Классный час кто я какой. Классный час "какой я?" Цели: открыть учащимся путь к их собственному " - Классный час. Отношение к людям

Классный час «Настоящий мальчишка, какой он?»

Цели:

    формировать у учащихся ценностное отношение к Родине, её культурно-историческому прошлому;

    прививать детям чувство гордости за свою страну;

    воспитывать в них уважение к народным традициям, истории, культуре своей страны;

    формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения друг к другу.

Методическое обеспечение:

Материал беседы

Вырезки из газет и журналов,

Раздаточный материал

Литература:

Интернет-ресурсы

- «Калейдоскоп школьных дел», Москва-Псков, «Сфера», 2000 г.

План классного часа :

    Вступление

II . Экскурс в историю.

III

    Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).

    Настоящий мальчишка, какой он? (рассуждения, выступления воспитанников с сообщениями)

    Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость? (практические советы)

    Игра «Познай самого себя»

IV . Рефлексия. Подведение итогов.

    Вступление

Воспитатель: тема нашего классного часа «Настоящий мальчишка, какой он?».

Я зачитаю вам очень хорошие слова:«Есть одно важное качество мальчишеского “я”, которое искупает всех их недостатки – это мужество! С колыбели мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе благородство, твердость духа, решительность, честность, трудолюбие, уважение к женщине, к девушке, силу, здоровье, выносливость и снисходительность к слабому… Это и есть главные качества НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ»

II . Экскурс в историю

Учитель: Идеал настоящего мужчины с течением времени менялся и оттачивался.

Состязания мужчин в первобытном обществе проходили ежегодно, на них определяли, соответствует ли мальчик, достигший определённого возраста, предъявляемым требованиям: быть выносливым, зорким, сильным, хитрым.

В Афинах растили мужчин-воинов, которые должны были защищать отчизну. Счастливыми считались родители тех, кто погиб на поле боя. Мальчиков обучали в городских школах, где их учили грамматике, музыке, гимнастике, красноречию. Греческий мужчина должен был быть хорошим охотником, красноречивым, сильным, выносливым.

Китайские мальчики были далеки от Европы, и их воспитание имело специфический характер. Основополагающим началом в их обучении и воспитании была гимнастика Цигун. Эта методика тренирует не только тело, но и разум, делает стройным тело и мысли. Китайский мальчик и мужчина должен был быть сосредоточенным, красноречивым, но лаконичным, хорошо владеющим своим телом, выносливым, чистым, здоровым, жестоким, хитрым.

Средневековье поставило на первое место душу, а заботу о теле отодвинуло на последнее место, но несмотря на это, мужчины тренировались, и свои турниры посвящали прекрасным дамам. Иногда рыцарский турнир состоял не только из демонстрации боевой подготовки, но и из литературных состязаний: чтения поэм, од, стихов, посвященных даме. Средневековый мужчина должен был быть сильным, мужественным, красноречивым, смелым, играющим на нескольких музыкальных инструментах.

Эпоха средневековья сменилась эпохой Возрождения . Мужчины снова начали заботиться о красоте тела, но не забывали и о душе. Мужчины Ренессанса одевались по нескольку часов, наравне с дамами пользовались парфюмерией, шили немыслимые наряды, ходили к парикмахеру. Кстати, чулки были вначале мужским атрибутом, как и обувь с каблуками. Мужчины этого времени должны были отвечать следующим требованиям: быть сильными, владеть оружием, быть хитрыми, обладать художественными умениями.

Вопрос к аудитории : а какими качествами по вашему мнению должен быть наделён современный мальчишка, будущий мужчина? Каким он должен быть, чтобы о нём можно было сказать: «Это настоящий мужчина!»?

III . Беседа-обсуждение «Разговор о настоящем мужчине»

    Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах) .

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах (группы формируются по желанию ) и определить, какими мужскими качествами должны обладать настоящие мужчины. В помощь вы получите карточки. Одна из групп карточку не получает, пробует сформулировать качества самостоятельно.

Раздаточный материал на карточках (одинаковый для групп):

Сильный Мужественный Жизнерадостный Целеустремленный Ленивый

Трудолюбивый Скупой Волевой Выносливый

Уважительно относиться к женщинам Благородный Честный Вспыльчивый

Отзывчивый Творческий Порядочный Хитрый Доверчивый Злобный

Самостоятельный Снисходительный к слабым Заботится о своем здоровье

Грубый Уважающий старших и заботящийся о младших Преданный

Другие __________________________

В течение 4-5 минут группа отмечает те качества, которыми должен обладать настоящий мужчина. Затем заслушиваются высказывания воспитанников. Беседа продолжается.

Учитель: можете ли назвать тех мужчин, которые обладают какими либо из названных вами качеств (ваши отцы, дедушки, может быть это ваш дядя или учитель). Расскажите о поступках этих людей, которые характеризуют эти качества (рассказы воспитанников )

Учитель : Я хочу отметить три важных качества, которые, на мой взгляд , должны быть присущи настоящим мужчинам:

1. Мужчина – защитник . Защитник Отечества, защитник младшего, защитник женщины. Защитник должен быть сильным и смелым, только тогда он способен защитить. Если ты хочешь быть настоящим мужчиной – стань сильным и смелым. Сильным не только физически, но и морально. Воспитывай в себе силу тела и силу духа!

2. Мужчина-помощник . Без трудолюбия нет настоящего мужчины! Настоящий мужчина не чурается никакой работы, даже той, которую принято называть «чисто женской». Настоящий мужчина любит всякий труд, в том числе и домашний. Учитесь трудиться!

3. Мужчина – тот, кто спешит делать добрые дела и не требует за это никакого вознаграждения. У настоящего мужчины – добрые, умелые, трудолюбивые руки. Будьте добрыми и милосердными, мальчишки!

    Настоящий мальчишка, какой он?

Учитель: Вы, мальчишки! Великое, беспокойное, громкоголосое племя. Вы несете на плечах будущее. Все, что случится в нашем большом и сложном мире завтра, и послезавтра, непременно будет делом ваших рук, вашего таланта, вашего упорства и вдохновения.

И прежде чем вы займете свое место в жизни, вам нужно пройти нелегкую школу мальчишества. И от ваших нынешних успехов зависит очень многое.

Если мальчишка быстрее всех заканчивает стометровку, это, разумеется, великолепно! Но если он норовит перед самым финишем подставить подножку сопернику и победить таким образом, тогда -худо.

Если мальчишка научился не просто махать кулаками, а знает десяток приемов бокса- отлично! Но если он показывает искусство не в честном бою, а преимущественно на тех, кто слабее и беззащитнее его – такое не вызывает симпатии.

«Если» и «но» – этими двумя коротенькими словечками можно было бы начать очень длинный перечень размышлений о настоящих мальчишках.

Да, ненастоящие мальчишки тоже живут на свете. И тут уж ничего не изменишь. Можно носить модную одежду, быть постриженным по-мужски, можно мастерски боксировать, но… при этом не быть настоящим мальчишкой.

И снова совершим экскурс в историю. Русь всегда славилась богатырями: так неужели в сегодняшний день мы будем сдавать позиции?!

Князю Святославу было 4 года, когда его мать, княгиня Ольга, взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок!». «Я не боюсь, мама!» - ответил сынок-князь. Святослав с малых леи упражнялся в верховной езде, учился владеть мечом…

Царевич Петр в 15 лет с «потешным» отрядом проходил солдатское дело. Сын был совершенно счастлив, когда мать в ознаменование его успехов в военном деле подарила ему сержантский мундир. Он стал великим, могучим преобразователем, определившим путь России на столетия.

Полководец Александр Суворов . Нареченный в честь Александра Невского, он был слаб и худ, но он стал прилежен в учебе и молитве. Он регулярно обливался холодной водой… За долгую жизнь Суворов прошел все ступени высшей службы снизу доверху. Самая главная его победа, самая убедительная – победа над собственной слабостью.

Сейчас вы ещё дети, но время летит быстро и через несколько лет многие из вас станут солдатами. А сегодня мы проверим, кто же из вас лучше других готов к этому трудному и ответственному делу.

1 конкурс. Интеллектуальный.

    В армии каждый военнослужащий имеет звание.
    А какие звания знаете вы? 10 секунд на обсуждение (ефрейтор, сержант, прапорщик, лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, маршал, генералиссимус).

    В армии много родов войск. Какие военные профессии знаете вы? (мотострелковые войска, морфлот, воздушно-десантные войска, танковые)
    На обсуждение 10 секунд.

3. А теперь окунёмся в историю.

Внимательно послушайте вопрос. Какая команда быстрее поднимет руку, та и будет отвечать первой.

Каких вы знаете русских былинных богатырей?

(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

Каких вы знаете русских князей, прославивших свою землю в ратных подвигах?

(Александр Невский, Дмитрий Донской).

4. А теперь нашим командам предстоит поработать шифровальщиками. Есть и такая военная профессия. Вам задание – переставив буквы, расшифровать слова.

АТОПЕХ (пехота) ЯРИМА (армия) СЛАБУЖ (служба)

КАПРИЗ (приказ) ЛАДОСТ (солдат) ТАСУВ (устав)

А пока команды заняты, поиграем с нашими болельщиками и узнаем, а знают ли они военные профессии.

Я начну, а вы кончайте,
Хором вместе отвечайте.

Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом.
Буду помогать ему
Охранять свою... (страну).

Брат сказал: “Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь.... (пограничником).

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном... (корабле).

Самолёт парит, как птица,
Там воздушная граница.
На посту и днём, и ночью
Наш солдат военный...(лётчик).

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется... (танкистом).

Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждёт тебя, солдат, ... (пехота).

Любой профессии военной
Учиться надо непременно.
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было войны.

Давайте проверим, как с заданием справились наши команды.

2 конкурс. Полезно-спортивный. Он выявит самых ловких, смелых и умелых.

    Кто быстрее сомнет газету одной рукой в шар.

    Поздороваться с закрытыми глазами на расстоянии 3 -5 метров.

    Меткий стрелок (от каждой команды по одному стрелку – стрелять в дартц; победит тот, кто больше наберёт очков).

    Чья команда быстрее пришьет пуговицу (один из команды).

    Кто быстрее приберет волосы младшей сестре..

    Канат (принимают участие все члены обеих команд – какая команда перетянет).

    Нарисовать танк фломастером, зажатом во рту (по очереди каждый участник команды).

    Без рук взять и съесть по очереди мармеладку.

А теперь дадим командам отдохнуть. Музыкальная пауза.

Девочки поют частушки.

1 В нашем классе все мальчишки
Носят разные штанишки.
Но когда пойдут служить
Будут формой дорожить!

2 Кто-то хочет быть танкистом
Кто-то просто летчиком.
Кто-то станет моряком
Или пулеметчиком!

3 Дима учится на «5»
Хочет многое узнать.
Чтобы в армии начальство
Интеллектом покорять.

4 Если Саша Саламатин
Станет нашим депутатом,
То дневник его несчастный
Ему будет компроматом!

5 Александр пример решал,
А Сергей ему мешал!
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример!

6 Во дворе большая горка,
А качель качается.
Отчего же это Костя
Девочек стесняется?

7 Максим любит поболтать,
Вот врагам-то благодать!
Он находка для шпиона,
Оставляем его дома!

8 Наш Сережа говорун,
Всех перебивает.
Если перебьют его,
Он переживает.

9 Стоит Артемий у доски,
Смотрит на задание.
У него на сердце грусть,
На лице страдание.

10 А Данил на переменке,
Лбом заехал прямо в стенку.
В тот же миг все что учил
Он, конечно же, забыл!

11 Все мальчишки в нашем классе
Быть военными хотят.
Передумать нету шансов,
Служба ждет наших ребят!

12 Хоть мальчишки небольшие,
Но мы верим, в трудный час.
Вы, как верные солдаты,
Спасете Родину и нас!

Жюри подводит итоги. Награждаются команды за 1 место и 2 место.

Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?

Учитель : Все хотят быть сильными и смелыми. Смелыми не родятся, смелыми становятся. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?

Первое направление.

Всегда, даже в самую трудных случаях жизни, отстаивай правду. Ту правду, в которую ты веришь, которой предан. На этом пути расцветает смелость души и ума человека.

Второе направление .

Будь крепким и здоровым. Возьми спорт в свои союзники. На этом пути расцветает смелость тела.

С чего же начинать?

    Каждый день зарядка! И даже дома на каникулах!

    После зарядки следует обливаться холодной водой или принимать душ (хотя бы умываться холодной водой)

    Больше бывать на свежем воздухе.

    Тренировать силу рук и ног (отжимания, подтягивания, силовые упражнения)

    Заведи дома простейший спортинвентарь (экспандер, мяч, перекладину, мяч для рук) и занимайся даже на каникулах!

    Ходи в спортивную секцию, которая по душе.

Не каждый станет выдающимся спортсменом, но спорт нужен любому человеку прежде всего для него самого- для развития и здоровья. А настоящему мальчишке для того, чтоб развивать силу, выносливость, ловкость, смелость.

    Соблюдай режим дня. Таким образом ты воспитываешь силу воли и внутреннюю дисциплину. Тебе проще будет успевать делать то, что ты хочешь и то, что тебе нужно сделать.

    Ты согласишься, что ведешь в основном сидячий образ жизни. Именно поэтому тебе необходимо научиться правильно сочетать умственную нагрузку и физическую. Поэтому когда есть возможность – позанимайся спортом. Или сделай несколько простых физических упражнений.

    Сон – это то, что надо! Сон – один из самых эффективнейших способов устранения умственной и физической усталости. В вашем возрасте оптимальное время для сна и ночного отдыха -9 часов. Посчитай: отбой в 22.00, подъем –в 7.00. Все верно? Тебе следует выработать привычку, условный рефлекс – вовремя ложиться и вовремя вставать.

    Соблюдай гигиену. Это является и залогом здоровья, и качеством настоящего мужчины.

IV . Подведение итогов. Рефлексия

Учитель : мы говорили сегодня о качествах настоящего мужчины, которые уже сейчас вы должны воспитывать в себе.

Сложилось ли у вас понятие о настоящем мужчине? Какое? Назови одним словом? (воспитанники по одному называют качества мужчины .)

Учитель: что нового вы узнали сегодня на классном часе? (ответы)

Понравился ли вам классный час? А что не понравилось? (ответы)

Какие из практических советов вы считаете нужными применить, почему? Как они могут вам помочь? (ответы)

Ах, эти вездесущие мальчишки!
За ними нет возможности угнаться.
Сидели б дома, да читали книжки,
Но нет, им надо в море собираться.
Один из них откроет Антарктиду,
Другой изобретёт велосипед,
А третий вовсе пропадёт из виду,
Чтобы в Китае встретить свой рассвет.
Исколесят моря и океаны,
Им небольшой покажется земля,
И в космос выйдут гордо капитаны,
стоявшие когда-то у руля.
Ах, эти вездесущие мальчишки!
И хоть проходит детства полоса,
И пишутся уже другие книжки,
В душе у них всё те же паруса!

Классный час: "Кто я? Какой я?"

Познавательные:

Создать условия для формирования представлений об индивидуальных особенностях каждого человека;

способствовать формированию первоначальных представлений о «Я» - концепции как психологической категории.

Развивающие:

Способствовать развитию умений исследовать качества своей личности;

создать условия для формирования самостоятельности учащихся.

Воспитательные цели:

Создать условия для проявления индивидуальности и творческих способностей обучающихся, способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний.

Оборудование:

Наборы карточек с отрицательными и положительными качествами человека;

Наборы карточек для составления кластера;

Цветные карандаши.

Используемые методы:

словесно – логический;

стимулирующее введение;

рефлексии;

ассоциаций;

практический;

обратной связи.

Ход занятия:

1. Эмоциональный настрой. Цветные дорожки.


Возьмитесь, пожалуйста, за руки. Наше тепло и позитив тут же
передался каждому из вас.
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит?
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц. И молчать мы не будем. Ведь мы собрались на час общения. Мне
очень важно мнение каждого, не бойтесь его высказывать. Порадуйте нас своими умными мыслями.

2. Игра "Ассоциации"
– На свете, в окружающем нас мире очень много предметов: нужных и не очень; живых
и неживых, больших и маленьких. Назовите предмет, с которым вы себя ассоциируете.
И садитесь на свои места.
Я – _________ , __________ , ___________ , _____________ , __________ , ____________

3. Сообщение темы занятия.


– Когда я задаю вопрос каждому из вас " Кто ты? ", то вы прежде всего говорите:
– Я – человек!
Сегодня мы с вами будем говорить, размышлять о человеке. Ещё древние люди говорили, что Человек – самый загадочный Сфинкс на земле. Человек – это самое простое
и самое сложное. Что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово
Я? К концу занятия мы постараемся ответить на 2 главных вопроса:
Кто Я
Какой я?
Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть
тайны человека. С каждой раскрытой тайной будем узнавать себя всё больше и больше
Раскрыв тайну, мы закрашиваем 1 пазл (любой) сердечка любимым цветом.

Тайна 1. Имя человека.


– Откуда у человека имя? (его дают нам наши родители)
Люди, которые подарили нам жизнь, мама и папа, дарят нам в подарок имя. Это несколько слогов, которые стали для нас родными.
А для чего человеку нужно имя?
В нашем классе 12 красивых имён. Поделитесь с нами со значениями ваших имен!

Тайна 2. Я – это Я!

Практическая работа:

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии сгиба. Разверните

свои листы. Сравните листы друг друга. Есть ли у кого то абсолютно похожий. Нет.

Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про

человека. Каждый человек неповторим и уникален. Вы вправе про себя сказать:

Я такой один!

Чем люди отличаются друг от друга?

Что в каждом человеке общего? (живое существо, имеет разум, испытывают чувства)

Тайна 3. Много я.

Мы с вами уже говорили о том, что каждый человек уникален. Уникальность наша состоит ещё и в том, что нам приходится постоянно выполнять разные обязанности.

Жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, были одновременно, меняли образ своего я.

в школе я – ученик

в магазине я – покупатель

на дороге я – пешеход

в транспорте я – пассажир

в библиотеке я – читатель

в театре я – зритель

для друзей я – друг

в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра

в родной стране я – гражданин


Послушайте ещё стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно:

Я – ребёнок, сын и дочь,
Внуками мы быть не прочь.
Музыкант, художник, друг…
Оглянись кА ты вокруг.
Забияки, храбрецы,
И танцоры, и певцы.
Хохотушки и болтушки,
вредины и попрыгушки…
Много – много разных я –
Знаешь ты и знаю я.
Можно ли сказать, что для всех вас одна какая – то роль главная. Нет. Для каждого важно что-то одно. Мы должны сочетать эти роли, выполнять их все.
Разгадали эту тайну? Закрасьте третий пазл.

Физкультминутка. "Вечный двигатель"


Из этой песни вы узнаете тоже многое о себе.
Вечный двигатель – это кто? _________ , _________ , __________ ,
Это хорошо или нет?
Я очень люблю, когда в вечном движении находятся и ваши мысли.

Тайна 5. Тайна роста.


Сейчас осталось разобраться, что происходит с нашим я со временем. Есть ли в нас изменения?
Я Я Я
вчера сегодня завтра
Если сравнить себя сегодняшнего с собой вчерашним, в нас что – то изменилось?
Мы стали какими?
К чему мы должны стремиться завтра?
Я – Я – Я … почему …?
Рост и развитие человека должно происходить без остановок. Нет предела совершенству.

Итог занятия: Что вы сегодня о себе узнали?

Успехов вам! Спасибо!

Слова Карла Юнга Человек, без сомнения, хорош куда менее, чем он о себе думает или чем ему хотелось бы быть. Каждому из нас сопутствует в жизни Тень, и чем меньше она присутствует в сознательной жизни индивидуума, тем чернее и больше эта Тень. Если нечто низкое осознается, у нас всегда есть шанс исправиться. Более того, тогда оно находится в постоянном контакте с другими интересами и может благодаря этому постепенно измениться. Но если это низкое вытеснено и изолировано от сознания, то его уже никогда не исправить. Карл Юнг.


Вопросы для обсуждения: 1.Всякий ли человек личность? 2.Назовите качества настоящей личности. 3.Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью? 4.Что такое счастье? Как вы это понимаете? Выскажите свою точку зрения, закончив предложение: «Счастье это …» 5.Какие качества личности необходимо развивать, чтобы добиться в жизни успеха? 6.В чем, с вашей точки зрения, заключается красота человека? 7.Зачем человеку другие люди? 8.Как бы вы ответили на вопрос: «В чем смысл жизни?» 9.Как оценить самого себя? Что для этого надо делать?


2 этап. Групповая работа Задание 1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной. Задание 2. Раскройте черты девушки, которая, по вашему мнению, является обаятельной и привлекательной. Задание 3. Подберите слова, характеризующие современную молодежь.


Групповая работа. Задание 4. Что такое конформизм? Почему ученическому коллективу свойственно «стадное» поведение? Приведите пример такого поведения из жизни вашего класса. Почему вы сделали то же, что и все остальные? Разделяли вы в этот момент точку зрения лидера? Задание 5. Согласны ли вы с точкой зрения русского писателя Н.Г.Чернышевского: «…Каждый отдельный человек должник общества за свое умственное развитие»? Задание 6. Определите своё отношение к высказываниям: «Надменный и упрямый делает всё по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп); «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гёте).


3 этап. Письменные задания. А сейчас мы все вместе письменно выполним предложенные задания. Каждый из вас должен предельно откровенно ответить на вопросы. Анализируя свои ответы, вы сможете сделать вывод о своих личностных качествах. Может быть, кто-то из вас поставит перед собой ещё и цели самосовершенствования.


Идеал культурного человека, как считал А.Швейцер, « есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Задание 7. Закончите предложение: «Я живу для того, чтобы …» Задание 8. Выбираем свой вариант и заканчиваем выбранное предложение: а) Я в основном хороший, потому что … Я в основном плохой, потому что … б) Я свободен и отвечаю за свои поступки, потому что … Я зависим и не отвечаю за свои поступки, потому что … в) Я в основном эгоистичен, потому что … Я в основном заботлив и добр, потому что … г) Мои убеждения воздействуют на мою личность, потому что … Моя личность воздействует на мои убеждения, потому что … д) Моя национальность – это … е) Мужчина – это … ж) Женщина – это … з) Брак – это … и) Семья – это … к) Закон – это … л) Учеба – это … м) Успех – это …


Вывод В результате обсуждения вопросов совместно с педагогом определяется современный идеал гармоничной личности. Затем приводятся слова Швейцера. Альберт Швейцер – нем.- франц.мыслитель, протестантский теолог, миссионер, врач, музыковед и органист()). После чего делается обобщение и сообщаются признаки зрелой личности и качества деловой личности. Идеал культурного человека, как считал А.Швейцер, « есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».


Признаки зрелой личности. По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами. Основой всех мыслей или поступков такого человека является любовь, обращённая к другим людям. Зрелая личность – это, прежде всего, человек, умеющий любить. Поэтому ему свойственны этические черты, выражающие его отношение к другим людям: Бескорыстие – ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен, неэгоистичен. Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям. Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране. Жертвенность – готов пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела. Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность. Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков. Демократичность – готов воспринимать других людей как равных. Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей. Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать. Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло. Доброта – великодушен, чуток, предупредителен. Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.


Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе: Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе. Ответственность – отвечает за собственные действия. Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи. Отвага – храбр, умеет преодолеть страх. Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки. Душевное и физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и поддерживает оптимальное физическое состояние.


Качества деловой личности Творческие способности и профессионализм. Умение организовать свою деятельность и найти своё место в жизни. Умение находить выход из трудных ситуаций и конфликтов. Умение отстаивать свою точку зрения, быть понятым и приятным окружающим людям. Умение принимать рациональные решения и, не игнорируя законодательства, добиваться намеченных целей в различных сферах жизнедеятельности.


4 этап. Самоанализ Теперь давайте поговорим о самоуважении и самооценке. Объективная самооценка и самоуважение так же необходимы для нашего счастья, как солнечный свет и вода для растущего, здорового растения. Самоуважение и самооценка – вовсе не то, что самовлюбленность, самоуверенность, или высокомерие. Часто люди, не обладающие настоящим чувством собственного достоинства, пытаются «доказать» другим, что они ничуть не хуже, и поэтому ведут себя намеренно вызывающе, из-за чего их легко счесть самоуверенными и высокомерными. Если же Вы хорошего мнения о себе, Вам не нужно «самоутверждаться» перед другими, просто потому, что Вам нечего утверждать. Вы тот, кто Вы есть. Утверждая собственное достоинство, научившись любить и ценить себя, гораздо легче увидеть и полюбить добро и других.


Люди с низкой самооценкой Уверены в глубине души, что не много стоят; Боятся совершить ошибки; Постоянно мечтают о физическом совершенстве; Ограничиваются интересами и поступками, которые хорошо известны и безопасны; Не умеют принимать комплименты; В общении с другими прежде всего заботятся о производимом ими впечатлении; Бывают либо болтливы и высокомерны, либо униженны и робки; Или пытаются командовать другими, или позволяют вить из себя веревки; Склонны к саморазрушительному поведению, например, к употреблению наркотиков, алкоголя; Либо не принимают критики, либо приходят от неё в отчаяние.


Люди с высокой самооценкой Уверены в глубине души, что они обладают достаточной ценностью; Делают ошибки и учатся на них; Принимают свой физический облик таким, какой он есть, даже если он несовершенен; Исследуют новые возможности и интересы, используя их как возможность для роста; Спокойно воспринимают комплименты; Непосредственны в общении с другими; Пребывают в гармонии с собой и не чувствуют превосходства над другими людьми; С уважением относятся к себе и другим; Заботятся о своем физическом и эмоциональном здоровье; Воспринимают критику как возможный путь роста.


Задание 9. Перечислите основные желательные и нежелательные эмоции (чувства), которые вы испытываете по отношению к себе, другим, учебному заведению: Эта таблица для самоанализа. Проанализируйте свои социальные роли, своё отношение к различным видам деятельности. На основании своих записей сделайте вывод, какой вы человек. Можно ли вас назвать личностью? Сравните себя с тем идеалом, который мы описали ранее. Желательные эмоцииНежелательные эмоции Я Другие Учебные заведения 17



Классный час «Мои качества»

для учащихся 7-8 классов

Цель: учить детей передавать собственные чувства, развивать навыки взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, развивать умение понимать чувства других людей; расширить знания участников о чувствах и эмоциях; создать условия для развития способности безоценочного принятия другого человека.

Оборудование: компьютер, проектор, таблички с правилами общего разговора, фразами подсказками, знаки для ведущего, фотографии с разными лицами людей.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам порассуждать о человеке и его качествах. «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности» В. Гюго

(Слайд №1) Многие философы и психологи считают, что именно качества человека делают его неповторимым и непохожим на других людей. (Слайд №2) Именно благодаря человеческим чувствам, эмоциям, качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. Одни из них смеются там, где другие грустят, другие сердятся, где остальные улыбаются. Мы с вами попробуем сегодня понять, что же такое человеческие чувства и качества, от чего они зависят у каждого человека, как и когда они проявляются у людей. Нам будет удобнее работать, если в каждой из групп (5-6 человек) мы с вами выберем одного учащегося, который будет озвучивать все, о чем будет говорить группа. Кроме того, в каждой группе нужно избрать человека, который будет руководить дискуссией. А чтобы было удобнее общаться, я предлагаю каждой группе придумать свое название.

Дети придумывают название своей группе, творческий девиз, выбирают спикера и председателя.

Классный руководитель: Мы сегодня будем обсуждать многие вопросы. Я хочу напомнить вам о некоторых правилах общего разговора: (Слайд №3)

Слушай внимательно, не перебивай!

Говорить не заставляем, но и не запрещаем!

Не повторяйся в выступлениях!

Критикуя, не обижай!

Говори точно и только по делу!

Критикуешь - предлагай!

Говори сначала о хорошем, а потом критикуй!

(Эти правила оформлены в виде указателей и вывешены на видном месте. Так же предложены ребятам и фразы-подсказки, которые помогут им сформулировать мысли: «Я предлагаю…», «Мне кажется, что лучше…», «Было бы интересно, так как…», «А что если…». Для классного руководителя будут «подмогой» своеобразные знаки (можно в виде дорожных), которые разрешают или запрещают что-то делать: «Обсуждаем», «Говорим», «Слушаем». Тогда ему не придется все время взывать к тишине или повторять задание - достаточно показать на знаках.)

Классный руководитель: Мы с вами договорились о правилах обсуждения. Итак, начнем с игры «Привет другу». (Слайд №4) (Дети все вместе хлопают сначала по коленям, потом в ладоши, ведущий выставляет вперед большой палец правой руки и называет свое имя, затем большой палец левой руки и имя того, кому шлет привет. Тот в сою очередь поднимает палей правой руки, называет имя, потом палец левой и имя того, кому шлет привет. И так - пока все руки не будут подняты.)

Классный руководитель: А теперь попрошу встать тех ребят, у кого есть те или иные особенности (сначала - во внешнем облике, а потом в личностных качествах). При этом попытайтесь запомнить качества участников этой игры «Встаньте те, кто» с тем, чтобы потом их назвать.

Встаньте те, кто:

Сегодня надел черную обувь;

Надел украшение;

У кого голубые глаза;

У кого есть братья и сестры;

Кто никогда не опаздывает;

Кто считает себя добрым человеком;

Кто считает себя смелым человеком;

Кто считает себя трудолюбивым человеком;

Кто любит сладкое;

Кто любит животных;

Кто любит рисовать и др.

Классный руководитель: Теперь мы узнали друг о друге немного больше, узнали о своих качествах. Раз мы сегодня говорим о человеческих качествах, я предлагаю записывать все, что мы о них узнаем на этих деревьях познания. Почему их 5? Ученые считают, что все человеческие качества можно разделить на 5 групп-категорий: отношения к людям, к труду, к вещам, характеристики честности и волевые качества. (Слайд №5) На каждом дереве мы будем искать листы с определенными качествами.

Ребята, сейчас посмотрите на смайлики, которые представляют разные выражения лица. (Слайд №6) Все они выражают разные чувства и качества. Один смеется, другой грустит... Назовите те чувства, которые изображают с помощью этих смайликов.

(Учащиеся называют чувства боли, радости, удивленья, удовольствия и др.)

Даже о незнакомом человеке мы можем сказать многое, если внимательно посмотрим на него. А что выражают ваши лица? Ваши глаза?

Я предлагаю вам попробовать выразить различные чувства и эмоции человека мимикой, взглядом. Для этого разделитесь на пары. Один из вас загадает чувство, запишет его на листочек и попытается выразить его каким-то образом перед своим партнером. А партнер попробует угадать, какое чувство показывает его товарищ. Потом вы поменяетесь местами.

Классный руководитель : Теперь давайте поиграем в одну хорошо вам знакомую детскую игру. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите его только тогда, когда я называю хорошее, на ваш взгляд, качество. Поймав мяч, вам предстоит объяснить, чем хорошо это качество для человека и окружающих. (Называемые качества записываются на листочки и крепятся к деревьям.)

Классный руководитель: А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили свое детство. Вы знаете очень много сказок. Вот одна из них (читает отрывок из сказки «Золушка»). (Слайд №7) Давайте вспомним, какие качества проявляют герои этой и других сказок.

Каждая группа получает картинки с рисунками героев сказок (Баба-Яга, Иван-царевич, Винни-Пух, Колобок, Буратино и др.) и комплект карточек с человеческими качествами. Они должны отобрать те качества, которые присущи их героям и обосновать выбор этих качеств, доказав примерами из сказок. (Слайды №8-9) (Листочки с этими качествами прикрепляются к деревьям.)

Классный руководитель: А теперь попробуем сыграть в другую игру. Каждый из вас получит маленькую роль. Вам предстоит подобрать качества, характерные для этой роли (ведущая раздает карточки, на которых написаны различные противоположные социальные роли: хороший сын - плохой сын, хороший учитель - плохой учитель, хороший пассажир - плохой пассажир, хороший друг - плохой друг, хороший гражданин - плохой гражданин). (Слайд №10)

Классный руководитель: Следующее задание еще более сложное. До этого мы говорили о других. А сейчас попробуем поговорить друг о друге. Смотрите. У меня есть волшебный стул. Каждый из вас будет по очереди садиться на него, а все остальные - называть его качества. Давайте начнем с хороших - ведь наш стул волшебный. (Слайд №11)

(Проводится игра «Волшебный стул». При этом ребята пользуются теми качествами, которые представлены на деревьях.)

Классный руководитель: Что означает: «Уверен в себе»? (Высказываются желающие.) В психологии «уверен в себе» означает: «Я верю в свои силы и возможности». Подумайте, какие новые возможности появятся у вас, если вы будете более уверены в себе. Например: Если бы я был более уверен, у меня появилась бы возможность лучше отвечать у доски». (Слайды №12-13)

Выпишите предложения, которые имеют к вам отношение.

Мне хочется, чтобы друзья подбадривали меня.

Беспокоюсь о своем будущем.

Многие меня ненавидят.

Боюсь выглядеть глупцом.

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

Боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

Моя жизнь бесполезна.

Многие неправильного мнения обо мне.

Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Я смущаюсь.

Я не чувствую себя в безопасности.

Я чувствую себя скованным.

Я часто понапрасну волнуюсь.

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

Большинство людей, по-видимому, более уверены в себе, чем я.

Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупцом.

Выберите из выписанных предложений одно, запишите его на маленьком листочке бумаги, сверните его и опустите в общую «корзину нерешительности». Теперь я буду поочередно доставать все записки из корзины и поочередно зачитывать их вслух: «Некоторые люди…» (Группы высказывают свои идеи, которые могли бы помочь справиться с этой ситуацией.)

Классный руководитель: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих ошибок. (Инсценирование сказки учащимися старших классов)(Слайд №14)

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастье он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел -

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой -

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь…» -

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Классный руководитель: А теперь мы должны с вами заполнить по три карточки: 3 синего цвета и 3 белого. На белых напишите, пожалуйста, свои хорошие качества, а на синих - отрицательные, от которых вы хотели бы избавиться.

А теперь подумаем, можно ли как-то избавиться от плохих качеств. (Ребята выступают с предложениями). А пока вы думаете, я хочу рассказать вам еще одну историю.

Когда-то на землю прилетели волшебные птицы (показывает на доску, трансформирует деревья и листья в птиц). Они принесли человеческие желания и помыслы, как волшебные семена, которые были посеяны по всему миру. И выросли из них цветы - человеческие души. Некоторые из них были прекрасными - ведь из добрых желаний вырастают красивые качества, а из некоторых выросли только сорняки и крапива. Ведь злые помыслы рождают только злые. (Классный руководитель раздает семена детям.) А какие цветы вырастут из ваших семян?

(Классный руководитель предлагает сделать всем вместе большую аппликацию из цветов, где каждый участник игры в виде цветка должен отобразить свои мечты, идеалы и желания, свои качества и главные характеристики.) (Слайды №15-19)

Положительные качества

Отрицательные качества

Отношение к труду

Добросовестный, усердный, работящий, трудолюбивый

Лежебока, бездельник, лентяй

Отношение к людям

Самоотверженный, сердечный, душевный, внимательный, добросердечный, добрый, чуткий, преданный, доброжелательный, великодушный, деликатный, отзывчивый, милосердный, тактичный, благосклонный

Холодный, недоброжелательный, жестокий, злобный, лютый, безжалостный, себялюбивый, черствый, бесчеловечный, бессердечный

Отношение к вещам

Рачительный, бережливый, аккуратный

Прижимистый, ненасытный, скупой, алчный, жадный

Волевые качества

Храбрый, неустрашимый, мужественный, бесстрашный, отважный, правдивый, выдержанный, стойкий, надежный

Свирепый, боязливый, беспощадный, робкий, трусливый

Характеристики честности

Верный, искренний, непритворный, благородный, справедливый, честный, правдивый

Подлый, двуличный, неискренний, лживый

Классный руководитель: Итак, ребята, наш классный час подходит к концу. Я надеюсь, что каждый из вас понял, что именно качества человека делают его неповторимым и непохожим на других людей. Именно благодаря человеческим чувствам, эмоциям, качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. (Слайд №20)

Этическая беседа-диалог в 5-6-х классах «Кто он — воспитанный человек?»

Предварительная работа. Учитель должен заранее с группой ребят подготовить стихи, используемые в данном сценарии.

Описание классного часа (внеклассного занятия)

Учитель: Ребята, вам приходилось слышать выражение «воспитанный человек»? (Ответы учеников.) Давайте поразмыслим, какого человека можно назвать воспитанным?

Однозначное определение воспитанности дать очень сложно. У каждого народа существуют свои народные традиции и обычаи, свои религиозные убеждения и своеобразный образ жизни. Отсюда и понятие воспитанного человека у разных народов тоже порой различное. Например, известный русский писатель А. П. Чехов высказался так: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon"e, известность по портерным...

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»1.

Порой воспитанного человека сравнивают с культурным человеком. Здесь есть доля правды, но эти два понятия несколько различны.

Культурный человек — это человек образованный и воспитанный. Он умеет вести себя в обществе, соблюдает правила этикета. Следовательно, воспитанный или культурный человек — это личность любого возраста или пола, который стремится обогатить себя знаниями самых разных наук, основами знаний о культуре и искусстве, традициях и обычаях своего народа и культуры других стран. Это человек, который постоянно стремится познать секреты этикета, пытается всегда и везде быть честным и справедливым, аккуратным и опрятным, вежливым и обходительным, добрым и отзывчивым, терпимым к обычаям других народностей и физическим недостаткам окружающих его людей.

Ребята, продолжите мои слова: какого человека можно назвать воспитанным человеком?

(Рассуждения учеников.)

Учитель: Теперь вы убедились, как сложно дать определение, кто такой воспитанный человек.

Ситуация «Должен ли воспитанный человек быть добрым?»

Учитель: Давайте поговорим только о некоторых качествах культурного или воспитанного человека. Обязательно ли он должен быть добрым? (Рассуждения ребят.)

Как вы понимаете следующие народные пословицы и поговорки? О чем они?

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

За доброго человека сто рук.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Добрые умирают, да дела их живут.

(Рассуждения учеников.)

Учитель : А давайте теперь послушаем добрые стихи о добре.

Выходит группа ребят и читает стихи.

1-й ученик:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

2-й ученик:

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

3-й ученик:

Как бы жизнь ни летела —

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

1-й ученик:

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело —

Тем живем на Земле.

2-й ученик:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

3-й ученик:

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(Отрывки из стихотворений А. Чепурова.)

Ситуация «Воспитанный — значит честный?»

Учитель : Давайте продолжим перечислять, какими качествами личности должен обладать воспитанный человек. Как вы думаете, честность и бескорыстие, справедливость и умение грамотно говорить, скромность и тактичность можно отнести к воспитанности человека? (Рассуждения ребят.)

Действительно, воспитанный или культурный человек никогда и, заметьте, в любой компании не позволит себе сплетничать о других, сквернословить или лгать.

Мы негде все судьи и всех хотим судить.

Причина — все хотим друг другу мы вредить.

В других и доброе, пороча, ненавидим,

А сами во себе беспутства мы не видим.

Поносишь этого, поносишь ты того,

Не видишь только ты бездельства своего.

Брани бездельников, достойных этой дани,

Однако не на всех мечи свои ты брани!

Не делай бранью ты из денежки рубля,

Слона из комара, из лодки корабля.

Почтенный человек бред лютый отвращает,

Который в обществе плут плуту сообщает.

Один рассказывал, другой замелет то ж,

Все мелет мельница, но что молола? Ложь.

Пускай и не твое твоих рассказов зданье,

Но можешь ли сие имети в оправданье,

Себе ты честностью в бесчестии маня,

Когда чужим ножом зарежешь ты меня?

Противно мне, когда я слышу лживы вести,

Противнее еще неправый толк о чести.

А толки мне о ней еще чуднее тем,

Здесь разных тысяч пять о честности систем.

(Отрывок из стихотворения А. П. Сумарокова «О злословии».)"

Учитель : Воспитанный человек всегда будет бороться за справедливость, хотя каждый из нас по-своему понимает слово «справедливость».

Справедливость — один из критериев, по которым люди оценивают события, происходящие вокруг них, а также один из параметров самооценки. Ученые выделяют четыре вида обыденных представлений о справедливости:

— справедливость распределения вознаграждения (наказания) участникам какого-либо события (решения судей или членов жюри, поощрения или наказания учителем учеников класса или родителями своих детей и т.д.);

— справедливость той процедуры, которая используется при вынесении решения (подсуживали ли члены жюри кому-либо, не было ли при вынесение решения подкупа или «любимчиков» и т.д.);

— справедливость оценки того, насколько вежливо обошлись с участником события и как его информировали о принятом решении («одним сказали при всех, а другим — наедине» и т.д.);

— справедливость того, как участников заранее проинформировали о процедуре и критериях принятия решения («одним сказали заранее, а другим нет» и т.д.).

Воспитанный человек будет всегда честен, поэтому и стремится к справедливости. Приведите примеры, когда вам приходилось сталкиваться с несправедливостью и как вы пытались ее восстановить? (Рассуждения ребят.)

Подведение итогов. Учитель просит ребят дома написать небольшое сочинение, в котором просто перечислить все, по их мнению, качества воспитанного и культурного человека.

Поделиться