Конспекта занятия с дошкольниками старшей группы на тему: «Православный храм. Конспект занятия по духовно – нравственному воспитания старших дошкольников «Русь Святая! — храни веру православную… Воспитательное занятие о храме с элементами игры

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №43 «Академия детства»

«Рождественские чтения»

«Восстановленные храмы России»

Подготовительная группа

Подготовила:

Судник Екатерина Михайловна

г. Королёв

2016 г.

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира в создании и сохранении его красоты, добра.

Развивающие:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к семье. Способствовать формированию духовно-нравственной позиции по отношению к себе и другим, воспитание готовности к совершению добрых дел и поступков.

Материал для занятия:

    презентация

    мультимедийный проектор,

    экран,

    компьютер,

    мозаика с изображением Храма

    колокольчик

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем занятия к празднованию Рождества – одного из главных праздников христиан. Прежде чем начать, давайте передадим друг другу частичку своего тепла и пожелаем добра, здоровья и мира.

    «Игра-приветствие с колокольчиком»

Цель игры : настраивание детей на доброжелательный лад.

Описание игры: дети стоят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Желаю тебе радости!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

    Просмотр видеоролика «Звон колоколов»

Воспитатель предлагает детям занять места в зале.

Давайте послушаем внимательно, что мы услышим? Можно закрыть глаза и слушать с закрытыми глазами. (Педагог включает видео ролик колокольного звона.)

Ребята, вы слышали такую музыку? Где она звучит? (ответы детей) Это музыка колоколов. Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, храмов которых в нашем городе много.

    Беседа о православных христианах и Храмах (презентация)

Слайд 1 Большинство людей, которые живут в России - православные христиане. Что значит быть христианином?

Слайд 2 Христиане верят в Бога Иисуса Христа и живут так как Он повелел.

Слайд 3 Христиане крестят своих детей, и ребёнок становится христианином. Христиане учат детей верить в Бога, любить его, надеяться, что Бог всегда помогает человеку.

Слайд 4 Христиане молятся Богу и Божией Матери. Молитва - разговор с Богом.

Слайд 5 Христиане строили особо красивые дома, посвящённые Богу, - храмы. Храм – это дом Божий. По - другому его называют церковь. Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой храм в России - храм Христа Спасителя. Находится он в Москве. Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты. Под куполом церкви находятся колокола. Как вы думаете для чего колокола звонят? Они зовут людей в Храм для молитвы.

Он звучит во время Великих и очень важных церковных праздников.

А ещё, колокольный звон раздается, когда приходит беда.

Слайд 6 Бывает, что храмы разрушаются. Как вы думаете, почему? Жители покидают деревню или город. Во время войны много храмов и церквей было разрушено.

В такие моменты люди переживают много горя, много лишений, жизнь становится очень трудной и тяжелой. Чтобы пережить трудные времена, православные люди в молитвах обращаются к Богу, к Отцу небесному, как его называют.

Для восстановления Храмов они собираются вместе, приносят по крупицам кто что может: деньги, строительные материалы, пищу.

Благодаря этому, Храмы возрождаются.

Слайд 7 В нашем городе, в микрорайоне Костино совсем недавно тоже был восстановлен Храм. Называется он Богородицерождественский храм или Рождеству Пресвятой Богородицы.

Посмотрите из каких частей он состоит.

Основная часть здания. Барабан.

Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.

Ребята, посмотрите, на что похожи купола? (Ответы детей.). Купол по форме напоминает пламя горящей свечи. На куполе всегда есть крест.

    Составление мозаики «Восстановление Храма»

Ребята делятся на две группы и составляют мозаики

    Завершение

Молодцы, ребята, все справились с заданием. Каждый вложил в свою работу частичку своей души. Ребята, а с каким настроением вы возрождали Храм? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня.

(Звучит аудиозапись «Колокола»)

Колокола
России звонкие колокола!
Воспели вы её красу и силу.
Вы о победах празднично звонили,
Смолкая в час, когда беда пришла.
Вы – голос Родины через года.
Вас брали на трофеи, разрушали.
А вы покой и счастье охраняли,
И преданно служили ей всегда.
На колокольнях, звонницах звучит
Набат больших и маленьких звоночков.
Они поют во славу днем и ночью –
Великие колокола Руси!
(автор Галина Куткова)

Занятие на тему:

«Православный храм»

для воспитанников подготовительной группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)

Выполнил:

Мареева Е.Г.

воспитатель

Можайск 2017

Цель :

Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры,

Задачи :

Образовательные:

Дать представление о храме как о Божьем доме .

Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,

отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.

Рассказать о храме как о доме Божием .

Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого

создания и сохранения его красоты, добра.

Развивающие:

Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов

окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать

красоту храмов в виде рисунка .

Воспитательные:

Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к

своему краю, к семье.

Воспитывать старательность, усидчивость.

Средства обучения :

  1. Хрестоматия 3 «Добрый мир. Православная культура для малышей»,

2. Чтение рассказа «Храм» стр. 45, «Христиане» стр. 42;

3. Рассматривание рисунка стр. 42,43;

4. Чтение стихотворения «Православный храм» стр. 48;

5. Игра «Звучная буква» стр. 52

6. Наглядный материал: слайды с изображением зданий, наглядный

материал «Добрый мир» иллюстрация №1;


7. Музыкальные материалы «Добрый мир», аудиозапись № 52.

Интеграция образовательных областей:

Духовно-нравственная культура.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Педагогические технологии:

ИКТ.

Игровые.

Здоровьесберегающие.

Личностно-ориентированные.

Материалы:

Альбомные листы А4, акварель, кисти, стаканчики с водой, простые и цветные карандаши.

Главные слова: Христиане. Крещение. Храм. Крест. Колокола. Молитва.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, Д/и «Жилое и нежилое

Непосредственно-образовательная деятельность.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель показывает детям на экране изображение зданий различного назначения (высотные дома, деревянные дома, театры, магазины, больница, парикмахерская).


- Ребята, скажите, как называются эти сооружения? (Дома)

Кто построил эти здания? (Люди, строители)

Для чего человеку нужен дом? (Чтобы в нём жить, играть, заниматься. Чтобы не мёрзнуть на улице. Чтобы было где спать, есть, принимать гостей).

Для чего нужны дома кроме жизни? (Магазины – делать покупки. Театры – смотреть спектакли. Парикмахерская – делать причёски, подстригаться. Больница – лечиться).

Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные, всё правильно рассказали. Хочу предложить вам послушать рассказ об особом красивом доме. (Рассказ «Храм» стр. 45)

О каком доме идет речь в этом рассказе? (О храме, церкви)

Ребята, а чей это дом? (Божий)

Это дом того, кто сотворил небо и землю, всё живое на земле, а также – всех людей – дом божий – Храм.

Кто сотворил красивый добрый мир? (Бог)

А кто строил Храмы? (Люди, христиане)

Давайте, вместе, вспомним, кто такие христиане? (Люди, которые верят в Бога Иисуса Христа)

Молодцы! Посмотрите на рисунок (стр. 42), что вы на нём видите? (Девочку, которая сидит в купели. На купели нарисован крест, горят свечи. Ангелы летают).

Это событие называется крещение. Родители приводят ребёнка в Храм, давайте посмотрим рисунок (стр.43), где он принимает крещение и становится христианином.

Чему христиане учат своих детей? (Верить в Бога, слушаться, надеяться на его помощь, любить всех людей, молиться).

Молодцы! А теперь вернёмся к разговору о Храме.

Посмотрите на иллюстрацию. На ней изображён Храм Христа Спасителя. И послушайте стихотворение «Православный Храм» (стр. 48).

Ребята, как вы думаете, чем храм отличается от обычного дома? (Вместо крыши – круглые купола, над куполами – крест, под куполом размещены колокола).

Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться).

Как узнать православный храм? (на его куполе воздвигнут крест).

Для чего под куполом церкви размещены колокола? (звон колокола зовёт людей, христиан, на молитву).

Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали рассказ и дружно отвечали на вопросы.

А сейчас я вам хочу предложить необычную игру «Звучная буква». Повторяем вместе слова стихотворения и на слово «БОМ» хлопаем в ладоши. Встаём в кружок.

В букве «Б» звенит «БОМ», «БОМ»,

Звонко громко – на весь дом.

«БОМ, БОМ, БОМ, БОМ»

Словно колокол поём.

Ребята, что вы сейчас почувствовали? (радость, хочется петь, качаться из стороны в сторону, лететь как снежинка).

Сегодня мы с вами слушали рассказ, стихотворение, играли, рассматривали иллюстрации о доме Божьим – Храме.

Давайте с вами вспомним наш поход в Никольский собор, скажите,а как мы можем узнать православный храм? (На его куполе крест, который видно издалека, круглые купола золотом горят, а под куполами - колокола). А вы ходили в храм? (Да)

А что вы там видели? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

А теперь давайте мы вместе поиграем нашими пальчиками:

Тук-тук молотком тут и там (дети имитируют стук молотка).

Дети строят новый храм

Молоточком застучали, (повернулись вправо – влево)

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо (руки вправо-влево)

Получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром (ходьба на месте)

Он покрасит новый храм . ( плавные движения руками вверх-вниз)

А теперь я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую. И каждый из вас изобразит храм, который он видел.

Воспитатель тихо включает музыку (аудиозапись № 52)
Итог:

О чём мы сегодня говорили? (Храм)

Чей это дом? (Божий)

Чем он отличается от обычного дома? (У него купола, крест, колокола)

Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться)


- Ребята, вы молодцы! Каждый из вас очень старался выполнить свою работу аккуратно и ярко. И у нас с вами получилась целая выставка картин. Давайте оформим выставку наших работ. Пусть все родители полюбуются на творчество своих детей.

Список использованной литературы:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм . Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.

3. «Добрый мир». Наглядные материалы.

Анализ занятия : Молодцы, ребята, вы все справились с заданием . У всех получилось по-разному изобразить храм - но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках? (Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест) Ребята, а с каким настроением вы рисовали ? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.


Елена Стороженко

нтеграция образовательных областей

Задачи приоритетной образовательной области : "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Задачи приоритетной образовательной области-: Формировать у детей представление о храме как «Доме Божьим» ;

Познакомить с устройством храма ;

Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры ;

Задачи образовательной области в интеграции- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры Предпосылки учебной деятельности : проявляют умение слушать; проявляют интерес к участию в таинствах, участвуют в разговорах во время беседы; отвечают на вопросы педагога; проявляют положительные эмоции во время общения.

Оборудование для педагога :иллюстрации с изображением храмов г . Михайловска и г. Ставрополя. Иллюстрация Храма Христа Спасителя (вывешены в группе ,аудиозапись Пасхального Перезвона.

Оборудование для детей : Листы бумаги,цв. карандаши.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап )

Образовательная область (вид деятельности) (характеристики)

Коммуникативный Беседа о православных храмах правилах поведения в них . Настроить детей на экскурсию в Домовой храм "Свято-Никольского "детского сада. Закрепить знания детей православных храмах и правилах поведения в них .

Воспитатель :

Дорогие ребята,у нас с вами сегодня необычное занятие , мы отправимся с Вами в наш домовой храм . Храм ещё называют Домом Божьим. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей) .Перед началом любого благого дела нужно помолиться. Читаем молитву "Царю Небесный"

Храм - это дом Божий , дом молитвы. Бог Вездесущий,т. е он присутствует везде,он всегда с нами, если мы этого хотим, но в православном храме особенно ,православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. Первым христианским храмом была та сионская горница, в которой Господь совершил Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями, перед тем, как его распяли на кресте. И все мы, крещенные и живущие в вере православной , можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Христом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь вечную.

Каждый храм строится или во имя каких-то святых событий или во имя какого-то Святого. А наш храм во имя какого святого? Правильно , Святого Николая Чудотворца.

Ребята,а что вы помните о Николае Чудотворце? Давайте поговорим о правилах поведения в храме .

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)

Восприятие

Музыкально-художественный Беседа о правилах поведения в храме .

Чтение стихотворения Игумена Виссариона (Остапенко,загадки о внутреннем убранстве Храма , беседа о внутреннем убранстве храма

Прослушивание аудиозаписи колокольный звон Знакомить с произведениями православных авторов

Развивать слуховое внимание, умение различать звучание колоколов Побуждать детей проявлять желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания о православной культуре .

Побуждать к познанию нового, традиций обычаев Русской Православной Церкви

Для того,чтобы начать разговор о правилах поведения в храме ,я предлагаю Вам прослушать стихотворение батюшки Игумена Виссариона (Остапенко,слушайте :

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони :

Не нужны тебе они.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью их питает.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Слушай пение и службу,

Разорви с бесами дружбу,

Козни их не принимай,

Слову Божию внимай.

Душой с Богом примирись,

О всем мире помолись.

И скажу я от души :

Выйти с храма не спеши ,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай .

Не гляди по сторонам -

Не полезно это нам.

Приложись потом к Кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен ,

И пребудь обетам верен.

Хоть старушка, хоть девица -

Не посматривай на лица,

Очи в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Время даром не губи,

Службу Божью полюби.

И пока душа в груди,

На молитву приходи.

Понравилось вам стихотворение?

Вы запомнили,как нужно вести себя в храме ?

Мы с вами его обязательно ещё будем повторять,а теперь начнём наше путешествие. Начнем мы с загадки. Послушайте внимательно :

Столик высокий, крышка с наклоном

Чтобы удобней было иконам

Из металла витой

Как называется он?.

(Аналой)

Правильно , аналой. Это место для главной иконы храма , давайте на нее посмотрим. В нашем храме это икона Николая Чудотворца.

Рядом с Аналоем стоит подсвечник,а как вы думаете, для чего он нужен? (Что бы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).Свеча-это наша жертва Богу.

А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма .

Перед нами иконостас.

Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые всегда присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Давайте рассмотрим его подробнее. Какие святые вам уже знакомы?

За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь . В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе.

А чтобы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата.

Ах, какая красота -

Эти Царские врата!

В них невидимо, как встарь,

Сам Христос идет в алтарь!

Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому люди кланяются Царские врата открываются открываются и закрываются.

Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.

Ребята, кто служит в Храме ? (Священник) . Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях. А как зовут нашего батюшку, который служит в нашем храме ?

Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан. Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.

Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка крови и тела Христова. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.

Ребята, а какой великий православный праздник приближается? Правильно , Пасха или праздник Воскресения Господне А как традиционно отмечают этот светлый праздник. А почему красят яйца? А вы знаете, что Пасху празднуют ещё 40 дней,а первые 7 дней называют Светлой Седмицей и каждый, прийдя в храм может позвонить в колокола. А теперь выходим из храма и идём в группу . Я хочу чтобы вы послушали пасхальный перезвон. (Включаю аудиозапись) .Какой он радостный или грустный?

Давайте вспомним о чём мы каких священных атрибутах в храме мы говорили .

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)

Игровой Православная викторина Закрепить полученные знания Заинтересовать детей, приобщать к изучению Православной культуры .

Творческо-продуктивный Рисование Изобразить православный храм Развивать воображение, уметь воплощать на свои впечатления об окружающем мире в продуктивной деятельности.

Православная викторина :

1. Когда священник проходит с этим по храму разносится приятный аромат и люди наклоняют голову (Кадило)

2. Место для главной иконы (аналой)

3. Во время причастия священник выносит. (Святую Чашу)

4. самое святое и самое таинственное место в Храме (Алтарь)

5. А чтобы войти в Алтарь нужно пройти через. (Царские врата) .

Молодцы,ребята правильно всё запомнили .

Домашнее задание. Дома с родителями вспомнить,прихожанами какого храма вы являетесь и изобразить этот храм . И как всегда,по завершении любого мероприятия молитва (Достойно Есть) .





Познакомить детей с термином - ПРАВОСЛАВИЕ; обобщить и уточнить знания детей о православной вере.

Развивать умение строить рассказ, а затем корректировать его, уточняя и дополняя.

Расширить словарный запас детей.

Воспитывать любовь и уважение к родителям, священнослужителям; воспитание у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру.

Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Оборудование: фотографии храмов, церковных богослужений, православная газета местного благочиния, иллюстрации картин: Шанькова М. Ю. «Крещение Руси», В. Васнецова «Крещение Руси», иконы «Крещение Руси»

Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.

Ход занятия:

Ребята, как часто мы с вами слышим такое сложное и непонятное слово - православие или православная вера? Где вы слышали это слово? (ответы детей ). Скорее всего по телевизору, во время новостей или прямых трансляций служений в храме: православные храмы, православный праздник, православные обычаи, православная вера, православные христиане… Может быть, кто-либо из вас держал и газету православного издательства. Может, ваши родители часто произносят это слово и в обычные дни? Говорят ли вам о чем-то слова - православная библиотека? Вот, что говорит о ней священник Максим Козлов: » Православие - это та вера, к кото­рой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь, так сердце отозвалось вот на эту радость Православия…«

Существует много различных религий, но нашей стране России самой яркой, самой светлой, самой распространенной - является православная вера! Почему, спросите вы, эта история уводит нас глубокими корнями в наше прошлое…

Сын Святослава и внук св. Ольги Владимир княжил с 980 года. Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы - животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что язычество не истинная вера, и стал знакомиться с учениями магометан, иудеев, немцев-католиков и греков (православных). При­ехавший в Киев грек показал князю Владимиру картину Страшного Су­да, на которой были нарисованы по правую сторону праведники, идущие в рай, а по левую - грешники, идущие в ад на вечные мучения. Владимир сказал: «Хорошо тем, кто стоит по правую сторону, и горе тем, которые по левую.» «Крестись, - ответил ему греческий проповедник, - и ты тоже будешь с праведниками!»

Князь отправил послов в разные страны, чтобы более основательно познакомиться с существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не встречали такого величественного богослужения, как у греков (православных). «Стоя в их храме, - рассказывали послы, - мы не знали, где находимся - на земле или на Небе, не даром приняла греческую веру княгиня Ольга, мудрейшая из людей.»

Вскоре после этого князь крестился и женился на сестре греческого императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десят­ки тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.

Крестился народ добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это ог­нем и мечом; быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычест­во, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А ещё радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была кра­сота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Кон­стантинопольскую - и что они там увидели: они не зна­ли греческого языка и не знали икон, но они почувство­вали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству - было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси. Вот так Русь крестилась - через эту дивную Божественную красоту.

Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал до­брым, милостивым. В народе его называли «ласковым князем Владими­ром» или «Владимиром - Красное Солнышко», а православная Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь стала ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ.

Физкультминутка:

Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны )

И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок )

Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих

рыбок)

Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок )

Ярко звездочки горят - (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами

(все пальцы свели и резко развели))

Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо )

Мы живем в огромном прекрасном мире. Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть Своей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир - любовь или ненависть, - он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы - люди, животные, растения - обязаны друг с другом и не можем жить друг без друга, не можем жить и без Всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный, Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это - любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.

Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие. Но, поставленный над всем живым миром, человек не всегда совершает добрые дела: зло, зависть, жестокость приводят к войнам, гибели людей. Мир стал ареной борьбы между добром и злом.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • познакомить детей с внутренним устройством храма;
  • дать представление о расположении и назначении главных частей храма (иконостас, царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место, престол);
  • расширять словарный запас детей названиями храмовых светильников: семисвечник, лампада.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням;
  • воспитывать благодарность к труду рук человеческих, создавших красивое убранство для храма;
  • поддерживать в детях желание помогать и бережно относиться к труду людей, прислуживающих в храме.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию образного и символического восприятия внутреннего убранства православного храма;
  • способствовать развитию чувства прекрасного и священного.

Материал к занятию:

1. Стихотворения Е. Санина о храме и его устройстве.

2. Небольшие карточки к дидактической игре «Мы в храме или около него».

3. Наша жизнь с Богом. С.-П. Христианское просветительское общество «Кредо» 2000г.

4. Детский молитвослов. Изд-во «Духовный сад». С. Николо-Погост 2004г.

Ход занятия:

1 часть: Беседа

Ребята, Мы уже говорили о том, что Церковь – это Храм, Дом Божий, куда мы приходим для встречи с Богом. На службе всегда торжественно и красиво, мерцает свет от свечей и лампад, звучит молитвенное пение и люди приходя на Богослужение успокаиваются, на душе у них воцаряется мир и душевная радость. Давайте вспомним, как надо себя вести в храме?

– Что нужно сделать, когда мы входим в храм? (перекреститься, поклониться алтарю, приложиться к главной иконе или святыне храма)

– Какие правила необходимо соблюдать во время литургии? (сохранять тишину, быть внимательными, не смотреть по сторонам)

– Как правильно креститься? (не спеша, повторяя про себя слова молитвы «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»)

– Что должны помнить о внешнем виде мальчики и девочки? (девочки одевают юбочки и платочки, а мальчики без головных уборов)

Необходимо помнить, что хорошее поведение любит Господь и люди уважают тех, кто ведет себя достойно. Вы уже познакомились с внешним видом храма, Сегодня я расскажу вам о том, как храм устроен внутри.

Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой человек, посмотрев на изображения Библейских историй, Святых сразу мог понять, о чем рассказывает дом Божий. Сейчас мы с вами попробуем точно так же «почитать»…и познакомимся с тем, что мы видим в нашем Храме.

Начнем мы с загадки. Послушайте внимательно:

Столик высокий, крышка с наклоном

Чтобы удобней было иконам

Из металла витой

Как называется он?..

Правильно, аналой . Это место для главной иконы храма, давайте на нее посмотрим. Что здесь изображено?

Рядом с Аналоем стоит подсвечник , для чего он нужен? (Что бы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).

А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.

Перед вами иконостас .

Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые незримо присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Расскажите, кого вы здесь видите?

За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе.

Что бы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата .

Ах, какая красота -

Эти Царские врата!

В них невидимо, как встарь,

Сам Христос идет в алтарь!

Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому люди кланяются когда они открываются и закрываются.

Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.

Посреди алтаря находится Престол : четырехугольный стол.

На престоле невидимо присутствует Сам Господь. К престолу прикасаются и целуют его только священники. На престоле находятся: Св. Евангелие, Напрестольный крест, Семисвечник и другие священные предметы. Они все очень красиво украшены.. Сравните моё домашнее Св. Евангелие и то которое на престоле… Св. Евангелие священник читает на службе, крестом благословляет всех молящихся в храме.

Священный светильник, посмотрите, он стоит посередине алтаря -это такой подсвечник, на котором горят семь свечей, поэтому он так и называется – семисвечник .

За Престолом семь лампад

Очень празднично горят.

Видно, каждая лампада

Здесь гореть бывает рада.

Ребята, кто служит в Храме? (Священник ) Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.

Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан. Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.

Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.

Обобщение

Ребята, сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы поняли то, о чем мы говорили.

Дидактическая игра «В храме и около него».

Всем детям предлагается выбрать по одной небольшой карточке с изображением различных частей православного храма, предметов церковного убранства и церковной утвари: свечи, лампадка, купол, изображение креста, колокольни, иконостаса, семисвечника, паникадила и др.

В процессе игры детям дается команда собраться в две группы: одна группа как бы «около храма», другая группа детей – «в храме», в зависимости от того, изображение какого предмета или части здания имеется у него на карточке. Ориентирами для сбора групп могут две крупные карточки: одна – с полным изображением храма, другая – с общим внутренним видом храма.

Выигрывает та группа, которая соберется быстрее.

В конце занятия дети изготавливают книжки-раскладушки с внутренним устройством храма. По ходу художественно-продуктивной деятельности дети закрепляют новые понятия.

По окончанию воспитатель хвалит детей и дарит поощрения в виде голубков.

Поделиться