Иван кожедуб подвиг краткое содержание. Иван Кожедуб — трижды герой Советского союза. Воздушные победы Ивана Кожедуба

Летчик-ас Иван Кожедуб 24 февраля 1945 года

08.08.1991

Кожедуб Иван Никитович

Маршал Авиации

Советский военный Летчик

Новости и события

Создана авиационная пилотажная группа «Стрижи»

Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» входит в состав 237-го Гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза Маршала авиации Ивана Кожедуба. Впервые эскадрилья выступила под названием «Стрижи» 6 мая 1991 года.

Воздушный бой над рекой Ялуцзян в ходе Корейской войны между советскими и американскими истребителями

В истории американской авиации 12 апреля 1951 года получило название «Черный четверг». Сражение произошло в ходе Корейской войны, когда группа американских стратегических бомбардировщиков В-29 в сопровождении реактивных истребителей столкнулись с новейшими советскими МиГ-15. Потери американской авиации в этом воздушном бою стали крупнейшими со времен Второй мировой войны.

Летчик Иван Кожедуб впервые сбил немецкий реактивный самолет

Советский летчик-ас Иван Кожедуб 24 февраля 1945 года, в паре с Дмитрием Титоренко впервые сбили немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Me 262 «Ласточка». Пилоты, находясь в свободной охоте на самолетах Ла-7, заметили на высоте около трех километров, летящего со стороны Франкфурта-на-Одере противника. Первым по врагу открыл огонь Титаренко, однако залпы пушек прошли мимо. Немецкий самолет стал уходить в сторону, но попав под огонь Кожедуба, развалился на части. По результатам боя командующий 16-й воздушной армии генерал-полковник Руденко провел конференцию, посвященную тактике борьбы с реактивными самолетами, где был заслушан доклад Титаренко и Кожедуба.

Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, Украина. После окончания школы в 1934 году он поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Тогда же Иван увлекся авиацией, занимаясь в Шосткинском аэроклубе, куда пришел в 1938 году. Здесь он совершил свой первый полет, окончил курсы прыжков с парашютом и летные курсы, отлетав на самолетах ПО-2 и У-2.

В 1940 году Кожедуб был призван в Красную Армию и вскоре определен на обучение в Чугуевское военное авиационное училище. Как один из лучших курсантов, после окончания курса в 1941 году Иван был оставлен в училище на должности инструктора.

С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой сержант Кожедуб был эвакуирован в Среднюю Азию. В этот период он упорно изучал вопросы тактики и описания воздушных боев. Осенью 1942 года, после многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк. Свой первый боевой вылет он совершил в марте 1943 года, но неудачно – его самолет Ла-5 получил повреждения в бою. Боевой счет Кожедуб открыл в 1943 году на Курской дуге, сбив немецкий «Юнкерс-87».

Боевое мастерство летчика постоянно совершенствовалось, а количество сбитых самолетов противника увеличивалось буквально с каждым днем. В августе 1944 года Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го Гвардейского авиаполка, который был перевооружен на новые истребители Ла-7. Кожедубу достался самолет с бортовым номером «27», на котором он воевал до конца войны, а сейчас эта машина является украшением Монинского музея авиации. За всю войну Иван Никитович ни разу не был сбит. Он умел мгновенно ориентироваться в любой боевой ситуации и виртуозно владел машиной.

Летчик-ас Иван Кожедуб 24 февраля 1945 года , в паре с Дмитрием Титоренко впервые сбили немецкий реактивный истребитель Me-262. Советские пилоты, находясь в свободной охоте на самолетах Ла-7, заметили на высоте около трех километров, летящего со стороны Франкфурта-на-Одере противника. Первым по противнику открыл огонь Титаренко, однако залпы пушек прошли мимо. Немецкий самолет стал уходить в сторону, но попав под огонь Кожедуба, развалился на части.

За годы войны Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 64 самолета противника. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу он был трижды награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.

После войны гвардии майор продолжил службу в ВВС, в 1949 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а в 1956 году – Академию Генштаба. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, осваивая реактивные МиГи-15. Во время войны в Корее Кожедуб командовал там дивизией, летчики которой одержали 216 воздушных побед.

Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации и подготовке ВВС КНР. С 1958 года он занимал должность Первого заместителя командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались высокой подготовкой и низким уровнем аварийности.

С летной работы он ушел в 1970 году и в последующие годы служил в центральном аппарате ВВС и в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны. В 1985 году Кожедубу было присвоено высшее воинское звание Маршал авиации. Все это время Кожедуб также вел большую общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета СССР, Членом Президиума ЦК ДОСААФ, председателем или президентом десятков различных обществ, комитетов и федераций, много выступал, проводил встречи, давал интервью... Он автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне» и других.

Скончался талантливый летчик Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 года в Москве от сердечного приступа, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

На родине летчика установлен бронзовый бюст Героя, а также памятный знак на месте дома, в котором он родился, в городах Сумы и Киев - памятники. В городе Шостка был открыт музей И.Н. Кожедуба. Его именем названы Харьковский университет ВВС, Шосткинский химико-технологический колледж, улицы и парки в городах России и Украины.

... читать ещё >

Восьмого июня далекого и тревожного одна тысяча девятьсот двадцатого года хату в Ображеевке - селе в Глуховском районе Черниговской губернии - огласил крик новорожденного ребенка. Мальчика назвали Пройдут десятилетия, и в государстве под названием Союз Советских Социалистических Республик не найдется человека, не знающего, где и когда родился летчик Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография участника Второй мировой и Великой Отечественной войн содержит факты, поражающие воображение всех, кто интересуется тактикой ведения воздушных сражений самого кровопролитного противостояния стран, которые только случались в XX веке.

В небе, как дома

На фронте Иван Кожедуб оказался не с первых дней Великой Отечественной, а в марте 1943 года. Однако летчик успел проявить такую смелость, храбрость, непревзойденное мастерство ведения боя, что стал Трижды Уже в мирное время страна оценила заслуги летчика присвоением звания «Маршал авиации» (1985 г).

Кожедуб И.Н. боролся с врагом в составе союзных войск. Наиболее результативный пилот ВОВ устремлялся на выполнение боевых задач 366 раз, преодолел 120 воздушных боев, ликвидировал 62 фашистских самолета.

Ас поражал цели виртуозно, используя малейшие промахи врага. Попадал точно в цель из любого положения самолета. Машина Кожедуба при этом была неуязвимой: даже получив серьезные повреждения, она всегда оставалась «на крыле». Боевые друзья говорили про него: «в небе, как дома».

Две даты рождения

Несгибаемый характер Ивана Кожедуба, его умение находить выход в любой ситуации закладывались в раннем детстве. В семье, занимающейся обработкой земли, росло пятеро детей. Отец (бывший воспитывал ребятишек строго, к труду приобщал рано.

Уже в 5-летнем возрасте Ваня ходил ночью сторожить сад. Глава семейства понимал, что от такой охраны толку мало, но считал, что подобные испытания укрепляют характер, учат преодолевать трудности. Позже мальчик помогал следить за стадом взрослым пастухам (был подпаском). Работы не боялся, считал: дорогу осилит идущий.

В 1934 году 14-летний паренек завершил обучение в сельской школе. Два года постигал знания на рабфаке (рабочие факультеты готовили рабочих и крестьян к обучению в высшей школе). В 1936 году выдержал вступительные испытания в химико-технологический техникум (г. Шостка).

Примечательно: чтобы попасть в техникум, подросток увеличил возраст на пару лет. Есть сведения, что Кожедуб И.Н. родился не 8 июня 1920 г., а 6 июля 1922 г. В 1939-м будущий летчик приступил к занятиям в Шосткинском аэроклубе. Освоил многоцелевой биплан У-2.

Фронтовое небо

Завершить обучение в техникум Кожедубу не довелось - в начале 1940 г. будущий химик-технолог стал красноармейцем (военнослужащим рабоче-крестьянской Красной армии). Судьба направила его по другому пути: к осени сорокового года Иван Никитович получил «корочки» (диплом) Чугуевского военного авиационного училища лётчиков (с марта 1941-го-школа лётчиков). Как лучший курсант был оставлен в учебном заведении летчиком-инструктором, обучать новичков.

Но на передовой тоже нуждались в таких ответственных бойцах, как Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография гласит, что в 1943 г. он был направлен 302-ю истребительную авиационную дивизию, на Воронежский фронт. Так начался его путь как военного кумира многих поколений жителей СССР и Российской Федерации.

В первом бою его самолет Ла-5 получил повреждения - от немецкого "Мессера", а заодно - от советских зенитчиков, ведущих бой. Однако Кожедуб смог посадить поврежденный самолет. Казалось, его летная карьера закончена, едва начавшись. Но командир полка поддержал новичка, дал ему возможность проявить себя в последующих схватках с противником.

Июль, 1943 год

Первым фашистским самолётом, сбитым Кожедубом, стал Ю-87 («Юнкерс»). Схватка произошла шестого июля 1943 года в ходе жесточайших боев на Курской Дуге. Уже 7 июля на счету Ивана значился еще один «Юнкерс», а спустя два дня - 2 истребителя Bf-109 (Messerschmitt Bf.109, или Ме-109).

Военные историки выделяют и подробно описывают четыре основных героических поступка, которые совершил Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его в этих событях такова. Первый героический поступок датирован тридцатым сентября 1943 г. Этим осенним днем, разворачивая самолет в ходе сопровождения переправы советских войск через Днепр, Иван остался совершенно незащищенным (без прикрытия своих), но не испугался.

Заметив «юнкерсы», спикировал на многоцелевые самолеты люфтваффе, ворвался в звено врага. Потрясенные смелостью советского аса, фашисты прекратили бомбардировку, перешли к обороне. На это и рассчитывал Иван Кожедуб, подвиг которого вошел в историю. Воспользовавшись тем, что один из Ju-87 оторвался от группы, уничтожил его, полностью деморализовав противника.

Октябрь, 1943 год

Третьего октября 1943 г. девять одномоторных истребителей Ла-5 (в том числе самолет Кожедуба) прикрывали пространство проведения военной операции на берегу Днепра. Пилоты увидели в облаках колонну «лаптёжников» (такое прозвище дали русские «Юнкерсам-87»).

Каждые 9 вражеских бомбардировщиков прикрывали шестерки из истребителей «Ме-109». Казалось, что они заполонили все небо. Несмотря на то что силы были неравны, Иван Никитович смело возглавил атаку пяти Ла-5. Противник не ожидал, что мизерное количество смогут серьезно противостоять их крутой армаде, но просчитались.

Через несколько минут после начала атаки на землю рухнули сразу два «юнкерса». Другие самолеты первой девятки тут же дали «задний ход». Через короткое время ретировалась и 2-я девятка Ju-87. Советские летчики брали верх не численностью, а умением, непревзойденной храбростью, самоотверженностью.

Крайнюю «удирающую» машину догнал и превратил в ничто именно Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его зафиксировала, что он поставил «жирную точку» в том бою с фашистскими пикирующими бомбардировщиками.

Февраль, 1945 год

Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.

Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых "Ла-7" предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).

Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял "немца" снизу, прямо «в брюхо».

Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники - американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял - в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел - и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Послесловие

Так сколько самолетов сбил Кожедуб? Вместе с «Мустангами» союзников - 64. Кожедуб И.Н. был награжден высокими наградами родного государства: в том числе орденами Ленина (4), Красного знамени (7), Красной Звезды (2), Александра Невского, Отечественной войны I степени и др., а также иностранными орденами. Умер И.Н. Кожедуб восьмого августа 1991 года. Место захоронения - Москва, Новодевичье кладбище.

Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб - один из лучших летчиков советского времени. Он прошел Великую Отечественную войну, и ни разу не был сбит, приводя истребитель на аэродром в любом состоянии. Подвиг Кожедуба - это десятки сбытых самолетов противника и сотни боевых полетов. Он является трижды Героем Советского Союза.

Краткая биография

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши - тогда он начинает посещать аэроклуб. Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Великая Отечественная война

После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения . Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду - орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

Боевые вылеты 1943-1945 гг.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Послевоенные годы

После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.

Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.

Поделиться