Кл час семейные ценности. Классный час «Я и моя семья. Семейные ценности. Постановка проблемной ситуации

«Семья и семейные ценности»

Подготовила и провела

Абдулманова З.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ д.Чебыково

2012г.

Формы учебной работы : тематический классный час для учащихся начальных классов

Тема классного часа: «Урок семьи и семейных ценностей».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи : 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование : планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).

3. Работа по теме .

1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своем отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами :

Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба.

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

А как вы называете своих родителей? Вот как звучат слова «мама и папа» на марийском и башкирском языках.

Марийский – ачай, авай.

Башкирский – атай, асай.

4) -Почему мама и папа ближе всех на свете?

Расскажите, какие же они, ваши мамы?

Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

4. Физкультминутка .

Давайте и мы с вами немного отдохнем.

1,2,3,4,5, -

Мама, папа, брат, сестра,

А мизинчик – это я!

6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

5. Обобщение.

На доске ребус 7я.

Итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам. (о семье).

Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).

Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?

А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.

6. Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

7. Итог урока.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Тема: «Семья. Семейные ценности»

Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

    Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.

    Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.

    Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, мои родные!

Мы не виделись давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Урок будем начинать!

Но сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

Влад: Каникулы кончаются -

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога

Окрепшими, здоровыми!

Хвала лесным походам…

Со знаниями новыми!

И - с Новым Школьным Годом!!!

Учитель: На первом уроке этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Артем: В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Антон: На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

Учитель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Дима С.: Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

Я знаю, что вы вместе со своей семьей замечательно провели летние каникулы. Расскажите, чем вы занимались, где побывали? (Рассказ детей сопровождается презентацией)

Как замечательно вы отдохнули! А теперь проверим, насколько вы внимательны: какие слова в своем выступлении употреблял каждый из вас? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

А кто это? (Члены семьи)

Никита: Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Диана: Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Выложит дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки...

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе...

И о контрольной

Сегодняшней я...

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

Учитель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Даша: У Вовы двойка с минусом -

Неслыханное дело!

Он у доски не двинулся.

Не взял он в руки мела!

Стоял он будто каменный:

Он стоял как статуя.

- Ну как ты сдашь экзамены?

Волнуется вожатая. -

Твою семью, отца и мать,

На собранье упрекать

Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока

Директор недоволен:

Она растить ученика

Не помогает школе.

- Ну при чем моя семья? -

Он говорит вздыхая. -

Получаю двойки я -

И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,

Не показал бы виду,

Но о семье идет вопрос -

Семью не даст в обиду!

Будут маму упрекать:

«У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

А вы одна - плохая мать!» -

Директор скажет лично.

Печально Вова смотрит вдаль,

Лег на сердце камень:

Стало маму очень жаль…

Нет, он сдаст экзамен!

Скажет маме: «Не грусти,

На меня надейся!

Нас должны перевести

В хорошее семейство!»

Учитель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Сценка

Дима: Отправляла мама в школу,

Малыша – сыночка. (Мама одевает сыну портфель на спину, гладит по головке)

Говорила мама строго:

Таня: «Не дразнись! Не дерись! (Мама грозит сыну пальцем, мальчик кивает)

На уроках не вертись!

Поспеши, тебе пора. (Мальчик машет маме и убегает за дверь)

Ну, ни пуха, ни пера!»

Дима: Через час, едва живой

Петя наш идет домой.

Ковыляет еле-еле (Заходит уже лохматый, пиджак и портфель тащит в руках)

Он со школьного двора

И на нем, на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Таня: Уж какая тут учеба, (Мама поправляет сына и говорит недовольным тоном)

Глаз подбит и нос распух.

На спине следы от сдобы,

А в глазах его испуг. (Мама показывает сыну кулак, сын боится)

Все артисты берутся за руки, кланяются, уходят.

Денис: Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг…

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Учитель: А я предлагаю сыграть в игру «Лучики». Тем более что наш классный коллектив именно так и называется. К доске выходят 2 человека: взрослый и ребенок. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)

Я думаю, победила любовь близких людей.

Катя Ситнянская: Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья «ЛУЧ и К» очень успешная. В прошлом году мы стали Лучшим классом года в ежегодном школьном конкурсе, заняли____ призовых мест в районных конкурсах, получили областное благодарственное письмо, есть ____ призовых места во Всероссийских конкурсах и предметных Олимпмадах. (Сопровождаетя слайдами)

И в нашей большой классной семье пополнение. У нас два новых ученика. Давайте познакомимся. (Представление детей, самопрезентация детей)

Говорят все вместе: Добро пожаловать в наш класс!

Учитель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «А», но в последнем четверостишие будьте внимательны!

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы – четвертый «А»!

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?

(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

Катя: Семья – это счастье, любовь и удача,

Лиля: Семья – это летом поездки на дачу.

Катя: Семья – это праздник, семейные даты,

Лиля:Подарки, покупки, приятные траты.

Катя: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Лиля: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Катя: Семья – это труд, друг о друге забота,

Лиля: Семья – это много домашней работы.

Катя: Семья – это важно!

Лиля: Семья – это сложно!

Катя: Но счастливо жить одному невозможно!

Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Коля: Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром

Алена: Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно вчетвером.

Коля: Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Алена: Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

Учитель: А теперь я прошу вас придумать синквейн на тему: «Семья. Семейные ценности».

(Работают в группах. Затем зачитывают результат).

Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

З адачи.

    Воспитание духовных потребностей любви и уважения к окружающим, чуткого отношения к близким людям, чувство семейной сплочённости.

    Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих, отказываться от материальных благ ради здоровья и комфорта родных людей.

    Получить новые сведения о семье учащихся.

Подготовка к классному часу.

    Организация фотовыставки “Я и моя семья”.

    Рисунки учеников с изображением своих родителей.

    Написание мини-сочинений “Моя семья – моё богатство”.

Ход классного часа

1. Вступительная беседа.

Отгадайте, о чём будем сегодня говорить! Вам помогут загадки.

1) Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь – по делу,
И хвалишь – с душой (Папа).

2) Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: “Вставать пора”?
Кашу кто успел сварить?
Чай - в пиалу мне налить? (Мама).

3) Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки –
У любимой... (бабушки).

4) Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый... (дед).

2. Беседа “Отношения в семье”.

Действительно, самые близкие, самые родные и любящие люди – мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, дяди, тёти – ваша семья.

Как вы думаете, что такое семья?

Да, семья – это дом. Это родители, дедушка, бабушка. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печаль, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, сплочённые чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Послушайте стихи Л.Сусловой.

А дом, заставленный добром – ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком, - ещё не дом.
Когда вечерняя спустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнит дом
Твоим теплом.

О каком же тепле идёт речь? В песне поётся:

Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал,
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.

Наверное, вы согласитесь с этими словами. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат.

Как же построить такой дом? Я предлагаю вам поиграть в строителей.

Конкурс.

Главное в семье – это любовь, уважение, взаимопонимание. Чтобы эти “кирпичики” стояли крепко в фундаменте нашего дома нужно, чтобы каждый член семьи проявлял самые лучшие свои качества характера. Давайте скажем, что есть хорошего в наших детях. (Родители перечисляют наиболее яркие качества своих детишек).

Конкурс. Игра “Если бы я был идеальным...”

К сожалению, идеальных родителей и детей не бывает, хотя стремиться к этому необходимо. В этом вам поможет такая игра.

Ведущий бросает мяч присутствующим ребятам и взрослым. Они ловят мячик и быстро говорят:

Дети – Если б я был идеальным родителем, я бы...

Родители – Если б я был идеальным ребёнком, я бы...

А теперь музыкальная пауза.

Песня “Моя семья” на мотив песни “Маленькая страна”.

Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик и сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.

Конкурс “Народная мудрость гласит”.

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Исправьте пословицы:

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Милые бранятся, только по пятницам (тешатся).

А теперь, продолжите пословицу:

    Гость на пороге – счастье в...(доме).

    В гостях хорошо, ...(а дома лучше).

    Чем богаты, ...(тем и рады).

    Дом без хозяйки...(сиротка).

    Яблоко от яблони...(не далеко падает).

Выступление членов семьи.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая счастливая Ваша семья!

А в чём заключается счастье в вашей семье? (Ответы учащихся).

Музыкальная пауза. Танец “Кадрилька”.

Игра “Ассоциация”.

А сейчас мы поиграем в игру “Ассоциация”.

Закройте, пожалуйста, глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?

А если бы семья стала птицей, то какой и почему?

А если бы семья была деревом, то каким и почему?

Учитель:

У каждого человека должны быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдём сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном.

Звучит стихотворение “Что может быть семьи дороже?”

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью.
И провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже,
На этой сказочной земле!

Звучит “Песня мамонтёнка”.

Подведение итогов классного часа.

Итак, мы сегодня с вами выяснили, что семья является для каждого из нас опорой, крепостью. Дружную семью держит понимание. Семью необходимо беречь от невзгод и ненастий.

А что запомнилось вам из нашего классного часа?

Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их любите.

А закончить классный час я хочу стихотворением:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссору, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, минуты, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Коммунальное Государственное учреждение "Средняя школа-гимназия №11" отдела образования города Кокшетау

Классный час

Провела:Кл.руководитель 3 «Е» класса Бигатова С.С.

Классный час

Тема классного часа: « Семья и семейные ценности»

Цель: сформировать представление о семейных ценностях .

Задачи:

Осознание понятий «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера»;

Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

Сплочение коллектива класса;

Развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;

Раскрытие творческого потенциала детей.

Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский дом»; Л.Долина «Погода в доме», Э.Пьеха «Семейный альбом»), ручки, листы бумаги.

Ход занятия

В начале звучит звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом».

Педагог: Прежде чем назвать тему классного часа, послушайте стихотворение

У каждого на свете Должны быть папа с мамой – У тех, кто всех послушней, И непослушных самых. У каждого на свете Должны быть братья, сёстры… Чтоб жизнь была весёлой И от улыбок пёстрой. У каждого на свете: Детишек, птиц, зверья, Должны быть те, кто дорог – Родимая семья! У каждого на свете Должны быть папа с мамой, Семья большое счастье – Подарок самый-самый!

Педагог: Догадались о чем пойдет речь? Сегодня мы с вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему.

И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки . Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.

Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» учащиеся приводят свои слова-ассоциации с этим словом )

Ученик читает наизусть стихотворение:

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Педагог: Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.

В России есть праздник, посвященный семье. День семьи, любви и верности. Празднуется 8 июля. Символ – ромашка.

История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская чета жила в Муроме в 12 веке, причем с 1203 года Петр был здесь князем. На долю этой пары выпало немало разных испытаний, но все трудности муж и жена преодолевали вместе, находя поддержку и опору друг в друге.

Еще при жизни Петр и Феврония пользовались немалым почитанием за свою верность и супружеское благочиние. Их история любви началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»: благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония - дочь древолазца из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева и в самом деле исцелила князя Петра, а потом стала его супругой.

Говорят, они и умерли в один день – 25 июня по старому стилю (то есть 8 июля). Но почему-то тела их «положили в разные места». Каково же было удивление народа, когда на следующее утро Петр и Феврония оказались в одном гробу! Этакое чудо лишь усилило славу прекрасных супругов, и в 1547 году эта чета была канонизирована. В общем-то, с той поры супруги и почитаются как покровители семейных уз, а день их церковного прославления стал отмечаться еще и в качестве светского праздника. Но в советское время про святых забыли, хотя с их именами и были связаны достаточно традиционные ценности.

Педагог: Послушайте китайскую притчу

Китайская притча

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Педагог: Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ? . А что вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

Педагог: Нас с вами наиболее интересуют семейные ценности.

Они тоже бывают самыми разнообразными

    Ценность родительства

    Ценность родства

    Ценность супружества

    Ценность здоровья

    Обычаи и традиции

    Взгляды

Педагог: Остановимся на семейных традициях…

Что мы можем назвать семейными традициями? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет.

Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот член семьи является самым уважаемым, к его мнению прислушиваются остальные домочадцы и во всем стараются спросить его совета.

А кто из вас получил имя в честь родителей? А в честь бабушки или дедушки? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?


Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Именно поэтому детей называли в честь тех родственников, которые пользовались заслуженным авторитетом и уважением, занимались любимым делом и были счастливы в течение всей жизни.

С рождения ребенка воспитывает мама, затем он идет в детский сад, а позже – в школу. Чтобы получить профессию и иметь возможность работать, после школы необходимо поступать в училище, техникум или институт. На сегодняшний день таких учебных заведений очень много – можно выбрать любую специальность, которая тебе по душе. Но всегда ли так было?


Нет, так было далеко не всегда. Во времена наших пра-пра-прадедушек и пра-пра-прабабушек на всех детей не хватало даже школ, а об институтах и говорить не приходится. Каким же образом дети получали профессию? Они учились у своих родителей. К примеру, отец-кузнец с детства обучал ребенка основам кузнечного дела, с возрастом сын все больше помогал отцу, а затем и заменял его в кузнице, позволяя отцу «выйти на пенсию».


Так сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.

Расскажите о тадициях вашей семьи

Строительство дома из основных понятий на доске (на столе разложены основные семейные ценности)

Педагог: Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному ученику, объясняя, почему он выбрал именно то или иное понятие.

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь , . ( Учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь учителя, идет беседа-рассуждение) .

Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.

Педагог: Поиграем с вами. Я называю определения терминов – задача учеников, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Тот ученик, который обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание

Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство

Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка

Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность

Умение уступать друг другу - компромисс

Нежная забота друг о друге - любовь

Преданность друг другу - верность

Чуткое отношение друг к другу - нежность

Прислушиваться друг к другу - умение слушать

Чувство безопасности и уверенности - доверие

После того, как солнышко построено делается вывод

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство .

Педагог: И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)
Обязанности человека делятся на четыре рода:
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще.
Педагог: Давайте поиграем. Игра «Путаница»

В пословицах слова поменялись местами. Нужно записать пословицы правильно:

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны

Педагог: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. Я предлагаю вам написать заповеди для семьи
свято храни честь своей семьи;
люби свою семью и делай её лучше;
будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
подари родителям радость;
умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Педагог: С чем можно сравнить семью? Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?

(выслушиваем учащихся класса)

Конечно же, это дерево! Дерево дает новую жизнь – новые побеги – подобно тому, как семья дает новую жизнь – в ней рождаются новые ее члены.

Аналогию между семьей и деревом провели уже давно, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы.


Раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным – и неважно, какие отметки стояли напротив его фамилии в классном журнале. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 500 членов своей семьи? А хотя бы 50?

Педагог: Кто хочет рассказать свою родословную?

Рефлексия

Педагог : Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ученица : В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Педагог: Очень правильно сказала. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.

Синквейн

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово (сущ.)

Вторая строка – два прилагательных

Третья строка – три глагола

Четвертая строка – короткое предложение

Пятая строка – одно слово

Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Приложение:

СЕМЬЯ

Любовь, дружба, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь , рукоприкладство, лень, безделье .

Сопереживание

Равенство

поддержка

толерантность

компромисс

любовь

верность

нежность

умение слушать

доверие

дома хорошо а лучше в гостях.

в холод и дружной семье в тепло дружной.

ленивом доме прилежном густо а в доме в пусто.

в помогают доме и стены своем.

идет прекрасно семье так в дело согласно.

корнями держится человек дерево а семьей.

где страшны помогают друг семье, другу, беды не.

Составление синквейна на тему «Семья и семейные ценности». (работа в группах с привлечением родителей)

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово (сущ.) , определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных , характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола , показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)

Пятая строка – одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

МБОУ «Зеленовская СОШ»

Фроловский муниципальный район

Классный час

« Семья и семейные ценности»

Подготовили

классные руководители

9а класса

Ананина Ольга Владимировна

9б класса

Чернобровкина Елена Валентиновна

2012 г.

«Семья и семейные ценности»

Цели:
    помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга; дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут; формировать коммуникативные навыки; развитие творческих способностей учащихся; формирование уважительного отношения детей к своим родителям; воспитывать чувство гордости за свою семью; развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений; создание благоприятной атмосферы общения; сплочение коллектива учащихся и родителей

Звучит мелодия песни “Родительский дом ”.

Учитель О.В. : Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь, на семейном классном часе.

(Асеян Анна )

Когда появилось слово “семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.

УчительЕ.В.: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Учитель О.В. : До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…

Пословицы:

Дом без хозяйки … (сиротка)

Дом вести … (не бородой трясти)

В гостях хорошо … (а дома лучше)

Не нужен клад … (когда в семье лад)

Чем богаты … (тем и рады)

Один в поле … (не воин)

Семья в куче… (не страшны и тучи)

Когда семья вместе … (так и душа на месте)

Дома и стены …(помогают)

Мой дом …(моя крепость).

Загляни в семейный альбом ”

Учитель Е.В.: В каждом доме хранятся старые фотографии и вещи. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы их продолжение.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

На нашей выставке вы можете увидеть семейные фотографии и вещи.

(Рассказы членов семей о семейных фотографиях, презентации, старинные вещи, документы)

Учитель О.В.: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

Учитель Е.В.: «Юные поэты»

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.

Дом

Живем

Семья

Учитель О.В.: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Учащиеся, которые подготовили генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Учитель Е.В.: БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни « семья ». (Фамилия.) 2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.) 4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

6. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

7. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

8. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

9. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

10. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

11. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

12. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

13. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

14. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

16. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

Учитель Е.В.: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.


УчительО.В . : А теперь я проведу викторину “Мой дом – моя крепость”

    Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата)

    Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)

    Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)

    Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)

    Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)

    Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)

    Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).

    Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).

    Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).

    Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).

    Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).

    Кто такая свояченица? (сестра жены).

    Что такое бутоньерка? (маленький букет).

    Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).

Березнева Настя

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Дом моей мечты”

Учитель О.В.: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость?”

Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть наша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде по кирпичику.

Подумайте, в какой части дома должен быть ваш кирпич? Крыше и фундаменту тоже нужно дать свое название.

(СЛОВА раздаем по группам)

    Культура семьи пере­дается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции» .

    Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самосто­ятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество в семейных отношени­ях. Традиции наших предков поз­воляют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество» .

    Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме - кирпичик «Дружба» .

    Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

    Условие эмоцио­нального здоровья семьи - подлинность чувств, когда поступок находится в гар­монии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье» .

    Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота» .

    Гармоничное сочетание пред­метов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстанов­лению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик - «Чистота».

    Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психоло­гического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание» .

    Очень важен для строительства на­шего дома кирпичик «Уважение» . Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интере­сам

    Для воспитания нрав­ственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботя­щихся друг о друге и о детях родителей. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».

    Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение» .

Благодарю всех строителей. Дом у нашей семьи оказался прекрасным. Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье.

Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме.

Учитель Е.В.: «Пословицы»

Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.

Заключение Учитель Е.В.: В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Семья пусть дарит маленькое чудо
В любой обыкновенный день:

Учитель О.В.: Свет солнышка, улыбку друга
Успех и радость, луч надежды,
И много добрых новостей,
И ветра свежего глоток,
И будет жизнь прекрасной, нежной,
Как самый красочный цветок.

Литература.


1 . Азаров Ю. Семейная педагогика. 2-е изд., перераб. и доп.- М: Политиздат,1985г. 2.Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра.- М: Знание,1979. 3.Мушкина Е. Семейный разговор. – М: Известия,1985. 4.Мы строем дом. – М.: Молодая гвардия,1981г.
Поделиться