Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций Учебно-методическое обесп

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №249


«Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»


Михальцова Наталья Анатольевна

Волгоград-2017

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей;

вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

их интереса к данному занятию; сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Образовательная деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная средадолжна быть:

$1Øтрансформируемой;

$1Øполифункциональной;

$1Øвариативной;

$1Øдоступной;

$1Øбезопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Приложение №1

к письму департамента образования

от 25.03.2015 № ДО-1913-04-07
Департамент образования администрации Владимирской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования

имени Л.И. Новиковой»

Основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций

Л.Н.Прохорова . Основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / Л.Н.Прохорова, заведующая кафедрой дошкольного образования ВИРО, к.п.н, доцент, психолог высшей квалификационной категории – М.: Владимирский институт развития образования, 2015.

Предлагаемые методические рекомендации адресованы различным субъектам образовательных отношений: руководителям дошкольных образовательных организаций, педагогам всех категорий и временным творческим коллективам, занимающимся проектированием и созданием системы психолого-педагогического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Введение ФГОС дошкольного образования привело к изменению парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, что означает необходимость разработки системы психолого-педагогического сопровождения, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности позитивную социализацию, личностное развитие, развитие инициативы, творческих способностей воспитанников ДОО.

Система психолого-педагогического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разрабатывается педагогическим коллективом ДОО с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования с учетом особенностей педагогического коллектива и запросов родительской общественности (на основе результатов мониторинга).

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обеспечения полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990). Использование сопровождения продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. Анализ научной литературы дает основания предполагать, что сущность педагогического сопровождения рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как целенаправленный процесс; как педагогическая технология.

Выделяют следующие этапы психолого-педагогического сопровождения (Т.В. Анохина):


  1. Диагностический : предполагает обнаружение проблем сопровождаемого, осознание им их значимости и желания их разрешить.

  2. Поисковый : совместный с сопровождаемым поиск причин и способов решения.

  3. Проектировочный: построение договорных отношений между педагогом и сопровождаемым с целью продвижения к решению проблемы.

  4. Деятельностный: взаимодополняющая деятельность педагога и сопровождаемого, где в основном действует сам сопровождаемый.

  5. Рефлексивный: анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов, способов решения проблемы.
Целью создания Системы психолого-педагогического сопровождения должно стать создание социально-психологических условий для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей каждого ребенка, в тесном взаимодействии двух институтов социализации ребёнка – дошкольной образовательной организации и семьи.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:


  • Систематическая оценка уровня индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий.

  • Создание социально-психологических условий для раскрытия познавательных, творческих возможностей воспитанников и его успешного развития в детских видах деятельности.

  • Организация помощи детям, имеющим особые образовательные потребности (в том числе проблемы в психологическом развитии и обучении).

  • Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОО и родителей воспитанников
Результатом психолого-педагогического сопровождения является создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, создающей условия для развивающего вариативного дошкольного образования; гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивающей эмоциональное благополучие детей, профессиональное саморазвитие педагогических работников и участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Разработка системы психолого-педагогического сопровождения, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Нормативно-правовой основой разработки системы психолого-педагогического сопровождения являются следующие документы федерального и регионального уровней:


  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.);

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10));

  • Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
Региональный уровень

  • Постановление Губернатора области от 31.12.2013 г. №1567 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 28.02.2013 №220 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Владимирской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

  • Постановление Губернатора области от 04.02.2014 г. №59 «Об утверждении Государственной программы Владимирской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы»;

  • План мероприятий по введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (дорожная карта) / на 2014 – 2016 годы.

Система психолого-педагогического сопровождения строится с учетом:

1) индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности),

2)индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

3) возможностей освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

При разработке системы психолого-педагогического сопровождения следует ориентироваться на основные принципы , заложенные в Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, ФГОС ДО:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

5) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

6) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

7) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

8) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

9) сотрудничество Организации с семьей;

10) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

11) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Разработчикам системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС необходимо ориентироваться на концептуальные идеи и ценности дошкольного образования, заложенные во ФГОС, основными из которых являются:


  • изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие воспитанников, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, реализация развивающего потенциала дошкольного образования;

  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

  • реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие;

  • приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению, которое происходит через ведущий вид детской деятельности - игру;

  • приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение должно опираться на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;

  • ориентация образовательной деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

  • важнейшим компонентом механизма становления социального опыта является деятельность, соответствующая определённым педагогическим условиям, которая должна: воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия в ней, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Основными субъектами психолого-педагогического сопровождения в дошкольной организации являются:

Воспитанники;

Педагоги;

Родители воспитанников (законные представители) .

Введение ФГОС дошкольного образования обозначило ряд проблем для всех субъектов образовательных отношений: для педагогов – это проектирование методического обеспечения реализации стандартов, выбор средств и способов достижения целей-результатов, оценка образовательных результатов на дошкольной ступени образования; для детей – это готовность к развитию и обучению на следующем уровне образования; для родителей – необходимость разобраться в том, что такое стандарты и как помочь своим детям успешно социализироваться.

Все обозначенные проблемы субъектов образовательных отношений взаимосвязаны, и необходимо понять, как педагоги и родители действительно способны помочь развивать в детях такие личностные качества, как самостоятельность, инициативу, ответственность, обеспечивающие их позитивную социализацию.

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОО должна содержать конкретизацию целей, задач, содержания, планируемых результатов, а также способов, приёмов и технологий, используемых при её реализации.

Собственная Система ППС должна строиться с учётом специфики дошкольной образовательной организации (условий осуществления образовательного процесса), а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках реализации ФГОС.

Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: ДОО, семьи, учреждений дополнительного образования культуры и спорта.

Департамент образования города Москвы

Московский институт открытого образования

Московский городской психолого-педагогический университет

учреждения

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ города Москвы.

В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До ввода в действие этих двух программ настоящие рекомендации являются временными. Данные рекомендации помогут дошкольным образовательным учреждениям в короткие сроки внести дополнения и изменения в уже действующие образовательные программы и повысить качество дошкольного образования. Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа должна:

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;


предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

1. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

II часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);


2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80%) времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80%) времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

Структура образовательной программы ДОУ. Титульный лист

1 Название ДОУ;

2.«Утверждаю: заведующий ДОУ...».

3. «Принято на заседании (научно-методического совета, педсовета, малого педагогического совета), дата, № протокола.

4. «Согласовано» (УО или ОМЦ)

6. На обороте титульного листа дано содержание (оглавление) образовательной программы.

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа ДОУ№____ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от_____________________________________ до_____________________________

лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-


личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Пояснительная записка должна раскрывать:

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников.

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: (сформулировать)

3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа
результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное
образовательное учреждение.

Учитывая, что в учреждении разработана «Программа развития ДОУ», в которой определены концептуальные идеи, стратегия развития всего образовательного учреждения и механизмы ее реализации, то в Образовательной Программе прописываются цели и задачи организации педагогического процесса для его участников (детей, педагогов, родителей воспитанников)

4. Особенности образовательного процесса.

Напоминаем, что они могут быть: организационные, национально-культурные, демографические, климатические и др. При организации образовательного процесса должны быть учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Укажите эту позицию, а также то, что «в основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей». 5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы (раскройте в соответствии с вышеуказанными).


1 ЧАСТЬ (обязательная)

1. Организация режима пребывания детей в ДОУ.

В этом разделе ДОУ необходимо представить:

Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности;

Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм, и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (приложение № 3);

Систему закаливающих мероприятий;

Систему физкультурно-оздоровительных мероприятий; (приложение № 2)

Современная образовательная политика в сфере образования Российской Федерации отражается в стандартизации всех уровней образования, начиная с дошкольного образования.

Сегодня дошкольное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как первый уровень образования. А это в свою очередь предъявляет к дошкольным образовательным организациям более серьезные требования:

Наличие основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации;

Рабочие программы педагогов по пяти образовательным областям.

Задача педагогов дошкольных образовательных организаций: разработать рабочую программу с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечить ее реализацию.

Данная задача является новой для педагогов дошкольных образовательных организаций и весьма сложной. Таким образом, предложенная методическая рекомендация «Структура рабочей программы» поможет педагогам в разработке данного документа.

Разработка рабочей программы является новым в сфере дошкольного образования в соответствии с ФГОС и предъявляет особые требования к содержанию образования. Планирование должно быть целостным, иметь четкую систему и отражать те направления работы, которые предполагает дошкольная образовательная организация.

Рабочая программа - программа педагогов дошкольной образовательной организации, разработанная для возрастной группы на основе основной образовательной программы дошкольного образования и включающая содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области.

Рабочая программа педагога разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОО. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольной образовательной организации.

Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в дошкольной образовательной организации. Ответственность за полнотой реализации рабочих программ возлагается на заведующего или заместителя заведующего дошкольной образовательной организации.

При написании рабочей программы должны руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

5. Уставом ДОО.

При разработке рабочей программы необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных (субъектов) отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество Организации с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Разделы рабочей программы

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Пояснительная записка.

Нормативные документы.

Цель и задачи рабочей программы.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников .

Планируемые результаты освоения Программы.

Учебный план реализации ООП ДО.

Модель образовательного процесса.

Планирование работы с детьми в группе:

Примерное годовое планирование

Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей.

Примерный набор материалов и оборудования, необходимых для организации образовательной области.

Мониторинг освоения программы образовательной области.

Кружковая работа.

Взаимодействие с семьей, социумом.

5. Организационный раздел.

Оформление предметно-пространственной среды.

Режим дня, структура НОД.

Программно-методический комплекс образовательного процесса.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" № 1155 от 17.10.2013г.

www.maam.ru

1. Насыщенности

1. Соответствие объектов среды возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Подбор материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем – предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая,

6-7 лет игра с правилами) .

2. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:

Активность в разных видахдеятельности, проявление творчества;

Поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

Материалы и оборудование должны быть интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата) .

В группе имеются награды, подарки, модели лесенки успеха и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

В РППС: уголок уединения, тишины, порфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы) , семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.

Для этого в среде имеются алгоритмывыполнения деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование и др.) для мальчиков и девочек свариантами выбора.

Пространство группы:рабочая зона (30%) , активной деятельности (50%) , спокойной деятельности (20%) .

2. Трансформируемости

В соответствии с образовательной ситуацией,

От меняющихся интересов и возможностей детей.

В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство в соответствии с задачами и содержанием ОП (расположение учебной зоны) , учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой) , для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики) , маркеры среды (стационарные, меняемые) .

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

3. Полифункциональности

1. В РППС объекты полифункциональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивать развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности.

4. Вариативности

1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

3. Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.

РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников, интересами детей, их социальным опытом.

Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников,

выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат...

Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностяхродного города, об известных людях и т.п.

Объекты отражают

климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.) . В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

5. Доступности

1. Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

2. Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Наличие специальных методических пособий, специального оборудования и дидактических материалов для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (п.1.3.1) ;

6. Безопасности

1. Cоответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Игровая и издательская продукция должна быть сертифицирована, соответствовать требованиям Сан Пин и др. документов, иметь психолого-педагогическую ценность, см. Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений) .

По теме:

Материал nsportal.ru

Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

3.2. Педагогический совет избирает из своего состава секретаря для ведения протоколов сроком на один учебный год.

4. Функции.

4.1. Определение стратегии воспитательно-образовательного процесса.

4.2. Обсуждение выполнения нормативных документов, приказов, инструкций и других локальных документов по организации воспитательно-образовательного процесса ГДОУ, а так же годового плана, программы развития и пр.

4.3. Выбор и анализ образовательных программ; обсуждение, разработка и утверждение авторских образовательных программ;

4.4. Обсуждение и анализ диагностических исследований и педагогических экспертиз.

4.5. Разработка и утверждение, Программы развития МДОУ, Годового плана работы на следующий учебный год, анализ работы за истекший учебный год.

4.6. Рассмотрениеи утверждение методических направлений, содержания воспитательно-образовательного процесса, а так же методов и форм работы с детьми в соответствии с действующим законодательством РФ, методическими рекомендациями вышестоящих организаций, органов управления, последними достижениями психолого-педагогических наук.

4.7. Разработкаперспективных, календарных, индивидуальных планов, в соответствии с гигиеническими требованиями максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.

4.8. Разработка и утверждение плана, выбор форм, методов и направлений работы с родителями.

4.9. Организация дополнительных платных образовательных услуг в МДОУ, связанных с учебно-воспитательным процессом, за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и в соответствии с Уставом МДОУ;

обучение по дополнительным образовательным и учебным программам;

проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

оказание дефектологической и психологической помощи.

4.10. Проведение мероприятий по повышению квалификации, педагогического мастерства и переподготовки педагогических работников.

4.11. Обсуждение передового педагогического опыта с целью внедрения его в практику МДОУ.

4.12. Подготовка , заслушивание и анализ отчетов педагогов и администрации МДОУ о качестве и результативности воспитательно-образовательного процесса.

4.13. Участие в составлении локальных (внутренних) документов в части, касающейся воспитательно-образовательного процесса, работы с детьми и взаимодействия с родителями.

4.14. Ведение протоколов заседаний совета в «Журнале протоколов Педагогического совета МДОУ». Протоколы подписываются секретарем и председателем Педагогического совета.

5. Права и обязанности.

5.1. Каждый член Педагогического совета обязан:

5.1.1. Посещать заседания Педагогического совета.

5.1.2. Активно участвовать в подготовке и работе Педагогического совета.

5.1.3. Своевременно и полностью выполнять принятые решения.

5.1.5. Выполнять Устав МДОУ.

5.1.6. Обладать профессиональными навыками, постоянно их совершенствовать, повышать профессиональное мастерство.

5.2. К основным обязанностям Педагогического совета так же относятся:

5.2.1.охрана жизни и здоровья воспитанников, работников Образовательного учреждения;

5.2.2.защита ребенка от всех форм физического и психического насилия;

5.2.3.сотрудничество с семьей воспитанника по вопросам обучения и воспитания;

5.2.4.содействие удовлетворению спроса родителей (законных представителей) на воспитательно-образовательные услуги, участие в организации платных услуг.

5.3. Права:

5.3.1.участвовать в управлении МДОУ;

5.3.2.требовать от администрации МДОУ информации, документов, других материалов, необходимых для качественного и своевременного выполнения возложенных на Педагогический совет задач и функций;

5.3.3.свободно педагогически обоснованно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебную литературу;

5.3.4.защищать профессиональную честь и достоинство;

5.3.5.обжаловать приказы администрации МДОУ,нарушающие действующее законодательство,

путем обращения к Учредителю, в органы управления образованием, в федеральный районный суд;

5.3.6.повышать квалификацию;

5.3.8.участвовать в научно-экспериментальной работе

5.4. Решения Педагогического совета правомочны при условии:

5.4.1.присутствия на заседании более половины всех членов совета;

5.4.2.принятия решений простым большинством голосов;

5.4.3.фиксирования решений в протоколе заседания

5.4.4.конкретного характера принятых решений с указанием сроков исполнения, проведения мероприятий и ответственных за их исполнение лиц.

6. Ответственность

6.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на Педагогический совет задач и функций несет председатель совета, заведующий МДОУ.

6.2. Каждый член Педагогического совета несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за:

6.2.1.выполнение задач и функций, определенных настоящим Положением;

6.2.2.реализацию в полном объеме образовательных программ, качество их реализации;

6.2.3.соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, интересам и потребностям воспитанников;

6.2.4.жизнь и здоровье воспитанников и работников МДОУ во время образовательного процесса;

6.2.5.нарушение прав и свобод воспитанников и работников в МДОУ.

7. Руководство и служебные взаимодействия

7.1. Непосредственное руководство осуществляет председатель Педагогического совета.

7.2. Председатель, в случае несогласия с мнением, либо решением Педагогического совета,

приостанавливает проведение заседания, доводит информацию до сведения Учредителя МДОУ. Учредитель, либо представитель Учредителя, после ознакомления с необходимыми материалами и документами, выносит окончательное решение по спорному вопросу.

7.3. По согласованию с членами Педагогического совета на заседание могут быть приглашены представители Учредителя МДОУ, представители общественных организаций, работники других образовательных учреждений, родители воспитанников и другие заинтересованные лица. Лица, приглашенные на заседание Педагогического совета, пользуются правом совещательного голоса.

7.4. Взаимодействует с отделом дошкольного воспитания Уп О муниципального Наро-Фоминского района, Учебно-методическим центром, методическими и педагогическими работниками других образовательных учреждений и другими организациями по вопросам повышения квалификации, педагогического мастерства, организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ.

8. Организация работы

8.1. Педагогический совет проводит свою работу по утвержденному на заседании Плану.

8.2. Заседания проходят не реже 4 раз за учебный год, а так же в тех случаях, когда это требуется в интересах МДОУ.

8.3. Заседания правомочны при условии присутствия на заседании не менее половины его состава.

«Здоровье в порядке! Спасибо зарядке!»
Утренняя зарядка – что нужно знать о ней,
чтобы она приносила радость и положительный эффект?

Во-первых, не следует путать эти два понятия – утренняя зарядка и физическая тренировка.

Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она не предназначена для того, чтобы тренировать организм.

Во-вторых, утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Этот вид физической деятельности призван усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна.

Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость. В-третьих, в качестве исходных положений используются положения, сидя и лежа. То есть, можно начать делать утреннюю зарядку не вставая с постели.

Выполнять упражнения нужно медленно и без резких движений. Утренняя зарядка, а точнее ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем при дневных тренировках. В целом утренние физические нагрузки не должны вызывать утомления.

Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей. С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений.

Первыми выполняются упражнения дыхательного типа для плечевого пояса. Например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или хлопки ладонями на уровне груди или за спиной. Упражнения для мышц спины и живота и развития гибкости позвоночника.

Например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими, такими как дыхательные.

Затем должны снова идти упражнения, способствующие расширению грудной клетки. Например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание. Упражнения с большей нагрузкой, например наклоны и приседания, выполняются по два-три подхода.

После всех упражнений нужен кратковременный, секунд 10–15, бег или подпрыгивания. Заканчивают гимнастику ходьбой на месте, во время которой стараются нормализовать дыхание.

Подробней на сайте nfdou22.edumsko.ru

Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

ГлавнаяМетодическое пространствоФГОСУчебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования Пятница, 14 Ноябрь 2014 11:06

Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

Федеральным институтом развития образования разработано учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования:

– Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

– Модульная программа повышения квалификации сотрудников образовательных организаций по вопросам введения ФГОС дошкольного образования и использования основной примерной образовательной программы дошкольного образования для формирования образовательной программы дошкольного учреждения.

– Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.

Методические материалы размещены на сайте ФИРО в разделе «ФГОС ДО»http://www.firo.ru/?page_id=15165 .

Прочитано 5492 раз

Источник mosmetod.ru

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке ОП дошкольного образования в образовательной организации | ТЦ Сфера

  1. Виды образовательных программ в общем образовании и нормативные основы их разработки
  2. Что такое Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
  3. Нормативные основы и характеристики основной образовательной программы дошкольного образования
  4. Авторские образовательные программы дошкольного образования. Комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования.
  5. Назначение и особенности основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной Организации
  6. Технология применения ПООП для разработки основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации
  7. Алгоритм применения ПООП для разработки основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации
  8. Выбор комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования для разработки основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации
  9. Формирование основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

ООП дошкольного образования должна быть направлена на достижение целевых ориентиров Стандарта и устранение тех недостатков в организации образовательного процесса, которые ранее могли препятствовать их достижению.

Для разработки ООП Организации могут выбрать как одну авторскую программу, так и совокупность нескольких авторских образовательных программ (комплексных и парциальных) , а также авторских разработок педагогов конкретной Организации.

Под совокупностью программ понимается не простое их множество, а некая целостность, которая включает программы, не противоречащие друг другу с методологической точки зрения и взаимодополняющие друг друга с методической стороны для достижения целевых ориентиров Стандарта.

Формирование ООП с учетом ПООП и создание итогового текста документа осуществляется путем интеграции содержания комплексных и парциальных программ, а также авторских разработок педагогов конкретной Организации с ПООП , конкретизации положений Примерной основной образовательной программы, коррекции и адаптации ее содержания с учетом условий деятельности Организации.

Материал tc-sfera.ru

Главная страница? > ?ФГОС дошкольного образования? > ?Материально-техническое обеспечение? > ?Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ? > ?

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в ДОУ

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – образовательные организации) , требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) .

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда) , создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и уч?том примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого реб?нка с уч?том его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка) ;
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др) .

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: - критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, - санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

  • полифункциональности : предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
  • трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством) ;
  • вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
  • насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
  • доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
  • безопасности: среда преполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня) , а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами

7.1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.

Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

7.2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

7.3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

7.4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

8. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

9. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

10. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

11. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

12. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

13. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

14. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.) .

14.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.) . Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.) .

14.2. Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

14.3. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.

14.4. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

15. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

  • психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;
  • психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды
  • зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны) ;
  • слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
  • тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
  • факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка
  • антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

16. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры
  • людям и животным) , роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) ;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.) ;
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Подробней на сайте sites.google.com

Поделиться