Как правильно прикладываться к мощам? Церковные правила и традиции. Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых Обязательно ли прикладываться к мощам

Давно заметил, что когда к нам заходят "внешние", то есть- новообрядцы, то находясь в притворе, норовят приложиться к иконам которые там находятся. Когда большой поток людей, всем трудно объяснить- что так делать нельзя. Мало того, что женщины оставляют свою помаду на иконах, плюс- зачем то норовят еще и лбом притронуться? Откуда ета традиция взялась у никониан? Понятное дело, что люди не виноваты и делают так как видят в новообрядных приходах, но все же находится в невежестве, мягко говоря- нехорошо.
Как правильно прикладываться, четко описано в Потребниках.

Всякое целование совершается по чину и по старшинству. Сначала идут священнослужители; старшие, потом младшие. Когда к образу, или к Евангелию, или ко Кресту приложится старший по чину священнослужитель (епископ или священник), он восходит на амвон и кланяется молящимся в пояс со словами: «Христос посреди нас» (если это епископ, то он благословляет рукой народ с теми же словами). Все же находящиеся в церкви на это кланяются ему в землю, без крестного знамения, отвечая: «Есть и будет». После этого к целованию попарно подходят младшие служители (священники, диаконы и чтецы, если они есть), затем стоящие в храме, сначала мужчины, потом девы и женщины.

Порядок целования следующий:

...подходя к иконе, двое прихожан совершают два поклона в землю, с крестным знамением, творя соответствующую празднику молитву, обычно запев из праздничного канона, например, в праздники Пресвятой Богородицы: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас», — а в праздник св. Николы: «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас». Затем с этой же молитвой, перекрестившись и, согласно священному преданию, сложив персты обеих рук, как для крестного знамения, и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы — двуперстие — рук должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются к иконе, всегда к строго определенному месту. Обычно в этих случаях у иконы стоит кто-либо из церковных служителей и указывает свечой то место, куда надлежит прикладываться. Первым целует икону прихожанин, стоящий справа, обычно он старший. После целования молящиеся вновь творят перед образом земной поклон с крестным знамением и вышеуказанной молитвой и, далее, не крестясь, кланяются в землю со словами: «Прости Христа ради, отче честный» или «владыко святыи» — стоящему справа от иконы священнику или епископу. Затем, также не крестясь, кланяются в землю друг другу, так, чтобы быть друг от друга по правую руку. При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: «Христос посреди нас», — а находящийся слева отвечает: «Есть и будет». В период от Светлого Христова Воскресения и до Отдания праздника Святой Пасхи вместо вышеприведенного «приветствия — ответа» произносим пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Это указание относится и к священнослужителям.

Такой же порядок соблюдается и на целовании святого Евангелия, когда за Всенощным бдением в субботу вечером (под воскресный день) после прочтения оно выносится на середину церкви для поклонения. Только здесь имеются некоторые отличия. Когда епископ или священник выносит Евангелие через Царские врата, следует, перекрестясь, поклониться в пояс со словами: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». Подходящие затем к целованию святой книги на первый земной поклон произносят молитву: «Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим». На второй поклон: «Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради». Затем, перекрестившись, целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку, с молитвой Исусовой. После этого вновь кланяются в землю, произнося: «Верую, Господи во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози ми и спаси мя». Далее — по вышеописанному обычаю. Когда же все молящиеся приложатся к Евангелию, священник уносит его в алтарь Царскими вратами и, обратившись оттуда на церковь, осеняет крестообразно всех Евангелием с произнесением слов: «Силою и заступлением святаго Евангелия Твоего, сохрани нас, Господи». На это все находящиеся в храме совершают поясной поклон, с крестным знамением и молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению».

При целовании Честнаго Креста на все поклоны произносится молитва «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», целуют изображение Спасителя на Кресте, так же, как и при целовании Евангелия, в правую ножку. Такой порядок имеет следующее объяснение. На образе Распятия Господня правая ножка Христа всегда приподнята, левая же опущена. По толкованию книги «Иконописный подлинник» (XVI века) это обозначает евангельский догмат о том, что те, кто будет стоять справа от Христа («одесную Его») на Страшном Суде, будут вознаграждены вечным блаженством за праведную жизнь, вознесены в Рай, те же, кто окажется на Суде слева («ошуюю Христа»), будут низвержены в ад на вечные муки за грехи. Поэтому, безусловно, желая попасть на Судищи Христовом в число вознесенных, а не низверженных, правоверные христиане прикладываются к правой, приподнятой ноге Спасителя на образе Честнаго Креста Его. Книга «Сын церковный» предлагает при целовании Евангелия прикладываться не к образу Распятия, а к евангелисту, евангелие которого читалось. Однако такого обычая в современном старообрядчестве не имеется.

Целование икон – форма богопочитания – приветствие и выражение любви тому, кто на иконе изображен – Господу, Божией Матери или святым. Веруя в вездесущие Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что этот поцелуй принимает тот, кто на иконе изображен. То же самое и в отношении мощей святых.

Кто истинно благочестив, тот не может не ощущать потребности выражать движение благочестивого чувства во внешних знаках.

Совершая почитательный поклон иконе, целуя икону, мы воздаем уважение тому лицу, которое на ней изображено. Можно сказать: это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека. Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа мы словно целуем руку Самого Христа.

Чествование, иконе воздаваемое, возводится к лицу, изображённому на ней. Целуя святыню, мы можем перейти к живому сознанию своего недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит нас от страстей. Целуя икону, мы свидетельствуем о нашем Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15:8-9).

Пройдя вглубь церкви следует приложиться (т.е. поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи, чтобы поставить их перед святынями.
При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует проходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни.

Целование икон следует совершать с благоговением – не целовать священные образы непосредственно в лик (правила благочестия предписывают совершать целование в руку или ногу изображения). На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Не следует обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон – это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Миссионерский отдел Одесской епархии

Как правильно прикладываться к иконам

Иконы - это средоточие реального присутствия. Святой Иоанн Златоуст советует перед тем, как начать молиться, встать перед иконой и закрыть глаза. Он говорит: «Закрой очи твои», потому что не от рассматривания иконы подается нам от нее помощь для молитвы.

Вы попробуйте закрыть глаза - и поймете, насколько легче идет молитва, сосредоточеннее, и сами сможете почувствовать присутствие Святого Духа, которое с открытыми глазами вы не чувствовали.

Чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, так что, целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.

Икона - святыня, и к ней следует подходить не спеша, без суеты. Обращение к иконе должно быть уважительным, т. к. на ней изображен святой лик. Произнесите мысленно молитву, перекреститесь дважды с поясными поклонами, приложитесь к иконе, в третий раз осените себя крестным знамением и вновь поклонитесь.

В таком же порядке следует подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги;

на иконе Божией Матери и святых - руку;

прикладываясь к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - волосы.

Не следует целовать лик на иконах!

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить молитву: «Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице. Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные предстательницы, ни благая утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрывши во веки веков. Аминь».

Или такую молитву: «О Всепетая Мати, роджшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небесного наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа».

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Как правильно креститься «Перекрестись, сынок», – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и

Из книги Исцели свою жизнь молитвами автора Золотухина Зоя

Глава 2 Молитвы, обращенные к иконам Пресвятой Богородицы Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете, от родителей праведных и богоугодных Иоакима и Анны.Праведные Иоаким и Анна дожили до старости, не имея детей, но

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Как важно правильно слушать В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:- Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему…

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

2. Почему люди в храме покланяются иконам? Вопрос:Почему люди в храме покланяются иконам? В Ветхом Завете во Второзаконии 5 глава 8-ой стих Исход 20 глава: 4 и 5 стих, сказано; " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему люди в храме покланяются иконам? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПриведенное место из книги «Исход» относится к историческому Израилю - народу, который более 400-х лет жил в Египте среди язычников и был заражен идолопоклонством.

Из книги Как реагировать на несправедливость автора Бивер Джон

3. Как реагировать правильно Мы с вами говорили о том, что Бог хочет, чтобы мы позволили Ему Самому разобраться со случаями несправедливого отношения. Но как же нам реагировать на подобные ситуации? Пытаться разобраться самим - неправильно. А как поступить

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых , то пусть знают таковые, что

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Как правильно молиться 1. Избери молитвенное правило – утреннее, дневное, вечернее.2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа.3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговением), тщанием (старанием) и

Из книги Догматические сочинения автора Грек Максим

XXIII. Против лютеран - слово о поклонении Святым Иконам Сказал Господь Моисею: не сотвори себе всякого подобия (Исх. 20, 4), но не сказал: не сотвори никакого подобия, а всякого, какие делают еллины, изображая подобия и лица волхвов, прелюбодеев и убийц, зверей и птиц и гадов,

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Как правильно верить? Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос об уровне веры. В двух историях в Торе наши праотцы были наказаны за недостаток веры: Аврам, когда получил обещание от Всевышнего унаследовать землю Израиль и не поверил в это, спросив: «Как я узнаю, что унаследую

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Как правильно молиться Эти вопросы часто задают себе люди, приступающие к чтению молитв: как правильно читать их – вслух или про себя, оставаться ли всегда в рамках канонических текстов, приведенных на страницах молитвословов, или же позволить молитвенным просьбам

Из книги За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме автора Измайлов Владимир Александрович

Как правильно одеваться? Правила для женщинКонечно, в церковь нужно надевать лучшие вещи, но при этом выглядеть скромно и ни в коем случае не вызывающе. Строгая одежда ко многому обязывает и с хорошей стороны характеризует моральный облик человека.Для храма

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Как правильно прикладываться к иконам? Прежде всего нужно зажечь и поставить свечу, затем обратиться с молитвой, дважды перекреститься.К иконам нужно подходить, оставив объемные сумки в стороне, лучше под чьим-то присмотром, подходить степенно и не торопясь, с

Из книги автора

Поклонение святым и иконам «Специализация». В среде прихожан широко распространено убеждение, что святые имеют определенную «специализацию» и в каждой конкретной нужде следует обращаться именно к «специальному» святому, поскольку только он может помочь в данном

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

С первых веков христианства сложилась традиция почитания останков святых людей. Сегодня в России эта традиция возрождается, но её истоки и правила приложения к святыням многим современным христианам остаются незнакомы.

Почему православные почитают мощи святых божиих угодников

Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.

Святые мощи являются величайшими святынями православной церкви

Почитание святых мощей было официально закреплено на II . При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.

Смысл приложения к святым мощам

Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.

Похожие статьи:

Перед святыми мощами люди молятся о следующем:

  • о даровании физического и душевного здоровья;
  • об укреплении духа и веры;
  • о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
  • о помощи в семейных конфликтах.

Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.

Святые мощи и церковный этикет

Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей - важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.

Святые мощи помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию благодать

При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:

  1. Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
  2. Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  3. Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.

Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:

  • чтением жития и акафиста святому;
  • молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба;
  • написанием , читаемый священниками у мощей.

Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:

  • зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков;
  • складной стул;
  • лекарственные средства;
  • воду в пластиковой таре.

Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:

  • рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться;
  • объяснить смысл происходящего действия;
  • рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.

Икона с частицей мощей святителя Луки Крымского, чудотворца

Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.

Как правильно прикладываться к мощам святых

Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
  2. После поклонов следует перекреститься.
  3. После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
  4. или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
  5. Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.

Стоит ли читать молитвы перед мощами

Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.

Православная Церковь признаёт мощами не только тело, но и кости святого человека

Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.

Где можно приложиться к мощам святых

На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:

  • мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы;
  • святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад;
  • в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского;
  • находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области;
  • находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга;
  • в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся .

Полный список российских святынь можно увидеть на сайте Московского патриархата.

Мощи святых угодников Божьих:

Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.

Как относятся к мощам в Православной Церкви

Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.

Рака с мощами святой Матроны в храме Покровского монастыря

Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.

Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.

Можно ли прикладываться к мощам во время месячных

По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.

Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.

Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.

Как правильно прикладываться к святым мощам? Протоиерей Владимир Головин

Поделиться