Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на бытие. Идея единства православных народов в контексте современной ситуации Стирание границ и достижение Единства

ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ЕДИНСТВО

Высшая Реальность – это ЕДИНСТВО.
Единство подразумевает отсутствие отделённости (чувства отдельности). Отделённость начинается с ощущения «я» и «не я»: я отделён от других, я отделён от Бога и т.д. Когда есть отделённость, возникаетотношение к чему-то «другому», возникает некая позиция, игровая роль, и далее - зафиксированность в этой позиции или роли, что ведёт к накоплению опыта отделённости, который и мешает в дальнейшем осознать Единство. Конечно же, отделённость – это всего лишь иллюзия, проявление хитрости ума, хотя эта иллюзия довольно реалистична и убедительна, не правда ли?

Стирание границ и достижение Единства

Границы – это иллюзия, выдумка Сознания, скрывающая Единство.
Границы создаются отождествлениями и различениями. Когда сознание отождествляется с телом, возникает идея «моё тело» и «другие тела», происходит разделение на я и не я. В этом нет ничего плохого, однако именно отождествлённости и убеждения (накопленные в связи с этими отождествлённостями) приводят в итоге к страданиям.

Стирание границ – это устранение отождествлений и других иллюзий жизни, что приводит к достижению Единства .
Границы – это всего лишь видимость, существующая в проявленном мире. На более «высоком» уровне сознания нет никаких границ, так как всё Едино.
Когда вы видите другого человека, вы видите только тело. Тела различны, поэтому, конечно же, вы считаете, что я - это я, а он - это он. Имеет место отождествление и различение в отношении тел. Очевидно, что тела разные, и границы существуют. Но есть ли границы между его умом и вашим? Не было ли у вас такого, что вы «прочитали чьи-то мысли»? Или кто-то ваши? Может быть, догадались, о чем думает другой, или вместе сказали одно и то же? Таким образом, границы на уровне ума менее очевидны.
За пределами ума (эго или ложного я) границ нет, нет ощущения отделённости, всё Едино. Поэтому стирание границ неизменно приводит к достижению Единства.

Что представляет собой Единство? Отсутствие отождествлений и различений, отсутствие ощущения разделённости, отдельности, отсутствие «я» и «не я». Всё цельно, едино. Нет никаких беспокойств, проблем, страданий. Есть только вечное и бесконечное Блаженство, которое часто называют и другими словами: Счастье, Любовь, Радость, Безмятежность, Нирвана, Просветление и т.д. Это состояние иногда случается (кратковременно) в медитациях, упражнениях, при выполнении техник разотождествления, а также в обычной жизни без (или вне) всяких практик.
Можно целенаправленно заняться стиранием границ, хотя для большинства людей стирание границ может оказаться слишком трудным занятием ввиду огромного количества отождествлённостей и убеждений по поводу себя, других и жизни вообще. Однако попробовать можно.

Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Нужно, чтобы ничто не беспокоило и не отвлекало, чтобы внимание было свободно от проблем и забот. Приведу пример стирания границ между собой и Богом – достижения Единства с Богом.
Вы направляете внимание на своё «я», затем на Бога. Ваше «я» представляет собой набор отождествлений и имеющихся убеждений о себе. Бог тоже представляет собой набор имеющихся у вас убеждений о Нём. Эти убеждения и создают границы. Без торопливости вы ищете сходства и различия, находите все убеждения о себе и Боге. Это занимает какое-то время. Следует понимать, что все ваши представления о себе и Боге – это просто набор представлений (отождествлений, убеждений), не более того.

Затем посмотрите внимательно и попробуйте почувствовать, существует ли сейчас граница между вами и Богом. Другими словами, где заканчиваюсь я, и начинается Бог . Если граница есть (для вас), вы её почувствуете, и в таком случае её нужно рассмотреть (прочувствовать) во всех деталях: из чего она состоит, где находится, на каком расстоянии, имеет ли она плотность и какие-то ещё характеристики. Исследуйте эту границу во всех деталях, тщательно и полностью. Рассмотрите все свои убеждения, чувства и ощущения по поводу этой границы.
Ищите снова сходства и различия между собой и Богом, затем снова смотрите, есть ли граница, и т.д. - до тех пор, пока граница не исчезнет полностью

.

Стирание границ происходит при тщательном рассмотрении их . Когда вы внимательно исследуете границы, вы чувствуете, что они начинают меняться, ускользать и исчезать. Тогда вы начинаете понимать, что это всего лишь выдумка сознания, всего лишь убеждение. А так как убеждения – это иллюзия, то границы, которые и состоят из этих иллюзий – стираются, исчезают. Все представления и убеждения о себе и о Боге должны исчерпаться. Когда стираются надуманные границы, остаётся Изначальное Единство, цельность.

Когда границы исчезают, может появиться мысль «я и Бог – едины». Сама фраза «я и Бог» подразумевает ещё оставшуюся отделённость. В конечном итоге достигается Единство, без ярлыков типа «я» и «Бог». Нет никаких мыслей по этому поводу и ощущения отдельности.

Чем больше накопилось отождествлений и убеждений, тем дольше происходит стирание . Если техника стирания границ идёт очень медленно и без ярких результатов, значит, это не то, что вам нужно делать сейчас.
Стирание границ можно делать в отношении чего угодно, по отношению к чему (кому) вы чувствуете отделённость, но, опять-таки, не во всех случаях это будет подходящей техникой. Возможно, для начала нужно плотно поработать с убеждениями о себе, чтобы произошло некоторое разотождествление. Очень сильно мешает работе эгоизм, любые его проявления.

Достижение Единства – это не совсем верная формулировка, потому что то, чего вы пытаетесь достичь, уже есть и было всегда. Это не что-то новое, это, скорее, нечто забытое. Единство уже есть, нужно только избавиться от иллюзорных границ, мешающих осознавать его.
См. Уровни Единства.
Рецепт Единства.
Все религии Едины.

Высшая Реальность – это Гармония.
Когда нет разделения на «я» и «не я», нет также никакого напряжения, вражды, беспокойств, борьбы противоположностей (нет дуальностей), потому что всё едино, цельно. Откуда в Единстве возьмётся дисгармония? Дисгармония может быть только при условии, что есть больше Одного, то есть при наличии иллюзии отделённости. Когда нет никакого личного (отдельного) «я», кто будет испытывать дисгармонию? Кто скажет, что есть дисгармония?
См. Гармония и равновесие.

Высшая Реальность – это Безусловная Любовь.
Безусловная – потому что нет никого, кто ставил бы условия, нет личного отдельного «я» (всё ведь Едино). Любовь – потому что нет дисгармонии, нет субъектно-объектных отношений, нет напряжения, борьбы, беспокойства.
См. Безусловная любовь.

Высшая Реальность – это Счастье.
Потому что нет никакого отделенного «я», которое могло бы сказать: «я не счастлив». Нет «я» и «обстоятельств, которые делают меня несчастливым». Такого разделения нет, есть только Единство.
См. Близкое или далёкое счастье.
Притча «Будь счастлив».
«Образ себя - счастливого человека» - Синельников Валерий Владимирович.

В Высшей Реальности также нет негатива, привязанностей, зависимостей, предпочтений, нет ощущения, что что-то важнее чего-то другого.
Высшая Реальность – это состояние вне иллюзий. Таким образом, Высшую Реальность можно назвать Высшей Истиной.
Высшая Реальность – это отсутствие эгоизма и его негативных последствий.

Фактически, всё написанное выше относится к описанию просветления.

Всё, что не есть Единство – иллюзия

КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА

Есть Сознание. Сознание – это всё, что было, есть и будет. Сознание – это совокупность всего, поэтому его можно назвать Единым Сознанием. Вы можете назвать его другим словом, например Жизнь, Бог или Единство.
Единое Сознание разделяют на проявленное (всё, что воспринимается) и не проявленное (из которого возникает проявленное).

Всё изначально Едино и, можно сказать, состоит из одного и того же «материала». Этот материал некоторые физики и мистики называют пустотой. Не важно, каким словом это будет названо.

Важным аспектом Сознания является некая Высшая Сила (или силы), управляющая природой, людьми и событиями, и часто эту Высшую Силу делят на Бога и Дьявола. У обеих сторон есть своя иерархия (дальнейшее разделение). Для практических целей можно упростить эту модель, и не разделять Высшую Силу на множество различных сил. Так мы будем ближе к концепции Единства.

Давайте Высшую Силу называть словом Бог. Бог управляет всем без исключения – людьми, природой, событиями, явлениями – целиком и полностью. Итак, у нас есть кажущаяся двойственность: Бог и то, чем он управляет. Чтобы устранить иллюзию двойственности и вернуться к Единству, нужно понять, что Бог есть ВСЁ, но один его аспект управляет другими аспектами в проявленном существовании. Посредством чего происходит управление? Посредством тех же людей, событий, явлений. Имеет местовзаимовлияние проявленных аспектов Единого Бога. Все аспекты Единства так или иначе влияют друг на друга, и этот механизм полностью слажен, поэтому Ничто не случайно.

Действующая сила только одна – Бог. Но в проявленном мире есть видимость множества действующих сил. Почему так? Все ответы на этот вопрос представляют собой лишь концепции. К примеру, такая концепция: «Бог (Единство) решил познать себя в проявленном существовании через множество аспектов себя же».
Множественность в основе своей представляет собой Единство, из которого она возникает.
Таким образом, Единый Бог проявляет себя во множестве форм.

Следующая концепция: Бог сделал так, чтобы люди были погружены в Иллюзии жизни.
Для чего Бог создал иллюзии? В качестве ответа отлично подойдёт такая концепция: чтобы жизнь могла быть такой, какой она есть сейчас. Без всех этих иллюзий спектакль под названием Жизнь не мог бы состояться.

Бог – это всё, что есть .
Каждый из нас является частью Бога. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, и вообще воспринимаем каким-либо образом, является частью Единого Бога. Нет ничего, что не было бы частью Бога.
Когда проявлена иллюзия множества, Единство не ощущается, так как его «перебивает» ощущение множества. Это нормально, как нормально и то, что по мере духовного развития иллюзия множества теряет свою силу, как и все остальные иллюзии жизни, на что тоже Воля Бога.
Воля Бога на то, чтобы у вас была Иллюзия личной причинности, Иллюзия свободы выбора и Иллюзия личной ответственности. Эти иллюзии делают жизнь реалистичной и интересной. Стали бы вы в одиночку играть в карты за шестерых? Не так интересно, как с «настоящими соперниками», верно?
Воля Бога на то, чтобы у вас возникали определённые мысли, желания, ощущения, эмоции, реакции, которые приводили бы к тем или иным решениям, выводам и действиям, а также к их последствиям. И чтобы вам казалось, что это вы причина этих мыслей, эмоций, решений и действий.

Всё в жизни происходит исключительно и только по Воле Бога – и в вашей, и в жизни других людей.

В большинстве случаев Воля Бога на то, чтобы идея Единства и Воли Бога не принималась массово, потому что это испортило бы спектакль под названием Жизнь.
Принятие концепции «на всё Воля Бога» может произойти только по Воле Бога. И по Воле Бога может произойти исчезновение этой (возможно последней) концепции в духовном развитии.

У кого-то может возникнуть вопрос: так нужно ли что-то делать, изучать, практиковать, пытаться? Если есть желание и импульс это делать, значит нужно, на то Воля Бога. Если есть понимание, что практиковать ничего не нужно, значит не нужно. Если в данный момент есть сомнение, значит и на это Воля Бога.

Полное принятие концепции «на всё Воля Бога» избавляет от эгоизма, вовлечённости в иллюзии и последствий этого – личных страданий. В большинстве случаев духовное развитие всё же требует практики. Избавление от иллюзий и страданий происходит по мере работы над собой.
Принятие Воли Бога крайне редко случается без целенаправленной работы.
Хорошо, если вы всегда будете помнить о концепции Единства и Воли Бога на всё, это ускорит духовный рост и приблизит избавление от иллюзий.

Долгое время в обществе доминировал тип мировоззрения, который назвали антропоцентризмом. Сущность такого мировоззрения заключается в том, что весь мир с одной стороны противопоставляется человеку, а с другой стороны существует для человека, для удовлетворения его потребностей. Нет необходимости искать факты, подтверждающие не просто ошибочность такого мировоззрения, но даже ущербность и вредоносность его. Достаточно оглянуться вокруг и окажется, что в любой сфере человеческой жизни существуют проблемы и если раскрыть их причины, то окажется, что возникают они вследствие особенностей мировоззрения.

Необходимость разрешения экологических проблем вызывает к жизни новые идеи, основываясь на которых можно формировать совершенно новый тип мировоззрения, отличный от того, который и стал причиной развития экологических кризисов.

К пониманию единства можно прийти с двух сторон, осознавая возможность существования абсолютной, общей для каждого существа в мире основы (субстанции) и осознавая неразрывную целостность всего существующего в мире (а если пойти дальше, то можно включить в понимание и связи с тем, что еще не существует).

Лучше всего начать наше размышление о единстве мироздания, посмотрев по-новому на мир, который принято называть видимым миром и состоящего из телесных объектов, которые можно воспринимать посредством физических органов чувств (осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса). Благодаря научному методу познания видимого мира удалось создать приборы, обладающие способностями проникать в те слои материального мира, куда человеческие органы чувств проникнуть не могут, и давать человеку возможность познать их. Так, нам стало известно о существовании микромира (клетки, молекулы, атомы…) и макромира (планеты, галактики, Вселенная). И постепенно накапливаются знания о структуре и функциях обитателей этих миров. Но, наши знания о мире видимом отрывочны и неполны. Для науки то, что не попало в ее поле зрения – не существует. Поэтому следует учесть очень важный для осмысления факт – то, что нам известно это маленькая верхушка огромного айсберга, большая часть которого скрыта от нашего восприятия.

Человек расширил границы своих физических чувств и понял, что все тела состоят из материальных частиц: элементарных частиц, атомов, молекул, которые определенным образом структурированы и размещены в пространстве тел. В этом смысле растение и человек обладают общими материальными компонентами, но разной степенью сложности организации структуры и функций тела. Иными словами тело человека обладает большими возможностями, чем тело растения. Например, обладая способностью к передвижению, человек имеет сложно устроенный опорно-двигательный аппарат, растение же не имеет специально устроенного органа передвижения.


О единстве материального мира может свидетельствовать и феномен круговорота веществ и энергии. Материальные частицы перемещаются из одного тела в другое и благодаря различным процессам (физическим, химическим и др.) изменяется их структура, свойства, функции, поведение. Можно сказать, что частицы материи взаимообусловливают существование друг друга и нужны друг другу для жизни. Так, например, все атомы включают в себя электроны, все молекулы состоят из атомов и если не будет электронов, то не будет атомов, не будет молекул… Следуя подобной логике можно сказать, что молекулы нуждаются в атомах, атомы нуждаются в электронах для того, чтобы жить. Каждая частичка, соединяясь с другой, превращается в новую материальную структуру (к атому присоединяется электрон – образуется новый химический элемент, к химическому элементу присоединяется другой – образуется новое соединение) и начинает играть совершенно новую роль в материальных процессах. Обратный процесс также имеет свое место и значение.

В природе не существует ничего оторванного друг от друга и не существует пустоты. И если в нашем представлении материального мира существует незаполненное ничем пространство, то это означает только одно – мы не смогли добраться до этого слоя реальности, не смогли зафиксировать формы материи, существующие здесь, не смогли придумать методы, благодаря которым нам открылось бы новое измерение мира. А то, что мы не можем почувствовать воспринимается как пустота. Для иллюстрации данного утверждения можно снова привлечь образ айсберга. Если мы будем сверху смотреть на него, то нашему зрительному восприятию будет открыта только верхушка, а погруженная в воду часть не будет видна, и если мы не знаем, что это айсберг, он будет восприниматься нами как снежный островок и все. А для того, чтобы увидеть, что у айсберга есть продолжение в воде нам нужно погрузиться в воду. Для того чтобы это сделать мы должны придумать как это сделать так, чтобы и себя обезопасить от действия неблагоприятных для человека условий водной среды (низкая температура воды, высокое давление и т.д.) и собрать побольше информации об этой части айсберга. Когда же мы все сделаем правильно и рассмотрим хорошо подводную часть айсберга, мы поймем более глубоко реальность. Айсберг находится в двух мирах одновременно и чтобы это понять мы должны были погрузиться в реальность, которая не является для нас обычной средой нашей жизни.

Конечно, существуют в мире области, в которые человек не может попасть передвигаясь физически, но придумал приборы, которые обладают способностью увеличить не ощущаемый человеком мир и помогать ему зрительно погрузиться в него. Таково новое поколение сверхмощных микроскопов – сканирующий электронный микроскоп. "Кристаллическая струк­тура вольфрама, посредством рентгеновских лучей отчётливо вырисо­валась на святящемся экране, показывая девять атомов в их точном расположении пространственной решётки, – куб с одним атомом в центре и по атому в каждом углу. Атомы кристаллической решётки вольфрама выглядят на экране как светящиеся точки. Против этого светящегося кубического кристалла молекулы воздуха, бомбардирую­щие его, выглядели танцующими световыми точками, подобными бликам солнечного света, мерцающим на водной ряби..." (New York Times, 1937 цит. по: Парахамса Йогананда Автобиография Йога, 2001).

Путешествуя по миру материи мы вышли на уровень света или энергетический уровень реальности. Любое материальное образование несет в себе свет (энергию). И любое материальное образование можно описать как волну или как частицу. Про электрон уже давно ученые сказали, что он может проявлять себя как волна или как частица. От чего это зависит? Принятого всеми учеными ответа на этот вопрос не существует, но есть основания полагать, что поведение электрона зависит от условий среды, в которой он оказывается. Уплотнение энергии может сформировать отдельные частицы, обладающие разной длительностью существования в материальной форме, вероятно, большее уплотнение увеличивает срок жизни материальных образований. Вероятно, существует какие-то границы, в которых возможен процесс уплотнения, затем сформированные частицы ступают в отношения с другими частицами и посредством различных связей с другими материальными формами создаются новые более плотные образования (на этом уровне имеет значение прочность связи), наконец, постепенно превращаясь в видимое образование, доступное чувственному восприятию человека. Путь перехода из мира невидимого в мир видимый осуществляется благодаря уплотнению энергии и наращиванию массы. Поиск ответа на вопрос связи вещества и энергии открыл формулу, выводящую эту закономерность: Е∙=∙m∙∙∙ c 2 , автором которой является Альберт Эйнштейн.

Уровень энергии, как мы уже видели, может быть доступен познанию человека-ученого через приборы, но есть люди, которые способны и без приборов чувствовать мир более тонкий. Таких людей назвали экстрасенсами. Экстрасенсы видят вокруг любого материального объекта светящееся облако и могут различать особенности энергетического поля различных существ, в том числе и людей. Благодаря сопоставлению знаний, полученных разными путями, человечеству открылся новый слой реальности – энергетический.

Отличительной особенностью данного уровня является то, что энергия безпрепятственно переходит от одного объекта к другому, как бы перетекает из одного сосуда в другой. В мире осуществляется постоянный обмен энергией. Также как и в мире частиц или вещества, в энергетическом мире существует огромное разнообразие форм энергетических и каждая форма проявления энергии имеет свой характер. Но, если войти внутрь энергии и попробовать понять, а из чего же состоит энергия, то мы выходим на уровень информации. Говоря языком науки, этот слой называется информационным. Информация сама по себе не имеет ни массы ни энергии, приобретает энергетическую составляющую только тогда, когда начинается ее движение, но движение информации осуществляется сознанием. А сознание в свою очередь ученые называют творящей информацией.

Таким образом, мы вошли в новый слой реальности – более тонкий, чем рассмотренные ранее материальный и энергетический и называют его информационным уровнем реальности.

Если в мире материи и энергии существуют понятия расстояния и времени, то для информации таких понятий не существует и передача и получение информации происходит мгновенно в масштабах Вселенной. Например, то, что подумал человек, находясь в Горно-Алтайске сразу же распространяется во всей Вселенной.

Заглянем в словарь русского языка и найдем определение слова «информация». «Информация - сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-либо; сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и специальными устройствами и являющиеся объектом хранения, переработки и передачи». А ученые используя этот термин для описания особого слоя реальности говорят так: «… Содержательно это структурно-смысловое разнообразие мира, метрически – это мера данного разнообразия, реализуемая в проявленном, не проявленном и отображенном виде» (Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С., 2003).

Опираясь на знания об информации ученые смогли описать и уровень первичного сознания – ту смысловую категорию, которая в религиозно-философских источниках называется Богом или Духом. «Дух возжелал некогда: «Да буду я множествен ради рождения людей». Поэтому он сосредоточил всего Себя в мысли, и силой своего размышления сотворил всю вселенную, поистине все сущее. Сотворив все это, Он вошел в сотворенное, войдя же стал «Этим Сущим» и «Тем возможным». Он стал тем, что определенно и тем, что неопределенно. Он стал этим основанным и тем безосновным; Он стал Знанием, и Он стал Неведением; Он стал Истиной и он стал ложью. Поистине он стал всем истинно сущим, всем, что бы ни существовало здесь. Поэтому говорят о нем Он есть Истина». «Дух, который здесь в человеке, и Дух, который там в Солнце, есть один Дух и нет другого» (Шри Ауробиндо, 1997). Сущность субстанционального единства мира раскрыта здесь при помощи ведических знаний, заботливо сохраняющихся и передающихся из поколения в поколение уже несколько тысяч лет. Аналогичные идеи о единой субстанции, пронизывающей собой все мироздание можно найти и в священных книгах Даосизма, Буддизма, Христианства.

Так, пытаясь рассмотреть устройство каждого уровня реальности мы неизбежно вышли на уровень единства всего сущего и желание понять единство как целостность мироздания мы поняли и единство как общую основу всего сущего.

Литература

1. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. – М.: ИДЛи, 2001. – 592 с.

2. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

3. Шри Ауробиндо. Упанишады. Кена и другие. – СПб.: «Адити», 1997.

Первый шаг: расслабьтесь сидя, устройте тело удобно.

Следующий шаг: закройте глаза.

Третий шаг: расслабьте дыхание, сделайте его настолько естественным, насколько возможно и с каждым выдохом говорите “один”. Когда дыхание выходит, говорите “один”.

Вдыхайте и не говорите ничего. С каждым выдохом вы просто говорите “один”- “один”-“один”. И не только говорите это, но и чувствуйте что все существование едино, это единство. Не повторяйте это, просто пусть будет это чувство - и говорить...

Единство не рождается из рассуждений и уговоров типа: «Мы все едины, и то, что происходит на Земле, это и есть гармония». Все, кто оперирует лозунгами подобного рода, понятия не имеют...

Ко мне на консультацию пришла одна молодая женщина и стала рассказывать, что ее начальник ведет себя, как она выразилась, по-садистски. Такое впечатление, что ему доставляет удовольствие выводить из терпения окружающих людей.

Женщина призналась, что люто его ненавидит. Ей противна даже его манера раскуривать трубку. Легко понять, в чем была причина. Эта женщина сосредоточивала все свое внимание на негативных аспектах его личности: его голосе, одежде и прочих деталях, включая трубку, - и...

Учения целого ряда древнеиндийских традиций основаны на понимании свободы как важнейшего онтологического и методологического принципа. Это особенно верно для школы веданта (веда - знание и анта - завершение), входящей в систему шести основных школ (шат-даршана) ведической мысли (, с. 67 - 71).

В то же время, одно из центральных мест в метафизической системе Веданты занимает принцип причинности. Это отмечается в “Бхагавад-гите” (текст 13. 5) : "знание о поле деятельности и знающем поле...

Под кашмирским шиваизмом принято понимать комплекс многочисленных мистико-религиозных, ритуальных, метафизических теорий и практик, сложившихся в VIII-XII вв. на территории, которую ныне занимает индийский штат Кашмир. Самоназвание его трика.

Т. е. «Триада», что означает либо три аспекта Шивы (желание, сознание, действие), либо Шиву, Шакти и Ану (смертный индивид), либо Пати Пашу, Паша (господина, раба и их связь). Есть и другие разделения.

В целом кашмирский шиваизм обнаруживает единство...

В данной статье (пусть она послужит на благо всех живых существ) мы поведем речь об одном уникальном - в какой-то мере даже фантастическом - феномене, которому, тем не менее, довелось стать мировой религией. Это Буддизм. Что это такое, откуда он взялся, какова дата и обстоятельства его появления, и т.д. и т.п., - все это слишком объемная задача, для осуществления которой не хватит и крупной книги, не говоря уже о краткой статье. Поэтому мы здесь ограничимся исследованием только одного...

Награда всегда соразмерна делу, которому служим; она приходит только тогда, когда цель достигнута, работа выполнена и сила обретена, и никогда ранее. Это справедливо как для духовного, так и для материального развития.

Необходимо помнить, что духовная сила должна развиться так же, как и чувства. Поэтому пока мы не приобрели ее и можем существовать лишь на том плане, который доступен нашим внешним чувствам, нам придется на время забыть о других планах и подумать, какими духовными и...

Введение

Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали Бога, и различные религии мира были ответом Бога на эти искания, - ответом, данным через людей, в душе которых Он был более раскрыт, чем в душе обыкновенных людей.

Этих людей называли различно: пророками, риши, богочеловеками, Сынами Божьими, и мы можем смотреть на них как на Одно Великое Духовное Братство, состоящее из Боговдохновенных людей, Охранителей и Учителей человечества. К Ним мы должны относиться с...


Нет ничего более несхожего, как говорит один учитель, чем небо и земля. Почувствовала земля в глубине естества своего, что чужда она небу и несхожа с ним. Потому бежала от неба в места глубинные и лежит там неподвижно и тихо, чтоб не приблизиться к небу. И узнало небо в глубочайшем естестве своем, что земля удалилась от него и заняла глубинные места. Поэтому неудержимо изливается оно плодородием своим в...

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".

Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил не мифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Фалес как философ. О Фалесе как философе первым написал Аристотель. В "Метафизике" сказано: "Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей, И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибаст, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес - родоначальник такого рода философии - считает ее водою" 1 /Аристотель. Метафизика, кн. I, гл. 3./. Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами.

Вода - философское переосмысление Океана, Нун, Абзу (Апсу). Правда, название его сочинения "О началах" допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы филосом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю - в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, она пребывает подо всем, на ней все плавает.

С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги - действующие в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: "Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств" 2 /Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 71./.

Ф. Энгельс подчеркивает, что стихийный материализм Фалеса содержал в себе "зерно позднейшего раскола" 3 /Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд., т. 20, с. 504./. Божество космоса - разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.

Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: "Многословие вовсе не является показателем разумного мнения". Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. "Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей".

Поделиться