III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста. Сочинения огэ по тексту альберта лиханова На что нужно обратить внимание

Похожие сочинения:

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.Ю. Максимова : «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или целые предложения «…

Абзац – это группа предложений, объединённых на основе общей мысли. Абзацный отступ позволяет писателям выделять в текстах наиболее важные микротемы. Именно таков, на мой взгляд, смысл высказывания Л.Ю. Максимова .

Чтобы проиллюстрировать мысль лингвиста конкретными примерами, обратимся к тексту Альберта Лиханова. Предложения первого абзаца занимают важное место в композиции произведения: в них описывается дом ребёнка . «Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой» совсем не подходит для того, чтобы в нём жили маленькие дети – в этом заключена мысль, объединяющая предложения 1-3 в отдельный абзац.

Не менее значимую роль для понимания текста играет последний абзац, представляющий собой реплику медсестры. Женщина сообщает, что брошенных родителями русских детей нередко усыновляют американцы. Иностранцы дают детям то тепло, которого не могут дать соотечественники – в этом заключается главная мысль, объединяющая предложения 41-46.

Итак, приведённые примеры подтверждают мысль Л.Ю. Максимова о том, что при помощи абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений ».

Задание 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»…

Альберт Лиханов рассказывает о том, как Коля, мальчик-сирота, пришёл в дом ребёнка, чтобы найти информацию о своей маме.

«Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! » — отчётливо произносит каждое слово начальница. А потом поясняет: поиск мамы закончится для Николая разочарованием и ещё большим одиночеством . Смысл слов начальницы дома ребёнка я понимаю так: не исключено, что когда-то родители от Коли попросту отказались, а значит, искать маму вряд ли стоит.

Правоту начальницы подтверждают примеры из текста. В одной из комнат дома ребёнка Коля видит кроватки с младенцами, брошенными родителями (предложения 26-28). Мальчику тяжело осознавать, что от этих маленьких людей отказались мамы и папы. Возможно, и сам он был таким же младенцем-отказником. Эту мысль Николай прямо не высказывает, однако, читая предложение 31, мы понимаем, что именно она его «била в висок»: видя брошенных детей, мальчик не мог не провести параллели с собственной судьбой.

Таким образом, правда о матери, скорее всего, разочаровала бы Николая и заставила бы его страдать ещё больше. Понимая это, начальница не рекомендует искать женщину.

Задание 15.3 . Как Вы понимаете смысл слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание? «…

Что такое сострадание?

Сострадание заключается в готовности принять чужую боль близко к сердцу, как свою собственную. Это нравственное понятие, стоящее в одном ряду с сочувствием, сопереживанием. Способность к состраданию свойственна людям с доброй душой, которые всегда поймут, поддержат, а если понадобится, придут на помощь.

Об этом заставляет задуматься текст Альберта Лиханова . Николай, видя брошенных родителями младенцев, проникается состраданием к детям. Он понимает ту боль, которую ещё предстоит почувствовать несчастным малышам. По отношению к самому Коле сострадание испытывает начальница дома ребёнка, которая не советует мальчику искать мать: это может обернуться для него новой болью. «А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»,- говорит женщина Николаю.

В литературных произведениях можно найти немало примеров сострадания. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов усыновляет сироту Ванюшку. Мужчина во время войны потерял семью, и горе ребёнка ему близко и понятно.

Приведённые примеры показывают, насколько важно сострадание. Без него жить в мире стало бы невыносимо.

Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».

«Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом», - пишет А. Алексин в тексте о маленькой девочке, которая была самолюбивой и командовала своим царством игрушек, а те подчинялись ей. С появлением куклы Ларисы (подарок отца), которая была ростом выше девочки, всё изменилось. Игрушки теперь подчинялись ей, и девочка тоже. Обратимся к тексту.

Во-первых, девочка в мире игрушек чувствовала абсолютную власть над ними: распоряжалась автомобилями, повадками зверей (предложение 15). Но в обычной жизни ей никто не подчинялся, возможно, из-за её маленького роста, а может, из-за того, что люди «не бессловесны», как её безмолвные игрушки, и не будут повиноваться маленькой девочке.

Во-вторых, после появления куклы Ларисы, которая была выше ростом, многое изменилось. Игрушки подчинялись теперь не своей хозяйке. А кукле. Девочке это не нравилось, ведь теперь она не ощущала полной власти над игрушечным миром.

Таким образом, мы видим, что девочка сама называет себя самолюбивой и властной, что даёт ей ощущение величия и превосходства. Но эта мания величия может в будущем проявляться и над обычными людьми, что опасно и не может не настораживать в ребёнке. (186 слов).

Кожанова Полина, ученица С.Н.Мищенко.

Текст 1.2

(1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:

– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

Сочинения к варианту 1 (текст Ю. Олеши)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» …

Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.

Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики .

Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши . Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».

Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?

Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию ». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …

Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…

Именно о таких друзьях рассказывает . Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.

«Ведь я знаю, что ты добрый друг », — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину. Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).

Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».

Задание 15.3

ДРУЖБА «Что такое дружба?»

Что такое дружба?

Проиллюстрируем роль экспрессивной лексики на примерах из текста Владимира Железникова . Ребята возмущены предательством Димки Сомова. По их мнению, он заслуживает презрения и самого жестокого наказания. «Садани его по роже!» — кричит Лохматый, обращаясь к Ленке. Грубые просторечные слова «садани» и «рожа» — это не только средство речевой характеристики мальчика, они выражают его резко отрицательное отношение к однокласснику.

Железная Кнопка рада, что «час расплаты» для предателя Димки наконец-то настал. «Справедливость восторжествовала!» — кричит девочка. В данном случае экспрессивно окрашенным является книжное слово «восторжествовала». Оно передаёт бурную радость героини и выражает положительную оценку произошедшего.

Итак, анализ языковых особенностей текста В. Железникова показывает, что экспрессивная лексика действительно «создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому ».

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить… Хоть убейте! » …

В тексте Владимира Железникова рассказывается о том наказании, которому подвергают одноклассники предателя Димку Сомова. По мнению ребят, его подлость нельзя ни оправдать, ни простить.

И только Ленка понимает, что чувствует Димка. Она сама была в подобной ситуации, а потому находит в себе силы простить одноклассника. «Я была на костре… И по улице меня гоняли », — так объясняет девочка ребятам свой отказ объявить Димке «самый жестокий бойкот». Она не станет мстить Сомову, хотя сама пострадала именно из-за него: «А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте ». Финальные фразы текста характеризуют Лену как человека очень благородного.

Именно так поступает героиня рассказа Розы Госман . Ленка, лучшая подруга, ведёт себя непорядочно по отношению к Ольге – рассказывает всем о стихах, которые пишет девушка, и высмеивает их нелепость. Для героини предательство подруги становится тяжёлым потрясением. Однако она находит в себе силы для прощения: «Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю». Героиня, несмотря ни на что, дорожит Ленкой, которая по-прежнему остаётся её подругой.

А в повести Владимира Железникова «Чучело» Лена Бессольцева прощает предателя Димку Сомова, хотя когда-то сильно пострадала из-за его подлости. Девочка отказывается мстить, поступая не только как благородный человек, но и как настоящий друг.

Вывод очевиден: дружбу надо ценить и беречь. Иногда ради неё приходится переступать через обиды и прощать. Но она этого стоит: ведь одинокому человеку жить на свете непросто, а того, кто имеет друзей, можно считать счастливым.

Сочинения к варианту 4 (текст А. Иванова)

Задание 15.1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского: «Язык — удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли » …

Человека отличает от других живых существ способность к общению, в ходе которого происходит обмен разнообразной информацией. Разговаривая друг с другом, мы выражаем определённые мысли, и в этом нам помогают различные средства языка. Думаю, именно такой смысл вкладывал в свои слова лингвист Л. Успенский .

Писатель нигде прямо не говорит о своём отношении к героям, о своих ощущениях и переживаниях. Однако мы отлично понимаем то, что хотел сказать автор. А значит, язык действительно можно назвать «удивительным орудием, посредством которого люди передают друг другу свои мысли ».

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- Он ведь спас нас!.. — потрясённо говорит Люська » …

В экстремальной ситуации открывается истинное лицо человека. Близость опасности делает ненужными всяческие маски, и мы предстаём такими, какие есть, без прикрас. Одни оказываются трусами и слабаками, другие проявляют подлинный , спасая товарищей с риском для собственной жизни.

Подобную ситуацию изображает Алексей Иванов . Несколько друзей переправляются на катамаране через реку Поныш. Судно затягивает под поваленные ледоходом деревья, и ребятам угрожает смертельная опасность. Друзей спасает Овечкин: он с риском для жизни обрубает ствол дерева и освобождает катамаран. Осознав, что произошло, Люська потрясённо произносит: «Он ведь спас нас!.. »

Овечкин поступает как герой. Спасая друзей, он действует решительно и молниеносно (предложения 45 – 46). Овечкин осознаёт, что может погибнуть. Его психологическое состояние передано через детали портрета в предложениях 49 – 50: «Лицо его побелело. На лбу по-мужицки вздулись вены». Однако этот мужественный человек сумел преодолеть страх, ведь на кону были жизни товарищей.

Самоотверженный поступок Овечкина – подвиг, который герой совершил во имя друзей и который, безусловно, заслуживает восхищения.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Что такое дружба? На этот вопрос отвечают по-разному. Но неоспоримо одно: настоящий друг никогда не бросит в беде, пожертвует ради тебя многим, даже собственной жизнью.

Именно таков Овечкин, герой произведения Алексея Иванова . Во время сплава по реке катамаран попадает под сваленные деревья – находящимся в нём ребятам угрожает страшная опасность. Овечкин спасает товарищей, хотя сам рискует жизнью. В этот момент он совсем не думает о себе. Главное для него – любой ценой отвести угрозу от друзей.

Пример верной дружбы – отношения Д’Артаньяна и трёх мушкетёров в романе Александра Дюма. Гасконец и его товарищи готовы в любой момент отдать жизни друг за друга. Они повторяют слова: «Один — за всех, и все — за одного». Вот девиз настоящих друзей!

Таким образом, дружбой можно назвать отношения между людьми, способными, если потребуется, пожертвовать собой для спасения друзей. Истинная дружба, к сожалению, встречается нечасто. А потому дружеские отношения нужно ценить. Ведь без верных друзей жить на свете непросто.

Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “Да и как можно обманывать друга?”

Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.

Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга,

Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки предложения 6, 11. , но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих предложения 25-28. .

Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. 162 слова.

Крюкова М. А.

ТЕКСТ 5.1

1. В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 3. Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. 4. Ничего этого больше не будет! 5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

6. Тревожно на душе у Динки. 7. Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. 8. Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. 9. “Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!” – сказал он тогда. 10. И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

11. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… 12. И обманывать их бесполезно. 13. Да и как можно обманывать друга?

14. Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. 15. Но ведь всё это было другое. 16. А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. 17. Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

18. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 19. “Как я скажу Андрею?” – мучительно думала Динка. 20. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

21. Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– 22. Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – 23. Слышишь меня?..

– 24. Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – 25. Я, конечно, всё понимаю, Лёня… 26. Нас было трое друзей. 27. А теперь должно быть двое! 28. И из нас троих нельзя обмануть никого! По В. Осеевой.

Осеева-Хмелёва Валентина Александровна 1902–1969. – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести “Динка”, “Динка прощается с детством”.


Другие работы по этой теме:

  1. Что такое дружба? Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни...
  2. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”. “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”, – такими...
  3. Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Настоящее искусство, согласно статье “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова, – это “творческое отражение, воспроизведение действительности в...
  4. Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, настоящее искусство – это отражение действительности в живописи, кинематографе, литературе, архитектуре и во многом...
  5. Что такое настоящее искусство? Настоящее искусство - это отражение действительности в художественных образах. По моему мнению, произведения искусства - это “воспроизведение” души человека, его сущности,...
  6. Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение...
  7. Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? Это действительность, которая отразилась во всех сферах культуры и деятельности человека. Это учебник, по которому человек учится...

1. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния со-вре-мен-но-го линг-ви-ста Н. С. Вал-ги-ной: «То, что в уст-ной речи до-сти-га-ет-ся с по-мо-щью пауз и ло-ги-че-ских уда-ре-ний, в пись-мен-ной - с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния». Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми Н. С. Вал-ги-ной. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

2. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та тек-ста: «Я ска-за-ла: сме-лый, - по-вто-ри-ла Агния. - По-то-му, что ты взял от-вет-ствен-ность на себя в жизни, а не на сло-вах. На-сто-я-щую от-вет-ствен-ность». При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 (два) ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

3. Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние слова ВЗА-И-МО-ВЫ-РУЧ-КА? Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое вза-и-мо-вы-руч-ка», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.


(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.

(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.

(6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она, действительно, здорово.

(8)Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.

(11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»

(12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.

(13)«Агни, борзеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.

(14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.

(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.

(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.

(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

(22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.

(24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.

– (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!

(29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.

– (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.

(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

– (35)В другой раз.

(36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

(37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.

– (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.

– (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.

– (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.

(44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…

(По Н. Айне) *

* Айна Нара – современная детская писательница..

За-ме-ни-те раз-го-вор-ное слово «ввя-зы-вать-ся» в пред-ло-же-нии 9 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.

По-яс-не-ние.

Раз-го-вор-ное слово «ввя-зы-вать-ся» в пред-ло-же-нии 9 за-ме-ня-ем сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом «вме-ши-вать-ся» или «всту-пать».

Ответ: вме-ши-вать-ся или всту-пать

Ответ: вмешиваться|вступать

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 243BFA

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

По-яс-не-ние.

1. Грам-ма-ти-че-ские сред-ства иг-ра-ют важ-ную роль в тек-сте. Они по-мо-га-ют офор-мить наши мысли и тем самым пе-ре-дать их суть. К грам-ма-ти-че-ским сред-ствам от-но-сят-ся и знаки пре-пи-на-ния, о ко-то-рых го-во-ри-ла Н. В. Вал-ги-на: «То, что в уст-ной речи до-сти-га-ет-ся с по-мо-щью пауз и ло-ги-че-ских уда-ре-ний, в пись-мен-ной - с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния».

Спра-вед-ли-вость утвер-жде-ния Вал-ги-ной под-твер-жда-ют при-ме-ры из тек-ста Н. Айне. Так, с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния в конце рядом сто-я-щих пред-ло-же-ний №26 - 28 (26)Я в ми-ли-цию звоню! - раз-дал-ся из-за спин школь-ни-ков смут-но зна-ко-мый голос, он дро-жал от стра-ха и на-пря-же-ния. - (27)Я уже звоню! (28)Отой-ди-те от неё!) с по-мо-щью вос-кли-ца-тель-ных зна-ков пе-ре-да-на на-пряжённость мо-мен-та, Вить-ка ре-шился по-мочь Агни.

В тек-сте много пред-ло-же-ний, в конце ко-то-рых стоит мно-го-то-чие (пред-ло-же-ния №13, 38, 40). Мно-го-то-чие ис-поль-зу-ет-ся чаще всего для пе-ре-да-чи не-за-вер-шен-но-сти мысли. На-при-мер, в пред-ло-же-нии №40 мно-го-то-чие яв-ля-ет-ся по-ка-за-те-лем сму-ще-ния Вить-ки перед по-хва-лой Агни.

Таким об-ра-зом, права была Н. В. Вал-ги-на, под-чер-ки-вая важ-ную роль зна-ков пре-пи-на-ния в тек-сте.

2. По-ня-тия «хо-ро-шо» или «плохо» яв-ля-ют-ся аб-стракт-ны-ми для каж-до-го че-ло-ве-ка, не-смот-ря на об-ще-при-ня-тые нормы. Но в любом об-ще-стве ха-рак-тер че-ло-ве-ка рас-смат-ри-ва-ют через его по-ве-де-ние, по-ступ-ки, от-но-ше-ние к тем или иным вещам, к сво-бо-де его вы-бо-ра. В фи-на-ле тек-ста Н. Айне Агния на-зы-ва-ет ти-хо-ню Вить-ку сме-лым, по-то-му что в кри-ти-че-ский мо-мент он сумел взять от-вет-ствен-ность на себя, решив при-гро-зить «дра-чу-нам» ми-ли-ци-ей: «Я ска-за-ла: сме-лый, - по-вто-ри-ла Агния. - По-то-му, что ты взял от-вет-ствен-ность на себя в жизни, а не на сло-вах. На-сто-я-щую от-вет-ствен-ность».

Вить-ка, не раз-ду-мы-вая, бро-сил-ся спа-сать де-воч-ку, сде-лав свой нрав-ствен-ный выбор. Он рис-ко-вал: его могли по-бить, до-ста-лось бы и ему, и Агнии, но рис-ко-вать или не рис-ко-вать, во-прос для него не стоял. Он сму-ща-ет-ся сво-е-го по-ступ-ка, о чём сви-де-тель-ству-ют пред-ло-же-ния под но-ме-ра-ми 33, 40.

Сама Агния сде-ла-ла не менее важ-ный шаг: она не поз-во-ли-ла стар-ше-класс-ни-кам из-де-вать-ся над сла-бым. Для неё вы-бо-ра прой-ти мимо или по-мочь маль-чиш-ке-сер-деч-ни-ку не стоит. В ней чув-ству-ет-ся огром-ная внут-рен-няя сила, ко-то-рая в нуж-ный мо-мент может быть с такой же лёгко-стью от-да-на лю-бо-му нуж-да-ю-ще-му-ся.

От-вет-ствен-ность - это уме-ние «при-нять огонь на себя», спо-соб-ность от-ве-тить за свои по-ступ-ки, а порой и за по-ступ-ки дру-гих, это когда до всего есть дело. Имен-но та-ки-ми ре-бя-та-ми яв-ля-ют-ся Агния и Вить-ка, на ко-то-рых хо-чет-ся рав-нять-ся.

3. Вза-и-мо-вы-руч-ка - это вза-им-ная, обо-юд-ная по-мощь, вы-руч-ка в каком-либо деле, под-держ-ка. Че-ло-ве-ку долж-но быть свой-ствен-но со-стра-да-ние и же-ла-ние прий-ти на по-мощь, соб-ствен-но и яв-ля-ю-щи-е-ся по-ка-за-те-ля-ми ис-тин-ной че-ло-веч-но-сти.

В фи-на-ле тек-ста Н. Айне Агния на-зы-ва-ет ти-хо-ню Вить-ку сме-лым, по-то-му что в кри-ти-че-ский мо-мент он сумел взять от-вет-ствен-ность на себя, решив при-гро-зить «дра-чу-нам» ми-ли-ци-ей. Вить-ка, не раз-ду-мы-вая, бро-сил-ся спа-сать де-воч-ку, сде-лав свой нрав-ствен-ный выбор. Он рис-ко-вал: его могли по-бить, до-ста-лось бы и ему, и Агнии, но рис-ко-вать или не рис-ко-вать, во-прос для него не стоял. Это при-мер вза-и-мо-вы-руч-ки.

Когда у наших со-се-дей слу-чил-ся пожар, все наши зна-ко-мые от-клик-ну-лись на беду: при-но-си-ли вещи, ме-бель, день-ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой-ти мимо озна-ча-ло пе-ре-стать быть че-ло-ве-ком. Никто не за-стра-хо-ван от беды, вза-и-мо-вы-руч-ка по-мо-га-ет спра-вить-ся с на-па-стя-ми и не-взго-да-ми, легче пе-ре-жить их.

Когда мы тво-рим добро, жизнь во-круг ста-но-вит-ся ярче, вот по-че-му пре-умно-же-ние добра все-гда воздаётся сто-ри-цей.

Поделиться