Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся. Универсальные учебные действия (УУД). Представление системы уроков

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. .

Остановимся на некоторых из них:

Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса - потеря интереса к учению;

Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

Поэтому начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. .

Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. .

Основным назначением Фундаментального ядра в системе сопровождения стандартов является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) система основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. .

В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком смысле термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта .

В более узком, собственно психологическом значении, термин универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия представлены в каждом разделе Стандарта.

Программа формирования УУД представлена в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ двух уровней : - выпускник научится (зона актуального развития); - выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития)/

В рамках системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе УУД представлены как на базовом уровне (задания для проверки должны быть ориентированы не только на предметные компетенции, но и на метапредметные), так и на повышенном уровне. В Стандарте представлены четыре вида УУД, рассмотрим их на рисунке 1:

Рисунок 1. Виды УУД

Как видно из рисунка (1) выделяют четыре вида универсальных учебных действий. Остановимся на каждом из них более подробно.

1) Личностные УУД.

В Фундаментальном ядре определяется: "В блок личностных универсальных учебных действий входит:

Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению);

Знание моральных норм;

Умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

Ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия раскрывают личностные результаты, в связи с этим оценка достижения личностных результатов проводится в ходе неперсонифицированных процедур (индивидуальный прогресс ребенка рассматривается только по просьбе или с разрешения родителей) .

2) Познавательные УУД.

В состав познавательных универсальных учебных действий входят:

Общеучебные УУД;

Логические УУД и постановка и решение проблем, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД.

Этот блок коррелирует не только с другими блоками (регулятивные), но и с другими программами (Чтение: работа с информацией). Обще учебные универсальные действия включают:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В познавательных УУД выделяются наряду с обще учебными еще два раздела - логические УУД постановка и решение проблем.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер .

3) Регулятивные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования регулятивные действия раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учебной деятельности:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий" .

В состав регулятивных учебных действий входят:

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль (коррекция)

Саморегуляция

4) Коммуникативные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника: "Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми" .

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

Таким образом, универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ФГОС представлен состав УУД, даны определения каждому действию.

Введение

Актуальность. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.

Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Каждый учитель является частью огромной системы рос­сийского образования и должен осознавать и понимать свое ме­сто и предназначение в этой системе.

Основные принципы образовательной политики России оп­ределяются Национальной доктриной образования и Федераль­ной программой развития образования и находят свое воплоще­ние в Концепции модернизации российского образования.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает:

Ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидатель­ных способностей;

Формирование опыта самостоятельной деятельности;

Базовыми целями начального образования в условиях мо­дернизации являются:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

Формирование у младших школьников желания и умения учиться.

Решить данные проблемы в комплексе может только созда­ние новой модели начальной школы, в которой главным являет­ся педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружа­ющим миром, к самообразованию и саморазвитию.



Начальное общее образование - первая ступень общего об­разования.

Задача начальной ступени - развитие творческих возмож­ностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмо­ционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учеников на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Объект исследования: познавательные способности младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы развития познавательных Универсальных Учебных Действий (УУД) у младших школьников средствами моделирования на уроках технологии.

Охарактризовать теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников.

Рассмотреть проблемы развитие младшего школьного возраста;

Провести экспериментальное исследование по использованию в проектах метода моделирования на уроке технологии как средства развития познавательных УУД.

Методы исследования:

– анализ психолого-педагогической и методической литературы;

– изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования.

Экспериментальный метод и математическая обработка результатов.

Таким образом, гипотеза, направлена на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.

Курсовая работа состоит из 2х глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников

Сущность понятия «универсальные учебные действия»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

Обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

Основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

Обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:

Личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

Познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);

Коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:

Познавательные универсальные учебные действия

Умение сравнивать состоит из следующих действий:

– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;

– выделение признаков сходства;

– выделение признаков различия;

– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.

– выделение существенных признаков объекта.

Умение анализировать состоит из следующих действий:

– разделение объекта на части;

– расположение частей в определенной последовательности;

– характеристика части объекта.

Умение делать выводы состоит из следующих действий:

– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;

– установление главной причины явления;

– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.

Умение схематизировать включает действия:

– разделения объекта на части;

– расположения частей в определенной последовательности;

– определение связей между частями;

– оформления графического изображения.

Регулятивные универсальные учебные действия

В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).

В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:

– адекватное восприятие себя;

– постановка цели деятельности;

– определение результата деятельности;

– соотношение результата с целью деятельности;

– выявление наличия ошибок в собственных действиях;

– описание прожитой ситуации

Коммуникативные универсальные учебные действия

Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей.

Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:

– определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников;

– работа в паре на основе заданных правил взаимодействия;

– умение находить себе партнера;

– работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

– умение допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);

– умение слушать, не перебивая товарища;

– соблюдение регламента деятельности в паре, группе.

Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:

– слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

– самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

– выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;

– выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:

– постановка цели слушания, самоопределение к слушанию;

– концентрирование внимания при слушании;

– выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное;

– формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

– выделение смысловых частей текста;

– выделение главной мысли (мыслей) текста;

– понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция,

– извлечение из текста информации, данной в явном виде;

– извлечение из текста информации, данной в неявном виде;

– формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста;

– высказывание своего мнения относительно слушаемого текста.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:

– ставить перед собой цель чтения;

– выделять в тексте ключевые слова;

– выделять непонятные слова;

– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

– выделять в тексте понятное и непонятное;

– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

– подтверждать свое суждение примерами из текста;

– определять главную мысль (мысли) текста;

– выделять смысловые части текста;

– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

– формулировать выводы на основе прочитанного;

– выполнять краткий пересказ прочитанного;

– выполнять подробный пересказ прочитанного.

Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

– определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

– определение границы содержания темы;

– формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно;

– сохранение темы при изложении мыслей;

– сохранение определённого плана при изложении мысли;

– изложение тезисно;

– формулирование выводов из собственного текста;

– подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов;

– пользование первоисточников;

– подбор соответствующих выразительных средств для изложения мысли.

Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:

– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

– определять границы содержания темы;

– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;

– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);

– придерживаться темы при изложении мыслей;

– придерживаться определённого плана при изложении мысли;

– оформлять мысли тезисно;

– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;

– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

– грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала и возможно в процессе регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы).

Таким образом, в начальной школе формируются все четыре вида универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса . Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.

В.О. Пунский дает такое определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные умения - навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться» .

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося .

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) . «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Обучающийся, опираясь на универсальные, надпредметные умения, способен к самостоятельной реализации деятельности благодаря опоре на свой индивидуальный опыт. При этом преподаватель открыт к взаимодействию, ориентирован на личность обучающегося, реализует демократический, поощряющий стиль руководства. Обучающийся активен, инициативен и открыт к взаимодействию с педагогом и группой .

Функции универсальных учебных действий:

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

«Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» .

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения в программе представлено 4 вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, то есть установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать. В рамках системно - деятельностного подхода личностный смысл характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия и выступает как «значение - для меня». Субъективное восприятие человеком объективного значения, порождает не только знание о явлениях действительности, но и отношение к ним, отражая не только сами явления, но и их значение для отражающего субъекта . А.Г. Асмолов выдвинул понятие смысловой личностной установки, которая актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности.

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования и служат для личности критериями оценки действительности (Андреева Г.М., 2000). Леонтьев Д.А. выделяет такие аспекты смысловых образований, как эмоционально предвосхищение и эмоциональная коррекция (1996). Мировоззрение и убеждение как «единица» мировоззрения формируется в процессе установления иерархии видов деятельности и является основой, критерием и эталоном при выполнении акта ценностного выбора (Залесский Г.Е., 1994). Учебные предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания .

Моральные нормы представляют собой абсолютные императивы и основываются на требовании обеспечить благополучие и основные права личности. Продолжая мысль Л.С. Выготского о возникновении в дошкольном возрасте «внутренних этических инстанций», Д.Б. Эльконин отмечает, что развитие морально-волевой сферы связано с появлением умения подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого - «возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых». Эффективной формой освоения образцов поведения в отношениях между людьми является сюжетно-ролевая игра. Сами образцы поведения берутся из окружающей действительности. Носителем образца может быть взрослый, сверстник, собирательный образ, литературный персонаж .

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности . К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий . Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам (Д.Б. Эльконин, 1989) предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность произвольность - сознательная, преднамеренная, опосредствованная регуляция действия в соответствии с изменяющимися условиями ситуации .

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы .

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера . В ряде исследований рефлексия определяется как центральный феномен «человеческой субъективности» (Т.де Шарден, 1966, Слободчиков В.И., 1994), специфическая человеческая способность, которая позволяет сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, «Я» предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Развитие рефлексивности проявляется в умении учащегося анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Логическая классификация является одной из немногих фундаментальных операций мышления, образующих в силу своей генерализованности своего рода «стержень» умственного развития, однако формируется данная операция длительно и постепенно . Логические универсальные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся .

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми . В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М.И. Лисина, 1986).

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации . Важной вехой в развитии коммуникативная деятельность является формирование у детей «способности к согласованным действиям с учетом позиции другого», которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Цукерман, 1993).

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства .

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка .

Таким образом, на наш взгляд, формирование универсальных учебных действий у учащихся дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Поэтому в данной главе представлен материал раскрывающий виды и функции УУД, их формирование в процессе преподавания математики.

Виды и функции УУД. Формирование УУД на уроках математики

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Какой смысл они вкладывали в понятие «универсальные учебные действия».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

На официальной странице Федерального Государственного образовательного стандарта представлено такое определение данного понятия: «универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик .

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) коммуникатывные; 4) познавательные .

Виды УУД, представленные в фундаментальном ядре содержания общего образования.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Рис.1.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Рис. 2.


Рис. 3.

Познавательные УУД будут подробно рассмотрены во втором параграфе данной главы.

Функции универсальных учебных действий включают:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области .

Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. «…Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Поэтому, если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь имеем дело и с метапредметными и личностными результатами, определяющими мотивацию и направленность деятельности человека .

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», но при этом нельзя забывать и о фундаменте образования - знаниях, умениях и навыках, на базе которых формируется и развивается «умение учиться».

Математика -- наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин .

Математика представляет собой уникальную область знаний, которая сама по себе может рассматриваться и как содержание, и как технология формирования «умения учиться». Это объясняется тем, что в содержании и технологиях самого предмета заложен аппарат, с помощью которого учитель может достигнуть значительных образовательных, развивающих и воспитательных результатов .

Кроме того, нет ни одной школьной дисциплины, которая использовала бы при раскрытии учебного материала такое многообразие видов деятельности, как математика: «математическая деятельность высоко инструментальна, т.е. позволяет легко транслировать учащимся образцы деятельности посредством предъявления учебных задач, в ходе решения которых эти образцы реализуются» .

Каким же образом происходит формирование разных видов универсальных учебных действий на уроках математики.

Следует отметить, что предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных УУД. Об этом будет более подробно рассказано во втором пункте данной главы.

Таким образом, анализ литературы позволяет нам сформулировать регулятивные УУД, формируемые на уроках математики:

· умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

· овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

· работа по алгоритму, с памятками, правилами - ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Наряду с этой всем очевидной ролью математики важной является и задача формирования коммуникативных УУД. Это связанно с тем, что в процессе изучения математики учащиеся обучаются читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений:

· развитие устной научной речи;

· развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

Формирование личностных УУД реализуется через взаимодействие с математическим содержанием и учит уважать и принимать чужое мнение. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Безусловно, большой потенциал в этой деятельности имеет исторический материал по математике. Технология проблемного обучения, исследовательская деятельность дают учителю возможность продемонстрировать красоту и стройность математических доказательств как формы эффективного интеллектуально взаимодействия .

Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений также неразрывно связана с личностными результатами. Потому, что основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения любая задача по математике ориентирована на достижение личностных результатов. Сформулируем личностные УУД, формируемые средствами математики:

· формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);

· формирование математической компетенции.

Таким образом, математика представляет более наглядные возможности реализации идеи ФГОС об Универсальных учебных действиях.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41 им. В.В.Сизова» г.Курска

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила: у итель начальных классов МБОУ «СОШ №41имени В.В.Сизова» г. Курска

Цыганкова Анна Николаевна

1. Введение

3. Виды УУД

4. Связь УУД с содержанием учебных предметов

5. Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения

6. Заключение

7. Литература


Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают :
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения ФГОС второго поколения (ФГОС-2).

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усва­ивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают обуча­ющимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной дея­тельности, включающей осознание её целевой направленнос­ти, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование матери­ала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно­го морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

 обеспечение возможностей обучающегося самостоятель­но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа­ты деятельности;

 создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, фор­мирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образо­вания, можно выделить четыре блока: личностный, регуля­тивный (включающий также действия саморегуляции ), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспе­чивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этичес­кими принципами, знание моральных норм и умение выде­лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в соци­альных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личност­ных действий:

 личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление;

смыслообразование , т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, дру­гими словами, между результатом учения и тем, что побуж­дает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик дол­жен задаваться вопросом : какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.

 нравственно-этическая ориентация, в том числе и оце­нивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо­ральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обес­печивают обучающимся организацию своей учебной деятель­ности. К ним относятся:

 целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

 планирование - определение последовательности про­межуточных целей с учётом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;

 прогнозирование - предвосхищение результата и уров­ня усвоения знаний, его временных характеристик;

 контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;

 коррекция - внесение необходимых дополнений и кор­рективов в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата; внесение измене­ний в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

 оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест­ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные , логические учебные действия, а так­же постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

 самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

 поиск и выделение необходимой информации; примене­ние методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;

 структурирование знаний;

 осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной и письменной форме;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; сво­бодная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин­формации;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со­ставляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию , классификации объектов;

 подведение под понятие, выведение следствий;

 установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

 построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

 доказательство;

 выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

 формулирование проблемы;

 самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; уме­ние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;

 управление поведением партнёра - контроль, коррек­ция, оценка его действий;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации; владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характерис­тики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой це­лостную систему, в которой происхождение и развитие каж­дого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возраст­ного развития.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Учебный предмет «Русский язык» , обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-след­ственных связей. Ориентация в морфологической и синтак­сической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает раз­витие знаково-символических действий - замещения (напри­мер, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоиз­менения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобща­ющую и планирующую функции.

«Литературное чтение» . Требования к результатам изуче­ния учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникатив­ных, познавательных и регулятивных (с приоритетом разви­тия ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетичес­кого восприятия. Важнейшей функцией восприятия художе­ственной литературы является трансляция духовно-нравствен­ного опыта общества через коммуникацию системы социаль­ных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения авто­ра к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

 самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посред­ством эмоционально-действенной идентификации;

 основ гражданской идентичности путём знакомства с ге­роическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричаст­ности подвигам и достижениям её граждан;

 эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

 нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

 эмоционально-личностной децентрации на основе отож­дествления себя с героями произведения, соотнесения и со­поставления их позиций, взглядов и мнений;

 умения понимать контекстную речь на основе воссозда­ния картины событий и поступков персонажей;

 умения произвольно и выразительно строить контек­стную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слу­шателя, в том числе используя ау диовизуальные средства;

 умения устанавливать логическую причинно-следствен­ную последовательность событий и действий героев произве­дения;

 умения строить план с выделением существенной и до­полнительной информации.

«Математика» . На ступени начального общего образова­ния этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и ал­горитмических, включая знаково-символические, а также пла­нирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одно­го языка на другой, моделирование, дифференциацию суще­ственных и несущественных условий, аксиоматику, формиро­вание элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учеб­ного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. Моделиро­вание включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их ос­воения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его со­циализации.

«Окружающий мир» . Этот предмет выполняет интегри­рующую функцию и обеспечивает формирование у обучаю­щихся целостной научной картины природного и социокуль­турного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизнен­ного самоопределения и формирования российской гражданс­кой идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

 умения различать государственную символику Российс­кой Федерации и своего региона, описывать достопримеча­тельности столицы и родного края, находить на карте Рос­сийскую Федерацию, Москву - столицу России, свой реги­он и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

 формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, бу­дущее, ориентации в основных исторических событиях свое­го народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в инфор­мационной среде элементы истории семьи, своего региона;

 формирование основ экологического сознания, грамот­ности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

 развитие морально-этического сознания - норм и пра­вил взаимоотношений человека с другими людьми, социаль­ными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физическо­го, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует фор­мированию общепознавательных универсальных учебных действий:

 овладению начальными формами исследовательской дея­тельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

 формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том чис­ле в интерактивной среде);

 формированию логических действий сравнения, подве­дения под понятия, аналогии, классификации объектов жи­вой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

«Технология» . Специфика этого предмета и его значи­мость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

  • ключевой ролью предметно-преобразовательной деятель­ности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
  • значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обу­чающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, зада­ющие полную ориентировочную основу выполнения предло­женных заданий и позволяющие выделять необходимую сис­тему ориентиров);
  • специальной организацией процесса планомерно-по­этапной отработки предметно-преобразовательной деятельнос­ти обучающихся в генезисе и развитии психологических но­вообразований младшего школьного возраста - умении осу­ществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
  • широким использованием форм группового сотрудниче­ства и проектных форм работы для реализации учебных це­лей курса;
  • формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:

  • формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в фор­ме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
  • развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и при­менять его для решения задач); прогнозирование (предвосхи­щение будущего результата при различных условиях выпол­нения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие планирующей и регулирующей функции речи;
  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
  • развитие эстетических представлений и критериев на ос­нове изобразительной и художественной конструктивной де­ятельности;
  • формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
  • ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информа­ции, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;
  • ознакомление обучающихся с миром профессий и их со­циальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предвари­тельному профессиональному самоопределению.

«Физическая культура» . Этот предмет обеспечивает фор­мирование личностных универсальных действий:

  • основ общекультурной и российской гражданской иден­тичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуж­дается, готовности принять на себя ответственность;
  • развитие мотивации достижения и готовности к преодо­лению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физи­ческие ресурсы, стрессоустойчивости;
  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
    «Физическая культура» как учебный предмет способствует:
  • в области регулятивных действий развитию умений пла­нировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • в области коммуникативных действий развитию взаимо­действия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и коопе­рации (в командных видах спорта - формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договаривать­ся в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности .

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

«Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе».

Учитель знает:

− важность формирования универсальных учебных действий школьников;

− сущность и виды универсальных умений,

Педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель умеет:

Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД

Использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

Привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД

Заключение

Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.

Уровень сформированности универсальных учебных действий находит отражение в Требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.

К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов пытаются реализовать требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Литература:

1. Л.П. Кезина, академик РАО; А.А. Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО; А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Окончательный вариант от 6 октября 2009г.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.:

Просвещение, 2010.

3. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Руководители проекта: О. Б. Логинова, В. В. Фирсов, М. Р. Леонтьева.

4. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.

5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования - ФГОС НОО.

6. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Поделиться