Ливанов дмитрий викторович биография. Дмитрий ливанов может "воскреснуть" в новом правительстве, но в старом качестве. Дмитрий Ливанов о вопросах развития российской науки

Ушедший с поста министра образования и науки Дмитрий Ливанов запомнился на Юге России скандальными реорганизациями вузов и НИИ, вызывавшими протест педагогов и ученых. «СП-Юг» вспоминает самые громкие среди них

«Украинский» могильник для чиновников?

В минувшую пятницу ушел в отставку министр образования и науки России 49-летний Дмитрий Ливанов , возглавлявший это ведомство почти четыре с половиной года (ранее, с 2005 по 2007 годы он был заместителем министра при Андрее Фурсенко ). Теперь чиновник станет спецпредставителем президента по торговым связям с Украиной — на этом посту он сменит Михаила Зурабова (также бывшего министра здравоохранения и социального развития, «автора» монетизации льгот). Похоже, что «украинское» направление становится «могильником» для непопулярных чиновников правительства России.

На место Ливанова назначена 56-летняя Ольга Васильева , ранее замглавы Управления по общественным проектам в администрации президента. У нее три высших образования: дирижер хора, историк и специалист по международным отношениям. Кандидатскую и докторскую диссертации по отечественной истории (соответственно, в 1990 и 1998 годах) она защитила на тему роли РПЦ в жизни советского общества.

Васильева регулярно выступала перед губернаторами, молодыми учителями, чиновниками на темы патриотического воспитания молодежи. В своем выступлении на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» 29 июня она рассказала, что ее приглашали выступать и в университеты других стран (в том числе и в Колумбийский университет в США).

Именно при Дмитрии Ливанове был взят курс на объединение научных и образовательных учреждений. Так, в 2012 году, вскоре после появления нового министра, на Ставрополье заработал окружной вуз, СКФУ, появившийся в результате слияния трех самостоятельных университетов — Северо-Кавказского технического, Ставропольского государственного и Пятигорского гуманитарно-технологического.

Инициатором создания СКФУ, впрочем, считается тогдашний полпред президента на Северном Кавказе, а ныне вице-премьер правительства Александр Хлопонин . Ректором СКФУ четыре года работает Алина Левитская , ранее возглавлявшая департамент воспитания и социализации детей в Минобрнауки России.

Также летом 2012 года, вскоре после назначения Ливанова, был ликвидирована Пятигорская фармацевтическая академия (ПГФА) — из автономного вуза она стала институтом в структуре Волгоградского медицинского университета (ВолГМУ). Возглавил институт приехавший из Волгограда ученый Всеволод Аджиенко , при котором в вузе стали готовить помимо фармацевтов также и медиков разных специальностей.

Реформаторы «споткнулись» на дизайнерах

При Ливанове появилась процедура мониторинга эффективности вузов, которая теперь проводится каждый год. Каждое учебное заведение оценивают по многим критериям, которые даже эксперты называют сомнительными (скажем, количество иностранных студентов).

Тем не менее, по итогам проверок только с образовательной карты Ставрополья с 2012 года исчезло огромное количество мелких некоммерческих вузов и филиалов. Самые известные среди них — это Ставропольский финансово-экономический институт (СФЭИ) и Ставропольский институт управления (СИУ), в которых обучалось около трех тысяч студентов.

В прошлом году был запрещен прием обучающихся в институт имени Владимира Чурсина и Северо-Кавказский гуманитарный институт (СКГИ), а в этом году была приостановлена аккредитация у Ставропольского университета.

Впрочем, все эти преобразования проходили тихо, не вызывая даже слабого протеста студентов. «Споткнулись» горе-реформаторы на крупнейшем творческом вузе Ставрополья — Высшей школе дизайна в Железноводске, филиал ЮФУ. Здесь учили дизайнеров, архитекторов и художников декоративно-прикладного искусства.

В прошлом году школу признали «неэффективной» по критериям ливановского министерства, что вызвало бурный протест на Кавминводах. Впрочем, чиновники в итоге переломили творческий филиал через колено: он был ликвидирован, а студентов решили перевести в Ростов. Но ясно, что далеко не всех: для многих учащихся стремительный переезд из Железноводска в другой федеральный округ оказался предприятием неподъемным.

Академия наук: все — ради прибыли

Хлебнули горя от реформ Ливанова и ученые: по настоянию министра в 2013 году была реформирована Российская академия наук (РАН), имуществом которой теперь управляет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Причем реорганизация продолжается и по сей день.

Скажем, на Ставрополье в июле нынешнего года была окончательно ликвидирована Ачикулакская лесоаграрная опытная станция: из самостоятельного научного учреждения она стала филиалом агролесомелиоративного НИИ из Волгограда.

Впрочем, встречались и положительные новости. Скажем, в сентябре 2014 года на Ставрополье воссоздали легендарный Всероссийский институт овцеводства и козоводства (ВНИИОК), бездумно упраздненный еще в начале «нулевых». Ибо политика импортозамещения потребовала, чтобы на аграрном Юге выращивали новые породы мясомолочного скота. А ведь сегодня у многих племзаводов даже слово «племенной» в названии осталось лишь как дань истории…

Ну а в конце июня было принято еще одно важное решение — создать Северо-Кавказский научный селекционный центр. Он объединит усилия ученых из Ставропольского и Кабардино-Балкарского НИИ сельского хозяйства, Всероссийского НИИ кукурузы (Пятигорск), а также сети опытных станций. Заниматься здесь будут селекцией и семеноводством кукурузы, картофеля, пшеницы, ячменя, тритикале (гибрида пшеницы и ржи), сорго. Все это также нацелено только на одну сугубо утилитарную задачу — импортозамещение.

Каков же итог всех этих преобразований?! Покуда Минобрнауки под руководством Ливанова занималось решением глобальных задач, сливая и разделяя НИИ и вузы, тут напрочь забыли о простых людях — учителях и преподавателях. Тех, на ком, собственно, и зиждется образование.

Новый же министр Ольга Васильева сразу после назначения (побывав вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым на Всероссийском педсовете) заявила, что ее главная цель — это повысить престиж профессии педагога. Причем как морально, так и материально. И невзирая на тяготы экономического кризиса. Если это и вправду так, то новому министру можно только пожелать успехов в ее благих начинаниях.

Дмитрий Ливанов - доктор физико-математических наук , российский государственный деятель и ученый. С 2012 по 2016 год был Министром образования и науки РФ. Сегодня мы с вами познакомимся с биографией Дмитрия Ливанова .

Происхождение

Дмитрий Викторович Ливанов родился 15 февраля 1967 года в городе Москве в семье авиационного конструктора Виктора Ливанова, который позже стал генеральным директором КБ им. Туполева и одним из создателей известного самолета Ил-96-300. Мать Дмитрия Татьяна Олеговна была доктором экономических наук и президентом авиационной компании «Титан-Аэро». Ее брат Дмитрий Рогозин работал на посту вице-премьер-министра.

Образование

Среднее образование Дмитрий Ливанов получил в московской школе №91. Он был круглым отличником. Единственный предмет, по которому в аттестате будущего политика не стояла «пятерка», - допризывная подготовка. В 1990 году Дмитрий Викторович получил высшее образование в Московском институте стали и сплавов (МИСиС) на физико-химическом факультете. Окончив учебное заведение с отличием, Ливанов пошел учиться в очную аспирантуру.

Научная деятельность

В 1992 году Дмитрий защитил диссертацию на тему «Перенос тепла в сверхпроводниках и нормальных металлах» и стал кандидатом физико-математических наук. Впоследствии будущий министр активно занимался наукой, изучая металлы, сверхпроводники, а также свойства аморфных и низкоразмерных металлических систем. Вскоре Ливанов получил работу в лаборатории синтеза при институте МИСиС на должности научного сотрудника. Позднее Дмитрий Викторович стал доцентом кафедры теоретической физики и старшим научным сотрудником.

В 1997 году молодой ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Термоэлектрический эффект и передача тепла в электронных системах». В этом же году он стал заместителем проректора родного университета по научной работе. В 2000-м Ливанов стал проректором МИСиСА по международному сотрудничеству. При этом он продолжал работать на кафедре физики, но теперь уже в звании профессора.

Параллельно с институтской карьерой Дмитрий Ливанов заочно получал второе образование. В 2003 году ему вручили диплом по специальности «юриспруденция» в Московской юридической академии.

Директор департамента

В 2004 года Дмитрия Викторовича Ливанова назначили на должность директора департамента государственной научно-технической политики при Минобрнауки России. По совместительству он продолжил работать профессором в МИСиСе, только теперь уже на кафедре цветных металлов. Здесь Дмитрий Викторович оставался вплоть до 2012 года.

Статс-секретарь

В ноябре 2005 года Дмитрия Ливанова назначали статс-секретарем замминистра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко. На этом посту он получил широкую известность. Причиной тому стали выступления Ливанова, в которых он раскритиковал проект обновленного устава РАН (Российской академии наук). Новоиспеченный чиновник считал, что всем государственным академиям нужно принять другой вариант устава, подготовленный Министерством образования и науки. Этот документ подразумевал в первую очередь разделение функций академии на научные и управленческие, а также лишал ее права на свободное распоряжение бюджетными средствами.

Кроме того, модельный вариант устава, предложенного Министерством, подразумевал введение наблюдательных советов, состоящих главным образом из представителей правительства. В РАН на этот вариант не захотели соглашаться, считая, что он ущемляет права академии. Деятельность Дмитрия Ливанова при этом назвали попыткой «развала фундаментальной науки».

Так или иначе, в конце 2007 года правительство утвердило обновленный устав, написанный самой Академией Наук. Тем не менее из-за ряда поправок в законе «О науке» РАН лишилась полной независимости. Она потеряла право на самостоятельное утверждение своего президента и свободное распоряжение земельным имуществом.

Работая в министерстве, Дмитрий Викторович Ливанов стал представлять государство в совете директоров Российской венчурной компании. Данная структура была создана после соответствующего постановления правительства с целью стимуляции развития в РФ индустрии венчурного инвестирования. Компания занималась покупкой паев венчурных фондов, развитием инновационных экономических отраслей и продвижением российских наукоемких продуктов на международный рынок.

Ректор

В апреле 2007 года, Дмитрий Викторович стал ректором МИСиСа. Через пять лет он будет переизбран на этот пост. В конце 2008 года, указом Дмитрия Медведева, учебное заведение получило статус Национального технологического исследовательского университета. Став руководителем университета, Ливанов, который всегда называл себя учеником А.Фурсенко, начал внедрять в работу учебного заведения стандарты развития науки, разработанные им же в министерстве. Так МИСиС стал одним из новаторов в выработке самостоятельной стратегии развития вуза и переходе на систему магистратуры и бакалавриата.

Министр

21 мая 2012 года, когда президентом РФ вновь стал В. Путин, а Д. Медведев получил пост премьер-министра, на смену министру образования и науки А. Фурсенко пришел его «ученик» Д. Ливанов.

После назначения Ливанов сразу сделал ряд резонансных программных заявлений. Он предложил сократить количество бюджетных мест в вузах РФ в два раза и начать двигаться в сторону полного отказа от бесплатного высшего образования. Для финансирования подготовки специалистов министр предложил использовать другие механизмы, одним из которых является образовательный кредит.

Стоит отметить, что еще до назначения на высокий пост Ливанов активно выступал против роста количества обучающихся в вузах, сетуя на то, что переизбыток студентов ставит под сомнение престиж техникумов и профессиональных училищ. Дмитрий Викторович считал, что вузы должны переходить на стандартные зарубежные системы тестирования, в том числе по английскому языку.

Вместе с тем Ливанов продолжал выказывать свое недовольство касательно деятельности РАН, требуя ее реформирования. Он отметил, что Академия Наук отстает от вузов по количеству и качеству научных публикаций. Комментируя назначение Ливанова на пост министра, эксперты прогнозировали переход его конфликта с РАН в новую фазу. Ситуацию усложнял тот факт, что политику необходимо было нести ответственность за принятие обновленного закона «Об образовании», разработка которого велась еще при Фурсенко.

Выговор

В сентябре 2012 года президент на совещании, посвященном проекту бюджета на ближайшие три года, заявил, что недоволен тем, как реализуются его поручения. В частности, в указах, подписанных в мае 2012 года, Путин требовал повысить зарплаты бюджетников, а также расходы на строительство дорог, содержание военнослужащих-контрактников и нужны ЖКХ. Эти и другие указы были основаны на предвыборных обещаниях Путина и требовали более триллиона рублей из бюджета. Однако новый бюджет, напротив, подразумевал сокращение расходов на образование, культуру и здравоохранение. Поэтому 19 сентября Путин объявил выговор Ливанову, Говоруну (министр регионального развития) и Топилину (министр труда).

«Неэффективность вузов»

Осенью 2012 года Ливанов и его сотрудники по ведомству опубликовали перечень российских вузов, обладающих "признаками неэффективности", за что подверглись острой критике. В данный список вошло 130 учебных заведений РФ, в том числе ряд престижных московских вузов, таких как МАРХИ, РГГУ, им. Горького и другие.

Людей, публиковавших этот перечень, упрекали в некомпетентности, а их методику оценки учебных заведений - в несовершенстве. Она принимала в расчет количество квадратных метров помещения на одного учащегося, но не учитывала такие серьезные аспекты, как объемы инновационных проектов, востребованность выпускников на рынке труда, уровень их трудоустройства и так далее.

Вопрос с детьми-сиротами

В конце 2012-го Екатерина Лаховая - депутат Госдумы от партии «Единая Россия» -внесла закон о запрете усыновления гражданами Америки российских детей-сирот. Ливанов остро раскритиковал это закон. В ответ на это Лахова обвинила его в некомпетентности и заявила, что он не разбирается в работе своего ведомства. Между тем, согласно соответствующему положению, вопросы о правах детей входят в компетенцию Министерств образования и науки. Кроме того, одним из структурных подразделений ведомства является Департамент, отвечающий за государственную политику в сфере защиты детских прав.

Конфликт с РАН и падение рейтинга

24 марта в одном из своих интервью назвал РАН организацией, которая "неэффективна и недружелюбна к людям, которые в ней работают". Кроме того, он добавил, что с точки зрения продуктивности, Российская академия наук деградирует. Последнее суждение политик аргументировал возрастом руководителей академии. Оскорбившись таким к себе отношением, последние потребовали отставки министра.

В марте 2013 года ВЦИОМ проводил опрос, задачей которого было выяснить уровень доверия к правительству со стороны населения. Большинство респондентов считало, что хуже всего свою работу делает министр образования и науки. Средняя оценка Ливанова в опросе составила 2,6 по 5-балльной шкале. Тем не менее уже в ноябре того же года министр восстановил свою репутацию, заняв 63 место в рейтинге «100 ведущих российских политиков» по версии издания «Независимая газета».

В июле 2013 года Ливанов заявил, что не имеет прямого отношения к законопроекту о реформе РАН, вызвавшему в научном обществе негативную реакцию. 9 июля того же года генпрокуратура внесла министру представление по факту нарушений, связанных с реализацией программ модернизации системы образования в регионах.

В начале 2016 года министр науки и образования получил от прокуратуры еще оно представление. На это раз причиной стали нарушения правил государственного банка данных о детях-сиротах со стороны подчиненных Ливанова.

Сокращение числа вузов

7 апреля 2015 года Дмитрий Викторович заявил, что подвластное ему министерство в ближайшие два года планирует сократить количество отстающих вузов и начать более активную поддержку ведущих университетов. Главным образом сокращение должно было коснуться частных учебных заведений и тех, которые являются филиалами государственных вузов.

По словам Ливанова, качество образования в таких заведениях оставляет желать лучшего и подрывает репутацию российской высшей школы. Министр образования и науки отметил, что в 2015 году количество вузов в России в пять раз превысило их количество в СССР. Причиной тому стало появление в 90-х годах огромного количества частных учебных заведений. Большая часть из них, по словам Ливанова, не может похвастаться наличием механизмов налаживания учебного процесса, квалифицированными сотрудниками и прочими атрибутами хорошего вуза.

Число ученых

В сентябре 2015-го политик Дмитрий Ливанов заявил, что впервые за последние 15 лет в России возросло число ученых. Из-за потери финансирования и интереса молодых людей к науке в 1990-х годах произошел сильный провал в этой сфере. В результате научные деятели или меняли работу или уезжали за границу. С тех пор негативная тенденция набирала все больших оборотов. В 2014 году число российских ученых начало расти, что, по словам Ливанова, свидетельствует о правильном направлении государственной политики в сфере науки.

19 августа 2016 года Ливанов был назначен на должность специального представителя президента Российской Федерации по торгово-экономическим связям с Украиной . На посту министра науки и образования его сменила Васильева Ольга Юрьевна.

Дмитрий Ливанов: награды и достижения

Кроме двух диссертаций, Дмитрий Викторович имеет в своем послужном списке более 60 научных публикаций, 80 % из которых были написаны для зарубежных изданий. Также ему принадлежит авторство учебника «Физика металлов», изданного в 2006 году. Будучи молодым ученым, Ливанов получил за один из циклов научных работ золотую медаль Российской академии наук. В 2011 году он был награжден правительственной премией как представитель образовательной сферы.

Дмитрий Ливанов: семья

Ливанов женат на Мордкович Ольге Анатольевне, которая родилась в 1967 году. В 1989-м она окончила университет нефти и газа, получив специальность «прикладная математика». С 2004 года Ольга Анатольевна работает в компании Tele2 на должности главы департамента биллинга и информационных технологий. В 2012 году Ливанова была удостоена премии «IT-лидер». У супругов трое детей: двое родных и один приемный. Как многократно рассказывал Дмитрий Ливанов, дети с успехом занимаются музыкой и большим теннисом.

Доход

Согласно антикоррупционной декларации, за 2014 год Дмитрий Ливанов, биографию которого мы рассмотрели, заработал 37,5 миллиона рублей. Он является совладельцем земельного участка площадь в 160 м 2 , а также владельцем жилого дома (49 м 2), двух квартир (суммарная площадь - 249 м 2), и гаража (20 м 2).

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ливанова Дмитрия Викторовича

Происхождение и образование

Дмитрий Викторович Ливанов родился в Москве 15-го числа в феврале месяце 1967 года. Отец – авиаконструктор Виктор Ливанов – один из создателей аэроплана ИЛ-96-300, генеральный директор Авиационного комплекса имени Сергея Владимировича Ильюшина. Дед Дмитрия Ливанова – Владимир Борисович Ливанов – полковник КГБ. Дмитрий Ливанов с отличием закончил в 1990 году Институт стали и сплавов в Москве (МИСиС), специальность "физика металлов". В 1992 году Ливанов защитил кандидатскую диссертацию и получил степень к.ф.-м.н. Два года, по словам самого Ливанова, работал за границей. В это же время учился в аспирантуре.

Начало карьеры

После защиты Ливанов работал в научно-исследовательской лаборатории МИСиС, начав с должности сотрудника. Вскоре он стал старшим научным сотрудником, затем доцентом на кафедре теор. физики МИСиСа. В 1997 году Дмитрий Ливанов защитил докторскую диссертацию и занимал должность заместителя проректора по научной работе МИСиС до 2000 года. В этом же году Ливанов стал проректором родного института по международному сотрудничеству и работал профессором на кафедре теор. физики МИСиС.

Юридическое образование

Продолжив образование (во время работы в МИСиС), Ливанов поступил в Московскую государственную юридическую академию на заочное отделение и закончил ее в 2003 году, став юристом, специалистом в области гражданского права.

Работа в Министерстве образования

В 2004 году Ливанов получил должность директора департамента в Министерстве образования и науки РФ. Департамент, который возглавил Ливанов, занимался научно-технической и инновационной политикой. Одновременно Ливанов перешел работать по совместительству профессором на кафедру металловедения по цветным металлам МИСиС (эта ставка сохранялась за ним до 2012 года). В ноябре 2005 года Ливанов стал заместителем Андрея Фурсенко, получив должность статс-секретаря – заместителя министра науки и образования РФ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ректор МИСиС

В 2007 году, в апреле, Ливанова избрали ректором МИСиС. В 2012 году он был снова переизбран на этот пост. МИСиС стал первым ВУЗом, который разработал самостоятельную стратегию развития и перешел на чисто западную систему, состоящую из бакалавриата и магистратуры. С 2009 года Ливанов состоит в списке "первой сотни" резерва управленческих кадров.

Министр образования

После вступления в должность президента РФ и назначения премьер-министром Ливанов стал министром образования и науки (назначен на должность 21-го числа в мае месяце 2012 года). В сентябре 2012 года заявил о своём недовольстве деятельностью Ливанова и некоторых других глав министерств по реализации его поручений. Был объявлен выговор Ливанову, Говоруну и Топилину. Осенью этого же года ведомство Ливанова снова стало объектом критики после объявления списков неэффективных ВУЗов. Было признано, что критерии оценки неэффективности и выбранная методика оценки работы ВУЗов несовершенны. В частности, не принималась в расчёт востребованность учеников работодателями и другие критерии.

Награды

Ливанова наградили золотой медалью РАН, специально учреждённой для молодых учёных. В 2011 году Ливанов был награждён премией Правительства России в области образования.

Научные работы

Личная жизнь

Ливанов женился на дочери ректора МИСиС Карабасова, с которой встречался ещё в студенческие годы. Карабасов Ю.С. был также его научным руководителем. В семье Ливанова родилось двое детей – дочь и сын, ещё один мальчик был усыновлён в годовалом возрасте.

Из увлечений Ливанова – театр, чтение английской литературы, в частности, детективов, изучение итальянского языка.

Министр образования и науки РФ

Министр образования и науки РФ с мая 2012 года. Ранее - ректор НИТУ МИСиС (2007-2012), профессор кафедры металловедения цветных металлов МИСиС (2004-2012), статс-секретарь - заместитель министра образования РФ (2005-2007), директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики при министерстве образования РФ (2004-2005). Доктор физико-математических наук.

Дмитрий Викторович Ливанов родился 15 февраля 1967 года в Москве , в семье авиаконструктора Виктора Ливанова, будущего генерального директора авиационного конструкторского бюро имени Ильюшина и одного из создателей самолета Ил-96-300 . Учился Дмитрий Ливанов в московской школе № 91, в его аттестате были "пятерки" по всем предметам, кроме начальной военной подготовки , .

В 1990 году Ливанов с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС), получив диплом по специальности "Физика металлов", после чего, согласно официальной биографии, два года учился в очной аспирантуре института . Сам Ливанов при этом утверждал, что после окончания МИСиС работал за границей . В 1992 году он защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук по теме "Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах" , и впоследствии занимался научной деятельностью в области транспортных свойств металлов, флуктуационных явлений в сверхпроводниках, а также физических свойств низкоразмерных и аморфных металлических систем .

После защиты кандидатской диссертации Ливанов начал работу в институтской научно-исследовательской лаборатории синтеза, был научным сотрудником, позднее - старшим научным сотрудником, являлся доцентом кафедры теоретической физики МИСиС. Должности в НИЛ синтеза МИСиС занимал до 2000 года . В 1997 году Ливанов, защитив диссертацию по теме "Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах взаимодействия", стал доктором физико-математических наук , . С 1997 по 2000 год он занимал должность заместителя проректора МИСиС по научной работе, а в 2000 году стал проректором института по международному сотрудничеству, по совместительству работая профессором на кафедре теоретической физики МИСиС , .

Параллельно работе в МИСиС Ливанов продолжил получать образование в гуманитарной сфере и в 2003 году заочно окончил Московскую государственную юридическую академию, получив диплом по специальности "юриспруденция" (специализация "Гражданское право") , ; некоторые издания называли "Гражданское право" специальностью Ливанова .

Весной 2004 году Ливанов покинул проректорский пост, получив должность директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики министерства образования и науки РФ , . Кроме этого, он перешел на работу профессором по совместительству на кафедру металловедения цветных металлов МИСиС и сохранял эту ставку до 2012 года .

С ноября 2005 по март 2007 году Ливанов был статс-секретарем - заместителем министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко , . На этом посту известность ему принесли выступления, в которых чиновник лица министерства критиковал проект нового устава Российской академии наук (РАН). В частности, Ливанов настаивал на том, чтобы все государственные академии приняли иной, подготовленный Минобрнауки, модельный вариант устава, который подразумевал разделение научных и управленческих функций академии, лишал ее права свободно распоряжаться денежными средствами и требовал введения наблюдательных советов с преобладанием представителей государства. По сведениям СМИ, в РАН такой вариант сочли неприемлемым и ущемляющим права академии, а самого Ливанова обвинили в попытке "развала фундаментальной науки" , , , , , , . В конечном итоге, в конце 2007 года правительством был утвержден устав, написанный самой РАН , , , однако из-за принятых поправок в закон "О науке" РАН частично лишилась независимости, потеряв, в частности, право самостоятельно утверждать своего президента и свободно распоряжаться земельным имуществом .

Работая в министерстве, Ливанов также выступал представителем государства в совете директоров ОАО "Российская венчурная компания" - структуры, созданной в соответствии с постановлением правительства РФ "с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования" путем приобретения инвестиционных паев венчурных фондов, а также "развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов" , .

В апреле 2007 году Ливанов был избран ректором МИСиС; был переизбран на этот пост в феврале 2012 года . При новом ректоре осенью 2008 года МИСиС указом президента РФ Дмитрия Медведева получил статус Национального исследовательского технологического университета. В прессе отмечалось, что как руководитель вуза Ливанов, называвший себя учеником Андрея Фурсенко, "начал воплощать в жизнь те самые стандарты модернизации науки, которые сам разрабатывал в министерстве": в частности, МИСиС "одним из первых разработал самостоятельную стратегию развития вуза" и "перешел на систему бакалавриата и магистратуры" , .

21 мая 2012 года, после вступления в должность Владимира Путина , избранного на третий срок президентом России, и назначения премьер-министром Медведева , , Ливанов сменил Фурсенко на посту министра образования и науки в новом составе правительства РФ , , , , .

После своего назначения Ливанов сделал ряд программных заявлений. В частности, большой резонанс в прессе получило предложение министра сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и постепенно отказаться от бесплатного высшего образования вообще, используя для финансирования подготовки новых специалистов другие механизмы, в том числе - образовательные кредиты , . Между тем еще до назначения главой ведомства Ливанов выступал против увеличения числа обучающихся в вузах, считая, что переизбыток учащихся высшей школы лишает престижа, в частности, образование в техникумах. Он призывал перейти вузам на стандартные иностранные системы тестирования, к примеру, по английскому языку . Также Ливанов продолжал критиковать РАН, требуя дальнейшей реформы академии: он отмечал, что по научным публикациям академия отстает от вузов , и эксперты, комментируя назначение Ливанова, предполагали, что новый министр, возможно, снова вступит в жесткий конфликт с РАН , . Обращали внимание также на то, что Ливанов должен будет отвечать за принятие нового закона "Об образовании", разработанного еще при Фурсенко , .

Осенью того же года Ливанов и возглавляемое им ведомство подверглись критике после опубликованного Минобрнауки списка обладающих "признаками неэффективности" российских вузов. В него вошли более 130 высших учебных заведений страны, в том числе ряд известных московских высших школ, таких как РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького. В адрес опубликовавших списки звучали упреки в некомпетентности и несовершенстве выбранной ими методики оценки вузов, которая учитывала количество квадратных метров на одного обучающегося, но не принимала в расчет "востребованность выпускников работодателями, уровень их трудоустройства в реальные сектора экономики, объемы инновационных проектов" , , .

Ливанов в 2000 году был награжден золотой медалью РАН для молодых ученых, а в конце 2011 года удостоен премии правительства РФ в области образования , , . С 2009 года ученый входил в первую сотню списка резерва управленческих кадров, составленного президентом Дмитрием Медведевым , .

К моменту своего назначения министром, Ливанов имел более 50 научных публикаций, он был автором учебника для вузов "Физика металлов", изданного в 2006 году , .

Ливанов женат, у него двое детей . Он увлекается театром и любит читать детективы на английском языке . Кроме того, он также владеет итальянским языком .

Использованные материалы

Галина Онучина . Ярославское правительство встанет на защиту своих вузов. - Комсомольская правда (kp.ru) , 04.11.2012

Николай Васильев . Что будет с неэффективными вузами? - Вести.Ru , 02.11.2012

Яна Лубнина . "Путин поставил невыполнимую задачу". - Коммерсантъ FM , 20.09.2012

Путин объявил выговор главам Минобразования, Минрегиона и Минтруда. - РИА Новости , 19.09.2012

Дмитрий Казьмин, Евгения Письменная,Маргарита Лютова . Предвыборные обещания Путина обойдутся бюджету в 1,077 трлн руб. - Vedomosti.ru , 01.08.2012

Преемник Фурсенко сделает обучение в вузах платным. - НТВ , 22.05.2012

Ирина Ивойлова . Дмитрий Ливанов: "Троечнику нечего делать в инженерном вузе". - Российская газета , 22.05.2012. - № 5787 (114)

Василий Логинов . Поздравление министру образования РФ Д.В.Ливанову. - Школа № 91 РАО (91.ru) , 22.05.2012

Александр Черных . Науку побеждать. - Коммерсантъ , 22.05.2012. - № 90 (4875)

Правительство обновилось примерно на три четверти. - ИА Росбалт , 21.05.2012

Министр образования Дмитрий Ливанов уходит в отставку, согласившись с решением президента Владимира Путина. Его сменит Ольга Васильева, ранее работавшая в администрации главы государства. Сам бывший министр будет курировать экономические связи с Украиной. Ливанов - один из наиболее критикуемых министров в правительстве. Согласно опросам, его деятельность россияне оценивали на 2,6 балла. Кроме того, за его отставку неоднократно выступали депутаты. «Лента.ру» вспоминала, чем запомнился министр Ливанов, и размышляла о том, что ждать от его преемницы.

Лечение РАН

Больше всего Ливанов запомнится реформой Российской академии наук. Соответствующий законопроект внезапно возник в конце июня 2013 года, став неприятным сюрпризом для российских ученых. Главная претензия была в том, что реформа разрабатывалась без участия самих сотрудников РАН, а избранный в конце мая 2013 года президентом академии Владимир Фортов на первых порах не допускался к участию в обсуждении.

Реформа подразумевала формирование «большой РАН», куда вошли бы РАН, РАСХН и РАМН, а также создание агентства научных организаций. Законопроект о реформе РАН был принят в первом чтении в июле 2013 года. После вмешательства академика Евгения Примакова и его встречи с президентом Владимиром Путиным, глава государства пообещал учесть мнение ученых при подготовке следующих версий законопроекта.

Спустя пару дней закон был принят и во втором чтении. Однако через некоторое время его откатили обратно, что, впрочем, не снизило градус недовольства среди ученых. Даже перенос рассмотрения второго и третьего чтений ученое сообщество не успокоил, положив начало митингам и выступлениям, в том числе и несанкционированным.

Больше всего академики были недовольны пунктом закона, согласно которому институты подчинялись федеральному органу исполнительной власти - так называемому Федеральному агентству научных организаций. Несмотря на активное сопротивление, закон все-таки был принят в этой версии (второе и третье чтения прошли в сентябре 2013 года).

Отныне ФАНО управляло Академией наук и распоряжалось ее имуществом. Вскоре был назначен глава агентства - финансист Михаил Котюков. На откуп РАН отдали функцию экспертизы. Тем не менее на сделки с имуществом академии был наложен годовой мораторий, впоследствии неоднократно продлевавшийся.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Реформа РАН не завершена по сей день. Создано немало совещательных органов (например НКС), а российские ученые утонули в пучине документооборота. Тем временем ФАНО продолжает измерять эффективность работы подведомственных институтов, разрешать имущественные противоречия и объединять научные учреждения в укрупненные структуры. А также заниматься восстановлением ИНИОНА, который сгорел в январе 2015 года.

Не конкуренты

Не сопутствовала удача и проекту повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». В 2013 году было отобрано 15 университетов, которым выделили 42 миллиарда рублей (впоследствии добавили еще 2,5 миллиарда) на повышение конкурентоспособности и попадание в топ-100 лучших университетов по версии ряда образовательных рейтингов. В 2015-м в программу добавили еще шесть университетов, и правительство постановило ежегодно выделять на проект 14,5 миллиардов рублей.

В ноябре 2015-го были подведены первые итоги «5-100»: вице-премьер Ольга Голодец заявила о серьезных успехах российских вузов и завоевании высоких позиций в рейтингах. Однако в январе 2016-го программу подвергли критике в Счетной палате: там сообщили, что ни один из вузов, получивших деньги, так и не смог добраться до первой сотни рейтинга мировых университетов.

В частности, выяснилось, что в 2014 году одни вузы получили от Минобрнауки больше обещанного, а другие - меньше. Досталось и вузам - некоторые либо неправильно использовали выделенные средства, либо не использовали их вовсе. В Минобрнауки с претензиями не согласились, и реализация проекта продолжилась.

Диссергейт

С именем Дмитрия Ливанова будет ассоциироваться и полная скандалов кампания по борьбе с плагиатом в диссертациях. В этом ему помогал его заместитель Игорь Федюкин. В начале 2013 года комиссия, возглавляемая Федюкиным, в ходе проверки докторских и кандидатских диссертаций по истории, защищенных в Московском педагогическом государственном университете, выявила многочисленные нарушения. В то же время в этом направлении активно работало вольное сетевое сообщество «Диссернет». По итогам расследования, 11 человек были лишены ученых степеней.

Волна борьбы с плагиатом нарастала. Обвинения в некорректных заимствованиях были выдвинуты многим общественным деятелям и политикам. В результате глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Феликс Шамхалов покинул свой пост. Волна негодования со стороны обвиненных в плагиате нарастала, и уже в мае 2013 года Федюкин ушел в отставку. Работа его комиссии фактически остановилась, а обвинения в плагиате посыпались на людей из окружения Ливанова по МИСиС.

Спаси и сохрани

Диссертациями с плагиатом и скандалами с вузами и РАН дело не закончилось. В 2015 году в России в качестве научной специальности была утверждена теология. Это произошло после просьбы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выступавшего перед членами Совета Федерации и депутатами Госдумы. Эта инициатива вызвала широкое недовольство в научном сообществе. В ВАК пообещали, что экспертная комиссия для присуждения соответствующих ученых степеней будет создана лишь к 2017 году. Однако все случилось гораздо раньше - 11 августа 2016 года.

Слияние и сокращение

Не оставил без внимания Дмитрий Ливанов и школьное образование. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что в этой области основные реформы - ЕГЭ, новый образовательный стандарт, оптимизация образовательных учреждений - начинал и развивал его предшественник - Андрей Фурсенко. Ливанов просто продолжил его начинания.

Все шпильки и плевки по поводу введения ЕГЭ достались именно Фурсенко. К приходу Ливанова система Единого экзамена уже работала без существенных сбоев. Министр лишь наставлял Рособрнадзор на дальнейшее ее совершенствование. И в этом, к слову, преуспел. Именно при Ливанове был побежден ЕГЭ-туризм, а количество списывающих сократилось многократно. В том числе за счет применения технических средств - видеокамер и глушилок сотовой связи.

На этом позитивные впечатления, похоже, заканчиваются. Школьная реформа встретила массу отрицательных откликов в педагогическом и родительском сообществе. На митинги против изменений в этой области выходили тысячи человек. Однако заметных результатов противникам реформы добиться не удалось.

Большинство бюджетных образовательных учреждений перешли на так называемую систему госзаказа: то есть школе для того, чтобы получать финансирование, необходимо демонстрировать свою рентабельность. Если раньше на объем финансирования влияли статус учреждения, достижения его учеников и социальная значимость, то теперь первоочередной критерий оценки - количество школьников. От такой оптимизации в первую очередь пострадали сельские школы. Там, где не удавалось заполнить классы, школы просто закрывали.

Параллельно начался процесс укрупнения школ и слияние их в образовательные центры. Реформа уравняла спецшколы, гимназии с уклоном и обычные среднеобразовательные школы, лишив продвинутые учреждения права на дополнительное финансирование углубленного изучения предметов, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание и т.д. Уравнительную модель опробовали в Москве. В результате лучшие московские школы, занимавшие верхние строчки рейтингов, оказались на грани банкротства.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Не учебником единым

Еще одна неоднозначная образовательная инициатива времен Ливанова - единый учебник истории. В 2013 году Владимир Путин предложил подумать о создании учебников, в которых история страны подавалась бы в рамках единой концепции, в рамках взаимосвязи всех этапов российской истории и уважения ко всем страницам нашего прошлого. За реализацию взялось Министерство образования, соответственно под огнем критики оказался и глава ведомства. В частности оппоненты заявляли, что стремление навязать школьникам единый взгляд на историю страны возвращает нас во времена всеобщего единомыслия.

Перед создателями учебников стояла непростая задача. Им предстояло рассказать школьникам о таких неоднозначных эпизодах нашей истории как сталинские репрессии, пакт Молотова-Риббентропа, война в Чечне. Очевидно, в процессе написания коллектив авторов столкнулся с неразрешимыми противоречиями и единый учебник так и не появился. В августе 2014-го Ливанов заявил, что вместо линейки учебников будет разработан «единый историко-культурный стандарт», на который будут опираться авторы всех учебных пособий.

Кадровый патриот

В отличие от Ливанова, пришедшего в министерство из Института стали и сплавов, Ольга Васильева - крепкий гуманитарий. Собеседники «Ленты.ру», рассуждая о новом главе ведомства, указывают на академический опыт Васильевой: она успела поработать в различных учебных заведениях. Кроме того, у нее есть опыт взаимодействия и с сугубо научными структурами. У нового министра несколько дипломов - сначала она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского института культуры, а затем исторический факультет в педагогическом институте и факультет международных отношений в Дипакадемии. В самом конце 80-х будущий министр отучилась в аспирантуре Института российской истории РАН.

Сферой научных интересов Васильевой называют историю православной церкви. К примеру, в своей кандидатской диссертации она рассказывала о «патриотической деятельности РПЦ» в годы Великой Отечественной. Все неспокойные девяностые Ольга Васильева проработала в Центре истории религии и церкви исторического института РАН. Уже набрав академический опыт, в 2002 году она возглавила кафедру религиоведения в Академии госслужбы при президенте.

Десятилетие спустя ее назначили замдиректора департамента культуры в российском правительстве, еще через год - на сопоставимую позицию в управлении по общественным проектам Администрации президента (АП).

У этого подразделения нет большого бюджета или широких полномочий, отмечали СМИ. Задача этой структуры в первую очередь состоит в обеспечении координации - с ведомствами, правительством, вузами и представителями профессионального сообщества. Немаловажным представляется такой факт - управление курирует первый замглавы АП Вячеслав Володин, который, как отмечают источники «Ленты.ру», не раз отмечал профессиональные качества Васильевой.

Коллеги Васильевой обращали внимание, что она не прекращала преподавательскую деятельность на протяжении всей карьеры, в том числе работая в АП. В Академии народного хозяйства она до сих пор числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений и читает курсы лекций на религиозную тематику - например, о государственно-церковных отношениях. Перечень публикаций соответствующий - упоминается, в частности, материал о политическом управлении этнокультурным процессом.

Научные интересы профессора Васильевой сказывались и в ее деятельности после перехода из академической среды на административные посты. Она регулярно выступала на мероприятиях, где обсуждались вопросы идеологического толка. Так, она посещала организованные Общероссийским народным фронтом дискуссии по поводу «консерватизма как идеологии развития».

Непосредственно образовательных вопросов Васильева, однако, на публике касалась нечасто и под специфическим углом. Например, замглавы управления АП читала лекции о патриотизме. Тогда она приводила в пример патриотическое образование в США, где утро во многих школах начинается с клятвы верности национальному флагу.

Поделиться