Источники изучения. Периодизация истории медицины

Пособие по теме занятия: введение в историю стоматологии

Введение

История человечества начинается с появления человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: бесписьменную (первобытную или доклассовую) и письменную (с 4-го тысячелетия до н.э.). История первобытной эры охватывает период от появления человека (около 2 млн.лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (4 тысячелетие до н.э.). несмотря на отсутствие письменности (и письменной истории), этот период является неотъемлемой частью всемирно-исторического процесса развития человечества и не может определяться как «доистория», «праистория», а первобытный человек - как «доисторический». Эта эра охватывает 99% всей истории человечества.

В недрах развития человечества формировались истоки всех последующих духовных и материальных достижений: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь, языки, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этика, врачевание и гигиенические навыки. Анализ этого пути от самых истоков – необходимое звено объективной оценки исторического развития медицины в целом.

Соответственно этапам первобытной истории определяют 3 периода в развитии первобытного врачевания:

1. врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приёмах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2. врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

3. врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившееся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

История зубоврачевания в нашей стране не получила такого развития, как на Западе. Даже в настоящее время материалов по этому вопросу не так много, как хотелось бы. Несмотря на то обилие «зубных специальностей», которое сейчас наблюдается, зубоврачевание в течение почти целого тысячелетия делало чрезвычайно слабые успехи, что и привело к таким последствиям. Учёные, врачи и хирурги долгое время придавали этой медицинской отрасли лишь косметическое значение. Для них оно являлось одной их многих медицинских дисциплин, да и то, не самой важной. Недипломированные же представители этих профессий из-за отсутствия необходимых знаний не были способны совершенствовать и развивать эту отрасль. Но, между тем, знание этого предмета представляет несомненный интерес во многих отношениях.



Во-первых, естественное желание узнать историю появления и развития той отрасли человеческих знаний, которой посвятил себя, присуще каждому человеку. Знание того, как шаг за шагом в результате многовековой работы выдающихся учёных и практиков под эмпирические методы подводится научный фундамент, помогает увидеть целостную картину современного зубоврачевания. Но знакомство важно не только потому, что удовлетворяет нашу любознательность. Знание истории позволяет нам не допустить прошлых ошибок, а также на основе закономерностей формирования этой медицинской отрасли понять направление её последующего развития.

История медицины, и история зубоврачевания в частности, наглядно отражает сдвиги и коренные изменения, происходящие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определёнными чертами медицинской теории и практики.

Медицина древних народов Востока, за исключением индусов, не поднялась выше примитивного эмпиризма. Она занималась только лечением отдельных болезненных симптомов. Её успехи относятся главным образом к области лекарственных средств и отчасти хирургии. Стремление познать весь организм человека в целом, выяснить сущность болезней и связать их одной общей системой, было чуждо восточной медицине. В период VI-V веков до нашей эры политическое могущество стран Востока приходит в упадок. Они подпадают под власть новых государственных образований, возникающих на берегах Средиземного моря – Греции и Рима. Одновременно с политическим влиянием к этим народам переходит и влияние в области науки, культуры, а также и медицины, которая во все времена носит на себе печать общего миросозерцания и культурного уровня эпохи. Возникновение рациональной медицины исторически связано именно с этой эпохой.

Зубоврачевание в Греции

Эпоха Греко-римской медицины представляет собой громадный шаг вперед по сравнению с медициной восточных народов, хотя последняя оказала, несомненно, известное влияние на ее развитие. В Греции, особенно в более поздний период, впервые появляются выдающиеся философы – врачи, которые не довольствуются грубой симптоматизацией. Они изучают анатомию и физиологию человека, создают различные теории, стремящиеся объяснить причину болезней, а главное – способы их лечения и профилактики. Несмотря на то, что с современной точки зрения их взгляды наивны, тем не менее, они положили начало тому методу, на основе которого развивалась впоследствии вся научная медицина.

По мнению М.О. Коварского, причину относительно низкого уровня развития восточной медицины, следует искать в религии Востока, которая порабощала психику и ум человека, парализовала всякую, возможность самостоятельного мышления. Все явления природы рассматривались как проявление воли доброго или злого божества. Это религиозное миропонимание обрекло восточные народы на умственный застой и отдало их во власть более молодых и жизнеспособных народов Запада.

Религия греков, у которых богам приписывались человеческие черты, была лишена тех устрашающих и подавляющих человеческий ум элементов, какие мы видели у египтян или вавилонян. Свойственные эллинскому духу, на ряду с жизнерадостностью, пытливость, стремление проникнуть в сущность вещей нашли свое выражение в греческом искусстве и философии. Знаменитые философы и врачи древней Греции – Пифагор, Аристотель, Платон и Гераклит – стремились охватить весь доступный им мир одной общей идеей и строили различные идеи мироздания, основанные на наблюдениях над окружающими явлениями природы. В круг этих явлений входил и человеческий организм, его строение и деятельность в здоровом и болезненном состоянии. Таким образом, греческая медицина тесно связалась с философией и в своих методах исходила, от той или другой философской системы миропонимания. В греческой медицине V века мы находим уже все те элементы, на основе которых развилась впоследствии научная медицина: изучение анатомии и физиологии человека, взгляд на болезнь как на проявление общего расстройства жизненных сил, стремление вести борьбу с ней путем укрепления организма, точное исследование больного, диагноз. Особого развития эти положения достигли у великого греческого врача Гиппократа, которого называют «отцом медицины».

Гиппократ

Гиппократ родился в начале V века до нашей эры на острове Косе и происходил из рода врачей, считавшихся потомками Эскулапа (Асклепиады). По словам К.Маркса, он жил в период «высочайшего внутреннего расцвета Греции». В течение своей почти столетней жизни он, будучи врачом-периодевтом, посетил многие страны Востока, города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Чёрного моря, Ливию, возможно Египет. Это был врач-философ, сочетавший с себе большой врачебный опыт с глубоким понимание людей и окружавшей их природы. Он занимался медицинской практикой в различных городах Греции и оставил после себя многочисленные сочинения, которые в течение почти двух тысяч лет служили для врачей догмой и основой медицинской науки. Несомненно, что многие из приписываемых ему сочинений, принадлежат на самом деле его ученикам и последователям, но все они объединены общим названием «Гиппократова Корпуса».

Известные афоризмы, Гиппократа, в которых выразилась сущность его медицинских воззрений, свидетельствуют столько же о глубоком проникновении его в смысл врачебного вмешательства и роли врача, сколько о необыкновенной силе мысли и наблюдательности.

– «В медицине, - говорит Гиппократ, - существуют три вещи: болезнь, больной и врач; врач является слугой своей науки и больной должен совместно с ним побороть болезнь».

– «Врач должен иметь в виду два момента: стремиться помочь больному и не вредить».

– «В организме все представляет собой одно гармоническое целое; все части согласованы друг с другом и все направлено к одному общему действию».

По учению Гиппократа, человеческий организм конструируется из 4 основных соков (гуморальная теория): крови, слизи, черной и желтой желчи. Здоровое состояние организма зависят от равновесия этих соков. Его нарушение ведет к различным заболеваниям. Эти же нарушения лежат и в основе зубных заболеваний, описание которых рассеяно по различным книгам Гиппократа и его последователей.

Зубная боль возникает оттого, что слизь проникает до корней зубов. Порча зубов обусловливается либо слизью, либо пищей, если зуб по природе слаб и плохо укреплен. Болезни зубов и десен наблюдаются также при заболеваниях других органов: печени, селезенки, желудка, женских половых органов. Согласно своей теории происхождения болезней, Гиппократ и зубную боль лечит главным образом общими средствами: кровопусканием, слабительными, рвотными, строгой диетой. Местно применяются наркотики, полоскание бобровой струей, настоем перца, припарками из чечевичного отвара, вяжущими средствами (квасцы) и т.д. К удалению зубов Гиппократ прибегает только, в тех случаях, когда зуб расшатан. «Если в зубе появляются боли, то его следует удалить, если он разрушен и подвижен. Если же он не разрушен и сидит крепко, то его прижигают и высушивают; помогают также средства, вызывающие слюнотечение». По-видимому, здесь он использовал слюногон (pyrethrum), которому в древности приписывали способность вызывать выпадение больного зуба.

То, что Гиппократ удалял только слабо сидящие зубы, легко поддающиеся извлечению, видно также из того, что он считал экстракцию искусством, которому не надо учиться, т.к. оно доступно каждому: «Что же касается щипцов для извлечения зубов, то каждый может обращаться с ними, потому что способ использования их прост и очевиден». То обстоятельство, что Гиппократ и его современники избегали удалять крепко сидящие зубы, можно объяснить только несовершенством экстракционных щипцов, которыми они пользовались. Последние делались, по-видимому, из такого мягкого материала, как свинец, который не давал возможности развить необходимую для трудной экстракции силу. Образец таких свинцовых щипцов Александрийской эпохи, Гиерофила, хранился в храме Аполлона в Дельфах.

Вместо удаления крепко сидящих зубов прибегали к различным средствам, которые, якобы, должны были вызвать самопроизвольное расшатывание и выпадение больного зуба. У Гиппократа мы впервые встречаем истории болезни и описание клинического течения различного рода заболеваний зубов – от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости:

«У жены Аспазия появились сильные боли в зубе и подбородке; полоскание бобровой струей и перцем принесло ей облегчение. У сына Метродора вследствие зубной боли развилась горячая язва на челюстях; наросты на деснах выделяли много гноя, у него отвалились зубы и кость. Смертельно, если к сильным зубным болям и омертвению зуба присоединяется горячка и бред (сепсис); если больной выживает, то возникают гнойники и отходят куски кости».

Из наблюдений над больными Гиппократ узнал, что первый моляр чаще подвергается порче, чем другие зубы, и что результатом этого являются «густые истечения из носа и боли, распространяющиеся в области висков (гайморит)»; чаще других разрушаются также зубы мудрости. Острую наблюдательность Гиппократа обнаруживают также и следующие его описания: «У тех, у кого отходит кость от нёба, западает нос (люэс); у кого отходит кость, содержащая зубы, уплощается кончик носа. Остроголовые, у которых высокое нёбо и зубы стоят неправильно, так что одни выдаются наружу, другие внутрь, страдают головными болями и течью из ушей».

В книге седьмой труда «Эпидемии», Гиппократ приводит множество случаев, подтверждающих важность современного лечения зубов: «У Кардия, сына Метродора, от зубной боли началась гангрена челюсти и сильное воспаление губ, вытекало много гноя, и выпадали зубы».

Мы находим у Гиппократа описание различных заболеваний десен и полости рта: гингивита, стоматита, скорбута, болезней языка. Подробно описаны также, сопровождающие прорезывание зубов, детские болезни: лихорадка, поносы, судороги, кашель. Но ошибочно полагал, что молочные зубы образуются из молока матери. Применяемые Гиппократом хирургические методы лечения вывиха и перелома челюстей свидетельствуют о большом его искусстве в этой области и мало чем отличаются от современных методов.

«Если зубы (при переломе челюсти) на пораженной стороне смещены и расшатаны, то следует после того, как кость установлена на месте, связать зубы, не только два, но и более, лучше всего с помощью золотой проволоки, до тех пор, пока кость укрепится».

В произведениях Гиппократа мы встречаем мало сведений по анатомии и физиологии человека; это объясняется тем, что законы того времени строго воспрещали анатомирование трупов, и об устройстве человеческого тела судили по аналогии с животным миром.

Аристотель

Живший столетием позже Гиппократа великий греческий философ Аристотель (384-322 до н.э) более подробно изучает строение и функции организма, в том числе и зубной системы. Он положил основы Естествознания и Сравнительной Анатомии (включая Зубную Анатомию). В одной из его книг, «On Different Parts of Animals», есть глава, посвящённая исследованию зубов. В своей книге, «History of Animals», он сравнивает зубные системы различных животных. В описании функций различных классов зубов он был очень точен. При этом кажется удивительным, что блестящие греческие ученые-философы не видели потребности в проведении тщательных экспериментов, а также в сравнении и анализе своих наблюдений перед тем, как делать окончательные выводы. В результате, ошибки, вроде утверждения Аристотеля, что мужчины имеют больше зубов, чем женщины, были приняты и увековечились в течение восемнадцати столетий. Также Аристотель ошибочно считал, что зубы растут всю жизнь, чем и объясняется удлинение их при отсутствии антагониста.

Но Аристотелю следует отдать должное за некоторые очень проницательные наблюдения и заключения. Он знал, что в зубе имеются кровеносные сосуды, что моляры не меняются и прорезываются позже других зубов. В своей книге «Проблемы» он задался вопросом, почему инжир, несмотря на свой сладкий вкус и мягкость, повреждает зубы. Он пришёл к выводу, что возможно мельчайшие частицы инжира проникают в зуб и становятся причиной процесса гниения. Но он не был поддержан, и в течение многих столетий никакие другие учёные, кроме него, не провели связь между сладкими плодами и кариесом.

Терапия и профилактика зубных болезней

Практика оральной гигиены внедрялась в Греции медленно. Ученик Аристотеля Теофраст (372-287 гг. до н.э.) писал, что считалось достоинством иметь белые зубы и часто чистить их. В своей знаменитой «Естественной истории растений» Теофраст также описал целебные свойства лекарственных растений (алтея, грецкого ореха, календулы, облепихи, скумпии и др.), которые и до нынешнего дня применяются в стоматологической практике.

Из врачей более поздней эпохи заслуживает упоминания Диокл из Кариста (IV век до нашей эры); приписываемое ему средство против зубной боли в течение многих столетий пользовалось большим распространением. Средство это состоит из камедистой смолы, опиума, перца, которые замешиваются с воском и кладутся в дупло зуба. Диокл указывает также на необходимость гигиены полости рта; он рекомендует по утрам, одновременно с мытьем лица и глаз, протереть зубы и десны снаружи и изнутри одним только пальцем или с соком растертого палея (сердечная мята), чтобы удалить остатки пищи.

Но всё же регулярная профилактика не была широко распространена, пока Греция не стала провинцией Рима. Под римским влиянием греки научились использовать для чистки зубов такие материалы, как тальк, пемза, гипс, коралловый и корундовый порошок, железную ржавчину. Известно, что в более поздний период в Греции была в большом употреблении зубочистка из мастичного дерева (греч. schinos). Жители Афин за свою привычку постоянно ковырять ею в зубах получили название «жевателей зубочистки» (греч. schinotroges). Гиппократ приводит лишь средство для устранения дурного запаха изо рта, очевидно, косметического характера, т. к. оно предназначается для женщин. Рецепт этого средства таков:

«Если у женщины дурно пахнет изо рта, и десны имеют плохой вид, то следует сжечь голову зайца и трех мышей - каждую отдельно, причём у двух мышей предварительно вынимаются внутренности, кроме почек и печени; затем растереть вместе с мрамором в ступке, просеять через сито и чистить этим порошком зубы и десны; после этого протирать зубы и рот потной овечьей шерстью, смазанной медом; для полоскания применяются: анис, укроп, мирра, растворенные в белом вине. Эти средства, именуемые индийскими, делают зубы белыми и сообщают им приятный запах».

Приведенный выше рецепт зубного порошка, по-видимому, заимствован Гиппократом из народной медицины того времени, т.к. носит не свойственный этому великому врачу отпечаток суеверия. У позднейших авторов в течение очень долгого периода, почти вплоть до, новейших времен, суеверие в области зубоврачевания, как мы это увидим в дальнейшем, было широко распространено; различные мистические предметы и чаще всего органы мышей, зайцев и жаб являются у них излюбленным средством зубной терапии и гигиены.

В III веке до нашей эры возникает новый очаг греческой культуры в Александрии, основанной Александром Македонским в дельте Нила. Благодаря покровительству наукам и искусствам со стороны правителей Египта из рода Птолемеев сюда стекаются ученые со всего древнего мира, создается знаменитая Александрийская библиотека, которая заключала свыше 500.000 свитков и, по преданию, была сожжена арабами в XII веке при взятии ими Александрии. На ряду с другими науками здесь развивается медицина, особенно анатомия, благодаря тому, что правители Александрии не только не запрещали рассечения трупов, но даже покровительствовали этому. Известные александрийские терапевты и клиницисты Эризистрат и Гиерофил занимались также и зубоврачеванием, не дав, однако, в этой области ничего нового по сравнению с Гиппократом.

Хирургические инструменты древней Греции

В одной из своих работ Аристотель описал железные щипцы (греч. Sideros – железо), построенные по тому же принципу, что и современные экстракционные щипцы, т.е. состоящие из двух рычагов, точка опоры которых находится в соединяющем их замке. Сейчас эти щипцы хранятся в Национальном музее в Афинах. Известный немецкий историк медицины Карл Зудгоф в своей "Geschichte der Medizin" детально их исследовал. Эти щипцы, не приспособленные к анатомической форме альвеол, были весьма примитивны и не годились для извлечения крепко сидящих зубов. Зудгоф измерил их размеры в открытом и закрытом виде, установив, что расстояние между крайними "захватами" щечек щипцов было 3 мм, а длина их не превышала 64 мм.

Щипцы в древней Греции применялись не только для удаления зубов, их использовали и для удаления из тела глубоко сидящих наконечников стрел, осколков кости. По размеру щипцы были небольшими и состояли из 3 частей: длинных ручек, замка и закругленных щечек для захвата коронки. Концы ручек имели кнопочковидную или платформовидную форму. Щечки щипцов могли быть бочковидные, широкие и узкие, однако они не соответствовали анатомической форме зуба. Такие щипцы не давали возможность использовать большую силу, при плотном нажатии на зуб его коронка могла сломаться. Их можно было применять только после предварительного расшатывания зуба. Последнее обстоятельство ограничивало показание к экстракции зубов и не способствовало развитию экстракционной техники. Этим объясняется боязнь экстракции, как опасной операции, не только у античных авторов, но и в период арабской медицины и даже средневековья.

Зубоврачевание в Риме

Врачеванием в Риме впервые века нашей эры занимались первоначально греческие рабы и вольноотпущенники, а впоследствии и известные греческие врачи, добровольно поселившиеся в Риме, как Соран или Гален, привлеченные мировой славой этого центра античной культуры. Многие их них достигли впоследствии видного положения и славы, приобрели многочисленных учеников, а некоторые, как Антоний Муза, врач Цезаря Августа, были даже причислены к сословию знатных.

Однако в массе греческие врачи пользовались плохой славой, и свободный римский гражданин считал ниже своего достоинства заниматься медициной, как профессией. Сатирики того времени неоднократно высмеивают врачей за их шарлатанство, корыстолюбие, погоню за богатыми клиентами. Нелестную характеристику дает своим современникам-врачам и Плиний: «Нет сомнения, – говорит он, – что все они торгуют нашей жизнью, дабы прославиться чем-нибудь новым. Отсюда жаркие споры у постели больных, так как ни один не разделяет взглядов другого». Отсюда злополучная надпись на могильном памятнике: «Он умер от замешательства врачей». Знаменитый Гален утверждает, «что между разбойниками и врачами только та разница, что одни совершают свои преступления в горах, а другие в Риме».

Получившее начало в Александрии разделение врачей по специальностям достигло в Риме большого развития: акушеры, глазные врачи, зубные, женские врачи, врачи, лечившие от водянки, от накожных болезней. Способы лечения также сильно различались. Некоторые лечили только гимнастикой, другие – вином, третьи – водой и т.д. Практиковали врачи обыкновенно на дому, но некоторые заводили себе лечебницы или амбулатории – tabernae medicinae – обставленные с особым блеском, производившим впечатление на больных. Часто эти tabernae не отличались от лавок цирюльников и служили местом сборища зевак.

Приглашенные на дом к больным, известные врачи являлись обычно в сопровождении своих многочисленных учеников, которые совместно с учителем производили исследование больного и слушали при этом его объяснения. Социальные условия императорского Рима были во многих отношениях схожи с теми, какие существуют в настоящее время в капиталистических странах: та же нищета в низах, и на ряду с этим безумная расточительность, праздность и чревоугодие римской знати, владельцев рабов и обширных латифундий. Это сходство социальной обстановки создавало и аналогичные условия в отношении заболеваний организма и в частности жевательного аппарата. Порча зубов была среди обитателей Рима почти так же распространена, как в наше время. Lenhossek, производивший исследование черепов из римских саркофагов, нашел среди них свыше 80% с кариозными зубами. Нездоровая жизнь и известное из истории обжорство римских патрициев вело обычно и к другому заболеванию – к так называемой альвеолярной пиорее и всевозможным заболеваниям десен. Большинство медицинских авторов той эпохи описывает также преждевременное расшатывание и выпадение зубов.

Сведения о зубоврачевании в ранний период римской истории очень скудны. Из эпохи императорского Рима сохранились медицинские сочинения двух авторов, относящиеся к первому веку нашей эры: Корнелия Цельса и Плиния Старшего. И тот и другой происходили из знатных римских семей и не были практическими врачами. Хотя профессия врача и считалась в то время недостойной римского гражданина, Цельс и Плиний, как многие образованные патриции того времени, отдавали свои досуги изучению всевозможных наук, в том числе и естествознанию.

Корнелий Цельс

Корнелий Цельс оставил после себя богатое литературное наследство, среди которого имеются сочинения по сельскому хозяйству, военному делу, риторике; восемь книг его, посвященных медицине и носящих название «De re medica», содержат столь обширные сведения по зубоврачеванию, что Цельса не без основания считают одним из наиболее осведомленных зубоврачебных авторов древности. Современники называли его «римским Гиппократом» и «Цицероном от медицины».

В своих медицинских воззрениях Цельс, как и все римские авторы, всецело находится под влиянием Гиппократа и греческих врачей Александрийской эпохи. Однако он не следует какой-либо определенной школе, а является эклектиком, т.е. берёт у каждой школы то, что его критическому уму кажется наиболее правильным. Чисто эмпирический метод он отвергает, т.к. по его мнению, только знание сущности болезни и точный диагноз могут определить правильную терапию.

Зубоврачеванию в медицинских сочинениях Цельса посвящены отдельные главы. Его анатомические сведения о зубах более совершенны, чем Гиппократа, хотя и не лишены ошибок. У человека – 32 зуба, не считая зубов мудрости: 4 резца – primores, 2 клыка – canini, 10 коренных зубов – maxi-lares. Primores имеют по одному корню, maxilares: 2–4 корня. Короткие зубы имеют длинные корни, прямые – прямые корни, кривые зубы – кривые корни. Постоянные и молочные зубы происходят из одного и того же корня. О существовании зубной камеры он не знает и считает зуб массивным образованием.

Терапия зубной боли, которую Цельс относит к числу величайших страданий, носит, как и у всех авторов того времени, главным образом общий характер: строгая диета – не пить вина, есть мало и только мучную пищу, слабительные, ингаляция водяных паров, содержание головы в тепле, паровые ванны, отвлекающие средства (горчичник на плечи). Местно–теплые припарки, полоскания настоем трав, зубочистку, обернутую шерстью, погрузить в масло и смазать около зуба десну; применяются также и наркотические средства: отвар белены и маковых головок.

Недостаточный эффект этих средств, очевидно, известен Цельсу, т. к. в одном месте он говорит о том, что единственное средство избавиться от зубной боли это – удалить больной зуб. Однако экстракцию он считает опасной операцией и рекомендует не торопиться с извлечением зуба. В крайнем случае, если этого нельзя избежать, то зуб удаляется различными составами, а не щипцами. «Семена перца или плюща (Epheu), положенные в дупло зуба раскалывают его и ведут к его выпадению».

Удаление зуба Цельс описывает следующим образом: перед экстракцией следует отделить десну вокруг всего зуба до тех пор, пока он не расшатается, т.к. в высшей степени опасно удалять крепко сидящий зуб в виду возможности повредить глаз и виски или вывихнуть челюсть. Если возможно, то удаляют зуб пальцами; лишь в крайнем случае следует прибегнуть к помощи щипцов. Если в зубе имеется большое дупло, то его предварительно выполняют свинцом, обернутым в полотно, чтобы избежать отлома коронки. Зуб извлекается щипцами кверху (без люксации), чтобы избежать отлома кости при искривлении корней. Если после экстракций наступает сильное кровотечение, то можно быть уверенным в том, что произошел отлом кости; в таком случае следует отыскать зондом отломок и удалить его. При отломе коронки удаляют корни особыми щипцами.

Образцы экстракционных щипцов того времени найдены в некогда бывших римских лагерях в нынешней Германии и Австрии. Они выполнены довольно аккуратно из бронзы или железа и, хотя по форме более совершенны, чем щипцы Александрийской эпохи, все же мало приспособлены для удаления крепко сидящих зубов.

Воспаления вокруг зуба, которые Цельс называет parulis, лечатся вначале втиранием в десну каменной соли, полевой мяты, полосканиями чечевичным отваром или вяжущими средствами, припарками на шерсти или горячими губками. Если образуется гной, то надо своевременно вскрыть абсцесс, чтобы не омертвела кость; если гноетечение продолжается и образуется фистула, то следует удалить зуб и секвестр и выскоблить рану.

Язвы на слизистой лечатся гранатовой коркой; в детском возрасте они опасны и называются афты (греч. aphtai). Язвы языка могут обусловливаться острыми краями зубов, которые, поэтому необходимо спиливать.

Расшатанные зубы связывают золотой проволокой и укрепляют вяжущими полосканиями из гранатовой корки или чернильных орешков. Против ретракции десны (альвеолярная атрофия, пиоррея) полезно жевание неспелых яблок и груш, слабый уксус.

Очень подробно описывает Цельс перелом челюстей, которые в то время, время постоянных войн, представляли, невидимому, частое явление: смещенные обломки устанавливаются на место, а зубы связываются конским волосом. Больному накладывается двойной компресс из муки, ладана, деревянного (оливкового) масла и вина, и все вместе укрепляется общей повязкой из мягкого ремня через голову; заживление перелома наступает через 2–3 недели.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Методические указания

Издательство

Пензенского государственного

университета

И 90 (или Ш 31)

В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий тематику докладов и рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, обширную библиографию , хронологический минимум.

Методические указания подготовлены на кафедре истории и предназначены для студентов Медицинского института специальности 060101 «Лечебное дело».

Составитель

кандидат исторических наук

доцент кафедры истории

Пензенского государственного

университета

Под редакцией

доктора исторических наук,

профессора

заведующего кафедрой истории

Пензенского государственного

университета

Рецензент

кандидат исторических наук

доцент кафедры истории,

экономики, политики и культуры

Всероссийского заочного

финансово-экономического

института (филиал в г. Орле)

Часть I

Тема 1

История медицины как наука и учебная дисциплина

План занятия

1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная.

2. Источники изучения истории медицины.

3. Периодизация и хронология всемирной истории.

1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная. История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

Раскройте понятия: «врачевание», «медицина», «история медицины».

Определите область исследования данных категорий.

В современном мире существует 3 глобальных направления медицинской деятельности :

б) исторические труды;

в) законодательные акты;

г) религиозно-философские трактаты;

д) исследования врачей и естествоиспытателей.

3. Периодизация и хронология всемирной истории . Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины, является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными специфическими чертами.

В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории. Состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических эпохах резко различаются.

Основными периодами являются:

Первобытное общество (2 млн. лет – 4-е тысячелетия до н. э.).

Древний мир (4-е тыс. до н. э. – середина 1-го тысячелетия н. э.).

Средние века (476 г. – середина XVII в.)

Новое время (середина XVII в. – начало XX в.).

Новейшее время (1918 г – начало XXI в.).

Определите, чем обусловлена указанная периодизация, какие качественные изменения легли в её основу?

Почему периодизация истории медицины совпадает с периодизацией всемирной истории?

Обратите внимание, что указанная периодизация касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации следует иметь ввиду особенности развития каждой из них – хирургии , терапии, педиатрии , гигиены и всех других.

Подготовьте сообщение:

1. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоох­ранения.

2. Истоки традиционной и научной медицины.

Список литературы

1. Бородулин медицины. Избранные лекции / . - М. : Медицина, 1961.

2. Грибанов изучения истории медицины и здравоохранения / . – М., 1980.

3. Грицак история медицины / . – М.: Вече, 2003.

4. , Кузьмин медицины / , . – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. . – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин медицины: Очерки. / . – М., 1978.

7. Лисицын медицины: Учебник / – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. . – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мультановский медицины: Учебник / . - М.: Медицина, 1967.

12. Сорокина медицины: Учебник. – 4-е изд. / . – М.: «Академия», 2005.

Тема 2

Первобытное общество: истоки эмпирического врачевания

План занятия

1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация.

2. Первобытное врачевание: этапы развития.

1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация . История первобытной эры охватывает период от появления человека до становления первых классовых обществ: (2 млн. лет до н. э. – 4-е тыс. до н. э.). В недрах первобытной эпохи формировались мышление и сознание, речь и языки, трудовая деятельность, религиозные верования, искусство, этика, а так же врачевание и гигиенические навыки. Общая продолжительность первобытной эры составляет около 2 млн. лет. её завершение связано с формированием первых государств.

В истории первобытного общества выделяют три эпохи:

1. Становление первобытного общества (2 млн. – 40 тыс. лет назад).

Историческими характеристиками эпохи являются:

Существование праобщины (первобытного человеческого стада).

Развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы).

Появление зачатков идеологических (религиозных) представлений.

2. Расцвет первобытного общества (40 тыс. – X тыс. до н. э.);

Данный этап характеризуется:

Завершением антропогенеза, формированием человека современного вида – Homo sapiens;

Расширением ойкумены;

Существованием ранней родовая общины;

Матрилинейной организацией рода.

3. Разложение первобытного общества (X V тыс. до н. э.).

Характерными чертами эпохи являются:

Что включает понятие «государство»?

Каковы универсальные предпосылки его возникновения?

Первые государства имели немало общего, что позволяет объединить их в модель древневосточной (циклической) цивилизации.

Для стран Древнего Востока была характерна:

Неограниченная власть правителей-монархов;

Отсутствие частной собственности и рыночной экономики;

Монополия аграрного сектора;

Крестьянство, как подавляющая часть населения;

Наличие общинной организации;

Второстепенная роль рабства.

Изменения в таких обществах идут медленно, стереотипы сознания – устойчивы, социальный опыт и традиции канонизируются как высшая общественная ценность.

Данные особенности оказали непосредственное влияние на развитие врачевания и медицины.

2. Врачевание в Древней Месопотамии . Первые государства Древней Месопотамии включают Шумер, Вавилонию и Ассирию (III тыс. до н. э. – VI в. до н. э.).

Обратите внимание на существование преемственности в развитии данных государств. В частности, достижения шумерской цивилиза­ции являются основой и источником вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.

Определите периодизацию и хронологию истории Древней Месопотамии.

Каковы геополитические особенности развития региона?

Охарактеризуйте источники по истории и врачеванию. Обратите внимание, что первые тексты медицинского содержания приходятся на начало III тыс. до н. э. и носят эмпириче­ский характер.

Каковы космологические и мифологические представления народов Древней Месопотамии? Раскройте их во взаимосвязи с врачеванием.

Рассматривая особенности теории и практики врачевания, определите:

1. Эмпирические основы научного знания:

б) развитие хирургии;

в) родовспоможение;

г) зубоврачевание;

д) лекарственные средства;

4. Социальные нормы врачевания:

а) статус врачевателя;

б) правовые аспекты деятельности (законы Хаммурапи XVIII в. до н. э.);

в) врачебная этика.

5. Гигиенические правила;

а) навыки гигиены;

б) санитарно-гигиенические сооружения.

3. Врачевание в Древнем Египте . Дайте краткую характеристику формирования и развития древнеегипетской цивилизации (III–I тыс. до н. э.). Выявите характерные черты древнеегипетской культуры и их влияние на врачевание.

Акцентируйте внимание на:

Иероглифической письменности;

Естественнонаучных знаниях;

Религиозных представлениях;

Культе мертвых.

Определите периодизацию и хронологию истории и врачевания.

Следует отметить, что благодаря наличию большого числа письменных источников (папирусов) , различные аспекты врачевания в Древнего Египта изучены лучше всего

Охарактеризуйте медицинские папирусы:

а) папирус Г. Эберса, (ок. 1500 г. до н. э.);

б) папирус Э. Смита, (ок. 1550 г. до н. э.).

Сравнение сохранившихся древнеегипетских медицинских текстов выявляет их сходства и повторения, что наводит на мысль о существовании первоначального источника в глубокой древности. Однако чем более поздним периодом датированы письменные иероглифические источники, тем больше в них иррациональный, теургический компонент.

Религиозно-мифологическая система Древнего Египта содержит многочисленные ссылки на теорию и практику врачевания.

Какими функциями врачевания были наделены египетские боги?

Обратите внимание, что на протяжении всей истории Древнего Египта религиозный компонент в практике врачевания неуклонно возрастал. Медицина становилась более магической, консервативной, догматической; её каноны нельзя было нарушать под угрозой жестоких наказаний, вплоть до смертной казни.

Каким образом это влияло на развитие медицинских знаний и практики?

Рассматривая практику врачевания, проанализируйте:

1. Уровень анатомических знаний.

2. Представления о причинах бо­лезней.

3. Врачебную специализацию.

а) оперативное врачевание;

б) лекарственное лечение и диететику

в) родовспоможение;

г) лечение женских и детских болезней;

д) методы борьбы с инфекционными заболеваниями

е) зубоврачевание.

4. Гигиенические традиции.

5. Врачебную этику.

6. Заупокойный культ и ба­льзамирование умерших.

Выделите сильные и слабые стороны врачевания Древнего Египта.

Определите общие черты развития врачевания в странах Ближнего Востока.

Среди них:

Создание первых текстов медицинского содержания;

Формирование эмпирического и культового направлений лечебной деятельности;

Целенаправленная подготовка врачей;

Создание санитарно-технических сооружений;

Формирование врачебной этики;

Классовый подход к врачеванию.

Подготовьте сообщения:

1. Медицина в Иудее: религиозные каноны и эмпирический опыт.

Занятие 2

План занятия

1. Врачевание в Древней Индии.

2. Врачевание в Древнем Китае.

1. Врачевание в Древней Индии. Медицина Древней Индии и Китая классифицируется как традиционная. Она основана на религиозно-философской традиции, берущей начало в IV – III тыс. до н. э.

Установите периодизацию и хронологию истории и врачевания Древней Индии (III тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.).

Раскройте характерные черты Индской (хараппской) цивилизации.

Акцентируйте внимание на следующих элементах:

Особенности архитектуры;

Уровень санитарного благоустройства;

Оросительные системы;

Развитие ремесла;

Социальная структура, основанная на разделении функций (касты и варны).

Обратите внимание, что Индская культура превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Охарактеризуйте типологические особенности источников по истории врачеванию Древней Индии. Какова их содержательная сторона?

Классифицируйте по группам:

1. Письменные источники:

а) религиозно-философские сочинения

б) эпические поэмы;

в) трактаты;

г) памятники законодательства.

2. Памятники материальной культуры:

а) археологические источники:

Древнейшие поселения;

Санитарно-технические сооружения;

б) вещественные памятники:

Орудия труда;

Предметы быта.

Религиозно-мифологический компонент Древней Индии эволюционировал в стройное философско-религиозное учение, в основе которого – совокупность элементов ведийской культуры.

Веды считались священными текстами индуизма – религии индийского общества. В ведийском наследии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связаны с представлением о здоровье и болезни. Охарактеризуйте их.

Рассмотрите основные аспекты медицинской теории и практики в соответствии с общепринятой периодизацией истории Древней Индии:

I Ведийский период (XIII – VI вв. до н. э.)

Охарактеризуйте следующие сюжеты:

1. Священные кни­ги: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник све­дений о болезнях.

2. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буд­дизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевание.

1. Авдиев Древнего Востока. – М.: Высш. школа, 1970.

2. Бородулин медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

3. , Вяземский китайской медицины. – М.: Медгиз, 1961.

4. Вогралик о китайской медицине. – Горький: Кн. изд., 1959.

5. Грицак история медицины. – М.: Вече, 2003.

6. , Кузьмин медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. . – М.: Высш. шк., 2002.

8. История Древнего Востока: Месопотамия / Под ред. . – М.: Наука, 1983.

9. История Древнего мира. Древний Восток: Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. – М.: АСТ, 2000.

10. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. . - М.: Медицина, 1954.

11. Кузьмин медицины: Очерки. – М., 1978.

12. Лисицын медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

13. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). – М.: Высшая школа, 1999. – 128 с.

14. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

15. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

16. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. . – М.: Оникс XXI век, 2002.

17. Мультановский медицины: Учебник. - М.: Медицина, 1967.

18. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М.: Наука, 1982.

19. Сорокина медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

Тема 4

Медицина цивилизаций античного Средиземноморья

(конец III тыс. до н. э. – V в. н. э.)

План занятия

1. Врачевание и медицина в Древней Греции.

2. Медицина в Древнем Риме.

1. Врачевание и медицина в Древней Греции. Рассмотрение вопросов врачевания целесообразно производить в соответствии с указанной периодизацией по следующему плану:

1. Крито-ахейский период (III – II тыс. до н. э.). Рассмотрите санитарно-технические соо­ружения дворцов на о. Крит (с конца III тыс. до н. э.).

2. Предполисный период (XI – IX вв. до н. э.). Главным источником данного периода служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они содержат сведения о врачевании времен Троянской войны (1240 – 1230 гг. до н. э.) и последующего периода.

3. Полисный период (VIII – VI вв. до н. э.). Главным источником данного периода служит мифология.

Какие функции выполняли асклепейоны?

Что включало храмовое врачевание?

Раскройте основные аспекты греческой натурфилософии.

4. Классический период (V – IV вв. до н. э.). На данном этапе происходит формирование древнегреческой материалистической философии. Определите её влияние на развитие вра­чевания.

Рассмотрите врачебные школы Древней Греции (кротонская, книдская, косская), проанализируйте их особенности.

Особое внимание заслуживает жизнь и деятельность Гиппократа. «Гиппократов сборник» является энциклопедией периода расцвета древнегрече­ского врачевания.

Охарактеризуйте содержание основных работ сборника.

5. Эллинистический период (вторая половина IV в. до н. э. – 30 г. до н. э.).

Что включает понятие «эллинистическая культура»?

На примере деятельности Аристо– 322 гг. до н. э.) определите влияние древнегреческой философии на развитие медицины.

Дайте характеристику уровня развития медицины в Царстве Птолемеев.

Опишите Александрийский мусейон и его функции.

Определите изменения в развитии описательной анатомии и хирургии.

Охарактеризуйте вклад Герофила (ок. 335 – 280 гг. до н. э.) и Эразистрата (ок. 300 – 240 гг. до н. э.) в развитие медицины античности.

2. Медицина в Древнем Риме. Определите основные источники по истории и медицине Древнего Рима.

Установите периодизацию и хронологию истории и медицины Древнего Рима.

В соответствии с указанной периодизацией, постройте ответ по следующему плану:

1. Царский период (VIII – VI вв. до н. э.). Определите особенности народного (эмпирического) враче­вания. Обратите внимание на отсутствие врачей-профессионалов.

2. Период республики (509 – 30 гг. до н. э.). При рассмотрении данного периода, акцентируйте внимание на следующих аспектах:

Развитие санитарного дела:

- «Законы XII таблиц» (ок. 450-х гг. до н. э.) и врачевание;

Врачи-профессионалы: врачи-рабы, вра­чи-отпущенники, свободные врачи – их специализация и социально-правовой статус;

Элементы государственной регламента­ции врачебной деятельности и медицинского дела;

Философские основы медицины Древнего Рима.

3. Период империи (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.). На данном этапе происходит становление профессиональ­ной армии и военной медицины.

Определите специфику государственных и частных врачебных школ.

Рассмотрите развитие энциклопедического знания:

А) (I в. до н. э. – I в. н. э.) и его труд «О медицине» в 8 книгах;

Б) Плиний Старший (I в. н. э.) и его труд «Естественная история» в 37 книгах;

В) Диоскорид Педаний из Киликии (I в. н. э.) и его труд «О лекарственных средствах»;

Г) Соран из Эфеса (II в. н. э.);

Д) Гален из Пергама (ок. 129 – 199 гг.), его труд «О назначении частей челове­ческого тела».

В чем выражался дуализм учения Галена? Что такое «галенизм»?

На данном этапе происходит становление христианства, становление христианской благотворитель­ности: первых больниц, странноприимные домов. Как это сказалось на развитии медицины?

Список литературы

1. Бородулин медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. , Кузьмин медицины. – М.: Медицина, 1981.

4. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. . – М.: Медицина, 1954.

5. Кузьмин медицины: Очерки. – М., 1978.

6. Лисицын медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

7. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

9. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. . – М.: Оникс XXI век, 2002.

10. Мультановский медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

12. Сорокина медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

Тема 5

Медицина эпохи раннего и классического средневековья:

этапы становления научного направления (V XV вв.)

Занятие 1

План занятия

1. Медицина в Византийской империи (395 – 1453 гг.)

2. Медицина в Древнерусском государстве (IХ – XIV вв.)

1. Медицина в Византийской империи (395 – 1453 гг.). Определите периодизацию и хронологию истории средних веков и истории Византийской империи.

Дайте краткую историческую характеристику.

Рассмотрите факторы, влиявшие на особенности становления византийской медицины. В чем заключалась преемственность с традициями античной медицины?

Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения, их функциональное назначение и уровень их развития.

Определите пути соприкосновения византийской науки и религии. Каковы особенности их сочетания в медицинской теории и практике?

Дайте характеристику энциклопедических сводов:

А) «Врачебное собрание» и «Обозрение» Орибасия из Пергама (325 – 403 гг.);

Б) «Медицинский сборник в 7-и книгах» Павла с о. Эгина (625 – 690 гг.).

Сильной стороной истории Византии являлась клиническая медицина. Определите особенности организации больничного дела, пути передачи медицинских знаний.

2. Медицина в Древнерусском государстве (I Х – Х I V вв.). Рассмотрение вопроса начните с краткой характеристики истории и культуры Киевской Руси.

Дайте определение понятиям: народная, храмовая, светская медицина. Раскройте особенности сочетания данных направлений в древнерусском обществе.

Основой практики врачевания Древнерусского государства являлась народная медицина. Она имела свои особенности. В чем они заключались?

Каково влияние христианства на развитие медицины в целом и врачевания Киевской Руси в частности?

Кто такие костоправы, резалники, кровопуски, зубоволоки? Что можно сказать об их профессиональном уровне и правовом статусе? Постройте ответ на основе анализа Русской Правды и Изборника Святослава.

Определите место древнерусских лечебников и травников. Являются ли данные источники актуальными в настоящее время?

Обратите внимание на следующие сюжеты:

А) монастырские лечебницы и лечцы (Ан­тоний, Алимпий, Агапит);


История медицины - это наука, изучающая становление и развитие медицинской теории и практики в различных общественно-экономических формациях в тесной связи с общей культурой человечества.

1. История медицины как часть культуры и истории человечества. Определение понятий «врачевание» и «медицина». Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

История медицины–самостоятельный предмет, который изучается в высших медицинских учебных заведениях. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов , познакомить их с историей будущей профессии, раскрывает развитие врачевания, выявляет достижения в медицине, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Определение понятий «врачевание» и «медицина».

Процесс действия по знач. глагола.: врачевать. Врачевать
1) Заниматься лечением (обычно средствами народной медицины).
2). Исцелять , облегчать душевные страдания, приносить освобождение от 
чего-л. неприятного, тяжелого и т.п.

Медицина (лат. «medico» - лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей,предупреждение и лечение болезней.

Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека

Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

Фонодокументыотображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.


Период истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Первобытное общество

Древ.мир

Средние века

Новое время

Новейшая история


Около 2 млн.лет наз.-4-е тысячелет. до н.э.

5-е тысяч. До н.э.- серед. 1-го тысячел. н.э.

476 г.- серед. 17 века

Серед.17-начало 20 века

1918-начало 21 века


Около 2 млн.л.

Около 4 тыс. лет

Около 1200 лет

Около 300 лет

Около 100 лет

2. Гиппократ. Сборник Гиппократа. Система теоретических представлений Гиппократа. Принципы врачебного искусства Гиппократа.

Гиппокра́т - знаменитый древнегреческий целитель и врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Сборник Гиппократа.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа , какая - ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» - законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» - предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» - повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

Система теоретических представлений Гиппократа. (вставлено картинкой, поэтому 2 первых слова лишние)

Принципы врачебного искусства Гиппократа.

Со времен Гиппократа в медицине сложились единые этические принципы. Вот главные из них:

· Все действия врача должны быть направлены только на благо больного, а не во вред (если врач может предвидеть его заранее).

· Следует избегать действий, способных причинить страдания больному и его родственникам.

· Действия, предпринимаемые врачом, не должны наносить ущерб другим людям , в том числе и больным.

· Решения врача основываются на положениях современной науки.

· Врач не имеет права смотреть на больного как на источник обогащения.

· Врач обязан хранить в тайне сведения, касающиеся здоровья пациента и обстоятельств его жизни, которые стали известны в ходе лечения.

Система теоретических представлений Гиппократа.

Единство организма и природной сферы, закономерная связь жизненных явлений с природными, рассмотрение организма в его вечном движении и изменении- таковы основные исходные позиции Гиппократа в построении системы. Вселенная едина и материальна, ее разнообразие определяется движением и различными сочетаниями основной первоматерии. Следовательно, и всю жизнь организма, его болезни следует объяснить не проявлениями божественной воли или злого духа, а естественными причинами- влиянием природных явлений. Жизнь организма, по Гиппократу, определяется 4мя соками (или жидкостями), в основе которых лежат различные сочетания первичных начал природы (тепла, холода, влажности и сухости). Во вселенной все находится в вечном движении. Следовательно, и болезнь- явление изменяющееся, в здоровом организме жидкости должны быть смешаны в правильной пропорции, нарушение которой под влиянием природных факторов и означает наступление болезни. отсюда же протекали многие другие идеи Гиппократа, надолго опередившие эпоху,- вера в целительные свойства природы и задача использования врачом природных свойств организма, требование наблюдать у постели больного и догадки о влиянии условий жизни людей на их здоровье и тд. и как бы наивны не были с позицией современной медицины некоторые теоретические положения Гиппократа, связь его гуморальной теории с исходными материалистическими принципами древнегреческой философии несомненна.

3. Гален- великий врач древнего мира. Галенизм.

Гален - римский ( греческого происхождения) медик , хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию , физиологию , патологию , фармакологию , и неврологию , а также философию и логику .

Естественнонаучные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии (греч. physiologia – учение о жизненных процессах, от греч. physis – природа и logos – учение). К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов (влияние христианства), и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак, копытных, а иногда даже львов и слонов; часто производил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий (1514-1564).

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места, сечения.

Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды к артериальный (боталлов) проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась в Европе абсолютно верной и не подлежала критике вплоть, до XVI в., когда испанский ученый-богослов М. Сервет в своем труде «Возрождение христианства» впервые (в Европе) описал малый круг кровообращения (см. с. 185). Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г, английским ученым У. Гарвеем.

Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. «Мне часто приходилось, – писал он, – водить рукой хирургов , мало изощренных в анатомии, и тем самым спасать их от публичного позора».

Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493-1541).

Гален жил в период разложения рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали как философия Платона, которая наряду с космологическим дуализмом (идеи и материи) признавала антропологический дуализм (тела и души), так и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного в природе (телеология).

Исходя из учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в различных видах: в мозге – «душевная пневма» (spiritus animalis), в сердце – «жизненная пневма» (spiritus vitalis), – в печени – «естественная пневма» (spiritus naturalis). Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы: нервы несут «душевную силу» (vis animalis), печень дает крови «естественную силу» (vis natu-ralis), пульс возникает под действием «пульсирующей силы». (vis pulsitiva) и т, п. Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.

Галенизм.

В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм – искаженное, одностороннее понимание учения Галена.

Медицина эпохи Возрождения (в общем, чтобы не писать об этом в каждом вопросе)

Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия - все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.


Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

Леонардо да Винчи (1452-1519) был первым современным анатомом; он производил вскрытия и открыл гайморову пазуху , проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Его мастерски выполненные анатомические рисунки очень точны; к сожалению, они не были опубликованы до самого недавнего времени.

 Анатомические работы другого мастера, однако, были опубликованы в 1543 вместе с замечательными рисунками. Родившийся в Брюсселе Андреас Везалий (1514-1564), профессор хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал трактат О строении человеческого тела (De humani corpore fabrica, 1543), основанный на наблюдениях и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла многие ошибочные представления Галена и стала основой современной анатомии.

 Легочное кровообращение было открыто независимо и почти одновременно Реальдо Коломбо (1510-1559) и Мигелем Серветом (1511-1553). Габриеле Фаллопий (1523-1562), преемник Везалия и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее число анатомических структур, в частности полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва и маточные трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми. В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520-1574), формально еще последователь Галена, сделал важные анатомические открытия, впервые описав грудной проток, почки, гортань и слуховую (евстахиеву) трубу.

 Творчество Парацельса (ок. 1493-1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно: ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией ; требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения; упростил форму рецептов. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию.

 Если в Средние века свирепствовала чума, то Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис, остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 - исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название «сифилис» появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483-1553), которого можно считать первым эпидемиологом. В его основном труде О заражении… (De contagione…) представление о специфике заболеваний заменило старую гуморальную теорию. Он первым определил тиф, описал различные способы заражения, указал на инфекционный характер туберкулеза. Микроскоп еще только предстояло изобрести, а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании невидимых «семян заражения», которые размножаются и проникают в организм.

 Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса. Однако некоторые операции были в то время выполнены впервые: Пьер Франко осуществил надлобковую цистотомию (вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на противодействие клерикальных кругов, делал пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом.

 Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии Фабриций Аквапенденте (1537-1619) с 1562 преподавал в Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические знания своего времени в двухтомном труде Opera chirurgica, изданном уже в 17 в. (в 1617).

 Амбруаз Паре (ок. 1510-1590) отличался простым и рациональным подходом к хирургии. Он был военным хирургом, а не ученым. В то время для прижигания ран применялось кипящее масло. Однажды в военной кампании, когда запас масла был израсходован , Паре применил простую перевязку, что дало превосходные результаты. После этого он отказался от варварской практики прижиганий. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». Паре также восстановил древний, но забытый метод наложения лигатур.

Подобные документы

    Цели и задачи изучения возникновения, процесса становления и современного состояния медицины как науки. Основные источники изучения методов врачевания в первобытном обществе. Периоды развития навыков и приемов лечения недугов в древних цивилизациях.

    презентация, добавлен 03.11.2015

    Зарождение и этапы развития медицины и медицинских знаний. Медицинская символика различных времен и народов. Надписи и изображения, олицетворяющие медицину. Развитие как практической, так и теоретической составляющих медицины и возникновение врачевания.

    курс лекций, добавлен 11.03.2012

    Источники изучения истории медицины и первобытного врачевания, этапы их развития. Формирование народной медицины. Открытие первых госпиталей и клиник, их назначение, научное изучение болезней и лекарственных препаратов, роль институтского образования.

    тест, добавлен 21.04.2015

    Понятие медицины как системы научных знаний и практической деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, лечения болезней. История развития медицины, периодизация истории врачевания. Учения древнегреческого врача Гиппократа.

    реферат, добавлен 23.12.2015

    Экспозиция отделов Республиканского музея истории медицины Республики Беларусь. Возникновение народной гигиены и врачевания в стране. Развитие медицины и охраны здоровья в Беларуси в XIX- начале ХХ вв. Изучение деятельности товарищества минских врачей.

    реферат, добавлен 06.04.2017

    Развитие медицинских знаний. Периодизация истории и медицины. Строительство санитарно-технических сооружений. Медицина в царский и республиканский периоды истории Рима. Философские основы медицины древнего Рима. Становление военной медицины.

    реферат, добавлен 15.10.2012

    Наука об истории медицины, её цели и задачи. Характерные особенности и отличительные черты в различные периоды. Важные открытия и достижения в различные периоды развития человечества. Виды народной медицины. Особенности медицины древних цивилизаций.

    презентация, добавлен 29.02.2016

    Развитие медицины во времена существования древневосточных цивилизаций, в особенности Древнего Египта. Периодизация истории и врачевания. Узкие направления Древнеегипетской медицины. Навыки акушерства и их преподавание. Связь мифологии с врачеванием.

    реферат, добавлен 25.12.2014

    Ознакомление с историей развития казахской народной медицины. Анализ созданной лекарями систематизации заболеваний и виды их лечения. Обзор способов врачевания с помощью лекарственных растений, дошедших от древней казахской медицины до наших дней.

    реферат, добавлен 15.09.2013

    Соотношение понятий "врачевание" и "медицина". Периодизация истории и врачевания, философские основы китайской медицины и формирование традиций, великие врачи. Медицина в Западной Европе в периоды раннего и классического средневековья: больничное дело.



Период

Хронологические рамки

Длительность

Первобытное общество

Около 2 млн. лет назад – 4 тыс. до н.э.

20 тыс. веков

Древний мир

4-е тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э.

40 веков

Средние века

476 г. – середина 17 в. (1640 г.)

12 веков

Новое время

Середина 17 в. (1640 г.) – начало 20 в. (1918 г.)

3 века

Новейшее время

1918 г. – начало 21 века

менее века



  1. Возникновение зачатков медицины в первобытном обществе, религиозных представлений.
Первые признаки мед.помощи обнаружены в первобытно-общинном строе. В тот период люди начали объединяться в общины и совместно охотиться, что привело к необходимости оказывать мед.помощь – вынимать стрелы, обрабатывать раны, принимать роды и т.д. Изначально не существовало разделения труда, но после оказания медицинской помощи взяли на себя женщины. Спустя какое-то время звание врачевателей перешло к шаманам и жрецам, тесно связавшись с религией и божествами. Людей лечили молитвами. Зарождалась народная медицина. Лечение растениями, мазями, маслами. Возникновение тотетизма – культа животного, которому можно поклоняться, в том числе, и молить его принести здравие.

  1. Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков, помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, возникновение зачатков народной медицины в первобытном обществе
Зарождение народной медицины. Люди занимались собирательством – изначально собирая различные растения для пищи, они обнаруживали их ядовитые и лечебные свойства, знания о которых передавались из поколения в поколения. Так же, как знание о полезных свойствах лекарственных средств животного происхождения – мозг, печень, костная мука животных и т.д.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений , минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи.


  1. Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе.
Гигиена зародилась, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смягчать кожу, защищать ее от солнца, ветра, дождя, снега. Древние люди оказывали себе и своим детям посильную помощь для самосохранения и избавления от телесных страданий или неудобств, как это делали и делают животные. Прежде всего вода – это универсальное средство гигиены, которое прекрасно избавляет от грязи, ведущей к болезням. Мелкий песок и зола служили прообразами моющих средств, лекарственные растения и минералы помогали при лечении некоторых заболеваний. Эмпирически найденные приемы лечения и защиты от болезней, первые навыки личной гигиены закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину и гигиену.

  1. Общая характеристика медицины Древних цивилизаций.
- изобретение письменности (первые мед.тексты)

Два направления: практические и религиозное

Развитие представлений о происхождении болезней, связанные с природой, религиозно-мистические,

Подготовка врачей

Противоположное лечить противоположным

Приноси пользу, а не вред

Избавляться от болезни следует с помощью природы

Гиппократ изучил опорно-двигательную систему. В его травматологии описываются способы наложения давящих и фиксирующих повязок. Он классифицировал болезни на индивидуальные и эпидемии, создал основы гигиены и диеты. Гиппократ подробно описал шумы в легких при тех или иных заболеваниях. Гиппократ уделял большое внимание врачебной этике. Позже его суждения были оформлены литературно в виде «Клятвы».


20.

Древнегреческая медицина после Гиппократа. Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.
Поделиться