Занятие 1.
Звук и буква «А».
Цель:
Учить определять место буквы и звука в слове.
Учить писать печатную букву А.
Закреплять умение выполнять учебную задачу самостоятельно.
Занятие 2. Звук и буква «О».
Цель:
Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красным квадратом.
Продолжать учить определять место звука и буквы в словах.
Закреплять умение самостоятельно выполнять учебную задачу.
Занятие 3.
Звук и буква «У».
Цель:
Познакомить с гласной буквой У, правильном её написании.
-
Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условные обозначения.
-
Продолжать учить называть слова с заданными звуками
.
Занятие 4.
Звук и буква «Ы».
Цель:
-
Познакомить с буквой Ы и с правильным её написанием.
Учить делить слова на слоги, используя схему слова.
Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой.
Занятие 5.
Звук и буква «Э».
Цель:
Продолжать учить проводить звукобуквенный анализ слов.
Познакомить с гласной буквой Э и с правильным её написанием.
Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы: О, А, У. Ы.
Занятие 6.
Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА.
Цель:
Закреплять умение находить гласный звук в словах и обозначать его место на схеме.
Продолжать учить выполнять учебную задачу самостоятельно.
Занятие 7.
Звук и буква «Л». Чтение слогов: ЛА, ЛО, ЛЭ, ЛУ, ЛЫ.
Цель:
Познакомить с буквой Л как с согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
Познакомить с правилами написания буквы Л.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Занятие 8.
Звук и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение.
Цель:
Познакомить с буквой и с согласным звуком М, правилами её написания. Учить читать слоги: МА, МО, МУ, МЭ, МЫ.
Продолжать учить производить звукобуквенный анализ.
Познакомить с ударением и его обозначением.
Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.
Занятие 9.
Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов.
Цель:
Продолжать учить проводить звукобуквенный анализ.
Познакомить с буквой и с согласным звуком Н, правилами её написания.
Учить писать слова с помощью условных обозначений и букв.
Закреплять умение самостоятельно выполнять учебную задачу.
Занятие 10.
Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.
Цель:
Продолжать учить проводить звукобуквенный анализ.
Познакомить с буквой Р, с её условным обозначением и правильным написанием.
Познакомить со словесным составлением предложения.
Занятие 11.
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.
Цель:
Продолжать учить соотносить звук и букву.
Занятие 12.
Буква « Я». Чтение слогов, слов, предложений.
Цель:
Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат.
Учить писать букву Я.
Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Занятие 13.
Буква «Ю». Чтение слогов, слов.
Цель:
Продолжать учить детей проводить звукобуквенный анализ.
Познакомить с буквой Ю и с её условным обозначением.
Учить писать печатную букву Ю.
Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, с обозначением ударения.
Продолжать знакомить с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зелёный квадрат.
Занятие 14.
Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений.
Цель:
Познакомить детей с буквой Е и с её условным обозначением – красный квадрат, с её правильным написанием.
Учить составлять предложение из трёх слов по картинке и записывать его условными знаками.
Занятие 15.
Буква «Ё». Чтение слогов, слов.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с печатной буквой Ё, с её условным обозначением и написанием.
Продолжать знакомить с согласными: МЬ, ЛЬ, РЬ и с их условным обозначением – зелёный квадрат.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 16.
Звук и буква «И». Чтение слогов, слов.
Цель:
Познакомить с буквой И, с её условным обозначением и с правильным написанием.
Закреплять умение проводить звукобуквенный анализ.
Закреплять умение отгадывать загадки.
Продолжать знакомить с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ, и с их условным обозначением – зелёный квадрат.
Учить проводить фонетический разбор слов.
Занятие 17.
Закрепление пройденного материала.
Цель:
Закрепить умение писать гласные: Я, Ю, Е, Ё, И.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 18. Буквы Г, К. Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Чтение слогов, составление и условная запись предложения.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Знакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ.
Познакомить с буквами Г-К как письменными знаками согласных звуков.
Продолжать учить составлять предложения из трёх слов по сюжетной картинке и записывать его условными обозначениями.
Занятие 19.
Буквы «Д-Т». Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Чтение слогов, предложений.
Цель:
Познакомить с буквами Д и Т.
Закрепить умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зелёный квадрат.
Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.
Занятие 20.
Буквы «В-Ф». Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Чтение слогов, предложений.
Цель:
Познакомить с буквами В, Ф и тем, что они обозначают звуки В -ВЬ, Ф-ФЬ.
Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 21.
Буквы «З-С». Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Чтение слогов, слов.
Цель:
Познакомить с буквой З. С и с тем, что они обозначают звуки З- ЗЬ, С-СЬ.
Учить писать печатные буквы З, С.
Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 22.
Буквы «Б-П». Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, Чтение слогов, слов, предложений.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с Б-П, как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками БЬ-ПЬ.
Совершенствовать навык чтения слов и предложений.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 23.
Буква «Х». Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с буквой Х, с правильным её написанием и звуком Х-ХЬ.
Учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение).
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 24.
Буквы и звуки «Ж-Ш». Чтение слогов, слов.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с буквами Ж, Ш и тем, что они обозначают звуки Ж-Ш-звонкие и глухие.
Продолжать учить работать со схемами слов.
Учить писать печатные буквы Ж, Ш, писать слова.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов.
Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.
Занятие 25.
Буквы и звуки «Ч- Щ». Чтение слогов, предложений.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с буквами Ч, Щ и с их написанием, условным обозначением – зелёный квадрат.
Закрепить умение проводить фонетический разбор слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 26.
Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомит с согласным твёрдым звуком Ц, с её написанием.
Совершенствовать навыки чтения.
Продолжать учить проводить фонетический разбор слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 27.
Буква и звук «Й». Чтение слов, стихотворных текстов.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зелёный квадрат.
Учить писать печатную букву Й.
Закреплять умение писать слова знаками и буквами.
Занятие 28.
Буква «Ь». Чтение слов, стихотворных текстов.
Цель:
Познакомить с буквой Ь, с его смягчающей функцией.
Учить писать печатную букву Ь.
Совершенствовать навык чтения.
Учить писать слова.
Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.
Занятие 29.
Буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с печатной буквой Ъ, с её написанием.
Совершенствовать навык чтения.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 30.
Чтение слогов, слов, предложений.
Цель:
Продолжать учить писать названия предметов.
Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.
Учить отгадывать ребусы.
Занятие 31.
Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.
Цель:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа, фонетического восприятия.
Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы.
Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам.
Проводить фонетический разбор слов.
Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 32.
Алфавит, чтение стихотворения.
Цель:
Познакомить с алфавитом.
Закрепить умение писать пройденные буквы.
Совершенствовать навык чтения.
Занятие 33.
Закрепление пройденного материала.
Цель:
Продолжать учить составлять предложения из слов по сюжетной картинке.
Закрепить знания гласных букв и их написание.
Потренировать в чтении небольших текстов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Занятие 34.
Повторение пройденного материала.
Цель:
Закрепить знания согласных букв и их написание.
Совершенствовать навык чтения.
Определять слова по заданной схеме.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Требования к образовательной подготовке детей в последние годы стали существенно жестче, чем раньше. Сейчас в детском саду начинают изучать иностранные языки, музыку, логику, знакомятся с окружающим миром, начиная с четырех лет. Придя в первый класс средней школы, ребенок уже обладает значительным запасом знаний. Как влияет такая нагрузка на мозг детей, пока рано говорить. Определенные выводы можно будет сделать только через два-три десятка лет, когда по данной программе пройдут учебу несколько поколений. Тем не менее обучение грамоте в подготовительной группе является одним из важнейших элементов подготовки к школе, и ему уделяется много внимания. Педагоги считают, что, помимо знаний, ребенку нужно привить навыки учебной деятельности, только тогда он сможет воспринимать новый материал и эффективно его использовать.
Обучение грамоте в подготовительной группе: основные аспекты
Очень часто воспитатели и родители задаются одним распространенным вопросом: "Нужно ли заниматься с ребенком, который не достиг возраста 6 лет?" Некоторые думают, что до того, как начнется обучение грамоте в подготовительной группе, никаких попыток по развитию детей в плане чтения предпринимать не нужно.
Это мнение в корне ошибочно, так как основной функцией детского сада является И здесь очень важно начинать учебный процесс еще в старшей группе, то есть во второй половине дошкольного детства.
Известные педагоги, такие как Выготский Л. С., считают, что в возрасте до 5 лет воспитательная программа еще не должна носить резко дифференцированный характер, однако уже начиная с пяти лет нужно учитывать все особенности развития детского мышления и психики, применяя четкое разделение обучения по категориям. Только такой метод позволит добиться наиболее высоких результатов.
Исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов в сфере образования, показали, что при обучении крайне важно дать детям знания не только в одной определенной области, но предоставить им целую систему понятий и взаимосвязей. Для того чтобы дошкольники смогли воспринимать все новое и усваивать материал, необходимо использовать самые разнообразные методы воспитания.
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов.
Непременным условием грамотности ребенка, подростка и взрослого человека становится способность сопоставлять разные единицы фонетической действительности. Помимо этого, дошкольники должны выработать у себя специфические навыки речевой активности.
По большому счету, логопеды советуют начинать изучать звуки и буквы еще в старшей группе. Дело в том, что в возрасте от 4 до 5 лет у детей очень остро развито так называемое лингвистическое чутье. В этот период они впитывают в себя всю новую лексическую и фонетическую информацию, как губка. Но уже через год это чутье постепенно уменьшается. Поэтому лучше всего начинать пораньше обучение грамоте. В подготовительной группе звук и буква "М", к примеру, изучаются на протяжении нескольких занятий, а вот дети пяти лет усваивают эти познания всего за один-два урока.
Самый популярный метод обучения грамоте
Одним из истоков преподавательской деятельности стала книга Д. "Родное слово", изданная еще в 19 веке. В ней были изложены основные методики обучения детей грамоте. Так как чтение рассматривалось как один из важнейших элементов образования, вопросы его преподавания всегда были очень актуальными.
С этой книгой настоятельно рекомендуется ознакомиться, прежде чем начинать занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа - это самый сложный период подготовки детей к школьной программе, поэтому здесь нужно быть предельно внимательными к индивидуальным мыслительным и психологическим особенностям каждого ребенка. Методики, разработанные лингвистами и педагогами, помогут в этом.
Ушинский создал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, в основе которого лежит рассматривание букв не как отдельных элементов, а как составной части слов и предложений. Этот способ позволяет подготовить ребенка к чтению книг. К тому же он дает возможность пробудить у детей интерес к грамоте, а не просто заставить механически выучить и запомнить буквы. Это очень важно. Ушинский предлагает разделить весь процесс преподавания на три составные части:
1. Наглядное изучение.
2. Письменные подготовительные упражнения.
3. Звуковые занятия, способствующие чтению.
Эта методика не утратила своей актуальности и в настоящее время. Именно основываясь на ней, строится обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой является весьма насыщенной, знакомится с чтением именно в такой последовательности. Эти этапы дают возможность равномерно и постепенно представить ребенку всю необходимую информацию.
Обучение грамоте в подготовительной группе по Васильевой
Одна из методик, которая применяется в детском саду, была разработана в 20 веке. Ее автором стала известный педагог и логопед Васильева М. А. Она разработала несколько программ, по которым нужно заниматься. В их основе лежит закономерная последовательность, на которой должно базироваться занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа предназначена для уже довольно больших детей, способных многое понимать. Сначала их нужно научить выделять отдельный звук, а потом уже рассматривать его в текстовом сопровождении. Такой способ имеет много особенностей и преимуществ.
Как же проходит по методике Васильевой обучение грамоте в подготовительной группе? Звук и буква "М", например, преподносятся следующим образом: сначала воспитатель просто показывает изображения в различных вариантах (графическая картинка, объемная, яркая и разноцветная). Позже, когда это знание закрепится, можно переходить к следующему этапу. Преподаватель знакомит детей со словами, в которых эта буква содержится. Это позволяет не только выучить алфавит, но и усвоить основы чтения. Именно такая последовательность наиболее предпочтительна.
Психологические особенности обучения в детском саду
Прежде чем начинать рассматривать буквы и звуки с детьми, нужно понять несколько важных особенностей. Каковы психологические основы такого процесса, как обучение грамоте? "Подготовительная группа, - Журова Л. Е., автор многочисленных работ в рассматриваемой области, отмечает, - это необыкновенно пластичный материал, позволяющий воспринимать и воспроизводить самые разные понятия и модели поведения". Процесс обучения чтению во многом зависит от способов преподавания. Очень важно, чтобы воспитатель правильно нацелил детей и заложил в них основы подготовки к школе. Что является финальной целью и букв? Это чтение и понимание того, что написано в книге. Это очевидно. Но прежде чем понять содержание книги, нужно научиться его правильно воспринимать. Текст - это графическое воспроизведение нашей речи, которое потом преобразуется в звуки. Именно они должны пониматься ребенком. При этом очень важно, чтобы человек мог воспроизвести звук в любом слове, даже незнакомом. Только в этом случае можно сказать, имеет ли успех обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой включает в себя знакомство с русским алфавитом, должна стать фундаментом дальнейшей грамотности детей.
Способности ребенка по воспроизведению звуков
Когда младенец только появляется на свет, у него уже есть врожденные рефлексы. Одним из них является способность реагировать на окружающие звуки. Он отзывается на услышанные слова изменением ритма движений и оживлением. Уже на третьей-четвертой неделе жизни ребенок реагирует не только на громкие резкие звуки, но и на речь окружающих его людей.
Очевидно, что простое фонетическое восприятие слов не является залогом успешного обучения чтению. Речь человека необычайно сложна, и для того чтобы ее понимать, необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня мыслительной и эмоциональной зрелости.
Исследователи выяснили, что подавляющее большинство детей в возрасте от шести до семи лет еще не могут разложить слова на слоги. Поэтому обучение грамоте в подготовительной группе должно строиться в строгом соответствии с этими особенностями. Ни в коем случае нельзя давать ребенку задачу, с которой его мозг просто не в состоянии справиться в силу своей незрелости.
Непосредственный процесс обучения грамоте
Вопросами разработки программы знакомства дошкольников с буквами и звуками занимаются методисты каждого образовательного учреждения. Именно поэтому занятия в различных детских садах могут существенно отличаться. Но, несмотря на внешние расхождения, смысл учебного процесса един во всей системе образования. Он включает в себя три этапа, уже перечисленные выше.
Конечно, при непосредственном изучении букв преподаватель учитывает множество факторов: настрой детей в данный конкретный момент, их количество, поведение, а также другие важные мелочи, которые могут улучшить или ухудшить восприятие.
Значение звукового анализа в обучении чтению
В последнее время многие логопеды высказывают мнение, что методики, по которым проходит знакомство с грамотой, уже устарели. Они утверждают, что на этом этапе не так уж и важен. То есть сначала нужно просто добиться того, чтобы дети запомнили графическое изображение букв, не пытаясь воспроизвести их звучание. Но это не совсем правильно. Ведь именно произнося звуки, ребенок услышит их и сможет лучше воспринимать речь других людей.
Планирование обучения грамоте в подготовительных группах
Если попасть в дошкольное заведение в разгар дня, то может создаться впечатление, что там царит хаос. Дети играют небольшими группами, а кто-то вообще сидит на стуле и рисует. Но это не так. Как и все остальное, что происходит в детском саду, имеет свою программу и обучение грамоте. Подготовительная группа, планирование занятий в которой подчинено строгим рекомендациям Министерства образования, не является исключением. Программа составляется на учебный год, согласовывается с методистами и утверждается лицом, заведующим дошкольным учреждением.
Как составляются конспекты занятий
Обучение грамоте проходит не в произвольном порядке. Это на первый взгляд кажется, что воспитатель просто играет с детьми, но на самом деле это часть знакомства с буквами. Ход занятия определяется педагогом, а помогает ему в этом заранее подготовленный конспект. В нем указаны время, которое будет отведено учебе, тема, которая должна быть раскрыта, а также набросан примерный план.
Иностранный опыт обучения грамоте
Пока новые методики, которые разработаны зарубежными специалистами, не сильно внедряются в российскую систему Наиболее популярны два способа обучения, пришедшие к нам из других стран, - системы Монтессори и Домана.
Первый подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку и всестороннее творческое развитие. Второй предполагает изучение не букв и звуков в отдельности, а сразу слов целиком. Для этого используются специальные карточки. На каждой из них пишется слово. Карточка показывается ребенку на протяжении нескольких секунд, а также озвучивается то, что на ней изображено.
Сложно внедрить в муниципальных детских садах, так как количество воспитанников не позволяет уделять достаточно внимания каждому из них в отдельности.
Система Домана критикуется российскими логопедами, которые утверждают, что она применима для изучения английского языка, но не подойдет для русского.
Юлия Алаторцева
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе :
«Путешествие в страну Граматию »
Составила и провела :
учитель - логопед
Алаторцева Ю. Е
Возраст детей : 6 -7 лет (подготовительная группа ) .
Продолжительность занятия : 25 – 30 мин.
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» .
Виды детской деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте » .
Задачи :
Обучающие :
Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте .
Упражнять в дифференциации изученных звуков.
Упражнять в звуковом анализе слова.
Закреплять обобщающие понятия.
Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением .
Развивающие :
Развивать фонематический слух.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать внимание и воображение детей.
Развивать связную речь (монологические и диалогические формы) .
Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие :
Воспитывать любознательность, творческую активность.
Воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение.
Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Методы и приемы :
Наглядный : Показ, демонстрация , иллюстрации .
Словесный : Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой : Сюрпризный момент, игра.
Предварительная работа : Написание конспекта , подготовка атрибутов к занятию .
Словарная работа : Алфавит, слово, слог, гласный звук, согласный звук, буква.
Индивидуальная работа : Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Форма проведения : Игровая.
Используемые современные технологии : Здоровьесберегающие.
Оборудование :
Карта страны .
Картинки с изображением предметов.
Смайлики.
Светофорчики для звукобуквенного анализа.
Мантия для Грамоты .
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети заходят в группу , встают полукругом.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие . Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и с тем, что нас окружает.
– Здравствуйте!
– Здравствуй, небо! (Руки вверх.)
– Здравствуй, земля! (Присесть, руки вперед.)
– Здравствуйте, мои друзья! (встать, руки вперед.)
– 1, 2, 3, 4, 5 (Загибают пальчики на обеих руках.)
– Вместе мы в кругу опять.
II. Основная часть.
Воспитатель : Ребята, вы любите путешествия ?
Дети : Да.
Воспитатель : Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Граматию . В стране Граматии царствует волшебница Грамота . У меня есть карта этой страны , но так как это волшебная страна , то чтобы нам туда попасть, необходимо выполнить задание. И первое задание, как называется наше занятие ?
Катя : Наше занятие называется обучение грамоте .
Воспитатель : А наш веселый колокольчик зовет нас присесть за столы, чтобы отправиться в путешествие .
Дети садятся за столы.
Воспитатель : Посмотрите, ребята мы с вами оказались в стране Граматии .
И первый город называется Алфавитинск.
Воспитатель : Что такое алфавит?
Женя : Алфавит – это набор букв.
Воспитатель : Как вы думаете, кто живет в Алфавитинске?
Лиза : Здесь живут буквы.
Воспитатель : А что такое буквы?
Илья : Буква это символ обозначающий звук на письме.
Воспитатель : Чем буква отличается от звука?
Алеша : Буквы мы видим и пишем.
Воспитатель : Вот мы и вышли из первого города, и попали во второй город, который называется Звукоград. Как вы думаете, кто здесь живет?
Женя : Здесь живут звуки.
Воспитатель : Что такое «Звук» ?
Варя : Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель : Какие бывают звуки?
Маша : Гласные и согласные.
Воспитатель : Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.
Костя : А, О, И, У.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть с гласными звуками. "Сломанный телевизор"
Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и показывают соответствующий значок.
Воспитатель : Назовите согласные звуки, с которыми мы познакомились.
Ксюша : П, Т, К, М.
Воспитатель : Я еще с вами хочу поиграть. Придумайте слова с этими звуками.
Дети придумывают слова.
Воспитатель : Какими бывают согласные звуки?
Игорь : Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Воспитатель : В городе Звукограде есть три дома : Красный, Зеленый и Синий.
Как вы думаете, какие звуки живут в красном доме?
Ксюша : В красном доме живут гласные звуки.
Воспитатель : Какие звуки живут в синем доме?
Варя : В синем доме живут твердые согласные.
Воспитатель : Какие звуки живут в зеленом доме.
Арина : В зеленом доме живут мягкие согласные.
Воспитатель : А сейчас, ребята, определите первый звук вашего имени, возьмите соответствующую фишку со звуком и поселите в домик.
Дети подходят по очереди к доске расставляют буквы в домики.
Воспитатель : Молодцы!
Воспитатель : Теперь выйдя из города и попасть в другой город нам надо пройти «Словесный лабиринт» . Из чего состоят слова?
Катя : Слова состоят из слогов.
Воспитатель : Как мы определяем количество слогов в слове?
Даша : Можно определить хлопками, сколько хлопков столько и слогов.
Воспитатель : А есть правило, сколько в слове гласных, столько и слогов. Посмотрите у нас в лабиринте много слов, давайте посмотрим, какие это слова длинные или короткие? Слова : книга, карандаш, азбука, ручка.
Дети разбирают слова на слоги.
Воспитатель : А звуки у нас такие вредные, что то и дело попадают в словесный лабиринт, то в начало, то в середину, то в конец слова.
Воспитатель : Игра - «Определи место звука [К] в слове» :
Книга, карандаш, букварь, ручка.
Воспитатель : Итак, по лабиринту мы с вами попали в «Зеркальный город сказок» .
Физминутка :
Теперь немного отдохнём,
Физминутку проведем.
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
Воспитатель : Ребята, Волшебница Грамота узнала , что мы путешествуем по ее стране и решила проверить , хорошо ли вы усвоили грамоту , и подготовила вам задание . Отгадайте загадку :
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Вика : Это книга.
Воспитатель : Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» .
Дети работают самостоятельно, один ребенок у доски.
Воспитатель : Назовите, пожалуйста, первый звук в слове КНИГА.
Лиза : Звук [к].
Воспитатель : Кто даст характеристику этому звуку?
Ксюша : Звук [к] – согласный, твердый, глухой.
Воспитатель. Какого цвета круг мы подберем для этого звука?
Вика : Для этого звука синего цвета круг.
Появляется волшебница Грамота .
Грамота : Здравствуйте, ребята, я волшебница Грамота . Понравилось ли вам путешествовать по моей стране ?
Дети : Да.
Грамота : Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
Ответы детей.
Грамота : Ребята, а у вас на столах лежат смайлики, но они разные. Посмотрим. Чем они отличаются? (настроением : радость, задумчивость, грусть) . Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если трудно – грустного.
Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили мою грамоту , но я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее , и хочу подарить вам Букварь, а мне пора с вами прощаться. До свидания!
Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Задачи:- Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
- Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Ход занятия
Педагог:
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на стульчики.
Дети:
здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог:
Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети:
Ёж.
Педагог:
Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети:
У него острые иголки и его нельзя погладить.
Педагог:
А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети:
Ёж увидел гриб.
Педагог:
Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети:
В этом предложении 3 слова.
Педагог:
Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети:
Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог:
Давайте прохлопаем каждое слово. А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети:
Предложение состоит из слов.
Педагог:
Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети:
Три слова в предложении.
Педагог:
Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети:
Три прямоугольника.
Педагог:
Посмотрите на нашу схему внизу, чем она отличается от первой схемы?
Дети:
Во второй схеме есть черточка над первым словом и точка в конце.
Педагог:
Прямоугольник с чёрточкой означает начало предложения, а точка – конец предложения. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
Педагог:
А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. Что изображено на этой картинке? (Ёж несёт яблоко)
. Сколько слов в этом предложении?
Дети:
Ёж несёт яблоко. Три слова.
Педагог:
Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Найдите правильную схему для предложения: «Ёж несёт яблоко». Поставьте рядом с этим предложением галочку. А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Все правильно выполнили задание? Как вы думаете почему первая схема нам не подходит?
Ответы детей.
Педагог:
Все справились с заданием? Нарисуйте на своих карточках смайлик. Давайте ещё поиграем в игру «Посчитай не ошибись»
. Я буду называть предложение, а вы прохлопайте его, а затем назовите количество слов.
Наступила поздняя осень.
Ласточки пропали.
Выпал первый снег.
Скоро наступит Новый год.
Дети считают слова, хлопая в ладоши, и называют их в порядке следования предложений.
Педагог:
Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети:
Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог:
Ребята ежу пора возвращаться домой - в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
Воспитатель:
Незнайка пишет, что попал
в страну «Умников и умниц» где царствует царица
Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку
поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался
играть с царицей, потому что он не знает что такое
«речь» и «речевые игры». На что царица очень
рассердилась и приказала заточить Незнайку в
высокой башне, но пообещала выпустить его, если
мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания,
которые нам приготовила царица Грамота. Ну что,
вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы
детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания,
давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она
состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь
состоит из предложений. Предложения состоят из
слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги
состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все
задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и
вправо (дети выполняют движения язычком 3-4
раза).
А теперь проговорим скороговорку «Как у
горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети
проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро
и медленно).
1 задание: Звуковой анализ слова
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’
– согласный, мягкий, звонкий звук,
отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К
– согласный, твердый, глухой звук,
отмечаем синей фишкой.
А
– гласный звук, отмечаем красной
фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом
ставим черную фишку.
2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.
Физкультминутка
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
6 задание: Прочитай слово
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Молодцы!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.