Как влиял экономический детерминизм идеологов коминтерна. Всемирная история. XX век. Согласно теории и практике классического либерализма, государство не должно было вмешиваться в социальные процессы и отношения. Преобладала та точка зрения, что свободный

Главным инструментом обеспечения интересов трудящихся еще в прошлом веке стало профсоюзное движение. Оно зародилось в Великобритании, первой пережившей промышленный переворот. Первоначально профсоюзы возникали на отдельных предприятиях, затем сложились общенациональные отраслевые профсоюзы, объединявшие работников в масштабах отрасли, всего государства.

Рост численности профсоюзов, их стремление к максимальному охвату работников отрасли были связаны с ситуацией социального конфликта, характерного для развитых стран XIX--начала XX века. Так, профсоюз, возникший на одном предприятии и выдвинувший требования к работодателю, нередко сталкивался с массовым увольнением своих членов и наймом работников -- не членов профсоюза, готовых трудиться за меньшую зарплату. Неслучайно профсоюзы при заключении коллективных договоров с предпринимателями требовали от них принимать на работу только своих членов. Кроме того, чем большей была численность профсоюзов, средства которых складывались из взносов их членов, тем более продолжительное время они могли оказывать материальную поддержку трудящимся, начавшим забастовочную акцию. Исход забастовок нередко определялся тем, смогут ли рабочие продержаться достаточно долго, чтобы убытки от остановки производства побудили предпринимателя пойти на уступки. При этом концентрация рабочей силы на крупных промышленных комплексах создала предпосылки активизации рабочего, профсоюзного движения, роста его силы и влияния. Облегчилось проведение забастовок. Достаточно было провести забастовочную акцию лишь на одном из десятков цехов комплекса, чтобы остановилось все производство. Возникла форма ползучих забастовок, которые при неуступчивости администрации перекидывались из одного цеха в другой.

Солидарность и взаимоподдержка профсоюзов обусловили создание ими общенациональных организаций. Так, в Великобритании еще в 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов (профсоюзов). К началу XX века в Великобритании в профсоюзах состояло 33% наемных работников, в Германии -- 27%, в Дании -- 50% . В других развитых странах уровень организации рабочего движения был меньшим.

В начале века начали развиваться и международные связи профсоюзов. В Копенгагене (Дания) в 1901 г. был создан Международный секретариат профсоюзов (МСП), обеспечивавший сотрудничество и взаимоподдержку профцентров разных стран. В 1913 г. в МСП, переименованном в Международную (профсоюзную федерацию, вошло 19 национальных профцентров, представлявших 7 млн. человек. В 1908 г. возникло международное объединение христианских профсоюзов.

Развитие профсоюзного движения было важнейшим фактором повышения уровни жизни наемных работников, особенно квалифицированных и полуквалифицированных. А раз возможности предпринимателей удовлетворять запросы наемных работников зависели от конкурентоспособности корпораций на мировом рынке и колониальной торговли, профсоюзы нередко поддерживали агрессивную внешнюю политику. В рабочем движении Великобритании было широко распространено убеждение, что колонии необходимы, поскольку их рынки обеспечивают новые рабочие места и дешевую аграрную продукцию.

При этом члены старейших профсоюзов, так называемая «рабочая аристократия», в большей степени ориентировались на социальное партнерство с предпринимателями, поддержку политики государства, чем члены вновь возникающих профсоюзных организаций. В США на революционной позиции стоял профсоюз «Индустриальные рабочие мира», созданный в 1905 г. и объединявший в основном неквалифицированных рабочих. В крупнейшей же профсоюзной организации США -- Американской федерации труда (АФТ), объединявшей квалифицированных рабочих, преобладали стремления к социальному партнерству.

В 1919 г. профсоюзы европейских стран, связи которых в годы первой мировой войны 1914--1918 гг. оказались разорваны, учредили Амстердамский Интернационал профсоюзов. Его представители принимали участие в деятельности учрежденной в 1919 г. по инициативе США международной межправительственной организации -- Международной организации труда (МОТ). Она была призвана содействовать устранению социальной несправедливости, улучшению условий труда повсюду в мире. Первым документом, принятым МОТ, была рекомендация ограничения продолжительности рабочего дня в промышленности восемью часами и установления 48-часовой рабочей недели.

Решения МОТ носили рекомендательный характер для государств-участников, к которым относилось большинство стран мира, управляемых ими колоний и протекторатов. Тем не менее, они обеспечивали определенную единую международно-правовую базу решения социальных проблем, трудовых споров. МОТ имела право рассматривать жалобы на нарушения прав профсоюзных объединений, несоблюдение рекомендаций, направлять экспертов по совершенствованию системы социальных отношений.

Создание МОТ содействовало развитию социального партнерства в сфере трудовых отношений, расширению возможностей профсоюзов по защите интересов наемных работников.

Те профсоюзные организации, руководители которых склонялись к позиции классового противоборства, в 1921 г. при поддержке Коминтерна создали Красный Интернационал профсоюзов (Профинтерн). Его цели состояли не столько в защите конкретных интересов трудящихся, сколько в политизации рабочего движения, инициировании социальных конфронтации.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из работы Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика тред-юнионизма»:

«Если известная отрасль промышленности раздроблена между двумя или более соперничающими обществами, особенно если эти общества неравны по числу своих членов, по широте своих взглядов и по своему характеру, тогда на практике нет никаких возможностей объединить политику всех секций или последовательно держаться какого-либо образа действий <...>

Вся история тред-юнионизма подтверждает тот вывод, что тред-юнионы в своем настоящем виде образованы для вполне определенной цели -- достигнуть известных материальных улучшений в условиях работы их членов; поэтому они не могут в своей простейшей форме выйти без риска за пределы той территории, внутри которой эти желаемые улучшения совершенно одинаковы для всех членов, то есть не могут расшириться за пределы отдельных профессий <...> Если различия между разрядами рабочих делают неосуществимым полное слияние, то одинаковость других их интересов заставляет искать какую-нибудь другую форму союза <...> Решение было найдено в ряде федераций, постепенно расширяющихся и перекрещивающихся; каждая из этих федераций объединяет, исключительно в пределах специально поставленных целей, те организации, которые сознали тождественность своих целей».

Из Устава Международной организации труда (1919 г.):

«Цели Международной организации труда состоят в том, чтобы:

содействовать установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости;

улучшать путем международных мероприятий условия труда и повышать жизненный уровень, а также способствовать установлению экономической и социальной стабильности.

Для достижения этих целей Международная организация труда созывает совместные заседания представителей правительств, трудящихся и предпринимателей, для того чтобы выносить рекомендации о международных минимальных нормах и вырабатывать международные конвенции о труде по таким вопросам, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, минимальный возраст для поступления на работу, условия труда различных категорий трудящихся, компенсация при несчастных случаях на производстве, социальное страхование, оплаченные отпуска, охрана труда, трудоустройство, трудовая инспекция, свобода ассоциаций и т.д.

Организация оказывает обширную техническую помощь правительствам и публикует периодические издания, исследования и доклады по социальным, промышленным и трудовым вопросам».

Из резолюции III Конгресса Коминтерна (1921 г.) «Коммунистический Интернационал и Красный Интернационал профессиональных союзов»:

«Экономика и политика всегда связаны друг с другом неразрывными нитями <...> Нет ни одного крупного вопроса политической жизни, который не должен был бы интересовать не только рабочую партию, но и пролетарский, профессиональный союз, и, наоборот, нет ни одного крупного экономического вопроса, который не должен был бы интересовать не только профессиональный союз, но и рабочую партию <...>

С точки зрения экономии сил и лучшей концентрации ударов, идеальным положением явится создание единого Интернационала, объединяющего в своих рядах и политические партии, и другие формы рабочей организации. Однако в настоящий переходный период при нынешнем многообразии и пестроте профессиональных союзов в различных странах является необходимым создание самостоятельного международного объединения красных профессиональных союзов, стоящих в общем и целом на платформе Коммунистического Интернационала, но принимающих в свою среду более свободно, чем это имеет место в Коммунистическом Интернационале <...>

Основой тактики профессиональных союзов является прямое действие революционных масс и их организаций против капитала. Все завоевания рабочих прямо пропорциональны степени прямого действия и революционного давления масс. Под прямым действием разумеются все виды непосредственного давления рабочих на предпринимателей государства: бойкот, стачки, уличные выступления, демонстрации, захват предприятий, вооруженное восстание и другие революционные действия, сплачивающие рабочий класс для борьбы за социализм. Задача революционно-классовых профессиональных союзов заключается потому в том, чтобы прямое действие превратить в орудие воспитания и боевой подготовки рабочих масс к социальной революции и установлению диктатуры пролетариата».

Из работы В. Райха «Психология масс и фашизм»:

«Слова «пролетарий» и «пролетарский» были созданы более ста лет назад для обозначения обманутого класса общества, который был обречен на массовое обнищание. Разумеется, такие социальные группы и теперь существуют, однако взрослые внуки пролетариев XIX века стали высококвалифицированными промышленными рабочими, которые сознают свое мастерство, незаменимость и ответственность <...>

В марксизме XIX века применение термина «классовое сознание» ограничивалось работниками физического труда. Лицам других необходимых профессий, без которых не могло функционировать общество, приклеивались ярлыки «интеллигентов» и «мелкой буржуазии». Их противопоставляли «пролетариату физического труда» <...> Наряду с промышленными рабочими к таким лицам следует причислить врачей, учителей, техников, лаборантов, писателей, общественных деятелей, фермеров, научных работников и т.д. <...>

Благодаря незнанию массовой психологии марксистская социология противопоставляла «буржуазию» «пролетариату». С точки зрения психологии, такое противопоставление следует признать неверным. Характерологическая структура не ограничивается капиталистами, она существует и среди трудящихся всех профессий. Существуют либеральные капиталисты и реакционные рабочие. Характерологический анализ не признает классовых различий».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Чем объясняется возрастание динамизма социальных процессов в XX веке?
  • 2. Какие формы социальных отношений принимало стремление общественных групп отстаивать свои экономические интересы?
  • 3. Сравните приведенные в тексте две точки зрения на социальный статус личности и обсудите правомерность каждой из них. Сделайте свои выводы.
  • 4. Уточните, какое содержание вы вкладываете в понятие «социальные отношения». Какими факторами определяется социальный климат общества? Раскройте роль профсоюзного движения в его создании.
  • 5. Сравните взгляды, приведенные в приложении на задачи профсоюзного движения. Как влиял экономический детерминизм идеологов Коминтерна на их отношение к профсоюзам? Содействовала ли их позиция успехам профсоюзного движения?

Подумайте и ответьте

1. Охарактеризуйте периодизацию истории в зависимости от развития техники производства.

2. Как влияло на развитие техники открытие новых источников энергии?

3. Чем отличается современная научно-техническая революция от прежних революций в технике?

4. В чем особенности возникающего постиндустриального общества?

5. Что такое технологический детерминизм?

6. От чего зависит развитие техники?

7. Какая связь существует между техникой и производительными силами общества?

8. Какое влияние оказывает наука на развитие техники в современном обществе?


Глава 12. Роль социально-экономических факторов в развитии общества

В настоящее время большинство историков в своих конкретных исследованиях молчаливо исходят из предпосылки, что экономические и социальные потребности общества играют определяющую роль в историческом процессе. Однако нередко они не проводят четкого различия между техническими, экономическими и социальными факторами развития. Поскольку указанные факторы в реальном процессе выступают во взаимодействий с другими факторами, установление субординации между ними весьма затруднительно. Тем не менее, анализ отдельных факторов представляется необходимым потому, что он позволяет определить и оценить различные концепции исторического развития.

Сторонники концепции экономического детерминизма хорошо осознают, что техника и производительные силы общества в целом, не могут развиваться в отрыве от экономических, или производственных отношений, складывающихся в данном обществе. Поэтому в качестве определяющей силы исторического развития они выделяют экономический фактор. По их мнению, именно в зависимости от экономических отношений формируются не только политические, правовые, нравственные и другие, идеи и учреждения общества, но и характер его науки и искусства. Как уже отмечалось в 1 главе, в экономическом детерминизме нередко упрекали К. Маркса. Однако эти упреки относятся не столько к нему самому, сколько к его последователям и особенно к комментаторам. Не избежал этого и талантливый пропагандист учения К. Маркса Поль Лафарг (1842-1911), которому принадлежит известная работа «Экономический детерминизм Карла Маркса», где он пытается доказать зависимость самых отвлеченных идей и понятий от общественных, классовых отношений.

«Экономический детерминизм, - пишет П. Лафарг, - есть новое орудие, предоставленное Марксом в распоряжение социалистов для установления некоторого порядка в беспорядке исторических фактов, которые историки и философы неспособны были классифицировать и объяснить».

Действительно, выделив экономические отношения в качестве определяющих отношений в обществе, марксизм установил повторяемость в истории, а тем самым и закономерный характер ее развития. Опираясь на это, П. Лафарг смог показать, что такие понятия, как социальный прогресс, справедливость, свобода и другие имеют исторический характер и возникают на основе социально-экономических условий, складывающихся в данном обществе. Однако он не учитывал относительной самостоятельности развития теоретического мышления, и поэтому даже возникновение абстрактных математических понятий и аксиом пытался объяснить с помощью «фактов, взятых из опыта»; во всяком случае, он не делал никакого различия между социально-историческими понятиями и понятиями таких абстрактных наук, как математика.



«Понятия прогресса, справедливости, свободы, отечества и. т.д., как и аксиомы математики, - указывал он, - не существуют сами по себе и вне опыта. Они не предшествуют опыту, а следуют за ним». Но неевклидовы геометрии, на которые он ссылался для обоснования исторического взгляда на развитие геометрического знания, как раз предшествовали опыту, а не следовали ему. На самом деле, творцы неевклидовых геометрий (Н.И. Лобачевский, Я. Бойаи, К. Гаусс и Б. Риман) к своим новым идеям пришли не с помощью опыта, а чисто логически. Они заменили аксиому о параллельных линиях в геометрии Евклида противоположной аксиомой и вывели из вновь полученной системы аксиом все логические следствия. Эти следствия оказались настолько несоответствующими традиционным геометрическим представлениям, что Н.И. Лобачевский из осторожности в первое время назвал свою геометрию воображаемой. Только столетие спустя неевклидовы геометрии, нашли применение в общей теории относительности и космологии, которые исследуют свойства физического пространства и материи во Вселенной. Этот пример ясно показывает, насколько несостоятельны попытки объяснения происхождения абстрактных идей из эмпирического опыта, а тем более из экономической структуры общества.

Бесспорно, П. Лафарг отнюдь не пытался выводить философские взгляды и научные теории непосредственно из экономики, хотя такие попытки иногда и предпринимались. Так поступил, например В.М. Шулятиков в своей книге «Оправдание капитализма в западноевропейской философии». Однако, увлекшись критикой идеализма в истории и социологии, П. Лафарг в ряде случаев делает уступки экономическому детерминизму.

Тот факт, что экономика играет, если не определяющую, но важную роль в развитии общества, признавали и многие историки, весьма далекие от марксизма. Сама логика исследования исторического материала подводила их к таким выводам, хотя они не могли правильно объяснить, как именно экономический базис влияет на идеологическую надстройку общества. В связи с этим нелишне отметить, что экономический детерминизм появился до возникновения марксизма и некоторые представления о нем можно встретить в сочинениях ряда экономистов XIX в. Наиболее отчетливую формулировку его сущности мы находим в трудах английского экономиста Ричарда Джонса (1790-1855), который подчеркивал, что основу любого общества.составляет способ производства и распределения общественного богатства, образующий его экономическую структуру или организацию. Именно эта организация, по его мнению, определяет все остальные связи и отношения людей, живущих в данном обществе. «Изменения в экономической организации общества, ~ писал он, - сопровождаются крупными политическими, социальными, моральными и интеллектуальными изменениями, затрагивающими те обильные или скудные средства, при помощи которых осуществляются задачи хозяйства. Эти изменения неизбежно оказывают решительное влияние на различные политические и социальные основы соответствующих народов, и влияния эти распространяются на интеллектуальный характер, обычаи, манеры, нравы и счастье на родов» (курсив наш - Г. Р.).

Приведенная цитата свидетельствует, что для Р. Джонса экономическая организация общества определяет не только его политическую, правовую и социальную структуру, но и все конкретные особенности существования и поведения живущих в нем людей.

На протяжении почти двух столетий идеи господства экономики в обществе оказывают все более негативное воздействие на умы и дела многих людей. Стали говорить даже о появлении своеобразного типа человека, обозначаемого термином homo economicus, который не интересуется ничем, кроме прибыли и денег. Именно в а этом он видит свой успех и смысл жизни, именно с точки зрения умения «делать деньги» подходит он к самой оценке прогресса в обществе. Подобное отношение к жизни усиленно навязывается современными идеологами экономического детерминизма, которые единственным регулятором хозяйственной жизни считают рынок, а государству отводят роль ночного сторожа, призванного обеспечить условия для свободной конкуренции.

Ошибка экономического детерминизма заключается не в том, что он выдвигает экономический фактор в качестве определяющего в развитии общества, а в том, что пытается объяснить все явления и процессы не только материальной, но и духовной жизни, развития науки и культуры исключительно экономическими факторами и практикой, т.е. экономический фактор выдвигается здесь не в качестве существенного, а единственного, определяющего - развитие общества, его идеологию и другие формы сознания.

Как уже было сказано выше, марксизм - это теория истории (хотя к истории как научной дисциплине и не сводящееся). Термины «марксизм» и «исторический материализм» нередко употребляются как синонимы. По мнению Луи Альтюссера «Маркс заложил основания новой науки: науки истории «общественных формаций»… открыл для научного познания новый континент - континент истории » Альтюссер Л., За Маркса. М., Праксис, 2006. С. 359. Ниже мы попытаемся раскрыть основные идеи и понятия, лежащие в основе этой «новой науки».

Экономический детерминизм

Известно, что в основе марксистского понимания исторического процесса лежит экономический детерминизм, рассматривающий развитие производительных сил и связанную с ним эволюцию производственных отношений в качестве основного содержания человеческой истории, по отношению к которому идеология, культура, нравственность, политика представляют собой «надстройку над экономическим базисом». Действительно, по мысли Маркса, «люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого » Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., т. 8. С. 27.. Подобного рода точка зрения предполагает, что в своей деятельности человеческие существа ограничены материальными условиями их собственного существования, т.е. исторически сложившимся способом производства.

Каждая система производственных отношений (общественно-экономическая формация), возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой формации были обобщены и сведены Марксом к действиям больших масс или классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития.

Данное теоретическое положение зачастую истолковывается в том смысле, что Маркс, якобы, проповедовал «исторический фатализм», т.е. концепцию, согласно которой история развивается в соответствии с неизбежными экономическими законами и, повинуясь их логике, закономерно движется к своему «концу» - коммунизму. Подобное истолкование марксизма действительно было характерно для ряда теоретиков II Интернационала, и перешло по наследству к официальным марксистско-ленинским идеологам. Однако в действительности оно представляет собой недопустимое упрощение и искажение мысли Маркса. В последние десятилетия, после падения СССР и других коммунистических режимов, большинство современных марксистских авторов подчеркивают, что взгляды классиков были далеко не столь однозначными и прямолинейными. В частности, профессор Йоркского университета Алекс Каллиникос пишет: «В противоположным редким и носящим случайный характер суждениям Маркса, которые приводят для подтверждения этой («фаталистической» - Авт.) точки зрения, весь пафос его мысли является существенно иным… В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс говорит, что каждый великий кризис классового общества заканчивался или «революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов". Иными словами, кризис предполагает альтернативы, а не заранее предрешенные результаты. Реакция наемных работников на сильный экономический спад определяется не только их материальным положением, но и силой их коллективных организаций, теми различными идеологиями, влияние которых они испытывают, а также политическими партиями, которые борются друг с другом за право осуществлять руководство ими. Маркс проводит различие между экономическим базисом общества и его политической, юридической и идеологической надстройкой. Он описывает экономический базис как "реальную основу» социальной жизни. Однако это не означает, как то утверждают его критики, что он не принимает во внимание надстройку. Напротив, в момент кризиса события, происходящие в надстройке, где, как говорит Маркс, люди "осознают этот конфликт и борются за его разрешение", приобретают решающее значение в определении итога борьбы » Каллиникос А. Маркс: хит и миф. Сайт научно-просветительского журнала «Скепсис» - http://www.scepsis.ru. Главный редактор: Сергей Соловьёв. http://scepsis.ru/library/id_174.html.

Согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно-стадиального подхода к истории с Э.д. История проходит, по Марксу, ступеней (общественно-экономических формаций), своеобразие каждой из которых определяется экономической структурой общества, совокупностью производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Переход к следующей, более высокой ступени вызывается тем, что постоянно растущим производительным силам становится тесно в рамках старых производственных отношений. Экономическая есть тот базис, на котором воздвигается и с изменением которого меняется юридическая и политическая .
Под влиянием критики Маркс попытался несколько смягчить положение об однонаправленном характере воздействия экономического базиса на идеологическую надстройку (науку, искусство , право, политику и т.п.) и учесть обратное воздействие надстройки на базис.
Э. д. является основой т.н. материалистического понимания истории, которое «конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные и в борьбе этих классов между собой» (Ф. Энгельс).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ" в других словарях:

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - (economic determinism) см. Экономическая интерпретация истории … Большой толковый социологический словарь

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ или ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ - (ECONOMIC DETERMINISM or ECONOMIC REDUCTIONISM) См.: Детерминизм; Редукционизм; Экономизм … Социологический словарь

    Экономический детерминизм в геополитике (геоэкономике) - обоснование международных отношений преимущественно с позиций экономической мощи государств … Геоэкономический словарь-справочник

    Экономич. детерминизм, догматич. упрощение материали стич. понимания истории. Суть Э. м. в сведении богатства диалектики обществ. развития к действию изначально господствующего «экономич. фактора». Экономика признаётся в Э. м. субъектом… … Философская энциклопедия

    Экономический детерминизм, догматическое упрощение материалистического понимания истории. Суть Э. м. в сведении богатства диалектики общественного развития к действию изначально господствующего «экономического фактора». Экономика… … Большая советская энциклопедия

    Экономический материализм (детерминизм) - концепция, рассматривающая экономику (экономическую среду) как изначально единственный активный фактор, подлинный субъект исторического процесса. «Производительные силы… являются демиургом действительности, определяют собой все общественное… … Русская Философия. Энциклопедия

    ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ использование принципа причинно следственной закономерной связи в анализе социальной жизни. В истории социальной мысли детерминизм понимался по разному. Напр., сторонники механистической трактовки детерминизма… … Философская энциклопедия

    Англ. determinism, economic; нем. Determinismus, okonomischer. Концепция, утверждающая, что экон. факторы являются решающими при объяснении соц. поведения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (от лат. determinare определять) постановка, решение экономических задач, при котором их условия формулируются с полной определенностью, без учета факторов неопределенности, случайной природы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

    ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ) - экономич. интерпретация истории, вульгарно материалистич. концепция, согласно к рой обществ. историч. развитие всецело определяется действием экономич. фактора (или экономич. среды). Политич., идеологич., моральная и др. сферы соц. жизни… … Российская социологическая энциклопедия

Книги

  • , Лафарг П.. Поль Лафарг (1842-1911) - французский социалист, деятель международного рабочего движения, ученик Маркса и Энгельса. Работал в области философии и политической экономии, истории религии и…
  • Экономический детерминизм Карла Маркса , Поль Лафарг. В своем основном философском труде "Экономический детерминизм Карла Маркса" Лафарг подчеркнул объективный характер законов истории, раскрыл взаимосвязь надстроечных явлений с экономикой.…

Существование в обществе социальных групп с различным имущественным положением еще не означает неизбежности конфликта между ними. Состояние социальных отношений на каждый данный момент времени зависит от множества политических, экономических, историко-культурных факторов. Так, истории прошлых веков была свойственна низкая динамика социальных процессов. В феодальной Европе сословные грани существовали столетиями, многим поколениям людей этот традиционный порядок представлялся естественным, незыблемым. Бунты горожан, крестьян, как правило, порождались не протестом против существования высших сословий, а попытками последних расширить свои привилегии и тем самым нарушить привычный порядок.

Возросший динамизм социальных процессов в странах, вступивших на путь индустриального развития еще в XIX, а тем более в XX веке, ослабил влияние традиций как фактора социальной стабильности. Образ жизни, положение людей менялись быстрее, чем складывалась соответствующая переменам традиция. Соответственно, возрастало значение экономического и политического положения в обществе, степени правовой защищенности граждан от произвола, характера проводящейся государством социальной политики.

Формы социальных отношений. Вполне естественные стремления наемных работников к улучшению своего материального положения, а предпринимателей и управляющих -- к повышению прибылей корпораций, как показал опыт истории XX века, вызывали различные социальные последствия.

Во-первых, возможны ситуации, при которых повышение своего дохода трудящиеся связывают с увеличением своего личного вклада в деятельность корпорации, с повышением эффективности ее работы, процветанием государства. В свою очередь, предприниматели, управляющие стремятся создать для наемных работников стимулы к повышению производительности труда. Отношения управляемых и управляющих, складывающиеся в подобной ситуации, принято определять как социальное партнерство.

Во-вторых, возможна ситуация социального конфликта. Его возникновение подразумевает убежденность наемных работников, что повышение зарплаты, получение иных льгот и выплат могут быть достигнуты лишь в процессе жесткого торга с работодателями, не исключающего забастовок и иных форм протеста.

В-третьих, не исключено возникновение социальных конфронтации. Они развиваются на почве обострения социального конфликта, не получающего разрешения в силу причин объективного или субъективного характера. При социальной конфронтации действия в поддержку тех или иных требований приобретают насильственный характер, а сами эти требования выходят за рамки претензий к отдельным работодателям. Они перерастают в призывы к насильственному изменению существующего политического строя, к ломке сложившихся социальных отношений.

Партии, входившие в Коминтерн, разделявшие ленинскую теорию империализма, считали социальную конфронтацию закономерной формой социальных отношений в обществе, где существует частная собственность на средства производства. Позиция этих партий состояла в том, что базовые интересы личности предопределены ее принадлежностью к тому или иному социальному классу -- имущих (собственников на средства производства) или их антагонистов, неимущих. Национальные, религиозные, личностные мотивы политического и экономического поведения человека рассматривались как малозначимые. Социальное партнерство расценивалось как аномалия или тактический маневр, призванный обмануть трудящиеся массы, сбить накал классовой борьбы. Этот подход, связанный с объяснением любых общественных процессов экономическими причинами, борьбой за обладание и контроль над собственностью, может быть охарактеризован как экономический детерминизм. Он был свойственен многим марксистам XX века.

Облик рабочего класса индустриальных стран. Попытки преодоления экономического детерминизма в изучении социальных процессов и отношений предпринимались многими учеными. Наиболее значимая из них связана с деятельностью немецкого социолога и историка М. Вебера (1864--1920). Он рассматривал социальную структуру как многомерную систему, предлагая учитывать не только место групп людей в системе отношений собственности, но и социальный статус личности -- ее положение в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. На основе взглядов М. Вебера сложилась ставшая к концу века общепринятой функционалистская теория социальной стратификации. Эта теория предполагает, что социальное поведение людей обусловлено не только их местом в системе общественного разделения труда, отношением к собственности на средства производства. Оно также является продуктом действия господствующей в обществе системы ценностей, культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности, оправдывающей или осуждающей социальное неравенство, способной влиять на характер распределения наград и поощрений.

Согласно современным взглядам, социальные отношения нельзя сводить только лишь к конфликтам наемных работников и работодателей по вопросам условий труда и размера зарплаты. Это весь комплекс отношений в обществе, определяющий состояние социального пространства, в котором живет и работает человек. Большое значение имеют степень социальной свободы личности, возможность для человека выбрать вид деятельности, в которой он в наибольшей степени может реализовать свои стремления, эффективность социальной защищенности в случае утраты работоспособности. Важны условия не только труда, но и быта, досуга, семейной жизни, состояние окружающей среды, общий социальный климат в обществе, положение в области личной безопасности и так далее.

Заслугой социологии XX века был отказ от упрощенного классового подхода к реальностям общественной жизни. Так, наемные работники никогда не представляли собой абсолютно однородной массы. С точки зрения сферы приложения труда, выделялись промышленные, сельскохозяйственные рабочие, рабочие, занятые в сфере услуг (на транспорте, в системе коммунального обслуживания, связи, складского хозяйства и т.д.). Наиболее многочисленную группу составляли рабочие, занятые в различных отраслях промышленности (горнодобывающей, обрабатывающей, строительной), что отражало реальности массового, конвейерного производства, развивающегося экстенсивно и требовавшего все новых рабочих рук. Однако и в этих условиях внутри рабочего класса шли процессы дифференциации, связанные с многообразием выполняемых трудовых функций.

Так, по статусу выделялись следующие группы наемных работников:

  • -- инженерно-технические, научно-технические, низший слой управляющих -- мастера;
  • -- квалифицированные рабочие, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки, опытом и навыками, необходимыми для выполнения сложных трудовых операций;
  • -- полуквалифицированные рабочие -- узкоспециализированные машинные операторы, подготовка которых позволяет им выполнять лишь простые операции;
  • -- неквалифицированные, необученные рабочие, выполняющие вспомогательную работу, занятые грубым физическим трудом.

В силу неоднородности состава наемных работников одни их слои тяготели к поведению в рамках модели социального партнерства, другие -- социального конфликта, третьи -- социальной конфронтации. В зависимости от того, какая из этих моделей являлась преобладающей, формировался общий социальный климат общества, облик и ориентация тех организаций, которые представляют социальные интересы трудящихся, нанимателей, общественные интересы и определяют характер социальной политики государства.

Тенденции развития социальных отношений, преобладание социального партнерства, конфликта или конфронтации во многом определялись тем, в какой мере запросы трудящихся удовлетворялись в рамках системы общественных отношений. Если существовали хотя бы минимальные условия повышения уровня жизни, возможности роста социального статуса, индивидуального или отдельных занятых групп, не возникало и социальных конфронтации.

Два течения в профсоюзном движении. Главным инструментом обеспечения интересов трудящихся еще в прошлом веке стало профсоюзное движение. Оно зародилось в Великобритании, первой пережившей промышленный переворот. Первоначально профсоюзы возникали на отдельных предприятиях, затем сложились общенациональные отраслевые профсоюзы, объединявшие работников в масштабах отрасли, всего государства.

Рост численности профсоюзов, их стремление к максимальному охвату работников отрасли были связаны с ситуацией социального конфликта, характерного для развитых стран XIX--начала XX века. Так, профсоюз, возникший на одном предприятии и выдвинувший требования к работодателю, нередко сталкивался с массовым увольнением своих членов и наймом работников -- не членов профсоюза, готовых трудиться за меньшую зарплату. Неслучайно профсоюзы при заключении коллективных договоров с предпринимателями требовали от них принимать на работу только своих членов. Кроме того, чем большей была численность профсоюзов, средства которых складывались из взносов их членов, тем более продолжительное время они могли оказывать материальную поддержку трудящимся, начавшим забастовочную акцию. Исход забастовок нередко определялся тем, смогут ли рабочие продержаться достаточно долго, чтобы убытки от остановки производства побудили предпринимателя пойти на уступки. При этом концентрация рабочей силы на крупных промышленных комплексах создала предпосылки активизации рабочего, профсоюзного движения, роста его силы и влияния. Облегчилось проведение забастовок. Достаточно было провести забастовочную акцию лишь на одном из десятков цехов комплекса, чтобы остановилось все производство. Возникла форма ползучих забастовок, которые при неуступчивости администрации перекидывались из одного цеха в другой.

Солидарность и взаимоподдержка профсоюзов обусловили создание ими общенациональных организаций. Так, в Великобритании еще в 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов (профсоюзов). К началу XX века в Великобритании в профсоюзах состояло 33% наемных работников, в Германии -- 27%, в Дании -- 50%. В других развитых странах уровень организации рабочего движения был меньшим.

В начале века начали развиваться и международные связи профсоюзов. В Копенгагене (Дания) в 1901 г. был создан Международный секретариат профсоюзов (МСП), обеспечивавший сотрудничество и взаимоподдержку профцентров разных стран. В 1913 г. в МСП, переименованном в Международную (профсоюзную федерацию, вошло 19 национальных профцентров, представлявших 7 млн. человек. В 1908 г. возникло международное объединение христианских профсоюзов.

Развитие профсоюзного движения было важнейшим фактором повышения уровни жизни наемных работников, особенно квалифицированных и полуквалифицированных. А раз возможности предпринимателей удовлетворять запросы наемных работников зависели от конкурентоспособности корпораций на мировом рынке и колониальной торговли, профсоюзы нередко поддерживали агрессивную внешнюю политику. В рабочем движении Великобритании было широко распространено убеждение, что колонии необходимы, поскольку их рынки обеспечивают новые рабочие места и дешевую аграрную продукцию.

При этом члены старейших профсоюзов, так называемая "рабочая аристократия", в большей степени ориентировались на социальное партнерство с предпринимателями, поддержку политики государства, чем члены вновь возникающих профсоюзных организаций. В США на революционной позиции стоял профсоюз "Индустриальные рабочие мира", созданный в 1905 г. и объединявший в основном неквалифицированных рабочих. В крупнейшей же профсоюзной организации США -- Американской федерации труда (АФТ), объединявшей квалифицированных рабочих, преобладали стремления к социальному партнерству.

В 1919 г. профсоюзы европейских стран, связи которых в годы первой мировой войны 1914--1918 гг. оказались разорваны, учредили Амстердамский Интернационал профсоюзов. Его представители принимали участие в деятельности учрежденной в 1919 г. по инициативе США международной межправительственной организации -- Международной организации труда (МОТ). Она была призвана содействовать устранению социальной несправедливости, улучшению условий труда повсюду в мире. Первым документом, принятым МОТ, была рекомендация ограничения продолжительности рабочего дня в промышленности восемью часами и установления 48-часовой рабочей недели.

Решения МОТ носили рекомендательный характер для государств-участников, к которым относилось большинство стран мира, управляемых ими колоний и протекторатов. Тем не менее, они обеспечивали определенную единую международно-правовую базу решения социальных проблем, трудовых споров. МОТ имела право рассматривать жалобы на нарушения прав профсоюзных объединений, несоблюдение рекомендаций, направлять экспертов по совершенствованию системы социальных отношений.

Создание МОТ содействовало развитию социального партнерства в сфере трудовых отношений, расширению возможностей профсоюзов по защите интересов наемных работников.

Те профсоюзные организации, руководители которых склонялись к позиции классового противоборства, в 1921 г. при поддержке Коминтерна создали Красный Интернационал профсоюзов (Профинтерн). Его цели состояли не столько в защите конкретных интересов трудящихся, сколько в политизации рабочего движения, инициировании социальных конфронтации.

Документы и материалы

Из работы Сиднея и Беатрисы Вебб "Теория и практика тред-юнионизма":

"Если известная отрасль промышленности раздроблена между двумя или более соперничающими обществами, особенно если эти общества неравны по числу своих членов, по широте своих взглядов и по своему характеру, тогда на практике нет никаких возможностей объединить политику всех секций или последовательно держаться какого-либо образа действий <...>

Вся история тред-юнионизма подтверждает тот вывод, что тред-юнионы в своем настоящем виде образованы для вполне определенной цели -- достигнуть известных материальных улучшений в условиях работы их членов; поэтому они не могут в своей простейшей форме выйти без риска за пределы той территории, внутри которой эти желаемые улучшения совершенно одинаковы для всех членов, то есть не могут расшириться за пределы отдельных профессий <...> Если различия между разрядами рабочих делают неосуществимым полное слияние, то одинаковость других их интересов заставляет искать какую-нибудь другую форму союза <...> Решение было найдено в ряде федераций, постепенно расширяющихся и перекрещивающихся; каждая из этих федераций объединяет, исключительно в пределах специально поставленных целей, те организации, которые сознали тождественность своих целей".

Из Устава Международной организации труда (1919 г.):

"Цели Международной организации труда состоят в том, чтобы:

содействовать установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости;

улучшать путем международных мероприятий условия труда и повышать жизненный уровень, а также способствовать установлению экономической и социальной стабильности.

Для достижения этих целей Международная организация труда созывает совместные заседания представителей правительств, трудящихся и предпринимателей, для того чтобы выносить рекомендации о международных минимальных нормах и вырабатывать международные конвенции о труде по таким вопросам, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, минимальный возраст для поступления на работу, условия труда различных категорий трудящихся, компенсация при несчастных случаях на производстве, социальное страхование, оплаченные отпуска, охрана труда, трудоустройство, трудовая инспекция, свобода ассоциаций и т.д.

Организация оказывает обширную техническую помощь правительствам и публикует периодические издания, исследования и доклады по социальным, промышленным и трудовым вопросам".

Из резолюции III Конгресса Коминтерна (1921 г.) "Коммунистический Интернационал и Красный Интернационал профессиональных союзов":

"Экономика и политика всегда связаны друг с другом неразрывными нитями <...> Нет ни одного крупного вопроса политической жизни, который не должен был бы интересовать не только рабочую партию, но и пролетарский, профессиональный союз, и, наоборот, нет ни одного крупного экономического вопроса, который не должен был бы интересовать не только профессиональный союз, но и рабочую партию <...>

С точки зрения экономии сил и лучшей концентрации ударов, идеальным положением явится создание единого Интернационала, объединяющего в своих рядах и политические партии, и другие формы рабочей организации. Однако в настоящий переходный период при нынешнем многообразии и пестроте профессиональных союзов в различных странах является необходимым создание самостоятельного международного объединения красных профессиональных союзов, стоящих в общем и целом на платформе Коммунистического Интернационала, но принимающих в свою среду более свободно, чем это имеет место в Коммунистическом Интернационале <...>

Основой тактики профессиональных союзов является прямое действие революционных масс и их организаций против капитала. Все завоевания рабочих прямо пропорциональны степени прямого действия и революционного давления масс. Под прямым действием разумеются все виды непосредственного давления рабочих на предпринимателей государства: бойкот, стачки, уличные выступления, демонстрации, захват предприятий, вооруженное восстание и другие революционные действия, сплачивающие рабочий класс для борьбы за социализм. Задача революционно-классовых профессиональных союзов заключается потому в том, чтобы прямое действие превратить в орудие воспитания и боевой подготовки рабочих масс к социальной революции и установлению диктатуры пролетариата".

Из работы В. Райха "Психология масс и фашизм":

"Слова "пролетарий" и "пролетарский" были созданы более ста лет назад для обозначения обманутого класса общества, который был обречен на массовое обнищание. Разумеется, такие социальные группы и теперь существуют, однако взрослые внуки пролетариев XIX века стали высококвалифицированными промышленными рабочими, которые сознают свое мастерство, незаменимость и ответственность <...>

В марксизме XIX века применение термина "классовое сознание" ограничивалось работниками физического труда. Лицам других необходимых профессий, без которых не могло функционировать общество, приклеивались ярлыки "интеллигентов" и "мелкой буржуазии". Их противопоставляли "пролетариату физического труда" <...> Наряду с промышленными рабочими к таким лицам следует причислить врачей, учителей, техников, лаборантов, писателей, общественных деятелей, фермеров, научных работников и т.д. <...>

Благодаря незнанию массовой психологии марксистская социология противопоставляла "буржуазию" "пролетариату". С точки зрения психологии, такое противопоставление следует признать неверным. Характерологическая структура не ограничивается капиталистами, она существует и среди трудящихся всех профессий. Существуют либеральные капиталисты и реакционные рабочие. Характерологический анализ не признает классовых различий".

Вопросы и задания

  • 1. Чем объясняется возрастание динамизма социальных процессов в XX веке?
  • 2. Какие формы социальных отношений принимало стремление общественных групп отстаивать свои экономические интересы?
  • 3. Сравните приведенные в тексте две точки зрения на социальный статус личности и обсудите правомерность каждой из них. Сделайте свои выводы.
  • 4. Уточните, какое содержание вы вкладываете в понятие "социальные отношения". Какими факторами определяется социальный климат общества? Раскройте роль профсоюзного движения в его создании.
  • 5. Сравните взгляды, приведенные в приложении на задачи профсоюзного движения. Как влиял экономический детерминизм идеологов Коминтерна на их отношение к профсоюзам? Содействовала ли их позиция успехам профсоюзного движения?
Поделиться