Матрица какую таблетку ты выбираешь. Благородный соблазн Системы. Новый взгляд на фильм «Матрица. Отрывок, характеризующий Красная и синяя таблетки

"Нео, возьми эти две таблетки - красную и синюю. - Что, Морфиус, опять надо выбрать одну из них? - Выпей их обе, придурок! Это Дуовит."
Щучу, вот:
- Добро пожаловать, Нео. Как ты уже догадался я - Морфиус.
- Для меня это большая честь.
- Нет. Это честь для меня.
- Пожалуйста, проходи. Садись. Наверное сейчас ты испытываешь то же, что и Алиса летящая вниз по кроличьей норе?
- Что-то вроде этого.
- У тебя все на лице написано.
- Ты похож на человека, который ничему не удивляется потому что думает, что это сон. Честно говоря, в этом большая доля правды. Ты веришь в судьбу, Нео?
- Нет.
- Почему?
- Мне не нравится плыть щепкой по океану жизни.
- Мне это очень понятно.
- Давай объясню, зачем ты здесь. К тебе закралось подозрение. Пока ты не можешь его четко сформулировать. Но оно тебя гложет. Ты все время жил с этим. Что-то в этом мире неладно. Эта мысль засела в твоем мозгу, как заноза, сводя тебя с ума. Именно это чувство привело тебя ко мне. Ты понимаешь, о чем я говорю?
- О Матрице?
- Хочешь узнать что это такое? Матрица повсюду. Мы живем в ней. Она здесь, в этой комнате. Ты видишь ее, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Она с тобой на работе или в церкви или когда ты платишь налоги. Это пелена, застилающая глаза чтобы ты не разглядел правду.
- Какую правду?
- Что ты - раб. Как и все, тебе подобные, ты был рожден в цепях рожден в тюрьме, которую нельзя ни обонять, ни осязать, ни видеть. В темнице для разума. Увы, нельзя просто объяснить, что такое Матрица. Ты должен увидеть это сам. Еще не поздно отказаться. Потом пути назад уже не будет. Примешь синюю таблетку и сказке конец, ты проснешься в своей постели и подумаешь, что тебе все приснилось. Примешь красную, и ты - в Зазеркалье. Я покажу тебе, как глубока эта кроличья нора. Запомни, я предлагаю тебе узнать правду. И не более.
Ах, как люблю этот момент - момент выбора. Так вот вчера я его как-то по-особенному пережил.

Любое раздражение органов твоих чувств, будь то спор с другом или пробегающий рядом спортсмен, неожиданный порыв ветра или звонок Мамы на мобильный, объявление в газете или боль в голове - все это выбор. Красная или синяя. Решать тебе. После синей ты продолжаешь свой путь как ни в чем ни бывало - для тебя это очередной привычный раздражитель, который забывается почти в тот же момент, что и возник. Красная-же меняет тебя так, так, что как раньше уже невозможно. Уверен, простое дуновение ветра может тебя поменять, только, если ты выберешь красную.

Недавно неожиданно захотелось пересмотреть «Матрицу». Сюжет про жизнь Томаса Андерсона и знаменитые красные и синие таблетки помнила смутно, в общих чертах. Уже после первой части открылся новый и глубокий смысл фильма, стали заметны намеки «между строк». С удовольствием посмотрела еще две. Предлагаю освежить в памяти и по-иному взглянуть на самые яркие цитаты.

1.«Информации, получаемой из Матрицы, гораздо больше, чем ты можешь расшифровать. Ты привыкаешь к этому. Скоро твой мозг сам делает перевод. Я уже даже не вижу код. Я вижу блондинку, брюнетку и рыжую».

2.«Главное, не верь всякой ерунде насчет фатума. Ты хозяин своей жизни…»

3.«Быть Избранным - все равно, что быть влюбленным. Никто не говорит тебе, что ты влюблен. Ты просто знаешь это».

4. «Я не сказал, что будет легко. Я лишь обещал открыть правду».

5. « Матрица - это система, Нео. Эта система - наш враг. Когда ты внутри, ты осматриваешься, что ты видишь? Бизнесмены, учителя, адвокаты, плотники. Люди, которых мы пытаемся спасти, но пока они подключены, они все еще часть системы, а значит - наши враги. Ты должен понять, что большинство этих людей не готовы к отключению. И множество из них очень привязаны к системе, поэтому они будут бороться за нее… Ты слушаешь меня, Нео, или любуешься на женщину в красном платье?»

6. «Знать путь и идти по нему - не одно и то же».

7. «Не пытайся согнуть ложку. Это невозможно. Для начала нужно понять главное.

Что главное?

Ложки не существует.

Не существует?

Знаешь, это не ложка гнется. Все - обман. Дело в тебе».

8. «Страх, неверие, сомнения отбрось - очисти свой мозг».

9. «- Все… Нереально?

Что есть реальность? И как определить ее? Весь набор ощущений: зрительных, осязательных, обонятельных - это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом».

10. «Примешь синюю таблетку - и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку - войдешь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора».

11. «Я пытаюсь освободить твой разум. Но я могу лишь указать дверь. Ты сам должен выйти на волю».

12. «Все начинается с выбора».

13. « Если бы ты не мог проснуться, как бы ты узнал, что сон, а что действительность?»

14. « Что есть Матрица? Диктат. Матрица – это мир грез, порожденный компьютером, созданный, чтобы подчинить нас, сделать из нас всего лишь это!» (Морфиус показывает батарейку).

15. « - Ты веришь в судьбу, Нео?

Неприятно думать, что тобой манипулируют».

16. «Миллиарды людей живут полноценной жизнью во сне».

17. «Реально то, что осознаешь».

18. «Я знаю, вы меня слышите, я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь: боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего, я не стану предсказывать, чем все кончится, я скажу лишь, с чего начнется. Сейчас я повешу трубку, и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть, покажу им мир… без вас, мир без диктата и запретов, мир без границ, мир, где возможно все. Что будет дальше - решать нам».

19. «Ты думаешь, что моя реакция и сила здесь, в этом мире, зависит от мускулов? Нет. Я даже воздухом не дышу».

20. «Познай себя».

Когда Вы увязли в Матрице. Ваши действия?

Тема на размышления для любителей фильма "Матрица". Конечно, выбор есть всегда. Есть как минимум четыре варианта.

Принять синюю таблетку - можно увязнуть в Матрице ещё глубже.

Принять красную таблетку - узнать правду.

Принять леденец от Пифии - узнать причины своего выбора. Познать себя.

Съесть оливку "француза" - узнать причины событий и явлений.

А что будет, если их скомбинировать? Можно представить.

Синяя + Красная - Тогда Морфеус находит тело в "полях" Нео и становится его ангелом-хранителем (по меркам Матрицы). Нео же остаётся простым жителем Матрицы.

Синяя + Леденец - Морфеус с командой улетают. Нео познаёт свою судьбу, разбирается в том, что ему нужно. Наводит порядок в своей жизни в "Матрице". Но из двух его жизней остаётся только одна. Но Пифия в равной степени готова болтать как с Нео, так и с Томасом Андерсоном. Кормить его печеньем и задавать одному ему понятные вопросы.

Синюю + Оливку - Нео остаётся в Матрице вести двойную жизнь. Он устраивается работать в спецслужбу, становится агентом - хакером. Но по привычке балуется мелкими кибершалостями. А может, даже и не мелкими.

Красную + Леденец - Нео выходит из Матрицы. Он сразу понимает всю суть своей судьбы. (Что зрители узнают на протяжение всех частей фильма) Захватывает корабль. Объединяется с тем лысым оператором, который скучает по Матрице. Он устраивает в Зионе переворот и запрещает освобождение новых людей. Не позволяет числу жителей достичь числа 250 000, которое наметил Архитектор. Потом идёт к Архитектору и ставит свои условия перезагрузки. Те, которые назвала Пифия в конце фильма.

Красную + Оливку - Нео выходит из Матрицы. Он заранее видит причины всех неприятностей. Он сразу сдаёт Морфеусу того лысого оператора, который хочет их всех сдать. Морфеуса не поймают, агент Смит не выйдет из-под контроля системы. Вместо этого Нео идёт к Персифоне и целует её без лишних вопросов. И с первого раза - так, как надо. Пока Тринити отвлекает француза в женском туалете. Персифона от радости даёт Нео Мастера ключей. Они всей толпой идут к Архитектору и дают ему синюю таблетку. Архитектор отправляется на пенсию, забывая о Матрицах и становясь простым её жителям. Нео становится новым Архитектором.

Леденец + Оливку - Нео подчиняет себе матрицу, даже не зная о её существовании. Он усилием воли взламывает искусственный интеллект и теперь агенты работают на него. Хотя он даже не знает, что они - программы. Архитектор подрабатывает у Нео системным администратором.
Одна проблема проблема у Нео - жене нельзя трубку телефона давать.

А что, если по три?

Синюю + Красную + Леденец - Нео забывает о Матрице. Но Морфеус становится его ангелом-хранителем. Нео каким-то образом всё время впутывается в неприятности. Агенты охотятся за Нео, пытаясь выследить Морфеуса. А Морфеус постоянно спасает Нео, пытаясь сам не попасть к агентам. В конце концов, Морфеус идёт к французу и персифоне и меняет Нео на Мастера ключей, отправляется к Архитектору сам. Нео становится новым Мастером ключей. Француз защищает Нео от агентов. Персифона иногда от скуки пытается научить Нео целоваться. Француз пытается научить Нео контролю. Морфеус пытается научить его драться. Тринити иногда навещает тело Нео в полях и пишет ему через Интернет всякие милые глупости про белых кроликов.

Синюю + Красную + Оливку - Нео забывает о Матрице. Но он начинает лучше понимать причины и следствия. Он становится дисциплинированным программистом Томасом Андерсоном. Он вовремя ложится спать, чтобы не проспать на работу. Он продвигается по службе и делает отличную карьеру. Попадая в высший свет, он знакомится с французом. Их многое объединяет. Они оба упиваются властью. Пока француз защищает свои программы от стирания, Нео прикрывает своих - Морфеуса и Тринити - от агентов. Тринити влюбляется в того лысого оператора, и тот становится избранным. В конце концов, лысый оператор попадает к Архиктору и перезапускает Матрицу.

Синюю + Леденец + Оливку - Нео забывает о Матрице. Он пишет собственный Искусственный интеллект, который оказывается настолько совершенным и мощным, что захватывает контроль над Матрицей и миром машин. Не без помощи сговора с французом, разумеется. Архитектор пытается взломать Искусственный интеллект Нео и вернуть контроль себе. В конце концов, признаёт совершенство интеллекта Нео и завершённость его работы и успокаивается.

Красную + Леденец + Оливку - Нео выходит из Матрицы. Но вместо того, чтобы спасать Морфеуса, возвращается в Зион и в тайне ото всех взламывает главный компьютер города. Меняет коды доступа, которые знает Морфеус, на другие. Потом он идёт к французу и сообщает ему эти коды в обмен на мастера ключей. Француз получает власть ещё и над Зионом и защищает его от машин. Они вдвоём уговаривают Архитектора оставить Зион в покое.

А если всё и сразу!

Синюю + Красную + Леденец + Оливку - Нео просыпается утром и понимает, что проспал. Он не помнит, что делал этой ночью, и какие таблетки пил. Но он понял свою судьбу и увидел причины и следствия событий. Нео идёт на работу и прежде чем его уволят, увольняется сам. Не дожидаясь повторного ареста, он сдаётся агентам и получает срок. Сидя в тюрьме, он понемногу гнёт ложки, рассказывая другим заключённым, что ложки нет. В дни ясной погоды он даже иногда летает. Часто разговаривает с Архитектором и Пифией сквозь стены камеры, настойчиво просит не уничтожать Зион. Чем приводит окружающих в некоторое замешательство. Тринити и Морфеус иногда навещают его - как в Матрице, так и за её пределами.

Однажды среди ночи Нео проснётся и увидит, что у его камеры две двери...

А что, если не принимать ничего?
- Нео, помни, я только хочу рассказать тебе правду. Прими таблетку.
- Сам ешь свои таблетки, Морфеус. Ты мне словами можешь объяснить всё, без таблеток?
- Ты мне не поверишь без таблетки, Нео.
- Что это вообще за дом? Вы тут тусуетесь с девчонками? Где мы?
- Главное не "где", а "когда". Сейчас 22 век. Машины захватили людей и мы растём на деревьях, а небо закрыли тучи навсегда, а под землёй в канализации живут люди, а программы взламывают программы, но бывает и наоборот, когда программы выходят из-под контроля программ и перепрограммируют сами себя. Теперь - вопрос, который тебе кажется уместным в данной ситуации?

(Нео, после некоторого раздумья)
- Может, откроем завод по производству твоих таблеток?

p.s. ВНИМАНИЕ! Данная статья и опрос НЕ является пропагандой приёма каких бы то ни было таблеток или их комбинаций, либо результатом их действия. Просьба не воспринимать текст слишком серьёзно.

Знать правду об окружающем мире или оставаться в неведении? Вот главный вопрос, на который необходимо ответить всем, кто сталкивается с Морфеусом - борцом с системой в фильме « ». Суровый афроамериканец давно выбрал предназначение и не сворачивает с намеченного пути, ежеминутно рискуя жизнью. Целью непрерывных сражений для героя стала свобода во всех ее проявлениях.

История создания

В 1999 году братья Вачовски (позже ставшие сестрами) вынесли на суд зрителя фантастический боевик «Матрица». Оригинальный сюжет, который Эндрю и Лоуренс разработали сами, продолжительное время пролежал на полках архива невостребованным. Продюсерам киностудий задумка эксцентричных братьев казалась провальным экспериментом. Время доказало, что большие боссы ошибались - в 2012 году франшиза вошла в Национальный реестр фильмов США.

Одним из центральных персонажей сценаристы обозначили таинственного мужчину по имени Морфеус. Для несмышленой общественности он – опасный террорист, для избранных - храбрый воин, который ищет истинного спасителя человечества.

Морфеус - лидер ополчения, слепо верящий в предсказания провидицы. Неизвестно, каким образом мужчина освободился от влияния Матрицы, но взрослые годы герой провел в Зионе - последнем жилом городе планеты. Повзрослев, Морфеус вступил в отряд сопротивления и посвятил значительную часть жизни поискам Избранного, в которого не верят остальные жители Зиона.

Во благо великой цели наставник Нео отказался от личной жизни. Романтические отношения с Ниобе (член восстания и капитан «Лотоса») закончились. Девушка не захотела посвятить жизнь поискам эфемерного спасителя.


В мифологии древних греков представлен бог по имени Морфей. Небесное существо отвечает за сны людей. Бог охраняет ворота, первая створка которых ведет в истинные сновидения, вторая – в ложные. Внимательному зрителю на ум сразу приходит первая встреча лидера восстания с , в которой Морфеус предлагает новичку выбрать дальнейшую судьбу с помощью таблетки:

«Это твой последний шанс. После этого нет пути назад. Ты берешь синюю таблетку - история заканчивается, ты просыпаешься в своей кровати и веришь в то, во что хочешь верить. Берешь красную таблетку – ты оказываешься в стране чудес, и я покажу тебе, насколько она глубока».

Еще одной отсылкой к метафорическим фокусам режиссеров стало название корабля, на котором путешествует предводитель восстания. «Навуходоносор» – не только средство передвижения, но и царь Вавилона, который много времени провел за разгадкой собственных сновидений.


Дотошные фанаты франшизы, разобрав картину по кадрам, пришли к выводу, что Морфеус - вовсе не лидер восстания, а еще одна программа Матрицы. Задача программы - продлить сновидения главного героя. Создатели эпопеи не подтверждают и не отрицают трактовку поклонников.

«Матрица» (сюжет)

Представьте, что человечество на Земле живет в иллюзорном мире. Каждый день люди просыпаются, пьют кофе и отправляются на работу. Но только происходящее вокруг, - симуляция под названием Матрица. На самом деле, каждый человек давно стал частью системы, которой питаются и управляют машины.

О реальном положении вещей знает немногочисленная группа повстанцев, пытающаяся разбудить человечество и освободить рабов из приятной ловушки. Под командованием Морфеуса с системой борются Тринити, Сайфер и другие пробужденные ото сна люди.


Помехой на пути к свободе человечества стали программы (они же агенты), которые Матрица создала специально для поисков непокорных. Главный агент против Морфеуса - одно из основных противостояний в фильме. Мужчина по имени Смит в застегнутом на все пуговицы костюме неотступно преследует вольнодумцев.

По предсказанию провидицы, закончить войну с машинами должен Избранный. Поэтому Морфеус посвящает свою жизнь поискам мессии. Расследование приводит группу повстанцев к Томасу Андерсону. Теперь задача главаря непокорных - разбудить героя и показать ему настоящий мир.


Параллельно борьбе с машинами, повстанцы всеми силами пытаются спасти от захвата последний город, населенный людьми. Зион держит оборону, но силы защитников на исходе. Надежда вымирающей расы лежит на Нео (бывшем Томасе Андерсоне), которому предрешено разрушить Матрицу до основания.

Финал трилогии неоднозначен. Большинство зрителей истолковало финал по-своему. Сами Вачовски утверждают, что завершающей идеей стала мысль о свободе выбора. Каждый человек вправе решать самостоятельно: жить в иллюзии или освободиться от нереального.


На просторах интернета гуляет альтернативная концовка фантастического фильма, в которой Морфеус и Тринити погибают, а Нео попадает на прием к Архитектору (создателю Матрицы). Его кресло - полная копия любимого кресла лидера повстанцев. Мужчина объясняет герою, что даже движение освободителей - это Матрица, и выбраться из нее невозможно.

Морфеус на экране

Роль духовного наставника и борца братья Вачовски отдали . Актер стал пятой кандидатурой, на которую пал выбор режиссеров. И не зря. Морфеус принес артисту номинацию на премию «Сатурн» в категории «Лучший актер второго плана». Эффектная драка Лоуренса и награждена статуэткой «MTV Movie Awards» за лучшую экранную драку.


Подготовка к первой части франшизы заняла 5 месяцев. Лоуренс Фишборн был впечатлен подходом режиссеров к работе:

«Энди и Ларри - это современные братья Гримм».

Помимо франшизы, борец с машинами появляется в мультфильме «Южный Парк» (эпизод «Воображляндия») и вступительной заставке мультсериала «Сказочная Русь».

  • На роль наставника Нео создатели картины приглашали , и . По личным и профессиональным причинам актеры отказались от участия в проекте.
  • В Голливуде ходят слухи, что сестры Вачовски планируют продолжить работу над фильмами о Матрице. На этот раз режиссеры расскажут зрителям о молодости Морфеуса. Сыграть юного борца с машинами и Матрицей может .

  • После выхода первой части эпопеи создатели картины разработали и выпустили на рынок солнцезащитные очки под брендом «Blind». В интернет-магазине продаются очки Морфеуса, Тринити и даже агента Смита.
  • Дочь Морфеуса (вернее, актера, сыгравшего персонажа в фантастическом боевике) тоже связала жизнь с кино. Монтана Фишборн выбрала в качестве дебюта эротический жанр. В 2010 вышел первый порно-ролик с участием девушки.

  • После прибыльного проката первой части трилогии на официальном сайте «Матрицы» появились комиксы, посвященные вымышленному миру Вачовски. «The Matrix» повествует о борьбе повстанцев с агентом Смитом. Комиксы выпускались до 2003 года, позже эпизоды собрали в два тома и выпустили в печать.

Цитаты

«Я не сказал, что будет легко. Я лишь обещал открыть правду».
«Матрица - это система, Нео. Эта система - наш враг. Когда ты внутри, ты осматриваешься, что ты видишь? Бизнесмены, учителя, адвокаты, плотники. Люди, которых мы пытаемся спасти. Но пока они подключены, они все еще часть системы, а значит - наши враги».
«Ты думаешь, что мои реакция и сила здесь, в этом мире, зависят от мускулов? Нет. Я даже воздухом не дышу».
«Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке. Странная мысль, но ее не отогнать. Она - как заноза в мозгу. Она сводит с ума, не даёт покоя. Это и привело тебя ко мне...»

Предлагают выбор между красной и синей таблеткой. Синяя таблетка позволит остаться в искусственно созданной реальности Матрицы, то есть жить «неизвестностью иллюзии», тогда как красная таблетка приведет к бегству из Матрицы в реальный мир, то есть в «правдивую реальность», несмотря на то, что это более жестокая, сложная жизнь.

Происхождение

В «Матрице» есть отсылки к историческим мифам и философии, гностицизму , экзистенциализму , нигилизму . Предпосылки фильма происходят от Платоновой аллегории о пещере , скептицизма и злых духов Рене Декарта , представлений Канта о феномене и вещи в себе , Чжуан-цзы о бабочке, концепции имитации действительности и мысленного эксперимента «мозг в колбе» .

Матрица

В Матрице до Нео (Киану Ривз) доходят слухи о Матрице и таинственном человеке по имени Морфеус . Нео проводит ночи за компьютером, пытаясь узнать секрет Матрицы и то, что она такая. В итоге другой хакер, Тринити (Кэрри-Энн Мосс), знакомит Нео с Морфеусом.

Морфеус (Лоуренс Фишборн) объясняет Нео, что Матрица является иллюзорным миром, созданным, чтобы помешать людям узнать, что они являются рабами внешнего воздействия. Держа в каждой руке по таблетке, он описывает Нео выбор, который ему предстоит.

Синяя таблетка позволит остаться в искусственной реальности Матрицы, красная же служит для определения местоположения тела человека в реальном мире и «отделения» ее от Матрицы. Выбор между синей и красной таблетками необратим.

Нео выбирает красную таблетку и просыпается в реальном мире, и там его выбрасывает из наполненной жидкостью камеры, где он лежал без сознания. После спасения и выздоровления на Навуходоносоре Морфеус показывает Нео истинную природу Матрицы: детализированную симуляцию Земли по состоянию на конец 20 века (год действия не указан точно, но это примерно двести лет назад относительно момента пробуждения Нео). Она создана, чтобы удерживать ум людей в повиновении, тогда как их тела хранят на огромных электростанциях, где тепло и биоэнергия используются машинами, которые поработили людей.

Гедель, Эшер, Бах

Дуглас Гофстедтер в книге «Гедель, Эшер, Бах » (1979) вводит двух персонажей, выходящих из двумерного мира гравюр Эшера, выпив для этого жидкость из синего и красного флаконов. Гофстедтер вспоминает о большом влиянии Льюиса Кэролла на эту книгу, флаконы «войти» и «выйти» являются аналогиями зелья «выпей меня» и пирожного «съешь меня», в «Алисе в Стране чудес» , которые ее уменьшали и увеличивали. Матрица очень четко ссылается на «Алису в Стране чудес» фразами «белый кролик» и «вниз по кроличьей норе».

Вспомнить всё

В фильме «Вспомнить всё » (1990) красную таблетку предлагают персонажу Арнольда Шварценеггера , Дагласу Куэйду: «Этот символ - символ твоего желания вернуться к реальности». Синей таблетки в фильме нет, а сюжет разворачивается вокруг неизвестности, Куэйд во сне, в реальном мире. Однако таблетку ему предлагают с утверждением, что Куэйд всё-таки спит , а таблетка вернёт его к реальности, звучат слова «в своём сне ты уснёшь».

См. также

Напишите отзыв о статье "Красная и синяя таблетки"

Примечания

Отрывок, характеризующий Красная и синяя таблетки

– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
Поделиться