Мамаша кураж краткое. Cочинение «Мамаша Кураж и ее дети. «Мамаша Кураж» в России

. «Когда я писал, - признался он позже, - мне представлялось, что со сцен нескольких больших городов прозвучит предупреждение драматурга, предупреждение о том, что кто хочет завтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может быть, я проявил при этом наивность… Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ - опоздала» . Начатая в Дании , которую Брехт вынужденно покинул в апреле 1939 года , пьеса была закончена в Швеции осенью того же года, когда война уже шла .

Источником Брехту послужила повесть непосредственного участника Тридцатилетней войны немецкого прозаика Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж» (нем. Ausführliche und wunderseltsame Lebensbeschreibung der Erzbetrügerin und Landstörzerin Courage ), написанная в 1670 году . Но если у Гриммельсгаузена Кураж - авантюристка, которая, путаясь с полковыми офицерами, богатеет, а затем терпит неудачи и превращается в маркитантку, то Брехт в своей пьесе разделил судьбу и черты Кураж между двумя героинями - Иветтой Потье и Анной Фирлинг, по прозвищу мамаша Кураж . В Стокгольме к сочинению Гриммельсгаузена добавился ещё один источник - история маркитантки Лотты Сверд из «Сказаний прапорщика Столя» Й. Л. Рунеберга .

Элементы «эпического театра», позволяющие соединить драматическое действие с эпической повествовательностью и включить в спектакль самого автора, помимо традиционных для Брехта зонгов , представлены в пьесе комментирующими надписями, предваряющими каждую сцену, - по замыслу драматурга, они должны размещаться на занавесе или на заднике сцены и воссоздавать (как и позже в «Карьере Артуро Уи ») историческую канву . Брехт не извинял Кураж, но и не обвинял её, своеобразным «эффектом очуждения » здесь стала неспособность героини осознать катастрофические результаты её военного бизнеса: для драматурга не важно было, прозреет ли Кураж, - прозреть должен зритель, и, соответственно, в пьесе не было недостатка в аллюзиях на современность; драматург считал, что запечатлел в своей пьесе «современное сознание большинства людей» .

В первой редакции «Мамаша Кураж» была поставлена в 1941 году учеником Э. Пискатора Леопольдом Линдтбергом в Швейцарии , в цюрихском театре «Шаушпильхауз»; в спектакле были заняты немецкие и австрийские эмигранты, музыку написал Пауль Буркхард . Критика пьесу одобрила, но, по мнению драматурга, не поняла в ней главного: по отзывам критиков у Брехта сложилось впечатление, будто театр представил «трагедию Ниобеи » , «буржуазная печать сочла возможным заговорить… о потрясающей неистребимой живучести материнского начала», - что побудило его написать новые варианты 1-й и 5-й картин и ужесточить характер главной героини . Так, в первоначальной редакции картины V в душе Кураж человечность одерживала верх над алчностью и, скрепя сердце, она разрывала на бинты для раненых дорогие офицерские сорочки, - в окончательной редакции Катрин эти сорочки вырывает у неё силой . В новой редакции «Мамаша Кураж», при непосредственном участии автора, была поставлена в 1949 году в Берлине , - с этого спектакля началась история театра «Берлинер ансамбль » .

Спустя много лет после написания пьесы Брехт открыл для себя в образе Анны Фирлинг «символический смысл»: «…Возникает, - записал он в январе 1953 года в своём „рабочем журнале“, - образ Германии, ведущей разбойничьи войны, уничтожающей других и самоё себя, не извлекающей уроков из всех своих катастроф» .

На русском языке пьеса впервые была опубликована в 1956 году в переводе С. Апта ; в пятитомник Брехта, изданный в 60-х годах пьеса вошла в переводе Б. Заходера и В. Розанова .

Действующие лица

  • Мамаша Кураж
  • Катрин (Kattrin ) - её немая дочь
  • Эйлиф (Eilif ) - её старший сын
  • Швейцеркас (Schweizerkas ) - её младший сын
  • Повар
  • Полковой священник
  • Иветта Потье
  • Фельдфебель
  • Вербовщик
  • Каптенармус

Сюжет

Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны , обернувшейся для Германии национальной катастрофой .

Весна 1624 года; шведский военачальник Аксель Оксеншерна набирает войско для похода на Польшу , однако вербовка идёт плохо. Фельдфебель и Вербовщик встречают на дороге фургон маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж. По дорогам войны она скитается со своими взрослыми сыновьями Эйлифом и Швейцеркасом и немой дочерью Катрин. Пока Фельдфебель заговаривает зубы мамаше Кураж, Вербовщик обрабатывает её старшего сына. Несмотря на протесты матери, предсказывающей ему скорую гибель, Эйлиф уходит с Вербовщиком.

Проходит два года. В Польше, у палатки шведского военачальника, мамаша Кураж торгуется с его поваром-голландцем по поводу каплуна; военачальник появляется вместе с Эйлифом, который, как выясняется, совершил подвиг: отбил у крестьян 20 голов скота, изрубив при этом четверых. Полковой священник оправдывает Эйлифа: «Господь наш умел сотворить из пяти хлебов пятьсот, ему и нужды не было. Потому и мог он требовать: люби ближнего своего. Ибо люди сыты были. Ныне не те времена».

Проходит ещё три года; Швейцеркас стал казначеем Финского полка, в который влилась и мамаша Кураж. Война «наладилась», и дела у неё идут - грех жаловаться; в сопровождении священника к Кураж часто заходит повар - поговорить о политике, об этой войне, где, по его словам, «немножко грабёж, немножко резня, немножко поджигательство и, не забыть бы, немножко изнасилие». Тем временем приближаются католики , армия лютеран стремительно отступает, - вместе с не успевшим скрыться священником, дочерью и Швейцеркасом, в последний момент прибежавшим к матери, чтобы спрятать в её фургоне полковую казну, Кураж оказывается на территории, занятой католиками.

Швейцеркас пытается добраться до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея. Кураж, чтобы подкупить фельдфебеля и спасти сына, которому грозит смертная казнь, готова заложить свой фургон; бывшая полковая проститутка Иветта даёт ей под залог 200 гульденов и сама ведёт переговоры с фельдфебелем. Однако выплатить долг Кураж рассчитывала из полковой казны, от Иветты она узнаёт: под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Выкупать фургон не на что, - Кураж просит Иветту поторговаться и снизить «выкуп» за сына; пока она торгуется, Швейцеркаса приговаривают к смертной казни.

Прошло ещё несколько лет; мамаша Кураж со своим фургоном исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф , и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир - разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее она рада миру: по крайней мере второго сына война у неё не отнимет. У её палатки вновь появляется повар.

Кураж отправляется на базар - продать свой товар, пока за него хоть что-то могут заплатить; в её отсутствие под конвоем приводят Эйлифа: он повторил свой давний «подвиг» - отобрал у крестьянина скотину, зарезав при этом хозяйку; но в мирное время за это расстреливают, и повидаться с матерью ему разрешили перед казнью. Кураж возвращается со своим товаром и счастлива тем, что не успела его продать: как выяснилось, мир закончился и уже третий день опять идёт война. Она вновь отправляется в путь, взяв с собой повара, который ничего не рассказывает ей об Эйлифе.

Осень 1634 года, «война за веру» идёт уже шестнадцать лет. И повару, и Кураж надоело скитаться, торговля не идёт: людям нечем платить; повар получает известие о том, что его мать умерла и оставила ему в наследство маленький трактир; он зовёт с собой Кураж, но - без Катрин: троих его трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.

Два года Кураж и Катрин скитаются по Германии в обозе войска. Фургон останавливается на ночь у крестьянского дома, и Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк. Катрин поднимает тревогу и гибнет. Оплакав дочь, Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю».

Сценическая судьба

«Мамаша Кураж» в театре Брехта

Спустя десять лет после написания роль мамаши Кураж стала одной из лучших в творческой биографии жены драматурга - актрисы Елены Вайгель , внесшей свою лепту в создание пьесы . Изначально, надеясь поставить пьесу в Швеции, Брехт писал для неё роль немой Катрин, поскольку немота героини освобождала исполнительницу от обязанности владения шведским языком , но ни в Швеции, ни в Финляндии , куда Брехт и Вайгель переселились в апреле 1940 года , поставить «Мамашу Кураж» не удалось; швейцарская премьера состоялась без участия Вайгель, главную роль сыграла другая выдающаяся актриса - Тереза Гизе .

Спектакль, поставленный в 1941 году в цюрихском «Шаушпильхаузе», стал событием театральной жизни Цюриха, - совершенно иная судьба ожидала берлинскую постановку 1949 года. Вернувшись осенью 1948 года в Берлин, в его восточный сектор , вместе с группой немецких эмигрантов - артистов цюрихского театра, Брехт со своим давним соратником Эрихом Энгелем поставил пьесу на малой сцене Немецкого театра - силами своей небольшой труппы . Пьесы Брехта - «Трёхгрошовая опера », «Винтовки Тересы Каррар », сцены из «Страха и отчаяния в Третьей империи » - в эти годы уже ставились в восточной части Германии, но с полным пренебрежением к принципам «эпического театра», что некоторыми критиками одобрялось как преодоление «ложной теории»; Брехту предстояло доказать жизнеспособность своих идей .

С «Мамашей Кураж», впервые представленной публике 11 января 1949 года , с Еленой Вайгель в главной роли, родился театр «Берлинер ансамбль », вскоре прославившийся на весь мир . В том же году спектакль был удостоен Национальной премии ГДР. 11 сентября 1951 года состоялось его сотое представление; к этой дате Брехт и Энгель частично обновили состав исполнителей, в частности, Повара с этого времени, вместо Пауля Бильдта на протяжении многих лет играл Эрнст Буш , а Священника (вместо Вернера Хинца) - Эрвин Гешоннек и Вольф Кайзер . С этим спектаклем в обновлённом составе «Берлинер ансамбль» гастролировал по всей Европе, пропагандируя принципы «эпического театра»; в 1954 году «Мамаша Кураж» была удостоена первой премии на Всемирном театральном фестивале в Париже - за лучшую пьесу и лучшую постановку (Брехт и Энгель) . В обширной критической литературе, посвящённой спектаклю «Берлинер ансамбль», исследователи единодушно отмечали его выдающееся значение в истории современного театра . Вторая редакция «Мамаши Кураж» оставалась в репертуаре театра до 4 апреля 1961 года, когда было дано её 405-е представление; 1960 году спектакль был увековечен на киноплёнке учениками Брехта - Петером Паличем и Манфредом Веквертом .

Сам Брехт не считал своё сценическое решение единственно возможным, однако подготовил к изданию «модель» спектакля, в которой отметил, «что в основном должна показать постановка „Мамаши Кураж“»: «Что на войне большую коммерцию ведут отнюдь не маленькие люди. Что война, являющаяся ведением той же коммерции, но другими средствами, уничтожает человеческие добродетели даже самых добродетельных людей. Что можно пойти на любые жертвы, лишь бы одолеть войну». И в 1949 году он запретил представление пьесы в Дортмунде , поскольку спектакль, как выяснилось на генеральной репетиции, этим требованиям не отвечал .

«Берлинер ансамбль» и в дальнейшем не раз обращался к «Мамаше Кураж»; так, в 1978 году пьесу поставил Манфред Векверт, с Гизелой Май в главной роли; в 2005 году её поставил новый художественный руководитель театра Клауса Паймана ; Анну Фирлинг играла Кармен-Мария Антони, Повара - Манфред Карге . В обеих постановках использовалась музыка Пауля Дессау .

В других театрах

В 50-х годах началось триумфальное шествие «Мамаши Кураж» по сценам мира. В 1950 году сам Брехт, в содружестве с художником Тео Отто, поставил пьесу в Мюнхенском «Каммершпиле», с Терезой Гизе в главной роли и Хансом Кристианом Блехом в роли Эйлифа . При участии Брехта она была поставлена и в Амстердаме . Уже в 50-х годах «Мамаша Кураж» шла на многих сценах Западной Германии, не пренебрёг ею и Эрвин Пискатор , поставивший пьесу в 1960 году в Городском театре Касселя .

«Мамаша Кураж» в России

В 1957 году «Мамаша Кураж» была показана в Москве и Ленинграде во время гастролей театра «Берлинер ансамбль», - «эпический театр» Брехта слишком очевидно расходился с традициями русского театра, что сказалось на восприятии. Так, известный театральный и литературный критик Ю. Юзовский на страницах журнала «Театр» писал: «Мы находим, что… в театре несколько нарушен баланс между разумом и чувством, что законное господство и даже, допускаем, диктатура разума перерастают законные рамки, что подозрительность, какую театр обнаруживает к эмоциональной сфере, не всегда бывает оправдана и что разумнее было бы привлечь эти чувства на службу разуму, оказав им больше доверия, что, конечно, и будет вознаграждено» . Однако в том же номере «Театра» был высказаны и другие мнения: «В спектакле „Мамаша Кураж“, - писал, например, А. Мацкин, - Брехт - драматург, режиссёр и теоретик - выступает в счастливом единстве; это вершина его эпического, так называемого „антиаристотелевского“ искусства. И наша позиция зрителей вполне соответствует идеалу Брехта… Только в драматические минуты действия… вопреки кодексу Брехта, мы из зрителей наблюдающих превращаемся в зрителей сопереживающих» .

Тем не менее постановки «Мамаши Кураж», как и других пьес Брехта, в России всегда были сопряжены с проблемой непривычности. Первым на постановку пьесы отважился руководимый Н. Охлопковым Московский театр им. Маяковского в 1960 году. Спектакль, поставленный М. Штраухом (в главной роли выступила Юдифь Глизер), по свидетельствам критиков, был далёк от принципов эпического театра, но доказал возможность иных режиссёрских трактовок драматургии Брехта и, во всяком случае, отвечал стремлению Н. Охлопкова создать «театр потрясения» . Так, критик Н. Толчёнова писала: «Здесь Брехт звучит грозно, мрачно. Он объемен и торжествен, словно музыка Бетховена в органном исполнении. За обличьем людей средневековья - участников Тридцатилетней войны - отчётливо видишь словно саму человеконенавистническую сущность агрессии. На сцене оживает в образах страшная философия грабежа и насилия, возникают её уродливые порождения, вызванные хищническими стремлениями к наживе…»

В дальнейшем пьеса шла на многих российских сценах и в театрах союзных республиках, но, как правило, эти спектакли не были брехтовскими и почти никогда не становились откровениями . В 1972 году в Театре Сатиры «Мамашу Кураж» поставил Марк Захаров , с музыкой Анатолия Кремера , с Татьяной Пельтцер в главной роли, однако сам режиссёр не считал эту работу своей удачей . Благожелательные отзывы критики вызвала постановка пьесы, осуществлённая в 2012 году Михаилом Левитиным в Московском театре «Эрмитаж», под названием «Кураж» "Быть может, - писал в «Независимой газете » В. Колязин, - после офортов Гойи из серии «Бедствия войны» «Кураж» - самое великое произведение о войне. Мысли маркитанки, погубившей на полях войны всю свою семью ради барыша, поражают одновременно нищетой раболепия и глубиной ощущения меры вещей, искусства выживания. У вечно одержимого жаждой оберио-эксперимента Михаила Левитина хватает дерзости идти поперек Брехта в поисках своей интонации и своего адеквата брехтовскому приему остранения . Брехт 1949 года (…) назвал бы левитинское решение издевательством над его пьесой. Брехт последних лет жизни - мог бы и принять его" .

Экранизации

  • - «Мамаша Кураж и её дети». Швеция - Германия. Режиссёр: Вольфганг Штаудте
  • - «Мамаша Кураж и её дети. Хроника времён Тридцатилетней войны». Германия. Режиссёр: Гарри Буквиц
  • - «Мамаша Кураж и её дети». Бельгия. Режиссёры: Джо Дуа, Берт Штруйс
  • - «Дороги Анны Фирлинг ». СССР. Режиссёр: Сергей Колосов

Примечания

  1. Hans Вunge. Brecht im zweiten Weltkrieg // Neue Deutsche Literatur. - 1962. - Вып. 3 . - С. 46-47 .
  2. , с. 445.
  3. , с. 132, 141.

МАМАША КУРАЖ (нем. Mutter Courage) - героиня пьесы Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». События, происходящие в пьесе, относятся ко времени Тридцатилетней войны и продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Маркитантка Анна Фирлинг, прозванная мамашей Кураж за бойкость и ловкость, колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку на себе два молодца, сыновья Анны - Эйлиф и Швайцеркас, а в крытом фургоне сидят сама М.К. и ее дочь немая Катрин. Анна Фирлинг - порождение своего времени и его жертва. Она практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, поэтому становится маркитанткой, обслуживающей войска, умеющей дерзко объясняться с патрульными и драть три шкуры с каждого офицера и солдата. Всего богатства у нее - фургон с вещами и трое детей. Это богатство маркитантки и матери. М.К.- типаж и индивидуальность. Она типична, как порождение войны и мещанского практицизма, она индивидуальна, как образ, полный обаяния, шарма и жизненной энергии. М.К.- вполне цельный человек. Она не желает отдать тонкие офицерские рубашки для перевязки раненых, ведь это означает поступить непрактично. В первом варианте пьесы, поставленном в Цюрихе, Кураж, скрепя сердце, ругаясь, сама разрывала тонкую ткань и перевязывала раненого, поддавшись своим женским и человеческим чувствам. Это дало возможность зрителям и критикам расценить М.К. как жертву рока, несчастную мать, способную на сострадание. Тогда Брехт изменил сцену. Теперь в его пьесе все было жестко и недвусмысленно: Анна отказывалась пожертвовать товаром ради спасения ближнего, рубашки у нее вырывали священник и Катрин. М.К.- многоплановый образ: она то жестока и неумолима, то добра и отважна. Неизменно в ней только одно - привязанность к кибитке с товаром. В конце пьесы Брехт ставит героиню перед нравственным выбором. Влюбленный в нее повар Питер, бесшабашный сердцеед и циник, предлагает ей тихое место в Голландии, свой дом, свой кабачок. Питер любит Анну, и она любит его. Условие только одно: М.К. должна оставить в разоренной Германии Катрин, ставшую обузой. И замерзшая, голодная мать отказывается от собственного счастья ради угрюмой, безнадежной дочери. Иначе было с сыновьями. Вербовщики насильно увезли Эйлифа. Необходимость спасти приговоренного к расстрелу Швайцеркаса борется в ней со скупостью, она никак не может заплатить за жизнь сына такую разорительную сумму. Когда же решается, уже поздно. Сын убит. Даже в сцене, когда Анна должна опознать в убитом своего сына, видна ее рассудочность. Она немеет подобно своей лишенной дара речи дочери, крик застревает в горле. Часто в постановках этот эпизод пытались пересмотреть, считая, что крик героини должен быть слышен публике. Но сила сцены именно в этом немом, беззвучном крике. М.К. не может кричать вслух, потому что тогда офицеры заберут и ее, и Катрин. Жестокая мудрость героини подсказывает ей: сыну уже не помочь, а над ней и дочерью нависла опасность. И М.К. отказывается от тела своего сына. Брехт не случайно обратился именно к образу женщины, служащей войне. Женщина и война несовместимы, особенно если у женщины есть дети. Ни талант, ни смекалка не помогают М.К. спасти детей. Сама она - воплощение войны, причина гибели трех близких ей людей. Эйлифа убили за его непоседливость, Швайцеркаса - за честность, Катрин - за доброту. Никто из них не жил по ее мерке, поэтому все погибли. Антиподом Анны Фирлинг становится Катрин, искалеченная войной девушка, на которую беды сыпались без всякой пощады. Она лишена любви, но переносит все свое женское чувство на детей, которых ей не суждено иметь. Поэтому убогая дурочка Катрин спасает ценой своей жизни спящий город Галле. Разбудить город криком она не может, потому что немая. И Катрин бьет в барабан, пока город не просыпается и пока ее не настигает пуля. Это - красивая смерть. Такой не дано М.К., все, что ей осталось, - это тянуть нищую повозку по разграбленной Германии. Премьера «Мамаши Кураж» состоялась 11 января 1949 года в Немецком театре, через два с половиной месяца после возвращения Брехта на родину. Хелена Вайгель играла роль М.К., А.Хурвиц - роль Катрин. На сцене не было декораций. Бричка Кураж ехала по кругу, а круг сцены вращался в другую сторону, как обратное движение жизни. Слова зонга призывали: «Думай о себе!» Спектакль, показанный и в Западной Германии, и в России, и в других странах, имел ошеломляющий успех. Лит.: Райх Б. Брехт. Очерк творчества. М., 1960. С.143; Варгафтик Е. Елена Вайгель. Л., 1976.

Хроника из времен Тридцатилетней войны

Весна 1624 года. Командующий Уксеншерна вербует в Даларне войско для похода на Польшу. Вербовщик и старший разговаривают на пути у моста о том, что «мир — это беспорядок. Только война творит порядок. Мирного времени человечество переводится на нет. И люди, и скот развращаются предела. … Всякое доброе дело начинать тяжело, так и войну. Зато уж когда розбуяе, не удержишь. Тогда люди начинают бояться мира, как игроки конца игры, ибо придется подсчитать, сколько они проиграли ».

Появляется фургон, который тянут два парня, а на нем сидят матушка Кураж и ее немая дочь Катрин. Мамаша Кураж поет песню о том, что они лавочники и без их товаров солдаты не смогут воевать. Выясняется, что настоящее имя этой женщины Анна Фирлинг, а матушкой Кураж ее прозвали после того, как она, «боясь разорения, под пушечным огнем выехала из Риги с полусотней буханок в фургоне. Хлеб уже начал цвести …», поэтому женщине нужно было спешить.

Кроме Катрин, матушка Кураж имеет и двух сыновей. И все ее дети — от разных мужчин. Этот, например, Эйлиф Койоцький. Его отец всегда твердил, что он Койоцький то Мойоцький … сообразительный, весь в папочка, тот был так ловко взыщет штаны с крестьянина, бедняга ничего и не заметит ». Меньший сын называется Швейцеркасом, потому что отец у него был швейцарцем. А вот фамилия парня Фейош, но от совсем другого мужчины, венгра. А дочь носит фамилию Гаупт, потому наполовину немка.

Фельдфебель намекает, что оба сына Кураж лучше подходят для военной службы. И отрицает, что они не пригодны для военного ремесла, и прибегает даже к гаданию на бумаге, чтобы фельдфебеля оставить в дураках, но все напрасно. Вербовщик забирает Эйлифа, к тому же парень и сам не прочь пойти с ним, пока матушка Кураж торгуется с фельдфебелем за какие пряжки.

В 1625-1626 годах матушка Кураж путешествует дорогами Польши в обозе шведского войска. Возле крепости Вальгоф она встречает Эйлифа. Командующий приветствует Эйлифа с подвигом: тот, чтобы не платить крестьянам за волов, которых солдаты решили забить для своего обеда, изрубил четырех крестьян на куски. Командующий вполне одобряет такое поведение своего солдата: «Значит, ты их изрубил. Что ж, хорошо сделал, моим бравым воякам будет что поесть. Разве в Писании не сказано: «Что сделал ты скудным из братьев моих, причинил ты мне»? Ты обеспечил им хороший мясной обед … »

Мамаша Кураж слышит этот разговор гневается: «Этот командующий, видимо, очень плохой, так ему нужны отважные солдаты … И вообще, где уже прибегают к высоким добродетелям, там что-то неладно. … В хорошей стране нужны никакие добродетели, все могут быть простыми себе людьми, не очень умными … »

Эйлиф затягивает песню о женщине и солдата, мать ее подхватывает, они с радостью узнают друг друга. Но потом Кураж дает сыну звонкую пощечину, не за то, что он захватил волов, а за то, что «не сдался в плен, когда на тебя напали четверо и хотели порубить в капусту! Разве я не учила тебя беречься! Финский дьявол!

Через три года матушка Кураж вместе с остатками Второго Финляндского полка попадает в плен. Швейцеркас служит в этом полку военным казначеем, потому что он «честный и не такой храбрый», как Эйлиф. Мамаша Кураж разговаривает с красивой девушкой Иветта Потье, которая рассказывает историю своей любви. Ей было семнадцать лет, когда она полюбила полкового повара Питера-с-трубкой, врага. Полгода они любили, потом враги ушли, Иветта поехала вслед за своим поваром, но больше уже никогда его не видела. Матушка Кураж не хочет, чтобы эту историю слушала ее дочь, потому Катрин — девушка «не такая милая, как порядочный».

Мамаша Кураж разговаривает со священником и поваром о политике. Кураж убеждена, что «большие господа говорят, что они ведут войну только ради страха Божия, только за добрые и хорошие дела. А как присмотришься ближе — и они вовсе не такие дураки, а воюют ради своего выгоды. Если бы не прибыль, то и маленькие люди, такие как я, также не хотели бы знать войны ».

Вдруг раздаются пушечные и ружейные выстрелы. На полк напали католики. Мамаша Кураж мажет пеплом лицо Катрин, чтобы сделать ее непривлекательной для солдат врага, и помогает священнику переодеться, чтобы католики не узнали в нем пастора.

Прибегает Швейцеркас со шкатулкой, в которой находится полковая касса. Мать советует ему выбросить ящик, ибо «кончилось твое скарбникувания». Он хочет спрятать деньги в фургоне матери, но и кричит: «Не дал бог ума! Они же повесят нас всех троих! »Но в конце концов прячет деньги в фургоне.

Через несколько дней обеспокоен Швейцеркас решает спрятать ящик в кротовые норе у реки. Но его видят фельдфебель и одноглазый шпион из войска католиков. Они задерживают Швейцеркаса и начинают допытываться, где тот спрятал деньги. Чтобы спасти своих родных, Швейцеркас говорит, что не знает ни матушки Кураж, ни Катрин. Его выводят. Мать узнает, что сына хотят казнить за те деньги, и пытается придумать, где их взять, чтобы спасти Швейцеркаса.

Появляется Иветта с новым любовником, полковником. Она согласна купить фургон Кураж, но и согласна только отдать его в залог. В конце концов женщины договариваются, и Иветта хочет осмотреть фургон, взяла в залог. Кураж волнуется: «Теперь не время осматривать фургон, хотя он и твой. Ты обещала мне поговорить с фельдфебелем о моем Швейцеркаса. Нельзя терять ни минуты. Я слышала, что за час он предстанет перед полевым судом. … Беги и не торгуйся, ведь речь идет о жизни ».

Иветта возвращается с известием, что «они соглашаются только на двести. И это нужно сделать немедленно. Лучше пойти мне сейчас же с одноглазым к моему полковнику. Он признался, что ящик был у него … Но он бросил ее в реку, когда заметил преследователей ».

Но матушка Кураж готова заплатить только 120 гульденов, потому что ей же надо самой на то жить и тянуть Катрин.

Католики не согласились на такое предложение, и вот-вот должен прозвучать барабанный бой, который означает, что Швейцеркаса казнен. Взволнованная Кураж вновь отправляет Иветту договариваться: она уже согласна заплатить за сына 200 гульденов. Но поздно, Швейцеркаса расстреляли. Иветта говорит, что католики не верят, что касса действительно в реке: «Они подозревают, что она здесь и вообще, что вы его сообщница. Они хотят принести его сюда, — а может, вы, увидев его, выдаст себя ».

Католики заносят труп Швейцеркаса, но Кураж качает головой в знак того, что не знает этого человека. Мамаша Кураж приходит к офицерскому палатки жаловаться, потому что солдаты изрубили «своими саблями все, что было в моей фургоне, и ни за что ни про что потребовали от меня пять гульденов штрафа». Писарь говорит ей, что знает, что она прятала казначея протестантов, поэтому ей лучше не жаловаться, тем более что маркитантов в армии мало, и Кураж разрешат торговать. Но Кураж хочет пожаловаться.

К офицерского шатра подходят молодой и старый солдаты. Молодой кричит, что ротмистр «украл его награду», старый пытается его успокоить. Мамаша Кураж тоже советует молодому солдату поберечь голос, ибо придет ротмистр, возьмет его на дыбы, пусть тогда шумит. Появляется писарь и приказывает всем сесть, потому что идет ротмистр. Кураж говорит: «Видите, что я говорила? Вы уже сидите. Конечно, они знают нас и умеют с нами обращаться. … Кто сидит, не бунтует. … Я ничем не лучше вас. Они у всех нас вместе скупили отвагу. Еще бы, я же повредило бы своей торговле, если бы потеряла послушание. Я расскажу вам то о большой капитуляции ». Мамаша Кураж поет песню о Великой капитуляции », смысл которой в том, что« надо ладить с людьми, рука руку моет, стены лбом не прошибешь. По одежке протягивают ножки »И после этого она говорит, что передумала жаловаться.

Прошло два года. Война все распространяется, и фургон матушки Кураж колесит землями Польши, Моравии, Баварии, Италии. 1631. Фургон матушки Кураж стоит в разбитом морамы баварском селе. Священник приводит раненого крестьянина, чтобы перевязать ему раны полотном из фургона. Мамаша Кураж утверждает, что ничего не даст, потому должен заботиться только о себе. Катрин замахивается на мать доской, но слышит из дома детский голос, бежит туда и возвращается с младенцем. А священник в это время достает рубашки из фургона и рвет их на полоски. Кураж отнимает у дочери ребенка, потому что уже пришла в себя после потери рубашек, и жалуется, что победа войска нанесла ей только убытки.

1632 у баварского города Ингольштадт прячут императорского командующего Тилли. В маркитантському палатке матушка Кураж и Катрин переписывают товары. Мамаша Кураж говорит, что ей жаль полководцев и императоров: «Они, наверное, думают, что делают большое дело и что некогда люди будут их прославлять и ставить им памятники», но все идет «на нет из тот простонародье, что стремится лишь кружки пива и веселой кумпанийкы и не имеет никаких высоких порывов ».

Кураж спрашивает священника, не кончится со смертью командующего война, потому что ей нужно знать, делать или нет запас товаров, ведь сейчас все можно купить дешево. Священник уверяет ее, что война скоро кончится, потому что она «удовлетворяет все потребности, в том числе и мирные, об этом уже позаботились …» Услышав эти слова, Катрин бросает на землю корзины с бутылками и убегает из палатки, потому что ей уже хочется мира: мать пообещала девушке, когда наступит мир, и найдет себе мужа. Мамаша Кураж возвращает дочь и приказывает идти в город, чтобы еще прикупить товара: «Не будь дурой, пусть война немного затянется, мы еще заработаем немного денег, и от этого мир будет еще лучше». Катрин возвращается с товаром и раной под глазом: ей пришлось защищать товар от солдат. Мамаша Кураж сожалеет, что учила дочку защищать товар, даже ценой собственного здоровья: «Теперь она напивпропаща. Замуж теперь не получится, а ведь она так любит детей. Она и онемела за войны, еще маленькой какой-то солдат напихал ей чем рот. Швейцеркаса я никогда не увижу, а где теперь Эйлиф Бог знает. Хотя она провалилась, эта война!

Мамаша Кураж на вершине своей торговой карьеры. Втроем — священник, Кураж и Катрин — влекут путем новый фургон, увешанный новым же товаром. Мамаша Кураж говорит: «Не хай войны, я не позволю. Говорят, она уничтожает слабых, но они и в мирное время погибают. Зато своих людей она кормит лучше », — и в подтверждение своего мнения поет песню о том, что« как для войны не имеешь силы, то победы не увидишь ты ».

В битве при Лютцене погибает шведский король Густав Адольф, и вроде война должна закончиться. Матушку Кураж это известие застает в бивуака, женщина взволнована: «Не хватало мне только, чтобы взорвался мир, когда я именно накупила нового товара».

Приходит повар, матушка Кураж расспрашивает о своего старшего сына Эйлифа. Повар отвечает, что Эйлиф должен вскоре прийти, а самой Кураж советует бежать на базар и быстро распродавать накуплений товар.

Появляется Иветта. Теперь она — полковница Штаргемберг. Девушка узнает в повару своего бывшего любовника, Питера-с-трубкой. Иветта обеспокоена такой встречей, она говорит матушке Кураж, что Питер «наихудший из всех бездельников, которые шалалися фламандским побережьем. Сколько у него пальцев на руках, стольких женщин он сделал несчастными. … И чудо берет, как такой ничтожество мог когда сбить меня с пути! Только благодаря моей счастливой звезде я сумела снова подняться ». Вместе с Кураж они идут на базар.

Вооруженные солдаты вводят Эйлифа, он бледный как мел, а на руках у него кандалы. Выясняется, что парня ведут на казнь, потому что он ворвался в крестьянскую хату и убил хозяйку. Священник замечает, что «во время войны его за это звеличалы … тогда это сочли геройство». Эйлиф хочет дождаться мать, чтобы увидеться с ней, но солдаты гонят его дальше.

Вбегает запыхавшаяся матушка Кураж и кричит, что мир закончился, снова идет война, и надо бежать. Повар рассказывает, что приходил Эйлиф, но скрывает, что его повели на казнь. Мамаша Кураж просит повара помочь ей тянуть фургон, ибо рассказ Иветты не изменила его отношение к Питеру-с-трубкой. А еще она мечтает, что скоро ей удастся увидеть Эйлифа, «он мне найлюбший из всех».

«Уже шестнадцать лет длится великая война за веру. Германия потеряла больше половины жителей. В некогда цветущих местностях свирепствует голод ». Весной 1634 у полуразрушенной церкви повар рассказывает матушке Кураж, получивший в наследство кабак, и предлагает ей ехать вместе с ним и сделаться шинкарка. Но повар не хочет брать с собой Катрин, ибо «разве гостям будет приятно смотреть все время на такую уродину».

Повар и Кураж поют песню о человеческой добродетели, мудрость, храбрость, честность, доброту. Из песни получается, что те добродетели лишь мешают человеку, так что лучше вообще их не иметь.

Кураж говорит повару, что без Катрин никуда не поедет. Катрин вешает на колесо фургона старые повару штаны и мамину юбку и собирается уйти прочь. Мамаша Кураж задерживает ее и говорит, что отказала повару не через дочь, а через свой фургон, без которого уже не представляет своей жизни. Кураж и Катрин впрягаются в фургон и везут его прочь.

течение 1635 матушка Кураж и Катрин ездят путями Средней Германии по ободранным войском. Проезжая мимо одной крестьянскую избу, они слышат песню:

«Была роза хороша

У нас в садике малом.

Конечно, тот апр прекрасный

Сажали мы зря.

Как хорошо иметь собственный,

Хоть небольшой, дом ».

Мамаша Кураж и Катрин, остановившись, слушают эту песню, а потом тянут своего фургона дальше.

В январе 1636 императорское войско грозит протестантскому городу Галле. Ободранный фургон матушки Кураж стоит у крестьянского дома с огромной соломенной крышей.

Из рощи в дом заходят трое солдат и прапорщик. Им нужен проводник, чтобы показал тропу в город. Крестьяне отвечают, что не знают тропы, но солдаты угрожают порубить скот семьи. Тогда молодой крестьянин соглашается провести врагов в город. А его родители обсуждают, что произойдет в городе, когда туда ворвутся солдаты. Из-за фургона выходит Катрин, крестьянка говорит ей, что теперь им осталось только молиться: «Молись, бедная скотинку, молись! Мы никак не можем предотвратить кровопролитие. Хотя ты не можешь говорить, и можешь молиться. … Отче наш, сущий на небеси, услышь молитву нашу, не дай погибнуть городу, не губи тех, что сейчас спят и ничего не ведают. Разбуди их, пусть встанут они, пусть залезут на стены и увидят солдат, вот идут на них среди ночи с пушками и пиками … Отче наш, услышь нас, только Ты можешь помочь … мы бессильны. И у нас нет копий и другого оружия, мы не можем решиться … »

Оказывается, что в этих крестьян в городе живет дочь с зятем и четырьмя детьми, и младшему еще нет двух лет. Растерянная и растрогана услышанным, Катрин забирает из фургона барабан и лезет по лестнице на крышу дома. Там она начинает бить в барабан. Крестьяне боятся и начинают кричать Катрин, чтобы она прекратила барабанить, потому что придут католики и переколють всех копьями. Но Катрин продолжает барабанить. Появляются прапорщик с солдатами и молодым крестьянином. Католики пытаются утихомирить Катрин то лаской, то угрозами, а старый крестьянин начинает рубить дрова, чтобы отвлечь внимание жителей города. Крестьянка предлагает крушить фургон, парень несильно ударяет по фургону. Но вдруг кричит: «Барабан еще. А то все погибнут! Барабан еще … барабан еще … »Солдат бьет парня копьем. Катрин продолжает барабанить, и в конце концов солдаты стреляют в девушку из ружья. Катрин делает несколько последних ударов и падает. Но тут раздается грохот городских пушек. Немая Катрин добилась своего — разбудила город.

Мамаша Кураж сидит возле фургона над своей убитой дочерью. Крестьянин пытается прогнать ее. Кураж поет мертвой Катрин колыбельную песню:

«Люли-люли, ты не знай Горя и надругательства.

В Польше первый сын пал, Кто знает, где мой второй? »

Крестьянин спрашивает, есть ли еще у матушки Кураж родные. Та отвечает, что есть сын Эйлиф. Крестьянин советует ей разыскать сына, а Катрин они похоронят сами как следует. Мамаша Кураж дает им деньги на похороны. Крестьяне с поклоном давят ей руку и выносят Катрин. С барабанным боем проходит полк. Мамаша Кураж впрягается в фургон и кричит солдатам, чтобы они взяли ее с собой, потому что ей надо торговать дальше. Звучит песня:

«Эй, христиане! Тает снег! Мертвецы вкушают покой. И каждый, кто еще не пал, Встает, чтобы отправиться в бой ».

Германия вступает в разрушительную Тридцатилетнюю войну. Конфликт тянется так долго, что многие уже не помнят о мирном времени. Мамаша Кураж - так зовет себя баварка Анна Фирлинг. Следуя за солдатскими обозами, маркитантка прижила троих детей от разных отцов. Она гордится своей преданностью войску и тем, что никогда не оставляла своего обоза, даже под канонадой орудий.

Ее сыновья Эйлиф и Швейцеркас - рослые дюжие парни, которым как раз поспел срок идти в солдаты. Их присматривает вербовщик, который набирает войско для похода на Польшу. Мамаша Кураж пытается вырвать старшего из когтей чиновника, пророчит сыну несчастья и скорую гибель, но его уводят, не обращая внимания на ее протесты.

В 1626, два года спустя, Эйлиф возвращается к матери как герой: он зарубил четырех крестьян, пока отбивал у них скот для войска. Священник полка благословляет солдата за его храбрость.

Швейцеркас становится в Финском полку казначеем. Мамаша Кураж и ее немая дочь Катрин присоединяются к жизни этого подразделения. Внезапно начинается атака противника, солдаты отступают, а обоз мамаши Кураж остается в руках неприятеля. Они ловят Швейцеркаса и требуют, чтобы он отдал полковую казну, но тот отказывается. Пытаясь спасти сына, Кураж хочет взять денег взаймы под залог своего фургона, а потом возместить сумму из казны, но оказывается, что Швейцеркас выбросил ларец с казной. Пока идут торги за жизнь казначея, его расстреливают.

Спустя несколько лет война подходит к концу. Для мамаши Кураж начинаются не самые удачные времена, она теряет свою работу. Но мысль о том, что теперь она увидит своего старшего сына, греет сердце женщины. В большом городе она уходит на базар, чтобы сбыть остатки товара, в это время к ее фургону подводят Эйлифа. Он совершил свой "подвиг" опять - прирезал хозяйку, чтобы забрать ее добро, но в мирное время за такой поступок полагается смертная казнь. Ничего не подозревающая Кураж возвращается с вестью о том, что война объявлена опять. Она снова может промышлять своим дело. Сына она не застает.

К 1634 году бродячая жизнь утомляет всех. Повар, путешествовавший в фургоне с мамашей Кураж, зовет ее с собой держать маленький трактир в сельской местности. Недавно скончалась его мать, оставив заведение ему. Однако на немую Катрин приглашение не распространяется, и Кураж отказывается.

Через два года Катрин погибает. Она поднимает ночью тревогу, чтобы спасти мирных поселян от насилия войск. Ее расстреливают, когда она бьет в барабан. Похоронив дочь, мамаша Кураж снова отправляется в путь.

В образе мамаши Кураж Бертольт Брехт отобразил образ самой великой Германии, которая ведет уничтожительные войны, разоряя себя и всех вокруг, не вынося никаких уроков из прошлых трагедий.

Картинка или рисунок Брехт - Мамаша Кураж и ее дети

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Особняк Фолкнер

    Минк Сноупс пристрелил фермера Хьюстона, и прокурор вынес решение о пожизненном заключении подсудимого. Когда закончился суд, адвокат разъяснил Минку, что если тот будет честно трудиться

  • Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени)

    Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий

  • Краткое содержание Толстой После бала

    Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом.

  • Краткое содержание Полковнику никто не пишет Маркеса

    Ранним октябрьским утром полковник принес жене, которую всю ночь мучил приступ удушья, остатки кофе. Несмотря на свое плохое самочувствие, он отказался от напитка и скрыл, что он был последним.

  • Краткое содержание Абрамов Трава-мурава

    Трава-мурава - это цикл коротеньких рассказов, написанных Ф. Абрамовым в период с 1955 по 1980 гг. Каждый из них мал по объему, но емок по содержанию. В любой из миниатюр - небольшая история из жизни сибирской деревни.

Брехт начал писать пьесу в 1938 году в канун Второй мировой войны и закончил осенью 1939 года, когда война уже шла. Впоследствии Брехт признавался: «Когда я писал, мне представлялось, что со сцен нескольких больших городов прозвучит предупреждение драматурга, предупреждение о том, что кто хочет завтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может быть, я проявил при этом наивность, но я не считаю, что быть наивным-стыдно. Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать. Театры слишком скоро попали во власть крупных разбойников. "Мамаша Кураж и ее дети"-опоздала.»

Литературным источником пьесы была повесть немецкого писателя времен Тридцатилетней войны Ганса Якоба Кристофеля фон Гриммельсгаузена "Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж" (1670). Эта повесть вместе с двумя другими повестями и знаменитым романом Гриммельсгаузена о Симплициссимусе входит в цикл так называемых "Симплицианских сочинений". Однако, почерпнув у Гриммельсгаузена некоторые импульсы (Тридцатилетнюю войну как исторический фон для действия, образ маркитантки по имени Кураж и пр.), Брехт написал пьесу по сюжету и проблематике вполне самостоятельную, почти никак не связанную с повестью писателя XVII века.

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка Анны Фирлинг, прозванной Мамашей Кураж за бойкость и ловкость, с которой она ведет дела во время войны. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах.

События, происходящие в пьесе, продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Анна Фирлинг колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку сыновья Кураж-Эйлиф и Швейцеркас, а в крытом фургоне сидят сама Анна и ее дочь немая Катрин. Эйлиф, Швейцеркас и Катрин- настоящие дети войны: каждый имеет свою фамилию, и отцы их-солдаты разных армий, воевавшие под знамёнами разных вероисповеданий,-все уже убиты или сгинули неизвестно куда.

Мамаша Кураж-порождение своего времени и его жертва. Она практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, поэтому становится маркитанткой, обслуживающей войска, умеющей дерзко объясняться с патрульными и драть три шкуры с каждого офицера и солдата. Всего богатства у нее-фургон с вещами и трое детей. Это богатство маркитантки и матери. Кураж любит своих детей, с материнской нежностью оберегает их от бед, и прежде всего от войны. Но война стала условием ее жизни, ей она отдала себя и свою совесть, с войною связаны все радости и горести, здесь были зачаты и рождены ее дети, война кормит ее. И маркитантка, хорошо зная, что такое война, одновременно и проклинает и прославляет ее. Мамаша Кураж-типаж и индивидуальность. Она типична, как порождение войны и мещанского практицизма, она индивидуальна, как образ, полный обаяния и жизненной энергии. Она то жестока и неумолима (Кураж не желает отдать тонкие офицерские рубашки для перевязки раненых, ведь это означает поступить непрактично), привязанная к своей повозке с товаром, то добра и отважна. Кураж-и жертва и причина собственных бед и бедствий своего народа. Даже гибель детей ничему не научила героиню. Но тем больше раздумий выпало на долю зрителя. Сцена за сценой ставят "отъявленную обманщицу и бродягу Кураж" в ситуации, заставляющие ее думать и действовать в не совмещающихся направлениях. Двести гульденов надо заплатить мамаше Кураж, чтобы спасти от расстрела своего сына Швейцеркас. Кураж (это естественнейшее движение материнского сердца) спешит выручить деньги, продав единственное свое имущество - маркитантскую повозку, и послать выкуп за жизнь сына. Но, отдав двести гульденов, Кураж лишает себя и свою семью средств к дальнейшему существованию. Отдать все деньги - смерти подобно. И брехтовская героиня не на жизнь, а на смерть торгуется, пытаясь сохранить хоть часть выкупа. Как замечает к концу этой сцены Кураж, уже готовая отдать все: "Кажется, я торговалась слишком долго". Героиня права: она и немая Катрин слышат несколько залпов - одиннадцать пуль пронзают тело Швейцеркаса. Но судьба Кураж и дальше подчинена той же неумолимой логике. Давление обстоятельств так мощно, что человек действует-не может не действовать-вопреки своим интересам. Даже в сцене, когда Анна должна опознать в убитом своего сына, видна ее рассудочность. Она немеет подобно своей лишенной дара речи дочери, крик застревает в горле. Мамаша Кураж не может кричать вслух, потому что тогда офицеры заберут и ее, и Катрин. Жестокая мудрость героини подсказывает ей: сыну уже не помочь, а над ней и дочерью нависла опасность. И Кураж отказывается от тела своего сына.

В конце пьесы Брехт ставит героиню перед нравственным выбором. Влюбленный в нее повар Питер предлагает ей тихое место в Голландии: он получил известие о том, что его мать умерла и оставила в наследство маленький трактир. Питер любит Анну, и она любит его. Условие только одно: Кураж должна оставить в разоренной Германии Катрин: троих трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.

Брехт через детей Мамаши Кураж показывает, как добродетели человеческие или извращаются в ходе войны, или приводят добрых и честных к гибели. Так возникает грандиозный трагический образ войны как «мира наоборот».

Младший сын Швейцеркас-честность, старший сын-Эйлиф, воплощает храбрость, немая дочь Катрин-доброту. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, то невозможно не удивиться его глупости. Когда Эйлиф отбивает у крестьян скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты.

Все трое погибают.

Швейцеркас стал казначеем Финского полка. Армия католиков приближается, лютеране отступают. Мамаша Кураж оказывается на территории, занятой католиками. Швейцеркас в последний момент прибегает к матери, чтобы спрятать в ее фургоне полковую казну, а потом пытается добраться до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея. Выплатить долг за сына Кураж рассчитывала из полковой казны, но оказывается, что под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Швейцеркаса расстреливают.

Эйлифа поначалу вербуют в солдаты, потом он появляется, и мы узнаем, что он совершил «подвиг», отняв скот. Во время короткого мира Эйлиф снова повторяет свой «подвиг», но в мирное время он неприемлемый, и Эйлифа казнят.

Катрин погибает, спасая город. После того, как Кураж выбирает между личным счастьем и дочерью, они два года скитаются по Германии в обозе войска. Мать и дочь останавливаются на ночь у крестьянского дома около протестантского города Галле. Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк, чтобы устроит резню в городе. Катрин не может этого выдержать и поднимает тревогу. Она влезает на крышу, бьет в барабан и гибнет, застреленная солдатами. Оплакав дочь, Мамаша Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю».

Брехт использует принцип параболы. «Повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку...»

Таким образом, пьеса-парабола имеет два плана. Первый-это размышления Б. Брехта над современной действительностью, над разгорающимся пламенем Второй мировой войны. Драматург так сформулировал идею пьесы, выражающую этот план: «Что в первую очередь должна показать постановка «Мамаши Кураж»? Что большие дела в войнах делают не маленькие люди. Что война, являющаяся продолжением деловой жизни другими средствами, делает лучшие человеческие качества гибельными для их обладателей. Что борьба против войны стоит любых жертв». Таким образом, «Мамаша Кураж»-это не историческая хроника, а пьеса-предостережение, она обращена не в далекое прошлое, а в ближайшее будущее.

Историческая хроника составляет второй (параболический) план пьесы. Брехт обратился к роману писателя XVII века X. Гриммельсхаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж». В романе на фоне событий Тридцатилетней войны (1618–1648) изображались похождения маркитантки Кураж (т. е. смелой, храброй), подруги Симплициссимуса. В хронике Брехта представлены 12 лет жизни Анны Фирлинг, ее путешествия по Польше, Моравии, Баварии, Италии, Саксонии. «Сопоставление начального эпизода, в котором Кураж с тремя детьми отправляется на войну, не ожидая худого, с верой в барыш и удачу,-с заключительным эпизодом, в котором потерявшая на войне своих детей, по существу все уже потерявшая в жизни маркитантка с тупым упорством тянет свой фургон по проторенной дороге в мрак и пустоту,-это сопоставление содержит в себе параболически выраженную общую идею пьесы о несовместимости материнства (и шире: жизни, радости, счастья) с военной коммерцией». Нужно при этом отметить, что изображаемый период - лишь фрагмент в Тридцатилетней войне, начало и конец которой теряются в потоке лет.

В пьесе чрезвычайно велика роль зонгов. "Мамаша Кураж и ее дети"-один из наиболее совершенных в драматургии Брехта примеров сочетания сценического действия, диалога и зонгов, при котором последние образуют органически необходимый элемент художественного целого. Зонги отчуждают действие, комментируют его, проливают дополнительный свет на характеры персонажей, иногда даже являются ключом к основной драматической концепция пьесы. Так, например, песня Кураж проходит сквозной нитью через всю пьесу. Ее первые строфы исполняются в самом начале, когда Кураж на вопрос фельдфебеля: "Вы что за народ?"-отвечает: "Народ торговый". За этой репликой следует зонг, с помощью которого маркитантка представляется публике, как в более поздние века люди более высокого общественного положения делали это с помощью визитной карточки. Следующие строфы исполняются в седьмой картине, звучит эта песня и в финале. В этом сквозном зонге выражен лейтмотив всей темы Кураж: война и торговля, война-источник коммерции.

Особое значение имеет зонг о великих людях. В нем сходятся все основные мотивы. В некоторых строфах этой песни слышатся пародийно-иронические интонации, что, однако, не нарушает того горького и глубоко серьезного смысла, который в них заложен. "Мудрость" ведет Кураж к таким же печальным итогам, к каким она привела царя Соломона. Храбрость была причиной смерти Эйлифа (равно как и Цезаря). Швейцеркас погиб, подобно Сократу, от честности. Немую Катрин ждет смерть, как святого Мартина,-от самоотверженности... Не в добродетелях ли источник зла в жизни человеческой? Но этот упрощенный вывод, казалось бы, вытекающий из сонга, корректируется обстоятельствами сценического действия, ибо в то самое время, когда Кураж вместе с поваром поет эту песню, она принимает трудное, но доброе решение: отклонить предложение повара и остаться с Катрин. Кураж отлично осознает все выгоды сделанного предложения и все тяжелые последствия отказа от него, но человечность берет в ней верх. Следовательно, мало сказать: добро гибельно!-следует одновременно признать: добро человечно, оно присуще человеческой природе! И если оно губит человека, то зло не в нем, а в тех обстоятельствах жизни, которые превращают его из блага в орудие гибели. Именно такова та сложная диалектика художественной мысли драматурга, которая вытекает из сопоставления, из взаимного комментирования зонга и сценического действия.

Лекция

Пьеса заставляет задуматься о том, возможно ли устроить личное счастье в обществе, в котором все вокруг неблагополучно. Не вмешается ли в какой-то момент внешняя жизнь в события человека. История о том, где человек сделал все, чтоб выстроить благополучие своих детей. Однако поскольку Мамаша Кураж не учитывала внешнюю ситуацию, не имела позиции по отношению к ней- все закончилось гибелью всех, она остается одна со своей повозкой. Если не изменять что-то в этой общественной жизни, относиться к ней пофигистически, то в какой-то момент эта внешняя жизнь накажет за неучастие. Мамаша Кураж думала, что она со своей повозкой где-то с краю просто торгует и тем и этим. И нашим и вашим. Не порохом, не оружием, а необходимым.

Мамаша Кураж-маленький человек, обыватель, который пытается защитить свое личное счастье, свой домашний круг. Брехт берет интересного персонажа, не сидящего на одном месте, а кочующего, переезжающего, мобильного. Само по себе кочевье Кураж вынужденное. Мы не берем в расчет ее дом на колесах, который становится домом для детей от разных отцов, представляющих враждующие державы. Уже до того, как начинаются все перипетии с детьми, которые последовательно гибнут, имеется драматический узел в этом кочевье, многоотцовстве, в этой непонятной жизни перекати-поле, за которую Мамаша Кураж держится и которую считает почти идеальной, хотя она уже в основе своей ущербна.

Материалом Тридцатилетней войны Брехт пытается объяснить современникам, что назревающая война не будет стремительной. Дело затянется, как это было тогда в Европе семнадцатого века. Брехту кажется, что еще с помощью этой пьесы-предупреждения можно что-нибудь изменить, вызвать в людях ту самую гражданскую позицию, реакцию, которая может повлиять на ход мировых событий. Это было иллюзией. Вообще, переоценивание силы искусства в 20 веке- это мощная иллюзия, которая очень болезненно переживалась.

Поделиться