Мотивы деятельности, их виды и характеристика. Понятие мотивации в психологии. Деятельность как форма социального бытия человека Мотивом называется то что

Жизнь во всех своих формах связана с движением, и, по мере её развития, двигательная активность приобретает всё более совершенные формы. Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, то есть превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Благодаря продуктивному, творческому характеру деятельности, человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Рассмотрим структуру деятельности в виде следующей схемы.

деятельность

МОТИВЫ- то, что человека побуждает к деятельности

ДЕЙСТВИЯ –относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу

ЦЕЛИ- то, на что направлена непосредственно деятельность

ДЕЙСТВИЕ

Моторные

(двигательные)

Центральные

(мыслительные)

Сенсорные

(чувствительные)

Исполнение

Регулирование

Ориентировка

Контроль

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает потребность человека, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми разнообразными:

    органическими;

    функциональными;

    материальными;

    социальными;

    духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (производство продуктов питания, жилища, одежды и т.д.).

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью различных культурных форм активности (занятия спортом).

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности человека определяется по ее доминирующему мотиву (поскольку всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт, причем мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие. Действием называют часть деятельности, имеющую самостоятельную, осознанную человеком цель.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:

    сенсорные - действия по восприятию объекта;

    моторные – двигательные действия;

    волевые – действия, связанные с проявлением волевых усилий;

    мыслительные ;

    мнемические – действия памяти;

    внешние предметные – действия направлены на изменение состояния или свойств внешнего мира;

    умственные – действия, выполняемые во внутреннем плане сознания.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией . При возникновении каких – либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Рассматривая проблему деятельности человека, выделяют:

    сенсомоторные процессы;

    идеомоторные процессы;

    эмоционально-моторные процессы.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта:

1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия;

2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;

4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементар­ные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность растений практически ограничена обменом вещест­вами с окружающей средой. Активность животных включает эле­ментарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, харак­терных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид актив­ности человека, направленный на познание и творческое преобразо­вание окружающего мира, включая самого себя и условия своего су­ществования. В деятельности человек создает предметы материаль­ной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие про­дуктивного, творческого характера своей деятельности человек соз­дал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребле­ния, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобра­зовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за послед­ние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих потребностей живот­ные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжа­ется в творениях, она носит продуктивный, а не только потребитель­ский характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у жи­вотных,-умениями и навыками, приобретенными в результате со­знательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески поль­зоваться предметами домашнего обихода, различ­ными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Возникает предметная дея­тельность, которая отличается от естественной активности живот­ных.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

Деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Деятельность человека имеет следующие основные характеристи­ки: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обыч­но выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя­занные с практическим выполнением деятельности.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017, 2018 г. – задание №20.

«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом.
_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальный
5) естественный
6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность
8) индивид
9) идеальный (духовный)

А Б В Г Д Е

ЕГЭ по обществознанию задания 20 Вставить термины и понятия соответственно контексту Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Решение:

Ответ: 218549

Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г).
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу
своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:
1) деятельность
2) интеллектуальные
3) обязанность
4) повседневные
5) ответственность
6) социализация
7) личность
8) стремление
9) общение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

Психологическая характеристика деятельности человека включает в себя: мотивы, способы и приемы, цель и результат.

Мотивы - это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Цели - наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Способы и приемы (действия) - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд

Игра - форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Учение - это вид человеческой деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.

Труд - это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд, вместе с тем, и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

Задача №1

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе (А)_______________, обращения и распределения товаров. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся (Б)___________ (земля, дикорастущий лес).

Рынок представляет (В)__________, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме (Г)____________, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и (Д)_____________. В их качестве выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), (Е)_____________. В качестве денег – все финансовые средства.

один раз.

Список терминов:

  1. Покупатели
  2. Результат труда
  3. Государство
  4. Производство
  5. Услуги
  6. Бартер
  7. Купля-продажа
  8. Распределение
  9. Сфера обмена (обращения)
А Б В Г Д Е

Задача №2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

(А)___________- ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести (Б)________ – продукт, произведенный для обмена, продажи. Эти ресурсы есть объекты или элементы экономической системы, оказывающие наибольшее влияние на возможность и эффективную результативность любого производства. К их числу относят труд, капитал, (В)________, предпринимательские способности. Рассмотрим каждый из перечисленных факторов в отдельности. Труд - совокупность умственных и физических (Г)_________ человека, его деятельность по созданию материальных и нематериальных благ. Под трудом в основном понимается физическая или интеллектуальная деятельность, направленная на изготовление различных материальных благ и оказание всевозможных услуг. Капитал представляет собой совокупность созданных прошлым трудом человека (Д)___________, это средства и предметы труда, в их числе здания, сооружения, линии электропередач, газо- и трубопроводы, инструменты, станки, материалы, сырьё, денежные оборотные средства и т. д. Капитал - это и ценные бумаги, знания. Капитал – все, что приносит доход владельцу. Следующий фактор представляет собой основной природный фактор производства. Это естественный природный фактор и не является результатом производственной деятельности человека. Предпринимательские способности, как один из специфических факторов производства экономики, предполагает умелое сочетание и использование личной инициативы, природной смекалки и (Е)_______________в организации различных производственных процессов.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Ответственность
  2. Производство
  3. Факторы производства
  4. Способность
  5. Деятельность
  6. Товар
  7. Земля
  8. Благо

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

Задача №3

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Виды отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает (А)_______________________. Это объясняется спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли. Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Предметом (Б)_______________________ являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Предметом (В)_____________ являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Предметом (Г)_____________ выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности работников и работодателей (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.). Предметом (Д)________________ являются общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Предмет (Е)_____________ являются отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Финансовое право
  2. Административное право
  3. Арбитражное право
  4. Земельное право
  5. Гражданское право
  6. Уголовно-процессуальное право
  7. Конституционное право
  8. Материальное право
  9. Трудовое право

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

Задача №4

В жизни каждого человека постоянно возникают ситуации, когда нужно определить свою линию поведения на работе, дома, в семье, общественных местах и т. д. Ответ на вопрос о допустимом, желательном или должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем с помощью сложившихся в обществе (А)_____________ норм. Для того чтобы указанные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими (Б)_____________. Следовательно, такие нормы - это правила, регулирующие поведение людей и (В)_____________ создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом. Одним из видов таких норм выступают (Г)________________нормы - оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам. (Д)______________ отличаются от (Е)_________ тем, что первые исходят из принципа добра и зла и являются добровольными, в то время как вторые – санкционированы государством.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Результат
  2. Эстетические
  3. Социальные нормы
  4. Духовные
  5. Действие
  6. Деятельность
  7. Технические нормы
  8. Моральные нормы
  9. Правовые нормы

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

Задача №5

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Деньги - специфический товар, обладающий наивысшей ликвидностью, служащий измерителем (А)_________________ других товаров и (Б)_____________ Одна из функций денег - роль посредника при (В)______________одних благ на другие. При помощи денег выражают стоимость различных товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, в частности К. Маркса, не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий (Г)_____________ и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда (сопоставляются затраты количества рабочего времени с учётом квалификации труда, необходимого для воспроизводства товаров). Это позволяет стоимость всех товаров измерять одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.

Обычно деньгами становится товар с высокой (Д)_____________ (его легче всего обменять на другой товар, например скот). Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются (Е)_________, то есть тем товаром, который является посредником в процессе обмена. Кроме того, функцию денег могут выполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Услуги
  2. Ликвидность
  3. Результат
  4. Средство обмена
  5. Средство обращения
  6. Обмен
  7. Стоимость
  8. Эквивалентность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е
Поделиться