Как определить азимут. Как определить азимут компасом

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

Стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;

Ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;

Вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;

Против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:

Установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;

Повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;

Поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс минус 2 3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

Изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;

Начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;

Определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);

Все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа.

Придя на исходный пункт, следует:

Ориентироваться по компасу;

Установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);

Плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;

В этом направлении выбрать какой нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;

У первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению «сарай - овраг» азимут равен 65°, по направлению «сарай - мост» 274° 080°+94°= 274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком «+» или западное со знаком « ». Зная величину и знакотклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана.

При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

Установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;

Отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса;

Повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты.

Ориентированную таким образом карту закрепляют;

Соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;

Установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия «север юг» шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;

Когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.

Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

Определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

Пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;

Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Данные необходимые для движения оформляют в специально составленной схеме маршрута, или в виде таблицы.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения.

В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

Заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

Обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию;

При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов. После изучения местности было решено обход совершать с правой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145°, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (65°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по обратному азимуту направления от точки 1 до точки 2 (на рисунке обратный азимут равен 325°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3, продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 180 = 150 Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2 х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определения его координат. Ошибка вызовет огонь средств поражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки стояния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозможно решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до объекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азимуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2 х 3 х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте направление на объект, тогда пересечение прямых определяет местонахождение объекта.

Определение координат и целеуказание

Чтобы указать приближенно местоположение какого либо объекта на карте, достаточно указать квадрат сетки, в котором он расположен. Квадрат всегда указывается цифрами километровых линий, пересечением которых образован юго западный (нижний левый) угол. При указании квадрата карты придерживаются правила: сначала называют две цифры, подписанные у горизонтальной линии (у западной стороны), то есть координату «X», а затем две цифры у вертикальной линии (южная сторона листа), то есть координата «У». При этом «X» и «У» не говорятся. Например, засечены танки противника. При передаче донесения по радиотелефону номер квадрата произносят:

«восемьдесят восемь ноль два».

Если положение точки (объекта) необходимо определить более точно, то пользуются полными или сокращенными координатами.

Работа с полными координатами. Требуется определить координаты указателя дорог в квадрате «8803» на карте масштаба 1:50 000. Сначала определяют чему равно расстояние от нижней горизонтальной стороны квадрата до указателя дорог (600 м на местности). Таким же образом измеряют расстояние от левой вертикальной стороны квадрата (500 м). Теперь путем оцифровки километровых линий определяем полные координаты объекта. Горизонтальная линия имеет подпись «5988» (X), прибавив расстояние от этой линии до указателя дорог получим: Х = 5988 600. Точно также определяем вертикальную линию и получаем 2403 500. Полные координаты указателя дорог следующие: Х = 5988 600 м, У = 2403 500 м. Сокращенные координаты: Х = 88 600м, У = 03 500м.

Другой вариант. Известны данные Замаскированного Командного Пункта (ЗКП) : Х = 90 850, У = 02 550. Ведем расчет:

1. Вначале определяем квадрат, в котором находится объект.

2. Откладываем по вертикальной линии 850 м, от этой точки чертим горизонтальную линию.

3. Теперь от горизонтальной линии внизу откладываем 550 м и чертим вертикальную линию. Пересечение линий будет искомый ЗКП.

Изготавливается специальный координатомер: угольник с двумя взаимоперпендикулярными шкалами. Подписи на шкалах показывают число сотен метров в масштабе карты. Этим угольником работают и при определении координат на карте и при нанесении на карту объектов.

Положение цели в квадрате уточняется двумя способами:

По «улитке» - квадрат делят на 9 частей, которые обозначают цифрами, цифру уточняющую местоположение объекта внутри квадрата добавляют при указании к обозначению квадрата, например: ЗКП - 5015 и 7;

По буквам - квадрат делят на 4 части, которые обозначают буквами, например, минометная батарея 4016 Б.

Определение расстояний на местности

Очень часто разведчику требуется определять расстояния до различных предметов на местности, а также оценивать их размеры. Наиболее точно и быстро расстояния определяются посредством специальных приборов (дальномеров) и дальномерных шкал биноклей, стереотруб, прицелов. Но из за отсутствия приборов нередко расстояния определяют с помощью подручных средств и на глаз.

К числу простейших способов определения дальности (расстояний) до объектов на местности относятся следующие: - глазомерно; - по линейным размерам объектов; - по видимости (различимости) объектов; - по угловой величине известных предметов: - по звуку.

Глазомерно - это самый простой и быстрый способ. Главное в нем - тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 метров).

Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности.

При измерении расстояния путем последовательного мысленного откладывания хорошо изученной постоянной меры надо помнить, что местность и местные предметы кажутся уменьшенными в соответствии с их удалением, то есть при удалении в два раза и предмет будет казаться в два раза меньше.

Поэтому при измерении расстояний мысленно откладываемые отрезки (меры местности) будут уменьшаться соответственно удалению.

При этом необходимо учитывать следующее:

Чем ближе расстояние, тем яснее и резче нам кажется видимый предмет;

Чем ближе предмет, тем он кажется больше;

Более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии;

Предмет более яркой окраски кажется ближе, чем предмет темного цвета;

Ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии;

Во время тумана, дождя, в сумерки, пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные и солнечные дни;

Чем резче разница в окраске предмета и фона, на котором он виден, тем более уменьшенными кажутся расстояния; так, например, зимой снежное поле как бы приближает находящиеся на нем более темные предметы;

Предметы на ровной местности кажутся ближе, чем на холмистой, особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные водные пространства;

Складки местности (долины рек, впадины, овраги), невидимые или не полностью видимые наблюдателем, скрадывают расстояние;

При наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;

При наблюдении снизу вверх - от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз - дальше.

Когда солнце находится позади разведчика, расстояние скрадывается;

светит в глаза - кажется большим, чем в действительности;

Чем меньше предметов на рассматриваемом участке (при наблюдении через водное пространство, ровный луг, степь, пашню), тем расстояния кажутся меньше.

Точность глазомера зависит от натренированности разведчика. Для расстояния 1000 м обычная ошибка колеблется в пределах 10 20%.

По линейным размерам. Чтобы определить расстояние этим способом, надо:

Держать перед собой линейку на расстоянии вытянутой руки (50 60 см от глаза) и измерить по ней в миллиметрах видимую ширину или высоту предмета, до которого требуется определить расстояние;

Действительную высоту (ширину) предмета, выраженную в сантиметрах, разделить на видимую высоту (ширину) в миллиметрах, и результат умножить на 6 (постоянное число), получим расстояние.

Например, если столб высотой 4 м (400 см) закрывается по линейке 8 мм, то расстояние до него будет 400 х 6 == 2400; 2400: 8 == 300 м (действительное расстояние).

Чтобы определять расстояния таким способом, требуется хорошо знать линейные размеры различных объектов, либо иметь эти данные под рукой (на планшете, в записной книжке). Размеры наиболее часто встречаемых объектов разведчику надо помнить, так как они требуются и для способа измерения по угловой величине, являющегося для разведчиков основным невооруженным глазом можно приблизительно определить расстояние до целей (предметов) по степени их видимости. Разведчик с нормальной остротой зрения может увидеть и различить некоторые предметы со следующих предельных расстояний, указанных в таблице. Надо иметь в виду, что в таблице указаны предельные расстояния, с которых начинают быть видны те или иные предметы. Например, если разведчик увидел трубу на крыше дома, то это означает, что до дома не более 3 км, а не ровно 3 км. Пользоваться данной таблицей как справочной не рекомендуется. Каждый разведчик должен индивидуально для себя уточнить эти данные.

При глазомерном определении расстояний желательно пользоваться ориентирами, расстояния до которых уже точно известны.

По угловой величине. Для применения этого способа надо знать линейную величину наблюдаемого предмета (его высоту, длину либо ширину) и тот угол (в тысячных), под которым виден данный предмет.

Тогда расстояние до наблюдаемого предмета определяется по формуле: Р=Вх100/У, где Р - расстояние до предмета; В - одна из линейных величин; У - угол, под которым видна известная наблюдателю линейная величина предмета (объекта); 1000 - постоянный коэффициент.

Например, высота железнодорожной будки составляет 4 метра, разведчик видит ее под углом 25 тысячных (толщина мизинца). Тогда расстояние до будки составит 4 х 1000 = 4000, деленное на 25, то есть 160 метров. Или разведчик видит танк «Леопард 2» под прямым углом сбоку. Длина этого танка - 7 метров 66 сантиметров. Предположим, что угол наблюдения составляет 40 тысячных (толщина большого пальца руки). Следовательно, расстояние до танка - 191,5 метров.

Чтобы определить угловую величину, надо знать, что отрезку в 1 мм, удаленному от глаза на 50 см, соответствует угол в две тысячных (записывается: О02). Отсюда легко определить угловую величину для любых отрезков. Например, для отрезка в 0,5 см угловая величина будет 10 тысячных (0 10), для отрезка в 1 см 20 тысячных (0 20) и т.д. Проще всего выучить наизусть стандартные значения тысячных:

Угловые величины (в тысячных долях дистанции)

Наименование предметов Размер в тысячных

Толщина большого пальца руки 40

Толщина указательного пальца 33

Толщина среднего пальца 35

Толщина мизинца 25

Патрон по ширине дульца гильзы 12

Гильза по ширине корпуса 18

Карандаш простой 10 11

Спичечная коробка по длине 60

Спичечная коробка по ширине 50

Спичечная коробка по высоте 30

Толщина спички 2.

Ориентирование по звукам

Ночью и в туман, когда наблюдение ограничено или вообще невозможно (а на сильно пересеченной местности и в лесу как ночью, так и днем) на помощь зрению приходит слух.

Разведчики обязательно должны учиться определять характер звуков (то есть что они означают), расстояние до источников звуков и направление, откуда они исходят. Если слышны различные звуки, разведчик должен уметь отличать их один от другого. Развитие такой способности достигается длительной тренировкой (таким же образом профессиональный музыкант различает голоса инструментов в оркестре).

Почти все звуки, означающие опасность, производятся человеком. Поэтому если разведчик слышит даже самый слабый подозрительный шум, он должен замереть на месте и слушать. Возможно, что недалеко от него затаился враг. Если противник начнет двигаться первым, выдав тем самым свое месторасположение, то он первым и умрет. Если это сделает разведчик, такая участь постигнет его. Точно так же неопытный или нетерпеливый охотник выдает свое присутствие зверю, за которым охотится. Умелый же охотник своей выдержкой превосходит животных.

В тибую летнюю ночь даже обычный человеческий голос на открытом пространстве слышно далеко, иногда на полкилометра. В морозную осеннюю или зимнюю ночь всевозможные звуки и шумы слышны очень далеко. Это касается и речи, и шагов, и звяканья посуды либо оружия. В туманную погоду звуки тоже слышны далеко, но их направление определить трудно. По поверхности спокойной воды и в лесу, когда нет ветра, звуки разносятся на очень большое расстояние. А вот дождь сильно глушит звуки. Ветер, дующий в сторону разведчика, приближает звуки, а от него - удаляет. Он также относит звук в сторону, создавая искаженное представление о местонахождении его источника. Горы, леса, здания, овраги, ущелья и глубокие лощины изменяют направление звука, создавая эхо. Порождают эхо и водные пространства, способствуя его распространению на большие дальности.

Звук меняется, когда источник его передвигается по мягкой, мокрой или жесткой почве, по улице, по проселочной или полевой дороге, по мостовой или покрытой листьями почве. Необходимо учитывать, что сухая земля лучше передает звуки, чем воздух. Поэтому прислушиваются, приложив ухо к земле или к стволам деревьев.

Средняя дальность слышимости различных звуков днем на ровной местности, км (летом)

Источник звука Слышимость звука Характерные звуковые признаки (действия противника)

Шум двигающегося поезда 10

Паровозный или пароходный гудок, заводская сирена 7 10

Стрельба очередями из винтовок и пулеметов 5

Выстрел из охотничьего ружья 3,0

Автомобильный сигнал 2 3

Топот лошадей на рыси по мягкому грунту 0,6

по шоссе 1,0

Крик человека 1 1,5

Ржание лошадей, лай собак 2 3

Разговорная речь 0,1 0,2

Всплеск воды от весел 0,25 0,5

Звяканье котелков, ложек 0,5

Переползание 0,02

Движение пехоты в строю:

по грунту 0,3 Ровный глухой шум по шоссе 0,6

Стук весел о борт лодки 1 1,5

Отрывка окопов вручную 0,5 1 Удары лопаты по камням

Вбивание деревянных копьев: Глухой звук равномерно вручную 0,3 0,6 чередующихся ударов механическим способом 0,8

Рубка и спиливание деревьев: Резкий стук топора, ручным способом (топором) 0,3 0,4 визг пилы, прерывистый бензопилой 0,7 0,9 стук бензинового двигателя, глухой удар падение дерева 0,8 1,0 о землю спиленного дерева

Движение автомобилей: Ровный шум по грунтовой дороге 0,5 моторов по шоссе 1 1,5 Резкий шум

Движение танков, САУ, БМП: двигателей по грунту 2 3 одновременно с резким по шоссе 3 4 металлическим лязгом гусениц

Шум двигателя стоящего танка, БМП 1 1,5

Движение буксируемой артиллерии: Резкий отрывистый по грунту по шоссе 1 2 грохот металла и 2 3 шум двигателей

Стрельба артиллерийской батареи 10 15

(дивизиона)

Выстрел из орудия 6

Стрельба из минометов 3 5

Стрельба из крупнокалиберных 3

пулеметов

Стрельба из автоматов 2

Одиночный выстрел из винтовки 1,2

Ночью звуки хорошо передаются через землю. Существуют определенные способы, помогающие слушать ночью, а именно: - лежа: приложить ухо к земле;

Стоя: один конец палки прислонить к уху, другой конец упереть в землю;

Стоять, слегка наклонившись вперед, перенеся центр тяжести тела на одну ногу, с полуоткрытым ртом, - зубы являются проводником звука.

Обученный разведчик при подкрадывании, если только ему дорога жизнь, ложится на живот и слушает лежа, стараясь определить направление звуков.

Это легче сделать, повернув одно ухо в ту сторону, откуда доносится подозрительный шум. Для улучшения слышимости рекомендуется при этом приложить к ушной раковине согнутые ладони, котелок, отрезок трубы. Для лучшего прослушивания звуков разведчик может приложить ухо к положенной на землю сухой доске, которая выполняет роль собирателя звука, или к сухому бревну, вкопанному в землю. При необходимости можно изготовить самодельный водяной стетоскоп. Для этого используется стеклянная бутылка (либо металлическая фляга), заполненная водой до горловины, которую зарывают в грунт до уровня воды в ней. В пробку плотно вставляют трубку (пластмассовую), на которую одевают резиновую трубку. Другой конец резиновой трубки, снабженный наконечником, вставляют в ухо. Для проверки чувствительности прибора ударить пальцем землю на расстоянии 4 м от него (звук от удара ясно слышен через резиновую трубку).

При обучении распознаванию звуков необходимо воспроизводить с учебной целью следующее:

1. Отрывку траншей.

2. Сбрасывание мешков с песком.

3. Ходьбу по дощатому настилу.

4. Забивание металлического штыря.

5. Звук при работе затвором автомата (при открывании и закрывании его).

6. Постановку часового на пост.

7. Часовой зажигает спичку и закуривает сигарету.

8. Нормальный разговор и шопот.

9. Сморканье и кашель.

10. Треск ломающихся веток и кустарника.

II. Трение ствола оружия о стальную каску.

12. Хождение по металлической поверхности.

13. Перерезание колючей проволоки.

14. Перемешивание бетона.

15. Стрельбу из пистолета, автомата, пулемета одиночными выстрелами и очередями.

16. Шум двигателя танка, БМП, БТР, автомобиля на месте.

17. Шум при их движении по грунтовой дороге и по шоссе.

18. Движение небольших воинских подразделений (отделение, взвод) строем.

19. Лай и повизгивание собак.

20. Шум вертолета, летящего на различной высоте.

Ориентирование на местности

Ориентироваться на местности, это значит найти направления на стороны света (север, юг, восток и запад) и определить свое местонахождение.

Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север - юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо - восток, налево - запад.

Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при отсутствии его - по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

По компасу

При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, восток, юг, запад. Для этого нужно компасу придать горизонтальное положение, освободить от зажима стрелку, дать ей успокоиться. Тогда темный конец ее будет направлен на север.

Для определения точности отклонения направления движения от направления на север или для определения положений точек местности по отношению к направлению на север и отсчета их, на компасе нанесены деления, из которых нижние обозначены в градусных мерах (наименьшее деление равно 3°), а верхние деления угломера в десятках «тысячных». Градусы отсчитываются по ходу часовой стрелки от О до 360°, а деления угломера - против хода часовой стрелки от 0 до 600°. Нулевое деление находится у буквы «С» (север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник, заменяющий в некоторых компасах букву «С». Под буквами «В» (восток), «Ю» (юг), «З» (запад) нанесены светящиеся точки.

На подвижной крышке компаса имеется визирное приспособление (прицел и мушка), против которых укреплены светящиеся указатели, служащие для обозначения направления движения ночью.

В армии наиболее распространены компас системы Андрианова и артиллерийский компас.

Компас Андрианова позволяет производить отсчеты в градусах и в тысячных. Надписи на неподвижной шкале градусных делений (цена деления 3°) даны по часовой стрелке через 15°, а тысячных - в обратном направлении через 500 тысячных (5 00). Визирное приспособление подвижно.

Артиллерийский компас отградуирован только в тысячных с ценой деления 100 тысячных (1 00) по часовой стрелке. Визирное приспособление неподвижно, а вращается шкала (лимб), что позволяет, не меняя положение компаса, быстро совмещать нулевое деление лимба с северным концом магнитной стрелки. Зеркало на откидной крышке позволяет при визировании на предмет контролировать ориентирование компаса и производить отсчет по лимбу.

Очень удобен для пользования разведчиков спортивный компас, стрелка которого помещена в специальную жидкость, поэтому она быстро успокаивается и почти не колеблется при движении.

(?), ... системах управления... и И.М. Заруцким (см. ...

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса (рис. 7). При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы.

Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Рис. 7. Определение магнитного азимут направления на отдельно стоящее дерево

Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Обход препятствий

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Обход препятствий.

а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):

Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.

После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние - 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).

На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.

Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.

При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.

Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

Заключительная часть.

Напоминаю тему и цель занятия. Подвожу итог занятия. Даю задание на самоподготовку: изучить учебник «Военная топография» ст. 72-87.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Прогрессивные цифровые технологии сильно упростили не только специалистам, но и обычным людям, любого рода ориентирование, подарив человечеству спутниковую навигацию ГЛОНАСС и GPS. Но по-прежнему остаются полезными навыки, как правильно пользоваться компасом, этим давним надёжным спутником любого путешественника.

Актуальность обычного магнитного компаса объясняется просто - ему не требуются питание и подзарядка, доступ к сотовой сети или интернету. Это устройство срабатывает в глухом лесу или в степи, в экстремальных условиях или тогда, когда садится аккумулятор у смартфона - достаточно лишь разбираться, как идти по компасу.

Искомую местность и путь к ней отмечают на карте, а сверяют движение по компасу, вычислив азимут, представляющий собой угол между маршрутом к выбранному объекту и северным географическим направлением, если речь идет про северное полушарие. В южном полушарии азимут соотносится с направлением на южный полюс.

Как устроен магнитный компас

Прибору с намагниченной стрелкой, которая разворачивается строго вдоль силовых линий планеты, окутанной магнитным полем, уже более тысячи лет - его создание занесено в список четырёх великих китайских открытий, наряду с порохом, бумагой и печатью на ткани. Он претерпел совершенствования и заимел более современные узкие разновидности, но принцип работы остался неизменным - географическое ориентирование по компасу осуществляется по единому алгоритму.

  • Классический магнитный компас представляет собой компактный круглый прибор в корпусе из металла или пластика.
  • Под прозрачной верхней крышкой располагается плоский циферблат (лимб), куда нанесены угловые градусы, с возрастанием по часовой стрелке. Делений может быть разное количество, в зависимости от модели, но всегда имеется полный охват измерения окружности - 360º.
  • Напротив 0º расположен север с международным обозначением N (north) либо русским - С (север). Напротив 180º - юг с обозначением S (south) либо Ю (юг). Напротив 90º - восток с обозначением E (east) либо В (восток). Напротив 270º - запад с обозначением W (west) либо З (запад).
  • В центре лимба на иглу нанизана магнитная двухсторонняя стрелка, одна половина которой обычно окрашивается в красный цвет либо специально помечается - именно она всегда показывает остриём туда, где сторона северного магнитного полюса.
  • В нерабочем состоянии стрелку удерживает арретир - механический рычажок, выполняющий роль стопора. Если его отпустить - стрелка тут же развернётся помеченным хвостом на север.
  • В знаменитой модели Адрианова есть наружное кольцо, огибающее корпус, - его вращением можно сдвигать и устанавливать визир в виде мушки с целиком, чтобы зафиксировать направление на ориентир.
  • Во многих сегодняшних туристических моделях имеется дополнительная, вращаемая вручную стрелка, которая визуально отмечает направление необходимого маршрута, а также может присутствовать линейка для работы с картой. Выпускаются и модели с вращаемым лимбом.

Обратите внимание! Для корректного направления устройство обязано быть в горизонтальном положении.

Как необходимо работать с магнитным компасом

Инструкция к стандартному туристическому устройству подробно описывает, как пользоваться компасом, но не всегда это описание оказывается под рукой. Поэтому разъяснить азы работы с прибором не будет лишним.

  • Расположив корпус прибора строго горизонтально, необходимо отпустить магнитную стрелку и подождать, пока остановится её качание.
  • Теперь необходимо остриё стрелки аккуратно совместить с обозначением севера, то есть с буквой N или русской С.
  • Для этого нужно либо поворачивать сам прибор, если лимб в нём статично зафиксирован, либо вращать подвижный лимб, пока буква и кончик стрелки не совпадут.
  • Помеченный красным или специально выделенный хвост магнитной стрелки сам по себе оборачивается всегда на север, а когда обозначение севера на лимбе совмещено со стрелкой, то это и будет соответствовать правильному указанию на стороны света.
  • Прямо по стрелке - северное, по обратную сторону - южное, вправо - восточное, влево - западное, обозначенные соответственными буквами.

Обратите внимание! Вблизи скоплений металла (к примеру ж/д пути), под линией электропередач, в зоне магнитных аномалий, на большой высоте в горах магнитный компас делает существенные погрешности! Поэтому нужно сместиться на 0,3 - 1 км и повторить ориентирование.

Теперь можно покинуть незнакомую местность, если знать, куда необходимо двигаться. В этом случае поможет вычисление азимута.

Как с помощью компаса найти азимут

Стремление новичка, как научиться пользоваться компасом, - это ещё не гарантия успешного ориентирования. Обязательно нужно овладеть вычислением азимута, чтобы не заблудиться. Это нетрудно, но в экстремальных или критических условиях пригодится. А охотникам, грибникам и туристам, предпочитающим походы, - абсолютно необходимо знать.

Азимут - это угол в градусах между севером (0º) и выбранным объектом (на карте или на местности), отсчитываемый всегда по часовой стрелке. То есть если искомая точка будет отклонена от севера в сторону запада (против часовой стрелки) всего на 1º - её азимут будет равен 359º.

Азимут чистого направления на северо-восток равен 45º, на восток - 90º, на юго-восток - 135º, на юг - 180º, на юго-запад - 225º, на запад - 270º и на северо-запад - 315º. Но искомый объект может отклоняться, поэтому придётся учиться определять точный азимут.

  • Вначале прибору придаётся горизонтальное положение, и отпускается магнитная стрелка.
  • После принятия ею устойчивого положения кончик стрелки совмещается с обозначением севера N либо С (путем вращения корпуса или циферблата).
  • Далее обозначается направление на интересующий объект - или на карте, или в натуре.
  • Остаётся вычислить угол между отметкой севера и отметкой, указывающей на объект, по часовой стрелке.

Полученное значение в градусах и является азимутом, следуя которому, невозможно потерять незнакомый объект и сбиться с пути.

В условиях абсолютно незнакомой местности это может быть любой ориентирующий объект, возвышающийся над остальными или чем-то выделяющийся, - дойти до него позволит найденное направление. Добравшись к нему с помощью полученного азимута, нужно для продолжения пути выбрать следующий и повторить вычисления.

Обратите внимание! Возвращаться следует по обратному азимуту, являющему противоположность вычисленному на циферблате. Для этого прокладывают прямую линию между найденным углом и центром лимба - противоположное значение и будет обратным азимутом.

Как ориентироваться по компасу и карте

В путешествиях вдали от цивилизации наиболее пригодятся навыки, как ориентироваться по компасу и карте, поскольку такой маршрут учтёт все возможные отклонения. Ответственные туристы всегда вначале пути изучают предполагаемый маршрут на карте, вычисляют прямой и обратный азимут, записывая данные.

Для подобных вычислений необходимы карта местности, компас, линейка и карандаш.

  • Расстелите горизонтально карту, обозначьте карандашом все точки планируемого маршрута и его конечную точку.
  • Положите на карту компас и отпустите стрелку.
  • Совместите стрелку на компасе с обозначением севера на лимбе.
  • Теперь поворачивайте карту, пока ее обозначение севера не совпадёт с указанием компаса.
  • Прикладывая линейку так, чтобы её линия совпала с серединой лимба и первой точкой нарисованного на карте маршрута, вычислите в градусах угол между севером и линейкой. Запишите значение для этого отрезка пути. Тут же найдите обратный азимут и запишите его.
  • Поступайте так со всеми обозначенными точками по маршруту до конечной, записывая значения каждого отрезка маршрута.
  • Двигайтесь в пути, сверяясь с компасом.
  • Возвращайтесь по обратному азимуту.

С такими вычислениями можно совершенно не бояться заблудиться - компас приведёт ровно в запланированную точку и вернёт обратно.

Как научиться легко пользоваться компасом без карты

Есть и упрощённые варианты ориентирования по компасу безо всяких вычислений, и даже без карты. К примеру, знающий, как пользоваться этим устройством в лесу, грибник или охотник спокойно будет бродить по зарослям, не переживая о маршруте и возвращении домой. И хотя без привязки к карте расчёты будут лишь приблизительными, но компас окажет неоценимую помощь в передвижении по незнакомой местности.

  • За основу ориентира берутся стороны света, а за точку отсчета - начало пути от какого-то значимого объекта с большой протяжённостью - шоссе, поле, река, ж\д пути.
  • Перед началом пути нужно встать лицом к объекту и спиной к началу маршрута.
  • Засечь по компасу направление, к примеру - юго-восток. Это и будет то направление, по которому необходимо возвращаться.
  • Движение вперёд будет в противоположном направлении - в нашем примере это северо-запад.

То есть в приведенном примере, гуляя по лесу, остаётся сверяться время от времени с показаниями компаса и двигаться на северо-запад, а как только захотелось вернуться - идти на юго-восток. Вряд ли выход совпадёт с отправной точкой, но правильно выбранное направление всегда выведет в район искомой местности.

Важно! Не забудьте проверять надёжность компаса! Магнитные компасы часто дают сбой по причине размагничивания стрелки. Перед тем, как отправиться в дальний и опасный путь, проверьте прибор на жизнеспособность, приблизив к нему с отпущенной с тормоза стрелкой любой металлический предмет. Если стрелка среагировала, значит прибор можно брать с собой. Но лучше свериться с еще одним компасом, чтобы их стрелки по направлению совпали.

Для положительной ориентации на местности и приобретения необходимого направления движения с поддержкой компаса нужно определить магнитный азимут . Магнитный азимут – расположенный горизонтально угол, измеренный по часовой стрелке от магнитного меридиана (направленного на северный магнитный полюс) до направления на объект. Величина магнитного азимут а может быть от 0 до 360 градусов. Есть прямой и обратный магнитный азимут , применяется соответственно для движения к выбранному объекту либо от него в обратном направлении.

Инструкция

1. Для приобретения магнитного азимут а удерживаете компас горизонтально в левой руке. Правой рукой снимите тормоз, удерживающий стрелку компаса. Вращая корпус компаса, добейтесь совпадения северного (подмечен синим цветом) конца стрелки с нулевой отметкой шкалы. После этого вращайте кольцо с визиром до совпадения линии взора с удаленным и классно видимым предметом, строением либо деревом. Произведите отсчет азимут а на данный предмет. Отсчет делайте от нулевого значения шкалы по часовой стрелке до цифры на шкале, расположенной наоборот указателя визира.

2. Положительное совмещение линии визира с линией направления на выбранный объект делайте, несколько раз переводя взор с линии визира на объект и обратно. Не поднимайте компас к глазам, так легко ухудшить точность определения азимут а. Применяйте особые компасы, скажем системы Андрианова, для приобретения большей точности магнитного азимут а.

3. Если необходимо двигаться от выбранного объекта в обратном направлении, определите обратный магнитный азимут . Для этого прибавьте 180 градусов к прямому азимут у, если его цифровое значение поменьше 180 градусов либо отнимите 180 градусов, если его цифровое значение огромнее 180 градусов.

4. Для верного определения направления по ранее полученному магнитному азимут у, вращая кольцо визира, совместите его указатель с цифрой на шкале, равной определенному ранее значению магнитного азимут а. После этого снимите тормоз стрелки компаса и вращая корпус компаса, добейтесь совпадения северного края стрелки с нулевой отметкой шкалы. Линия визира будет определять необходимое направление. Для последующего движения подметьте по линии визира классно приметный отдельно стоящий цель.

Всему хоть раз в своей жизни доводилось гулять в лесу и задумываться о том, что делать, если заблудишься. Ориентироваться на местности дозволено по-различному, методов много, самые распространенные – компас и классно просматриваемые предметы окружающей местности.

Инструкция

1. Азимут – это угол, тот, что образуется между направлением на какой-нибудь отменно просматриваемый предмет местности и направлением на север. Азимут ы вычисляются по ходу часовой стрелки и величина их – от 0 до 360 градусов. Дабы определить магнитный азимут объекта, возьмите компас и встаньте лицом к обозначенному объекту.

2. Положите компас на горизонтальную ровную поверхность лицевой стороной вверх и поворачивайте то налево, то вправо, пока стрелка компаса синим намагниченным концом не установится наоборот буквы С. Это и есть направление на север.

3. Сейчас на стеклянную крышку компаса положите спичку таким образом, дабы один конец ее прошел через центр компаса, а иной был бы направлен на выбранный предмет местности. Посмотрите через стекло на дно компаса и прочтите цифру, которая находится под внешним концом спички. Эта цифра показывает величину азимута.

4. Азимут дозволено определять еще и на карте. Для этого положите на боковой край карты компас, поверните карту так, дабы ее боковой обрез совпал с направлением магнитной стрелки компаса на север. Верхний обрез карты должен находиться над буквой С. После этого обнаружьте на карте точку, с которой начнется движение, объедините ее прямой линией с предметом, к которому нужно прийти. Позже передвиньте компас таким образом, дабы его центр оказался на начальной точке. Черта на карте расположится наоборот определенной цифры на компасе, которая и покажет значение азимута.

5. Азимут , рассчитанный с точки стояния на предмет местности, именуется прямым магнитным азимутом. Дабы обнаружить обратную дорогу, неоднократно пользуются представлением обратного азимута, тот, что на 180 градусов отличается от прямого. Дабы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180 градусов, если он поменьше 180 градусов; либо вычесть, если он огромнее 180 градусов.

Магнитные азимуты измеряют от направления магнитного меридиана, тот, что указывается направлением магнитной стрелки компаса. Условным азимут называют тогда, когда для его счета принимают воображаемый меридиан.

Инструкция

1. Направления правдивого и магнитного меридианов в определенной точке не совпадают. Следственно правдивый и магнитный азимуты друг от друга отличаются на определенный угол – так называемый угол склонения.

2. Если вы знаете угол склонения для определенной точки в определенную эру, вы можете с знаменитой точностью определить по магнитному азимуту правдивый и, напротив, по правдивому – магнитный. Сходятся все меридианы в одной и той же точке – полюсе. Угол между двумя меридианами носит наименование угла сближения меридианов. Если прямой линией пересечь несколько меридианов, в точках их пересечения образуются азимуты , друг от друга отличающиеся на данный самый угол сближения меридианов. Его величина 2-х точек одной прямой линии будет зависеть от ее длины, направления, а также широты места. Азимут, тот, что измеряется в исходной точке линии, называют прямым. Обратный азимут (a2) равняется азимуту прямому (a1) плюс либо минус 180 градусов, а также плюс угол сближения меридианов (t). Получается: a2=a1±180°+t.

3. Для линии в 15 км в средних широтах угол сближения меридианов приблизительно равняется 10’ в повседневной практике, как водится, таким маленьким углом пренебрегают, считая, что прямой и обратный азимуты отличаются друг от друга на 180о (a2=a1±180о). Это принимается в низшей геодезии в случаях с небольшими площадями земной поверхности.

4. Для огромных же расстояний, а также высокоточных измерений вычисления производят по каждым правилам высшей геодезии, рассматривая угол сближения меридианов и сферический эксцесс, выражаемый в сантиметрах. Формула в таких случаях используется дальнейшая: a2=a1±180°+t-e, где t – это угол сближения, тот, что вычисляется по специальным формулам, e – сферический эксцесс, тот, что также вычисляется по специальной формуле.

Видео по теме

Слово “азимут” случилось от арабского “ас-сумут”, что обозначает “путь”, “направление”. Самые употребляемые словосочетания со словом азимут – это азимут небесного светила и азимут земного предмета. Азимут – это угол между меридианом, проходящим через точку нахождения наблюдателя, и направлением на определенный объект. На практике – это угол между здешним предметом, отсчитываемый по направлению на север по часовой стрелке в градусах, и направлением на север.

Инструкция

1. Азимуты имеют следующую систематизацию: азимут правдивый либо астрономический, азимут геодезический, азимут магнитный. Астрономический азимут – это угол между вертикальной плоскостью, проходящей через светило, и плоскостью меридиана. Геодезический азимут – это двугранный угол, тот, что отсчитывается по часовой стрелке до типичной плоскости, которая содержит данное направление от плоскости, ее северной части, геодезического меридиана точки. Магнитный азимут – это угол между плоскостью магнитного меридиана места и любым направлением.

2. В военной топографии практикуется порядок движения по азимутам и организация порядка движения. Армейский азимут – это угол, образуемый направлением на север и установленным направлением движения. Идти по азимуту – обозначает идти, руководствуясь компасом и высчитанным углом, то есть азимутом, по заданному направлению. Сущность движения по азимутам является в неизменности направления на местности, определенных магнитными азимутами, и расстояний, подмеченных по карте. Направления движения определяют с подмогой гирополукомпаса (устройство для определения углов поворота объекта вокруг вертикальной оси и углов метаморфозы курса) либо магнитного компаса. Расстояния измеряют по спидометру либо шагами.

3. Зачастую применяют вспомогательные ориентиры (помимо промежуточных целей), дабы легче было вынести направление движения.Прямым азимутом называют азимут с определенной точки на другую точку. Обратным азимутом называют азимут направления с иной точки на определенную точку. Эти азимуты называют взаимными азимутами.Азимуты рассчитываются от нулевого градуса до прохождения полного круга по градусной шкале компаса, то есть от точки севера – 0 градусов к востоку до 360 градусов. В астрономии рассчитывают азимут в этом же направлении от точки юга к западу. Азимуты измеряются угломерными инструментами.

Видео по теме

Понятие азимута - одно из основных в ориентировании. Без знания того, что такое азимут и как с ним обращаться, человек не сможет в полном объеме использовать информацию, предоставляемую ему картой и выбрать правильное направление движения при отсутствии ориентиров. Соответственно, уметь определить азимут по компасу, а в лучшем случае — и без него — это необходимый навык для человека, с той или иной частотой бывающего в безлюдной местности.

Азимут позволяет правильно сориентировать карту и выбрать направление движения и определить собственное местоположение.

Азимут и его виды

Азимут - это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.

Азимут в основном применяется для того, чтобы:

  • осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
  • определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот - найти на местности;
  • определять свое местоположение по двум ориентирам.

Азимут бывает двух типов - истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный - относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.

В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.

Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают.

Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.

Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело - с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.

Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное - отнять.

Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол - аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.

Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.

Сближение меридианов - это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.

Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо - то положительным.

Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.

Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.

Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.

Как определить азимут по карте

Рассмотрим способы нахождения истинного и магнитного азимутов по карте. Тут возможны три варианта.

Вариант №1. С помощью транспортира.

Для этого:

  1. Берется стандартная карта.
  2. На карте выбирается точка, от которой будет откладываться азимут.
  3. Через эту точку простым карандашом проводится еле заметная вертикальная линия.
  4. Выбирается вторая точка, по отношению к которой будет измеряться азимут.
  5. От первой точки ко второй простым карандашом проводится вторая еле заметная линия.
  6. С помощью транспортира по часовой стрелке отмеряется угол между двумя линиями. Результатом окажется истинный азимут.
  7. При необходимости истинный азимут переводится в магнитный.

В ориентировании транспортир — необходимая вещь, и потому его иногда полезно сделать даже из подручных материалов.

Этот вариант хорош, когда под рукой не оказалось компаса. Если же компас имеется в наличии, можно воспользоваться одним из следующих способов.

Вариант №2. С помощью магнитного планшетного компаса.

Для этого способа понадобится компас с прозрачной колбой, на которую нанесены параллельные друг другу линии, расположенные в направлении север-юг. Алгоритм следующий:

  1. Карта кладется на ровную поверхность.
  2. Отмечается точка, от которой будет откладываться азимут.
  3. Выбирается вторая точка, в которую нужно прийти, выходя из первой, или просто необходимое направление движения.
  4. Компас прикладывается боковой рамкой к первой и второй точкам или просто располагается вдоль линии предполагаемого движения. Важно, чтобы нижняя часть компаса при этом располагалась ближе к первой точке, иначе будет измерен обратный азимут, о котором поговорим чуть позже.
  5. Колба компаса вращается до тех пор, пока прочерченные на ней линии не станут параллельны одной из вертикальных линий километровой сетки. При этом северная часть колбы компаса должна быть направлена в сторону северного конца километровой линии.
  6. После того, как все сделано, указатель компаса покажет дирекционный угол. Это значение для удобства дальнейшего использования можно перевести в истинный или магнитный азимут.

Отчасти благодаря простоте этого способа для туристов рекомендуется именно планшетный компас.

Этот вариант удобен для использования почти в любой ситуации, поскольку независим от показаний стрелки магнитного компаса, на работу которой влияют магнитные девиации, о которых будет рассказано чуть позже. Однако он может применяться, только в тех случаях, когда есть данные о магнитном склонении. Если же таких данных нет, можно воспользоваться следующим способом.

Вариант №3. С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты.

Перед тем, как описать этот способ, стоит пояснить, что означает словосочетание «ориентированная карта».

Ориентировать карту - значит расположить ее на горизонтальной поверхности так, чтобы ее северная рамка указывала строго на географический север. Это можно сделать с помощью компаса, если известно магнитное склонение. Однако мы рассмотрим вариант, когда таких данных нет.

В этом случае можно ориентировать карту по сторонам света с помощью ориентира, обозначенного на карте и видимого на местности, при условии, что известно, где в данный момент находится человек, ориентирующий карту.

Рассмотрим пошагово весь процесс ориентирования карты:

  1. Карта располагается горизонтально.
  2. На карту кладется линейка таким образом, чтобы одна ее сторона «прикасалась» одновременно к обозначенным на карте ориентиру и точке, в которой находится человек, например, перекрестью дорог.
  3. Карта располагается на уровне глаз так, чтобы точка стояния человека на карте оказалась ближе к глазу, а ориентир - дальше.
  4. Человек с картой и лежащей на ней линейкой поворачивается так, чтобы линейка оказалась направлена на видимый на местности ориентир - тот ориентир, к обозначению которого была приложена линейка. В этот момент можно говорить о том, что карта ориентирована по сторонам света.

Теперь перейдем непосредственно к описанию алгоритма определения азимута:

  1. Карта ориентируется по сторонам света и располагается строго в горизонтальной плоскости, чтобы стрелка компаса впоследствии могла свободно вращаться внутри колбы.
  2. Магнитный планшетный компас прикладывается к карте так, чтобы его боковая рамка соприкасалась с точкой стояния человека и ориентиром, по отношению к которому нужно найти азимут. Здесь такие правила, как и в предыдущем варианте: нижняя часть компаса должна быть ближе к точке стояния человека.
  3. Колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе, то есть 0° или 360°, что по сути одно и то же.
  4. С этого момента указатель компаса будет показывать магнитный азимут, который при необходимости можно перевести в истинный.

Главный недостаток этого способа - зависимость от магнитных девиаций и движения. Так, например, не удастся воспользоваться этим способом в машине или на морском корабле.

Обратный азимут

Для удобства передвижения по местности во время ориентирования часто пользуются понятием обратного азимута. Это направление диаметрально противоположное «прямому» азимуту, то есть отличающееся от него на 180 градусов.

Обратный азимут при необходимости позволяет вернуться к тому месту, откуда было начато движение, а также может применяться при обходе препятствий.

Представим, что человек движется строго на север. Для того, чтобы ему двигаться по обратному азимуту, он должен повернуться на 180 градусов. Причем без разницы, сделает он поворот по часовой или против часовой стрелки: направление обратного азимута при этом по понятным причинам останется одним и тем же. То есть конкретно для рассматриваемого случая обратным азимутом будет являться направление движения строго на юг.

Как определить азимут на местности

На местности с помощью компаса можно определять азимут на выбранное направление или объект (ориентир), а можно наоборот - по известному азимуту, например, найденному по карте, определить направление на местности. Рассмотрим оба варианта.

Задача №1. Нужно определить магнитный азимут на объект (ориентир).

В этом случае компас располагается в направлении ориентира. Чтобы более точно выставить компас по отношению к ориентиру в некоторых моделях имеются мушка и целик, а также зеркало с прорезью.

После этого колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе (обычно «N» или «С»). Указатель компаса при этом покажет азимут на выбранный объект.

Задача №2. Нужно, зная магнитный азимут, определить направление на местности.

Для этого колба компаса поворачивается до тех пор, пока указатель не укажет на шкале колбы цифру, соответствующую значению магнитного азимута. После этого компас поворачивается в горизонтальной плоскости, пока северная сторона стрелки не совпадет с символом севера на колбе. Как только это произошло, можно утверждать, что компас указывает искомое направление, то есть располагается вдоль него.

Если с помощью компаса понадобится определить обратный азимут, то не обязательно заниматься арифметикой, отнимая или прибавляя к известному азимуту 180 градусов. Куда удобнее и легче просто выбрать направление движения, повернув компас таким образом, чтобы на месте северной стороны стрелки оказалась ее южная сторона.

Аварийный азимут

Аварийный азимут - это направление на какой-либо линейный (например, трасса или железная дорога) или площадной (например, населенный пункт) ориентир, замеряемое с целью выхода к этому ориентиру в случае, если человек заблудился.

Аварийный азимут не может быть отмерян на точечный ориентир (например, колодец или домик лесника), поскольку выйти к такому ориентиру в случае необходимости вряд ли удастся из-за его малых размеров.

Аварийный азимут определяется до выхода на маршрут, например, перед тем, как зайти в лес. Для этого человек становится лицом к ориентиру и замеряет с помощью компаса азимут на него, после чего записывает полученное значение, например, на листе бумаги, который прячет в карман одежды.

Но не стоит полностью полагаться на записку. Для перестраховки лучше еще и запомнить полученные значения.

После того как аварийный азимут был определен, записан и сохранен в памяти, можно выходить на маршрут.

На заметку

Определяя аварийный азимут, следует помнить, что линейный объект может сворачивать и менять направление - река может делать изгиб, дорога может поворачивать, линия электропередачи также имеет свои углы. Есть риск, что взяв аварийный азимут перед выходом на маршрут, человек сместится существенно относительно такого поворота, а в случае необходимости выхода на трассу или к реке затем будет идти по азимуту параллельно самому линейному объекту за его поворотом. Поэтому перед выходом на маршрут нужно изучить карту местности, направление линейных ориентиров и масштабы. Если дорога или река тянется примерно в одном направлении десятки километров, а маршрут планируется всего на 2-3 километра, эта информация не существенна. Если же речь идёт о походной группе на маршруте на несколько сотен километров, местность и ориентиры предварительно нужно изучать очень тщательно.

Если по какой-либо причине человек потеряется, и применение различных способов не помогло ему выйти на прежний маршрут, тогда он может воспользоваться аварийным азимутом, двигаясь по которому рано или поздно окажется возле того ориентира, на который был взят аварийный азимут. А уже двигаясь вдоль этого ориентира, человек сможет добраться до того места, откуда начинал свой путь.

Составление маршрута движения по азимуту

Имея в наличии карту местности, часто при планировании маршрута можно обойтись без использования азимутов, например, если на карте видны тропинки, дороги и просеки. В этом случае обычно движение к цели осуществляется по ним.

Однако бывают ситуации, когда без азимутов не обойтись, например, при пересечении пустыни или дикой лесистой местности. Рассмотрим алгоритм действий в таких ситуациях.

Для того, чтобы максимально быстро и точно выйти к заданной цели, очень желательно выстроить маршрут на карте. Важно понимать, что движение напрямик может привести к большой ошибке, а значит человек может попросту промахнуться мимо цели, тем более, если ориентироваться приходится в местности со сниженной видимостью, например, в лесу.

Для того, чтобы уменьшить указанную ошибку, лучше весь путь поделить на отрезки меньшей длины, соединяющие ориентиры, лежащие по пути к цели. Таким образом, подходя к каждому ориентиру, человек будет корректировать свое движение, устраняя ошибку, возникающую при перемещении от одного ориентира к другому.

Путь с переходами между множеством ориентиров будет несколько длиннее, поскольку ломанная линия, соединяющая две крайние точки, всегда длиннее прямой. Однако, и ошибка при этом значительно уменьшится, что в некоторых ситуациях очень важно.

Для планирования «ломанного» маршрута:

  1. На карте находится точка выхода на маршрут.
  2. Находится лежащий по ходу движения ориентир.
  3. От первой точки замеряется азимут и расстояние до середины найденного ориентира.
  4. Возле этого ориентира указывается азимут и длина пути.
  5. Теперь вся процедура повторяется, но в качестве начальной точки берется край найденного ориентира, откуда будет выполнено движение к середине следующего ориентира.
  6. В конце от последнего ориентира, лежащего на пути, замеряется азимут и расстояние на цель и также подписывается.

При желании измеренное расстояние можно перевести в пары шагов и написать цифры рядом с каждым ориентиром. Но это имеет смысл лишь в том случае, когда человек знает длину своей пары шагов.

Хождение по азимуту

Некоторые люди полагают, что ходить по азимуту нужно, непрерывно держа перед собой компас и постоянно отслеживая его показания. Однако такой метод хождения, вопреки ожиданиям, даст большую ошибку и потребует больше времени по сравнению с тем методом, о котором пойдет речь дальше.

Чтобы уменьшить ошибку, следует использовать следующий алгоритм действий:

  1. С помощью компаса по заданному азимуту на местности находится ориентир (например, дерево, куст, какая-нибудь особенность рельефа или сооружение). Чем дальше этот ориентир будет находиться, тем меньше действий придется совершить, и тем точнее будет результат.
  2. Человек идет к выбранному ориентиру. При этом неважно, как именно он будет подходить к ориентиру, главное - не потерять выбранный ориентир и не спутать его с другими. Это удобно, поскольку иногда по прямой дороге к ориентиру лежат труднопреодолимые препятствия (например, колючие заросли или бурелом) поэтому проще и быстрее их обойти, чем пытаться двигаться по прямой напролом.
  3. Подойдя к ориентиру, человек должен стать позади него и повторить операцию с компасом, выбрав новый ориентир.

Иногда в условиях отсутствия природных ориентиров в качестве ориентира может выступать один из участников похода. Для этого он отправляется в ту сторону, в направлении которой указывает человек, работающий с компасом. Когда «живой ориентир» сместился на достаточное расстояние, человек с компасом жестами указывает помощнику, где именно он должен стать, чтобы оказаться как раз на линии направления, определенного по азимуту. Далее все делается так, как если бы пришлось работать с местными ориентирами.

Если же на пути к выбранному ориентиру возникло препятствие, например, крутой холм, из-за которого нет возможности рассмотреть следующий ориентир и на который не получится взобраться, тогда можно воспользоваться одной из двух схем.

Схема №1. Упрощенная.

Это наиболее простой алгоритм действий, позволяющий выйти на прежний путь, обойдя препятствие. Для этого:

  1. На некотором расстоянии от препятствия выбирается направление его обхода и замеряется азимут этого направления. Предположим азимут оказался равен 60 градусам.
  2. Определяется разница между азимутом основного направления движения (предположим, что движение совершалось по азимуту 105 градусов) и азимутом выбранного направления. Получается, что обход препятствия осуществляется слева, а разница в начальном направлении и направлении обхода составляет 105 – 60 = 45 градусов.
  3. Человек начинает двигаться по азимуту 45 градусов, считая шаги, и двигается до тех пор, пока справа не увидит конец препятствия.
  4. Рассчитывается азимут направления возвращения на прежний путь. Для этого к азимуту основного направления прибавляется рассчитанная ранее разница, то есть 105 + 45 = 150 градусов.
  5. Человек начинает идти в новом направлении с азимутом 150 градусов и считает шаги.
  6. Когда это количество шагов совпадет с количеством шагов, сделанных во время смещения с основного пути, движение продолжается по азимуту основного направления (для данного случая - 105 градусов).

В этой схеме также возможен вариант, когда сместившись в сторону, человек не сразу возвращается на прежний путь, а проходит некоторое расстояние по основному азимуту до того. Это может понадобиться в тех случаях, если препятствие вытянуто вдоль основного направления.

Схема№2. Для учета пройденного расстояния.

Это более сложная схема, позволяющая обходить препятствия с подсчетом общего количества шагов. Таким образом, количество посчитанных шагов после обхода препятствия будет равно тому количеству шагов, как если бы препятствия не было вовсе, и человек двигался напрямую.

Для этой схемы:

  1. На некотором расстоянии от препятствия замеряется азимут направления обхода. Предположим, что он будет такой же, как в предыдущей схеме, то есть равный 60 градусам.
  2. Человек движется в этом направлении и считает шаги.
  3. После того, как по правую сторону препятствие «закончится», человек начинает двигаться в первоначальном направлении (пускай, как и в предыдущем случае, это будет 105 градусов) и считает шаги. Посчитанные при движении по основному направлению (105 градусов) шаги прибавляются к тем, что были посчитаны до начала обхода препятствия.
  4. Через некоторое время человек выбирает новое направление - обратный азимут тому направлению, по которому совершался обход препятствия. Для этого случая: 60 + 180 = 240 градусов.
  5. Человек двигается в новом направлении (240 градусов) и считает шаги. В этом направлении человек должен двигаться, пока посчитанное количество шагов не совпадет с количеством шагов, проделанных в направлении с азимутом 60 градусов.
  6. Как только нужное количество шагов пройдено, человек находит направление первоначального движения (105 градусов) и продолжает двигаться по нему, прибавляя шаги к тем, чтобы были сделаны в этом направлении ранее.

Таким образом можно обходить различные препятствия. Однако в некоторых случаях могут возникнуть сложности, связанные в основном с особенностями местности.

Например, может случиться так, что обход препятствия в начале будет совершаться по местности с большим количеством подъемов и спусков, а потом по ровной местности. В этом случае при одинаковом количестве шагов при уходе от основного направления движения и возвращении к нему человек пройдет разное расстояние, а значит сместится в сторону от первоначального пути.

Ошибки и их причины

Основные ошибки, возникающие при ориентировании с помощью компаса, связаны в основном с тремя факторами - магнитным склонением, магнитными девиациями и неисправностью компаса.

Ошибка, связанная с магнитным склонением, появляется в основном, если на карте не указано магнитное склонение, либо человек не умеет делать на него поправку. Также встречаются районы так называемых магнитных аномалий, где магнитное склонение может колебаться в довольно широких пределах, что осложняет задачу ориентирования.

В некоторых ситуациях, когда приходится преодолевать большие расстояния исключительно по азимутам, имеет смысл самостоятельно рассчитать магнитное склонение, используя карту и магнитный компас.

Магнитной девиацией называется отклонение магнитной стрелки от направления магнитных линий Земли. Такие магнитные девиации возникают вблизи различных объектов, обладающих магнитными свойствами, либо из-за протекания поблизости электрического тока.

Так, магнитные девиации могут оказать заметное влияние на показания компаса, приводя к возникновению ошибки, вблизи железнодорожных путей, внутри или возле транспорта, а также, если компас находится возле таких предметов, как рация, мобильный телефон, нож, пила или другой компас.

Неисправность компаса - еще одна причина ошибок, причем не такая редкая, как хотелось бы.

Чтобы проверить компас на исправность, нужно к нему сбоку поднести магнит - стрелка отклонится в сторону. После того, как магнит будет убран, стрелка должна вернуться на прежнее место. После этого следует поднести магнит с другой стороны - стрелка отклониться в другую сторону. Устранение магнита должно привести к возврату стрелки на прежнее место. Если же стрелка не вернулась на прежнее место, то компас можно считать неисправным.

Вместо обычного магнита в полевых условиях вполне можно обойтись ножом или мобильным телефоном, поскольку они в той или иной степени обладают магнитными свойствами, достаточными для тестирования компаса.

Все эти нюансы нужно учитывать, чтобы получить наиболее корректные показания компаса, ведь в том числе и от этого зависит, выйдет ли человек к заданной точке или промахнется мимо нее.

Какой компас брать в поход

На сегодняшний день известно большое разнообразие компасов. Для туристов и других любителей активного отдыха в дикой природе наиболее подходящими являются магнитные компасы и программы-симуляторы компаса для телефонов. Первые показывают направление магнитных линий Земли, а работа вторых основана на определении координат с помощью спутниковых навигационных систем.

Программы-«компасы» для телефонов не реагируют на магнитные девиации и для них не имеет значения магнитное склонение - они всегда показывают направление на географические (истинные) север и юг. Эти программы могут обладать рядом функций, позволяющих их использовать быстрее, более эффективно и с большим комфортом, нежели магнитные компаса. Но есть у этих программ и свои недостатки:

  • телефон может разрядиться, а значит и использовать программу, установленную на телефоне, не получится;
  • программа может «заглючить», а из-за отсутствия Интернета скачать ее заново и переустановить может не получиться;
  • под землей (например, в пещерах) эти программы тоже не будут работать, так как под землю не сможет попасть сигнал со спутников.

В отличие от программ для телефонов, обычные магнитные компаса более пригодны для большинства ситуаций, в которых может оказаться турист или человек, переживший аварийную ситуацию вдали от цивилизации, так как:

  • способны работать годами и не требуют подзарядки;
  • работают даже под землей, поскольку независимы от спутников;
  • могут быть сделаны из подручных средств.

Все это делает их надежными спутниками не только туристов, но и военнослужащих.

Но и среди обычных магнитных компасов встречается множество моделей, отличающихся не только внешним видом и размерами, но и строением. Какой же компас выбрать из всего этого разнообразия?

Из всего разнообразия магнитных компасов я мог бы порекомендовать планшетные жидкостные модели с прозрачной колбой, наличием целика, мушки, зеркала и функции измерения наклона. Желательно, чтобы ключевые обозначения на таком компасе были покрашены светящейся в темноте краской. У таких компасов есть ряд преимуществ перед другими моделями:

  • планшетными моделями удобнее пользоваться при работе с картой;
  • в жидкостных моделях, по сравнению с тем же компасом Адрианова, стрелка быстрее стабилизируется, а значит и работа с ним выполняется быстрее;
  • наличие целика, мушки и зеркала дает возможность сделать измерения более точно;
  • зеркало может быть использовано по прямому назначению, например, для того, чтобы самостоятельно вынуть инородное тело из глаза, а также в качестве сигнального зеркала для подачи сигналов пролетающему самолету или проплывающему кораблю;
  • функция определения угла наклона может помочь в ряде задач, например, приблизительно определить широту местности, в которой находится человек;
  • светящиеся в темноте обозначения дают возможность ориентироваться в темное время суток, если по какой-либо причине воспользоваться фонариком не удается.

Многие модели компасов со светящимися элементами содержат специальную краску, которая в начале поглощает свет от посторонних источников (например, солнечный свет или свет фонаря), а затем сама излучает свет в видимом спектре. Свет от таких моделей поначалу хорошо заметен, но уже некоторое время спустя тускнеет и может быть распознан исключительно глазами, привыкшими к темноте. Так, элементы, покрашенные составом, содержащим алюминат стронция, теряют около 90% яркости уже в первые 60 минут.

В других, как правило, более дорогих моделях компасов, в качестве светящихся элементов используются камеры с тритием, покрытые люминофором. Тритий, распадаясь, возбуждает атомы люминофора, которые, переходя из возбужденного состояния в обычное, излучают свет. Такие компасы светятся в полной темноте без «подзарядки» от посторонних источников света, и полностью «выдыхаются», спустя не один десяток лет, хотя, конечно, на протяжении службы яркость их постепенно снижается. Тут еще важно отметить, что, несмотря на опасения людей, такие компасы безопасны для здоровья.

Компас с тритиевой подсветкой — его показания легко считывать даже в темноте.

При этом не обязательно покупать дорогой компас. В большинстве случаев достаточно недорогого исправного компаса, соответствующего некоторым либо всем приведенным выше критериям.

Подводя итог всему вышесказанному, нетяжело заметить, что умение определять азимут на карте и на местности, а также умение правильно двигаться по нему - один из основных навыков, необходимый для ориентирования. Также становится понятно, что без исправного компаса такой навык будет малополезен.

Посему, для того, чтобы уверенно ориентироваться и снизить до минимума риск потеряться в незнакомой местности, следует придерживаться двух рекомендаций: почаще практиковаться в ориентировании и в работе с азимутами в частности, а также всякий раз перед выходом на маршрут проверять исправность компаса, а лучше двух - основного и запасного.

Поделиться