Классификация современных психологических теорий личности. О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий. Что будем делать с полученным материалом

Классификации теорий личности

Тема: Введение в теорию личности».

«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»

План лекции

1. Понятие теории, её функции

2. Компоненты теории личности.

3.

4.

Несовершенство нашего сегодняшнего знания о личности, отсутствие единой все объясняющей и всё предсказывающей парадигмы, приводит к тому, что наука о личности предстаёт перед нами как множество различных теорий. Для того чтобы сориентироваться в разных теоретических взглядах на личность в российской и западной психологии слушателю необходимо познакомиться с критериями и требованиями в науке к созданию и построению теории, с существующими классификациями теорий.

1. Понятие теории, её функции.

Анализ теории в психологии личности обусловлен тем, что без понимания сути теоретического знания, лежащего в основании той или иной науки, невозможно постижение концепций, сложившихся в диапазоне разных исследовательских моделей, направлений и школ. На современном этапе персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе тем объясняющие различия между людьми.

Теория – это утверждение или набор утверждений, функция которого обобщать, упрощать, организовывать и объяснять наблюдения и помогать предсказывать события.

Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. (Хьелл Л., Зиглер Д).

Теории личности – это система понятий, предположений, идей и принципов, предназначенных для объяснения личности. (Кун Д.)

В широком смысле теория обозначает любую концептуальную репрезентацию и объяснение феномена. Говоря о теориях в целом, можно сделать два обобщения:

2. Все теории суть абстракции. Любая теория является частичным объяснением определённых вопросов, фокусируясь на одних аспектах проблемной области, опускает другие.

3. Все теории рассматриваются как конструкции создаваемые людьми.

Персонологи – те же люди и точно также, как и другие, имеют различные взгляды на природу человека. Поэтому теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека.

Функции научной теории:

Функция организации и обобщения знаний. Существующее многообразие данных о личности, обуславливает необходимость их систематизации, организации, установления связи между событиями и фактами, объяснения происходящего.

Функция объяснения наблюдаемого помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определённым образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Теория обеспечивает смысловую схему, позволяющую объяснять, все то, что нам известно о соответствующем классе событий.



Коммуникативная функция , позволяет исследователю сделать теорию достоянием других учёных, создаёт дополнительные возможности для развития и самой теории, и исследователя.

Функция предсказания . Теория должна обеспечить основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока ещё не наступили.

Эвристическая функция теории обладает высоким потенциалом генерирования исследований, являя собой своеобразное руководство в том или ином направлении исследований, в аспектах, требующих уточнения и развития, и тем самым в совершении открытий, столь необходимых для обогащения знаний. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования.

Функция организации наблюдения даёт возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего явления, но и как это делать.

Имплицитная теория – способ, которым человек организует информацию о разнообразных аспектах функционирования мира; создаётся с опорой на эмпирический опыт субъекта.

2. Компоненты теории личности.

Каждая теория содержит компоненты, которые должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека. Американские психологи Ларри А. Хьелл и Дэниел Дж. Зиглер выделяют следующие компоненты теорий личности:

1. Структура личности. Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Проблема структуры личности, природа её организации и влияние на функционирование человека является ключевым компонентом во всех теориях личности.

2. Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять почему люди поступают так, а не иначе, другими словами, процессуальные аспекты функционирования человека, фокусируются на динамических изменяющихся особенностях его поведения.

3. Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

4. Психопатология . Необходимость объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нём. Каждый персонолог уделяет внимание в своей теории вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни.

5. Психическое здоровье . В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие, что входит в понятие здорового образа жизни. Критерии оценки психического здоровья – центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности.

6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия . Поскольку теории личности дают определённую информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Теория личности должна ответить на вопрос как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.

Аналогичным образом вопросы о компонентах полноценной теории личности рассматривают и другие ведущие американские учёные Лоуренс Первин и Оливер Джон (Схема №) .

3. Критерии оценки теории личности.

В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно, в том случае если удовлетворяет каждому из перечисленных критериев: верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономичность, широта охвата, функциональная значимость.

Верификация - процесс установления истины или корректности гипотезы; критерий, используемый для определения ценности теории.

Критерии оценки теории личности .

Критерий Характеристика
Верифицируемость Данный критерий означает, в какой степени положения теории открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие;
Эвристическая ценность Критерий показывает, насколько теория обладает потенциалом стимулирования новых исследований и обобщений.
Внутренняя согласованность Теория должна быть свободна от внутренних противоречий, т.е. хорошая теория должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом.
Экономность Теории часто ассоциируется с логической простотой. Чем меньше количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. Она не должна содержать избыточного теоретического багажа.
Широта охвата Этот критерий относится к широте и разнообразию феноменов, охваченных теорией. Всесторонняя теория предпочтительнее узкой и ограниченной.
Функциональная значимость Соответствие этому критерию показывает, способна ли теория помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы.

4. Классификация теорий личности. Классификационная система шкал.

Многообразие концепций современной психологии личности требует разработки основ для их классификации, соотношения и обобщения. В зарубежной литературе используется принцип группировки теорий по критерию основных направлений: психоаналитическое, бихевиориальное, когнитивное, гуманистическое, диспозициональное. Для сопоставления различных теорий американские психологи Л. Хьелл и Д. Зиглер использовали шкалы, организованные по принципу дихотомического анализа с использованием основных философских фундаментальных положений о природе человека. Ими были выделены следующие шкалы.

Свобода-детерминизм. Данное положение относится к вере автора теории в возможность сознательного контроля людьми своего поведения. Детерминистски ориентированные теории (З. Фрейд, Б. Скиннер) исходят из предположения, что поведение человека однозначно определяется какими либо факторами, чаще неосознаваемыми: генетической предрасположенностью, внешним подкреплением, неосознанными мотивами и пр. Такие авторы как А.Адлер, А. Маслоу исходили из веры в возможность сознательного выбора поведения человека, и их теории считаются теориями, ориентированными на свободу.

Рациональность –иррациональность . В этом случае речь идёт о соотношении сознательного и бессознательного в управлении поведением. Примерами теорий в которых постулируется рациональность поведения – концепции А. Бандуры, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерса. Теория З. Фрейда постулирует иррационализм.

Холизм – элементаризм. Сторонники холистического положения утверждают, что поведение можно понять, изучая личность как единое целое (теории А. Адлер, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс). Противоположная позиция предполагает изучение отдельных аспектов поведения (Б.Ф. Скиннер).

Конституционализм –инвайронментализм . Наследственность или среда определяют развитие личности и её индивидуальности. Российский психолог Мироненко И.А. отмечает, что все западная психология личности в целом, основывается на представлениях о ведущем значении наследственности в становлении человеческой психики.

Инвайронментализм – исходное положение о том, что личность сформирована социальными и культурными влияниями.

Конституционализм - исходное положение о том, что личность сформирована генетическими и биологическими факторами.

Изменяемость – неизменность . В данном случае ставится вопрос о том, изменяется ли основной склад личности в течение жизни. К сторонникам изменяемости личности относят Э.Эриксона, Б. Скиннера, А. Бандуру, А. Маслоу, К. Роджерса, к идеологам неизменности – З. Фреда и А. Адлера.

Субъективность – объективность . Поведение человека определяется как объективными факторами внешней среды, так и субъективными особенностями его внутренних психических состояний. Данная шкала оценивает ориентированность теоретика на зависимость поведения от первого или от второго. На объективность в своей теории ориентирован Б.Скиннер, на субъективность – А. Адлер, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерс.

Проактивность – реактивность . Где следует искать истинные причины поведения человека? Следует ли рассматривать поведение как серию ответов на внешние стимулы, или истоки поступков коренятся в личности. К сторонникам проактивности отнесены А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, к авторам, исповедующим реактивность человека – Б. Скиннер.

Проактивность – исходное положение о том, что причины поведения человека заключены в нём самом.

Гомеостаз – гетеростаз . Это положение относится к природе мотивации человека. Движет ли им прежде всего стремление уменьшить напряжение и сохранить состояние внутреннего равновесия, или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию. К сторонникам гомеостатической модели человека относится З. Фрейд, а гетеростаза - А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.

Гомеостаз – состояние, относительно динамическое постоянство внутренней среды организма.

Гетеростаз –исходное положение о том, что люди мотивированы прежде всего стремлением к личностному росту.

Познаваемость и непознаваемость . Данная шкала позволяет оценить склонность того или иного теоретика к выходу за пределы строгой науки в своих построениях. К сторонникам познаваемости отнесены З.Фрейд, Скиннер, А. Бандура, а непознаваемости - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс.

Шкалы, используемые Л. Хьеллом и Д. Зиглером, пригодны лишь для классификации теорий, созданных в контексте западной культуры. Теории личности в российской психологии не только отсутствуют в данной схеме, но и представляется затруднительным оценить их, применяя данные шкалы.

В этой связи Мироненко И.А. было предпринято исследование в русле разработки классификационной системы шкал, которые отражают имплицитные представления о личности, заложенные в основании психологических теорий. Проанализировав шкалы, предложенные американскими психологами, он предложил в качестве основания для оценки и описания теорий личности систему следующих дихотомических шкал-категорий, характеризующих аксиоматические представления авторов теорий о природе личности:

§ среда-наследственность (как определяющий фактор формирования личности);

§ внешнее – внутреннее (в качестве основы для выделения психики как особой формы реальности);

§ сознание – бессознательное (в качестве основного механизма функционирования личности);

§ индивидуализм- коллективизм (как характеристика базовых ценностей человека);

§ свобода- необходимость (детерминированность поведения человека законами природы).

В предлагаемой системе шкал оказывается возможным соотнести российскую теорию и представления о личности, разработанные другими школами, показать специфику подхода к личности российских учёных. Классификация теорий личности представлена в таблице № .

факторы Теории, в большей степени ориентированные на факторы Факторы
Бихевиоризм-необихевиоризм Отечественная теория Кросскультурная психология Социальный конструктивизм Среда Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Диспозициональная теория Эволюционная психология Наследственность
Бихевиоризм-необихевиоризм Диспозициональное направление Отечественная теория Эвролюционная психология Кросскультурная психология Социальный конструктивизм Внешнее Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Внутреннее
Отечественная теория Гуманистическая психология Социальный конструктивизм Необихевиоризм Сознание Психоанализ-неофрейдизм Диспозициональное направление Бихевиоризм Эволюционная психология Кросскультурная психология Бессознательное
Бихевиоризм-необихевиоризм Психоанализ Диспозиционное направление Неофрейдизм Гуманистическая психология Индивидуализм Отечественная теория Эволюционная психология Социальный конструктивизм Кроскультурная психология Коллективизм
Отечественная теория Социальный конструктивизм Кросскультурная психология Свобода Бихевиоризм-необихевиоризм Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Диспозициональное направление Эволюционная психология Необходимость

Примечание: отечественные теории – это теории российских психологов, разрабатываемые в рамках культурно-исторической и системно-деятельностной парадигмы.

Литература

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайдлова В.А. , 2001- С. 20-30.

2. Методические материалы по курсу лекций «Психология личности» / Сост. Э.В. Котлярова, - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.- С. 6-11.

3. Мироненко И.А. Классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологической теории // Вопросы психологии, 2006, № 4 – С.95-105.

4. Первин Л., О. Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001 – С. 33- 58.

5. Клонигер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонигер – СПб.: Питер, 2003 – С. 21-56.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2006 – С. 19-55.

7. Холл Келвин С.. Линдсей Гарднер. Теории личности – М.: «КСП +», 1997.

Уровни научного познания

Теории личности в своей истории прожили три этапа:

Философско-литературный,

Клинический,

Экспериментальный.

Философско-литературные теории личности

Начиная с работ древних мыслителей и заканчивая началом девятнадцатого века, появлялись теории личности, в основном направленные на решение вопросов о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

Биология человека,

Его психология,

Имущество,

Поведение,

Культуру,

Принадлежность к тем или иным социальным стратам,

Принадлежность к этносам и т.п.

Клинические теории личности

В девятнадцатом веке к вопросам психологии личности подключились (и весьма эффективно) врачи-психиатры, которые вели систематические и основанные на научном подходе наблюдения за личностью больного. Изучалась, например, и история жизни больного. В профессиональные заключения начинали вклиниваться общенаучные выводы о природе человеческой личности.

Понятия личности сужались, в них включалось больше психологического, связанного с особенностями душевной жизни человека, типичными нарушениями этой душевной жизни, например тревожность, ригидность, заторможенность, возбудимость.

Постепенно определения личности стали настолько рабочими, что можно стало описывать и вполне нормальную, и патологическую личность в рамках одной модели. Однако целый ряд качеств человека не нашел себе места в клинических теориях личности: способности, нравственные качества, интересы и другие.

Экспериментальные теории личности

В первые десятилетия двадцатого века личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. В то время происходило бурное развитие экспериментальных исследований в психологии, стремительно развивался аппарат экспериментальной психологии.

Большие объемы экспериментальных данных проходили весьма технологичную математико-статистическую обработку, которая преследовала цель более точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. Поэтому почти сразу встала задача разработки надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Классификация теорий личности

На самом деле существует невообразимое разнообразие подходов к разработке моделей личности.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности делятся на:

Психодинамические,

Социодинамические,

Интеракционистские.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических (внутренних) характеристик. Такие теории больше сосредоточены на особенностях внутренней жизни человека. Социодинамические теории описывают личность через подверженность разного рода внешним ситуациям. Такие теории больше сосредоточены на социальном "Я" человека. Личность рассматривается как социальное лицо человека. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Другим основанием классификации теорий личности является способ получения данных о личности:

Экспериментальные теории,

Неэкспериментальные теории.

Экспериментальные теории строятся на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на впечатления, собственные наблюдения и жизненный опыт, делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто грешат субъективностью, в них легко просматриваются спекуляции. Экспериментальные теории тоже бывают весьма разными, и в любой экспериментальной теории можно усмотреть субъективную позицию автора.

Также теории личности бывают структурными и динамическими. Первые описывают структуру личности, в центре внимания - комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов - скорее описательный.

Теории личности сильно отличаются между собой по характеру психических феноменов, включаемых в модели: психические свойства ли, черты характера ли, сугубо внешние проявления ли, поступки ли, характерные состояния ли...

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Факторно-аналитическая модель личности. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные не в научном исследовании, а в повседневной жизни. В целом имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.

Введение
Глава 1. История и современные теории личности
1.1 Теория личности 3. Фрейда
1.2 Теория личности А. Адлера
1.3 Концепция личности Г. Айзенка
1.4 Психология личности Юнга
1.5 Теория личности А. Г. Маслоу
Глава 2. Классификация и содержание новейших теорий личности
2.1 Классификация новейших теорий личности
2.2 Модель личности К.К. Платонова
2.3 Теория Э. Берна
2.4 Теория личности А.Н. Леонтьева
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Личность – это, прежде всего, абстрактное понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово «личность» концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.

1. История и современные теории личности

1.1 Теория личности 3. Фрейда

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной обще­принятой теории личности, но существует великое множество различных тео­рий, концепций и моделей личности, имеющих значительное влияние и большое число сторонников.

Существуют теории личности, которые известны не только психологам, но и популярны в широких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда. По Фрейду, личность образует­ся тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид - это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящи­еся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется прин­ципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два ос­новных инстинкта - сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жиз­ни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос). Такая форма человеческого поведения, как агрессия, рассматривается в данной концепции в качестве инстинктивной формы поведения, в качестве проявления деструктивного инстинкта личности.

Психодинамическая концепция 3. Фрейда имеет так же много противников, как и сторонников. Пожалуй, это та тео­рия, относительно которой высказывается самое большое ко­личество крайних, радикальных оценочных суждений - от восторженного принятия до безусловного отвержения. В наиболее крайней форме неприятие психоанализа научной пси­хологией было, пожалуй, сформулировано всемирно извест­ным психологом П. Фрессом, который как-то заявил, что психоанализ - это вера, а для того чтобы верить, надо снача­ла «встать на колени».

1.2 Теория личности А. Адлера

Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности или индивидуальная психология. Эту теорию также традиционно относят к психоаналитическому направлению (Адлер - один из первых и любимых учеников Фрейда), хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория А. Адлера, как это ни парадоксально звучит, по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предтеча современной гума­нистической психологии.

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фик­тивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».

Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, ко­торые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктив­ные цели - их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но, не­смотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является ре­альным стимулом активности человека и объясняет его поведение.

Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и только немного удачи позволяют достичь почти все­го. Это утверждение (по Адлеру) - лишь фикция, так как многие из тех, кто на­пряженно работает, не получают того, что они заслуживают. Другими примера­ми фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на жизнь чело­века, являются следующие: «честность - лучшая политика», «все люди созданы равными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад, несо­мненно, также оказывает влияние на поведение человека. И эта вера тоже явля­ется примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, не­ким идеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула, мотива вполне конкретного устойчивого поведения человека.

Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психоло­гические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализ­ма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяс­нения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение.

Стремление к превосходству. Первоначально в качестве конечной цели, к ко­торой стремятся все люди, Адлер называл стремление к власти. Позднее он от­казался от термина «воля к власти» в пользу термина «стремление к превосход­ству». Стремление к превосходству при этом не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства. Стремление к превосходству - это общее стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх». Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом раз­личных способов, и каждый человек по-своему реализует это стремление.

Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности - это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оно возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности при­суще практически всем людям. По существу, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства. Следовательно, чувство неполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно является причиной совершен­ствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня.

В этом случае говорят о формиро­вании комплекса неполноценности. Адлер выделял три вида страданий, испы­тываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса непол­ноценности: неполноценность органа, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к разви­тию - либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой. В качестве классического примера компенсации неполноценности органа мож­но вспомнить Демосфена, который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаях компенсация может уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного ком­плекса превосходства.

1.3 Концепция личности Г. Айзенка

Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия-экстра­версия и нейротизм-стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) - это не дискретный количествен­ный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигатель­ная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать нача­тое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общитель­ность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планирова­нию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее спра­ведливо обратное.

За годы существования данной концепции по всему миру проведено огром­ное количество исследований, целью которых было выявление различий между типами. Эмпирически установлено, что:

Экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;

Экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и по­пить кофе, чем интроверты;

Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связан­ной с людьми;

Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстравер­ты - по вечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а эк­страверты - во второй половине дня;

Интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; но при этом экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрас­те, более часто и с большим числом партнеров, чем экстраверты.

Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию, и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение - психотизм.

Таким образом, в насто­ящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три ортогональных (незави­симых) измерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций.

1.4 Психология личности Юнга

Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити и эта нить — психика человека».

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов». Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту — другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом — что называется «в своей тарелке», — когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах.

1.5 Теория личности А.Г. Маслоу

Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и, наконец, сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.

Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате «окультуривания». Разрушительные силы в них являются результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

Человек – это «желающее существо», которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость является способностью слышать эти слабые, хрупкие внутренние голоса-импульсы.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Некоторые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все или ничего», человек обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.

Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей являются потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.

Глава 2. Классификация и содержание новейших теорий личности

2.1 Классификация новейших теорий личности

В последнее время появилось много разных теорий, которые описывают личности. Можно сказать, что почти у каждого психолога есть своя теория, которая либо полностью самостоятельна, либо базируется на основе другой «известной» теории. Наиболее известные теории последнего времени связаны с именами: К.К. Платонова, Э. Берна, А.Н. Леонтьева. Смысл теории Платонова заключается в том, что личность состоит из отдельных компонент (направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства), которые в процессе взаимодействия определят поведение человека. Э. Берна считает, что в человека параллельно существуют несколько типов поведения личности, каждая из которых активизируется при определенных условиях. Леонтьев утверждает, что личность человека зависит от «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, которые проявляются в той или иной степени. Теории этих ученых будут рассмотрены более конкретно ниже.

Таким образом, анализирую новые теории личности можно сказать, что некоторые из них представляют собой продукт чистой психологии (Платонов, Берн), а другие больше относятся к сплаву генетика-психология (Леонтьев).

2.2 Модель личности К.К. Платонова

В модели личности К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры лично­сти, выделяются четыре процессуально-иерархические под­структуры личности. При этом задается субординация низ­ших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонен­тов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур». Направ­ленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стрем­ления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» - это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свой­ства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особен­ности.

На все подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер. Все подструктуры различаются между собой по степени представлен­ности в них социального и биологического, спецификой их развития и формиро­вания в процессе жизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологического анализа.

2.3 Теория Э. Берна

Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он, наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние «Я» по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто, они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция — единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

ТА, основателем которого был Э.Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я».

Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

2.4 Теория личности А.Н. Леонтьева

Говоря об индивиде и личности, Леонтьев отмечает, что, изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания».

Индивид – это, прежде всего, генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их порожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

Леонтьев поясняет, что начал с понятия индивида лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности, этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Он идентифицируется не только своим именем, его идентифицирует и закон, по крайней мере в пределах, в которых он признается ответственным за свои поступки.

Таким образом, существует известное противоречие между очевидной физической, психофизиологической изменчивостью человека и устойчивостью его как личности. Это и выдвинуло проблему «я» в качестве особой проблемы психологии личности. Она возникает потому, что черты, включаемые в психологическую характеристику личности, выражают явно изменчивое и «прерывное» в человеке, т.е. то, чему как раз противостоит постоянство и непрерывность его «я».

Леонтьев говорит о подходе к личности, в основу которого кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ее опосредствований и порождаемых ею форм психического отражения.

Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности.

Заключение

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой тео­рии личности. Тем не менее, существуют такие теории, которые имеют значи­тельное влияние и большое количество сторонников. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда. Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности, или индивидуальная психология.

Эта теория также относится традиционно к психоаналитическому направлению, хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Широкое распро­странение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка, в которой выделяются два измерения личности: интроверсия -экстраверсия и нейротизм — стабильность.

В целом, в настоящее время существует множество теорий личности, которые развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психоло­гия, структурно-типологическое направление.

Список использованной литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.М. Введение в общую психологию. — М, 2004.
  2. Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Эксмо, 2006.
  3. Розин, В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. – М.: РГГУ, Омега-Л, 2005.
  4. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. — Ростов-на-Дону, 2001.
  5. Рогов Е.И. Общая психология. — М, 2002.
  6. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006.
  7. Холл К., Г. Линдсей Г. Теории личности. — М, 2003.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом.

А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности.

Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттел , воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Вконце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности. Если подходить к определению современных теорий личности формально, то существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например, поведение и поступки.



Как уже говорилось, Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди, согласно этой теории, отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка , выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось.



В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения . Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» – сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии . Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович.

Теорию, предложенную Л. И. Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л. С. Выготским, Л. И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией . Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности . Теорию А. Н Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Теории личности по способу получения данных о личности:

1. Экспериментальные . К экспериментальным теориям личности относятся теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

2. Не экспериментальные . К не экспериментальным теориям относятся теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Теории личности - личность как структурное или динамическое образование .

1. К числу структурных относятся теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

2. Динамические теории - теории, основная тема которых преобразование, изменение в развитии личности - ее динамика.

Личность в рамках возрастной и педагогической психологии .

1. Теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности: от рождения до окончания средней школы - от младенчества до ранней юности.

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено внимание на внутренние проявления : внутренние свойства, черты и качества личности или на ее внешние проявления : поведение и поступки.

Второй способ оценки черт личности - объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, будут очень похожи друг на друга своим поведением. Свойственные для той или иной типологической группы психологические характеристики, делают ее непохожей на другие типологические группы.

Существуют и другие классификации теорий личности. Б . В . Зейгарник рассматривал существующие теории личности в их содержательно -смысловом и историческом аспекте ,в зависимости от условий их зарождения и развития :

1. Теории личности фрейдизма и неофрейдизма.

2. Гуманистические теории личности.

3. Теории личности экзистенциальной психологии.

4. Теории личности французской социологической школы и другие.

Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (3 . Фрейд , К .Юнг , А . Адлер , К . Хорни , Г . С . Салливан).

Одной из распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм . Эта теория возникла в клинический период исследования личности. Создателем этой теории является 3 . Фрейд . Впоследствии на базе фрейдизма возник целый ряд теорий, которые объединены в группу теорий неофрейдизма .

Фрейд создал метод психоанализа , который состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности , которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную.

Структура личности (по Фрейду):

1. Ид («Оно») следует вытесненным в область бессознательного инстинктам. Если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты.

2. Эго («Я»), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности.

3. Супер-эго («Сверх-я») - это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов.

Для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.).

Организм (по Фрейду) - сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии.

В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием.

Комплексы (по Юнгу) - констелляции чувств, мыслей и воспоминаний: структурные единицы личного бессознательного.

Юнг ввел понятие «Я» - стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» может проявляться по-разному.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя илина объект . Всех людей делят на экстравертов и интровертов .

Дополнительные типы (по Юнгу):

1. Интуитивный.

2. Мыслительный.

3. Эмоциональный.

Тип личности определяется соотношением различных функций, большинство из которых врожденные. Типы личности (по Юнгу) - врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

Другим учеником Фрейда был А . Адлер - основатель индивидуальной психологии. Адлер подчеркивал, что основное в человеке общественное чувство - «чувство общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито.

Структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству.

Адлер разбирал разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорил о возможных ее уровнях.

Гиперкомпенсация - особая форма реакции на свою неполноценность. В гиперкомпенсации Адлер усматривал механизм творчества, активности.

Основные формы проявления компенсации (по Адлеру):

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпепсация - одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. Умение выработать сверхкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные действия.

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, но чувство неполноценности по своей природе является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

Основными представителями неофрейдизма являются ученики 3. Фрейда - К . Хорни и Г . С . Салливан .

В 1939 г . Карен Хорни издала книгу «Невротическая личность нашего времени» .

Основу сущности человека Хорни усматривала во врожденном чувстве беспокойства . Младенец рождается с этим чувством, и с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек - это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Чувство беспокойства - чувство коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.

Человеком управляют две тенденции : стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы (стратегии) поведения.

Типы поведения (по Хорни):

1. «Невротическое стремление к любви» - средство обеспечения безопасности в жизни.

2. «Невротическое стремление к власти», которое объясняется страхом и враждебностью к людям.

3. Стремление изолироваться от людей.

4. Признание своей беспомощности («невротическая покорность»).

Типы невротической личности (по Хорни):

1. Устойчивый.

2. Устраненный.

3. Агрессивный.

Эти типы поведения свойственны здоровым людям.

Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится к тому, что противоречие между конфликтующими тенденциями у здорового меньше, чем у невротика. У здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают «ситуационные неврозы». «Неврозы характера» являются подлинной болезнью, так как в их основе лежит стойкий «изначальный конфликт».

В теории Хорни остаются основные положения фрейдизма : антагонизм природного и социального (принцип стремления к безопасности несовместим с удовлетворением человеческих желаний), фатальность врожденного механизма «коренной тревоги».

Другим видным представителем неофрейдизма является Г . С . Салливан (1892 -1949) . Салливан провозгласил, что объект психологического исследования - личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность (по Салливану) - устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потребностью избегания тревоги.

Основные механизмы развития личности (по Салливану):

1. Потребность в нежности, ласке.

2. Стремление избежать тревоги.

Потребность в безопасности, стремлении избежать тревоги является социальной, но эта социальность включена с рождения в органические потребности. Социальное (по Салливану) - система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения.

Оба механизма сосуществуют с момента рождения ребенка и являются механизмом развития личности. Формирование личности происходит фатально, неизбежно. «Я -система» (личность) (по Салливану) формируется в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознательном уровне и в нахождении различных средств для избегания этого беспокойства. «Я-система» заставляет ребенка, подростка и взрослого человека прибегать к помощи матери и других людей. В качестве механизма, формирующего личность, выступают межличностные отношения.

Проблема личности в гуманистической психологии (К .Роджерс ,Г .Олпорт ,А .Маслоу).

Следующим направлением, исследующим личность, является гуманистическая психология . Сущность теории, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность - некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность - некое психологическое образование, которое относится к окружающей действительности и к самому себе.

Это течение начало развиваться в 30 -е гг . XX в . и получило свое развитие в 50 -60 -е гг. Оно оказало влияние на развитие социальной психологии.

Представители гуманистической психологии считали, что источник поведения - врожденные альтруистические мотивы .

Одним из ведущих представителей этого направления является К . Роджерс . Его метод терапии называется не директивным - сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности - единственное правило терапии . Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. Идея Роджерса о не директивной терапии переросла в психологическую теорию не директивного поведения . Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой должно быть не директивным.

Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка с взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. Формирование самооценки не проходит без конфликта.

Развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

Другим представителем гуманистической психологии является Г . Олпорт , который разработал психологическую теорию личности - теорию черт . Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого ее обследования, основанного на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Олпорт предложил методологию изучения личности, которая получила распространение в рамках экспериментальной психологии личности.

Следующим представителем гуманистического направления в психологии является А . Маслоу . Основная потребность человека (по А . Маслоу) - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Самоактуализация - это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей.

Самоактуализация (по А . Маслоу) - явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Самоактуализация - это одна из врожденных потребностей.

Французская психологическая школа . Концепция личности П .Жане.

Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы - явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Поведение (по Жане) включает извне наблюдаемую активность индивида и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является важным . Идея о том, что превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции нашла свое развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н Леонтьева и других.

Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и на основе этого регулирует собственное поведение.

Структура поведенческого акта , предложенная Жане . В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа : внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия.

Уровни поведения человека (по Жане):

1. К первому уровню относятся рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения.

2. Ко второму уровню относятся отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия.

3. Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты: акты подражания.

4. К четвертому уровню относятся элементарные интеллектуальные акты.

5. На пятом уровне манипуляция реальными объектами приводит к формированию интеллектуальных объектов.

6. Шестой уровень поведения - это уровень умственной деятельности, мышления, которое считается производным от практического действия. Выделив данный уровень, Жане высказал мнение об интериоризации действия и о генетической связи мышления и действия. Эти идеи нашли продолжение в отечественной психологии и были развиты в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и других.

7. Седьмой уровень поведения - созидательная, трудовая деятельность человека. Трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие.

Положение о саморегуляции других представителей французской социологической школы перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и психологической силы. Психологическая сила - определенное свойство личности, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий. Психологическое напряжение - способность к концентрации и распределению силы. Обе эти характеристики взаимосвязаны и представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения. Психологическое напряжение (по Жане) - активация высших потребностей.

Теоретические воззрения Жане представляются современными. Идеи, высказанные этим ученым, получили развитие в трудах отечественных психологов.

В отечественной психологии известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович.

А . Н . Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности . В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности . Основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности . Другим важным понятием в его теории является личностный смысл . Он выражает отношение целей деятельности человека - того, на что она в данный момент направлена, к ее мотивам - к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной особенностью современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований.

Методология экспериментальных исследований личности .Способы сбора экспериментальной информации о личности.

Основные способы сбора информации о личности:

1. L -данные (life record data) - данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Данный способ сбора информации строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. Данный метод имеет ряд недостатков : чрезмерная субъективность.

2. Q -данные (questionnaire data) - это метод использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Этот метод имеет ряд недостатков. Поскольку он построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены. Эти искажения могут быть вызваны: низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использованием неверных эталонов; искажения могут быть обусловлены ошибочной теоретической точкой зрения, заложенной в основу конструкции теста.

3. T -данные (objective data) - метод, который основывается на регистрации объективных данных. Этот метод имеет ряд недостатков : высокая трудоемкость, сложность формализации результатов и другие.

Основные направления исследований личности с помощью опросников:

1. Подход на основе выделения черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. Черты объединяют в группы тесно связанных признаков (психологических характеристик) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства. Подход на основе черт требует группировки личностных признаков. Для группировки признаков используются методы факторного анализа.

2. Типологический подход предполагает, что тип личности является целостным образованием, несводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Оба подхода предназначены для формирования понятийного аппарата, систематизирующего информацию об индивидуальных различиях. Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (усредненного) представителя. Подход на основе типов требует группировки испытуемых. Для группировки испытуемых используются методы автоматической классификации.

Способы построения обобщений:

1. По столбцам (признакам личности). Обобщение данных путем группировки признаков (по столбцам) состоит в выделении групп тесно связанных признаков при помощи методов факторного анализа.

2. По строкам матрицы данных (группировкам испытуемых). Обобщение данных путем группировки испытуемых (по строкам) - группировка испытуемых по степени их близости в пространстве измеряемых признаков. В данном случае осуществляется группировка по принципу близости испытуемых.

Поделиться