. Дарвин (1896), описывая выражение гордости, заметил: «Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным, так что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от гордости… Мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется мускулом гордости». В. И. Дальприводит ряд выражений о гордости, тоже подчеркивающих ее негативность: «В убогой гордости дьяволу утеха», «С умом носу не поднимешь» (1956, с. 378).

Мне представляется такое отношение к гордости не совсем оправданным. Человек может испытывать гордость как в отношении личных заслуг, достижений, так и в отношении достижений других людей, а также различных социальных общностей (коллектива, города, страны). Скорее аморальным является отсутствие этого чувства.

При наличии же этого чувства аморальным, безнравственным может быть не сама гордость, а способ ее выражения (то, что называется гордыней, зазнайством, высокомерием, чванством, спесью; так, в народной песне поется: «Ходит спесь надуваючись») или то, чем человек гордится (недаром в народе говорят: «Нашел, чем гордиться»).

Если же человек не выпячивает своего превосходства над другими (кстати, его наличие вовсе не обязательно для переживания чувства гордости), то ничего плохого в наличии у человека гордости нет.

Гордость обладает всеми признаками субъективных отношений, относимых мною к истинным чувствам. Во-первых, это пристрастное отношение к кому – или чему-либо. Гордясь, человек выказывает свое положительное отношение к объекту гордости. Во-вторых, это отношение может быть устойчивым, т. е. являться эмоциональной установкой. В-третьих, оно, актуализируясь, выражается в переживании эмоций радости, воодушевления, удовольствия, удовлетворения от достигнутых результатов и их оценки со стороны других людей. Непризнанное другими основание для гордости вызывает обиду, гнев.

У детей выражение гордости наблюдается рано. Э. Блейлер (1929) описывает поведение своего сына в возрасте пяти месяцев. Когда он встал в первый раз самостоятельно на ноги, он отчетливо проявил свою гордость этим: глядел вокруг себя как петушок, так что родители не могли удержаться от смеха. Это вызвало со стороны ребенка бурное проявление обиды.

Переживая эмоции, связанные с чувством гордости, человек осознает собственную значимость, даже если гордость касается не его личных достижений, а достижений близкого ему человека или референтной группы.

Таким образом, гордость тесно связана с так называемым «чувством собственного достоинства», т. е. с потребностью человека в уважении себя со стороны других.

Однако при чрезмерной выраженности эта потребность приводит к появлению такой личностной особенности, относимой к моральным чувствам, как тщеславие, самодовольство, самолюбование. К. Д. Ушинский (1974) отмечает, что чувство самодовольства возникает в том случае, когда человек думает, как он поразит других тем, что он свершил, придумал и т. д. Об этом же говорил Р. Роллан: тщеславному важно не то, что он есть, а каким он кажется. Тщеславие выступает как побудитель действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславие является преувеличенным самолюбием, когда стремление быть не хуже других перерастает в желание казаться лучше других.

Считается, что гордость и тщеславие идут рука об руку. Гордый человек, как и тщеславный, чуток к мнению других. Поэтому воспитание чувства гордости является важным, но и сложным процессом, так как есть опасность вместо гордого воспитать тщеславного. Предпосылки этого заложены, очевидно, самой природой. К. И. Чуковский отмечает, например, что у детей тяга к беспрестанной похвальбе пропадает лишь на восьмом-девятом году жизни.

Патриотизм (от греч. patris - родина, отечество). Специфическим проявлением гордости является патриотизм, т. е. гордость за свою родину (страну, город), нацию в связи с ее социальными и культурными достижениями. Патриотизм как гордость тесно связан с любовью (привязанностью) к своей стране. В зависимости от оценки Родины другими патриот может испытывать различные эмоции: радость, удовлетворение, стыд, подавленность, злость и т. д. Патриотизм выражается в верности Родине, в готовности к самопожертвованию, в заботе об ее интересах, в уважении к историческому прошлому своей страны.

Патриотизм может приобретать и негативные черты, переходя в национализм, великодержавный шовинизм.

Эмоция самосознания: гордость

Исследование, проведенное несколько лет назад, показало, что гордость как основная человеческая эмоция заслуживает большего внимания, чем прежде. Гордость – это вообще интересная вещь, потому что она двулика: с одной стороны, есть похвальная гордость за свои успехи, а с другой стороны, есть гордыня – необоснованная гордость, которая во многих культурах считается как минимум недостатком, а то и грехом. Несмотря на всю ее сложность и необычность, гордость не была предметом множества исследований. Возможно, причина в том, что она не относится к так называемым первичным эмоциям типа счастья, печали и отвращения, которым как раз всегда уделялось и уделяется много внимания. Психолог Джессика Трейси из Калифорнийского университета исправила это упущение. Она нашла доказательство, что гордость имеет универсальное выражение, которое везде одинаково, будь то центр крупного американского города или деревенька в саванне бедной африканской страны. Ее исследования поддерживают идею, что гордость – основная человеческая эмоция, которая развилась, чтобы служить некоей серьезной социальной задаче. По словам исследовательницы, если гордость – нечто универсальное, то это уже означает, что гордость развита. Потому что, если вы чего-то достигли, важно, чтобы другие люди знали об этом. Чувство гордости и его отражение на вашем лице говорят обществу, что вы – не тот, кого оно может отбросить.

Но хотя гордость может служить положительной и конструктивной цели, в ходе своей работы Трейси нашла, что гордость одновременно имеет темную, разрушительную сторону. Она использовала разнообразные методы исследования, чтобы определить степени гордости и разоблачить ее различные проявления. Одной из главных трудностей, которые ей пришлось преодолеть, – это нехватка стандартов. Потому что, когда вы что-то измеряете, вам нужна система измерения. А она как раз оказалась развитой слабо. Тем не менее Трейси достигла заметного успеха в идентификации выражения гордости. Это было важным первым шагом, потому что до сих область исследования эмоций ориентировалась на подход 1960-х, когда Пол Экман и Кэррол Иззард идентифицировали универсальные выражения лица для шести первичных эмоций: счастье, удивление, печаль, опасение, возмущает и отвращение. Гордости в этом ряду, как видите, нет. Эмоции, не имеющие собственного уникального выражения лица, были просто отклонены. В частности, исследователи утверждали, что эмоции типа гордости, стыда и вины являются эмоциями самосознания, вторичными, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от общества.

Трейси обнаружила специфическое для ощущения гордости выражение: это довольная улыбка, слегка откинутая назад голова, надутая грудь, руки опираются на бедра или воздеты вверх. Это же выражение исследователь эмоций Майкл Льюис, выдающийся профессор Медицинского университета Нью-Джерси, описал у детей, которые всеми клетками тела ощущали успех после выполнения трудной задачи.

Серия исследований Трейси была опубликована в «Психологической науке» и «Эмоции». Эти исследования показывают, что люди уверенно определяют описанное выражение как выражение гордости и легко отличают фотографию гордого человека от фотографий других людей, которые выражают другие эмоции. Более того, даже четырехлетние дети и люди из изолированной племенной культуры в Буркина-Фасо (Африка) правильно определяют это выражение так же часто, как счастье, удивление, печаль и прочие первичные эмоции. Эти данные определенно доказывают, что гордость универсально признана и, вероятно, развита для выполнения некоей социальной цели типа поддержания статуса человека.

Самый интригующий вопрос в этой связи: и все же, способность испытывать гордость присуща человеку как данность или предписана культурой? Потому что от этого зависит в конце концов, стоит ее считать первичной эмоцией или продолжать относить ко вторичным. Работа Трейси предполагает, что, если гордость абсолютно одинакова во всех культурах, это значит, что она является частью эмоционального инвентаря людей. Значит ли это, что гордость надо отнести к первичным эмоциям? Здесь Трейси не дает сразу однозначного ответа, она уточняет, что все зависит от того, какие критерии использовать.

Майкл Льюис, например, утверждает, что все эмоции самосознания (то есть осознание реальной ситуации и оценка ее с точки зрения нужд человека и его системы ценностей), включая и гордость, и стыд, и вину, являются базовыми. Но самое большое различие между первичными эмоциями, которые присутствуют в человеке со младенчества и имеют универсальное выражение лица, и эмоциями самосознания, которые начинают развиваться в возрасте примерно восемнадцати месяцев, состоит в том, что последние требуют саморазвития, им нужно учиться, их необходимо развивать. Проблема с этими эмоциями состоит в том, что их тяжело изучать, потому что одно и то же действие у одного человека вызовет вину, стыд или гордость, а у другого – не вызовет.

Льюис развивал теорию, описывающую два аспекта гордости, о которых мы говорили в самом начале этой главы: производительный, положительный, и другой, связанный с самовлюбленностью и высокомерием. Ученый делает интереснейшее предположение, познакомиться с которым полезно каждому из нас, и особенно тем, кто считает, что презрение к другим людям и нарциссизм – верный путь к самоутверждению. Льюис говорит о том, что человек, который испытывает гордость первого типа, нацелен на успех, а человек, который испытывает гордость второго типа, нацелен на себя. Каждый тип гордости очень просто отличить. Вы и сами почувствуете разницу между выражениями:

«Я сделал работу идеально, потому что долго готовился и очень старался» и «Я всегда делаю работу идеально, потому что я идеален»;

«Я хорошо выгляжу, потому что много делаю для этого» и «Я хорошо выгляжу, потому что я богиня»;

«Да, со мной многие дружат, потому что я стараюсь быть хорошим человеком» и «Со мной никто не дружит, потому что они все неудачники, которые завидуют моей неземной красоте (уму, профессионализму)».

Любое исследование гордости, уверен Льюис, должно учитывать разницу между двумя ее типами.

Трейси не спорит с этим предложением, наоборот, она своими исследованиями еще больше его упрочила. В серии исследований она попросила участников распределить связанные с гордостью слова по группам. Как она ожидала, проявились два отличных и относительно независимых фактора. Тип гордости: «Я отработал отлично» – она называет ориентированным на достижение; этот тип у людей ассоциируется с адаптивной личностью, иными словами, такая гордость помогает человеку занять место в обществе. Человек с гордостью подобного качества – целеустремленный, работящий, трезвомыслящий. Тип гордости «Я – само совершенство» ориентирован на самовосхваление и ассоциируется с отрицательными чертами личности. Человек такой гордости – заносчивый, высокомерный, эгоцентричный, самовлюбленный.

Интересно, что оба типа гордости одинаково проявляются в выражении лица, а это подразумевает, что они являются аспектами одной и той же эмоции, но не двух отличных эмоций. Так каким образом все эти эмоции самосознания, особенно те из них, которые очевидно деструктивны, вписываются в рамки эволюции? Вероятно, гордость, ориентированная на достижение, продвигает социальный статус человека через построение долгосрочных отношений. Вы заметите обоснованность этого предположения Трейси, если внимательно посмотрите на людей, обладающих таким чувством гордости; они методично работают над собой, в какой бы сфере ни лежал предмет их гордости. Хотят ли они добиться успеха в работе, творчестве или семейной жизни, они будут делать ставку на построение прочных отношений.

Иначе ведет себя высокомерная гордость: она продвигает статус быстро, получая восхищение, а иногда и симпатию окружающих. Вы можете усомниться в этом предположении, сказав, что такие люди никому не нравятся: ну кого восхищает самовлюбленная принцесса?! И тем не менее ориентация на быстрый эффект приносит плоды, потому что восхищенных немало: это и нарциссы противоположного пола, которые сами не заинтересованы в долгосрочных отношениях, и того же пола серые мышки, которые мечтают стать такими же блистательными принцессами. Та же схема срабатывает в профессиональной сфере. Не секрет, что часто начальник склонен подпадать под обаяние нового сотрудника, который буквально сыплет идеями одна смелее другой и бесстрашно берется каждую из них реализовать на отлично. Известны случаи, когда ради подобных гордецов начальник затирал испытанного в бою сотрудника. Стоит ли уточнять, что в десяти случаях из десяти гордец оказывается пустышкой, а идея остается нереализованной или реализованной так, что лучше было бы этого не делать. Испытанный в бою сотрудник будет придерживаться принципа «профессионализм – это стабильно высокий результат, который всегда можно улучшить».

Льюис говорит, что гордость полезна, а иногда и вовсе необходима, чтобы справиться с проблемой. Есть много ситуаций, когда гордиться собой – хорошо и правильно. Но, подчеркивает он, с любым из двух типов гордости и перебор, и недобор не приводят ни к чему хорошему.

Из книги Гештальт-подход и свидетель терапии автора Перлз Фредерик Саломон

Из книги Диагностика кармы. Книга 2 автора Лазарев Сергей Николаевич

ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ Гордыня и гордость. Вроде бы одно и то же. Раньше определить разницу я бы не смог, теперь она мне стала понятна.Воинов ведут три дня через пустыню, а затем подводят к воде.Одни жадно кидаются и пьют, забыв обо всем, а другие делают это спокойно и с

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

31. Нарушения сознания и самосознания Прежде чем приступить к рассмотрению нарушений, дадим определение сознанию.«Сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям».Для определения нарушений сознания важно

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

7. Процессы самосознания и самоосознания личности Люди способны справляться с трудностями. Это возможно потому, что в каждом случае человек действует в соответствии с собственной оценкой ситуации.Джордж Мид утверждал, что каждый человек способен сформировать «я-образ»

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе Мы понимаем под общением взаимодействие двух и более человек, в ходе которого они обмениваются информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

1. Гордость и наигранность В христианской идеологии гордость считается не только одним из смертных грехов, но первым и самым серьезным - более фундаментальным, чем другие. В величайшем памятнике христианского мироощущения, «Божественной комедии» Данте, мы видим

Из книги Грезы об Эдеме [В поисках доброго волшебника] автора Холлис Джеймс

ГЛАВА 1. ПРОЩАНИЕ С ЭДЕМОМ: РОЖДЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ Предания об утраченном Рае были во все времена, и это совсем не случайно. Иногда эта катастрофа описывалась как лишение благодати, изгнание или разрыв. Иногда как наказание за какие-то людские грехи, иногда как прихоть

Из книги Интегральная психология [Сознание, Дух, Психология, Терапия] автора Уилбер Кен

4. ПОТОКИ САМОСОЗНАНИЯ Самость путешествует по базовым волнам Великого Гнезда, используя свою способность отождествляться с каждой волной и двигаться на ней до определенного рода завершения. Самость обладает способностью полностью отождествляться с уровнем сознания,

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Эмоция есть эмоция Если в случаях, когда затронуты детские эмоции, нарушается закон тождества, то у детей пробуждается чувство перфекционизма. Это происходит, несмотря на соблюдение самых лучших методик воспитания детей. Когда отец рассерженной девочки возмущается:

Из книги Умение слушать. Ключевой навык менеджера автора Феррари Бернард

Вопрос № 4. Каков уровень самосознания этого человека? На этот вопрос не всегда легко ответить. Задавая его себе, я стараюсь понять, насколько эмоционально зрел мой собеседник. Склонен ли он к размышлениям и способен ли к самодиагностике? Может ли взглянуть на себя

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Стадия четвертая: решение социальных задач, регуляция настроения и формирование самосознания Между девятым и восемнадцатым месяцами жизни дети преодолевают важнейшие рубежи. На этой стадии они осваивают двустороннюю коммуникацию и используют ее для решения

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Лестница самосознания В настоящее время большинство людей знакомо с теорией левого и правого полушария человеческого мозга. Роджер Пенроуз, автор международных бестселлеров о деятельности мозга, объясняет функции двух полушарий следующим образом: левое полушарие

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Гордость и скромность ГерманияМихаэль Айд«В жизни очень важно испытывать положительные эмоции. Чувства радости, гордости, привязанности, любви и удовлетворения – главные составляющие счастливой жизни. Но Микаэль Айд понял, как важно встраивать эти эмоции в социальный

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Мужская гордость Мужская гордость – это то, чего нельзя задевать никому.Пока у мужчины есть то, чем он может гордиться, он чувствует себя на коне. В отношении с другими мужчинами он чувствует себя равным, так как у каждого есть свое первое место. Мужчине необходимо

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Из книги Ключ к сверхвозможностям! 100 + 1 идея для раскрытия вашего потенциала от монаха, который продал свой «феррари» автора Шарма Робин С.

48. Родительская гордость Лидерство начинается дома. Ваша семья – это организация, и ею нужно управлять, ее нужно ценить и улучшать, если вы всерьез намерены достичь фантастической жизни, которой, уверен, заслуживаете. Я также уверен, что самые одухотворенные, самые ценные

Поделиться