Конспект.
ФМП.
«Состав числа 10 из двух меньших чисел»
Апрельская В.В
Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.
Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, «отрез ткани» (лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 кругов одного цвета (пирожки), 2 тарелки.
Раздаточный материал . Счетные палочки, 10 кругов одного цвета, 10 треугольников одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12), карандаши.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Назови число».
Воспитатель уточняет у детей: «Какое число называется предыдущим? (Число, меньшеенаодин.) Какое число называется последующим?» (Число, большеенаодин.)
Затем воспитатель по очереди бросает детям мяч и просит назвать предыдущее и последующее число к числам 2 (7, 9, 5…) и пропущенные числа в следующих рядах: 1, …, 3; 5, 6, …, 8; 8, …, 10.
II часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».
Загорелся кошкин дом:
Пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу – из окошка.
– Помогите, – просит кошка.
Позвонить при виде дыма «01» необходимо.
Дети на доске с помощью цифр выкладывают номер телефона пожарной службы.
Воспитатель говорит: «Для того чтобы спасти кошку, нужно натянуть кусок плотной ткани, длина которой равна шести мерам и ширина – четырем мерам».
Воспитатель уточняет правила измерения и напоминает, что при измерении длины меру передвигают слева направо, а при измерении ширины – снизу вверх.
Вызванные дети измеряют длину и ширину «отреза ткани», остальные следят за правильностью выполнения задания, считают меры и выкладывают соответствующее количество счетных палочек у себя на столе.
Затем воспитатель спрашивает: «Чему равна длина отреза ткани? Чему равна ширина отреза ткани? Подойдет ли размер вашего отреза ткани для спасения кошки?»
Дети обосновывают свой ответ.
Воспитатель читает стихотворение:
Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция придет,
Всем поможет, всех спасет.
Дети выкладывают на доске номер телефона полиции.
Физкультминутка «Делаем зарядку»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
С добрым утром
Десять, девять,
(Хлопки в ладоши.)
Восемь, семь,
(Хлопки по коленям.)
Шесть, пять,
(Хлопки в ладоши.)
Четыре, три,
(Хлопки по коленям.)
Два, один.
(Хлопки в ладоши.)
Мы с мячом
Играть хотим.
(Прыжки на месте.)
Только надо
Нам узнать,
(Ходьба на месте.)
Мяч кто
Будет догонять.
(Приседание.)
II часть (продолжение). Воспитатель читает стихотворение:
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Л.Зильберг
Дети выкладывают на доске номер телефона скорой помощи.
Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка принесла бабушке 10 пирожков (круги), и предлагает помочь девочке разложить их на две тарелки. Вместе с детьми он обсуждает, как разложить число 10 на два меньших числа, и записывает возможные варианты на доске при помощи цифр(9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).
III часть. Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка еще принесла 10 фруктов (яблоки и груши) и сложила в одну вазу. Дети составляют число 10 с помощью кругов и треугольников (кто как хочет). Все варианты ответов обсуждаются и обозначаются цифрами на доске.
IV часть. Игровое упражнение «Передаем шифровку для скорой помощи». У детей тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12).
Рис. 12
На доске – такой же рисунок. Воспитатель вместе с детьми обсуждает последовательность расположения точек и линий, уточняет интервалы между ними и предлагает продолжить «шифровку».
Воспитатель читает шифровку: «Спасибо, помощь оказана». Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, оценивает его и предлагает нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко. Затем предлагает отгадать загадку:
Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.
(Телефон)
Воспитатель еще раз уточняет номера телефонов экстренной помощи, по которым можно передать срочную информацию.
Цель: совершенствовать умение счета в пределах 10,понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать число в пределах 10.
Задачи:
В области «Познания»:
– продолжать учить независимость числа от формы и цвета предметов;
-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение;
-закреплять умение понимать отношения между числами;
-закреплять умение составлять число десять из двух меньших;
-учить рисовать символические изображения животных, соединяя цифры по порядку;
-учить формировать учебную задачу;
-продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
В области «Коммуникации»: закрепить названия математических действий, цифр, направлений(слева, справа, налево, направо и т.д.).
В области «Социализации»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ.
В области «Художественного творчества»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, соединять точки линиями.
Активизация словаря: Предыдущее число, последующее число, плюс, равно, состав числа, числовой ряд.
В области “Физическое развитие”: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Форма организации: фронтально
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: картинки многоугольников, сюжетная картинка курица и цыплята.
Раздаточный материал: тетради в клетку, простой карандаш, цветные картинки с овощами, картинки с недорисованным изображением животного.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. «Посчитаем»
– задание выполняется у доски.
Задания и вопросы.
Посчитайте сколько многоугольников с лева, какого они цвета?
Посчитайте многоугольники справа, сколько их?
Что можно сказать о многоугольниках справа и слева? (многоугольники слева -имеют пять углов, а справа – восемь).
Что можно сказать о количестве многоугольников слева и справа? (многоугольников одинаковое количество, их поровну).
2. «Отгадайте загадку»
Вышла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Пять бежали впереди,
Пять остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Помогите же, ребятки,
Сосчитать скорей цыпляток!
сколько цыпляток у курицы? (10)
как получилось число 10? (5+5 = 10)
Давайте запишем решение задачи и прочитаем запись. (пять плюс пять равно десять).
3. Физкультминутка «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.(Одна рука вверх, другая вниз,
рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот.(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!(Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за столы все сели.(Дети садятся на свои места)
4. «Дорисуй картинку»
Назовите цифры по порядку, которые будем соединять. (1-10)
Какое животное у нас получилось? (заяц).
5. ” Салат для зайчика”
Сколько моркови и капусты в каждом ряду? Посчитайте и запишите решение задач в тетради.
Анализ занятия.
ПриложениеN1
Гульнара Суюндукова
Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :
Счет до 10 и обратно, цифра 10.
(разновозрастная группа 5-6лет)
Программное содержание :
· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей
· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10
· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10
· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.
Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.
Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?
Дети :Да!
Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.
Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру
СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ
Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!
От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?
Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей
Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!
В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)
Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)
Маша : Спасибо, ребята!
Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)
Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)
Раскраска с цифрой 10
Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!
Выход Миши
Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!
Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!
Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?
Дети : Это цифра 10.
Маша :
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице :
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом :
Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль : - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?
Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .
Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .
Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!
Публикации по теме:
Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.
Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.
Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.
Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.