Нашествие персидских войн. Нашествие персидских войск на Элладу (Грецию). Работа с исторической картой

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Целевая установка:

  • Показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы.
  • Продолжить формирование умений учащихся правильно показывать на карте исторические объекты, составлять рассказ, выполнять задания индивидуально и в группе.
  • Воспитывать чувства патриотизма, интерес к личности Фемистокла и Леонида, любовь и интерес к предмету история.

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала).

Средства обучения: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “История древнего мира” параграф 35 стр. 158-163, карта “Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)”, диск “История” 5 класс, карточки с заданиями, плакаты с названием темы урока, новыми словами, таблица “Греко-персидские войны”, кроссворд, книга “Когда, где, как и почему это произошло” стр.42, проектор, экран. .

Словарная работа: Фемистокл, Фермопильский проход, триера, о. Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

II. Опрос домашнего задания.

Ребята, мы сейчас закрепим ранее полученные знания по теме “Древнейшая Греция”, вспомним о Марафонской битве.

Вопросы:

  1. Когда произошла Марафонская битва? (Марафонская битва произошла в 490г. до н.э.).
  2. Кто принимал участие в Марафонской битве? (В Марафонской битве принимали участие греки и персы).
  3. Как повели себя греки, когда к ним приехали персидские послы? (Афиняне сбросили послов со скалы, спартанцы сбросили их в колодец.)
  4. К каким городам обратились афиняне за помощью? (Афиняне обратились за помощью в Спарту и Платеи).
  5. Каков был ответ из этих городов? (Спартанцы обещали помочь попозже, из города Платеи прибыл отряд воинов).
  6. Как построились войска греков? (Войска греков построились фалангой тесными, сомкнутыми рядами).
  7. Как сражались греки? (Греки сражались мужественно, героически, организованно).
  8. Чем закончилась Марафонская битва? (Марафонская битва закончилась победой греков)
  9. Какое значение имела победа греков при Марафоне? (Греки впервые одержали победу над персами, и персы перестали считаться непобедимыми).

III. Подготовка к повторительно обобщающему уроку.

Сейчас мы проведём игру “Кто первый?”. Я задаю вопросы, а кто первым и правильно ответит на вопрос, получает изображение колобка с улыбкой.

  1. Что означает слово полис? (Небольшое самостоятельное государство в Греции).
  2. Кого называют илотами? (Рабов в Спарте).
  3. Что такое демократия? (Власть народа).
  4. Что обозначает слово ареопаг? (Совет знати в Афинах).
  5. Кого называли гражданами? (Свободных афинян).
  6. Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер).

Работа с картой.

Вам известно и не ново:
Карта – важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажут неустанно.
Если есть у вас желание,
Приступаем. Все внимание.

  1. Покажите на карте территорию Древней Греции и её части. Назовите их. (Северная, Средняя, Южная Греции).
  2. Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес).
  3. Где находится город Афины? (В Аттике).
  4. Где находится Спарта? (В Южной Греции, область Лаконика).
  5. В каком месте греки впервые одержали победу над персами? (В Марафоне).

А сейчас мы разгадаем кроссворд.

Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд в выделенном вертикальном столбике, вы прочитаете второе название Древней Греции. (Эллада).

По горизонтали:

  1. Так называли себя греки. (Эллины).
  2. Одна из поэм Гомера. (Илиада).
  3. В 594 году до н.э. его избрали архонтом. (Солон).
  4. Область в Средней Греции. (Аттика).
  5. Простой народ в Греции. (Демос).
  6. Родина Одиссея. (Итака).

По вертикали:

  1. Второе название Греции. (Эллада).

IV. Переход к изучению новой темы.

Ребята, мы познакомились с некоторыми событиями из жизни древних греков, с Марафонской битвой. Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск.

Открываем тетради, пишем число, тему урока. (На доску вывешиваются плакаты с темой урока и с новыми словами).

Словарная работа:

  • Фемистокл – энергичный и умный афинянин, вождь демоса.
  • Фермопильский проход – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.
  • Триера – мелкосидящий греческий военный корабль с тремя рядами вёсел.
  • Остров Саламин – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.
  • Ксеркс – властитель Персидского царства, сын Дария.
  • Коринфский перешеек – географический объект, место, куда некоторые греки предлагали перевести флот для защиты Южной Греции от персов.
  • Леонид – спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско.

V. Изучение новой темы.

Рассказ учителя о нашествии персидских войск на Элладу.

  1. Подготовка эллинов к новой войне.
  2. Бой в Фермипольском ущелье.
  3. Саламинское сражение.

1. Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые

бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл – вождь демоса. Под его руководством греки начали готовиться к войне с персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.

Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а сам приказал построить новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. А это время греки занимались своими делами. Посмотрим сценку “Накануне войны”.

(Приложение №1)

II. Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все.

Завладев Фермопилами, персы двинулись в Среднюю Грецию. Грабя и разрушая всё на своём пути, захватчики приблизились к Афинам. Жители Аттики в пешке покидали свои дома, и многие из них перебрались на остров Саламин под защиту флота. Аттика опустела. Персы вошли в Афины и предали его огню. Персидские корабли остановились в бухте около Афин. А рядом, в проливе между Саламином и Аттикой, находился греческий флот, который насчитывал 400 кораблей.

Ребята, посмотрите на экран.

  • Просмотр отрывка из учебного фильма “Саламинское сражение”.
  • Показ картины из книги “Когда, где, как и почему это произошло”.

Так закончилась Саламинское сражение. Ксеркс, оставив часть своей армии, покинул Грецию. В 479 году до н.э. у города Платеи оставшаяся персидская армия была разбита. Саламинская битва стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага. VII. Закрепление изученного на уроке.

Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали,
Ну, ещё один шажок,
Закрепим мы урок.

1. Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).

А сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили персов?

Заполнение таблицы “Греко-персидские войны” (Приложение №2)

У вас на партах имеются карточки с заданиями.

Вписать недостающие слова и даты. (Приложение №3)

1. На М____________й равнине в 490году до н.э. греками командовал стратег М___________д. Битва завершилась победой _____________________________________.

2. В Ф_______________м ущелье в _______году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. Битва завершилась победой __________________.

3. В С___________________м проливе в _________году до н.э. афинским флотом командовал стратег Ф________________. После поражения в битве персидский царь Ксеркс _____________________.

4. Близ города П_________и в _________году до н.э. битва завершилась победой _____________________.

VI. Итог урока.

  • Ребята, о чём мы говорили на уроке? (о греко-персидских войнах).
  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Чем он вам запомнился? (Ответы учащихся.)

VII. Домашнее задание: параграф 35 стр. 158-163.

Сегодня на уроке за активное участие, за полные ответы я ставлю следующие оценки:

  • “5” -
  • “4” -
  • “3” -

Урок окончен. До свидания.

Приложение №1

Сценка “Накануне войны”

Сидят греки Спор и Скиллий, разговаривают между собой.

Спор: Слушай, Скиллий, сколько за все эти годы ты добыл губок?

Скиллий: Не знаю.

Спор: А мне кажется, на небе меньше звёзд, чем собрали губок ты и другие ныряльщики из Скиона. Куда они делись, все эти губки? Есть у твоей дочери Гидны одна губка. Она сушит ею голову после мытья. Пять или шесть лет она обходится одной губкой. Наверное, дочери богачей один раз высушат и бросят. А ты для них спускайся на дно. Тьфу!

Скиллий: Ну и чудак ты, Спор! Разве губки нужны только для сушки волос? А что подкладывают гоплиты под шлемы, чтобы они не натирали, а при случае и смягчали силу удара? Чем в богатых домах чистят обувь? Чем моют миски и горшки? Чем вытирают пыль с дорогих сундуков и столов? Всё нашими губками. А если у кого сердце заболит, берут ту же губку, намочат её в неразведённом вине и прикладывают на грудь.

Спор: Скажи-ка.… Да она целебная.… А я её ни во что не ставил. Трава травой…

Скиллий: И не трава это вовсе, а морское животное вроде ежа или звёзды, только попроще.

Отец! Где ты?

Спор: Гидна! Что-то она сегодня рано вернулась. А ведь ей надо бы ещё серы купить.

Заходит девочка. Гидна очень взволнованна.

Скиллий: Что случилось, Гидна? Почему ты так бледна?

Гидна: Я вовсе не бледна, отец. Но на рынке никто не покупает губки. По дороге, за городскими воротами, движутся толпы варваров. В длинных пёстрых одеждах. С луками и копьями. И всадники! И колесницы! И какие-то огромные животные с двумя горбами на спине… Идут. И нет им конца…

Скиллий: Началось! Бедная Эллада! Что тебя ждёт?...

Приложение №2

Карточка №1

Заполнить таблицу “Греко-персидские войны”.

Приложение №3

Карточка №2

Вставить пропущенные слова и даты.

Главные сражения греков с персами.

1. На М____________й равнине в 490году до н.э. греками командовал стратег М___________д. Битва завершилась победой __________________.

2. В Ф_______________м ущелье в _______году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. Битва завершилась победой ______________________.

3. В С___________________м проливе в _________году до н.э. афинским флотом командовал стратег Ф________________. После поражения в битве персидский царь Ксеркс____________________________.

4. Близ города П_________и в _________году до н.э. битва завершилась победой ______________________.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нашествие персидских войск на Элладу

План: 1. Подготовка эллинов к новой войне. 2. Вторжение персов в Элладу. 3. Бой в Ф ермопильском ущелье. 4. Саламинское сражение.

Фемистокл, годы жизни 524-459 гг. до н. э., - афинский государственный и военный деятель, поддерживал идею создания большого военного флота, что позволило Афинам превратиться в мощную морскую державу. 1. Подготовка эллинов к новой войне.

Фемистокл убеждал афинян незамедлительно строить корабли. Он уговорил сограждан все серебро, добываемое Афинским государством, не делить между собой, а отдать на строительство кораблей. Афиняне за короткий срок построили 200 триер. Триера –мелкосидящий корабль с тремя рядами вёсел.

Триера –мелкосидящий корабль с тремя рядами вёсел.Паруса –выполняли вспомогательную роль: перед боем их убирали. Благодаря 180 гребцам, триера могла развивать скорость до 80 км. в час.

Тридцать эллинских государств, благодаря усилиям Фемистокла, создали военный союз, для борьбы с персами.

2 . Вторжение персов в Элладу. После смерти Дария во главе персидского государства встал его сын Ксеркс.

В 480 году до н.э. Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Большая часть его войск состояла из покорённых народов. Рассмотрите карту и определите, на какие две части пролив разделяет Евразию.

Из города Сарды и Малой Азии выступило громадное персидское войско. Оно подошло к проливу Геллеспонт (Дарданеллы). По приказу Ксеркса был построен мост длиною более километра, но буря разрушила мост. За это Ксеркс приказал казнить строителей, а море стегать кнутами. И был выстроен новый мост.

360 кораблей поставили вплотную друг к другу на якорях и связали между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

3. Бой в Фермопильском ущелье. Единственным путём, ведущим из Северной Греции в Среднюю, был узкий Фермопильский проход. Его было легко защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. Греки построили оборонительные стены и башни.

Объединённое войско под командованием спартанского царя Леонида три дня сдерживали войска персов, но на третий день предатель показал как пройти по горным тропам в тыл к грекам. Леонид приказал всем отступать, сам же с тремястами спартанцами остался прикрыть отступление греческих войск.

«О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».

4. Саламинское сражение.

По решению народного собрания жители Афин перебрались на о-в Саламин под защиту флота. Мужчины, способные носить оружие вступили на корабли.

Памятник на острове Саламин.

Самостоятельная работа. Прочитайте статью, рассмотрите карту Саламинского сражения. Составьте план сражения. Подготовьте рассказ о сражении.

Закрепление изученного материала. Продолжаем таблицу «Греко-персидские войны». Какие последствия имели победы греков над персами? Д.З. параграф – 35 отвечать на вопросы в конце параграфа.


На сегодняшнем занятии вы узнаете, как греки, несмотря на численное превосходство противника, смогли отстоять свою независимость.

После смерти Дария властителем Персидской державы стал его сын Ксеркс. В 480 году до н. э. царь Ксеркс повёл свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати.

Узкий пролив отделял Европу от Азии. По приказу Ксеркса навели мосты, соединившие оба берега, но разразилась буря и снесла эти мосты. Пришедший в ярость Ксеркс велел отрубить головы строителям, а морю назначил невиданное доселе наказание. Плачи стегали его кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдёт тебя, желаешь ты того или нет!» (рис. 2) Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

Рис. 2. Переправа через Геллеспонт ()

Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За ним следовал обоз с продовольствием, гнали стада быков. Вдоль берега шёл персидский флот. Это случилось через 10 лет, в 480 г. до н. э., после Марафонской битвы. Переправившись через пролив Геллеспонт на европейский берег, войско двинулось по европейскому побережью, а вторгшись в Северную Грецию, стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой.

Единственный путь, который вёл из Северной в Среднюю Грецию, был Фермопильский проход, который и решили защищать 300 спартанцев и 700 феспийцев под командованием Леонида, преградив персам дорогу. Отряд во главе с Леонидом героически защищал Фермопилы, но не смог устоять из-за предательства одного грека, который вывел персов в тыл к войскам царя Леонида. Желая спасти войско от разгрома, Леонид отдал приказ о немедленном отступлении греческих отрядов, а сам с отрядом отборной пехоты из 300 спартанцев пал на поле битвы. На месте сражения был установлен памятник в виде каменного льва с надписью: «Странник, весть отнеси всем гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим» (рис. 3).

Рис. 3. Памятник Леониду и 300 спартанцам ()

Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя её области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Саламин под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли. Вся Аттика опустела. Персы вошли в Афины, предали их огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин. Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около четырёхсот кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей. Долго спорили греки, не зная, как поступить. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным.

За его ходом, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Превосходство в численности кораблей создавало уверенность в победе. Между тем, поднялся сильный ветер. Он раскачивал высокопалубные суда персов, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.

Сражение описал его участник поэт Эсхил. «Был слышен громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь - за всё!» …Сперва стояло твёрдо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же - все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мёртвых - скрылась гладь морская» (рис. 4).

Рис. 4. Саламинская битва ()

Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Historylib.org ()
  2. Ancienthistory.spb.ru ()
  3. Home-edu.ru ()

Домашнее задание

  1. Как греки готовились к персидскому вторжению?
  2. Почему командование греческим войском доверили спартанцам?
  3. Почему греки одержали победу над превосходящей по численности армией персов?

Согласно историческим трудам Геродота, война с Персией стала одной из самых значительных в истории древнегреческого государства. Персидское царство на момент начала войны уже имело статус сильнейшего государства в мире.

Дарий I смог захватить множество земель, в том числе и некоторые греческие владения. Не в силах выдерживать деспотической политики Персии и регулярного повышения налогов, греки решились организовать восстание, обратившись за помощью к сильным греческим полисам.

После нескольких побед, армия греков была разбита. Восстания греческих колоний спровоцировали гнев Дария и его желание отомстить всей Греции.

Восстание греков и битва при Марафоне

Он послал своих представителей в греческие полисы, которые просили у жителей земли и воды, это было метафорой того времени и означало предложение добровольно отдать свои территории Персидской империи.

Жители Афин и Спарты высказали решительное несогласие. Свободолюбивые и гордые спартанцы убили послов Дария и решили не только отстоять независимость своего государства, но и захватить территорию Персии.

В 490 году до н.э. персидские войска достигли маленького города Марафон. Там их уже встречала немногочисленная армия афинян. Несмотря на неравный бой, грекам удалось одержать победу над персами, что необычайно их одушевило, ведь оказалось, что персидская армия не настолько сильная как им представлялось.

Победа в битве под Марафоном дала возможность грекам подготовиться к дальнейшим военным действиям. Они считали, что противостоять персам можно при помощи сильного флота и незамедлительно начали его строительство.

Триста спартанцев и царь Леонид

Наступление на Элладу персы продолжили только спустя 10 лет. К тому времени после смерти Дария правителем Персии стал Ксеркс.

Персидские войска во главе из Ксерксом надвигались на Грецию с севера, вдоль береговой линии. Основной удар на себя взяла армия, состоявшая из трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом. Бой состоялся в горном ущелье Фермопил.

Благодаря своей продуманной военной стратегии, спартанцы в течении двух дней держали передовые позиции, но из-за предательства одного из жителей Спарты, войска Ксеркса смогли прорвать линию обороны.

Несмотря на свое поражение, спартанцы смогли уничтожить большую часть армии врага. Спустя время греками был установлен памятник погибшим спартанцам, на котором была сделана надпись, ставшая в итоге легендарной «Путник, когда придешь в Спарту, скажи им, что мы легли здесь, как велел закон».

Помощь флота и сражение при Микале и Платеях

Победа над спартанцами открыла путь персам к греческим полисам. Греки оставили свои города и начали готовиться к контратаке.

Благодаря сильному флоту, они смогли одержать победу в Саламинском сражение, результатом которого стало отступление персов в Малую Азию.

Битвой, которая положила конец персидской экспансии, стало сражение при Микале и Платеях в 479 году до н.э.. Греки атаковали персов одновременно с моря и суши, что привело к поражению персидской армии.

На сегодняшнем занятии вы узнаете, как греки, несмотря на численное превосходство противника, смогли отстоять свою независимость.

После смерти Дария властителем Персидской державы стал его сын Ксеркс. В 480 году до н. э. царь Ксеркс повёл свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати.

Узкий пролив отделял Европу от Азии. По приказу Ксеркса навели мосты, соединившие оба берега, но разразилась буря и снесла эти мосты. Пришедший в ярость Ксеркс велел отрубить головы строителям, а морю назначил невиданное доселе наказание. Плачи стегали его кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдёт тебя, желаешь ты того или нет!» (рис. 2) Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

Рис. 2. Переправа через Геллеспонт ()

Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За ним следовал обоз с продовольствием, гнали стада быков. Вдоль берега шёл персидский флот. Это случилось через 10 лет, в 480 г. до н. э., после Марафонской битвы. Переправившись через пролив Геллеспонт на европейский берег, войско двинулось по европейскому побережью, а вторгшись в Северную Грецию, стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой.

Единственный путь, который вёл из Северной в Среднюю Грецию, был Фермопильский проход, который и решили защищать 300 спартанцев и 700 феспийцев под командованием Леонида, преградив персам дорогу. Отряд во главе с Леонидом героически защищал Фермопилы, но не смог устоять из-за предательства одного грека, который вывел персов в тыл к войскам царя Леонида. Желая спасти войско от разгрома, Леонид отдал приказ о немедленном отступлении греческих отрядов, а сам с отрядом отборной пехоты из 300 спартанцев пал на поле битвы. На месте сражения был установлен памятник в виде каменного льва с надписью: «Странник, весть отнеси всем гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим» (рис. 3).

Рис. 3. Памятник Леониду и 300 спартанцам ()

Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя её области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Саламин под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли. Вся Аттика опустела. Персы вошли в Афины, предали их огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин. Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около четырёхсот кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей. Долго спорили греки, не зная, как поступить. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным.

За его ходом, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Превосходство в численности кораблей создавало уверенность в победе. Между тем, поднялся сильный ветер. Он раскачивал высокопалубные суда персов, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.

Сражение описал его участник поэт Эсхил. «Был слышен громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь - за всё!» …Сперва стояло твёрдо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же - все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мёртвых - скрылась гладь морская» (рис. 4).

Рис. 4. Саламинская битва ()

Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Historylib.org ()
  2. Ancienthistory.spb.ru ()
  3. Home-edu.ru ()

Домашнее задание

  1. Как греки готовились к персидскому вторжению?
  2. Почему командование греческим войском доверили спартанцам?
  3. Почему греки одержали победу над превосходящей по численности армией персов?
Поделиться