Начало противостояния индии и пакистана

Раздел Британской Индии в 1947 году породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: до 6,5 миллионов мусульман перешло из Индии в Пакистан и до 4,7 миллионов индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тысяч человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.

И хотя юридически Англия объявила о полном суверенитете этих стран, фактически она ещё долго господствовала на этой территории как третья независимая сторона, помогающая урегулировать военные конфликты, возникающие на религиозной почве. Сработал хорошо известный принцип: «Разделяй и властвуй».

К началу 20-х годов XIX в. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоёвана в 1757 году, Синд в 1843-м и Пенджаб - в 1849-м. В 1857 году вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было жестоко подавлено, Бахадур-шах II осуждён и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила своё существование.

После 1857 года бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817–1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 году Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 году ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии (разряды) для индусов и мусульман.

В 1887 году Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885 году. Раздел Бенгалии в 1905-м побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 года в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 году английским парламентом закон «Реформа Морли Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтён в законе «Реформа Монтегю Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).

В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 году в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии.

Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930 года, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии.

В Лахоре 23 марта 1940 года Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 года декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».

В 1946 году направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить Северо-Западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая - Северо-Восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права.

Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 года на политической карте мира появились два новых независимых государства - Индия и Пакистан.

После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 годы в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 году был установлен военный режим во главе с генералом Айюб-ханом. В феврале 1960 года состоялись президентские выборы, на которых Айюб-хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962 году. Военное положение было отменено только в июне 1962-го. В 1965-м конституционным путём Айюб-хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 году в стране было снова введено военное положение, и к власти пришёл генерал Яхья-хан (ушёл в отставку в 1971-м).

Разделение враждующих общностей государственной границей и аккуратное перемещение «к своим» населения, оказавшегося в чужой для него стране, в принципе нормальное явление. Однако цивилизованный «развод» не получился. Нормализации обстановки на субконтиненте воспрепятствовал также кашмирский конфликт. До 1947 года в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предстояло решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. В октябре 1947 года махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 году вооружённые столкновения между индийскими и пакистанскими вооружёнными силами происходили до конца 1948-го, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня.

Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией.

29 февраля 1956 года Учредительное собрание приняло конституцию, в соответствии с которой 23 марта 1956 года была провозглашена федеративная Исламская Республика Пакистан. В конституции было зафиксировано положение, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962 года, действовавшей при Айюб-хане. В этой связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама.

Дебаты по поводу избирательных курий имели серьёзное значение ввиду того, что около 20% населения Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) составляли индусы. В 1950–1952 годах были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана; и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане.

Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в Восточном Пакистане в марте 1954 года среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб-хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.

На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает большими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов.

Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955 года, затем была достигнута договорённость о равном представительстве обеих частей страны в национальном парламенте.

Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточных пакистанцев числилось в государственном аппарате (15% ), а также в вооружённых силах (17% ). Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам Западного Пакистана при валютных операциях, в выдаче лицензий на импорт, займов и безвозмездных ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 года совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы.

Раздел Британской Индии в августе 1947 года на религиозно-общинной основе на Пакистан и Индийский Союз привёл к возникновению целого ряда политических, этнических, территориальных, экономических, водных и других проблем. Так, бенгальский, пенджабский, синдхский, кашмирский народы и территории их проживания оказались произвольно разорванными между двумя странами. К тому же две части Пакистана были отделены друг от друга более чем 1 500 км индийской территории. Нарушились экономические связи, поскольку большая часть промышленных предприятий оказалась в Индии, а сельскохозяйственные районы отошли к Пакистану. Национальное, религиозное и территориальное размежевание породило многомиллионную миграцию населения. Мусульмане, жившие в Индии, устремились в Пакистан, а индуисты, населявшие Пакистан, хлынули в Индию.

Всё это в комплексе привело к трём пакистано-индийским вооружённым конфликтам: в 1947–1948 годах, в 1965 и 1971 годах, причём дважды боевые действия начинались из-за статуса индийского штата Джамму и Кашмир, северная и западная части которого оказались в составе Пакистана и Китая. Такая ситуация породила добрые пакистано-китайские отношения и конфронтационные - пакистано-индийские. В 1965 году пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 года и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня. Вооружённый конфликт в 1971 году привёл к отделению от Пакистана его восточной части и образованию здесь нового государства Бангладеш.

К концу 1990-х годов все три страны южно-азиатского «треугольника» (Пакистан, Индия, Китай) стали обладателями ядерного оружия, а пакистанская часть Кашмира превратилась в рассадник международного исламского терроризма.

Обстановка в отдельных районах пакистано-индийской границы периодически обостряется. Анализ характера и причин конфронтации между Исламабадом и Дели, начиная с 1947 года и по настоящее время, показывает, что у руля политического и военного руководства двух государств почти всегда находились и находятся доныне люди, которые придерживаются единой цели - использовать сложные взаимоотношения с соседом с наибольшей выгодой и пользой для себя.

Пакистан и Индия постоянно стремились к расширению числа своих сторонников в лице развитых и развивающихся стран, их политической, деловой и военной элиты, международных организаций и союзов. При этом они периодически обвиняли друг друга в нагнетании напряжённости, и потому зачастую очень трудно установить истинных виновников развязывания того или иного конфликта.

Явно обострили обстановку и террористические акции, совершенные против отдельных руководителей Пакистана (гибель президента генерала Зия-уль-Хака в авиакатастрофе) и Индии (убийство премьеров Индиры Ганди и Раджива Ганди).

Практически постоянная конфронтация между Пакистаном и Индией условно разделила мировое сообщество, международных политологов и экспертов, учёных, средства массовой информации как бы на четыре группы. Первая поддерживает Пакистан, вторая Индию, третья выступает за налаживание добрососедских отношений между этими странами в духе Устава Организации Объединённых Наций и в соответствии с принятыми резолюциями ООН. А четвёртая группа считает, что подобная конфронтация используется Исламабадом и Дели специально или намеренно с наибольшей выгодой для себя, что они просто «пугают» друг друга, чтобы обратить на себя внимание других государств и создать впечатление у мировой общественности о возникновении серьёзных угроз, выходящих за пределы региона.

При этом как руководство Пакистана, так и индийские руководители вовсе не намерены начинать полномасштабную войну, в том числе ядерную, друг против друга. Политические и военные лидеры Пакистана и Индии, судя по всему, пока контролируют ход событий и стремятся не допустить развязывания полномасштабной войны. Частичное сокращение или полное прекращение финансовой, военной и технико-экономической помощи на неопределённое время как Пакистану, так и Индии также может послужить в качестве сдерживающего фактора.

Индия была колонией более полутора веков. Конец 19- начало 20 века ознаменовался подъемом национально-освободительного движения. Наиболее крупные изменения произошли в ходе 1МВ. Война ослабила позиции Англии + укрепляется национальная буржуазия (крупный концерн Тата).

Движение за поощрение общественного производства – свадеши. Таким образом, в годы 1МВ усилилось национально-освободительное движение. Возглавлять его могут 2 партии: 1) Индийский национальный конгресс – создан при участии англичан в 1885 г. наиболее образованная часть индусов, особой активности не проявляли до этого времени, теперь же раскол на 2 части (умеренные и крайние во главе с Тилаком), 2) Мусульманская Лига в 1906г также создана англичанами. Первое время это маломощная организация в противовес ИНК.

К 1916 году несмотря на лояльность британскому правительству, возникают идеи достичь самоуправления. В 1916 году в г. Лакхнау эти 2 организации договорились о совместных действиях. Хотят стать доминионом.

После войны с фронтов вернулись солдаты, осознавшие свою значимость для Британии и вновь ставшие бесправными жителями колонии. Мусульмане недовольны поражением Османской империи и планами держав по ее расчленению. Напряженность усилилась из-за голода в Индии в 1918/19гг. Эпидемия гриппа.

Англичане понимали, что надо менять политику. В 1917г.для поиска методов подавления беспорядков б.назначена комиссия во главе судья Роулетт. 18 марта 1919г.-комиссия обнародавала закон, кот-й получил название з-ны Ролета, который предусматривал усиление борьбы с народным движением. Были увеличены полномочия полиции (полиция получила право ареста и закл-ть в тюрьму без предъявления обвинения; право разгонять собрания и демонстрации, запрещать оопозиц.орг-и, закрывать газеты-т.е.неогран-я власть). Итог: народные волнения наоборот усиливаются.

Англичане понимали, что надо менять политику, чтобы снизить остроту социальных проблем. Тогда англичане приступают к реф-ме управления. 12 июня 1918г.наз-е реформа (Министр по делам Индии) Монтегю и (вице-король Индии) лорд Челмсфорд предложили реформы по управлению страной. Цель: расширить участие индийцев в управл-и страной. Суть:

1.При вице-короле создается 2-палатный законодательный орган из индийцев (часть назначается вице-королем, часть избирается. Индийцев учили управлять). +в провинциях тж созд-ся парл-т.

2.эти собрания создают «министерство», кот-е зан-сь вопросами просвещения, здравохран-я, с/х. Больше их никуда не пускают. Эта система получила назв-е- диархия (двойная власть). Индейцев начинают учить управлять страной. Большим минусом б.то,что права этих парламентов б.очень ограниченными.

3.б.принял избират.з-н, кот-й делили все нас-е Индии на религ.курии (объяснили это защитой прав меньшинств, т.е. наличием демократии)

4.вводились многочислен.цензы:имущ.,образоват., в итоге избирать получило всего 1,5%

Радикализации освободительного движения способствовала деятельность Мохандаса Карамчанда Ганди (Махатма – великая душа). Он предлагал построить в стране Общество Великого Благоденствия – сарводайя, состоящее из самоуправляемых общин (хидж сварадж). Путь достижения сарводайи – сатьяграха (упорство в истине), т.е. ненасильственное активное сопротивление, открытое и легальное. Он провел 5 компаний сатьяграхи:

2. 1930 –соляной поход 24 дня к морю, чтобы выпаривать соль, т.к. была монополия на соль

5.42г-были неудачными, особенно в 1942 г.

В 30-40 гг. Лига и Конгресс расходятся, этому способствовала политика англичан. В августе 1935 г. в Англии был принят проект об управлении Индией, который должен был вступить в силу в 1937 г. Сами индийцы называли его «Рабской конституцией», т.к. вся законодательная и исполнительная власть сосредотачивалась в руках англичан. По конституции 1935 года принимался закон об управлении Бирмой, которую англичане отделили от Индии, и в 1937 г. она стала отдельно управляемой колонией. «Рабская конституция», →подъем национально-освободительного движения. ИНК активно включается в борьбу за самоуправление. МЛ выдвигает теорию двух наций – мусульманской и индуской. МЛ поставила вопрос об отделении мусульманской части, →объединение невозможно.

На кануне 2 МВ элита индии требует объяснить цели войны, почему Англия объявила войну. Требовали предоставления независимости (Но не единой), созвать учредит собрание для выработки конституции. Англичанам нужно было решать этот вопрос.

В 1940 г. вице-король Линлитгоу пообещал предоставить Индии после войны право доминиона, не объясняя причины вступления в войну. Но ИНК требует уже независимости, а МЛ требует создания Пакистана. Премьер-министр Англии Черчилль отказался пойти навстречу и дать независимость. Обстановка накалялась, страна бурлила (В декабре японцы вторглись в Бирму, японцев поддерживает армия независимости Бирмы во главе с Боссом). В 1943 г. японцы провозгласили независимость Бирмы при условии заключения военного союза. Создается Лига Народной Свободы (ЛНС), которая против японцев. В 1945 г. начинается наступление англичан, ЛНС помогает им. 1945-48 гг. существует англо-бирманский союз. В годы 2МВ Цейлон получил право полного самоуправления, но остался в рамках Брит.Империи.)

В 1946 ситуация окончательно вышла из под контроля. МЛ устроила бойкоты, погромы религиозно-общинные(в основном в Бенгалии и Пенджабе). Погромы как индийские, так и мусульманские. Много жертв в результате погромов. Начались стачки рабочих в Бомбее, Калькутте, Мадрасе (крупнейшие промышленные центры), волнения крестьян, в Бенгалии, очень мощные выступления военных летчиков в Малабаре и Бихаре. Восстание бомбейских моряков в феврале 1946 г. на борту крейсера Тальван.

В 46 г. страна на грани хаоса и религиозной войны.

Другой показатель кризиса – разложение властных структур. Колониальный аппарат изменился, англичан стало меньше, уезжают. Их место занимают индийцы.

У империи не было сил сопротивляться. Чтобы уйти красиво, начинают предпринимать шаги. В 45 г. 3 декларации. Премьер-министр Этли разрабатывает. Суть 1 декларации Этли: Индии предоставляют статус доминиона; создаются органы по выработке конституции; княжества самостоятельно решают вопрос – вступления в доминион или заключают отношения с англичанами как раньше; политические проблемы не решаются без религиозных (если индусы и мусульмане не договорятся, то англич-е не уйдут). МЛ хочет отделения Пакистана (мусульман). ИНК против, но он за независимость Индии, чтобы была власть.

В марте 1946 г 2-я декларация. Англичане обещали помочь в проведении конституции. 26 авг.1946 г. Дж.Неру сформировал правительство в лице вице-короля. МЛ объявила бойкот. 20 фев.1947 г. 3 декларация. Англия обещала уйти к июлю 1948 г., если не будет к их уходу создано общепризнанное правительство, то власть перейдет к провинциальным правительствам, следовательно, раскол Индии. Англичане поняли, что чтобы остаться, надо разделить страну, тогда не будет религиозных противоречий.

Как делить Индию?

Вице королем избрали 46-летнего морского офицера Луиса МаунтБеттена. (Он был очень хороший политик, обаятельный, хорошо относился к традициям. Он был аристократ, кузен короля Англии. Весной 1947г. начались переговоры: он встретился с Неру, Пателем, Ганди, лидерами МЛ. Вице-король устраивает приемы, с индийскими традициями. Он убедил, что раздел необходим)

План вырабатывался постепенно. Он предусматривал раздел Бенгалии (многонациональна) и Пенджаба (Синб) (6% индийцев), по религиозному принципу. Начался процесс Балканизации – на месте одного государство возникало несколько. Тоже самое в Индии. Неру молчаливо согласился. Джина не согласился, он требовал 800 миль между Бенгалией и Синдом. Но Джина умирал от туберкулеза и ничего сделать уже не мог. Патель – лидер конгресса согласился. Другого выхода не было, надо делить. Ганди разочаровался в своем учении и самоустранился.

Июнь – авг. 1947г. осуществлялся раздел. Им занималась Демаркационная комиссия. 20-23 июня 1947 г. Бенгалия и Педжаб были присоединены к Пакистану. В Бенгалии было спокойней, там было больше джайнов. В Пенджабе больше сикхов. Быстрый раздел привел к национальным конфликтам, особенно когда делили финансы.

Билль о независимости Индии, в основе план Маунт –Беттена:

1) Создается 2 доминиона (Индийский союз (320 млн.чел.) и Пакистан (71 млн.чел.))

Независимые княжества – 562, сами решают куда войти, либо остаться независимыми. Большинство вошло в Индийский союз, т.к. были договорные отношения.

2) Во главе доминиона генерал-губернатор. Если законодательное собрание принимает решение, оно вступает в силу после утверждения ген.-губ.

3) Британские войска находятся на территории неопределенное время. Сроки вывода войск будут установлены.

4) Право доминионов самостоятельно проводить внешнюю политику.

5) Но были минусы: Независимости нет; Индостан во власти Англии.

Но это был выход. Времен.правительство Индийского Союза возг. Дж.Неру. Во главе правительства Пакистана – Лиакат Али-Хан.

14 авг. 1947 г. провозглашение независимости Пакистана (здесь проще, т.к. мусульмане.). А индусы без мистики не могут. Решили провозгласить Инд.Союз в ночь с 14 на 15 авг. 1947 г. Открывалось Учред. Собрание впервые гимном (Тонор), совершили присягу губернатору. Над красным фордом появился инд.флаг (оранж.-мужество; белый–правда, мир; зеленый–вера. А в центре колесо сансары. В янв. 1948 г. Ганди был убит фанатиком, за то, что выступал за союз с мусульманами.

В фев. 1948 г. англичане ушли. Независимые княжества, которые получили право самостоятельно решить куда войти, большинство вошло в Индийский Союз добровольно. Правительство действовало уговорами, с раджами заключались договора, по которым они передавали в ведение правительства оборону, внешнюю политику. Раджи сохранили имущество и пенсию, которую потом отменила Индира Ганди.

В окт. 1948 г. Инд.Союз и Пакистан вошли в Брит. Содружество Наций. В 1949г. была выработана Конституция (действует до сих пор. Суть: Индия должна быть демократической страной с объединением всех территорий на добровольной основе). 26 янв. 1950 г. создана Индийская республика.

Индийский Союз –Дж. Неру вогл. ИНК. Гл. задачи он видел: 1. добиться независимости –добились. 2. добиться экономич.независимости: ведущие отрасли принадлежали англичанам, а с\х было отсталым. Он берет курс на индустриализацию, укрепление гос.сектора, кооперирование с\х, ограничение роли иностр.капитала, введение гос.плаирования. Т.е. курс на построение индийского социализма (совет.социализм не подходит, он берет курс на социал-реформизм, либерализм, но с элементами гандизма (на инд.основе) + смешанная экономика. Индира Ганди, которая продолжила политику отца. Раджив Ганди тоже. Соня Ганди (жена Раджива). Нынешний премьер – Монмахан синг.(сикх)

Освобождение британской Индии имело большие последствия для всего региона. Вслед за ней независимость получает Цейлон (Шри-Ланка) в 1948г, способствует демократизации политического режима Непала и уменьшению там давления англичан. Но эти государства боялись преобладания Индии в регионе.

Раздел нарушил экономические и торговые связи в регионе, ирригационная система. Возникают взаимные валютные претензии, неурегулированы вопросы снабжения переселенцев наслаивались на недовольство обеих сторон установленными границами доминионов (Джамму и Кашмир). Нарастает индо-пакистанская рознь, приводящая к грабежам и насилию, проходят кровавые столкновения. То есть противостояние индусов и мусульман на 2 уровнях: внутригосударственном и межгосударственном.

Раздел не дал стабилизации, потому что Пакистан боялся быть поглощен Индией. В нем постоянно перевороты, к власти приходят военные. Гражданские правительства там редки и не могут справиться с ситуацией. К тому же, Пакистану достались абсолютно разные части, в том числе отделенный от центра Восточный Пакистан.

Еще в 1919 году Британская империя была самым крупным из всех государств, когда-либо существовавших на Земле. Со всеми колониями и подконтрольными территориями Британия занимала целых 22% всей земной суши, а подданными британской короны считались 480 млн человек, то есть четверть всего населения планеты на тот момент.

Но все империи рано или поздно распадаются. Сначала фактическую получили Канада, Австралия и Новая Зеландия, а с 1945 года начался процесс глобальной деколонизации, который было уже не остановить. Ровно 70 лет назад, 15 августа 1947 года, произошел раздел Британской Индии, в результате которого империя потеряла одну из своих самых значительных колоний, а на карте мира появились два новых государства - Индия и Пакистан. Впрочем, между ними до сих пор идет спор за территорию. Об этом сегодня и поговорим.

Борьба за независимость

Начиная с 20-х годов ХХ века в Индии начало активно набирать силу национально-освободительное движение. Еще с конца XIX века существовал Индийский национальный конгресс, члены которого постоянно пытались добиться у метрополии более широкой автономии и прав для местного населения.

Когда в борьбу включились Махатма Ганди, Субхас Чандра Бос и другие видные индийские политики и интеллектуалы, Британия постепенно начала идти на уступки. Метод ненасильственного сопротивления, предложенный Ганди, оказался достаточно эффективным. Массовый бойкот жителями Индии официальных британских служб и государственных органов, заставил метрополию в 1929 году признать эту территорию британским доминионом, а не колонией, то есть существенно расширить ее права и дать возможность местным избираться и назначаться на официальные должности.

Вместе с тем, британцы таким образом вбили клин между двумя фракциями Индийского национального конгресса - исламской и индуистской.

Религиозный вопрос


Мусульмане всегда были в Индии меньшинством. Поначалу они вообще не были представлены в национальном конгрессе. Индийские националисты выступали против любого сотрудничества с мусульманами, так что религиозные распри казались делом времени.

В какой-то момент ситуацию «охладил» Махатма Ганди. Его авторитет был так велик, что когда он призвал мусульман и индуистов объединиться против общего врага - Британии - споры действительно утихли. Но лишь на время.

Расчет британцев был, в целом, верен. В тот момент, когда Индийский национальный конгресс стал официальной партией и получил власть в свежеобразованном доминионе, оказалось, что мусульман там не так и много. Многие из них начали уходить из партии в «Мусульманскую лигу», которая настаивала на разделе Индии по религиозному признаку. Это неравенство и стало причиной активизации конфликта.

16 августа 1946 года в Калькутте произошли столкновения между мусульманами и индуистами. Причиной стало очередное требование «Мусульманской лиги» провести раздел страны, на которое Национальный конгресс ответил отказом. С другой стороны конфликт подогревали индийские националисты, которые тоже не хотели жить в одной стране с иноверцами. В результате столкновений погибло около 5 тысяч человек, а еще 100 тысяч остались без крыши над головой. Стало понятно, что мусульманам и индуистам вместе уже не жить, несмотря на все призывы Ганди к примирению. Раздел стран был неизбежен.

Раскол


Разделом страны руководила Британия, которая к тому времени уже готова была признать независимость своего доминиона, поэтому выступала скорее внешним арбитром. Британцам предстояло определить границы будущих государств.

Специальная комиссия, в которую входили как мусульмане, так и индуисты, под председательством лорда-судьи сэра Сирила Рэдклиффа, определила, где именно пройдет граница, которая впоследствии и получил название «линия Рэдклиффа». Надо сказать, что это было непростой задачей, так как во многих регионах мусульмане и индуисты жили бок о бок. Кстати, сэр Рэдклифф перед отъездом назад в Британию уничтожил все документы о работе комиссии, так что причины многих решений до сих пор остаются загадкой.

Последствия


По результатам работы комиссии оказалось, что Пакистан разделен на две части - Западный, который собственно и является Пакистаном сейчас, и Восточный. Восточный Пакистан получался анклавом на территории Индии, что было не вполне логично. Кстати, сейчас Восточный Пакистан является независимым государством и называется Бангладеш. Вот только независимость он получил в 1971 году в результате кровопролитной национально-освободительной войны. Собственно и сам Пакистан перестал быть полностью независимым от Британии только 1956 году в результате военного переворота.

625 княжествам комиссия дала право выбора, частью какого государства им быть. В результате образовалось три новых государства - Хайдарабад, Гоа и Кашмир. Первые два были в итоге аннексированы Индией. А вот Кашмир до сих пор остается спорной территорией. На данный момент он не имеет четкого юридического статуса, разные его регионы контролируют не только Индия и Пакистан, но даже подсуетившийся Китай.

Кроме территориальных споров, тяжелым последствием раздела Британской Индии стала массовая миграция. Мусульмане спешно покидали территорию Индии, а индуисты - Пакистана. Около 25 миллионов человек сменили место жительства, что обернулось настоящей гуманитарной катастрофой. Оба государства не справлялись с таким потоком беженцев, случались стычки и конфликты на границе. До сих пор точно неизвестно, сколько людей погибло в результате этого массового переселения.

Стремиться к единству

Раздел любого государства - это всегда немного катастрофа. Даже если он кажется логичным и обусловленным конкретными религиозными, национальными или политическими причинами. Индуисты и мусульмане так спешили избавиться друг от друга, что оказались не готовы ко многим сопутствующим проблемам. Когда Махатма Ганди призывал их к единству, он предвидел последствия конфликта, и пытался предупредить обе стороны. Но его тогда никто не послушал.

Раздел Британской Индии в 1947 году породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: до 6,5 миллионов мусульман перешло из Индии в Пакистан и до 4,7 миллионов индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тысяч человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.К началу 20-х годов XIX в. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана.В 1946 году направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить Северо-Западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая - Северо-Восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права.

Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 года на политической карте мира появились два новых независимых государства - Индия и Пакистан.

Индия - федеративная республика. Глава государства - президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-летний срок. Законодательный орган - двухпалатный парламент. Состоит из Совета штатов (не более 250 мест, из которых 12 назначаются президентом, остальные избираются от законодательных органов штатов и территорий) и Народного Собрания (545 мест, 543 избираются всеобщим голосованием, 2 назначаются президентом). Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом.

Положение Японии перед II Мировой войной. Послевоенное устройство Японии

25 ноября 1936 года в Берлине правительствами Японии и Германии был подписан «Антикоминтерновский пакт», вторая статья секретного приложения к которому гласила: «Договаривающиеся стороны на период действия настоящего соглашения обязуются без взаимного согласия не заключать с Союзом Советских Социалистических Республик каких-либо политических договоров, которые противоречили бы духу настоящего соглашения». Тем самым вопрос о заключении договора о ненападении с Советским Союзом был японской стороной фактически снят (по крайней мере, на какое-то время) с повестки дня. Обретение мощных союзников на Западе (вскоре к «Антикоминтерновскому пакту» присоединились Италия и ряд других входивших в орбиту Германии европейских государств) поощрило Японию к расширению экспансии в Китае, дальнейшему обострению японо-советских отношений.В середине 1930-х годов японский генеральный штаб армии приступил к планированию операций по овладению Северным Китаем. В 1935 году один из таких планов предусматривал сформировать специальную армию, которая включала бы японскую «гарнизонную армию в Китае, одну бригаду из Квантунской армии и три дивизии из состава сухопутных сил в метрополии и Корее. Выделявшимися силами намечалось овладеть Пекином и Тяньцзинем. Политические цели империи были сформулированы в документе «Основные принципы государственной политики», в котором, по сути, ставилась цель превратить Японию «номинально и фактически в стабилизирующую силу в Восточной Азии».

Тройственный пакт был подписан в Берлине в 20 часов 15 минут 27 сентября 1940 года. Ниже следует текст пакта: «Правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавал предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставляли каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды. Сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении умений, основывающихся на этих принципах. Правительства трех государств, преисполненные стремление к сотрудничеству со всеми державами, прилагают подробные усилия во всем мире, полны желания продемонстрировать неприкосновенность во всем мире, для чего правительство Великой Японской империи, правительство Германии и правительство Италии заключили соглашение».К началу июля 1941 года армия Японии, невзирая на протесты, исходившие от правительств Америки и Великобритании, осуществила захват южной части Индокитая, а через непродолжительное время подступила вплотную к Филиппинам, Сингапуру, Голландской Индии и Малайе. В ответ на это Америка наложила запрет на ввоз в Японию всех стратегических материалов и одновременно заморозила находившиеся в своих банках японские активы. Таким образом, разразившаяся вскоре война между Японией и США стала итогом политического конфликта, который Америка пыталась разрешить экономическими санкциями.

Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав на Дальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны в условиях фактически начавшейся «холодной войны», Москва была вынуждена с этим согласиться. В результате американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.

Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок - дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников в назидание на будущее.

В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться). Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.


4. В 1947 г. стало очевидным, что британскому владычеству в Индии приходит конец и оно может завершиться в атмосфере социального взрыва. Индии была прежде всего необходима самим англичанам, причем в принципе безотносительно того, останется эта древняя восточная страна целостной или будет расчленена. Ситуация потребовала новых подходов к ее разрешению.

20 февраля 1947 г. в палате общин Эттли выступил с заявлением “об окончательном уходе англичан не позднее июля 1948 г.”, подчеркнув, что в случае несоздания к этому сроку центрального правительства, власть будет передана отдельным провинциям22.

Назначение точных сроков передачи власти “породило” так называемую проблему time limit (временного предела, цейтнота), которая особенно активно обсуждалась консервативной оппозицией в парламенте. У. Черчилль прямо заявил, что лейбористское правительство “разрушает возможности достичь согласия индийских политических партий, тогда как консерваторы сделали для этого все возможное”, что установленный временной предел “означает конец всяким надеждам на сохранение единой Индии… И нельзя всерьез предполагать, что через глубокую пропасть, образовавшуюся между общинами, удастся выстроить мост за несколько месяцев”23. Черчилль заявил о военной слабости англичан в Индии и, более того, об отсутствии моральных сил к управлению ею. Он предлагал Эттли прибегнуть к помощи ООН и в ходе дебатов “подвел черту” под историей англо-индийских отношений: “С болью в сердце я взираю на падение Британской империи, с ее громкой славой и заслугами перед человечеством”24. Консервативная оппозиция в парламенте могла стать препятствием для лейбористов, устроив обструкцию их плану ускоренной передачи власти, однако, этого не произошло. Назревшая необходимость “поспешного бегства”25 с Индостана, осознанная Черчиллем и его единомышленниками в той же мере, в какой это понял Эттли, стала доминантой, которая в конечном итоге подавила их разногласия по тактическим вопросам индийской политики. В марте 1947 г. в был направлен новый вице-король Маунтбэттен (1900-1979), которому предстояло провести переговоры с индийскими лидерами и выработать план передачи власти. Отдавая последние распоряжения Маунтбэттену перед отъездом, премьер-министр указывал, что “ надо стремиться к четко определенной цели – формированию единого правительства для Британской Индии и княжеств, предпочтительно в рамках Британского Содружества”26. Маунтбэттен получил разрешение обнародовать не только цели и приблизительный срок ухода англичан, но и совершенно точную дату передачи власти – 15 августа 1947 г. В этот день исполнялась 2-ая годовщина капитуляции Японии во Второй мировой войне, и Маунтбэттен хотел присовокупить к этому дню победы сил демократии еще одно событие – провозглашение независимости Индии. Итак, априорных установок на ее расчленение последний вице-король не получил, невзирая на всю половинчатость колониальной политики лейбористов и их явное желание в той или иной степени сохранить контроль над Индией в рамках Британского Содружества наций.

В Индии же в марте 1947 г. обстановка продолжала накаляться. Выступая перед мусульманскими журналистами в Бомбее, Джинна сказал, что “нет основы для сотрудничества с индусами… было время, когда замысел Пакистана вызывал одни насмешки, но…это единственное решение, которое делает честь нашему народу… У нас будет Пакистан!”27. В крупнейших городах Панджаба – Лахоре, Амритсаре, Мултане, Равалпинди – росла напряженность, сообщалось “о тысяче убитых”, о том, что в Амритсаре лидер сикхов Тара Сингх заявил: “Гражданская война уже началась”28. В этих обстоятельствах 8 марта 1947 г. Рабочий комитет ИНК собрался на чрезвычайную сессию и обратился ко всем политическим силам страны: “В этот час, когда должны быть приняты окончательные решения…мы призываем все партии к отказу от насильственных методов и мирному сотрудничеству… Оставим разногласия в прошлом”29. РК ИНК приветствовал решение Англии передать власть индийцам не позднее июля 1948 г. и определенно дал понять, что “конституция, которую выработает Учредительное собрание, распространится только на те области, которые примут ее”30.

Слова “раздел” в этом документе не было, но тем не менее впервые Конгресс формально и фактически зафиксировал свое согласие с тем, что именовали правом на самоопределение отдельных составляющих Британской Индии. В 1947 г., в отличие от 1942 г. и даже 1946 г., это было не чисто гипотетическим допущением, но долгожданной для Мусульманской лиги санкцией приступать к подготовке собственно процедуры расчленения страны. Направляя Маунтбэттену текст данной резолюции, Неру пояснял, что намерен все же уговаривать Лигу присоединиться к Конгрессу в Учредительном собрании, но, если это окажется невозможным, “…то раздел Бенгалии и Панджаба становится неизбежным”31.

Почему Конгресс, в течение всей своей истории так последовательно отстаивавший идею единой и независимой Индии, в конечном счете согласился на разделение? Какое содержание он вкладывал в понятие “раздел”? Детально проанализировав внутриполитическую обстановку, Неру, как председатель ИНК и глава Временного правительства, пришел к выводу, что иного выхода, кроме хотя бы временного раздела, нет. Индийский народ был во власти “психологического напряжения”, и это особенно относилось к мусульманской части населения. В данных обстоятельствах настаивать на сохранении единой Индии любой ценой – значило бы только усиливать это напряжение. Поэтому Конгресс, в принципе отвергая теорию “двух наций”, “двух Индий”, все же согласился на раздел, рассчитывая, что такой исход мог в конечном итоге обеспечить межобщинный мир и “торжество разума”. “У меня нет никаких сомнений, что рано или поздно должна стать единой, – заявлял Неру. – Быть может, лучший способ достигнуть этого – пройти сейчас через раздел… Нам часто приходится проходить через долину теней, чтобы подняться на освещенные солнцем горные вершины”32. Итак, Конгресс считал раздел временным и пошел на него как на вынужденную меру, чтобы покончить с конфликтами.

Особую позицию в этом вопросе занимал лишь . По воспоминаниям М. Слейд, дочери английского адмирала, в свое время ставшей адептом гандизма и близкой помощницей Махатмы под именем Бен, “он пребывал в отчаянии… угнетаемый мыслью о предстоящем расчленении страны… Многие ожидали, что Махатма начнет массовую кампанию в своем обычном духе, но на сей раз направленную против Конгресса… Но он ничего не предпринимал”33. По мнению Миры, он осознавал, что у конгрессистов “не было иного выбора… и даже стал советовать людям принять реальность такой, какова она есть, и получить как можно больше от свободы, что была так близка”34. Однако сам он никогда не принял раздел Индии и, более того, все же попытался его предотвратить. В конце марта – начале апреля 1947 г., в рамках переговорного процесса с индийскими лидерами, Маунтбэттен провел пять встреч с Ганди, во время которых Махатма предложил вице-королю оригинальный план передачи власти.

Этот план представляется нам альтернативным решением, демонстрирующим величие духа и самоотверженность вождя индийского народа. Махатма высказался за то, что “г-ну Джинне следует предоставить возможность сформировать правительство… Если Джинна примет это предложение, Конгресс гарантирует добровольное и искреннее сотрудничество до тех пор, пока все меры, предпринимаемые кабинетом Джинны будут отвечать интересам всего народа Индии… Арбитром в отношении того, отвечает или нет г-на Джинны интересам Индии в целом, будет лорд Маунтбэттен. Джинна от имени Лиги должен гарантировать, что он или Лига сделают все, чтобы сохранить в Индии мир… При соблюдении указанных условий г-н Джинна будет волен представить для утверждения план Пакистана, не дожидаясь передачи власти… но без применения оружия и… принуждения какой-либо провинции или ее части. Если г-н Джинна отклонит это предложение, то право формирования такого правительства mutatis mutandis переходит к Конгрессу”35.

Опасаясь отказа Джинны, на том основании, что этот план предложен им, Махатма обратился к Маунтбэттену с просьбой “не открывать его авторства”. Неру, узнав о плане Ганди, уведомил Маунтбэттена, что “он совершенно нереален”36.

Итак, в кризисных обстоятельствах 1947 г., когда назрели объективные причины раздела Индии и даже Конгресс считал эту перспективу неизбежной, в силу вступил субъективный фактор. Был найден практически безболезненный выход из затянувшегося со времен войны политического кризиса. Ганди знал Джинну достаточно хорошо, чтобы отдавать себе отчет: такое предложение способно найти мощный отклик в его душе.

После долгих раздумий, на переговорах с Джинной Маунтбэттен все же сообщил ему о возможности стать премьер-министром Центрального правительства единой Индии. Согласно воспоминаниям вице-короля, “минут через 35 Джинна, до этого никак не отреагировавший на мое высказывание, внезапно вернулся к вопросу о должности премьер-министра Индии. Бесспорно, прозвучавшее предложение польстило его честолюбию, и все эти полчаса Джинна лихорадочно его обдумывал”37. Как Маунтбэттен оценивал шансы на успех этого предложения Ганди? И намеревался ли действительно дать ему ход? Наблюдая за Джинной в ходе их официальных встреч, вице-король пришел к убеждению, что “пресловутый план г-на Ганди все же может пройти исключительно из-за тщеславия г-на Джинны”38. Однако он считал, что лидер Мусульманской лиги – человек “психически не уравновешенный”, не обладающий ни чувством ответственности, ни дарованиями в области практической политики, и, кроме того, “не продумавший ни детали своей грандиозной схемы”39. Вице-король решил не муссировать более этот вопрос, отказавшись следовать логике теоретических построений Ганди, и, быть может, тем самым развеял последнюю надежду на сохранение единой Индии.

5. Конгрессисты, по крайней мере Неру и Валлабхаи Патель (1875-1950), расценивали раздел как явление временное. В принципе, временный раздел – это тоже противовес полному и окончательному расчленению, этакая “альтернатива второго эшелона”, но все же альтернатива. Но встает закономерный вопрос: какими методами и с помощью каких (политических, экономических, иных) механизмов Конгресс предполагал впоследствии восстановить единство Индии? Логично предположить, что при передаче власти в 1947 г. некие структуры управления для новообразующихся доминионов должны были оставаться общими и в перспективе сыграть роль искомых механизмов воссоединения. Такими структурами, вероятно, могли бы стать общее генерал-губернаторство для Индийского Союза и Пакистана и единые вооруженные силы. В июне-июле 1947 г. при обсуждении этих вопросов индийскими лидерами разогрелись острые дискуссии. Конгресс высказывался за учреждение поста общего генерал-губернатора и предлагал для этой роли кандидатуру Маунтбэттена, но в Мусульманской лиге этот вариант был подвергнут сокрушительной критике. Хотя Джинна заявлял, что он “свою работу сделал”, сравнивал себя “с фельдмаршалом, приведшим армию к победе”, и ходили слухи, будто лидер Лиги намерен после раздела остаться в Индии, чтобы бороться за права мусульман, в действительности он, смертельно больной пожилой человек, не мог отказаться от власти40. И, главное, – он не мог не понимать, что при общем генерал-губернаторстве (независимо от того, кто займет этот пост – англичанин, индус или мусульманин) так или иначе сохранялось известное единство Индийского Союза и Пакистана. В итоге склонились к тому, что в каждом доминионе будет управлять свой собственный генерал-губернатор: в Пакистане – Джинна, в Индийском Союзе, по инициативе Конгресса, – Маунтбэттен.

А что в этом водовороте политических событий ожидало англо-индийскую колониальную армию? Какова ее роль накануне и в ходе раздела? Могла ли армия послужить стабилизирующим фактором, предотвратить расчленение страны или же стать одним из рычагов воссоединения доминионов? Какую позицию в этом вопросе занимала ее мусульманская часть? За что выступали кастовые ? ? Или армия была полностью аполитична? Ответ на эти и множество других неисследованных вопросов, касающихся оценки места и роли колониальной в 1947 г., будет предметом наших следующих публикаций, но обозначить эту проблему мы считаем целесообразным уже в контексте данной работы.

Во-первых, предполагался поэтапный вывод с Индостана собственно английской части армии. Согласно решению Британского правительства, первое подразделение английских войск численностью в 1,5 тыс. человек отбывало из Бомбея на родину уже 17 августа 1947г.41.

Во-вторых, главнокомандующий Окинлек и старшие офицеры всех родов войск оставались на полуострове “на период перестройки” и подчинялись Маунбэттену, который считал, что без этого условия “весь процесс конституционного переустройства будет “сорван”42.

В-третьих, английские войска “ни при каких обстоятельствах не могли быть использованы для вмешательства во внутренние дела доминионов, включая подавление религиозно-общинных волнений”43.

Индийская же часть армии, поликонфессиональные по характеру подразделения (среди которых не было ни одного чисто мусульманского), подлежала разделению. Лига выступила категорически против сохранения единой армии доминионов, хотя было очевидно, что для полного завершения сложнейшей процедуры “разведения” войск и материально-технических средств потребуется длительное время и при этом мусульманская сторона окажется в проигрыше, так как за индусами останутся и большинство мест в генералитете, и офицерский корпус, и система снабжения армии. Окончательное решение о разделе вооруженных сил было достигнуто в июле 1947 г., в связи с чем Конгресс и Лига подписали соответствующее коммюнике.

Согласно документу, вся процедура предполагала 2 этапа:
1) раздел воинских подразделений по религиозному признаку;
2) добровольная передача отдельных лиц44.

Таким образом, надежды Неру на возможность скорейшего воссоединения отделявшихся друг от друга индусской и мусульманской частей Индии оказались иллюзорными: никаких механизмов для этого создать не удалось.

3 июня 1947 г., выработанный в результате длительных переговоров английской стороны с индийскими партиями и организациями, был оглашен проект закона о предоставлении независимости Индии, известный в истории как план Маунтбэттена и легший в основу раздела страны на два независимых доминиона – Индийский Союз и Пакистан. 15 августа, в исторический день передачи власти, Закон о независимости вступил в силу. Вопреки ожиданиям конгрессистов, раздел не был временным. Индия и Пакистан разошлись, быть может, навсегда.

Выводы:
Раздел Британской Индии был закономерным результатом экономических, политических, этноконфессиональных процессов, происходивших в стране с середины Х1Хв. до Второй мировой войны, но, несмотря на сложившиеся причины и предпосылки раздела, дальнейший ход истории англо-индийских и межиндийских отношений не был инвариантным. При более благоприятном сочетании объективных и субъективных факторов раздела Индии по конфессиональному признаку можно было избежать.

На наш взгляд, возможности альтернативного пути развития открывались при следующих условиях:

а) если бы процесс передачи власти был не только инициирован Британским правительством, но и более гибкими методами осуществлен до начала войны или же на первом ее этапе;

б) если бы Индийский национальный конгресс не был объявлен вне закона и оставался на свободе в течение всей войны, противодействуя пропаганде Лиги в пользу Пакистана;

в) при проявлении большей готовности лидеров ИНК и Мусульманской лиги к диалогу и компромиссу;

г) если бы колониальная армия, по окончании войны заявившая о себе как активная составляющая освободительного движения, противопоставила себя планам исламских сепаратистов;

д) если бы Маунтбэттен волевым способом не отказался апробировать “план Ганди”;

е) при отсутствии установленных жестких сроков передачи власти и возникшей в этой связи проблемы time limit, способствовавшей “поспешному бегству” англичан из Индии, но воспрепятствовавшей выработке теоретически и экспериментально обоснованных, детально выверенных, взаимоприемлемых новых условий сосуществования индийских этносов и общин.

22 Great Britain. Parliamentary Debates. House of Commons. Official Report. Vol. 433. – London, 1947. P.1395-1398.
23 Ibid.
24 Ibid.
25 Ibid.
26 The Transfer of Power 1942-7… Vol. 9. – London, 1980. P. 972-974.
27 Ibid. P. 927.
28 Ibid. P. 912.
29 См. подр.: Speeches and Documents on the Indian Constitution 1921-1947 / Sel. By M. Gwyer and A. Appadorai. In 2 vols. Vol. 2. – Bombay, 1957.
30 Ibid.
31 The Transfer of Power 1942-7…Vol. 9. P. 897-898.
32 Цит. по: Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. В 2-х т. Т. 1. M., 1989. С. 373.
33 Slade Madeleine. The Spirits" Pilgrimage. – New York, 1960. P. 279-282.
34 Ibid.
35 The Transfer of Power 1942-7… Vol. 10. – London, 1981. P. 69.
36 Ibid.
37 Ibid. P. 164.
38 Ibid.
39 Ibid. P. 190.
40 См. подр.: Sayeed K. B. Pakistan. The Formative Phase – 1857-1948. – London, 1968. P. 223.
41 Sardar Patel"s Correspondence 1945-1950. In 10 vols. Vol. 4. Ahmedabad, 1972. P. 132.
42 The Transfer of Power 1942-7… Vol. 12. – London, 1982. P. 116-117.
43 Ibid. P. 146.
44 Ibid-P.113.

Лариса Александровна Черешнева, зав. кафедрой всеобщей истории Липецкого государственного педагогического университета, кандидат исторических наук, доцент, г. Липецк - : перспективы регионального сотрудничества (Липецкая область). М.: Институт востоковедения РАН, 2000 www.indianembassy.ru

Поделиться