«Семья и семейные ценности»
Подготовила и провела
Абдулманова З.А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ д.Чебыково
2012г.
Формы учебной работы : тематический классный час для учащихся начальных классов
Тема классного часа: «Урок семьи и семейных ценностей».
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи : 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование : планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Определение темы занятия. Целеполагание.
Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.
Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).
3. Работа по теме .
1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своем отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).
Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.
А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске таблички со словами :
Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба.
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).
А как вы называете своих родителей? Вот как звучат слова «мама и папа» на марийском и башкирском языках.
Марийский – ачай, авай.
Башкирский – атай, асай.
4) -Почему мама и папа ближе всех на свете?
Расскажите, какие же они, ваши мамы?
Что делает мама для своих детей?
Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?
Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)
5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.
Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.
А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).
Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?
4. Физкультминутка .
Давайте и мы с вами немного отдохнем.
1,2,3,4,5, -
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.
Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)
Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
5. Обобщение.
На доске ребус 7я.
Итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам. (о семье).
Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).
Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?
А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.
6. Творческая работа.
А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).
7. Итог урока.
Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?
О чём мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
Тема: «Семья. Семейные ценности»
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.
Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Ход занятия:
Учитель: Добрый день, мои родные!
Мы не виделись давно.
Все такие красотульки,
Вот бы снять вас всех в кино!
Подросли, серьёзней стали,
Но не будем долго ждать.
В нашем доме, в нашем классе
Урок будем начинать!
Но сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!
Влад: Каникулы кончаются -
Дней отдыхали много…
Друзья опять встречаются
У школьного порога
Окрепшими, здоровыми!
Хвала лесным походам…
Со знаниями новыми!
И - с Новым Школьным Годом!!!
Учитель: На первом уроке этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)
Артем: В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Антон: На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Учитель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?
Дима С.: Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)
Я знаю, что вы вместе со своей семьей замечательно провели летние каникулы. Расскажите, чем вы занимались, где побывали? (Рассказ детей сопровождается презентацией)
Как замечательно вы отдохнули! А теперь проверим, насколько вы внимательны: какие слова в своем выступлении употреблял каждый из вас? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)
А кто это? (Члены семьи)
Никита: Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)
Диана: Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки...
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе...
И о контрольной
Сегодняшней я...
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ!
Учитель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.
Даша: У Вовы двойка с минусом -
Неслыханное дело!
Он у доски не двинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.
- Ну как ты сдашь экзамены?
Волнуется вожатая. -
Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!
У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
Но твоей семьей пока
Директор недоволен:
Она растить ученика
Не помогает школе.
- Ну при чем моя семья? -
Он говорит вздыхая. -
Получаю двойки я -
И вдруг семья плохая!
Упреки он бы перенес,
Не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос -
Семью не даст в обиду!
Будут маму упрекать:
«У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
А вы одна - плохая мать!» -
Директор скажет лично.
Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало маму очень жаль…
Нет, он сдаст экзамен!
Скажет маме: «Не грусти,
На меня надейся!
Нас должны перевести
В хорошее семейство!»
Учитель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.
Сценка
Дима: Отправляла мама в школу,
Малыша – сыночка. (Мама одевает сыну портфель на спину, гладит по головке)
Говорила мама строго:
Таня: «Не дразнись! Не дерись! (Мама грозит сыну пальцем, мальчик кивает)
На уроках не вертись!
Поспеши, тебе пора. (Мальчик машет маме и убегает за дверь)
Ну, ни пуха, ни пера!»
Дима: Через час, едва живой
Петя наш идет домой.
Ковыляет еле-еле (Заходит уже лохматый, пиджак и портфель тащит в руках)
Он со школьного двора
И на нем, на самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Таня: Уж какая тут учеба, (Мама поправляет сына и говорит недовольным тоном)
Глаз подбит и нос распух.
На спине следы от сдобы,
А в глазах его испуг. (Мама показывает сыну кулак, сын боится)
Все артисты берутся за руки, кланяются, уходят.
Денис: Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг…
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
Учитель: А я предлагаю сыграть в игру «Лучики». Тем более что наш классный коллектив именно так и называется. К доске выходят 2 человека: взрослый и ребенок. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)
Я думаю, победила любовь близких людей.
Катя Ситнянская: Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)
О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья «ЛУЧ и К» очень успешная. В прошлом году мы стали Лучшим классом года в ежегодном школьном конкурсе, заняли____ призовых мест в районных конкурсах, получили областное благодарственное письмо, есть ____ призовых места во Всероссийских конкурсах и предметных Олимпмадах. (Сопровождаетя слайдами)
И в нашей большой классной семье пополнение. У нас два новых ученика. Давайте познакомимся. (Представление детей, самопрезентация детей)
Говорят все вместе: Добро пожаловать в наш класс!
Учитель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «А», но в последнем четверостишие будьте внимательны!
Класс наш в школе самый умный,
Есть отличники всегда!
Мы вам скажем без стесненья:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе самый шумный,
Идет кругом голова!
Мы вам скажем честно-честно:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда!
Мы вам скажем без сомнений:
Это мы – четвертый «А»!
А какой веселый самый?
Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Вам секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!
Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.
Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)
Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)
Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?
(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).
Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.
Катя: Семья – это счастье, любовь и удача,
Лиля: Семья – это летом поездки на дачу.
Катя: Семья – это праздник, семейные даты,
Лиля:Подарки, покупки, приятные траты.
Катя: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Лиля: Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Катя: Семья – это труд, друг о друге забота,
Лиля: Семья – это много домашней работы.
Катя: Семья – это важно!
Лиля: Семья – это сложно!
Катя: Но счастливо жить одному невозможно!
Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки- сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Коля: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Алена: Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно вчетвером.
Коля: Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Алена: Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Учитель: А теперь я прошу вас придумать синквейн на тему: «Семья. Семейные ценности».
(Работают в группах. Затем зачитывают результат).
Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
З адачи.
Воспитание духовных потребностей любви и уважения к окружающим, чуткого отношения к близким людям, чувство семейной сплочённости.
Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих, отказываться от материальных благ ради здоровья и комфорта родных людей.
Получить новые сведения о семье учащихся.
Подготовка к классному часу.
Организация фотовыставки “Я и моя семья”.
Рисунки учеников с изображением своих родителей.
Написание мини-сочинений “Моя семья – моё богатство”.
Ход классного часа
1. Вступительная беседа.
Отгадайте, о чём будем сегодня говорить! Вам помогут загадки.
1)
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь – по делу,
И хвалишь – с душой (Папа).
2)
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: “Вставать пора”?
Кашу кто успел сварить?
Чай - в пиалу мне налить? (Мама).
3)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки –
У любимой... (бабушки).
4)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый... (дед).
2. Беседа “Отношения в семье”.
Действительно, самые близкие, самые родные и любящие люди – мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, дяди, тёти – ваша семья.
Как вы думаете, что такое семья?
Да, семья – это дом. Это родители, дедушка, бабушка. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печаль, которые одни на всех. Это привычки и традиции.
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, сплочённые чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Послушайте стихи Л.Сусловой.
А дом, заставленный добром – ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком, - ещё не дом.
Когда вечерняя спустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнит дом
Твоим теплом.
О каком же тепле идёт речь? В песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал,
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Наверное, вы согласитесь с этими словами. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат.
Как же построить такой дом? Я предлагаю вам поиграть в строителей.
Конкурс.
Главное в семье – это любовь, уважение, взаимопонимание. Чтобы эти “кирпичики” стояли крепко в фундаменте нашего дома нужно, чтобы каждый член семьи проявлял самые лучшие свои качества характера. Давайте скажем, что есть хорошего в наших детях. (Родители перечисляют наиболее яркие качества своих детишек).
Конкурс. Игра “Если бы я был идеальным...”
К сожалению, идеальных родителей и детей не бывает, хотя стремиться к этому необходимо. В этом вам поможет такая игра.
Ведущий бросает мяч присутствующим ребятам и взрослым. Они ловят мячик и быстро говорят:
Дети – Если б я был идеальным родителем, я бы...
Родители – Если б я был идеальным ребёнком, я бы...
А теперь музыкальная пауза.
Песня “Моя семья” на мотив песни “Маленькая страна”.
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик и сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Конкурс “Народная мудрость гласит”.
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Исправьте пословицы:
Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
Милые бранятся, только по пятницам (тешатся).
А теперь, продолжите пословицу:
Гость на пороге – счастье в...(доме).
В гостях хорошо, ...(а дома лучше).
Чем богаты, ...(тем и рады).
Дом без хозяйки...(сиротка).
Яблоко от яблони...(не далеко падает).
Выступление членов семьи.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая счастливая Ваша семья!
А в чём заключается счастье в вашей семье? (Ответы учащихся).
Музыкальная пауза. Танец “Кадрилька”.
Игра “Ассоциация”.
А сейчас мы поиграем в игру “Ассоциация”.
Закройте, пожалуйста, глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?
А если бы семья стала птицей, то какой и почему?
А если бы семья была деревом, то каким и почему?
Учитель:
У каждого человека должны быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдём сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном.
Звучит стихотворение “Что может быть семьи дороже?”
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью.
И провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже,
На этой сказочной земле!
Звучит “Песня мамонтёнка”.
Подведение итогов классного часа.
Итак, мы сегодня с вами выяснили, что семья является для каждого из нас опорой, крепостью. Дружную семью держит понимание. Семью необходимо беречь от невзгод и ненастий.
А что запомнилось вам из нашего классного часа?
Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их любите.
А закончить классный час я хочу стихотворением:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссору, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, минуты, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Коммунальное Государственное учреждение "Средняя школа-гимназия №11" отдела образования города Кокшетау
Классный час
Провела:Кл.руководитель 3 «Е» класса Бигатова С.С.
Классный час
Тема классного часа: « Семья и семейные ценности»
Цель: сформировать представление о семейных ценностях .
Задачи:
Осознание понятий «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера»;
Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;
Сплочение коллектива класса;
Развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;
Раскрытие творческого потенциала детей.
Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский дом»; Л.Долина «Погода в доме», Э.Пьеха «Семейный альбом»), ручки, листы бумаги.
Ход занятия
В начале звучит звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом».
Педагог: Прежде чем назвать тему классного часа, послушайте стихотворение
У каждого на свете Должны быть папа с мамой – У тех, кто всех послушней, И непослушных самых. У каждого на свете Должны быть братья, сёстры… Чтоб жизнь была весёлой И от улыбок пёстрой. У каждого на свете: Детишек, птиц, зверья, Должны быть те, кто дорог – Родимая семья! У каждого на свете Должны быть папа с мамой, Семья большое счастье – Подарок самый-самый!
Педагог: Догадались о чем пойдет речь? Сегодня мы с вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему.
И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки . Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» учащиеся приводят свои слова-ассоциации с этим словом )
Ученик читает наизусть стихотворение:
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Педагог:
Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
В России есть праздник, посвященный семье. День семьи, любви и верности. Празднуется 8 июля. Символ – ромашка.
История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская чета жила в Муроме в 12 веке, причем с 1203 года Петр был здесь князем. На долю этой пары выпало немало разных испытаний, но все трудности муж и жена преодолевали вместе, находя поддержку и опору друг в друге.
Еще при жизни Петр и Феврония пользовались немалым почитанием за свою верность и супружеское благочиние. Их история любви началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»: благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония - дочь древолазца из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева и в самом деле исцелила князя Петра, а потом стала его супругой.
Говорят, они и умерли в один день – 25 июня по старому стилю (то есть 8 июля). Но почему-то тела их «положили в разные места». Каково же было удивление народа, когда на следующее утро Петр и Феврония оказались в одном гробу! Этакое чудо лишь усилило славу прекрасных супругов, и в 1547 году эта чета была канонизирована. В общем-то, с той поры супруги и почитаются как покровители семейных уз, а день их церковного прославления стал отмечаться еще и в качестве светского праздника. Но в советское время про святых забыли, хотя с их именами и были связаны достаточно традиционные ценности.
Педагог: Послушайте китайскую притчуКитайская притча
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
Педагог: Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ? . А что вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
Педагог: Нас с вами наиболее интересуют семейные ценности.
Они тоже бывают самыми разнообразными
Ценность родительства
Ценность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
Взгляды
Педагог: Остановимся на семейных традициях…
Что мы можем назвать семейными традициями? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет.
Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот член семьи является самым уважаемым, к его мнению прислушиваются остальные домочадцы и во всем стараются спросить его совета.
А кто из вас получил имя в честь родителей? А в честь бабушки или дедушки? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Именно поэтому детей называли в честь тех родственников, которые пользовались заслуженным авторитетом и уважением, занимались любимым делом и были счастливы в течение всей жизни.
С рождения ребенка воспитывает мама, затем он идет в детский сад, а позже – в школу. Чтобы получить профессию и иметь возможность работать, после школы необходимо поступать в училище, техникум или институт. На сегодняшний день таких учебных заведений очень много – можно выбрать любую специальность, которая тебе по душе. Но всегда ли так было?
Нет, так было далеко не всегда. Во времена наших пра-пра-прадедушек и пра-пра-прабабушек на всех детей не хватало даже школ, а об институтах и говорить не приходится. Каким же образом дети получали профессию? Они учились у своих родителей. К примеру, отец-кузнец с детства обучал ребенка основам кузнечного дела, с возрастом сын все больше помогал отцу, а затем и заменял его в кузнице, позволяя отцу «выйти на пенсию».
Так сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.
Расскажите о тадициях вашей семьи
Строительство дома из основных понятий на доске (на столе разложены основные семейные ценности)
Педагог: Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному ученику, объясняя, почему он выбрал именно то или иное понятие.
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь , . ( Учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь учителя, идет беседа-рассуждение) .
Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
Педагог: Поиграем с вами. Я называю определения терминов – задача учеников, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Тот ученик, который обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство
Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка
Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность
Умение уступать друг другу - компромисс
Нежная забота друг о друге - любовь
Преданность друг другу - верность
Чуткое отношение друг к другу - нежность
Прислушиваться друг к другу - умение слушать
Чувство безопасности и уверенности - доверие
После того, как солнышко построено делается вывод
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство
.
Педагог:
И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)
Обязанности человека делятся на четыре рода:
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще.
Педагог: Давайте поиграем. Игра «Путаница»
В пословицах слова поменялись местами. Нужно записать пословицы правильно:
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны
Педагог:
Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. Я предлагаю вам написать заповеди для семьи
свято храни честь своей семьи;
люби свою семью и делай её лучше;
будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
подари родителям радость;
умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Педагог: С чем можно сравнить семью? Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?
(выслушиваем учащихся класса)
Конечно же, это дерево! Дерево дает новую жизнь – новые побеги – подобно тому, как семья дает новую жизнь – в ней рождаются новые ее члены.
Аналогию между семьей и деревом провели уже давно, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы.
Раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным – и неважно, какие отметки стояли напротив его фамилии в классном журнале. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 500 членов своей семьи? А хотя бы 50?
Педагог: Кто хочет рассказать свою родословную?
Рефлексия
Педагог
: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ученица
: В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Педагог:
Очень правильно сказала. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
Синквейн
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово (сущ.)
Вторая строка – два прилагательных
Третья строка – три глагола
Четвертая строка – короткое предложение
Пятая строка – одно слово
Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Приложение:
СЕМЬЯ
Любовь, дружба, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь , рукоприкладство, лень, безделье .
Сопереживание
Равенство
поддержка
толерантность
компромисс
любовь
верность
нежность
умение слушать
доверие
дома хорошо а лучше в гостях.
в холод и дружной семье в тепло дружной.
ленивом доме прилежном густо а в доме в пусто.
в помогают доме и стены своем.
идет прекрасно семье так в дело согласно.
корнями держится человек дерево а семьей.
где страшны помогают друг семье, другу, беды не.
Составление синквейна на тему «Семья и семейные ценности». (работа в группах с привлечением родителей)
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово (сущ.) , определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных , характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола , показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)
Пятая строка – одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
МБОУ «Зеленовская СОШ»
Фроловский муниципальный район
Классный час
« Семья и семейные ценности»
Подготовили
классные руководители
9а класса
Ананина Ольга Владимировна
9б класса
Чернобровкина Елена Валентиновна
2012 г.
«Семья и семейные ценности»
Цели:- помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;
дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут;
формировать коммуникативные навыки;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование уважительного отношения детей к своим родителям;
воспитывать чувство гордости за свою семью;
развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений;
создание благоприятной атмосферы общения;
сплочение коллектива учащихся и родителей
Звучит мелодия песни “Родительский дом ”.
Учитель О.В. : Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь, на семейном классном часе.
(Асеян Анна )
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
УчительЕ.В.: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Учитель О.В. : До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…
Пословицы:
Дом без хозяйки … (сиротка)
Дом вести … (не бородой трясти)
В гостях хорошо … (а дома лучше)
Не нужен клад … (когда в семье лад)
Чем богаты … (тем и рады)
Один в поле … (не воин)
Семья в куче… (не страшны и тучи)
Когда семья вместе … (так и душа на месте)
Дома и стены …(помогают)
Мой дом …(моя крепость).
“Загляни в семейный альбом ”
Учитель Е.В.: В каждом доме хранятся старые фотографии и вещи. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы их продолжение.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
На нашей выставке вы можете увидеть семейные фотографии и вещи.
(Рассказы членов семей о семейных фотографиях, презентации, старинные вещи, документы)
Учитель О.В.: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Учитель Е.В.: «Юные поэты»
Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.
Дом
Живем
Семья
Учитель О.В.: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Учащиеся, которые подготовили генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.
Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Учитель Е.В.: БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
1. Скажите по латыни «
семья
».
(Фамилия.)
2.А теперь скажите «семья
» по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи
вообще и материнства
в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные
неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.(Софья, то есть Мудрость.)
6. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?(Третьяк, поскрёбыш.)
7. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
8. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?(О матрёшке.)
9. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?(С восемнадцати лет.)
10. Как называется фамилия женщины до её замужества ?(Девичья.)
11. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
12. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
13. Родительский инструктаж одним словом – это...(Наказ.)
14. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?(Моя сестра.)
15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?(Мать -и-мачеха.)
16. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?(Алфавит.)
Учитель Е.В.: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
Родители называют блюда, традиционные в их семьях.
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
УчительО.В . : А теперь я проведу викторину “Мой дом – моя крепость”
Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата)
Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)
Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)
Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)
Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)
Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)
Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).
Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).
Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).
Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).
Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).
Кто такая свояченица? (сестра жены).
Что такое бутоньерка? (маленький букет).
Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).
Березнева Настя
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом - это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
“Дом моей мечты”
Учитель О.В.: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость?”
Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть наша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде по кирпичику.
Подумайте, в какой части дома должен быть ваш кирпич? Крыше и фундаменту тоже нужно дать свое название.
(СЛОВА раздаем по группам)
Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции» .
Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самостоятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество в семейных отношениях. Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество» .
Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме - кирпичик «Дружба» .
Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
Условие эмоционального здоровья семьи - подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье» .
Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота» .
Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик - «Чистота».
Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание» .
Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение» . Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам
Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение» .
Благодарю всех строителей. Дом у нашей семьи оказался прекрасным. Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье.
Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме.
Учитель Е.В.: «Пословицы»
Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.Заключение
Учитель Е.В.:
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Семья пусть дарит маленькое чудо
В любой обыкновенный день:
Учитель О.В.:
Свет солнышка, улыбку друга
Успех и радость, луч надежды,
И много добрых новостей,
И ветра свежего глоток,
И будет жизнь прекрасной, нежной,
Как самый красочный цветок.
Литература.
1 . Азаров Ю. Семейная педагогика. 2-е изд., перераб. и доп.- М: Политиздат,1985г. 2.Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра.- М: Знание,1979. 3.Мушкина Е. Семейный разговор. – М: Известия,1985. 4.Мы строем дом. – М.: Молодая гвардия,1981г.