Кир булычев приключения алисы главные герои. Энциклопедия сказочных героев: "Путешествие Алисы". Вариант описания для дневника читателя

Молокова Юлия

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Главные герои Сюжет Мое мнение Дата чтения Количество страниц
Кир Булычёв "Девочка с Земли" Алиса Селезнёва, профессор Селезнёв, механик Зелёный, капитан Полосков, космические пираты: Весельчак У, Крыс; 3 капитана Девочка из будущего, Алиса Селезнёва, отправляется в первое космическое путешествие. Она помогает своему отцу, директору космического зоопарка искать необычных животных с разных планет. Заодно героиня борется с космическими пиратами и раскрывает тайну Третьей планеты. Книга очень увлекательная, приключенческая. Читается на одном дыхании. Доступна и младшим школьникам, и подросткам. 2005 год 512 страниц

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко; 18 октября 1934, Москва - 5 сентября 2003, Москва) - советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой. Наиболее известен фантастическими повестями об Алисе Селезнёвой, девочке, живущей в конце XXI века.

Книги Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой

О книге "Девочка с Земли"

Имя героини писатель дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. В сборник, изданный издательством "Эксмо" вошли 3 повести: "Девочка, с которой ничего случится", "Путешествие Алисы", "День рождения Алисы". Самое известное среди них произведение - "Путешествие Алисы" - написано в 1974 году. По этой повести снят мультфильм "Тайна третьей планеты". Ссылки на источники информации Кир Булычёв

Викторина

Ментальная карта

Аудиокнига

  • Как создать музыкальную открытку с понравившейся цитатой (фрагментом из книги)

Видео по книге

Коллаж

Ну, теперь, - сказал Полосков, когда мы поднялись с планеты, на которой потеряли весь наш запас ананасов, - прямым ходом в систему Медузы. Никто не возражает?

Никто не возражал. Я хотел было возразить, но Алиса так на меня посмотрела, что я сказал:

В полете кораблем распоряжается капитан. Как скажет Полосков, так и будет.

Тогда нигде больше не будем задерживаться, - сказал Полосков.

Но через два дня нам пришлось задержаться и изменить курс.

Корабельная рация «Пегаса» приняла сигнал бедствия SOS.

Откуда он? - спросил я Полоскова.

Сейчас все узнаем, - сказал наш капитан, склоняясь над приемником.

Я уселся в свободное кресло на мостике, решил воспользоваться минутой, отдохнуть. Я с утра устал. У индикатора болел живот, и он менял цвета, как светофор на оживленном перекрестке. Паук-ткач-троглодит за недостатком сырья добрался до сонного снука в соседней клетке и состриг с него всю длинную шерсть, так что я снука и не узнал. Снук в результате простудился и кашлял на весь трюм. Пришлось сооружать изолятор. Говорун всю ночь бормотал на непонятном языке, охрип и скрипел, как несмазанная телега. Пришлось его отпаивать горячим молоком с содой. Кустики перессорились ночью из-за сливовых косточек и самому маленькому обломали сучья. Алмазная черепашка прорезала острыми гранями панциря дыру в двери, ведущей в машинное отделение, и пришлось снова запереть ее в сейф.

Я устал, но знал, что так всегда бывает, когда везешь коллекцию редких зверей. Все эти болезни, неприятности, драки и конфликты ничто по сравнению с кормежкой.

Правда, мне помогала Алиса, но она проспала, и утреннюю кормежку мне пришлось взять на себя.

Хорошо еще, что зверей пока было не очень много и в большинстве они могли дышать земным воздухом. Только под стеклянный ящик с бежевыми жуками пришлось подставить печку, потому что жуки привыкли жить в вулканах...

О чем он? Ах да, я задумался и совсем забыл - ведь мы получили сигнал бедствия.

Сигнал идет с планеты Шелезяка. Что же у них могло приключиться?

Полосков открыл последний том справочника планет и прочел вслух:

- «Планета Шелезяка. Открыта фиксианской экспедицией. Населена металлической культурой весьма низкого уровня. Есть предположение, что жители планеты - потомки роботов, спасшихся с неизвестного космического корабля. Отличаются прямодушием и гостеприимством. Однако очень капризны и обидчивы. Полезных ископаемых на планете нет. Воды тоже нет. Атмосферы нет. Ничего на планете нет. Если что и было, роботы все истратили и живут в бедности». Да, - сказал Полосков, - не очень интересная планета. Но что же у них случилось?

SOS, - продолжал твердить радиоприемник. - У нас эпидемия. Просьба помочь.

Придется свернуть с пути, - вздохнул Полосков. - Нельзя же оставлять в беде разумные существа.

И мы повернули к планете Шелезяка.

Только когда мы увидели из космоса серый, лишенный воздуха, гор и океанов шар планеты, Полосков наконец смог вызвать тамошнего диспетчера.

Что у вас произошло? - спросил он. - Какую помощь мы можем вам оказать?

Доктор? - удивился Полосков. - Но ведь у вас железная цивилизация. Может быть, выслать к вам механика?

Можно и механика, - согласились с Шелезяки. - Но доктора тоже.

Мы спустились на ровное, пыльное и пустынное поле космодрома. Давно ни один корабль не снижался здесь.

Когда пыль осела, мы спустили трап и вывели вездеход. Полосков остался на корабле, а Зеленый, Алиса и я поехали к длинному, низкому, скучному зданию космовокзала. Ни души, ни тени вокруг. Если бы только что с ними не разговаривали, никто бы не догадался, что на планете есть живые существа. На дороге валялась отломанная ржавая нога робота. Потом колесо с выломанными спицами.

Как-то грустно было ехать по такому запустению. Хотелось даже громко крикнуть: «Есть кто живой?»

Двери в космовокзал были раскрыты настежь. Внутри было также пустынно и тихо. Мы вышли из вездехода и остановились в дверях, не зная, куда отправиться дальше.

В большом сером динамике, подвешенном под потолком, послышалось шуршание, и уже знакомый скрипучий голос произнес:

Поднимитесь по лестнице до маленькой черной двери. Толкните ее, и она откроется.

Мы послушались и нашли узкую лестницу. Лестница была крутая и такая же пыльная, как и все вокруг. Она кончалась маленькой черной дверцей. Я толкнул дверцу, она не поддалась. Может, заперта?

Дай-ка мне, - сказал механик Зеленый.

Он нажал на дверь плечом, ухнул, и дверь с визгом растворилась. Зеленый не удержался и влетел внутрь.

Так я и думал, - сказал он мрачно на лету и врезался в сидящего за столом металлического жителя планеты.

Робот был тоже покрыт пылью.

Спасибо, что прилетели, - сказал робот, поднимая руку, чтобы помочь Зеленому подняться. - Я думал, что не захотите к нам прилететь. Не ожидал. Никто у нас не летает.

Но у вас очень слабая станция, - сказал я. - Мы услышали ее только потому, что пролетали мимо. Это чистая случайность.

А когда-то наша станция была сильнейшей в секторе, - сказал робот.

Тут что-то заурчало в его железном чреве, и он застыл с открытым ртом. Робот поводил руками и молча взывал о помощи. Я поглядел растерянно на Зеленого, и тот сказал:

Врач здесь не нужен.

Он подошел к роботу и ударил кулаком ему под подбородок. Рот с лязгом захлопнулся, и робот сказал:

Зеленому пришлось еще раз грубо обойтись с роботом. При этом он сказал:

Попрошу вас широко рот не открывать. Не вечно же мне стоять с кулаком над вами.

Робот кивнул и продолжал говорить, лишь чуть-чуть приоткрывая рот, чтобы не заело.

Я послал сигнал SOS, - сказал он, - потому что уже две недели меня никто не приходит сменить на дежурстве. Я подозреваю, что всех моих земляков хватил паралич.

А почему вы так думаете?

Потому что у меня самого ноги отнялись.

И давно вас поразила такая болезнь? - спросил я.

Нет, не очень, - сказал робот. - У нас вообще в последние годы были перебои со смазкой, но все-таки мы кое-как обходились. А после того как на нас рассердился один человек и проклял нас страшным проклятием, жуткий, таинственный паралич начал губить нас от мала до велика. И вот я, боюсь, последний более или менее здоровый робот на всей планете. Но паралич подбирается уже к сердцу. И, как видите, даже челюсть заедает.

Ну-ка, дайте я посмотрю. Может, все-таки вы забыли смазку обновить, - сказал с подозрением Зеленый.

Он подошел к роботу и откинул крышку у него на груди, сунул внутрь палец, и робот захихикал:

Щекотно!

Потерпите, - строго сказал механик. Он проверил у него шарниры на ногах и руках, выпрямился и сказал, вытирая платком руки: - Смазка есть. Ничего не понимаю!

И мы ничего не понимаем, - согласился робот.

Мы поехали в город. Мы заходили в дома - длинные скучные помещения с рядами одинаковых нар. На нарах лежали одинаковые роботы, покрытые пылью. На лбах их горели индикаторные лампочки. Это значило, что роботы живы. Роботы крутили глазами, но пошевелиться не могли. Наконец, так ничего и не поняв, мы вернулись на космовокзал и положили в вездеход тяжелого дежурного робота. Он хоть еще говорил. И мы отвезли его на «Пегас», чтобы разобрать его там и проверить, что за странная эпидемия поразила планету.

Робот сам помогал нам его развинчивать, давал советы, какую гайку крутить, на какую кнопку нажимать. Был робот запущен, грязен, но никаких особенных повреждений отыскать мы в нем не смогли. Вообще-то служебные роботы этого типа, давно снятые с производства в Галактике, строились на века и приспособлены были работать и в глубоком космосе, и в вулканах, и под водой, и под землей. Только их надо было время от времени смазывать, но это они сами отлично умели делать.

Наконец на большом рабочем столе в нашей лаборатории мы разложили части робота, а его голову положили отдельно, в углу, и подключили ее к корабельной электросети.

Ну что? - спросила голова робота, когда Зеленый кончил разборку его тела.

Зеленый пожал плечами.

Что же теперь делать? - спросила голова тихо. - Ведь погибает целая цивилизация.

Придется послать радиограмму на Землю или на какую-нибудь другую большую планету, - сказал я. - Пусть пришлют оттуда специальную экспедицию и специалистов по болезням роботов.

Ну какие у нас могут быть болезни! - воскликнула голова робота, и рот остался открытым.

Пришлось мне подойти и стукнуть его по подбородку.

Благодарю вас, - сказал робот. - Но оставлять нас без присмотра жалко. Ведь представьте себе, ни одного подвижного существа на целой планете. Первый же ливень или наводнение всех нас погубит безвозвратно - ведь мы даже не можем вытереться.

Но послушайте, - сказал я, - мы же не можем оставаться у вас, пока не придет помощь!

Но разве у вас важное дело? - спросила голова робота.

Я не успел ответить, потому что Зеленый сказал:

Чем черт не шутит. Попробую смазку сменить. Можно вас машинным маслом смазать?

Если хорошее масло, то можно, - ответила голова робота.

И тогда Зеленый начал протирать все детали и части робота и смазывать их нашим маслом.

А между тем робот спросил снова:

А что у вас за дело?

Мы собираем животных для Московского зоопарка, - сказал я. - Редких животных. Мы должны как можно скорее закончить экспедицию и вернуться домой. Ведь это очень сложно - везти с собой целый зоопарк.

Но если вы нам поможете, - сказала голова робота, - мы вам дадим наших животных. Таких нигде больше нет.

А что это за животные?

И тогда робот рассказал:

Когда-то, много лет назад, на этой планете потерпел аварию автоматический космический корабль, на борту его было несколько универсальных роботов. Они остались живы и построили себе хижину из обломков корабля. Потом они нашли на планете залежи железа и других металлов, нашли уран и много других полезных ископаемых. И тогда роботы начали строить себе детей, и мало-помалу роботов на планете развелось очень много.

Но роботы хоть и мыслят, но не умеют заглядывать в будущее. В те времена на планете были вода и воздух, трава и деревья. Но роботам дела не было до того, что творится вокруг. Они пользовались полной свободой и скоро понастроили на планете много заводов, и все заводы изготовляли роботов, а новые роботы строили новые заводы и изготовляли новых роботов. И так продолжалось до того дня, когда весь кислород на планете был израсходован в топках, все деревья были переведены на сараи для запасных частей, все звери перемерли, все горы были срыты до основания и все моря израсходованы на охлаждение двигателей. Кончились и полезные ископаемые. Остались на голой планете только роботы - много миллионов одинаковых роботов, которым вдруг стало нечего делать.

Пришлось тогда роботам кинуть жребий, и тех, кому не повезло, разбирали на запасные части или меняли на смазочное масло у пролетавших мимо кораблей или звездных бродяг. Так и жили роботы. Понемногу их становилось все меньше, но все равно на планете оставалось еще несколько миллионов бездельников. Решили было роботы построить космический корабль и полететь на какую-нибудь еще не заселенную планету, чтобы начать все дело сначала, но корабль построить они не смогли, потому что у них не было чертежей, а сами ничего изобретать они не умели. И так продолжалось до самого последнего дня. А потом на роботов напала странная эпидемия и всех их хватил паралич.

Но о каких животных вы говорите? - спросил я голову робота.

О роботных животных. Мы хотели, чтобы у нас все было как у людей. И когда мы поняли, что местные животные вымерли, потому что не смогли жить на пустой планете, мы сделали искусственных животных. Но потом нам стало не до них, и мы решили разобрать животных на запасные части для роботов. Таких теперь не делают. Но животные почувствовали опасность и убежали. До сих пор они бегают по ровным долинам планеты Шелезяка. И если вы нам поможете, мы поймаем для вас несколько совершенно необыкновенных железных животных.

Спасибо, - сказал я голове робота, а сам подумал, что такие животные вряд ли пригодятся нашему зоопарку, каждый школьник на Земле может построить механическую черепаху или электронного ежа.

Пока мы разговаривали с головой робота, Зеленый вытер все его части и смазал их заново. Потом привинтил роботу руки-ноги и нажал на красную кнопку. Мы все с волнением ждали, что произойдет. Робот неуверенно приподнял руку, потом сделал шаг вперед. Нога послушалась его. Он сделал еще один шаг, взмахнул сразу обеими руками, наклонился вперед, потом назад и начал плясать. Никогда в жизни мне не приходилось видеть пляшущего робота. Он чуть не опрокинул стол, чуть не отдавил мне ногу, и казалось даже, что робот от радости смеется.

Наплясавшись вдоволь, робот крикнул:

Спаси... - и замер.

Ведь в голове-то смазку ему не меняли.

Но на этот раз механик Зеленый не стал бить его кулаком по подбородку. Он просто влил ему в раскрытый рот банку масла.

Робот захлебнулся, что-то заклокотало у него внутри, рот закрылся, открылся вновь, и робот музыкальным, звучным голосом запел песню «Нам не страшен серый волк», которую, видно, подслушал когда-то очень давно.

Значит, все дело в смазке, - сказал робот, немного успокоившись. - Но ведь она была почти свежая. Мы ее меняли.

Зеленый, не сказав ни слова, набрал на стеклышко старой, снятой с робота смазки и отошел к микроскопу.

Все ясно, - сказал он через минуту. - Надо было догадаться с самого начала. В смазке завелись бактерии, которые превращают масло в наждачный раствор. Интересно, как же эти бактерии могли попасть в ваше масло?

Робот задумался. Мы все вместе перешли в кают-компанию, чтобы продолжить разговор. Робот все думал. Мы разлили себе чай, а перед роботом поставили баночку с подсолнечным маслом - большим лакомством для роботов. Робот рассеянно выпил баночку и продолжал думать.

Вдруг над его головой проснулся говорун. Он увидел нашего гостя и, широко раскрыв клюв, запел:

- «Нам не страшен серый волк...»

Мы очень удивились. Только робот не удивился. Он поднял голову и сказал говоруну:

Здравствуй, птица. Как ты себя чувствуешь?

Но говорун продолжал петь, размахивая крыльями, потому что ответить он ничего не мог - говоруны не очень умные птицы.

Вы знаете говоруна? - спросила Алиса.

Знаю, - ответил рассеянно робот. - Я сам его ремонтировал.

Как же вы могли ремонтировать живую птицу? - удивилась Алиса.

Несколько лет назад, - ответил робот, - эта птица прилетела на нашу планету из космоса. У нас в то время уже было мало воздуха и совсем не осталось местных животных. Но говоруну, если вы знаете, не обязателен воздух. Он может перелетать между планетами и не дышать по несколько недель и даже месяцев. Но этот говорун еле-еле долетел до нашей планеты. Кто-то напал на него в пути и тяжело ранил птицу. Мы выходили говоруна, откармливая его смазочным маслом, но одно крыло ему пришлось отрезать и заменить протезом.

Не может быть! - воскликнул я. - Неужели мы не заметили бы этого?

Посмотрите, - ответил с гордостью робот. - Мы очень хорошие мастера.

Я поднялся и подошел к говоруну. Птица словно догадалась, что мне нужно, и расправила правое крыло. Я ощупал его. Под перьями был металл. Робот сказал правду.

Вот видите, - сказал робот торжественно. - Даже вы не заметили.

А что было с птицей потом? - спросила Алиса.

Она прилетела к нам с системы Медузы, - сказал робот. - За ней кто-то гнался и хотел убить. Пока мы чинили птицу, она нам много рассказывала, и мы поняли, что кто-то потерпел аварию или попал в беду на одной из планет системы Медузы и птица спешит рассказать об этом другу того, кто попал в беду. Мы бы сами помогли, но у нас не было космического корабля.

И вы отпустили птицу?

Отпустили, - сказал робот. - Но мы старались ей объяснить, что она не долетит до того сектора Галактики, куда так спешила. Хоть искусственное крыло и не отличается от настоящего, очень далеко на нем не улететь. Но, к сожалению, птица нас не поняла. Она не очень умная птица. Но мы знали, что неподалеку от нас находится планета Блук, родной дом говорунов. И мы подумали, что говорун сможет долететь до дому. С тех пор я его не видал.

Вот видишь! - сказала мне Алиса. - Теперь ты не сомневаешься, что Второй капитан был жив и послал птицу за помощью?

Но с тех пор прошло четыре года, - ответил я. - Значит, он погиб.

Но я должен рассказать вам, - произнес робот, - о странном событии. Оно произошло совсем недавно. Месяц назад. Как раз за три дня до начала эпидемии. Я бы не вспомнил о нем, если бы не увидел говоруна... К нам на планету спустился небольшой черный корабль. С него сошел человек в шляпе. Мы думали, он хочет выменять у нас лишних роботов, но оказалось, что его корабль сломался и ему нужна была наша помощь... Мы с удовольствием помогли этому человеку...

Это был доктор Верховцев, - прошептала Алиса.

А когда его корабль был готов к полету, мы спросили его, не даст ли он нам смазочного масла или свежих газет в награду за работу. Но этот человек в шляпе очень грубо ответил нам, что мы ничего не получим. И мы должны быть ему благодарны, что он оставил нас в живых. И тогда я сказал ему: «Стыдно, пришелец! Я понимаю, что, когда мы помогли безмозглой птице говоруну и починили ей крыло, а она ничего не дала нам взамен, в этом нет ничего удивительного. Но вы - разумное существо и по внешнему облику происходите с Великой Земли. Стыдно!» А он тогда спросил: «Какому говоруну вы чинили крыло?» Я сказал, что это было почти четыре года назад и совсем не относится к делу. Но он настаивал, и я рассказал ему историю о раненой птице. Вы бы видели, как он разгневался! Он проклинал нас за то, что мы помогли этой птице, и, когда узнал, что она полетела на планету Блук, с проклятиями начал собираться в обратный путь. «Придется, - говорил он, - тратить время на проклятую птицу. А то еще проговорится». А ночью его видели у главной цистерны...

Какой цистерны?

Все ясно! - сказал робот. - Он подходил к главной цистерне со смазочным маслом! Он плохой человек, и он мог подсыпать в нее вредных бактерий...

Мы сказали роботу, что бактерии могли попасть на планету и другим путем, но робот мотал головой и ни о чем и слышать не хотел.

На прощанье мы дали роботу бочку со смазочным маслом, чтобы он мог привести в порядок хотя бы десяток роботов, и обещали, что, как только выйдем в космос, сразу пошлем радиограмму на ближайшую планету, чтобы оттуда роботам прислали корабль с маслом.

Когда робот ушел, мои друзья взволновались.

Скорее, - торопили они меня, - скорее в путь! Мы можем еще спасти капитана! Теперь уж нет никаких сомнений, что он попал в беду и доктор Верховцев очень боится, что кто-нибудь узнает правду.

Мне вообще стыдно за землян, - сказал мрачно Зеленый. - И пока мы не разгадаем эту тайну, я не смогу глядеть в глаза инопланетцам. Если среди жителей Земли нашелся такой подлый человек, наш долг - его найти и обезвредить. И в этом нам поможет Второй капитан, которого мы обязательно найдем. А звери подождут.

Я вздохнул и согласился, потому что и Алиса и Полосков были совершенно согласны с Зеленым.

Ладно, - сказал я. - Подчиняюсь большинству. Хотя и считаю, что ваши надежды основаны лишь на слухах и никакого Второго капитана мы в системе Медузы не найдем. Но как только мы убедимся, что произошла ошибка, то мы немедленно возвращаемся в центр Галактики и спешно собираем животных.

Готовить корабль к отлету! - сказал Полосков твердым голосом. - Зеленый, спуститесь в машинное отделение. Заводите супердвигатели.

Я подошел к иллюминатору, чтобы кинуть последний взгляд на пустынную планету, которую загубили, не подумав о том, что творят, деловитые роботы. И тут увидел, что к «Пегасу» по пыльному полю бежит наш знакомый робот. Он что-то нес в руках.

Я встретил робота у трапа.

Держите зверей, - сказал он. - Только обязательно смените смазку. Пока что они все парализованы.

Он высыпал к моим ногам груду каких-то металлических вещей.

До свиданья, - сказал он, глядя, как я убираю трап. - Если найдете этого вредителя в шляпе и не будете знать, что делать, отдайте его нам. Мы его смажем испорченной смазкой.

Робот засмеялся и зашагал по пыли.

Пока корабль разгонялся до космической скорости, я сменил смазку металлических зверей. Все-таки любопытно мне было поглядеть, какие робото-зверята водились на этой планете. И когда через два часа в лабораторию заглянул Зеленый, он чуть в обморок не упал от удивления. По полу лаборатории бегали зверьки на колесиках. Они пищали, дрались между собой и пытались карабкаться по стенам. Звери были страшненькие, но чем-то походили на мышей и кошек. Видно, когда роботы их строили, они вспомнили о настоящих кошках и мышах.

Я посадил робото-зверушек в железную клетку, но они иногда из нее вылезали и гонялись по коридорам за алмазной черепашкой.

Кир Булычев, "Путешествие Алисы"

Жанр: фантастическая сказочная повесть

Главные герои повести "Путешествие Алисы" и их характеристика

  1. Алиса Селезнева. Закончила второй класс.Умная и добрая девочка, решительная и сообразительная. Никогда не отступает и всегда находит выход из любой ситуации
  2. Профессор Селезнев, папа Алисы, просто биолог, которого больше всего интересует иная жизнь
  3. Зеленый, механик, большой пессимист.
  4. Полосков Геннадий, капитан, решительный и в то же время мягкий и добрый
  5. Весельчак У, самый толстый пират на свете. Внешне безобидный, но коварный и жестокий.
  6. Крыс. Самый жестокий пират-насекомое
  7. Первый капитан, Всеволод. Работал на Венере, бросился на помощь друзьям
  8. Второй капитан. Марсианин. Сидел четыре года в плену.
  9. Третий капитан. Флексианец. Умирал в плену
  10. Верховцев. Доктор и директор музея. Очень порядочный человек.
  11. Говорун. Птица умная, но не всегда говорит все, что нужно.
Кратчайшее содержание повести "Путешествие Алисы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Алиса, вместе с папой, отправляется на корабле "Пегас" на поиски редких животных
  2. "Пегас" посещает планету капитанов, но доктор Верховцев ведет себя странно и загадочно.
  3. Путешественники находят последнего Говоруна, за которым идет настоящая охота
  4. Говорун направляет путешественников в систему Медузы, но по пути они спасают роботов
  5. На третьей планете системы путешественники попадают в ловушку пиратов, но находят второго капитана.
  6. Алиса и первый капитан освобождают пленников и все вместе отправляются на Землю.
Главная мысль повести "Путешествие Алисы"
В мире столько тайн и загадок, столько чудесного и прекрасного, что человек должен забыть о войнах, о эгоизме и равнодушии, о деньгах, чтобы стать частью этой прекрасной и совершенной вселенной.

Чему учит повесть "Путешествие Алисы"
Эта сказка учит честности и доброте. Учит быть смелым, находчивым, отзывчивым. учит помогать другим людям и животным. Учит любить природу. Учит дружбе и верности. Учит взаимовыручке. учит тому, что в будущем человечество забудет что такое деньги и войны.

Отзыв на повесть "Путешествие Алисы"
Это замечательная и очень интересная повесть про девочку Алису. Мне очень нравится героиня этой повести, потому что она умная и красивая,она смелая и решительная. она умеет найти выход в любой ситуации и никогда не унывает. И еще потому, что Алиса верит в чудеса, которые все-таки случаются.
В этой повести есть экзотические животные, есть детективная тайна, есть космические пираты и есть верная дружба. Повесть держит читателя в напряжении с первой до последних минут.

Пословицы к повести "Путешествие Алисы"
Хорошо то, что хорошо кончается.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Тише едешь, дальше будешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ повести "Путешествие Алисы" по главам
Глава 1. Преступница Алиса.
Алиса ходит грустная и папа спрашивает ее в чем дело. Алиса просит у папы золотой самородок. Оказывается она с ребятами из класса решила поймать гигантскую щуку на золотую блесну и взяла самородок из школьного музея. Но щука откусила блесну.
И теперь Алисе нужно срочно вернуть самородок в музей, пока ее не выгнали из школы.
Папа говорит, что самородка у него нет, и когда Алиса уходит, звонит другу и просит достать самородок.
В это время приходят по очереди друзья и знакомые Алисы и каждый приносит золото, монеты и даже алмазы.
Наконец возвращается Алиса, которая тоже достала самородок.
Глава 2. Сорок три зайца
Селезнев занимается погрузкой "Пегаса" экипаж которого состоит из четырех человек - его, Полоскова. Зеленого и Алисы.
Предстоит погрузить много коробок и подарков, которые передают своим родственникам и знакомым земляне. Под конец приходит бабушка, которая хочет отправить огромный тортик.
Наконец все грузы распределены, остался резерв в 200 килограммом и "Пегас" пытается взлететь.
Космонавты решают выбросить часть груза из трюмов, но Алиса против. Вдруг Селезнев узнает, что на "Пегас" поступила жалоба, что он пытается вывезти детей на Луну.
Оказалось, что весь свой 3А класс Алиса спрятала в трюмах корабля.
Селезнев и Зеленый выгрузили 43 зайца.
Алиса расстроилась, что ее класс не попадет на матч века, а 3Б попадет, потому что летит на грузовой барже в мешках из-под картошки
Глава 3. Ты слышал о трех капитанах?
На Луне Алиса побежала на футбольный матч, а профессор Селезнев встретил в ресторане своего друга - Громозеку с планеты Чумароз. Узнав, что Селезнев ищет редких животных, Громозека советует ему посетить планету капитанов, где собираются создать музей трех капитанов.
Он напоминает Селезневу о подвигах капитанов и рассказывает, что в настоящее время Первый капитан трудится на Венере, которую перетаскивают ближе к Земле, Второй погиб, а Третий еще не вернулся из соседней галактики.
Приходит Алиса и сообщает о победе землян. Громозека радуется девочке и поднимает ее. Зеленый бросается спасать Алису и оказывается подвешен на люстру.
Глава 4. Пропали головасты
"Пегас" залетает к разведчикам Малого Артура и разведчики устраивают путешественникам торжественную встречу. А узнав про поиск животных, дарят Селезневу двух головастов, метровых рептилий, которых надо держать в бассейне.
К утру головасты увеличились в два раза, а к вечеру следующего дня выросли до трех с половиной метров.
На следующее утро Селезнев с опаской подходил к бассейну, но бассейн оказывается пустым. Только старые сброшенные тела головастов плавали в воде.
Космонавты стали обыскивать корабль, но вылупившиеся головасты не находились. Наконец Алиса сжалилась над взрослыми и предложила найти головастов.
Она привела всех к бассейну и показала трех маленьких лягушек, в которых превратились огромные головасты.
Глава 5. Советы доктора Верховцева
"Пегас" прилетел на планету капитанов и экспедицию сердечно приветствовал доктор Верховцев, хранитель музей. Он показал космонавтам статую капитанов - землянина, марсианина и фиксианца. На плече одного из капитанов сидит птица.
Селезнев рассказывает Верховцеву, что они ищут редких животных и хотели бы ознакомиться с дневниками капитанов. А Алиса прямо говорит, что хотела бы поймать птицу, которая показана на плече капитана.
Верховцев пугается и лезет под диван за шляпой. Оттуда он говорит, что дневников нет и ничем помочь он не может. Потом Верховцев вспоминает про разные планеты и их обитателей и наконец говорит о Пустой планете с ее загадочной жизнью и рассказывает про склиссов.
Глава 6. Кустики
В последний момент Верховцев вспоминает про кустики и рассказывает космонавтам интересную историю. Как Третий космонавт заблудился в песках далекой планеты и пошел на странные звуки. Оказалось это пели кустики, местная форма жизни. Кустики указали капитану воду и спасли жизнь.
Экспедиция отправилась на восьмой спутник Альдебарана.
Кустики они нашли быстро и взяли с собой три растения.
Уже в полете Зеленый услышал пение - это пели кустики. А потом кустики появились в дверях и пошли на испуганных людей. Профессор Селезнев вооружился шваброй и пытался загнать кустики обратно в трюм.
Зеленый побежал за огнеметом, а Алиса попросила папу немного задержать кустики.
Когда кустики вырвали швабру из рук Селезнева, вернулась Алиса и сразу нырнула в кустики. Кустики моментально успокоились, а Селезнев увидел, что Алиса просто поливает их.
Кустики просто хотели пить, а они пели всегда, когда испытывали жажду.
Глава 7. Загадка пустой планеты
"Пегас" летит на Пустую планету и не может найти ее по указанным координатам. Поэтому космонавты связываются с другим кораблем, и женщина-астронавт сообщает им, что они летят правильно, а доктор Верховцев замечательный старик. Также она говорит, что на Пустой планете много рыбы, но нет животных, и что она ищет живую туманность.
"Пегас" сел на Пустую планету и Зеленый сразу отправился ловить рыбу. Он быстро наловил целое ведро.
На следующее утро Селезнев увидел, что небеса планеты кишат птицами. Зеленый отправился на рыбалку, но в море не было ни одного живого существа.. В это время поднялся сильный ветер и птицы тоже исчезли. Зато по траве запрыгали маленькие звери, похожие на зайцев. Потом оказалось, что степь просто кишит зверьем.
Скоро пошел дождь. Селезнев с Алисой отправились в степь, ловить зверей, но биоискатель показал, что никаких животных вокруг нет.
Космонавты пребывали в растерянности, но Алиса раскрыла загадку планеты. Она сбегала с ведерком к озеру, зачерпнула воды и принесла в ведре рыбку. Оказалось, что когда идет дождь, обитатели планеты превращаются в рыб, когда светит солнце - в птиц, а когда дует ветер - в животных.
Глава 8. Что рассказали ушаны
"Пегас" прибывает на планету Блук, где проводится базар. На планете жили ушаны - разумные существа, у которых было три больших уха. Стражники-ушаны рассказали космонавтам печальную историю.
Оказалось, недавно какой-то человек стал продавать белых червяков, которых с удовольствием покупали все владельцы животных. Но оказалось, что червяки размножаются с огромной скоростью и скоро большая часть планета оказалась погребена под слоем червяков. Проблему решил торговец Крабакас, который напустил на червяков птиц едулок, которые съели всех червяков.
Поэтому теперь все корабли с Земли строго досматривали, ведь торговец с червяками был землянином. Стражники показали космонавтам фото и они узнали доктора Верховцева.
И тут ушаны вспомнили, что у них истребили всех говорунов.

Глава 9. Нам нужен Говорун
Селезнев и Алиса ищут гостинцу для людей и замечают в окнах третьего этажа силуэт доктора Верховцева. Они торопятся подняться, но находят пустую комнату. А появившийся толстый улыбающийся человечек в черном костюме сообщает им, что постоялец ушел.
Базар на планете поражал размерами и обилием разных форм жизни. Иногда было трудно понять, кто кого продает. Так, профессор Селезнев ошибся и спросил сколько стоит птица, когда оказалось, что это именно птица продает шаровика.
Алиса заинтересовалась невидимыми рыбками в аквариуме, но Селезнев не верит, что там что-то есть. Он просовывает руку в аквариум и болтает в воздухе. Торговец заливается слезами, ведь профессор распугал всех его воздушных невидимых рыбок, разорил его. Алиса укоряет отца в черствости. На прощание торговец дарит Алисе шапку-невидимку.
В это время под ноги путешественникам бросается странное существо на тонких лапках, постоянно меняющее цвет. Это индикатор, который в зависимости от эмоций становится разного цвета.
Его ловит двухголовая змея, которая возмущается, что Селезнев продает собственную дочь, потом возмущается, что Алиса торгует своим отцом, и наконец дарит индикатор Алисе.
Алиса видит канарейку в клетке, которую несут ушаны. Но ушаны говорят, что хотели купить говоруна, да только их совсем не осталось. Кто-то истребил всех говорунов и Алиса говорит, что им нужен говорун.
Глава 10. Мы купили Говоруна
Никто не может продать космонавтам говорунов. Крабакас рассказывает, что эти птицы не просто говорят, они умеют летать меж звезд. За ящиками прячется ушан, который принес на базар говоруна. Алиса узнает птицу, которая сидела на плече капитана.
Ушан говорит, что кто-то преследует его и стремится украсть говоруна или даже убить его. Он указывает на доктора Верховцева.
Селезнев и Алиса покупают Говоруна и несут его по площади. Все вокруг удивляются, а говорун на русском языке говорит фразы, которые слышал от Капитанов.
Навстречу Селезневу выходит старый знакомый толстяк и требует продать или отдать говоруна. Селезнев уже хочет обратиться к полиции, но толстяк скрывается.
Тут появляется Селезневу доктор Верховцев и сует руку в карман. Он вооружен.
Селезнев зовет на помощь Полоскова. В это время показываются многочисленные коллекционеры марок и Верховцев отступает.
Глава 11. Курс к системе Медузы
На корабле космонавты решают, что говорун тот, самый, что был у Капитанов. Приходит толстяк и дарит им алмазную черепашку, сообщая, что его зовут Весельчак У.
Говорун предлагает держать курс на систему Медузы.
Селезнев решает лететь в систему Медузы, но сперва залететь на Шешинеру и посмотреть на слиссов. В это время черепашка пытается убежать, и космонавты запирают ее в сейф.
Глава 12.Такое печальное изобретение
"Пегас" прибывает к планете Шешинера и в холодильнике Селезнев находит зеленого человечка, который ест ананас. Следом появляется второй, потом третий зеленый человечек и все берут ананасы. Селезнев вызывает Полоскова, но в холодильнике уже пусто и ананасов уже нет.
Алиса просит простить зеленых человечков, в которых она узнает жителей планеты.
"Пегас" садится на планету и его встречает толпа с транспарантами, все приветствуют Алису.
Пожилой зеленый человечек рассказал, что когда-то на планете изобрели пилюли, которые позволяли перемещаться во времени. Это привело к беде. Все стали возвращаться в прошлое, чтобы пережить приятные моменты, а настоящее никого не интересовало.
Человечек исчез и вернулся с ананасом, который он взял вчера в холодильнике "Пегаса". Он сказал, что все на планете благодарят Алису за то, что она вчера заступилась за них.
Потом Селезнев спросил про склиссов, но человечек сказал что они все равно от них откажутся и исчез.
Селезнев увидел корову, которая взлетела и перелетела на другую сторону улицы. Он спросил у зеленого мальчика, чей это склисс. Мальчик ответил, что ничей, и Селезнев взял склисса на "Пегас".
Глава 13. Парализованные роботы
По пути в систему Медузы "Пегас" принимает сигнал бедствия с планеты Шелезяка, населенной роботами. Путешественника садятся и находят одного чуть живого робота. Робот рассказывает, что на планете эпидемия.
Зеленый стал копаться в роботе, но ничего не нашел, тогда он решил сменить ему смазку. Робот, узнав, что экспедиция ищет животных, предлагает им животных-роботов, но Селезнев считает, что такие животные ему не нужны.
После замены смазки робот приходит в себя. Зеленый говорит, что в смазке поселились бактерии, которые превращают ее в ржавчину.
Робот узнает говоруна и здоровается с ним. Оказывается раненый говорун получил помощь на планете - роботы заменили ему крыло протезом.
А потом прилетел человек в шляпе и жутко ругался, когда узнал, что роботы помогли говоруну. И потом его видели у цистерны со смазкой. Это снова был доктор Верховцев.
На прощание робот подарил путешественникам несколько маленьких роботов-зверей, которые сразу стали гоняться по коридору за алмазной черепашкой.
Глава 14. Погоня за леди Винтер
"Пегас" садится на пустынную вторую планету системы Медузы и Говорун предупреждает, что следует остерегаться миражей.
Потом Селезнев видит на поле двух мужчин и одну женщину. Алиса сразу их узнает - это Портос, Д"Артаньян и леди Винтер. Именно про них она читала вечером.
Путешественники понимают, что это миражи. Они видят березы, траву, потом самих себя, доктора Верховцева, который оказывается знаком с Весельчаком, и наконец Капитанов.
Профессор Селезнев берет с поверхности камушки и приносит на "Пегас". Он знакомит экипаж с жителями планеты, которые могут создавать миражи. В каюте появляется мираж Второго капитана, а говорун сообщает, что искать его надо на третьей планете.
Глава 15. Птенец птицы Крок
На третьей планете было много лесов и различного зверья, в небе летали огромные птицы. Полосков отправляет в полет разведчика, но тот очень быстро замолкает, и Полосков на катере летит его искать.
Селезнев видит, как Алиса идет за говоруном к лесу и вдруг ее хватает птица крок.
Он зовет на помощь и к нему спешит Полосков. Они на катере летят к горам, где находится гнездо птицы крок.
Там они видят множество гнезд и в одном из них замечают Алису. Птица пытается накормить девочку рыбой, она принимает Алису за своего птенца.
Селезнев и Полосков забирают Алису, а она показывает им найденную в гнезде табличку с надписью "Синяя чайка".
Глава 16. Зеркальные цветы
Селезнев с Алисой долго идут через лес за Говоруном. И вот они оказываются на поляне, заросшей цветами-зеркалами. Алиса смотрит на свое отражение. Потом Полосков проверяет поляну металлоискателем, но никаких следов "Синей чайки" не находит.
Космонавты рвут цветы и несут букет на "Пегас".
Зеленый смотрится в цветок, но он отражает не его, а Алису.
В это время снаружи стучит клювом Говорун. Его запускают и он говорит голосом второго капитана: "Больше держаться нет сил. Скоро ли придет помощь?"
Глава 17. Мы смотрим в прошлое
Путешественники смотрят в цветы и видят, что все в них движется наоборот. Они понимают, что видят обратную запись событий, которые произошли в прошлом.
Вдруг они видят Верховцева и Весельчака. Те о чем-то спорят, а за ними виден силуэт космического корабля.
Селезнев и Алиса летят на поляну, но поиски не увенчаются успехом. Они возвращаются и Зеленый предлагает срезать слой зеркала с цветка, чтобы посмотреть, что было в прошлом. Постепенно срезая слой за слоем они замечают, что на всю поляну занимает огромный люк.
В это время индикатор толкает Зеленого под руку и зеркало разбивается.
Космонавты идут в кают-компанию, чтобы взять другой цветок и видят, что все цветы разбиты, а птица Говорун исчезла.

Глава 18. Шпион
Полосков в это время облетал планету и ничего не находил. Селезнев проверил люк корабля и обнаружил, что тот открыт. Он замечает говоруна, который толкает по земле алмазную черепашку.
Селезнев берет черепашку на руки и возвращает ее на корабль. Они с Зеленым не понимают, кто мог открыть люк, но тут Зеленый видит в клюве черепахи ключ от люка.
Он берет черепашку и осматривает ее. Потом поддевает панцирь и тот открывается. Черепашка оказывается хитроумным роботом. Черепашка оказалась шпионом и космонавты понимают, что Верховцев и Весельчак хотели получить ключ от корабля, чтобы захватить его.
Глава 19. Где девчонка?
Полосков решает перегнать "Пегас" на зеркальную поляну. Тут рядом садится другой корабль и из него выбегает Верховцев, он машет космонавтам рукой. Полосков стремительно стартует.
Алиса говорит, что Верховцев был без шляпы.
"Пегас" садится на зеркальную поляну, где повсюду лежат разбитые зеркала, и вдруг проваливается.
При аварийной посадке никто не пострадал и путешественники решают выяснить, куда они провалились. Они выходят из корабля и исследуют пещеру. Вокруг камень и темнота. Но в лучах фонариков они видят силуэт космического корабля рядом. Это "Синяя чайка".
Вдруг вспыхивает яркий свет и звучит команда бросить оружие и не двигаться. С двух сторон приближаются четыре пирата, среди них Верховцев в шляпе и Весельчак.
Путешественники оказываются окружены.
Пираты надевают на космонавтов наручники, но вдруг замечают, что Алисы рядом нет. Девочка исчезла.
Глава 20. В плену.
Алисы нигде нет, а черный человек находит в корабле Говоруна и спускается по трапу. Верховцев командует свернуть Говоруну шею, но черный человек вдруг падает и выпускает птицу. Говорун стремительно улетает.
Весельчак обращается ко Второму капитану и требует, чтобы он вышел из корабля. Он угрожает убить профессора и его спутников.
Капитан обращается к профессору Селезневу.
Он рассказывает, что Третий капитан, который летал в другую галактику, возвращался оттуда с формулой галактия, универсального топлива, и просил, чтобы Второй капитан встретил его здесь. Третий капитан был сильно болен.
Но пираты перехватили это сообщение и устроили ловушку. Они тоже охотились за галактием. Пираты захватили Третьего капитана и наверное убили.
Пираты собираются убить профессора Селезнева и Второй капитан собирается выйти.
Он выпрыгивает из корабля и стреляет из бластера, но пираты окружают его, а Весельчак заносит нож над горлом Селезнева.
И вдруг звучит команда бросить оружие. С двух сторон идут доктор Верховцев без шляпы, Первый капитан и даже Алиса.
Глава 21. А в это время..
Алиса еще на "Пегасе" обнаружила, что шапка-невидимка действительно существует, и когда на них напали пираты, решила ей воспользоваться. Она надела шапку и исчезла.
Она подставила подножку пирату и тот выпустил Говоруна. Потом Алиса бежала по коридорам за Говоруном, и в какой-то камере услышал слабый стон. Потом Говорун вывел ее на поверхность.
А там она видит космический корабль и доктора Верховцева. Но рядом с доктором Первый капитан и Говорун радостно садится ему на плечо.
Алиса пытается предупредить Капитана, что Верховцев предатель, но Капитан отметает эти обвинения. Верховцев все время был с ним, а в подземелье кто-то другой, кто только выдает себя за Верховцева.
Тогда Алиса снимает шапку невидимку и знакомится с Первым капитаном.
Они спешат на помощь попавшим в беду товарищам.
Глава 22. Толстяк врет
Пираты сдаются и Верховцев наступает на своего двойника. Он дергает за застежку молнии и под внешностью человека открывает страшное насекомое. Весельчак кричит, что это главный пират, Крыс. Крыс протыкает себя собственным жалом и делает вид, что умер.
Но Весельчак говорит, что Крыс просто без сознания. Тогда его решают посадить в клетку.
Весельчак говорит, что он честный пират и торгуется, чтобы открыть секрет ловушки. Но никаких переговоров с ним капитаны не ведут.
Первый капитан рассказывает, как он с Верховцевым искал и "Пегас", и Второго капитана.
Наконец Весельчак открывает ловушку и все собираются уходить. И тут Алиса вспоминает про стон, который слышала.
Глава 23. Пленник в подземелье
В клетке космонавты находят чуть живого Третьего капитана. Тот совсем плох, но радуется своим друзьям. И в этот момент он умирает. Селезнев разрезает ему грудь и начинает напрямую массировать сердце. Наконец сердце забилось.
Третьему капитану делают укрепляющие уколы и выносят на свежий воздух. Его жизнь уже вне опасности. Все радуются, что три капитана снова вместе и снова скоро будут бороздить просторы космоса.
Глава 24. Конец путешествия.
Когда Третий капитан немного поправился, все начинают готовиться к обратной дороге. И в этот момент появляется еще один корабль.
Пилот корабля отказывается от помощи и по голосу Первый капитан узнает свою жену Эллу. Оказывается, она все-таки поймала свою живую туманность и теперь главное не опустить ее.
Совместными усилиями туманность сажают на землю и в нее тут же прячется Весельчак.
Пока Элла и Сева, как оказывается зовут Первого капитана, выясняют отношения, Весельчак вдруг бросается бежать. Но его ловит птица Крок и уносит.
Однако Весельчак так вертится, что птица его роняет, и Весельчак падает где-то за камнями.
А туманность благополучно сбегает и ее вторично ловят только у планеты Шелезяка.
Потом туманность отвозят на Землю, где ее помещают на Луне в кратере.
Все прощаются и желают друг другу самого лучшего.
Капитаны обещают Алисе взять ее в другую галактику, когда девочка подрастет, а она обещает взять с собой папу.

Рисунки и иллюстрации к повести "Путешествие Алисы"

Шрифт:

100% +

© Кир Булычев, наследники, 1974

© Ройфе А. М., вступительная статья, 2010

© Мигунов Е. Т., наследники, иллюстрации, 1974

© Борисов А. А., рисунки на переплете, 2010

© Оформление серии. ОАО «Издательство «Детская литература», 2010


1934-2003

Жил веселый человек…

В жизни звали его совсем даже не Кир Булычев, а Игорь Всеволодович Можейко. И очень долго коллеги по работе в Институте востоковедения Академии наук не догадывались, что их друг, специалист по истории страны Бирмы, которая сейчас называется Мьянмой, в свободное время пишет смешные и увлекательные книжки для детей. А сам Игорь Всеволодович не хотел им говорить.

Наверное, вас это удивило. Наверное, вы подумали: ишь какой стеснительный! Уж мы бы на его месте не стали скромничать, пусть бы все узнали о наших достижениях!

Вы подумали так потому, что живете совсем в другое время и совсем в другой стране. А когда Кир Булычев начинал писать свои книжки, он совершенно серьезно опасался, что принесут они ему не только славу, но и крупные неприятности. Ведь он работал в научном учреждении, и не сказать, чтобы числился на таком уж хорошем счету. Не потому, конечно, что он был плохим ученым – ученым он как раз был замечательным, написал несколько книг о своей любимой Бирме, защитил диссертацию и стал доктором наук. Но Игорь Можейко очень не любил так называемые общественные нагрузки. Не ездил на овощебазы (а ученых тогда запросто отправляли на овощные базы, поскольку люди, которые там работали, почему-то годами не могли научиться работать хорошо и со своей работой не справлялись). Не ходил на профсоюзные собрания. И вообще больше всего ценил свою семью, своих друзей, свой труд, свои увлечения.

Сейчас нам это кажется нормальным. А в то время за такие взгляды могли обозвать «индивидуалистом» или даже «частником». И это могло человеку дорого обойтись, вплоть до увольнения с работы.

Неудивительно, что для первого же своего фантастического рассказа, который назывался «Когда вымерли динозавры» и был напечатан в журнале «Искатель» в феврале 1967 года, Игорь Можейко подобрал себе литературное имя, или псевдоним. Жену его звали Кира, а фамилия матери была Булычева. Так и появился Кир Булычев.

С этим рассказом вообще смешная история получилась. В журнале должен был выйти совсем другой рассказ – переводной, американского автора. Но цензура этот рассказ запретила. Было тогда в нашей стране такое учреждение – руководители страны с его помощью указывали, что можно читать населению, а что – ни в коем случае.

Итак, рассказ цензура запретила, а цветную обложку к журналу уже напечатали, и на ней – иллюстрация к запрещенному рассказу. Стул, на стуле банка, в банке – динозавр. И обложек таких напечатали целых 300 тысяч!

Что было делать? Отправлять обложки в макулатуру и печатать новые? Да, можно было и так. Но это на какие дополнительные расходы пришлось бы пойти! Вся редакция наверняка осталась бы без премий да еще и выговоров бы наполучала. Тут-то Кир Булычев и предложил своим друзьям в редакции за ночь написать по рассказу, который подошел бы к той обложке. Все с ним согласились, но задачка эта оказалась по силам только самому Булычеву. Он написал о том, что в Москву пришла телеграмма с Дальнего Востока: динозавры не вымерли и один из них пойман. Тут начинается суматоха, срочно организуют железнодорожную платформу для перевозки динозавра, и вдруг в Москве появляется корреспондент, отправивший телеграмму. В его руках банка, в которой сидит динозаврик. «Динозавры не вымерли, – говорит корреспондент, – но сильно измельчали».

Рассказ срочно поставили в номер, премии для редакции были спасены, а в отечественной фантастике появился новый автор.

Так, по крайней мере, написал об этом в своих мемуарах сам Кир Булычев.


Но прежде чем стать писателем, Игорю Можейко пришлось пережить очень многое. Когда началась Великая Отечественная война, ему было семь лет. Вместе с мамой и младшей сестрой его отправили из Москвы в эвакуацию на восток. Поезда шли очень медленно, иной раз по полдня стояли в степи. Во время одной из стоянок семья Можейко чуть не отстала от поезда, когда машинист неожиданно дал отправление и вышедшим погулять людям пришлось догонять свои вагоны. И все-таки Игорь и его родственники доехали до места назначения.

Сперва они жили в поселке Красный Бор, а потом – в небольшом городе Чистополе. Жили голодно и холодно: страна воевала, о личном комфорте можно было только мечтать. И случилось так, что Игорь серьезно заболел: у него воспалилось сердце. По-научному это называется «ревмокардит». Полгода он пролежал в постели, потому что вставать ему строго-настрого запретили врачи. Но потом все-таки поправился, окреп и в 1942 году смог вернуться в Москву и пойти в школу.

Много лет спустя, уже в новом веке, сердце все-таки подведет Игоря Всеволодовича. Сначала закапризничает, а потом и вовсе остановится. Но это случится еще нескоро, а пока маленький Игорь ходит в школу и читает книжки. Книжки самые разные, но лучше других запоминаются почему-то приключенческие и фантастические. Луи Буссенар, Жаколио, Александр Беляев, Сергей Беляев, Иван Ефремов, Алексей Толстой. Если еще не читали этих авторов, непременно прочтите! Настоящая литература никогда не устаревает, настоящие герои живут вечно. И среди них – герои Кира Булычева, конечно.

Правда, до того, как Игорь Всеволодович сам взялся за перо, произошло два важнейших для него события. Во-первых, он все детство мечтал стать художником, но поступил в итоге в Институт иностранных языков на переводческий факультет. И выучил там английский. А во-вторых, он рано женился, и его вместе с женой, как и семьи еще пятерых женатых переводчиков, командировали в Бирму, где советские специалисты строили Технологический институт, гостиницу и госпиталь.

Бирма Булычева слегка разочаровала. Оказалось, что в столице страны, городе Рангуне, слоны по улицам вовсе не бродят, а река Иравади не только полноводная и мощная, но еще и мутная и грязная.

Зато в Рангуне Игорь Можейко наткнулся на магазинчик английской книги с огромными запасами фантастики. А еще он мог там читать свежие номера журнала «Гэлакси» («Галактика»). В ту пору там печатались Айзек Азимов, Артур Кларк, Клиффорд Саймак, Роберт Шекли и Рей Брэдбери. Они еще не считались бесспорными классиками, они были молоды и полны идей. И почти каждый день Игорь Можейко, быстро разобравшись с неотложными делами строительства на таможне или на складе, заходил в этот магазинчик и проводил в нем долгие часы.

Когда через два года срок командировки подошел к концу, Игорь Всеволодович мог считаться, наверное, самым большим знатоком англоязычной фантастики в СССР. Фантастика скопилась в нем и ждала только повода выплеснуться на бумагу.

Таким поводом стала оставшаяся «бесхозной» обложка журнала «Искатель». Впрочем, об этом вы уже знаете.

Всю фантастику, которую писал Кир Булычев, сам он делил на три части. Во-первых, фантастика «нормальная», серьезная, «научная». Во-вторых, фантастика пародийная – новеллы о придуманном городке Великий Гусляр. В-третьих, фантастика для детей и подростков – повести об Алисе Селезневой и ее друзьях.

Лучше всего его знали, конечно, по повестям об Алисе. Тому была одна простая причина: эти повести очень охотно издавали. Они не вызывали никаких вопросов у тогдашнего руководства страны, потому что рассказывали о светлом и хорошем будущем. Конечно, они прежде всего талантливы, именно поэтому их любят читать сегодняшние дети и наверняка будут читать завтрашние. К тому же детских фантастов в СССР почти не было. Кроме Кира Булычева можно вспомнить только Владислава Крапивина, остальные же фантасты для детей писали редко и неохотно.

И складывалась такая ситуация. Приходил Кир Булычев в свое любимое издательство «Детская литература» и предлагал включить в план книгу взрослой фантастики. А в издательстве ему со вздохом отвечали: «Знаете, сколько у нас взрослых фантастов в очереди на издание стоит? А вот детских опять нету. Вы напишите нам еще одну книжку об Алисе, пожалуйста, и мы ее с удовольствием издадим».

Вот и получилось, что взрослую фантастику Кира Булычева у нас и взрослые-то не слишком хорошо знают. А ведь она очень интересная! О полетах землян в космос, о приключениях на далеких планетах рассказывается в цикле произведений о докторе Павлыше (самое известное из них – «Поселок»). С галактическими преступниками и злодеями сражаются другие герои Булычева: агент Космофлота Андрей Брюс и сотрудник Интергалактической полиции Кора Орват, персонажи романов «Подземелье ведьм» и «Похищение Тесея». О параллельном мире, где землян подстерегает много опасных неожиданностей, можно прочитать в серии книг «Театр теней».

И что самое замечательное – все эти серьезные произведения вполне подходят и для юных читателей: об очень непростых вещах в них говорится понятно и убедительно.

У Кира Булычева есть и такие книги, которые будут гораздо интереснее тем, кто постарше. Он, например, считал самым лучшим из того, что им написано, цикл романов «Река Хронос». А в нем говорится о нашей сложной российской истории, высказываются предположения, что было бы, если бы она потекла немного по-другому, чем случилось в реальности… Еще Булычев много писал документальных исторических книг. О том, как шла Вторая мировая война в Юго-Западной Азии («Западный ветер – ясная погода»). О том, как по-разному развивались цивилизации Запада и Востока («1185 год»)… Надеюсь, в свое время вы откроете для себя и такого Булычева.


А вот Булычева – сценариста телевидения и кино – вы, возможно, уже открыли. Может быть, по одному из телеканалов или на дисках вы видели сериал «Гостья из будущего»? Он об Алисе Селезневой, поставлен по повести «Сто лет тому вперед». Когда его только сняли, популярность его среди школьников нашей страны была огромной. История ученика 6-го «В» класса Коли Герасимова, который, выйдя в магазин за кефиром, оказался в будущем, помешал космическим пиратам похитить у Алисы прибор для чтения мыслей – миелофон, вернулся в свое время и уже дома вместе с Алисой победил пиратов, понравилась многим зрителям.

Особенное впечатление произвела на своих сверстников Наташа Гусева, сыгравшая Алису. Тысячи мальчишек писали ей письма, предлагая дружить. И все они очень завидовали взрослому дяденьке, сценаристу Киру Булычеву, который, подтрунивая, любил упомянуть на встречах с читателями, что уж он-то всегда имеет возможность пригласить Наташу в кафе-мороженое.

История с письмами получила неожиданное продолжение. Обычно ведь такие киновлюбленности ничем не заканчиваются. Школьники взрослеют, мечты о далекой красавице актрисе улетучиваются. Но один из поклонников Наташи оказался очень упорным и настойчивым. Он разузнал ее адрес и засы́пал признаниями в любви. И представьте, через несколько лет они сыграли свадьбу, а потом у них родилась дочка! А если б не сериал, ни свадьбы, ни дочки не было бы…

Но это мы слегка отвлеклись. А я хотел бы рассказать еще об одном фильме, сценарий для которого написал Кир Булычев. Называется он «Через тернии к звездам» и, возможно, может претендовать на звание лучшей научно-фантастической картины отечественного производства.

Действие картины начинается в космосе. На потерпевшем аварию корабле спасатели случайно обнаруживают оставшуюся в живых девушку. Это Нийя с планеты Десса. На ее родной планете – экологическая катастрофа: вся природа уничтожена, населению не хватает воды и воздуха. Земляне летят на выручку, но оказывается, что не всем местным жителям нравится, что их будут спасать. Дессианский олигарх Туранчокс боится потерять свои прибыли от производства противогазов и масок. Он пытается помешать землянам, но гибнет в стычке со своим бывшим приспешником, перешедшим на сторону добра. Теперь спасению планеты уже ничто не сможет помешать…

Конечно, создатели фильма хотели не только рассказать историю далекой Дессы, но и предостеречь от подобного развития событий на Земле. Неспроста в конце на экране появляется надпись: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля». К сожалению, опасность слишком далеко зайти в деле уничтожения собственного дома по-прежнему угрожает землянам. А значит, картина «Через тернии к звездам», снятая в 1980 году, по-прежнему актуальна.

Всего по сценариям Кира Булычева поставлено полтора десятка художественных и мультипликационных фильмов. В историю российского кино XX века он вписал собственную, крайне любопытную главу.


Повесть «Путешествие Алисы», которая напечатана в этой книжке, тоже экранизирована. Не исключено, что вы не только видели, но и уже полюбили мультфильм «Тайна третьей планеты». Конечно, он не во всех деталях повторяет книгу. Например, в книге – три капитана, а в мультике – только два, третьего как будто и не было. Или опущена замечательная история о сорока трех «зайцах», которых пришлось снимать с корабля «Пегас». Почему так? Да потому, что литература и кино живут по своим законам. И когда фильм снимают слишком близко к тексту, почти всегда получается очень скучно. Ну вот взять тех же «зайцев». Это читать про них весело. А как показать? Снимать, как одного за другим их отыскивают на борту и высаживают? А вы не уснете примерно на двенадцатом «зайце»?

В общем, удивляться различиям книги и фильма не нужно. Ведь в главном-то они схожи. И там, и там говорится о приключениях Алисы и ее папы, профессора Селезнева, на разных планетах. Показывается, как смелость и честность способны помочь в самых опасных ситуациях, даже когда космические пираты одурачили тебя в своих корыстных целях. И о дружбе, этой великой силе, способной и горы свернуть, книга и фильм говорят с одинаковым восхищением.

Читайте Булычева!

Александр Ройфе

Глава 1
Преступница Алиса


Я обещал Алисе: «Кончишь второй класс – возьму тебя с собой в летнюю экспедицию. Полетим на корабле „Пегас“ собирать редких животных для нашего зоопарка».

Я сказал об этом еще зимой, сразу после Нового года. И заодно поставил несколько условий: хорошо учиться, не делать глупостей и не заниматься авантюрами.

Алиса честно выполняла условия, и, казалось, ничто не угрожало нашим планам. Но в мае, за месяц до отлета, случилось происшествие, которое чуть было все не испортило.

В тот день я работал дома, писал статью для «Вестника космозоологии». Сквозь открытую дверь кабинета я увидел, что Алиса пришла из школы мрачная, бросила с размаху на стол сумку с диктофоном и микрофильмами, от обеда отказалась и вместо любимой в последние месяцы книги «Звери дальних планет» взялась за «Трех мушкетеров».

– У тебя неприятности? – спросил я.

– Ничего подобного, – ответила Алиса. – С чего ты взял?

– Так, показалось.

Алиса подумала немного, отложила книгу и спросила:

– Пап, а у тебя нет, случайно, золотого самородка?

– А большой тебе нужен самородок?

– Килограмма в полтора.

– А поменьше?

– Честно говоря, и поменьше нет. Никакого нет у меня самородка. Зачем он мне?

– Не знаю, – сказала Алиса. – Просто мне понадобился самородок.

Я вышел из кабинета, сел с ней рядом на диван и сказал:

– Рассказывай, что там у тебя произошло.

– Ничего особенного. Просто нужен самородок.

– А если совсем откровенно?

Алиса глубоко вздохнула, поглядела в окно, наконец решилась:

– Пап, я преступница.

– Преступница?

– Я совершила ограбление, и теперь меня, наверно, выгонят из школы.

– Жалко, – сказал я. – Ну продолжай. Надеюсь, что все не так страшно, как кажется с первого взгляда.

– В общем, мы с Алешей Наумовым решили поймать щуку-гиганта. Она живет в Икшинском водохранилище и пожирает мальков. Нам о ней рассказал один рыбак, ты его не знаешь.

– А при чем здесь самородок?

– Для блесны.

– Мы в классе обсуждали и решили, что надо щуку ловить на блесну. Простую щуку ловят на простую блесну, а гигантскую щуку надо ловить на особенную блесну. И тогда Лева Званский сказал про самородок. А у нас в школьном музее есть самородок. Вернее, был самородок. В полтора килограмма весом. Его школе один выпускник подарил. Он его с пояса астероидов привез.

– И вы украли золотой самородок весом в полтора килограмма?

– Это не совсем так, папа. Мы его взяли взаймы. Лева Званский сказал, что его отец геолог и он привезет новый. А пока мы решили сделать блесну из золота. Щука наверняка клюнет на такую блесну.

– Жребий пал на тебя.

– Ну да, жребий упал на меня, и я не могла отступить перед всеми ребятами. Тем более что этого самородка никто бы и не хватился.

– А потом?

– А потом мы пошли к Алеше Наумову, взяли лазер и распилили этот проклятый самородок. И поехали на Икшинское водохранилище. И щука откусила нашу блесну.

– А может, и не щука. Может быть, коряга. Блесна была очень тяжелая. Мы искали ее и не нашли. Ныряли по очереди.

– И ваше преступление открылось?

– Да, потому что Званский – обманщик. Он принес из дома горсть алмазов, а говорит, что золота нет ни кусочка. Мы его отправили с алмазами домой. Нужны нам его алмазы! А тут приходит Елена Александровна и говорит: «Молодежь, очистите музей, я сейчас сюда первоклашек на экскурсию приведу». Бывают же такие несчастливые совпадения! И все тут же обнаружилось. Она к директору побежала. «Опасность! – говорит (мы под дверью слушали). – У кого-то пробудилось в крови прошлое!» Алешка Наумов, правда, сказал, что он всю вину на себя возьмет, но я не согласилась. Если жребий упал, пусть меня и казнят. Вот и всё.

– И всё? – удивился я. – Так ты созналась?

– Не успела, – сказала Алиса. – Нам срок дали до завтра. Елена сказала: или завтра самородок будет на месте, или состоится крупный разговор. Значит, завтра нас снимут с соревнований, а может, даже выгонят из школы.

– С каких соревнований?

– Завтра у нас гонки в воздушных пузырях. На первенство школы. А наша команда от класса – как раз Алешка, я и Еговров. Не может же Еговров один лететь.

– Ты забыла еще об одном осложнении, – сказал я.

– Ты нарушила наш договор.

– Нарушила, – согласилась Алиса. – Но я надеялась, что нарушение не очень сильное.

– Да? Украсть самородок весом в полтора кило, распилить его на блесны, утопить в Икшинском водохранилище и далее не сознаться! Боюсь, что придется тебе остаться. «Пегас» уйдет без тебя.

– Ой, папа! – сказала Алиса тихо. – Что же теперь делать будем?

– Думай, – сказал я и вернулся в кабинет дописывать статью.

Но писалось плохо. Очень уж чепуховая история получалась. Как маленькие детки, распилили музейный экспонат.

Через час я выглянул из кабинета. Алисы не было. Куда-то убежала. Тогда я позвонил в Минералогический музей Фридману, с которым я когда-то встречался на Памире.

На экране видеофона появилось круглое лицо с черными усами.

– Леня, – сказал я, – у тебя нет в запасниках лишнего самородка весом килограмма в полтора?

– Есть и в пять килограммов. А зачем тебе? Для работы?

– Нет, дома нужно.

– Не знаю, что тебе сказать, – ответил Леня, закручивая усы. – Они ведь все оприходованы.

– Мне какой-нибудь самый завалящий, – сказал я. – Дочке в школе понадобился.

– Тогда знаешь что, – сказал Фридман, – я тебе дам самородок. Вернее, не тебе, а Алисе. Но ты мне заплатишь добром за добро.

– С удовольствием.

– Дай на один день синебарса.

– Синебарса. У нас мыши завелись.

– В камнях?

– Не знаю уж, чем они питаются, но завелись. И кошку не боятся. И мышеловку игнорируют. А от запаха и вида синебарса мыши, как всем известно, убегают со всех ног куда глаза глядят.

Что мне было делать? Синебарс – животное редкое, и мне самому придется ехать с ним в музей и там смотреть, чтобы синебарс кого-нибудь не искусал.

– Ладно, – сказал я. – Только пришли самородок к завтрашнему утру, по пневмопочте.

Я отключил видеофон, и тут же раздался звонок в дверь. Я открыл. За дверью стоял беленький мальчик в оранжевом костюме венерианского разведчика, с эмблемой первопроходчика Сирианской системы на рукаве.

– Простите, – сказал мальчик, – вы Алисин отец?

– Здравствуйте. Моя фамилия Еговров. Алиса дома?

– Нет. Ушла куда-то.

– Жаль. Вам можно доверять?

– Мне? Можно.

– Тогда у меня к вам мужской разговор.

– Как космонавт с космонавтом?

– Не смейтесь, – покраснел Еговров. – Со временем я буду носить этот костюм по праву.

– Не сомневаюсь, – сказал я. – Так что за мужской разговор?

– Нам с Алисой выступать на соревнованиях, но тут случилось одно обстоятельство, из-за которого ее могут с соревнований снять. В общем, ей надо вернуть в школу одну потерянную вещь. Я вам ее даю, но никому ни слова. Ясно?

– Ясно, таинственный незнакомец, – сказал я.

– Держите.

Он протянул мне мешочек. Мешочек был тяжелый.

– Самородок? – спросили я.

– А вы знаете?

– Самородок.

– Надеюсь, не краденый?

– Да нет, что вы! Мне его в клубе туристов дали. Ну, до свидания.

Не успел я вернуться в кабинет, как в дверь снова позвонили. За дверью обнаружились две девочки.

– Здравствуйте, – сказали они хором. – Мы из первого класса. Возьмите для Алисы.

Они протянули мне два одинаковых кошелька и убежали. В одном кошельке лежали четыре золотые монеты, старинные монеты из чьей-то коллекции. В другом – три чайные ложки. Ложки оказались, правда, не золотыми, а платиновыми, но догнать девочек я не смог.

Еще один самородок рука неизвестного доброжелателя подкинула в почтовый ящик. Потом приходил Лева Званский и пытался всучить мне маленькую шкатулку с алмазами. Потом пришел один старшеклассник и принес сразу три самородка.

– Я в детстве камни собирал, – сказал он.

Алиса вернулась вечером. От двери она сказала торжественно:

– Пап, не расстраивайся: все обошлось. Мы с тобой летим в экспедицию.

– Почему такая перемена? – спросил я.

– Потому что я нашла самородок.

Алиса еле вытащила из сумки самородок. По виду в нем было килограммов шесть-семь.

– Я поехала к Полоскову. К нашему капитану. Он всех своих знакомых обзвонил, когда узнал, в чем дело. И еще накормил меня обедом, так что я не голодная.

Тут Алиса увидела разложенные на столе самородки и прочие золотые вещи, скопившиеся за день в нашем доме.

– Ой-ой-ой! – сказала она. – Наш музей разбогатеет.

– Слушай, преступница, – сказал я тогда, – я бы тебя ни за что не взял в экспедицию, если бы не твои друзья.

– А при чем тут мои друзья?

– Да потому, что они вряд ли стали бы бегать по Москве и искать золотые вещи для очень плохого человека.

– Не такой уж я плохой человек, – сказала Алиса без лишней скромности.

Я нахмурился, но в этот момент в стене звякнуло приемное устройство пневматической почты. Я открыл люк и достал пакет с самородком из Минералогического музея. Фридман выполнил свое обещание.

– Это от меня, – сказал я.

– Вот видишь, – сказала Алиса. – Значит, ты тоже мой друг.

– Получается так, – ответил я. – Но попрошу не зазнаваться.

…На следующее утро мне пришлось проводить Алису до школы, потому что общий вес золотого запаса в нашей квартире достиг восемнадцати килограммов.

Передавая ей сумку у входа в школу, я сказал:

– Совсем забыл о наказании.

– О каком?

– Придется тебе в воскресенье взять из зоопарка синебарса и пойти с ним в Минералогический музей.

– С синебарсом – в музей? Он же глупый.

– Да, он будет там пугать мышей, а ты посмотришь, чтобы он кого-нибудь еще не напугал.

– Договорились, – сказала Алиса. – Но в экспедицию мы все-таки летим.

Год: 1974 Жанр: фантастическая повесть

Главные герои: Алиса Селезнева

Повесть «Девочка с Земли» или «Путешествие Алисы» написана советским писателем-фантастом Киром Булычевым в 1972 году. Эта история входит в цикл о приключениях Алисы Селезневой, школьницы, живущей в далеком будущем. Вместе со своим отцом, космозоологом Игорем Селезневым, она покоряет космические просторы и попадает в невероятные приключения. Из всех рассказов этого цикла «Девочка с Земли» является наиболее известным: по мотивам книги был создан знаменитый мультфильм «Тайна Третьей планеты». Сценарий к мульфильму написал сам автор книги - Кир Булычев. Истории о приключениях Алисы и по сей день покоряют сердца как маленьких читателей, так и преданных поклонников писателя.

Смысл произведения. С одной стороны, это увлекательная повесть о вымышленных мирах и путешествиях на другие планеты, а с другой – история о детстве и мировоззрении ребенка. Нетривиальный взгляд девочки Алисы, лишенный условностей взрослого мира, помогает ей побеждать врагов. Это история, в которой без каких-либо назиданий показано, где добро, а где – зло.

Читать краткое содержание Кир Булычёв Путешествие Алисы или Девочка с Земли

«Девочка с Земли» рассказывает читателю об одном из интереснейших приключений Алисы Селезневой. Действия происходят в будущем, в конце XXI века на планете Земля. Здесь уже давно вошли в обиход сверхсветовые корабли и роботы, Солнечная система колонизирована, и все планеты пригодны для жизни. Люди Земли добрые, открытые, честные, они не знают войн и заботятся об окружающей среде.

Алиса Селезнева, ученица второго класса, непоседливая и очень добрая девочка, отправляется в космическую экспедицию со своим отцом и его командой на корабле «Пегас». Цель путешествия - найти редкие виды зверей для пополнения коллекции межгалактического зоопарка Москвы. Однако командировка оборачивается для героев необычайным приключением, связанным с поисками без вести пропавшего знаменитого космического исследователя. И именно команде «Пегаса» предстоит распутать таинственный узел событий, а новые друзья помогут Алисе и ее отцу не только обзавестись новыми видами зверей, но и найти Второго Капитана.

В своем путешествии Алисе предстоит попасть в струю увлекательных приключений: разгадать секрет головастов, увидеть птицу-говоруна и алмазную черепашку, подружиться с летающей коровой Склифом и пушистым индикатором, примерить шапку-невидимку, спасти планету, населенную роботами, сбежать от коварных космических пиратов и раскрыть Тайну Третьей Планеты.

Пересказ рассказа Путешествие Алисы или Девочка с Земли

По мотивам этой повести Булычева создан знаменитый мультфильм. Но конечно, в книге намного больше информации и подробностей. Всё начинается с того, что само путешествие Алисы (с её отцом в космическую экспедицию за редкими животными) под угрозой, ведь девочка с одноклассниками стащила из музея слиток золота!.. чтобы сделать из него блесну. Но оказывается, что в будущем золото совсем обесценилось. И благодаря помощи друзей (в основном, инопланетных) Алису простили.

Впрочем, она чуть опять не сорвала экспедицию, спрятав два класса своих друзей в звездолете. В путешествии земляне сталкиваются с тайной трёх пропавших капитанов. Подсказки, странности, загадки – Алисе очень интересно разобраться в судьбе этих героев. В пути земляне попадают на разные планеты, например, на одной живут существа, принимающие в один день одну форму, а жители другой научились путешествовать во времени. На межгалактическом рынке отец Алисы приобретает множество удивительных животных.

Сама девочка сталкивается с израненной птицей Говорун, которую Алиса уже видела – на статуе капитанов. Говорун голосом капитана подсказывает направление поисков. Становится понятно, что капитанов надо спасать! В итоге корабль отца попадает в ловушку пиратов, которые и держат в плену уже несколько лет и капитанов. Алиса и её спутники теперь тоже становятся заложниками. Вовремя на выручку подоспевает Первый капитан, а ещё его друг – Верховцев. Под последнего был замаскирован один из пиратов.

Кстати, у Алисы оказывается и шапка невидимка – подарок одного космического торговца. Общими усилиями пираты побеждены. В повести множество всеми любимых героев: инопланетный Громозека, пессимист Зелёный, пират Весельчак У… Рассказ учит смелости и любознательности, даже в космосе – это незаменимые качества.

Картинка или рисунок Девочка с Земли

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Андерсен Соловей

    История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей

    Данное произведение Шмелева можно назвать автобиографичным. В нем автор повествует читателям о том, каким образом взял свое начало его дар писателя. Причем вся эта информация представляется совершенно ненавязчиво в форме рассказа

Поделиться