Какие народы являются потомками половцев. История кыпчаков, которых мы именуем половцами

В восьмом веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Руси - половцами, в Центральной Европе - команами, а на Востоке - кипчаками. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь. Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759 г.). Иранский аристократ Ибн Хордадбек в Книге путей и провинций, написанной 846 - 847 гг., приводит название карлуков и кипчаков. Так, впервые в мусульманских источниках появились упоминания о двух крупнейших племенных союзах, едва ли не самых значительных для последующей этнической истории казахских степей. В 8-10 вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе. Крушение государства кимаков в начале XI в. и смещение части кипчаков к западу в Приаралье и Поволожье составили основное содержание новой фазы кимакско-кипчакского расселения. В этот период окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен:

- алтайско-сибирская;
- казахстанско-приуральская (включая т.н. «саксинскую», т.е. итиль-яикскую группу);
- подонская (включая предкавказскую подгруппу);
- днепровская (включая крымскую подгруппу);
- дунайская (включая балканскую подгруппу);

Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашгарии. Рассматриваемый период, по мысли академика М. Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племен. Применительно к казахской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха. В 10 веке из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает вышеуказанный автор, в это время в Великой Степи формируется кипчакский народ. Нам известно высказывание Л. Гумилева о том, что в 11 в. тюрки, как суперэтнос, приходят к своему закату. Именно в этот момент на историческую арену вступают кипчаки. Вот что пишет по этому поводу Машхур Жусип Копеев в своей летописи: «На Западе - Сырдарья, на Востоке - Иртыш, на Юге - Семиречье, на Севере - Волга. Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешти Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков». Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в супер-этнос, в стержень других тюркских племен.

Знаменитый персидский поэт, путешественник, проповедник Насири Хосров в 1045 г. первым и на века назвал земли от Алтая до Итиля (р. Волга) Дешти Кипчак «Степью кипчаков». Прошло полстолетия, и причерноморские степи стали Полем половецким русских летописей, а в начале 14 в. персидский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кипчаков. В 12 веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. В 1055 г. до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий этнополитический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары «желтый», «половый», и отсюда все новые пришельцы получили название половцев, а степь стали называть Полем половецким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. В 1071 г. кипчаки, достигнув Малой Азии, завоевали г.Анатоли, тем самым они заложили основу османских тюрков. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушел за Дунай, венгры называли их именем кунами, но одновременно появилось другое их название команы.

Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей 9-13 вв. В частности, известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные - Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя кпотомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др. Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак - это не название какого-то одного рода. Кипчак, это название народов, которые вошли в состав государства Дешти Кипчак. Великий поэт Магжан Жумабаев в произведении «Пламя» пишет о том, что после гуннов Альпийские и Балканские горы достигли наши предки - кипчаки. Как доказывает Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в этот племенной союз, говорили на удивительно чистом тюркском языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племен, входивших в Кипчакский союз.

В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (протоказах). Однако академик М. Козыбаев считает данное понимание недостаточно глубоким. Он придерживается мнения, что в 11-12 вв. формировался кипчакский народ. Основой этому, по мысли автора, может служить единая территория расселения, развивающиеся вместе тюркские племена, общий язык, формированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия - все это рождает общее мировоззрение и основные качества народа. По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы. Тем не менее проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. Очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт. Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на территории Казахстана. Несомненно, генетическая связь средневекового населения Казахстана - от тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, караханидов, карахытаев до кипчаков, найманов, киреитов, усуней и других, ставших этническими компонентами казахской народности.

Половцы (кипчаки, куманы), русское название тюркоязычного кочевого народа монголоидного происхождения, пришедшего в 11 веке из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. К 12 веку у них начинают выделяться ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 веке половцы находились на стадии разложения первобытного строя. У них вычленялись отдельные семейные кланы, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя во главе с ханом. У половцев существовало право кровной мести. Важным элементом общественной жизни были грабительские набеги на земли соседних народов. Половецкое войско состояло из легкой и тяжелой конницы и отличалось большой подвижностью. Нередко в сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году русские впервые столкнулись с половцами, которые многократно нападали на русские земли, нанося тяжелые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096). Половцы совершали походы на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 году они помогли византийскому императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине реки Гебр. В начале 12 века киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против половцев (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116), в результате которых в Подонье осталась кочевать только небольшая орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тысячами половцев ушел на Кавказ к грузинскому царю Давиду Строителю, который использовал их в борьбе против сельджуков. Поход половцев на Волжско-Камскую Булгарию в 1117 году успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вноь консолидируются на Дону. Многие русские князья женились на знатных половчанках, поселяли половцев в пределах Руси и использовали как военную силу. В 1170-1180-х годах натиск половцев на Русь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали их военную мощь. В 1223 году половцы были дважды разгромлены монголами - на Северном Кавказе и в битве на реке Калке, где половцы были союзниками русских князей. В результате монголо-татарского нашествия часть половцев вошла в состав Золотой Орды, часть переселилась в Венгрию. Борьба русского народа с половцами отражена в летописях и в «Слове о полку Игореве».

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки - сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков - «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ - кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры - каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары - это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь - распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи - князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг - Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками - воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

На страже мертвых и живых

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя "половецких каменных баб", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов. Очевидно, этот обычай они привезли с собой со своей первоначальной Родины - Алтая, распространив ее по Дунаю. «Половецкие бабы» - далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них - скифы.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы - не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы - следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев - Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут - сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой: «И пред идолом гнётся кипчаков спина... Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».

Издавна считалось, что половец - это враг земли русской, так как представители данного племени были замечены в многократных набегах на земли нашего государства. Однако историкам известны эпизоды соседского существования половецких племен и славян, а также их совместные походы против, к примеру, венгров, волжских булгаров, монголов и др. Материальных свидетельств, раскрывающих тайны племени, осталось достаточно мало, но и по ним можно отследить своеобразную историю половецкого народа.

Предки половцев были китайцами?

Значение слова «половец» в древнерусском языке указывает на то, что славяне называли так людей или пришедших из степей (от слова «поле»), или имевших желтоватый оттенок кожи (от слова «половъ» - «желтый»).

Действительно, предки половцев были кочевниками, проживавшими в степях между Восточным Тянь-Шанем и Монгольским Алтаем, которых китайцы называли народностью сеяньто. В том районе существовало древнее государство, образованное в 630 году, которое, однако, было быстро уничтожено уйгурами и теми же китайцами. После этого жители указанных мест сменили родовое имя «сиры» на «кипчаки», что означало «несчастливые, злосчастные», и ушли к Иртышу и в восточные степи Казахстана.

Трактовки девятнадцатого века и мнение Д. Сахарова

Значение и толкование слова «половец» также трактуется некоторыми специалистами как произошедшее от слова «лов», что означает охоту (в смысле на имущество и людей), а также от слова «полон» - плен, куда уводились представителя славян.

В девятнадцатом веке (в частности Е. Скрижинская и А. Куник) отождествляли наименование этих племен с корнем «полъ», означающим половину. Как предполагали вышеуказанные исследователи, жители находившегося на правом берегу Днепра, называли кочевников, пришедших с другой стороны реки, «с оного полу». Академик вообще считал все предлагаемые версии неубедительными. Он думал, что тайна происхождения названия этого племени никогда не будет разгадана, так как кипчаки-половцы оставили минимальное количество собственных письменных документов.

Половцы - это не отдельное племя

Сегодня полагается, что половец - это представитель конгломерации кочевых племен, и эти данные основываются на том, что в одиннадцатом веке нашей эры народ кипчаков был покорен монголоязычными племенами кумоси-кимаки, а потом мигрировал на запад вместе с представителями монголоидных племен - киданами. К концу тридцатых годов одиннадцатого века эта совокупность народов захватила степи между Волгой и Иртышом и подошла к границам древнерусского государства.

«Желтые» люди пришли к границам Руси

О том, кто такие половцы с точки зрения документальной русской истории, впервые дала разъяснения в 1055 году. По данным этого манускрипта, к границам Переславского царства пришли люди «светлые, желтые», что и позволило присвоить кипчаками и монголоидным племенам обобщенное название «половцы».

Новоприбывшие народы обосновались в Приазовье, течении Нижнего и Северного Дона, где обнаружены каменные «бабы», которые, как полагают ученые, устанавливались кочевыми племенами в память о предках.

Кто такие половцы тех времен с точки зрения религиозных учений? Полагается, что в среде этого кочевого племени изначально практиковался культ предков, который реализовывался через установку каменных изваяний на высоких участках степи, на водоразделах в специальных святилищах. При этом непосредственные захоронения находились рядом не всегда. В половецких же могилах часто было распространено погребение покойника вместе с бытовыми предметами и тушей (чучелом) его боевого коня.

Две тысячи каменных идолов и минимум письменности

Поверх могилы выдающихся по меркам половцев людей насыпался курган. В более поздние периоды, когда кипчаков покорили мусульмане, часть языческих памятников была истреблена. К настоящему моменту на территории современной России сохранилось около 2000 каменных «баб» (от «балбал» - «пращур»), которые до сих пор считаются обладающими силой для увеличения плодородия земли, восстановления природы. Эти памятники пережили многие века, в том числе период христианизации половцев. Язычники, мусульмане, христиане - вот кто такие половцы в разные периоды развития этой совокупности народов.

Они стрелой сбивали птиц на лету

После появления на территории степей восточной Европы в XI веке н.э. половцы не остановились в этой местности и продолжали расселяться дальше, благо этому способствовало наличие такого мощного средства передвижения того времени, как лошадь, и хорошего вооружения в виде лука.

Половец - это в первую очередь воин. Детей этих племен с малых лет учили верховой езде и приемам боя, чтобы впоследствии они поступили в состав кошуна - ополчения от одного рода. В кошун могли входить десятки людей или три-четыре сотни, которые лавинообразно нападали на врага, окружали его кольцом и засыпали стрелами. Помимо сложносоставных, технически продвинутых для того времени луков половцы обладали саблями, клинками, копьями. Они носили доспехи в виде прямоугольных пластин из железа. Их военное мастерство было настолько высоко, что на скаку из лука всадник мог сбить любую летящую птицу.

Походная кухня… под седлом

Кто такие половцы с точки зрения их быта? Эти народности были типичными кочевниками, весьма неприхотливыми даже по меркам того времени. Изначально они жили в крытых повозках или войлочных юртах, питались молоком, сыром и сырым мясом, которое размягчали под седлом лошади. Из набегов они привозили награбленное добро и пленников, постепенно перенимая от других культур знания, привычки и обычаи. Несмотря на то что происхождению слова не найдено точное определение, что значит половец, прочувствовали на себе многие народы того времени.

Перенимать культурные традиции половцам было от кого, так как кочевые племена кипчаков в двенадцатом веке дошли до Предкавказских степей (на р. Сунже была ставка половецких ханов), побывали в Поморье, Суроже и Корсуни, Поморье, Тмутаракани, совершили в общей сложности около 46 набегов на Русь, в которых часто побеждали, но и бывали побежденными. В частности, около 1100 года н.э. около 45 тысяч кипчаков были вытеснены русичами в грузинские земли, где смешались с местными народностями.

Половецкие привычки хватать все и всех, кто попался под руку, привели к тому, что к определенному времени часть кочевых народов научилась строить жилища на зиму, где даже были обустроены печи по подобию русских обогревательных элементов. Примитивные одежды из кожи украшались лентами на рукавах, как у византийских вельмож, среди племен появились признаки организации.

Половецкие царства были не меньше европейских

К моменту своего покорения монголо-татарскими войсками в XIII веке орды половцев представляли собой объединения, самыми сильными из которых были Донское и Приднестровское. В те времена половец - это представитель народа, проживавшего на территории, не уступавшей по размерам европейским королевствам. Данные квазигосударственные образования препятствовали проходу караванов по пути «из варяг в греки», осуществляли самостоятельные набеги на Русь и были активны до 90-х годов двенадцатого века, после чего кипчаки воевали преимущественно в русских дружинах во время межкняжеских усобиц того времени.

Так как же можно ответить на вопрос о том, кто такие половцы? Из древней истории можно сделать вывод, что этот народ, несмотря на некоторую примитивность, сыграл важную роль в формировании политической карты мира того времени и в образовании различных народностей, в том числе современных.


Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.


В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.


Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.


Как выглядели сами половцы?



На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.


Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).


По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.


Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».


Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.


В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.


Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах


Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.


Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Ещё один загадочный древний народ, который расселился по всему миру - это цыгане. О том, можно узнать в одном из наших предыдущих обзоров.

Поделиться