Изображение жизни женщины-крестьянки в произведениях Н. Некрасова. Судьба русской женщины в поэзии Н.А. Некрасова Судьба русской женщины в творчестве некрасова

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе - житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!”
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд - все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..” -- говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною
Живой любви прекрасные черты.
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла эюивую душу ты.

Каков взгляд Некрасова на женщину?
В своих лирических любовных стихах Некрасов защищал право женщины на свободу чувства, воспевал « свободный по сердцу союз», основанный на любви и равенстве (стихотворения « Когда горит в твоей крови…» 1848 г., « Ты всегда хороша несравненно», 1847 г., и др.) С искренним участием поэт рисовал « падшую « женщину, отвергнутую в дворянско – буржуазном обществе (« Когда из мрака заблуждения» 1845 г., « Еду ли ночью по улице тёмной…») Он показал, как в условиях господства крепостнической морали уродуются лучшие человеческие задатки и стремления.
В замечательной реалистической поэме о труде и быте русского крестьянства – « Мороз Красный нос», Некрасов, мастерски используя тематику и приёмы народной поэзии, показал тяжёлую долю – долю деревенской женщины – матери, жены, труженицы, революционерки. Реалистическая фигура крестьянки дана в произведении « Орина, мать солдатская». Но все эти образы кажутся только эскизами к созданному в поэме « Кому на Руси жить хорошо » героическому образу Матрёны Тимофеевны, сильной духом, наделённой высокими нравственными качествами русской женщины.
А вот как рисуется женщина в стихах Некрасова, где поэт показывает русскую деревенскую красавицу – изобильную, дородную, могучую плоть.

« Осанистая женщина,
Широкая и плотная, «
- говорит он о Матрёне Корчагиной. И о Дарье в поэме « Мороз Красный нос»:

« . . . цветёт
Красавица, миру на диво
Румяна, стройна. высока,

Сидит, как на стуле двухлетний,
Ребёнок у ней на груди…»

И этот ребёнок такой же:

» Вырастет крепок и плотен,
Вырастет ласковы сын. «

Такова же Пелагея в его ранних стихах: « Черноброва, свежа и плотна.» Такова же волжская красавица в стихотворении « На Волге»:

« …. она
Мила, дородна и красна.»
« Постой, проказница, ужо
Вот догоню!»… Догнал, поймал, -
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких. »
Иногда Некрасов сам указывал, что таковы вкусы народа. Крестьяне села Нагожина с восхищением говорят о Матрёне:
« Корова холмогорская,
Не баба! Доброумнее
И глаже – бабы нет! »
И с таким же восхищением деревенский сват говорит жениху в стихотворении « Сват и жених«:

« Марья костью широка,
Высока, стройна, гладка!
- Ай да Марья! Марья – клад
Сватай Марью. Марью сват!
Нам с лица не воду пить,
И с корявой можно жить,
Да чтоб мясо на костях,
Чтобы силушка в руках! «
А кто забудет такие знаменитые строки о женщине в поэме « Мороз Красный нос»!! Даже через десятилетия прошлого они дошли до нас в своих многозвучных, обаятельных, заставляющих восхищаться, красках:

« Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт. «

Но чем сильнее восхищается Некрасов пышно цветущей жизнью, тем мучительней была для него её слишком ранняя гибель в трагическом русском быту. Едва только появилась перед ним (в стихотворении « Тройка» пышущая здоровьем красавица, жизненные силы которой так и бьют через край, как он уже знает, что этому цветению жизни суждено отцвести раньше времени:

« И в лице твоём полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг. «

И тем не менее Некрасов нигде так хорошо не показал жизнь русской женщины – крестьянки, как в своей героической поэме « Кому на Руси жить хорошо». В этой поэме мы встречаемся с упомянутой выше русской женщиной – крестьянкой Матрёной Тимофеевной. О её достоинствах было уже упомянуто. А жизнь Матрёны Тимофеевны сложилась так же, как и жизнь многих русских крестьянок. Счастьем она считает то время, когда была в девках. « Мне счастье в девках выпало» и дальше:

« За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, …»
Об этом времени Матрёна Тимофеевна вспоминает, как о далёком, счастливом и навсегда ушедшем сне. Грустно… И тем не менее приятно вспоминать те времена. Младенчество… Коротко же оно было:

« В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку
……………………
Потом бери - ка грабельки
Да сено вороши.
Так к делу приобыкла я…»

Так в труде, хороводах да гуляниях, « За прялицей с подружками» - шли девичьи годы. И настал день, когда:

« И волюшка скатилася
С девичьей головы.»
Увезли Матрёну Тимофеевну из родительского дома. Увёз её Корчагин в свой дом. Филипп Корчагин – муж Матрёны Тимофеевны был:

« Пригож – румян, широк – могуч,
Рус волосом, тих голосом.»

Несладко пришлось Матрёне Тимофеевне в новой семье:

« Семья было большущая,
Сварливая.. попала я
С девичьей холи в ад

Началась у Матрёны Тимофеевны тяжёлая, полная всяких невзгод и испытаний жизнь. Вот здесь - то Некрасов и раскрывает во всём многообразии жизнь крепостной женщины. Эта жизнь видна и в рассказах Матрёны Тимофеевны и в старинных русских песнях. После того, как Филипп снова ушёл на заработки, Матрёна Тимофеевна стала матерью. Родился у неё сын Дёмушка:

« Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза! «
С рождением сыны забылся весь гнев Матрёны Тимофеевны, накипевший у неё за эти, прямо – таки мученические годы. Всё своё тепло, всю ласку отдавала она своему первенцу, как отдаёт широкая река свои воды могучему океану. Недолго было материнское счастье у Матрёны. Погиб ещё грудным её Дёмушка, по недосмотру деда Савелия, её советчику и другу в этой злой семье. Сильно было горе Матрёны Тимофеевны:

« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Дёмущку –
Да поздно было звать!..»

Но ещё сильнее оказалась обида, которую нанёс ей староста, обвинив её вместе с Савелием в убийстве Дёмы. Но когда была доказана их невиновность, Матрёна решила жаловаться, найти управу на злого старосту, найти заступника, но оказывается нет такого заступника:
« Высоко Бог. Далёко царь…» - говорит ей Савелий. Но Матрёна твёрдо решает добиться правды. И глубокий смысл вскрыт Некрасовым, который говорит устами Савелия:

« … Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти «
- Да почему же, дедушка? –
« Ты - крепостная женщина! « - Савельюшка сказал.

И эти слова « Ты крепостная женщина! « - стали непреодолимой стеной для Матрёны. Значит нужно терпеть. И терпела Матрёна, пока новая несправедливость не свалилась на неё. Незаконно забирают её мужа в армию. Осталась Матрёна одна со своими детьми и со своим горем. Почему одна? Ненужна она стала в этой семье, причина – в детях, ведь их одеть, накормить нужно:

« И стали их пощипывать,
В головку поколачивать –
Молчи, солдатка – мать! «

Не стала молчать Матрёна. Пошла к губернатору. И счастье улыбнулось ей:

«- Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведала –
Филиппушку спасли» .
В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов показал жизнь крепостных крестьянок. В речах Матрёны эта жизнь показана с глубоким смыслом. В словах Матрёны:

« По мне обиды смертные
Прошли не отплачённые,
И плеть по мне прошла! «
- он как бы обобщает ту участь крепостных крестьянок, которая выпала на их долю. А в словах:

« Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого И дальше:
« Да вряд ли они сыщутся
Какою рыбой сглонуты
Ключи те заповедные,
В каких морях та рыбина
Гуляет – Бог забыл!..»

Он говорит о вечной обречённости крепостной женщины. Из перечисленных выше произведений Некрасова видно, что Некрасов с большим вниманием относится к женскому вопросу. Но выхода из тяжёлого положения, в котором находится крепостная женщина, он не находит. И Некрасов пишет произведения, полные сострадания к крепостной женщине. Его произведения обличают существующий при его жизни строй и старорежимные порядки в отношении к крепостной женщине. В Некрасовских произведениях как бы звучит подтекст, который призывает прогрессивных людей России найти пути раскрепощения женщины, сделать её свободным человеком, равной во всех отношениях и правах.

Сочинение ученика 10 класса. Домашнее задание.
Г. Вельск, Архангельская обл.
Вечерняя школа. 1971 год
Оценка за сочинение: Отлично
За русский язык: Удовл.
Учитель русского языка и литературы Климовская Нина Георгиевна

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», - с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться.
Вторая - быть матерью сына-раба,
И третья - до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины - наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки - «отцветать, не успевая расцвесть» - поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.
Матрена Тимофеевна - женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.
Широкая и плотная.
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью.
Глаза большие, строгие.
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла!

В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,
создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза - значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:

В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото
Сердце народное!

Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:

Я только не послушалась.
Судила я по-своему.
Коли терпеть, так матери.
Я перед богом грешница.
А не дитя мой.

Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе - житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!”

Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд - все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..” -- говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты

И носит песнь, слагаемая мною

Живой любви прекрасные черты.

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла эюивую душу ты.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воп

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

Поделиться