Методическая разработка Сценария конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века. Час поэзии(внеклассное мероприятие).Образ природы в поэзии Мир природы в литературе сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5-6 классов « Писатели и поэты о природе»

Цель проведения мероприятия: воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: выставка книг на тему «Год экологии»; портреты писателей и поэтов, чьи произведения звучат, проектор,ноутбук, презентация.

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим мероприятие «Писатели и поэты о природе». Поговорим о родной природе, любимой Родине.

Мы услышим, как писатели и поэты в своих произведениях прославляли родную природу.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Фёдор Тютчев

Звучит песня Ю. Антонова «Живет повсюду красота».

1 ведущий. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Для одних – это береза у окна, серебристый иней, ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для других она – бескрайние поля, степи, озера, голубое небо.


2 ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это – природа! Вслушайтесь в слова «природа», «Родина», род… .Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня. Наша жизнь неотделима от них. Природа поит, кормит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого из нас. Красота простой природы – неиссякаемый источник вдохновения для писателей и поэтов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Ученик.

Подарила сполна тебе Родина-мать
Все, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог,
И на тысячи лет дали звездных дорог,
Цвет калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века,
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный, сияющий мир.

Учитель. Действительно, природа - источник красоты. Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе всё взаимосвязано, всё зависит друг от друга: если погаснет. Солнце, всё замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас начнёт наносить ей раны,что же станет с природой?! Природе сейчас очень трудно залечивать раны. Она просит нас о помощи. Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас.

(Под музыку «Времена года» П. И.Чайковского звучит стихотворение)

Ученик.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Ученик. Русская литература богата произведениями, представляющими собой оду родному краю. Немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Значит, природа - источник не только красоты, но и доброты.

Ученик. Поэт Александр Островский писал:

Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке,
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы …

Библиотекарь. В этих стихах автор замечает то, что скрыто от взгляда равнодушного. Стихи открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – это великое чудо! И открывается это чудо только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Ученик. А. Блоку милы неброские и скучные пейзажи родной страны. Ему близка красота России. Выросший среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Его настрой порой удивительно гармоничен пейзажу.

Учитель. Я предлагаю послушать стихотворение А. Блока «Летний вечер»

в исполнении…Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Ученик. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти в каждом стихотворении Есенина мы находим картины природы. Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Ученик. Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы.

Ученик. Анна Ахматова была великим поэтом. Она любила жизнь, поэтому так красиво о ней писала: Когда шуршат в овраге лопухи, И никнет гроздь рябины красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Ученик. Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Н. М. Рубцов называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия. Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека.

Ученик . И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.

Учитель. Теперь послушаем стихотворение, где природа уничтожается руками человека.

Ученик.

Игорь Северянин Что шепчет парк...

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду...

Но я ведь жил – была пора...»

Учитель. Ребята, 2017 год указом президента РФ объявлен Годом экологии, а президентом РБ – Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В нашей школе был объявлен конкурс стихов на эту тему. Участников было немного. Мы надеемся, что в дальнейшем ещё будут желающие принимать участие в этом конкурсе. А сейчас послушаем стихотворение Неметуллиной Жасмин.

Берегите природу!

Как прекрасна родная,

Любимая наша Земля!

Озёра, реки, моря,

Луга, леса и поля…

Рядом с нашим домом

Поют птицы и журчит ручей.

Такая красота природы

День изо дня становится ценней.

Ранним утром, на рыбалке

Тишина и благодать…

Душе моей для радости

Чего ж ещё пожелать?!

В этой речке, в воде прозрачной

Рыбки прыгают, плывут.

Если люди не допустят,

То и рыбки не помрут.

Часто видим на полянах

Отдыхающих людей.

Не бросайте банки, склянки,

Будьте чуточку мудрей!

Давайте природу защитим,

Малым и взрослым объясним,

Что Земля-кормилица наша

И в НАШИХ руках будущее НАШЕ!

Учитель . Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Ученик. С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, Михаил Михайлович Пришвин, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. В его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной.

Ученик. М. Пришвин был не только писателем, воспевающим родную природу, но еще и ученым, путешественником и поэтом. Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

Учитель . Ребята, я думаю, что вы все прочитали рассказ «Кладовая солнца». Теперь мы ответим на вопросы викторины (Презентация 1.)

Продолжение викторины по рассказу "Кладовая солнца" Пришвина : (Ответы).

1 . (1) на 2 года.

2. (3) клюква

3. (2) лесником

4. (1) Митраша делает деревянную посуду 5 . (4) волка ответ

6. (3) о хлебе

7. (2) больным детям из Ленинграда

8 . (4) болота

9. (2) лось

10. (3) собака Травка

11. (2) Митрашу.

Ученик. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского , мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Доброта, милосердие, сострадание, умение сопереживать, исправлять сделанные ошибки красной нитью проходят через его произведения, написанные для детей.

Ученик. Рассказ "Заячьи лапы" учит любви к природе, к животным, учит тому, что нельзя бросать живое существо, спасшее жизнь. Кроме того, в рассказе говорится, что задуманное нужно доводить до конца, не опуская руки на половине пути, ведь дедушка и внук с большим трудом спасли зайца. И еще этот рассказ учит тому, что иногда мы причиняем боль природе и за это нам следует раскаиваться.

Презентация по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

(Презентация 2.)

Викторина по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы» (Презентация 2.)

1. Определите жанр произведения: а) Сказка б) Рассказ в) Повесть

2. Главного героя зовут: а) Вася Малявин б) Ваня Малявкин в) Ваня Малявин

3. Как звали деда? а) Ларион. б) Константин в) Иван

4. Кого принес Ваня Малявин ветеринару? а) Кота б) Собаку в) Заяц

5. У зайца были а) обожжены лапы б) обожжены уши в) обожжен хвост

6. Какой отличительный признак был у зайца? а) длинная шерсть б) рваное ухо в) длинный хвост

7. Кто такой ветеринар? а) Специалист, который лечит людей. б) Специалист, который ухаживает за животными. в) Специалист, который лечит животных.

8. Как отреагировал ветеринар на просьбу о помощи? а) Выгнал мальчика б) Помог ему в) Дал совет

9. Кого встретил мальчик, когда уходил от врача? а) Друга б) Дедушку в) Бабку Анисью

10. Бабка Анисья а) отзывчивая б) заботливая в) жалостливая

11. Куда отправились Ваня и дедушка, чтобы вылечить? а) В город б) В соседнюю деревню в) Никуда

12. Как звали врача, которого искали Ваня и дед? а) Карл Петрович б) Иван Петрович в) Петр Иванович

13. В рассказе «онучи» - это а) портянки б) сапоги в) лапти

14. Кто надел онучи? а) Ваня б) дед в) ветеринар

15. Карл Петрович Корш – специалист, а) который лечил б) который лечил животных. в) который лечил взрослых

16. Карл Петрович Корш не принимает пациентов: а) 2 года б) 3 года в) 5 лет

17. Кто сказал адрес врача Ване и деду? а) Прохожий б) Аптекарь в) Бабка Анисья

18. Как сначала отреагировал врач, когда увидел необычных посетителей? а) Согласился вылечить б) Сказал, что он не ветеринар в) Ничего не ответил

19. Что случилось с зайцем? а) Он пострадал во время грозы. б) Он обгорел на страшном лесном пожарев) Его подстрелили

20. Деду очень хотелось вылечить зайца, потому что а) заяц должен жить на воле б) жалко было зайца. в) зверёк спас его, вывел из горящего леса

21. Кто вылечил зайца? а) Карл Иванович. б) Карл Васильевич в) Карл Петрович.

22. Кому дед не продал зайца? а) сотруднику московской газеты б) Карлу Петровичу в) московскому профессору

Ответы. 1 Б 2 В 3 А 4 В 5 А 6 Б 7 В 8 А 9 В 10 В 11 А 12 А

13 А 14 Б 15 А 16 Б 17 Б 18 Б 19 Б 20 В 21 В 22 В

Ученик. Повесть «Мещёрская сторона» написана в 1939 году. Паустовский накануне Великой Отечественной войны создал образ своей земли , которая олицетворяет для него его Родину: «И если мне придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь». ( Презентация № 3)

Учитель . У Астафьева есть книга, называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.

Писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

Рассказ «Хвостик». Начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». (Презентация №4)

Каким рисует остров Астафьев? Вначале писатель любуется островом. Он восхищён красотой острова. Овсянский остров . Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет» расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу-человеку. «В смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться – ни птица, ни зверь».

Учитель. Над чем же смеётся мальчик? Давайте послушаем отрывок рассказа «Хвостик»

Ученик.

Чтение отрывка рассказа В. П. Астафьева "Хвостик" «Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу, нарисована художником «шапка»: «В защиту природы». «Шапка» подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик». Что же ты смеёшься, мальчик? - Хво… Хво… хвостик! Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртках, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки».

Учитель.

Вывод: человек уничтожает красоту природы своими руками. Жестокость этого мальчика пугает писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники. Здесь добро сталкивается со злом. Рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение человечеству, и, прежде всего, молодому поколению. Свою задачу автор видел в том, чтобы «учить понимать добро, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».

Учитель. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик.

На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки – символ
Родины моей.

Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.

Учитель. Но больше сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик.

В весенний зной мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слёзы, –
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь, прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея, увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.

Учитель. Послушаем стихотворение поэтессы Алены Колокольниковой.

Ученик.

Не разоряйте птичьих гнезд,

Не убивайте пташек малых,

Чтобы вернулся певчий дрозд,

Весною песня не смолкала.

Ты – властелин, о человек!

Пусть даст твое ружье осечку,

Пусть не прольется кровь на снег,

Из берегов пусть выйдет речка.

Природа просит: «Пощади!»

Жестокость будущим чревата,

Задумайся, что впереди?

Не избежать тебе расплаты.

Она умеет все прощать,

Смахнет слезу рукой осины.

Не заставляй её страдать,

Она ведь мать –

Так будь ей сыном.

Учитель. Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу.

Послушаем стихотворение Габдуллы Тукая «Девочка и Мотылёк»

Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай

Учитель. Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. По-видимому, с большей тревогой должны задумываться об этом мы. Человек использует природу в своих интересах, следовательно, и охранять он ее должен в своих же интересах.

Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг каждого. Свято относитесь ко всему живому. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть.


Ученик.

Берегите!

Берегите Землю, Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите!
Берегите Землю!
Берегите! М.Дудин

Учитель. Завершая наше мероприятие, мы с уверенностью можем сказать: «Природа – настоящий храм красоты. Очень важно, чтобы вы, ребята, так же научились ценить природу, и жизнь станет для вас богаче и интереснее. Не будьте равнодушными и бессердечными. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.Дерево, Трава, Цветок и Птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ. Помните, что «охранять природу – это значит охранять Родину»!

Приложение 1.

Конкурс «Отгадай загадку»

Ребятам необходимо отгадать загадки о животных, растениях, рыбах. Загадки написаны на карточках. Чтобы было интереснее, карточки можно сделать в форме рыб, животных, листьев разных деревьев

1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина).

2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина).

3. Сама холодная, а людей жжет (крапива) .

4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки) .

5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

6. Не солнце, не огонь, а светит (светлячок).

7. Без рук, без ног, на брюхе ползает (червяк) .

8. Днем молчит, ночью кричит (филин).

9. Посередь деревьев кузницы куют (дятлы).

10. Не птица, а летает (летучая мышь).

11. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка).

12. Вьется веревка, на конце головка (змея).

13. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка).

14. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач) .

15. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня).

16. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка).

17. Две сестры весной зелены, к лету одна краснеет, другая чернеет (смородина) .

18. Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет (паук и паутина) .

19. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет (белка).

Приложение2.

ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

    Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

    В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего, оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

7. Брошенная бумага лежит, не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.

Альбина Ахметзянова
Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям»

Сценарий проведения Литературной гостиной для воспитанников средней, старшей, подготовительной групп «Писатели и поэты о природе детям Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №263 г. Уфы А. Х. Ахметзянова

Цель и задачи мероприятия : Приурочить данное мероприятие году литературы . Реализация решения педагогического совета на тему : «Природа родного края – главное средство экологического образования». Показать образцы исполнения художественного слова воспитанникам в исполнении педагогов. Продолжать знакомить детей с произведениями Х. С. и их авторами-поэтами и писателями , классиками и современниками русской и башкирской поэзии и прозы. Тех, кто писал про природу , ее красоте, сезонных изменениях (весна, величии и многообразии родного края -России и Башкортостана, бережном отношении ко всему на планете Земля. Формировать предпосылки к правильному, культурному восприятию художественного слова в исполнении других людей. Воспитывать интерес к художественной литературе , музыке, истории, природе родному краю и его людям. Создавать условия (возможности) для размышления, побуждать к ответам на поставленные вопросы. Действовать в большом, разновозрастном коллективе.

Активизировать педагогов в использовании различных форм проведения образовательной деятельности, объединенных одной темой. Тренировать навыки чтения произведений наизусть, используя средства интонационной выразительности. Развивать творческие способности педагогов и воспитанников.

Используемые средства, среда : Мультимедийное оборудование для показа презентаций, аудиозапись музыки, Фотоаппарат.

Место проведения и условия : Музыкальный зал, (стулья расставленны в виде арены или в концертном зале) .

Ведущий старший воспитатель : Добрый День, Уважаемые гости литературной гостиной . Я рада видеть всех вас.

Ребята, а кто знает, 2015 год каким годом объявлен? (Годом литературы ) . Наше мероприятие посвящено Литературе и природе нашей необъятной Родины.

Сегодня, вы услышите стихотворения, песни о природе в исполнении наших педагогов –воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по ФК.

Ребята, скажите какое сейчас время года (Да, Весна) . Весной природа пробуждается от зимы. Прилетают птицы с теплых стран. Просыпаются звери, насекомые, растения, солнышко ярче и теплее светит и вот об этом нам прочитает стихотворение Плещеева

«Уж тает снег …» Л. Н. Николаева. А кто мне скажет, какой сейчас месяц?

(Май) А вы знаете, что это время, месяц называют – поздней весной. А что происходит в природе поздней весной ? У животных появляются детеныши, Цветут сады,. О том как цветет черемуха нам прочитает стихотворение Сергея Есенина Л. В. Зимина, оно так и называется «Черемуха» . Наверно вы немного устали сидеть, поэтому я вам предлагаю провести физминутку про деревья. (проводит инструктор по ФК Романова М. М.)

Еще в Мае распускаются цветы. Какие цветы распускаются в садах, полях и в лесу? Назовите их.

(Ландыши, подснежники, тюльпаны ит. д) Да,правильно. Как называют эти цветы? Послушайте об этом стихотворение поэта С . Дрожжина (читает ст. воспитатель)

Распустились почки, лес зашевелился

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Я вам,Ребята хочу загадать загадку, а вы ее отгадайте.

На дереве в лукошке

Подрастают крошки (птенцы в гнезде,

а каких перелетных птиц вы знаете? (Жаворонок, Соловьи, Журавли, Скворцы) А вы знаете еще загадки про птиц? Тогда загадывайте. Вот об одном друге певце - скворце нам поведает С. К. Кокорева, стихотворение написал башкирский поэт

Абдулхак Игибаев «Мой друг скворец» (показ Презентации)

В народе говорят : «Май леса наряжает. Лето в гости ожидает » . Г. Р. Сабурова прочитает стихотворение о том как к нам спешит лето-«Лето,выходи!» Степанов.

Повсюду весна, скоро лето, где-то уже совсем тепло, где-то идут дожди, а где-то только начал таять снег. Наша Россия –большая страна и везде разная погода. А вот народ много придумал потешек, песенок, закличек о весенней погоде и природе . Какие вы знаете(2-3)

Давайте встанем и поиграем в подвижную игру «Веснянка» на слова Народной песенки. Смотрите все на меня и повторяйте за мной. (Стоя возле стульев)

А уж ясно солнышко Поднимает руки на верх

Припекло Припекло Машет кистями рук вверху

И повсюду золото Раздвигает руками в сторону, притопывая

Разлило Разлило

Ручейки по улице Поочередно руки двигаются волной, то права рука, то левая

Все журчат,все журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят. Машет руками, как крыльями

Какая большая и любимая наша страна! А какая природа у нас – красивая . Еще какая?

Вот об этом давайте послушаем стихотворение «Мир живой» Людмилы Яцура в исполнении М. М. Романовой.

Скажите, ребята, а у нас в Башкортостане тоже весна (конечно) .А вы знаете,что наша Республика богата медом,а кто добывает мед и когда? Правильно, вот уже проснулись неутомимые труженики –пчелы, а стихотвокение Радифа Тимершина, так и называется и прочтет его Р,С. Галиева.

Ребята, Я уверена, вы все любите природу . А как вы ее любите? Что для этого делаете?

Давайте послушаем стихотворение «Не мусорьте в лесу!» прочитает его Г. А. Бабкина.

Наши музыкальные руководители тоже приготовили свое выступление. Давайте их поприветствуем. Сейчас вам споет песню на слова муз. музыкальный руководитель Е. В. Голкова «Не дразните собак» . Понравилась вам песня? О чем в ней пелось?

Очень отрадно, что вы ребята знает, как нужно беречь и охранять нашу природу . Скажите, пожалуйста. как называется наша планета. (Земля) Вот и стихотворение которое исполнит Р. Р. Юрмашева так и называется «Наша планета» , а написал его Аким .

Вот и подошел к концу наш литературный вечер . Вам понравилось? Вот и хорошо. Мы много прочитали стихотворений о Весне, природе и о том , что надо ее беречь, любить и охранять. Давайте напоследок станцуем танец под песню «Весна пришла» , выходите все в зал и смотрите на музыкального руководителя Т. К. Кочнева, она поможет нам танцевать. На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. До новых встреч дорогие друзья!

Публикации по теме:

По традиции, после Осенних праздников, в нашем детском саду мы проводим музыкально-литературную гостиную. Каждый раз появляются новые идеи,.

Сценарий литературной гостиной Литературная гостиная Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать.

Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.

Сценарий праздника «Башкирские поэты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №162 Музыкально-литературная композиция,.

Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа) Сценарий литературного вечера поэзии "поэты -детям " подготовительная группа ЗАДАЧИ: Углублять и расширять знания о творчестве детских.

Сценарий литературно – музыкального вечера

«Человек и природа».

Образовательные задачи: Расширить знания учащихся о многообразии мира природы, закрепить знания разнообразных представителей царства животных, растений, грибов и бактерий, показать красоту природы, её положительное влияние на человека

Воспитательные: Формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности, а так же сопереживания и взаимопомощи друг другу. Формирование любви к родине, бережного отношения к природе.

(слайд. Лес)

«Наедине с лесом»

Цитата : «Когда на сердце

неспокойно станет,

Когда не в силах

совладать с собою,

Побудь в лесу на

солнечной поляне,

И все печали снимет,

как рукой».

В. Лукина.

Первый ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня вы услышите песни, стихи и легенды о красоте нашей природы, её богатствах, о лекарственных растениях, применении их в народной медицине.

В степях родных, лесах,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Роберт Рождественский

Ну, что ж, заглянем в тайну? Сейчас мы проведём вас по заколдованной книге природы. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал Сергей Кирсанов:

Я не степью хожу, я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке,

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты неписаный странный рецепт.

Вот, например, русская берёза.

(Слайд. Русская берёза)

Исполняется песня «Белая берёза» Сл. Овсянниковой. Муз. В. Шаинского.

Нет дерева, растущего на территории нашей России, может быть, кроме рябины и черёмухи, которому бы так повезло в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил Сергей Есенин о берёзе.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотые косы,

И холщовый её сарафан.

Каждое дерево полезно и красиво. Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга. Берёза достойна своей многоголосой и прочной славы.

(слайд. Белая берёза)

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, берёзы

Куда ни посмотришь, стоят,

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берёз.

Пленяют красою чудесной,

Заводят лесной хоровод.

Широкая русская песня

Отсюда начало берёт.

Исполняется песня «Берёзы» Сл. Б. Лазарева. Муз. М. Фрадкина.

(слайд. Берёза)

Берёза – символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Для врачевания использовали настой из берёзовых почек (при долго незаживающих ранах), чай, заваренный на берёзовом грибе-чаге (от заболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом:

Я помню, в юности, когда я жил в деревне,

Ходили мы за вениками в лес.

(слайд Берёзовый гриб – чага от заболевания желудка)

Исполняется хороводная песня «Во поле берёза стояла».

(слайд. Хоровод)

Веники заготавливали из веток молодых берёз. А как хорошо в горячем пару попариться с берёзовым веником. Три дня после хорошей бани отдаёт от человека свежим берёзовым духом.

(слайд. Берёзовый веник)

(Слайд. А как хорошо попариться с берёзовым веником)

Второе дело - береста, из неё делают туеса, тусочки, сувениры и вообще всевозможные вещи. Берестой пеленали треснутые горшки, а ещё раньше из неё делали челны.

А знаете, что ещё даст берёза? Нет? дёготь! разве вам не знаком приятный запах дёгтя на лошадиной сбруе? так знайте, что раньше и сейчас всякое ранение у лошади или коровы врачуют дёгтем.

Берёзу используют и как топливо. Ах, как хороши берёзовые дрова!

(слайд. Изготавливают из берёзы)

(слайд. Дёготь берёзовый)

Затоплю пожарче печку. Эй, погрейся

домовой!

А потом схожу на речку за водою ледяной.

Дров берёзовых добавлю - золотых поленьев

жар.

А потом на стол поставлю старый русский

самовар.

Анатолий Поперечный.

(слайд. Использование берёзы)

Полезен и берёзовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Весной берёзы, как мощные насосы, гонят кверху берёзовый сок.

(слайд. Берёзовый сок)

Исполняется песня «Берёзовый сок» Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.

Под весенним солнцем, под белыми облаками из тела белой берёзы приятно пить живительные соки земли. Содержатся в соке и какой-то особенный сахар, и разные витамины. Немало в берёзовом соке и поэзии, если только добывание его не связано с варварским обращением с самой берёзой. Иногда топором тяпнут по белой коре, сок брызнет, как кровь из перерезанного горла барана, а на берёзе остаётся глубокая рана … И получается как в песне:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И после этих варваров бездушных

Уж не захочешь в рощу нипочём.

Как правильно пить сок? нужно зачистить наружную кожу и на зачищенном месте коловоротом проверить углубление на три-четыре сантиметра. И всё. Сок потечёт одной бойкой струйкой.

Белая берёза, милая сестра,

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая берёза, русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

П. Кудрявцев

(слайд. Вы шумите, берёзы)

Исполняется песня «Вы шумите, берёзы» Сл. Н Гилевича. Муз. Э. Ханка.

Второй ведущий:

Кто не видел белых пахучих цветов черёмухи? Черёмуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называл её черемхой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях. Музыкой звучат стихи Сергея Есенина, посвящённые черёмухе:

Черёмуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

(слайд. Черёмуха – символ русского пейзажа)

Черёмуха олицетворяет образ нежной девичьей красоты, образ девушки в подвенечном платье.

Есть народная примета,

Знают все примету эту,

Каждый код её невольно вспоминают:

Коль черёмуха цветенье –

Быть в погоде измененью

И на улице опять похолодает.

Ю. Погорельский

(слайд. Черёмуха)

Исполняется песня «Цветёт черёмуха к похолоданию» Сл. Т. Каршиловой. Муз. Г. Пономаренко.

(слайд. Что делают из черёмухи)

Черёмуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат её цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черёмухи в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод её пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целях используют ягоды черёмухи в качестве вяжущего средства. По народным приметам, коли зацвела черёмуха, пора сажать картофель. Из коры черёмухи делают краску зелёного и бурого цвета, древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветки - для плетения мебели. Черёмуха - прекрасный медонос.

Первый ведущий:

Эстафету от берёзы и черёмухи достойно принимает сирень:

Вставал обыкновенный вешний день.

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как половодье.

(слайд. Сирень)

Исполняется песня «Цветёт сирень» Сл. М. Рябинина. Муз. А. Экимяна

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её упокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Сиреневые сады есть во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистом море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

(слайд. Белая сирень)

Поутру на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт,

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье живёт.

М. Бекетова

Исполняется песня «Сирень - черёмуха» Сл. А. Сафронова. Муз. Ю. Милютина

Окно открыла девушка на стук,

Качнулась к парню легче лёгкой песни

И тонкими кистями нежных рук

Взяла его лицо с сиренью вместе.

Второй ведущий:

Есть ещё одно волшебное дерево.

(слайд. Рябина)

Исполняется песня «Рябиновые бусы» Сл. А. Молодова и А. Жёлтого. Муз. Арк. Укупника

(слайд. Рябиновые бусы)

На протяжении ряда веков рябина считалась «сорной» породой, её вырубали за ненадобностью. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу и лесу, и человеку. Знаете ли вы легенду о происхождении названия этого дерева? жили как-то муж с женой, было у них двое детей. старшая дочь - нелюбимая, и имя имела неласковое, звали её Восьмухой. Была она злой, завистливой. Зато меньшего сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растёт с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябинкой.

В народном календаре есть день, Пётр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, - время созревания рябиновых ягод. Кроме того, рябина – символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка.

Мне даже страшно –

Так она тонка,

Так высока,

При каждом резком звуке

Дрожит,

И от любого ветерка

Всё гнётся

И заламывает руки.

Исполняется русская народная песня «Тонкая рябина» Сл. И. Сурикова.

Рябина – постоянная спутница девичьих печалей. Под рябиной встречались и расставались, у рябины просили совета.

Исполняется песня «Уральская рябинушка» Сл. М. Пилипенко. Муз. Е. Родыгина.

(слайд. Что делают из рябины)

В народной медицине плоды рябины употребляют для укрепления желудка, как мочегонное и кровоостанавливающее средство; благодаря высокому содержанию витаминов варят из плодов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Корой рябины лечат заболевание печени. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

Первый ведущий:

Богата природа нашей страны. Вы любите цветы? каждый цветок – как упавшая с неба звезда. Например, ландыш.

(слайд. Ландыши)

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до бешеного обожания, любил Пётр Ильич Чайковский. Во Флоренции, оглушённый неистовым запахом магнолий и буйствующих роз Пётр Ильич так затосковал, что обратился к поэзии:

В чём тайна чар таких? –

Не знаю. Но меня твоё благоуханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая «Снегурочку» А. Островского, нельзя не запомнить изумительные строчки:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бросит

В болотнике, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склонённый ландыш …

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

Исполняется песня «Ландыши» Сл. О. Фадеевой. Муз. Оскара Фельцмана

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он - спаситель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно-сосудистой системы. Но использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки ландыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить, например, ландыши с сиренью или фиалкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погибнут. Эссенция натурального ландыша используется в парфюмерной промышленности для изготовления духов. Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Второй ведущий:

Как великолепен июньский луг! Он сияет свежестью красок.

(слайд. Полевые цветы на зелёном лугу, безучастно на них я смотреть не могу.)

Исполняется песня «Полевые цветы» Сл. А. Ковалева. Муз. Р. Паулса.

Когда идёшь ты на свиданье,

То выбирай короче путь.

Своей любимой в знак внимания

Цветов нарвать ты не забудь.

Пускай они не будут розами,

Пускай они росли в лугах,

Дождями пахнут, пахнут грозами,

Цветы свежи в твоих руках.

Твои сомнения развеются,

Когда подаришь ей букет

И можешь ты вполне надеяться

На положительный ответ

(слайд. Букет полевых цветов)

Исполняется песня «Букет» Сл. Николая Рубцова, Муз. Александра Барыкина.

Второй ведущий.

Волшебными узорами расписан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля зажгутся нежно – голубые или синие васильки.

(слайд. Васильки)

Васильки, васильки средь рядов

пожелтевшего хлеба.

Васильки, васильки, как

в безоблачный полдень, ясны,

видно, это на землю упали

Осколочки неба,

заставляя нас вспомнить

забытые песни весны.

Исполняется песня «Васильки» Сл. Я. Холецкого. Муз. Павла Аедоницкого.

Второй ведущий.

Василёк был завезён в Европу вместе с рожью ещё во времена Плиния Старшего.

В Европе издавна цветок считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит в изображение государственного герба. Во время праздника урожая вяжется первый сноп, украшенный васильками, и ставится в красный угол дома.

(слайд. Венок из васильков)

Васильковые венки воронежцы развешивали в избах, чтобы сверчки не водились. Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Есть такая история. Когда в 1823 году с Крыловым случился сильный апоплексический удар, императрица Мария Фёдоровна (мать Александра I ), почитавшая его творчество, прислала ему букет цветов и попросила поэта перебраться к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова и потом он написал басню «Васильки» в которой под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца – императрицу.

(слайд. И.А. Крылов очень любил васильки)

В глуши расцветший василёк

Вдруг захирел, завял до половины

И голову склонил на стебелёк,

Уныло ждал кончины.

Второй ведущий.

Подаренный букетик Крылов бережно засушил, часто им любовался и завещал, чтобы, когда он умрёт, букет этот был положен с ним. Говорят, что так и было исполнено.

Синий василёк – прекрасный медонос, ни шмель, ни пчела не пронесутся мимо него. В народном врачевании отваром из васильковых цветков смачивали воспалённые глаза. Французская Медицинская академия считала васильковый настой на снеговой воде лечебным для глаз. Назывался он «разбивающим очки». Из васильков добывали добротную синюю краску, а позже стали делать уксус. Васильки являются популярным элементом орнамента в народных вышивках, где мастерицы изображают их с колосьями ржи.

(слайд. Колосья ржи с васильками)

Василькам «посвятили» свои работы многие живописцы. Вспомните полотно Игоря Грабаря «Васильки», где на фоне жаркого полудня две подруги вспоминают о своей юности перед огромной охапкой васильков.

(слайд. Полотно И. Грабаря «Васильки)

Полотно Игоря Грабаря «Васильки»
на фоне жаркого полудня две подруги вспоминают о своей юности перед огромной охапкой васильков

Первый ведущий. А ромашка?

Посреди лугов увядших,

Опалённых жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем.

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

(слайд. Ромашки)

Исполняется песня «Ромашки спрятались» Сл. Игоря Шеферана. Муз. Евгения Птичкина.

Первый ведущий.

Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они в давние времена служили зонтиками для маленьких степных гномиков. А ещё ромашки похожи на удивлённые глаза, если в сухой встренный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, - это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

(слайд. Девчонка гадает на ромашке)

Девчонка гадает у тихой реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки, летят лепестки

Любит - не любит – любит.

Ты правду всю знаешь, цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За всё отвечаешь своей головой

Любит – не любит – любит.

Первый ведущий.

Известна ромашка своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.

Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан снятого молока, стакан воды и по одной щепотке ромашки, лилового цвета и бузины – смешай всё вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как парное молоко и пей вместо чая». Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок. А кто часто умывается её крепким отваром, у того кожа лица становится бархатной и нежной.

(слайд. Применение ромашки)

В парфюмерии ромашка применяется для производства духов, одеколонов, мыла и т.д. ромашку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съестные припасы, потому что запаха боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за медоносность. Ромашка – любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе.

(слайд. Венок из ромашки))

Исполняется песня «Ой, ромашка, белый цвет» Сл. И. Лашкова. Муз. А. Анеркина.

Первый ведущий.

Вспомните стихи О. Антропова:

Ой, в саду, саду зелёном

Розу поливала.

Вырастай, расти на счастье, -

Розе я сказала.

(слайд. Роза)

Исполняется песня «Миллион роз» Сл. Андрея Вознесенского. Муз. Раймонда Паулса.

Второй ведущий.

Нет цветов красивее и благоуханнее, чем роза.

С розой связано множество легенд. Одна из них – Архангел Гавриил сплёл для святой Богородицы три венка: из белых роз – радость, из красных роз – страдание, из жёлтых роз – её славу. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных.

Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура, и символом кратковременной жизни. Римляне верили, что роза вселяет в сердце мужество, поэтому вместо шлемов на воинов надевали венки из роз и на щитках выбивали изображение этого цветка.

Персы очень любили цветы. Самые популярные темы их поэзии – красота весны, любовь соловья и розы …

Если розу срывают, соловей вскрикивает. Весна прекрасна, но и, к сожалению мимолётна. Поэма Низами о любви Лейлы и Менджнуна даёт нам представление о персидских садах XII века.

Розой врачевали, лепестки накладывали на лицо для придания ему свежести, а собранная с цветков роса считалась средством против воспалённых глаз.

Первый ведущий.

Рассказ о розе не будет полным, если не вспомнить её «прадедушку» - шиповник.

(слайд. Шиповник)

Белые и жёлтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить шиповник любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила: «Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова».

Из трав и плодов шиповника делают настои, напитки и даже приворотное зелье.

(слайд.)

Исполняется песня «Заговорные слова» Сл. Бориса Емельянова. Муз. Юрия Кашука.

Первый ведущий.

О приворотном зелье, об удивительных историях, необыкновенных целительных свойствах других растений, о которых мы не смогли рассказать на нашем вечере, вам поведуют книги, которые вы сможете взять в библиотеке.

Давайте будем внимательны и бережливы к зелёному миру, и природа воздаст нам сторицей. В одном из современных международных документов – «Международная стратегия охраны природы» - говорится «Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли её в долг у наших детей». Поэтому давайте постараемся жить по поэтическому наказу Николая Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте …

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Первый ведущий.

Наш вечер подошёл к концу. Очень хотелось, чтобы мы не только познакомились с лекарственными травами, но и больше полюбили нашу природу, нашу землю.

(слайд. Русское разнотравье)

Исполняется песня «Травы, травы, травы» Сл. И. Юшина. Муз. Владимира Шаинского.

Литературный час о писателях натуралистах (Н. Сладков и Е. Чарушин) О братьях наших меньших

В ноябре 2016 года в городской библиотеке № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» для учащихся первых классов прошёл литературный час «О братьях наших меньших». На занятии ребята познакомились с творчеством двух писателей-натуралистов: Н. Сладков и Е. Чарушин.
библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» Ромина Наталья Алексеевна.
Описание: Литературный час «О братьях наших меньших» предназначен для учащихся младшего школьного возраста (1-2 классы). На нём школьники знакомятся с биографией и творчеством Н. Сладкова и Е. Чарушина. Данный литературный час можно проводить как отдельное мероприятие или использовать его фрагменты на уроках чтения в школе или библиотечных уроках, посвящённых творчеству писателей-натуралистов, в городских и школьных библиотеках.
Цели:
- Познакомить детей с творчеством писателей-натуралистов;
- Помощь учебному процессу;
- Заинтересовать школьников книгами Н. Сладкова и Е. Чарушина, имеющимися в библиотеке.
Оформление: красочный заголовок мероприятия, портреты писателей Н. Сладкова и Е. Чарушина, книжная выставка «Писатели о природе и животных», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка), видео «Художник Е. Чарушин», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка).
Оборудование: телевизор, видеоплеер.

Ход мероприятия

«Природа – это
увлекательнейшая книга.
Только начни её читать,
не оторвёшься».
Н. Сладков

Ребята, писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами. Сегодня мы познакомимся с двумя писателями-натуралистами. Это Николай Сладков и Евгений Чарушин. С помощью их книг мы отправимся в удивительный мир животных.

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка)).
Конечно, любой человек любит природу. Но есть такие люди, которые наделены особым отношением ко всему живому. Природа это чувствует и делится с ними своими самыми сокровенными секретами. Таким был писатель Николай Иванович Сладков. Он родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге) славящемся великолепными пригородными парками. Здесь писатель открыл для себя удивительную жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.
Ещё во время учёбы в школе Николай начал вести дневник, куда записывал свои впечатления и наблюдения за животными и растениями. Став взрослым Сладков увлекался охотой, но потом отказался от этого занятия. Вместо неё он стал заниматься фотоохотой и выдвинул такой призыв: «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Николай Сладков очень любил родную русскую природу. Однажды он сказал: «Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие».
Свою первую книгу «Серебряный хвост», в которой рассказывается о встрече охотника с горной лисой, Сладков написал в 1953 году. Всего он написал более шестидесяти книг.
Вместе с другим писателем-натуралистом Виталием Бианки Сладков готовил передачу для радио «Вести из леса», в которой с удовольствием отвечал на многочисленные письма юных слушателей.

Викторина по рассказам Н. Сладкова
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Н. Сладкова из цикла «Лесные шорохи»: «Сорока и медведь», «Сорока и заяц», «Лиса и мышь», «Кто как спит», «Лисица и ёж», «Сорока и заяц», «Одуванчик и дождь», «Крот и филин»).

Ответьте на вопросы:
1. Когда медведь бывает сытым? (Никогда, он всё время ест)
2. Почему зайцу не нужны лисьи зубы, волчьи ноги да рысьи когти? (Так как душа у него заячья, он всего боится)
3. Чего боится мышка-трусишка? (Тихого шороха) Почему? (Это означает, что крадётся кошка или лиса)
4. Как спит летучая мышь? (Висит вниз головой) Кто спит сидя? (Тетёрка) Кто спит стоя? (Цапля) А как спит заяц? (Лёжа)
5. Почему, по мнению лисы, колючки ежу не к лицу? (С ними он несъедобный)
6. Почему зайцу горькая осина вкусной кажется? (Так как он голодный)
7. Почему одуванчик кричит то «Ура», то «Караул»? (Корни у него рады дождю, так как пить хотят, а цветок боится, что пыльца испортится)
8. Филин – хищная птица. Кого он может проглотить? (Всех: и крота, и зайчонка и даже ежа)


А сейчас я хочу рассказать о другом писателе-натуралисте. Это Евгений Иванович Чарушин. Он был не только писателем, но и художником. Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке (Киров). В этом 2016 году исполнилось 115 лет со дня рождения Е. Чарушина.
Вместе с мамой мальчик часто ходил в лес, там наблюдал за лесными жителями, ловил их, воспитывал, лечил. В доме Чарушиных всегда было много животных. Во дворе обитали поросята, индюшата, козы, утки, цыплята. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы с рыбками.
Мальчику всегда хотелось подольше сохранить в памяти всё то, что он видел. На помощь пришло рисование, второе сильное увлечение детства. Женя часто ходил с карандашом в руках и рисовал животных. Рисовать его научил отец Иван Аполлонович Чарушин. Он был известным на Урале архитектором. А профессия архитектора требует умения хорошо рисовать.
Любимым чтением Чарушина в детстве были книги о животных.
Вместе с отцом Женя часто ездил по родной Кировской области. В этих поездках Женя мог любоваться восходом и заходом солнца, наблюдать как засыпает и просыпается лес, слушать пение птиц и голоса зверей. Именно благодаря ярким впечатлениям детства Евгений Иванович Чарушин и стал писателем и художником.

(Показ видео «Художник Е. Чарушин»)
Животные окружали Евгения Чарушина всю жизнь. Так, когда он стал уже взрослым, в его доме жил русский спаниель Томка, с которым писатель ходил на охоту. Именно он стал прообразом щенка Томки – одного из героев рассказов Чарушина.
Сначала Евгений Иванович был только художником – он создавал иллюстрации к книгам В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака и др. Затем он стал писать и сам.
Особенно он любил рисовать детёнышей животных. «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь», - писал Евгений Иванович. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Викторина по рассказам Е. Чарушина
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Е. Чарушина из цикла «Тюпа, Томка и Сорока», а также по выбору).

Ответьте на вопросы:
1. Как зовут охотничью собаку из рассказов Е. Чарушина? (Томка)
2. Вспомните, как автор выбирал себе щенка. Как по поведению щенка можно узнать его характер? Кого выбрал? (Томку; Рассказ «Томка», автор отнял деревяшку у щенка и спрятал, а тот её нашёл).
3. По каким признакам можно узнать, что снится щенку Томке? (Во сне Томка повизгивает и лапы у него дёргаются; рассказ «Томкины сны»)
4. Как Томка научился плавать? (Побежал в воду за мячиком, а мячик – это любимая игрушка Томки)
5. Как зовут маленького котёнка из рассказов Е. Чарушина? (Тюпа)
6. Почему Тюпу прозвали Тюпой? (Он ползёт, подкрадывается ближе к птичке, бабочке и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»)

Ребята, какие книги Е. Чарушина вы ещё читали? (Дети рассказывают)

Разгадайте кроссворд «Чарушин»:


1. Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает. (Курочка)
2. У своего теремочка
Сидит на цепочке. (Собака)
3. Чёрная заплатка,
Белая заплатка.
По берёзе скачет,
Обо всём судачит. (Сорока)
4. Пёстрая крякушка
Ловит для детей лягушек. (Утка)
5. Любит зёрна,
Любит хлеб,
Но любимей сыра нет,
Баловница, хоть мала,
Страх наводит на слона. (Мышка)
6. Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)
7. Мохнатенький, усатенький,
Лапки мягоньки, а когти востры. (Котёнок)

Молодцы, ребята! Я вижу, что слушали меня вы сегодня внимательно и поэтому много нового узнали и запомнили. Закончить нашу встречу я хочу словами Евгения Чарушина: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты - человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Расти поскорее, учись лучше!». Так обращался Е. Чарушин ко всем детям. Давайте будем следовать его совету: читать интересные книги, изучать животных и охранять природу. До новых встреч!

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка))

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тёпловская средняя общеобразовательная школа

Литературная гостиная

(Разработка внеклассного мероприятия)

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7 класса

(стаж классного руководства 3,5 года).

2014 г.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Очарованье русского пейзажа»

Данное мероприятие разработано для учащихся 7 класса.

Целью мероприятия является введение учащихся в мир русской поэзии, воспитание любви школьников к русской природе, родному краю.

Задачи:

Образовательные: расширить кругозор учащихся о творчестве поэтов, художников, композиторов; познакомить детей с творчеством талантливых людей-земляков, выработать умение владеть речью.

Развивающие : развивать познавательные качества, творческие способности учащихся, формировать их мировоззрение;

Воспитательные: воспитывать любовь к русской природе, к родному краю, прививать чувство эстетического наслаждения при встрече с произведениями искусства.

Оборудование :

1.Компьютер, мультимедийное устройство;

2. Презентация (Приложение 1;)

3.Фотографии с изображением природы;

4.Выставка рисунков «Природа глазами детей»;

5.Выставка картин художника-земляка;

6. Портреты поэтов.

Оформление:

Расставлены 4 стола, покрытые бархатной тканью, на столах - свечи. Окна закрыты тканью с изображением времен года. На стенах картины природы художника – земляка Хализова В.И., выставка рисунков «Природа глазами детей», фотографии родной природы в разное время года. На доске портреты поэтов и название внеклассного мероприятия. По ходу мероприятия показывается презентация, которая содержит изображение картин И.Шишкина «Иней», «Рябинка», «Февральская лазурь» И. Грабаря, А. Саврасова «Иней», « Оттепель», « Грачи прилетели», «Весна», «Радуга», «Первая зелень» Остроухова, «Сенокос», «Летом» А. Пластова, «Заросший пруд» В. Поленова и фотографии природы родного села.Презентация сопровождается музыкой П.И.Чайковского «Вальс цветов», «Октябрь», А. Вивальди «Зима», «Времена года», «Лето», «Весна», романсом С. Есенина «Отговорила роща золотая», песней Э. Хиля «Березовый сок»). Цель презентации - эмоциональное воздействие, способствующее нравственному воспитанию учащихся.

Ожидаемые результаты:

    Личностный рост;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Снижение эмоционального напряжения, улучшение эмоционального самочувствия;

    Развитие литературных способностей;

    Формирование интереса к работе «гостиной»;

    Создание творческого коллектива, способного работать в команде.

Ход мероприятия.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Выходят ведущие.

Ведущий 1 (Слайд 1). На фоне музыки : Природа…. Прикройте на минуту глаза... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

Ведущий 2. Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 3 Поэт Ф.И.Тютчев писал:

Природа – не слепок,

Не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ведущий 1 Не всем дано услышать этот язык. Понять его. Для поэтов, композиторов, художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.

Люби зеленый скат холмов,

Луга, измятые моей бродящей тенью,

Прохладу лип и кленов шумный кров-

Они знакомы вдохновенью…

Ведущий 2 Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие.

Звучит фрагмент произведения П. И. Чайковского «Октябрь».

Ведущий 3 Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух. Осень вплетает березам золото в кудри.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист

И как ковер устлал дорогу.

Ведущий 1 Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения звучит сейчас.

Ведущий 2. (Слайды 2,3). Глядя на картины «Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь тютчевские строки.


(1 ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ведущий3 . Осень была любимым временем года А.С. Пушкина. В это время года он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали:они не мешали прогулкам верхом-единственному развлечению в это рабочее время – и поддерживали горячку поэтического труда. «Осень чудная, -писал он Плетневу, - и дождь, и снег, и по колено грязь».

Ведущий 1 . Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

(2 ученик читает отрывок стихотворения «Осень» А. С. Пушкина)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 2. Многие стихи легли в основу романсов. Вашему вниманию предлагается прослушать романс на стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».

Звучит романс « Отговорила роща золотая…» (Слайд 4).

Ведущий 3. Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

Ведущий 1. Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в произведении Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 2. (Слайд 5) И в картине И. Шишкина « Иней». Ее зимние краски иссиня - голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто-бордовых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – одним словом, радость жизни. Как всякое произведение искусства.

Ведущий 3 Всмотритесь внимательнее в картины, на которых изображена природа зимой, и прослушайте произведение Вивальди «Зима». И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти произведения, как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины. (Слайды 7,8).


Звучит музыка Вивальди «Зима».

Ведущий 1 Подлинными шедеврами являются стихотворения русских поэтов, посвящённые зиме.

(3 ученик стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимой»)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой .

(4 ученик читает стихотворение С. А. Есенин "Берёза")

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий 2 Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы. Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

Ведущий 3. Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения.

(Слайды 8,9,10,11).Вы видите здесь пейзажи русских художников, посвященные разным периодам весны.


Ведущий 1. Картины рассказывают нам о нежном цветении кустов, первой зелени, свежести весеннего дня.

Ведущий 2. Весна вдохновляла и поэтов.

(5 ученик читает стихотворение Е. Баратынского «Весна,весна! Как воздух чист!»)

Поделиться