Краткая биография бестужева марлинского. Александр Бестужев-Марлинский. Поэт и писатель и герой. Некоторые факты жизни

(настоящая фамилия Бестужев, Марлинский - псевдоним) - писатель, род. 23 октября 1797 г. ум. 7 июля 1837 г. Детство его, по словам брата, М. А. Бестужева, протекло в самых благоприятных условиях. Отец его был человек образованный, душою преданный науке и просвещению. "Наш дом, - рассказывает М. А. Бестужев в своих воспоминаниях, - был богатым музеумом в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу..., слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благотворные элементы окружающих нас стихий... "Прилежный Саша" (т. е. Александр Александрович), читал так много, с такою жадностью, что отец часто бывал принужден на время отнимать у него ключи от шкафов... Тогда он промышлял себе книги контрабандой - какие-либо романы или сказки". 10-ти лет А. А. поступил в горный корпус. По словам брата, А. А. был крайне впечатлительной, экзальтированной натурой. В корпусе он постоянно был первым или из первых, хотя не любил математики и немецкого языка. Литературные наклонности в нем сказались еще на ученической скамье. Будучи в корпусе, он вел дневник. "Непонятно, - говорит брат его, - каким образом, при однообразной корпусной обстановке, он ежедневно находил столько сил в своей ребяческой головке, чтобы наполнить целые страницы дневника, не повторяясь в описаниях происшествий обыденной жизни или в изображении длинной галереи портретов, сменяя веселый тон на более серьезный и даже иногда впадая в сентиментальность". Особенно хороша была та часть дневника, в которой Бестужев в карикатуре чертил портреты своих товарищей, учителей, офицеров и даже служителей. "Очарованный лес" был вторым произведением юного Бестужева. Это была пьеса в 5 актов, составленная для домашнего кукольного театра. В этих двух ранних произведениях будущего Марлинского, по словам его брата, сказались его недостатки и достоинства как писателя. "Недостаток цветистого слога, говорит М. А., был у него врожденный". Вообще Бестужев был мальчиком талантливым, но увлекающимся то тем, то другим. После первых литературных опытов, он начал увлекаться театром. "Упражнения под руководством художников - рассказывает брат, - так развили его декораторский талант, что когда впоследствии в горном корпусе образовался театр, Александр был главным декоратором и костюмером. Брат брал всегда роли самые эффектные". За увлечением театром последовало увлечение морской службой, с которой Бестужев познакомился, пожив несколько времени на корабле у старшего брата, Николая, тогда гардемарина. Бестужев вымолил у матери согласие на оставление горного корпуса и начал деятельно готовиться к экзамену на гардемарина. Вскоре, однако, он оставил это намерение, за трудностью высшей математики, и принялся было за изучение артиллерии и фортификации; в конце же концов, он поступил юнкером в л.-гв. драгунский полк, по предложению генерала Чичерина. Через год, в 1818 г., он был произведен в офицеры. Драгунский полк стоял тогда в Петергофе, и Бестужев жил в Марли, почему первая его критическая статья (в 1821 г. "Письмо к издателям" "Сына отечества") появилась под псевдонимом Марлинского (Марли - небольшой двухэтажный каменный дворец в Петергофе, при входе в нижний сад; он построен при Петре II и назван "Марли" по примеру такого же дворца, находящегося в окрестностях Парижа). Первым печатным произведением Бестужева, помещенным в "Сыне Отечества" 1819 г., ч. 52, стр. 180-181, был "Отрывок из комедии Оптимист". За ним последовал ряд переводов и оригинальных статей по истории, промышленности, истории литературы; они помещались главным образом в "Соревнователе просвещения и благотворения". 15 ноября 1820 г. Бестужев, тогда уже поручик драгунского полка и адъютант при главноуправляющем ведомством путей сообщения Бетанкуре, был избран членом Общества любителей российской словесности. Первым произведением Бестужева, обратившем на себя внимание публики и критики, была его "Поездка в Ревель". Сначала это путешествие печаталось в "Соревнователе", а затем вышло отдельным изданием. За ним последовал ряд критических статеек в том же журнале и в "Сыне Отечества". В 1821 г. Бестужев был избран цензором библиографии Общества при журнале "Соревнователь" и оставался в этом звании до своей ссылки, т. е. в течение 4-х лет. В первой половине 1822 г. Бестужев задумал, вместе с К. Ф. Рылеевым, издавать альманах - тип издания, не появлявшийся у нас со времен карамзинских "Аонид". В 1823 г. действительно вышла в свет "Полярная звезда", встреченная единодушными похвалами журналов и имевшая среди публики огромный успех, что объясняется сотрудничеством в ней лучших тогдашних сил нашей литературы - А. С. Пушкина, Крылова, Жуковского, Дельвига, Баратынского, и др. В "Полярной звезде" 1823 г. особенно замечательна статья Бестужева: "Взгляд на старую и новую словесность в России", из за которой возгорелась полемика. Имели успех среди публики также его повести "Роман и Ольга" и "Вечер на бивуаке". "Полярная звезда" продолжала выходить в 1824 и 1825 гг., имея тот же шумный успех, как и раньше. В этом замечательном по своему времени альманахе Бестужев напечатал за 1824 и 1825 гг. "Взгляды на русскую литературу в течение 1823 и 1824 гг.", целый ряд мелких рецензий, поименованных в статье о Бестужеве г. Семевского, несколько беллетристических произведений, как "Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельский турнир" и др. Последние произведения имели меньший успех, чем его обзоры литературы, интересовавшие всех. Несмотря на кратковременность, критическая деятельность Бестужева оставила заметный след в истории русской литературы: Марлинский у нас первый представитель романтической критики, главным деятелем которой позже был Полевой. К 1826 г. готовился четвертый том альманаха, под видоизмененным заглавием "Звездочка", но 14 декабря остановило его. Однако, уцелело несколько напечатанных листов и весь рукописный текст, и этот материал был издан П. А. Ефремовым в "Русской Старине", 1883 г., т. XXXIX. В 1825 г. Бестужев был адъютантом герцога Виртембергского и принадлежал к тайному обществу. 14 декабря он привел батальон московского полка на Сенатскую площадь и был здесь одним из главных действующих лиц. Когда мятежники были рассеяны, Бестужев успел скрыться, но на следующий день сам явился на гауптвахту Зимнего дворца и повинился. Так как степень его соучастия была не так значительна, как двух его братьев, Николая и Михаила, причисленных верховным уголовным судом к 2 разряду, а Высочайшим указом сравненных в наказании с преступниками 1 разряда, то он был сослан в Якутск. С конца 1825 г., в течение трех лет, сочинения Бестужева не появляются в печати. Но и в Сибири он не оставлял литературных занятий: при самом скудном выборе пособий, получаемых из Петербурга, он изучал в Якутске иностранные языки, а также изучал край, нравы жителей; это дало содержание нескольким этнографическим статьям его о Сибири, вошедшим в собрание его сочинений (1832, ч. 1 и 4). Он виделся в Якутске и подружился с ученым путешественником доктором Эрманом. Писал Бестужев в Сибири и стихи, напечатанные только после его смерти (т. XII, изд. 1839 и 1843 гг.). Первым сочинением, появившимся в печати после 1825 г., была первая глава повести в стихах "Андрей, князь Переяславский" (Москва, 1828). Осенью 1829 г., в виде особенной милости, Бестужев был переведен на Кавказ рядовым в черноморский № 10 батальон, с выслугою. Стоя гарнизоном в Дербенте, он принялся за беллетристическую деятельность и первой, написанной им здесь повестью было "Испытание" (напечатано в "Сыне Отечества" 1830 г., без имени автора). Последующие произведения печатались в том же журнале, а также в "Московском Телеграфе" и "Библиотеке для чтения". Из них особенно пользовались известностью: "Страшное гаданье" (1831 г.), "Аммалат-Бек" (1832 г.), "Фрегат Надежда", (1833 г.) и "Мулла-Нур". Марлинский имел огромный круг читателей, хотя критика, в лице Белинского, не разделяла увлечения публики, которой особенно нравились его картины кавказской природы и нравов, описанные хотя напыщенно и изысканно, но бойко и увлекательно. Белинский, признавая в Марлинском выдающийся талант, говорил, что он принадлежит "к числу примечательных и важных в литературном развитии отрицательных деятелей". Марлинский был одним из ярких представителей романтического направления в русской литературе, господствовавшего около 20 лет и уступившего только реалистическому влиянию Пушкина и Гоголя. - На Кавказе Бестужев в совершенстве изучил татарский язык и несколько горских наречий. В стычках с горцами он выказывал чудеса храбрости, как в делах при Байбурге, на мосту Чирчея, под стенами Дербента. За это он был произведен в прапорщики и представлен к георгиевскому кресту, но не получил его, так как попал под суд по обвинению в убийстве у него на квартире (в 1832 г.) его возлюбленной Ольги Нестерцовой, при весьма загадочных обстоятельствах. Полагали, что убийство совершено Марлинским из ревности; однако следствие, пристрастное скорее против Бестужева, чем в его пользу, с очевидностью доказало, что смерть Нестерцовой была просто несчастной случайностью. Последние четыре года своей жизни он охладел ко всему и почти перестал заниматься литературой. При взятии мыса Адлера (Константиковского), Бестужев был в отряде генерала В. Д. Вальховского. Последний неоднократно удерживал его от опасности, прося стоять в кордоне. Но Бестужев, со свойственной ему отчаянной храбростью, слишком углубился вперед, был убит и изрублен горцами в куски. - Первое собрание сочинений Бестужева вышло в 8 томах в 1832-1834 гг.; 2-е издание появилось тоже в 8 томах в 1835-1839 гг.; 3-е (Глазунова), в 9 ч., в 1838-1839 гг. Полное собрание сочинений, ч. IX - XII (продолжение 2 издания), появилось в 1838-1839 гг. Второе полное собрание (а вообще изд. 4-е), в 12 ч., вышло в Петербурге, в 1843 г. Переводы лучших произведений Марлинского сделаны на языки: французский, немецкий, английский, датский, шведский, чешский, грузинский и польский. Подробные указания о переводах приведены у Геннади. За последнее время лучшие произведения Марлинского появились в восьми томиках "Дешевой библиотеки" А. С. Суворина.

М. И. Семевский, биографическая статья о Марлинском и письма последнего, в "Отеч. Записках", т. 130, 1860 г., № 5-7. - "Детство и юность Марлинского", воспоминания М. А. Бестужева в "Русском Слове" 1860 г. № 12. - "Энциклопедич. словарь" Березина, т. IIІ, стр. 581-582. - "Куда девался Марлинский?" В. Савинова, "Семейный круг" 1858, № 1. - Знакомство с Грибоедовым, "Отеч. Записки", т. 132, 1860, № 10. - "Несколько слов о смерти Бестужева", К. Давыдова в "Моск. Вед." 1861 г., № 24. - Письма его к братьям Полевым (1831-1837), в "Рус. Вестнике" 1861 г., т. 32. - Биогр. свед. в "Русск. Старине" 1870, т. I. - "Иллюстрирован. газета" 1870, № 15. - "Из записок Н. И. Греча" в "Русск. Вест." 1868 г., № 8. - По поводу убийства Ольги Нестерцовой см. "Новое Время" 1888 г., №№ 4749, 4752 и 4756. - В № 93 "Харьк. Губ. Вед." от 10 апреля 1891 г. появилось письмо Бестужева к генералу В. Д. Вальховскому с просьбой о переводе в кавалерию. Письмо помещается в фельетоне под заглавием "Из семейного архива "Каменки". - Из критических статей о Марлинском особенно важна статья Белинского, т. III, 438-487. - Словари: Геннади, Андреевского, Венгерова.

С. Трубачев.

{Половцов}

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

(Бестужев, более известный под псевдонимом Mарлинского, род. 23 октября 1797 г., убит на Кавказе 7 июля 1837 г.) - беллетрист и критик; сын Александра Федосеевича Б. (1761-1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 г. "Санкт-петербургский журнал" и составившего "Опыт военного воспитания относительно благородного юношества". Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешел в л.-гв. драгунский полк. За участие в заговоре декабристов 1825 г. был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 г. переведен на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведен и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено. На литературное поприще Б. выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в "Сыне Отечества" и "Соревнователе просвещения", а в 1820 г. был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 г. напечатана отдельной книжкой его "Поездка в Ревель", а в 1823-25 гг. он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах "Полярная звезда". Этот альманах - по своему времени весьма замечательное литературное явление - был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Б. оживленную переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В "Полярной звезде" Б. выступил не только как романист ("Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельский турнир","Изменник"), но и как критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживленную полемику. Это было время, когда в нашей литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества - вопрос о так наз. "классицизме" и "романтизме". Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием "романтизма" и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приемах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Б. Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приемов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы - таковы были основные положения критики Б. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Б. производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживленный обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была еще, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Б. "неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества", прибавив к этому, что Б. "был первый, сказавший в нашей литературе много нового", так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений "Полярной звезды".

Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Б. Уже отпечатанные листы "Полярной звезды" на 1826 г. с его статьей были уничтожены; сам он сначала был отвезен в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием "Андрей, князь Переяславский", первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в СПб., 1828. В следующем году Б. был переведен на Кавказ, рядовым, с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 г. С этого года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марлинского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы ("Испытание", "Наезды", "Лейтенант Белозор", "Страшное гадание", "Аммалат-бек", "Фрегат Надежда" и пр.), изданные затем, в 1832 г., в 5-ти томах (под заглавием: "Русские повести и рассказы" и без имени автора ). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 г. явилось третье издание, в 12-ти частях; в 1847 - четвертое. Главнейшие повести М. перепечатаны в 1880-х гг. в "Дешевой библиотеке" А. С. Суворина.

Этими своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрел себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, - ими не только все зачитывались - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли "Пушкиным прозы", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе... Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего еще и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим "романтиком". В них мы видим стиль и приемы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и "неистовую" французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь - стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь - игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам - усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием - словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гете называлось "гениальностью", а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название "бестужевских капель". И наряду с этим - совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и ее требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных "высших натур" - князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, - людей, "чело" которых отмечено особой печатью сильной страсти. Они выражают свою душевную бурю блестящим, напыщенно-риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них "все, о чем так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чем так стараются притворяться любовники, - кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем... Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжет все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котел даже холодное море"... "Природа, - говорит один из этих героев Марлинского, - наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих"... "Я готов, - говорит другой, - источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки"...

И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они - бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блестками вычурного слога. Белинский справедливо определил Марлинского как талант внешний , указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и еще более быстрого падения в литературе. В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом - Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с ее отвлеченных высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своем желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас - он уже не мог по-прежнему восхищаться "гениальностью" Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт. Лучшими из повестей Марлинского считаются: "Фрегат Надежда", "Аммалат-бек", "Мулла-Нур" и "Страшное Гадание". В его довестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно "неистовыми" байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в свое время большое влияниена нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина ("Выстрел"), и в "Герое нашего времени" Лермонтова, и еще более - в драмах последнего.

{Брокгауз}

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

(23.10.1797-7.6.1837). - Штабс-капитан л.-гв. Драг. полка.

Род. в Петербурге. Отец - Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761-20.3.1810), арт. офицер, служил во флоте, с 1800 правитель канц. Академии художеств, писатель, друг И. П. Пнина; мать - Прасковья Мих. (1775-27.10.1846), вышла из мещанской среды; после смерти А. Ф. Бестужева вдове досталось с. Сольцы Новоладожского уезда Новгородской губ. (в 1826 в нем 34 души), получала пенсию в 2 тыс. руб. Воспитывался в Горном корп., но вышел до окончания курса, поступил юнкером в л.-гв. Драг. полк - 12.4.1816 в эскадрон, стоявший под Петергофом в Марли (отсюда псевдоним), фанен-юнкер - 6.6.1817, прапорщик - 8.11.1817, поручик - 1.3.1820, назначен ад. к главноуправляющему путями сообщения А. Ф. Бетанкуру - 5.5.1822, а затем 7.7.1823-к принцу Александру Виртембергскому, штабс-капитан - 6.1.1825.

Прозаик, критик, поэт. С 1818 начал печататься в журналах, сделавшись деятельным сотрудником "Сына отечества", "Соревнователя просвещения и благотворения", "Северного архива", "Невского зрителя" и др. В 1823-1825 издавал вместе с К. Ф. Рылеевым альманах "Полярная звезда". Действительный член Вольного общества любителей российской словесности - 15.10.1820, член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (Петербург).

Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади.

В ночь на 15.12.1825 явился с повинною в Зимний дворец, в тот же день отправлен в Петропавловскую крепость ("присылаемого Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строжайший арест"), из-за недостатка места помещен в № 1 Никольской куртины; 18.12 повелено его заковать ("адъютанта герцога, Александра Бестужева, заковать, ибо по всем вероятиям он убийца штыком графа Милорадовича").

Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. После приговора отправлен в Роченсальм - 17.8.1826, а затем по особому Высоч. повелению обращен прямо на поселение в г. Якутск. Выехал из Петербурга - 6.10.1827 (приметы: рост 2 арш. 7⅜ верш., "лицо белое, чистое, круглое, глаза карие, нос большой, широкий, волосы на голове и бровях темно-русые"), из Иркутска - 7.12.1827, доставлен в Якутск - 31.12.1827, Высоч. повелено определить рядовым в действующие полки Кавказского корпуса - 13.4.1829, оставался в Якутске до июля 1829. В середине авг. 1829 прибыл в Тбилиси, зачислен в 41 егер. полк - 18.9.1829, переведен в Дербентский гарнизонный бат. - 8.12.1829, во 2 бат. - 9.12.1833, произведен в унтер-офицеры и отправлен в один из Черноморских линейных бат., находившийся в экспедиции против горцев - 4.6.1835, за отличие произведен в прапорщики в Черноморский 5 бат., стоявший в Гаграх - 3.5.1836, переведен в Черноморский 10 линейный бат. - 18.10.1836. Погиб в стычке с горцами на мысе Адлер.

Сестры: Елена (1792-1874), Мария (между 1793 и 1796-1889) и Ольга (между 1793 и 1796-1889); братья: Михаил, Николай, Петр (о них см.), Павел (1808-8.12.1846), в 1825 юнкер арт. училища, год провел в Бобруйской крепости, затем отправлен на Кавказ, где участвовал в русско-персидской (1826-1828) и русско-турецкой (1828-1829) войнах.

ВД, I, 423-473; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 53.

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

(Марлинский - литературный псевдоним, 1797-1837) - писатель, декабрист, брат декабристов Михаила, Николая и Петра Б.; штабс-капитан гвардии. Участвовал в Северном Обществе, но крупной роли в нем не играл; 14 дек. 1825 вывел на площадь Московский полк. Дал откровенные показания, благодаря которым (а также и хлопотам фельдмаршала Паскевича) участь его была смягчена. Отбыв полтора года в крепости и два в Якутске, Б. переводится на Кавказ рядовым. После 7 лет боевой службы Б. получил офицерский чин, но вскоре погиб в стычке с горцами на мысе Адлер. Тела Б. не нашли. Б. - яркий представитель нарождавшейся буржуазной интеллигенции. Не случайно в его "письме" к царю уделено такое место положению торговли и промышленности и угнетению "мещанства". Б. был близок к центральной группе декабристов, не шедшей далее освобождения крестьян и ограничения монархии. Б. - крупнейшая, после Рылеева, литературная сила декабристов. Рано выдвинулся в первые ряды, как издатель "Полярной Звезды" (3 кн., 1823-24) и автор повестей и критических статей; на него возлагались большие надежды. Они сбылись не вполне. Его стиль вычурен, фабула надуманна, характеры неправдоподобны, мысль туманна. С страниц его произведений не сходят мрачное злодейство, неслыханные страсти, диковинные чувства и пр. Черты эти, сложившиеся первоначально ("Гедеон", "Изменник" и пр.) благодаря своеобразному увлечению В. Скоттом и, особенно, Гюго, с их тягой к легенде, сказке, преданиям, - закрепились и в позднейших произведениях Б.-М. Наибольший успех Б. приходится на 30-е гг., время "светских" повестей и кавказских очерков ("Амалат Бек", "Мулла Нур", "Месть" и пр.). В них ценили не только мастерство рассказа, - здесь слышались отзвуки понятных тогдашнему "обществу" переживаний. Интеллигенция охотно уходила от окружавшей серой казенщины в вымышленный мир романтических подвигов. Но, когда пришла молодежь, воспитанная на прозе Пушкина и Лермонтова, она, устами Белинского (1840), развенчала Б.-М. Суд этот был, однако, односторонним. В лучших своих вещах Б.-М. прокладывал дорогу реальному роману и повести, напр., в сибирских и кавказских этюдах, военных рассказах и пр. ("Будочник-оратор", "Рядовой Овечкин" и пр.). Здесь Б., наряду с метким, простым языком и даром пейзажиста, обнаружил хорошее знание среды и нравов и чуткость бытописателя. Влияние Б.-М. на молодого Лермонтова, Гоголя и др. несомненно. Б. - зачинатель нашей публицистической критики.

Кроме полного собрания сочинений в 12 тт. (СПб, 1847), было много отдельных изданий повестей Б.-М. (Суворина, Сытина и др.); его замечательные письма (лучшее из его произведений) не собраны и не изучены.

Лит.: Воспоминания братьев Бестужевых, П., 1917; Богучарский, В., Из прошлого русского общества, СПб, 1904; Семевский, В. И., Политические и общественные идеи декабристов, СПб, 1909; Котляревский, П., Декабристы (А. Одоевский и А. Бестужев). СПб, 1907; Измайлов. Н. В., Бестужев до 14 дек. 1825 (в сборн. "Памяти декабристов", т. I, Л., 1926; ср. т. II, ст. Г. Прохорова); Восстание декабристов, Материалы, т. 1, Госиздат, Москва, 1925 (следственное дело Б.).

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

писатель, критик, публицист

Язык произведений: Дебют: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев 23 октября [3 ноября ] , Санкт-Петербург - 7 июня , форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) - русский писатель -байронист , критик, публицист эпохи романтизма , происходивший из рода Бестужевых . Печатался под псевдонимом Марли́нский . Декабрист .

Биография

В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 году . Работал и жил он в городе Дербенте, в Дагестане. С 1830 года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марлинский в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 году в пяти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей ( с именем А. Марлинского ); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 году явилось третье издание, в 12 частях; в -м - четвёртое. Главнейшие повести Марлинского перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина .

Оценка современниками

Своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, - ими не только все зачитывались - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

Романтический стиль прозы Марлинского

В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь - стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь - игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам - усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием - словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель».

Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, - кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, - говорит один из этих героев Марлинского, - наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, - говорит другой, - источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»…

Оценка Белинского и упадок славы Бестужева

Память

  • Улица Бестужева в Сочи .
  • Переулок Бестужева-Марлинского в Гагре .
  • А. Бестужеву-Марлинскому посвящены повести Л. Раковского «Жизнь наперекор. Повесть о Марлинском» и В. Кардина «Минута пробужденья», очерк Н. Щукина «Александр Бестужев-Марлинский в Якутске».
  • Якутске
  • Улица Бестужева-Марлинского в Дербенте
  • "Герой своего времени" Валентин Пикуль Саввич.

Литература

  • Тоддес Е. А. Бестужев Александр Александрович // Русские писатели, 1800-1917: биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 253-257.
  • Шапи Казиев . Бестужев. Пьеса. Сборник пьес «В раю, проездом». Махачкала, 2008
  • Шапи Казиев . Имам Шамиль. (ЖЗЛ) - М.: Молодая гвардия, 2010. - ISBN 5-235-02677-2

Примечания

Ссылки

  • Александр Бестужев стихотворения в Собрании Сочинений русских и советских классиков

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 3 ноября
  • Родившиеся в 1797 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 19 июня
  • Умершие в 1837 году
  • Умершие в Адлере
  • Писатели России XIX века
  • Русские писатели XIX века
  • Литературные критики по алфавиту
  • Литературные критики России
  • Декабристы
  • Писатели романтизма
  • Бестужевы
  • Погибшие в бою
  • Авторы исторических романов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Известно, что декабрист, известный русский писатель Александр Бестужев-Марлинский провел несколько лет в ссылке в Дербенте. Как ему жилось в Дагестане? Об этом рассказывает Елена Тагирова.

В верхней части Дербента, недалеко от древних крепостных ворот Орта-капы, стоит каменный двухэтажный дом. Его архитектура так же незатейлива, как и у большинства построек. Единственное, что его отличает от старинных магальских домов – это окна, выходящие на улицу. В Дербенте, как и в других городах мусульманского Востока, обычно на улицу выходили глухие стены домов и заборов. Дом у Орта-капы составлял исключение.

К дому примыкает тесный, обнесенный каменной стеной, двор. Нижний этаж дома со слуховым окном служил загоном для скота, или складом домашнего скарба и снеди, верхний этаж был жилым. Туда ведет узкая, с высокими ступенями лестница, обмазанная глиной. Лестница так узка, что двоим не разойтись. Она выводит в маленький коридорчик с двумя дверями в смежные комнаты. Обе комнаты одинаково тесны, с низкими потолками, небольшими решетчатыми окнами. Одна комната – с тупым углом, двусветная. Из окна, обращенного к западу, видна громадина цитадели Нарын-Кала , грозно поднявшаяся над городом. Отсюда, если присмотреться, можно разглядеть выбоины на камнях – следы ядер и пуль. Из ругих окон открывается вид на магалы Дербента, на Джума-мечеть и на северную крепостную стену с «Воротами Вестника» (Джарчи-капы).

Сколько раз к этим окнам, открывающим вид на север, подходил и подолгу смотрел вдаль усталый, болезненно-бледный, с горящими глазами человек. Он был словно прикован к туманной дали, в которой пытался разглядеть очертания далекого Петербурга. Как хотелось вырваться из этих стен, освободиться от оков ссылки и вернуться туда, в Северную столицу, где еще недавно гремела его слава!

Но человек отходил от окна и садился писать. Писал письмо за письмом, рассказ за рассказом, книгу за книгой. Так проходили годы – в тоске и трудах. В этой убогой комнате были созданы замечательные произведения, восхищавшие и покорявшие русского читателя. Их автором был зачинатель русской романтической повести, декабрист, ближайший сподвижник Рылеева и друг Грибоедова – Александр Александрович Бестужев, прозванный в Дербенте Искендер-Беком.

Он родился в 1797 году в Петербурге, в замечательной семье, из которой четверо братьев стали декабристами. А начал литературную деятельность в 1818 году, когда ему было чуть больше 20 лет и когда он служил в чине прапорщика в лейб-гвардии в драгунском полку. Полк был расположен под Петергофом в Марли – отсюда и псевдоним «Марлинский», под которым Бестужев вскоре стал известен – сначала в критике, а потом и в литературе.
Во второй половине 1823 года Рылеев принял Бестужева в Северное тайное общество. В ту пору это уже блестящий адъютант герцога Вюртембергского, бывающий в большом петербургском свете.

В это же время он начинает вести подпольную работу. 14 декабря 1825 года в столице Российской империи произошло вооруженное восстание с целью свержения самодержавия.

Под командованием Бестужева был выведен на Сенатскую площадь Московский полк. После того, как восстание потерпело поражение, он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца, и был арестован. В письме к Николаю I из Алексеевского равелина Бестужев с удивительной смелостью заявил, что если бы к декабристам присоединился Измайловский полк, он бы «принял команду и решился на попытку атаки, которой в голове… вертелся уже и план». По приговору суда Бестужев должен был отправиться на каторжные работы на 20 лет. Срок был сокращен затем до 15 лет. После вынесения приговора он был заключен в крепости в Финляндии, потом его отправили на поселение в Якутск и, наконец, по личному ходатайству перед царем, он был определен рядовым в Кавказский корпус. Наступил 1830 год. В это время Александр прибыл в Дербент.

Очень тяжело добирался он сюда. Вначале по Военно-Грузинской границе, а затем по побережью Каспийского моря, где ничто не говорило о близости населенных пунктов. На Кавказе разжалованные офицеры пользовались некоторыми льготами. Они могли находиться в обществе офицеров, при отличии в боях их награждали и создавали благоприятные условия. Однако положение Бестужева в Дербенте было совсем иным. Он перенес длинную вереницу унижений. Особенно он страдал от командира батальона Я.Васильева. Началось с того, что, узнав, кто перед ним, командир смачно выругался. Обычно за малейшую провинность солдата избивали палками, а так как Бестужев был солдатом, то, чтобы не быть наказанным, ему приходилось выполнять самые нелепые приказы Васильева. Это было очень обидно, ведь солдат в данном случае был гораздо умнее своего начальника.

За участие в обороне Дербента батальону, в котором служил Бестужев, были пожалованы два креста. Солдаты и ротные командиры определили: один крест – Бестужеву, но Васильев отложил награждение в долгий ящик, с казарменной откровенностью дав понять, что награды тому не видать. В дагестанской ссылке находился и брат Александра – Петр Бестужев. Всего 100 верст отделяло братьев, но видеться им категорически запрещалось. Петр Бестужев служил в Тарках, там он впоследствии сошел с ума. Александр держался ценою больших усилий. Своеобразной отдушиной для него стали литературные занятия.

Именно к дербентскому периоду относится бурное пробуждение творческой деятельности Бестужева. Штрафной солдат, больной и притесняемый, он создает все новые и новые произведения. Круг его тем необыкновенно широк и разнообразен. Он пишет повесть «Мореход Никитин», «Лейтенант Белозор». В Дербенте же создаются «светские повести» Бестужева «Испытание» и «Фрегат «Надежда», дописывается историческая повесть «Наезды». А в 1832 году, когда ссыльный декабрист томился в Дербенте, в России вышел сборник его произведений «Русские повести и рассказы», что явилось событием в литературной жизни. Издатель «Московского телеграфа» Н. Полевой писал о Бестужеве: «Можно сказать решительно, что из живущих ныне повествователей ни один не сравняется с ним в силе творчества… Теперь перед ним все на коленях».

Каково было его настроение в годы ссылки, как ему жилось, говорят его строки: «Брошен в климат, убийственный для здоровья, в общество, удушающее душу, я не нахожу в товарищах людей, которые бы могли понять мои мысли, не нахожу в азиатцах, кто бы разделял мои чувства. Все окружающее меня так дико или так ограниченно, что берет тоска и досада. Скорей добудешь огня, ударяя лед о камень, чем занимательность из здешнего быта». Достойно удивления: откуда писатель черпал духовные и физические силы, создавая свои произведения? «Бытие мое, бог знает, что такое, – смертью назвать грешно, а жизнью – совестно», – писал он своим братьям-декабристам.

Жизнь в Дербенте ничем не отличалась от сибирской каторги. Не случайно Дербент в то время называли «Кавказской Сибирью».

Но все же тяжесть казарменного быта скрашивали поездки по Дагестану. Бестужев много ездил по нашему краю. Будучи в Касумкенте и Курахе, он наблюдал природу южного Дагестана, видел покрытые вечными снегами вершины Базар-Дюзи и Шах-Дага, слышал рев бушующих рек Самура и Гюльгери-чая. Во время похода в Чиркей он был поражен угрюмостью скал Салатау и Гимринского хребта. Писатель бывал в кумыкских аулах: Буйнак, Тарки, Кафыр-Кумух, Чумескент, в аулах Табасарана. Ему удалось побывать в сердце гор – ауле Кумух. Тут, в Нагорном Дагестане, перед писателем одна за другой возникали картины суровой и величественной природы неведомого края. Они будили воображение и рождали образы. Возвратившись из той или иной поездки, он писал письма родным и знакомым. В письмах то и дело мелькали фразы: «Я слышал… воинственные песни аварцев и наблюдал нравы горцев», «…Я по целым часам прислушиваюсь к ропоту горных речек и любуюсь игрой света на свежей зелени и яркой белизне снегов», «О, люблю я горы!». Чтобы лучше познать быт горцев, он изучает азербайджанский и кумыкский языки, мечтает переодеться и уйти в аулы Табасарана или Аварии и пожить жизнью самих обитателей гор. День за днем он накапливает материалы по истории, этнографии Дагестана, записывает песни и сказания горцев.

Он писал: «Аварцы – народ свободный. Не знают и не терпят над собой никакой власти. Каждый аварец называет себя узденем, а если имеет есыря (пленного), то считает себя важным барином. Бедны, следственно, храбры до чрезвычайности; меткие стрелки из винтовок; славно действуют пешком; верхом отправляются только в набеги, и то весьма немногие. Лошади их мелки, но крепки невероятно. Верность аварского слова в горах обратилась в пословицу. Дома тихи, гостеприимны, радушны, не прячут ни жен, ни дочерей; за гостя готовы умереть и мстить до конца поколений. Месть для них – святыня, разбой – слава. Впрочем, нередко принуждены бывают к тому необходимостию».

Бестужев пользовался неограниченным доверием и уважением у горцев. «Все горцы от меня без ума», – писал он, вернувшись из поездки по южному Дагестану. В другом письме он сообщал: «Меня любят очень татары за то, что я не чуждаюсь их обычаев, говорю их языком». О любви дербентцев к писателю свидетельствовало много документов. Кавказский ссыльный Я. Костенецкий в своих воспоминаниях, опубликованных в журнале «Русская старина», писал: «Когда Бестужев покидал Дербент, все городское население провожало его и верхом и пешком верст за двадцать от города, до самой реки Самура, стреляя по пути из ружей, пуская ракеты, зажигая факелы; музыканты били в бубны и играли на своих инструментах, другие пели, плясали… и вообще вся толпа старалась всячески выразить свое расположение к своему любимому Искендер-Беку».

В 1832 году в Москве за подписью «Александр Марлинский» была напечатана его известная повесть «Аммалат-Бек». В предисловии автор говорил: «Описанное выше происшествие не выдумка. Имена и характеры лиц сохранены в точности». В повести даны яркие, характерные для Дагестана, пейзажи. Подробно и точно описаны Хунзах, Буйнакск, Дербент. Писатель хорошо знал историю Дербента. В «Аммалат-Беке», а затем в «Мулле-Нуре» он дал образное описание древнейшего города Кавказа. Хорошо переданы писателем в повести кумыкские народные празднества. Даны колоритные картины дагестанской природы. Показал людей с сильными страстями и сложными характерами. В повести много мест, которые рассказывают о взаимоотношениях горцев и русских. В ней нет и тени шовинизма: сочувственно относился к простым горцам, восторгался их храбростью и удалью, восхищался трудолюбием горцев.

«Аммалат-Бек» произвел в России глубокое впечатление. Им зачитывались. Композитор Афанасьев впоследствии написал оперу «Аммалат-Бек». Александр Дюма, путешествовавший по России, также горячо заинтересовался повестью и использовал ее сюжет для своего романа из дагестанской жизни «Селтанета». Вслед за «Аммалат-Беком» появилась другая его крупная повесть «Мулла-Нур». Герой повести Мулла-Нур, так же, как и Бек, историческое лицо. Этот необыкновенно смелый и отважный «разбойник» был современником автора и пользовался широкой известностью в южном Дагестане и Азербайджане. Он грабил богатых и раздавал свою добычу бедным. Бестужев таким его и изобразил – благородным и романтическим разбойником. В повести выведен и образ мужественного и честного юноши из Дербента Искендер-Бека. Нет сомнения, что писатель наделил его автобиографическими чертами.

В Дербенте в редкие часы отдыха Бестужев наблюдал уличные сценки, общался с жителями, рисовал, записывал, не доверяя цепкой памяти. Он уже владел кумыкским языком, понимал по-азербайджански, по-лезгински – в образованных семьях считался своим человеком. Знакомые знали, что в России его повести печатаются, что от них все в восхищении, что их ценит даже сам Пушкин. Казалось, что Александр вскоре будет освобожден от надзора, что его перестанут преследовать, он получит разрешение на въезд в Россию. Дела складывались хорошо еще и в другом отношении. Полюбил девушку, 19-летнюю Ольгу, дочь отставного унтер-офицера Нестерцова. Девушка отвечала взаимностью. В верхнем магале Бестужев снял две комнаты. Ольга приходила к нему, прибирала по дому, стирала и гладила солдатское белье. Оба были счастливы. Но в один из таких вечеров произошло несчастье.
В марте 1833 года из Дербента писатель отправил письмо брату Павлу, в котором писал: «Я держу всегда под изголовьем кинжал или пистолет… Не хотел бы без бою погибнуть в постели от руки разбойника. Надобно тебе сказать, что ко мне иногда ходила за шитьем белья девушка Ольга, дочь умершего унтер-офицера. Она пришла в мою квартиру 23 февраля, часу в восьмом… Она рассказывала мне много смешного: я громко хохотал. Она резвилась на кровати, то вскакивая, то прилегая на подушки, и вдруг кинулась на них правым плечом… в этот миг пистолет, лежавший между двух подушек… выстрелил и ранил ее в плечо, так, что пуля прошла внутрь груди. Я обомлел… Я кинулся к свечке… уронил… свечку, потом сбежал вниз… попросил позвать лекаря, известить дежурного по караулам… Больная рассказала все им, что описал я, очень подробно и потом повторила это разным особам: и матери со священником, наедине, и не однажды… она жила 50 часов… и умерла от излияния крови в легкие… Я почтил ее память приличными похоронами…».

Всем случившимся Бестужев был раздавлен. Предсмертные показания Ольги сняли с него обвинение. Однако случай этот дошел до Петербурга, и, конечно же, был не в его пользу.

Жизнь Бестужева была сложной, воззрения противоречивыми. Декабрист-вольнодумец, он порой высказывал покорность монарху; желая жизни, он искал смерти. Иногда его охватывало стремление выслужиться, получить офицерский чин и уйти в отставку, чтобы заняться русской словесностью. В 1834 году он был переведен в Ахалцих, а затем на черноморское побережье Кавказа. Тяжелые походы, сырой климат продолжали подтачивать здоровье писателя. «Ей богу, лучше пуля, чем жизнь, которую я веду», – писал он брату Павлу. Через три года, после отъезда из Дербента, он услышал о гибели Пушкина. 23 февраля 1837 года, в четвертую годовщину трагической гибели Ольги, он поднялся на гору святого Давида в Тифлисе, постоял на коленях у могилы А.С. Грибоедова и плакал по А.С. Пушкину.

7 июня 1837 года у мыса Адлер высадился десант, в котором командовал взводом Грузинского полка. Здесь его ранило. Он остался лежать в лесу под дубом. На другой день был обмен убитыми, но тело писателя не нашли. Это породило множество версий, догадок, предположений. Находились «очевидцы», рассказывающие самые невероятные «факты», вплоть до того, что будто писатель перешел на сторону Шамиля и служит советником у имама Дагестана… Бесспорно одно: Россия преждевременно потеряла еще одного достойного сына.

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.
В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К<реницын>у», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.
Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.
С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.
Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.
Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них»

Написать нам

Александр Бестужев-Марлинский.
Поэт и писатель и герой.

Этот писатель и поэт при жизни Пушкина был, наверное, не менее известен, чем «солнце русской поэзии».Если применить современное определение он принадлежал к субкультуре байронистов.Знаменитый поэт-романтик, он ненавидел деспотизм самодержавной власти, был членом тайного декабристского общества, за что был осуждён, разжалован в солдаты, но благодаря отчаянной храбрости выслужился в офицеры и погиб в 39 лет, в том же году, что и его друг Пушкин.

Это краткое содержание, похожее на аннотацию фильма. А жизнь человека интереснее любых «Трансформеров», тем более человека такой судьбы, как Бестужев-Марлинский. О времени, потраченном на знакомство с ним, не придётся жалеть!

Во-первых, героя нашей статьи зовут Александр Александрович Бестужев. Марлинский – это псевдоним, под которым он публиковал свои произведения. Происходит он из старинного дворянского рода Бестужевых, известного с 15 века, когда один из представителей фамилии был послом Ивана III к хану Ахмату. Многие Бестужевы принадлежали к высшей аристократии, были приближены к царям.

Поздней осенью 1797 года у просветителя и писателя майора Александра Федосеевича Бестужева и мещанки Прасковьи Михайловны родился пятый сын, Александр. Он рос в необычной семье, с раннего детства мог с интересом рассматривать коллекции минералов и макеты крепостей. В доме Бестужевых бывали выдающиеся люди того времени.Мальчик рос развитым и легко увлекающимся ребёнком.Сам отец Бестужева-Марлинского имел героическое прошлое, издавал книги о военном воспитании, какое-то время выпускал журнал.

В девять лет Александр поступил в Горный кадетский корпус, затем решил стать гардемарином, потом – артиллеристом. Наконец, один из друзей семьи, генерал, посоветовал ему стать драгуном. И в 1818 году, в двадцать один год, он был уже обер-офицером лейб-драгунского полка.


Он входит в литературу. Как мы знаем, в русской культуре это время романтизма. Бестужев-Марлинский дружил с молодыми поэтами:Пушкиным, Рылеевым, Грибоедовым. Он боролся с пережитками прошлого литературного течения – классицизма, отстаивая свободу вдохновения, независимость писателя и поэта от власти традиций. Персонажи произведений Бестужева-Марлинского – сильные, полные страстей бунтари.

Похожи и взгляды самого Бестужева-Марлинского. Вспомним: наш герой – один из самых знаменитых российских байронистов. Лорд Байрон, английский поэт, был первой суперзвездой современного типа, и образованные молодые люди по всей Европе подражали ему. Если говорить в общем, байронисты чувствовали разочарование в мечтах, не находящих в реальности воплощения. И чтотакое разочарование в реальности пробудило в Бестужеве-Марлинском? Желание изменить реальность!

В апреле 1825 года он был принят в Северное общество декабристов. Он считал, что политика – это «великое, неизменное мерило твоего и моего, этот священный пламенник правды во мраке невежества и в темнице самовластия». *

Он участвовал в декабрьском восстании, вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После поражения восстания он счёл невозможным для себя скрываться и сам сдался власти, явился в Зимний дворец и говорил с Николаем I. Это помогло Бестужеву-Марлинскому, который был наказан не так строго, как могло случиться, потому что обвинения против него были выдвинуты тяжёлые: «умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии, возбуждал к тому других, соглашался также и на лишение свободы императорской фамилии … лично действовал в мятеже и возбуждал к оному нижних чинов».

Смертный приговор был заменён на 20 лет каторги, а каторга была заменена на ссылку в Сибирь. По дважды смягчённому приговору Бестужев-Марлинский был разжалован в солдаты и отправлен в Якутск, а в 1829 году переведён на Кавказ, солдатом, но с правом выслуги.

Тогда шла война с Турцией (1828-29), и одновременно с нею – затяжная Кавказская война (1817-1864). Как раз в 1829 году в Дагестане продолжалось восстание мюридов под предводительством первого имама Кази-Муллы, шли столкновения на побережье Чёрного моря. У Бестужева-Марлинского был шанс получить повышение за храбрость, которое предстояло завоёвывать штыком. Почти сразу после прибытия на Кавказ в город Тифлис, (современный Тбилиси) писатель в составе полка (мы помним, что он был разжалован в солдаты) был переброшен в Турцию и штурмовал крепость Байбурт. После этого он жил в Дербенте и оборонял осаждённый город против отрядов Кази-Муллы.

Писатель был поражён и очарован Кавказом, о котором написал: «Не ищите земного рая на Евфрате, он здесь…» Живя в Дербенте, он создал много произведений о Кавказе, ввёл в моду эту тему, сам ходил в бурке и папахе. Появляются его лучшие повести «Аммалат-бек», «Лейтенант Белозор». Бестужева-Марлинского называли «Пушкиным прозы», его книги передавали из рук в руки и заучивали. Александр Дюма поддался очарованию произведений Бестужева-Марлинского, переводил их и публиковал, а потом даже приехал на Кавказ.


Писатель участвовал в военном походе генерала Панкратьева в Дагестан, помогал полковнику Гене в разведке на юге Дагестана и хотел вместе с ним идти дальше, переодевшись местным жителем, но не получил разрешения.

Писатель участвовал в постоянных стычках, проявлял мужество и много раз был представлен к наградам, но Николай I отклонял их раз за разом. При всём этом он находил время, чтобы описать Кавказскую войну такой, какова она есть, занимался этнографией местных народов. Он восхищался Кавказом и кавказцами тоже и имел много кунаков (друзей) сред местных жителей. Писатель отзывался о своих противниках так: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его - достойные враги… Как искусно умеют они сражаться, как геройски решаются умирать!» Как же писатель совмещал восхищение этой природой, этими народами с необходимостью войны? С одной стороны, он отмечал, что грабежи и убийства становятся ему пугающе привычны; с другой стороны, он видел в войне бессмысленное убийство лучших людейс обеих сторон, и отмечал: «Я дерусь совершенно без цели, без долга даже».

С августа по ноябрь 1834 года писатель участвовал в походе генерала Вельяминова в Закубанье. Отряд скрывался на территории противника, шёл ночью, бесшумно отдыхал в труднопроходимых ущельях, без разговоров и огня. Казаки угнали десять тысяч баранов, жгли поля и сёла, уничтожали и корм для скота, встречая отчаянное сопротивление. Экспедиция дошла до Чёрного моря, берег которого ещё не был взят под контроль русскими крепостями и линиями обороны, и вернулась к недостроенной Абинской крепости. Писатель был отчаянно храбр, о чём свидетельствовал в своих письмах К. Полевому:

«Я живу теперь… без преувеличения, дымом пороха и пожаров. Почти каждый день, а часто ночь, сажусь я на коня и джигитую без устали на пистолетный выстрел перед неприятелями. Идут ли стрелки занимать лес, аул, реку, я кидаюсь впереди».

Сопротивление солдаты встречали на каждом шагу, опасность могла поджидать где угодно, не было ни дорог, ни спокойствия. После походов у писателя случился нервный срыв, стало болеть сердце, и он лечился в Пятигорске, а потом отправился в новый тяжёлый поход на два месяца. Он начинает верить в собственную неуязвимость, перестаёт бояться пуль.

В 1835 году Бестужев-Марлинский вновь стал офицером (унтер-офицеорм), получил георгиевский крест и был переведён служить в крепость Геленджик, тогда – плохо обустроенное место. Из-за ужасных условий солдаты и офицеры часто болели и умирали. Болезни в армии в то время были настоящим кошмаром: например, в русско-турецкой войне 1828-29 годов убито было 10 000 солдат, а умерло – 100 000! Бестужев тоже тяжело переболел.


В 1836 году наш поэт и писатель был повышен до прапорщика «за отличие в сражениях». Но ему не разрешили в отставку, на что он надеялся, а перевели в Гагры, где условия жизни были ещё хуже, чем в Геленджике – но потом Бестужеву повезло, и он стал командиром полка гренадёров-грузин в Кутаиси. Скоро на Кавказ должен был приехать Николай I, и нужно было обеспечить безопасность черноморского побережья. Мыс Адлер (современный район города Сочи) был важной точкой, позволявшей контролировать окрестности. Но его первыми заняли горцы.

В этом столкновении писатель вызвался идти в передовой десантной цепи. Командир операции, друг Пушкина Вальховский, отговаривал его, но безуспешно. Бестужев-Марлинский пошёл передавать приказ отступать, но сигнал горниста слышали лишь на одной стороне десантной цепи. В то время Бестужев-Марлинский задумывался о смерти. Он написал завещание, заканчивавшееся словами: “Прошу благословения у матери, целую родных, всем добрым людям привет русского <человека>».

Гренадёры сражались в рукопашной схватке. Две черкесские пули попали Бестужеву в грудь, и он приказал бросить его, понимая, что уже не спасётся. Выбежавшие из леса черкесы зарубили писателя и забрали с собой. Тело его найдено не было.

*- из письма Бестужева-Марлинского князю Вяземскому

Дарья Шустова

Поделиться