Готовим детей к школе. Что это значит? Проект «На пороге школы» в рамках работы «Школы для родителей будущего первоклассника Родительские собрания в детском саду

1. Паспорт проекта
2. Вид проекта
3. Актуальность проекта
4. Цель и задачи проекта
5. Принципы реализации проекта
6. Этапы проекта
7. Ожидаемый результат деятельности
8. Поэтапный план реализации проекта
9. Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
10. Заключение
11. Список литературы

Паспорт проекта

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2014 года – май 2015 года)

Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.

База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №6 МКДОУ «Светлячок».

Проект разработала: Венгеренко Анна Васильевна, педагог-психолог, первой квалификационной категории, МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок» г. Михайловки.

Основная образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Цель проекта: Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

Принципы реализации проекта:

  • Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.

Актуальность проекта:
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.
Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % — имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию.
Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, так как является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное анатомо-физическое созревание организма. Возрастает физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.
Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов.
Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы, уважаемые родители сможете найти у нас, в «Школе для родителей будущих первоклассников».
В рамках работы данной программы был разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы проект «На пороге школы».
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками начальных классов.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико — аналитический (сентябрь 2014 г.)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2013г.)
Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
Создание презентации «Первый раз — в первый класс!»
Оформление папки с материалами проекта.

Ожидаемый результат:

  • наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
  • сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
  • эмоционально положительное отношение к школе.

Поэтапный план реализации проекта:

I этап – диагностико — аналитический (июнь — сентябрь 2014 г.)

Мероприятия:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме (июнь, июль, август, сентябрь);
2. Подбор диагностического материала для детей (июнь, июль, август, сентябрь);
3. Оформление уголков, буклетов, папок — раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога» (июнь, июль, август, сентябрь);
4. Разработать положение о портфолио воспитанника ДОУ (июнь, июль, август, сентябрь);
5. Разработать положение о смотре — выставке «Портфолио группы» (июнь, июль, август, сентябрь);
6. Подбор информации для создания информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты «Любимый ребёнок» (июнь, июль, август, сентябрь);
7. Анализ результатов первично диагностики, проведенной педагогом – психологом детей подготовительной к школе группы (сентябрь).
8. Вёрстка и печать первого выпуска газеты «Любимый ребёнок» (сентябрь).
9. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе (сентябрь).
10. Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы (сентябрь).
11. Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу» (сентябрь).

II этап – реализация проекта (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.)
Мероприятия:
1. НОД:
— Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;
— Рисование на тему: «Что тебе понравилось в школе»;
— Рисование на тему: «Зарисовки о школе»;
— Конструирование на тему: «Портфель».
2. 1.Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
2.2. Пальчиковые игры « Кто быстрее соберёт портфель»;
2.3. Дидактические игры на школьную тематику.
2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе.
6. Цикл бесед с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова.
7. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
8. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
9. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах;
10. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д. 11. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы — школьники».
12. Слушание и заучивание песен о школе.
2. Мероприятия:
2.1. «Путешествие в страну Знаний» (Развлечение для детей подготовительной к школе группы, посвященное дню знаний) (1Сентября).
2.2. Родительское собрание «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!» (с приглашением учителя начальных классов МКОУ СОШ №7) (сентябрь).
2.3. День пожилого человека в детском саду «НАМ ГОДА – НЕ БЕДА» (1 октября).

2.3.1.АКЦИЯ «ДОРОГИМ И БЛИЗКИМ» (сентябрь).
(Для участия в акции необходимо сделать своими руками открытку и принести её в дошкольное образовательное учреждение, которое посещает ребёнок до 19 сентября 2014 г.)
2.3.2. Беседы с детьми. Темы:
— «Дружная семья»
— «Дедушкин портрет»
— «Бабушкины руки»
2.3.3.Творческая мастерская «Детская мастерилочка».
2.3.4. Фотовыставка на тему « Нам года – не беда!»
2.3.5. Участие в конкурсе рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка».
2.3.6. Выставка творческих работ «Бабушкин сундучок».
2.3.7.Тематический утренник с приглашение в ДОУ дедушек и бабушек.
2.4. День Отца («Праздник отцов» в подготовительной группе) (октябрь).
2.5. День Матери (семейный творческий конкурс «Мамочка и я — лучшие друзья», посвященный Дню Матери) (октябрь).
2.6. Мини-проект «Дед Мороз шагает по планете» (декабрь).
2.7. «Православные праздники на Руси как традиционные ценности русского народа» (Тематические вечера в кругу семьи) (в течение года).
2.8. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно - музыкальный праздник«Наши защитники») (23 февраля).

III этап – итоговый (май 2015г.)
Мероприятия:
1. Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
2. Оформление презентации проекта «Первый раз — в первый класс!».
3. Оформление папки с материалами проекта.

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:
В нашем детском саду накоплен определённый опыт взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающий высокую психологическую готовность детей к обучению в школе и их беспроблемную адаптацию к школьному образовательному процессу. С сентября 2012 года в МБДОУ «Светлячок» начала функционировать «Школа для родителей будущего первоклассника», занятиями которой руководит автор предлагаемого вашему вниманию проекта – педагог-психолог, Венгеренко Анна Васильевна.
Содержание программы «Школа для родителей будущего первоклассника» технологично и при желании педагогов, родителей и административном сопровождении педагогического процесса воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Практическая значимость проекта «На пороге школы» в рамках работы «Школы для родителей будущего первоклассника» в детском саду заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы. Проект может быть рекомендован педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
В ходе реализации проекта планирует тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.

Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «На пороге школы», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности, является продолжение работы в «Школе для родителей будущих первоклассников». Я с удовольствием буду продолжать работать в этом направлении с родителями, воспитателями и детьми.

Список литературы
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. :НПО «Образование», 1996
4. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
5. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007
6. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М. : Генезис, 2008
8. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005
9. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
10. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. – М. : 2005
11. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. — СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008
12. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
13. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002
14. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.
15. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
16. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
17. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
18. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. — Спб. : Питер, 2004.-205с.
19. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
20. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
21. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. — Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
22. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
23. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
24. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с.
25. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
26. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
27. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.

Авторы: Венгеренко Анна Васильевна, педагог-психолог первой квалификационной категории;
Станкевич Ольга Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории;
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок» городского округа г. Михайловка Волгоградской области.

Аннотация. В данной статье отражены формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Ключевые слова : ребенок, семья, школа, взаимодействие, педагоги, родители.

Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобретает особое значение. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введения в действие ФГОС ДО. Все педагоги заинтересованы в том, чтобы родители были увлечены воспитанием своих детей. Ведь без помощи родителей процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не сможет быть полноценным.
Проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения является наиболее актуальной. Самыми главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада направлены на повышение их педагогической культуры. При поступлении в школу многие дети сталкиваются с трудностями: тяжело привыкают к режиму; не желают идти в школу; сильно утомляются, нервозны, капризны; возникают проблемы общения со сверстниками, учителем; повышается заболеваемость на фоне стресса и др.
Для предупреждения этих трудностей адаптации детей к школе очень важно установить взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Огромную роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги. Если мы исключаем в работе с родителями дидактизм, не поучаем, а советуем, размышляем вместе с ними, договариваемся о совместных действиях; тактично подводим родителей к пониманию проблемы и побуждаем их к ее решению, то результат такого общения будет положительным.
Анализ изучения семей воспитанников показывает, что во многих семьях родители уделяют очень мало внимания школьной готовности ребенка. Это происходит из -за недостаточной педагогической грамотности родителей.
Исходя из этого, наша цель – создание общего пространства развития ребенка в ДОУ и семье, мы должны стремиться к тому,чтобы родители становились полноценными участниками воспитательного процесса.
Введение новых федеральных требований дает возможность организовать взаимодействие детского сада и семей более эффективно, используя нетрадиционные и традиционные формы работы. Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм взаимодействия с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.
Формы взаимодействия с родителями, которые мы используем в нашем детском саду:
- индивидуальные
- коллективные
- наглядно- информационные
К индивидуальным формам относятся:

Консультации
- анкетирование
Нами была проведена индивидуальная работа: консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Подготовка руки дошкольника к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности». В течение года проводилось анкетирование «Как помочь ребенку учиться», «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу».
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания
- «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов
- беседы, круглые столы, тренинги, практикумы
- мастер-классы
- совместные экскурсии в школу
- участие родителей в проведении праздников
- организация дней открытых дверей в детском саду
- консультации на сайте ДОУ
- организация тематических выставок
- совместное создание предметно-развивающей среды
В начале года на родительское собрание были приглашены учителя начальных школ. Родители были познакомлены с требованиями, которые предъявляют школы к ученикам, им были предложены игровые упражнения и игры по развитию умственных способностей детей. В конце года мы планируем организовать практикум «Проверим готовность вашего ребенка к школе», где будут присутствовать учителя начальных классов и специалисты, на котором родители смогут задать свои вопросы. В конце мая планируем провести итоговое родительское собрание «Старший дошкольник- будущий первоклассник»
Нами была проведена беседа «Скоро Ваш ребенок пойдет в школу», из которой родители узнали, как можно преодолеть трудности при поступлении детей в школу, как проверить готовность ребенка к школе, также родители задавали интересующие их вопросы по подготовке детей к школе. В конце года планируем провести тренинг «Какие игры и игрушки использовать родителям при подготовке ребенка к школе». Была проведена экскурсия совместно с родителями и детьми в школу №14, арзамасскую православную гимназию, где все познакомились с работой коллектива, с помещениями школы, их назначениями. Также запланирована организация открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий.
Самой востребованной и привлекательной формой взаимодействия с родителями оказалось досуговое направление. Это объясняется тем, что каждое совместное мероприятие помогает родителям: посмотреть изнутри возможные проблемы своего ребенка, трудности при взаимоотношении со сверстниками; попробовать разные подходы; увидеть, как это выполняю&т другие дети, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей. В нашей группе проведены увлекательные и познавательные праздники «День осени», «Новогоднее путешествие», «В гостях у капитана Врунгеля», «Семь нот в подарок мамам», «Пасха» и другие. Совместно с родителями организованы тематические выставки «Дары осени», «Мастерская деда Мороза», «Народные промыслы» и другие.
К наглядно - информационным формам относятся:
- родительские уголки
- информационные стенды
- папки-передвижки
- выпуски газет
- видеопрезентации
- памятки
- мини-вебинары
Эта форма взаимодействия с родителями является традиционной. Для того, чтобы эта полезная информация активизировала родителей, мы используем папки- передвижки «Готовим будущих первоклассников», «В какие игры играть на пороге школы»; информационные стенды «Воспитаем уверенность в себе и самоуважение»; нами были изготовлены памятки «Сколько времени нужно уделять общению с будущим первоклассником?»; запланирован показ видеопрезентации проекта «Я иду в первый класс».
Развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе со своими детьми. Нам необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего интереснее и увлекательнее дела, чем научиться понимать своих детей, а поняв их, помогать во всем, быть деликатными и терпеливыми. Использование различных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками встреч и нашими помощниками, создается благоприятная атмосфера для общения. Семья и детский сад – два воспитательных компонента, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только при сочетании друг с другом они составят оптимальные условия для вступления маленького человечка в большой мир.
Список литературы
1.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.,2013. - 190с.
2. Данилина Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.,2012. - 253с.
3. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. – Пермь: Меркурий, 2013. - 74 с.

Ирина Касьяненко
Проект «Готовимся в школу вместе»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Цели проекта : оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности .

Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе .

Участники проекта

Примут участие в реализации проекта :

И. В. Касьяненко –воспитатель подготовительной группы

В. М. Горбунова методист МДОУ д\с №6

Л. В. Лосева,.–музыкальный руководитель МДОУ д\с №

Н. Г. Доронина. - Учитель – логопед.

Принимать участие в мероприятиях будут :

Учитель – МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4 ". Шнайдер Е. В.

Учитель – логопед- Доронина Н. Г.

Педиатр и др. специалисты. ОБУЗ «Рыльская ЦРБ»

Дети подготовительной группы .

Целевая группа :

Родители, дети;

Педагоги ДОУ;

Специалисты начальной школы (учитель, психолог)

Учитель - логопед;

Планируемая деятельность по проекту

планирование мероприятий с учетом цели, с вовлечением родителей, и детей, специалистов в совместной деятельности .

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе . Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением.

Родители :

уточнят и пополнят знания : о современной школе , о новых требованиях федерального государственного стандарта к детям, поступающим в школу , о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей, о способах подготовки детей к обучению , повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

смогут своевременно проконсультироваться по насущной проблеме со специалистами (психологом, учителем - логопедом, педагогом) .

Педагоги и специалисты :

смогут привлечь родителей к активному участию в образовательный процесс ДОУ.

получат необходимую дополнительную информацию о детях и их родителях, знания о школе ;

освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

Постановка проблемы

Выбранное мною направление деятельности не является для меня случайным, это результат анализа социокультурных условий, заказа родителей, школы и государства . Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе , причем наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Не секрет, что у родителей, приход ребёнка в первый класс вызывает опасение, страх, вопросы : В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение : в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой , сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе ? Найдёт ли друзей в новом коллективе? Как сложатся отношения с учителем? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов, будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам . Озабоченность родителей и педагогов понятна : ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения , зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе , учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни . Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы . Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств , которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе " включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную, которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе . Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе , особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.

В нашем городе достаточно образовательных служб, где родители могут проконсультироваться по вопросам готовности ребёнка к школе : школа , методическая служба детского сада, внешкольный центр (предшкольная подготовка детей , найти рекомендации в литературе, интернете, но я знаю, нет готовых рецептов воспитания , которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку, надо хорошо знать особенности и понимать внутренний мир своего ребёнка. Для работы с родителями я отобрала очень интересный и необходимый материал и стараюсь разнообразить формы работы с родителями.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, пониманием его проблем и переживаний.

Важно, чтобы родители не только овладели психолого-педагогической информацией, но и могли грамотно ее использовать в семейном воспитании, учитывая индивидуально-личностные особенности своего ребенка. На помощь родителям и детям придём мы- воспитатели, учителя, учителя - логопеды, психологи, врачи - специалисты.

Описание деятельности в ходе проекта

При проведении мероприятий участники проекта будут придерживаться правил :

Предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

Содержание мероприятий построено на материале рекомендаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста , с целью использования родителями с детьми дома. Тематика мероприятий подобрана таким образом, чтобы были рассмотрены вопросы, которые в большей степени вызывают у родителей затруднения. В основе каждого мероприятия совместная деятельность родителей с детьми, коммуникативные игры.

Проведение мероприятий будет проводиться два раз в месяц, в пятницу.

Каждое мероприятие начинается с постоянного ритуала («Волшебный клубочек» , «Дружба начинается с улыбки» , «Комплименты» , чтобы участники могли настроиться на совместную деятельность , общение. Главное для нас на каждом мероприятии - эмоциональное раскрепощение, активность каждого участника.

Заседание участников проекта . «Давайте познакомимся» .

Цель : знакомство участников проекта , установления эмоционального контакта.

Знакомить слушателей с планом работы по проекту , провести анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе »

Проведение рисуночного теста с детьми «Моя семья»

Ведущий проводит серию упражнений, в которых принимают участие и взрослые и дети : «Как меня зовут» , «Дотронься до.» , «Ветер дует на…» , игра-беседа «Узнай по описанию»

Участникам проекта предлагается оформить газету с фотографиями, высказываниями, семейными историями и т. д. (свободная форма, и познакомить участников со своей семьёй.

2. Семинар-практикум для родителей

“Как подготовить ребенка к школе ?”

Цель : повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе .

План :

1. Семья – первая ступень в жизни человека.

2. Традиции, воспитательная линия членов семьи, влияющие на будущего школьника .

3. Роль семьи в развитии познавательной активности, эмоционально-волевой сферы детей.

4. Создание условий : сотрудничество, совместная деятельность , собственный пример, искренняя заинтересованность, руководство, поощрение.

5. Система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.

6. Значение, направления, перспективы.

7. Готовность отдать ребенка в школу : личные требования к ребенку воспитателю, учителю…

Приглашённые : учитель начальных классов –Е. В. Шнайдер, старший воспитатель – В. М. Горбунова.

Ведущий Семинара-практикума- воспитатель И. В. Касьяненко.

В ходе семинара старший воспитатель ДОУ отметит, насколько велика роль семьи в становлении ребенка как личности, а также, в подготовке его к школьному обучению .

Воспитатель и учитель начальных классов определит роль семьи в развитии познавательной активности.

Тест «Пирамида»

Подведение итогов теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

Решение педагогических ситуаций.

3. Семейный спортивный праздник .

Цель :

повысить интерес детей и родителей к спорту, доставить детям и их родителям удовольствие от совместного мероприятия .

Задачи :

Формирование здорового образа жизни семей группы;

Развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых;

Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Участники : семейные команды (папа, мама и ребенка)

Оформление : музыкальный зал оформлен шарами, плакатами «Мама, папа, я – спортивная семья» ,«Спорт помогает нам везде : в семье, учебе и труде» ,

«Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит» , «Вся семья вместе , так и душа на месте» .

Оборудование : мячи (большие, скакалки, обручи, кегли, шары, конфетки, 3ложки, 3 ведёрки

4. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)

Цель : Познакомить родителей с игровыми упражнениями по речевому развитию детей и подготовки их к обучению грамоте.

Оборудование : зеркала на каждого ребёнка, картинки, методические пособия.

Приглашённые : учитель- логопед МБДОУ№6 Доронина Н. Г.

Участники : родители, дети.

Консультация учителя-логопеда, практические игры с детьми и родителями.

5. Консультация : «Профилактика школьных страхов . А если Я не справлюсь…»

Консультация воспитателя Касьяненко И. В.

6. КВН «Играя, развиваемся»

Цель :

Закрепить знания детей, полученные на занятиях.

ЗАДАЧИ :

Познакомить родителей с методами и приёмами речевого развития, в игровой форме;

Упражнять детей в умении воспринимать и правильно произносить все звуки речи.

Упражнять в правильном употреблении грамматических категорий, подборе слов с противоположным значением.

Упражнять в умении составлять слова из слогов, букв, ориентируясь на цвет, форму, величину. Закреплять навыки чтения.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.

МАТЕРИАЛЫ : магнитофон, ребусы, кроссворды, конверт, буквы на ниточках.

Подготовка : заранее участники проекта (дети и родители) делятся на две команды, обсуждают название, выбирают капитана, придумывают девиз, изготавливают эмблемы.

7. Практикум : «Готовим к школе . родителей»

Цель : способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать опыт родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом, представления об особенностях работы детского сада в подготовительной группе .

1. Встреча начинается с экскурсией по подготовительной группе , с комментариями воспитателя и детей. Назначением той или иной зоны (игровой, учебной и т. д., пособия, наглядности.

2. Тренинговая часть встречи.

Проводятся игровые упражнения : придумывания метафоры семейной жизни на пороге школьного обучения ребёнка :

Игра с мячом в кругу «Закончи фразу» .(с родителями) С поступлением ребёнка в школу я мечтаю , чтобы… С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится. и тд.»

Рисование детей на тему «Моя школа »

Придумывание родителями в парах какой-либо развивающей игры из предметов домашнего обихода : крупа, верёвка, газета, и тд.

3. Обмен мнениями о составляющих общения-диалога.

4. Вручение родителям памятки «Первые шаги по выбору школы »

8. Консультация : Как выбрать школьную программу ?

Приглашённые : учителя разных школ . Каждый учитель рассказывает о школьной программе . Дискуссия.

9. Игра - практикум : Играем в выдающихся математиков

Цель : побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада; формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком; знакомить с содержанием образовательной работы по математике, игровыми способами развития навыков счёта, логического мышления, воображения.

Оборудование : сётные палочки, конфеты, орешки, нарисованные на листе круги, квадраты и тд.

В игровой форме, привлекаем внимание ребёнка к таким предметам, которые в обычных условиях их не интересует. Их можно включить в игровое пространство. Вместе с родителями , в игре, дети решают учебные задачи : «Посчитаем» , «У кого больше.» , «Назови число» , «Что выше» и тд. Эти игры можно назвать домашними.

10. Консультация : .

Обсуждение вопроса о сохранении здоровья ребёнка в первые школьные годы

Приглашённый : педиатр ОБУЗ «Рыльская ЦРБ»

11. Презентация канцтоваров : «Это нужно для школы » .

Цель : познакомить родителей с канцелярскими товарами необходимыми к школе , их практичность, качество.

Приглашённые : продавец магазина канцтоваров

учитель начальных классов (эксперт)

Презентация канцелярских товаров продавцом.

Ведущий предлагает детям выбрать то, что он с собой возьмёт в школу (школьные принадлежности , с различным оформлением, а затем предлагает поиграть родителям.

Беседа учителя с детьми и родителями, о целесообразности выбранного товара.

12. Заседание участников проекта

Провести повторное анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе » .

Дискуссия на тему : Проект это хорошо или плохо?

Творческий отчет о реализации проекта «Сегодня мы вместе , а завтра я сам» .

Календарный план реализации проекта

Вид деятельности Срок реализации проекта в месяцах

1. Заседание участников проекта . «Давайте познакомимся» .

2. Семинар-практикум для родителей

“Как подготовить ребенка к школе ?”

1. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)

2. Консультация : Профилактика школьных страхов «А если Я не справлюсь…»

1. КВН «Играя, развиваемся»

2. Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки» .

1. Практикум : «Готовим к школе . родителей»

2. Консультация : Как выбрать школьную программу ?

1. Игра - практикум : Играем в выдающихся математиков.

2. Консультация : «Как помочь ребёнку сохранить здоровье» .

1. Презентация канцтоваров : «Это нужно для школы » .

2. Заседание участников проекта .

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание (совместно с детьми)
«Готовим детей к школе. Что это значит?»

Предварительная работа

1. Анкета для родителей

  1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть) :
  • Умение читать и писать
  • Умение считать
  • Умение логически мыслить
  • Психологическая готовность
  • Ответственность и самостоятельность
  • Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
  1. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
  1. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
  1. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)
  2. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

Систематически______

От случая к случаю______

  1. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:

если да, то какие______

  1. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
  1. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
  • Мыть посуду
  • Мастерить поделку из бумаги
  • Поливать растения
  • Стирать носки
  • Убирать игрушки
  • Строить из кубиков дом
  • Вышивание
  • Сервировка стола
  1. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада

2. Вопросы к детям

  1. Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?
  2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?
  3. Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?
  4. «Ты очень хорошо потрудился!» - что это значит, как ты думаешь?
  5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

3. Памятка для родителей

  1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.
  2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.
  3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.
  4. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.
  5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
  6. относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
  7. Никогда не используйте труд как средство наказания.

Примерный текст выступления.

1 . Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

2.Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью - три. На четвёртую - два. На пятую - один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Ответственность
  • Умение считать, считать, писать
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Состояние здоровья
  • Умение логически мыслить
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

2. Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

4. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться - имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

5. Вернёмся опять к вашим анкетам.

Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:

  • Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного
  • Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу
  • Привитие желания к учёбе
  • Развитие самостоятельности и ответственности
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Расширение кругозора
  • Научить слушать
  • Научить усидчивости и вниманию

И, конечно же, немалая роль отводится и детскому саду:

  • Дать детям знания в системе с постепенным усложнением
  • Развитие мелкой моторики руки
  • Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе
  • Физическое развитие ребёнка
  • Развитие логического мышления
  • Научить ребёнка общаться со сверстниками
  • Специально подготовить ребёнка: счёт, письмо, чтение.

Из ваших анкет мы узнали, что все дети в работе со взрослыми участвуют, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.

Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить) .

Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.

Конечно же, нам, взрослым, кажется, что, например, вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги - это очень просто.

Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

Виды труда:

  • Самообслуживание
  • Художественно-бытовой труд
  • Ручной труд
  • Труд в природе

Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.

  • Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)
  • Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

6. Предложить родителям ознакомиться с ответами детей на вопросы: «Прочитайте, это будет Вам интересно. Может быть учтёте их желания в организации труда дома.

7. Решение педагогических ситуаций.

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает её: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить - клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопросы: В чём мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться) . Как бы Вы поступили на её месте?

8. Чтобы вам легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки. Ознакомьтесь с ними. Если есть вопросы, мы на них ответим.

9. В группу приглашаются дети. Они декламируют стихи.

Мы всё должны, ребята, знать.

Всему должны учиться:

Ведь надо взрослым помогать

И хорошо трудиться

Нам надо знать про сельский труд:

Знать, как хлеб родиться,

Как его сеют и как жнут,

Где рожь, а где пшеница.

Вам желаем, чтобы мы

Вас не огорчали,

Чтобы майки и носки

Сами мы стирали.

Чтоб не ныли, не дрались,

Вам мы не грубили.

Только надо, чтобы Вы

Нам примером были.

Для того чтоб сын трудился,

Нужно чтобы научился

Папе, маме помогать,

А не только лишь играть.

Мы как можем помогаем

Мамам, папам в их труде.

Ничего не забываем,

Им помощники везде.

10. Детям предлагается присоединиться к родителям. Им даётся задание:

  • назвать пословицы, поговорки о труде
  • совместно с родителями смастерить поделку по усмотрению педагогов

С началом школьного обучения меняется весь жизненный уклад не только ребенка, но и всей семьи. С целью создания условий для взаимодействия семьи и детского сада в вопросах подготовки детей к школе в учреждении создан родительский клуб “Готовим ребенка к школе”.

Цель работы клуба:

Повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

  • выявить интересы, потребности родителей, уровень их педагогической грамотности.
  • познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
  • формировать у родителей практические навыки в воспитании и развитии детей.

Формы работы с родителями:

- “Круглый стол”

Беседа с элементами дискуссии

Семинары-практикумы

Игровой тренинг

Организация совместных развлекательных праздников, КВН, викторин.

Создание “Портфолио” ребенка

Интеллектуальный конкурс детско-родительских проектов “Хочу все знать”

Тема "Слагаемые успешности первоклассника"

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности детей к школе.

Задачи:
1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника.
2. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу.

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

1 вопрос - Особенность развития детей старшего дошкольного возраста

2 вопрос - Что же такое “готовность к школе”?

  1. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) отличается бурным развитием и перестройкой в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в весе, росте, изменяются пропорции тела, идет смена зубов.

Родители отмечают изменения в поведении своего ребенка. Многие удивляются: “Ребенка будто подменили” “Я совсем не узнаю своего ребенка” Раздражительность, упрямство, повышенная неврозность - что это? Речь идет о возрастном кризисе развития ребенка 7 лет.

  1. В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2. Часто грубит, старается переговорить взрослого.
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение
  8. Кривляется,поясничает, говорит писклявым голосом
  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Как справится с кризисом семи лет:

Кризис- это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые детские болезни.

Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Подумайте, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениям, постарайтесь его понять.

Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен.

Как больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

  1. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям.

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он вооружившись ранцем и букетом отправится в школу.

Ребенок переходит к систематической учебной деятельности.

Возникают отношения “ученик-учитель” (слушать и выполнять указания учителя)

Приобретается статус ученика.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не готов к обучению в школе.

Представления о готовности ребенка к школе у многих родителей заключается в том, чтобы научить ребенка читать, писать, считать до школы. Такие представления ошибочны. Некоторые “Заботливые родители” недоумевают “Мы так много занимались с нашим ребенком? Почему он плохо учиться?

Сегодня требования государства к дошкольному образованию заключается в организации образовательного процесса направленного на развитие интегративных личностных качества дошкольника, которые помогут ему приобрести знания, умения и навыки при обучении в школе.

Какими качествами должен обладать ребенок при поступлении в школу? (дискуссия)

Все эти качества можно разделить на 3 группы готовности ребенка к школе.

Понятие “Готовность к обучению в школе” включает: (слайд)

Физиологическую (или физическую) готовность

Социальную или личностную готовность

Психологическую готовность

Физическая готовность: здоровый, физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Социальная или личностная готовность: эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Психологическая готовность: Любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Так значит сейчас важно нам взрослым, педагогам и родителям объединить усилия для развития способностей детей, развитию их интегративных качеств.

Одним из видов деятельности, которая способствует такому развитию является проектно-исследовательская деятельность. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок учиться ставить цель, планировать свою деятельность по достижению цели, делать выводы. У ребенка развиваются интеллектуальные способности.

Презентация конкурса “Хочу все знать”.

Объявление смотра- конкурса “Мое портфолио”.

Приложение2 -презентация.

До новых встреч в клубе!

Поделиться