Наука об упорядочении знаний многообразия органического мира. Принципы систематики. Клеточный и тканевый уровень

В настоящее время органический мир Земли насчитывает около 1,5 млн видов животных, 0,5 млн видов растений, около 10 млн микроорганизмов. Изучить такое многообразие организмов невозможно без их систематизации и классификации.

Большой вклад в создание систематики живых организмов внес шведский натуралист Карл Линней (1707-1778). В основу классификации организмов он положил принцип иерархии, или соподчиненности, а за наименьшую систематическую единицу принял вид. Для названия вида была предложена бинарная номенклатура, согласно которой каждый организм идентифицировался (назывался) по его роду и виду. Названия систематических таксонов было предложено давать на латинском языке. Так, например, кошка домашняя имеет систематическое название Felis domestica. Основы линнеевской систематики сохранились до настоящего времени.

Современная классификация отражает эволюционные взаимоотношения и родственные связи между организмами. Принцип иерархии сохраняется.

Вид - это совокупность особей, сходных по строению, имеющих одинаковый набор хромосом и общее происхождение, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к сходным условиям обитания и занимающих определенный ареал.

В настоящее время в систематике используют девять основных систематических категорий: империя, надцарство, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид (схема 1, таблица 4, рис. 57).

По наличию оформленного ядра все клеточные организмы делятся на две группы: прокариоты и эукариоты.

Прокариоты (безъядерные организмы) - примитивные организмы, не имеющие четко оформленного ядра. В таких клетках выделяется лишь ядерная зона, содержащая молекулу ДНК. Кроме того, в клетках прокариот отсутствуют многие органеллы. У них имеются только наружная клеточная мембрана и рибосомы. К прокариотам относятся бактерии.

Эукариоты - истинно ядерные организмы, имеют четко оформленное ядро и все основные структурные компоненты клетки. К ним относятся растения, животные, грибы.

Таблица 4

Примеры классификации организмов

Кроме организмов, имеющих клеточное строение, существуют и неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги. Эти формы жизни представляют собой как бы переходную группу между живой и неживой природой.

Рис. 57. Современная биологическая система

* В столбце представлены только некоторые, но не все существующие систематические категории (типы, классы, отряды, семейства, роды, виды).

Вирусы были открыты в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским. В переводе слово «вирус» означает «яд».

Вирусы состоят из молекул ДНК или РНК, покрытой белковой оболочкой, а иногда дополнительно липидной мембраной (рис. 58).

Рис. 58. Вирус ВИЧ (А) и бактериофаг (Б)

Вирусы могут существовать в виде кристаллов. В таком состоянии они не размножаются, не проявляют никаких признаков живого и могут сохраняться длительное время. Но при внедрении в живую клетку вирус начинает размножаться, подавляя и разрушая все структуры клетки-хозяина.

Проникая в клетку, вирус встраивает свой генетический аппарат (ДНК или РНК) в генетический аппарат клетки-хозяина, и начинается синтез вирусных белков и нуклеиновых кислот. В клетке-хозяине идет сборка вирусных частиц. Вне живой клетки вирусы не способны к размножению и синтезу белка.

Вирусы вызывают различные заболевания растений, животных, человека. К ним относятся вирусы табачной мозаики, гриппа, кори, оспы, полиомиелита, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий заболевание СПИД.

Генетический материал вируса ВИЧ представлен в виде двух молекул РНК и специфического фермента обратной транскриптазы, который катализирует реакцию синтеза вирусной ДНК на матрице вирусной РНК в клетках лимфоцитов человека. Далее вирусная ДНК встраивается в ДНК клеток человека. В таком состоянии она может сохраняться долго, не проявляя себя. Поэтому антитела в крови у инфицированного человека образуются не сразу и обнаружить заболевание на этой стадии сложно. В процессе деления клеток крови ДНК вируса передается соответственно в дочерние клетки.

При каких-либо условиях вирус активизируется и начинается синтез вирусных белков, а в крови появляются антитела. В первую очередь вирус поражает Т-лимфоциты, ответственные за выработку иммунитета. Лимфоциты перестают узнавать чужеродные бактерии, белки и вырабатывать против них антитела. В результате организм перестает бороться с любой инфекцией, и человек может погибнуть от любого инфекционного заболевания.

Бактериофаги - это вирусы, поражающие клетки бактерий (пожиратели бактерий). Тело бактериофага (см. рис. 58) состоит из белковой головки, в центре которой находится вирусная ДНК, и хвостика. На конце хвоста располагаются хвостовые отростки, служащие для закрепления на поверхности клетки бактерии, и фермент, разрушающий бактериальную стенку.

По каналу в хвостике ДНК вируса вспрыскивается в клетку бактерии и подавляет синтез бактериальных белков, вместо которых синтезируются ДНК и белки вируса. В клетке происходит сборка новых вирусов, которые покидают погибшую бактерию и внедряются в новые клетки. Бактериофаги могут использоваться как лекарства против возбудителей инфекционных заболеваний (холеры, брюшного тифа).

| |
8. Многообразие органического мира § 51. Бактерии. Грибы. Лишайники

Многообразие современного органического мира как результат биологической эволюции Эволюция живых существ шла параллельно по двум линиям: с одной стороны, развивались одноклеточные доядерные и ядерные организмы, с другой стороны, - многоклеточные организмы. Развитие многоклеточных организмов осуществлялось, в трех направлениях: по линии автотрофных организмов (растения), линии гетеротрофных организмов с поглощением пищи путем всасывания (грибы) и линии гетеротрофных организмов с заглатыванием пищи (животные).

В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием; В 1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии» ; К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук; Он издает книгу “Система природы”. Порядок есть подразделение классов, вводимое для того, чтобы не разграничивать роды в числе большем, чем их легко может воспринять разум. Карл Линней

Деревья звал деревьями, Цветок я звал цветком. Был прав великий гений, Цветам названья дав: В отечестве растений Нет безымянных трав. Обыкновенная лесная роза с новым душистым цветком - Роза лесная. орой в т без ко, стема софии и ики - с в «Фило ись за отан ш ьб Линнейь, ухватив я из а нит н К. иадни писал вот нит ыбратьс «Ар в хаос, тема анике. - Сис лучно по бот ики» благо ботан рую можно ов» . кото роты факт пест Сурок, байбак, тарбаган, бабачок, свистун, сугур … - сурок-байбак Marmota bobak

К. Линней и его заслуги перед наукой Все растения разделил на классы, классы на отряды, отряды - на роды, роды - на виды; Всех животных Линней разделил на шесть классов; Каждому живому организму Линней дал видовое и родовое название; Описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных; Провел реформу языка ботаники, ввел новые термины; Поместил человека рядом с обезьянами; Система Линнея была искусственна, но сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.

Систематика - это наука о разнообразии видов организмов, их классификации, родственных отношениях и происхождении Систематика (от греч. systematikos - упорядоченный, относящийся к системе), область знания, в рамках которой решаются задачи упорядоченного определённым образом обозначения и описания всей совокупности объектов, образующих некоторую сферу реальности. Систематика - это отрасль биологической науки, которая описывает к какому роду, виду, семейству и т. д. относится тот или иной организм (и как эти виды-роды-семейства соотносятся между собой). Таксон - группа организмов, отнесенных в процессеmклассификации к определенной таксономической категории (рангу таксона).

Предмет изучения систематики Описание, обозначение, классификация и построение системы живой природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов.

Построение биологической системы В настоящее время используется совокупность признаков организмов: 1) особенности строения организмов и их клеток; 2) история развития группы на основе ископаемых остатков; 3) особенности размножения и эмбрионального развития; 4) нуклеотидный состав ДНК и РНК; 5) состав белков; 6) тип питания; 7) тип запасных питательных веществ; 8) распространение организмов и т. д.

Принципы систематики Одну из первых систем живой природы создал шведский натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758). В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности. В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным. Например, Лютик едкий и Лютик золотистый и т. д. По современным правилам, упоминая вид организмов в тексте (научной статье, книге) впервые, приводят по-латыни и фамилию автора, его описавшего. Например, лютик ядовитый пишется Ranunculus sceleratus Linnaeus (Лютик ядовитый Линнея). Некоторые самые знаменитые систематики настолько общеизвестны, что их фамилии пишутся сокращенно. Например, Trifolium repens L. (Клевер ползучий Линнея). Если виду дано название, изменять его нельзя.

Принципы систематики Принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды животных, объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды, отряды - в классы, классы - в типы, типы - в царства. При классификации бактерий, грибов и растений вместо ранга отряд используется порядок, а вместо тип - отдел. Часто, чтобы подчеркнуть разнообразие в какой-либо группе, используют подчиненные категории, например, подвид, подрод, подотряд, подкласс или надсемейство, надкласс. В микробиологии употребляются такие термины, как " штамм " и " клон ".

Вид - Яблоня домашняя Malus domestica L. Род - Яблоня Malus Семейство - Розовые Rosaceae Порядок - Розовые Rosales Класс - Двудольные Dicotyledones Отдел - Покрытосеменные Angiospermae Царство - Растения Planta ИМПЕРИЯ - Клеточные ПОДИМПЕРИЯ Многоклеточные ЦАРСТВО Животные ПОДЦАРСТВО Эуметазои или настоящие многоклеточные ТИП Хордовые КЛАСС Млекопитающие ОТРЯД Хищные СЕМЕЙСТВО Волчьи РОД Собака ВИД Собака домашняя

Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно дать относительно точное определение. Вот некоторые из определений вида: Вид – это группа особей, обладающих единственным в своём роде набором морфологических (структурных) и функциональных признаков, т. е. внешним видом, особенностями расположения органов и их работы и т. п. Вид – это группа особей, способных, скрещиваясь между собой, давать плодовитое потомство. Вид – это группа особей, сходных по генотипу (количеству, размеру и форме хромосом). Вид – это группа особей, занимающих одну и ту же экологическую нишу.

Сравнительная характеристика царств живой природы Признаки Ядерная оболочка Генетический материал Митохондрии Хлоропласты Клеточная оболочка Способ питания Подвижность Клеточная специализация Дыхание Жизненный цикл Археи Бактери и Гриб ы Растен ия Протист ы Животн ые

1. Многообразие организмов

Задания с решениями

1. Промежуточное положение между беспозвоночными и позвоночными занимают

1. Скаты

2. Акулы

3. Ланцетники

4. Гаттерии

Объяснение: скаты и акула - это хрящевые рыбы, гаттерии - подкласс рептилий, промежуточное положение занимает ланцетник. Правильный ответ - 3.

2. Вид ромашка аптечная объединяет

1. Разнообразные цветковые растения

2. Множество сходных популяций

3. Родственные роды растений

4. Растения одного природного сообщества

Объяснение: вид подразделяется на популяции, которые являются элементарными единицами эволюции (то есть из них, потенциально, возникнут новые виды в процессе эволюции). Правильный ответ - 2.

3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

1. Волчьи (псовые)

2. Млекопитающие

3. Обыкновенная лисица

4. Хищные

5. Хордовые

6. Лисица

Объяснение: классификация животных выглядит так: тип → класс → отряд → семейство → род → вид. Тип - хордовые, класс - млекопитающие, отряд - хищные, семейство - волчьи (псовые), род - лисица, вид - обыкновенная лисица. Но нам нужен обратный порядок (так как с наименьшей категории). Правильный ответ - 361425.

1. Ласка и горностай относятся к отряду хищных млекопитающих, так как

1. Это небольшие животные с длинным узким телом на коротких ногах

2. У них хорошо развиты клыки и коренные зубы

3. У них хорошо развит волосяной покров с подшерстком

4. Они имеют покровительственную окраску тела

Ответ: 2.

2. Основная задача систематики - изучение

1. Этапов исторического развития организмов

2. Отношений организмов и окружающей средой

3. Приспособленности организмов к условиям обитания

4. Многообразия организмов и установление их родства

Ответ: 4.

3. Исходная единица систематики организмов -

1. Вид

2. Род

3. Популяция

4. Отдельная особь

Ответ: 1.

4. Правильная схема классификации растений:

1. Вид → род → семейство → класс → отдел

2. Вид → семейство → род → класс → отдел

3. Вид → отдел → класс → род → семейство

4. Вид → класс → отдел → род → семейство

Ответ: 1.

5. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

1. Покрытосеменные

2. Пасленовые

3. Двудольные

4. Паслен черный

5. Паслен

Ответ: 45231.

6. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.

1. Насекомые

2. Капустная белянка

3. Чешуекрылые

4. Членистоногие

5. Белянки

Ответ: 25314.

7. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей.

1. Млекопитающие

2. Куньи

3. Лесная куница

4. Куницы

5. Хордовые

6. Хищные

Ответ: 342615.

2. Царство бактерий.

Задания для самостоятельного решения

1. Почвенная среда

2. Водная среда

3. Воздушная среда

4. Другой организм

2. Хемосинтезирующими бактериями являются

1. Железобактерии

2. Бактерии брожения

3. Молочнокислые бактерии

4. Синезеленые (цианобактерии)

Объяснение: хемосинтетики - это организмы, получающие энергию за счет переработки неорганических веществ (соединений железа, серы, азота и т.д.). Молочнокислые и бактерии брожения расщепляют сахара, а цианобактерии - фотосинтетики. Правильный ответ - 1.

3. Почему бактерий выделяют в особое царство?

1. У бактерий нет оформленного ядра, митохондрий

2. Клетка бактерии не имеет цитоплазмы и рибосом

3. Среди них есть только одноклеточные формы

Объяснение: бактерии выделяют в отдельное царство, потому что они слишком по многим признакам отличаются от других организмов (отсутствие мембранных органелл, кольцевая ДНК, экстрахромосомный генетический материал, строение клеточной стенки и многие другие). Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. К какой группе по образу жизни относят бактерию дизентерийную палочку?

3. Симбионтам

4. Автотрофам

Ответ: 2.

2. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, - это

2. Симбионты

3. Консументы

Ответ: 2.

3. Клубеньковые бактерии по способу питания относят к

1. Хемотрофам

2. Гетеротрофам

3. Автотрофам

Ответ: 2.

4. Какие бактерии улучшают азотное питание растений?

1. Брожения

2. Клубеньковые

3. Уксуснокислые

Ответ: 2.

5. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором бактерии и грибы выполняют роль

1. Производителей органических веществ

2. Разрушителей органических веществ

3. Источника энергии для других организмов

4. Источника азота, воды и углекислого газа

Ответ: 2.

6. Что представляет собой белый пушистый налет, образующийся при длительном хранении хлеба и других продуктов?

1. Слоевище лишайника

2. Споры растения

3. Мицелий плесневого гриба

4. Колонию бактерий

Ответ: 3.

7. При неблагоприятных условиях бактерии образуют

1. Гаметы

2. Зиготы

3. Споры

4. Зооспоры

Ответ: 3.

8. Почему бактерий относят к прокариотам?

1. Они не имеют цитоплазмы и клеточной стенки

2. Они не имеют оформленного ядра

3. Их тело состоит из одной клетки

4. Они имеют микроскопические размеры

Ответ: 2.

9. Какой процесс отсутствует у болезнетворных бактерий?

1. Дыхание

2. Фотосинтез

3. Размножение

4. Выделение

Ответ: 2.

3. Царство грибов.

Задания с решениями

1. Для питания грибы-сапротрофы используют

1. Азот воздуха

2. Углекислый газ и кислород

3. Органические вещества отмерших тел

4. Органические вещества, которые создают сами в процессе фотосинтеза

Объяснение: сапротрофы разлагают организмы, соответственно, правильный ответ - 3.

2. Что представляет собой микориза?

1. Грибокорень

2. Корневую систему растения

3. Грибницу, распространившуюся в почве

4. Нити гриба, образующие плодовое тело

Объяснение: микориза - это симбиоз гриба и растения (дерева). Правильный ответ - 1.

3. Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют

1. Цитоплазму

2. Плазматическую мембрану

3. Ядро

4. Рибосомы

Объяснение: клетки бактерий не имеют оформленного ядра (ядерной мембраны), а клетки бактерий - не имеют. Правильный ответ - 3.

Задания для самостоятельного решения

1. Трутовик, обитающий на березе,

1. Улучшает азотное питание дерева

2. Разрушает ткани дерева, используя для питания органические вещества

3. Улучшает всасывание деревом воды и минеральных веществ из почвы

4. Обеспечивает дерево органическими веществами

Ответ: 2.

2. Грибы, в отличие от растений,

1. Размножаются с помощью спор

2. Не имеют клеточного строения

3. Не способны к фотосинтезу

4. Имеют в клетке оформленное ядро

Ответ: 3.

3. Оболочка клеток большинства грибов содержит

1. Хитин

2. Целлюлозу

3. Клетчатку

4. Гликоген

Ответ: 1.

4. Что общего у грибов и бактерий?

1. Наличие цитоплазмы с органоидами и ядра с хромосомами

2. Бесполое размножение при помощи спор

3. Разрушение ими органических веществ до неорганических

4. Существование в виде одноклеточных и многоклеточных организмов

Ответ: 3.

5. Грибы длительное время считали растениями, так как они

1. Имеют сходное клеточное строение с растениями

2. Неподвижны, растут в течение всей жизни

3. Относятся к группе гетеротрофных организмов

4. Имеют сходный процесс обмена веществ

Ответ: 2.

6. Грибница белых грибов, поселяясь на корнях березы, получает от нее

1. Минеральные вещества

2. Органические вещества

3. Соединения фосфора

4. Соединения серы

Ответ: 2.

7. Какова роль грибов в круговороте веществ в природе?

1. Образуют белки из неорганических веществ

2. Синтезируют углеводы из углекислого газа и воды

3. Разрушают органические остатки

4. Выделяют в атмосферу кислород

Ответ: 3.

8. Каковы особенности питания шляпочных грибов?

1. В мицелии синтезируются органические вещества из неорганических

2. Используют готовые органические вещества

3. Всасывают воду и соли из почвы ризоидами

4. В клетках верхних слоев шляпки происходит фотосинтез

Ответ: 2.

9. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высокий уровень организации, так как

1. Их клетки имеют плотную оболочку

2. По способу питания они являются гетеротрофами

3. Их клетки имеют оформленное ядро

4. Их споры переносят неблагоприятные условия

Ответ: 3.

10. Чем отличаются грибы от бактерий?

1. Составляют группу ядерных организмов (эукариот)

2. Относятся к гетеротрофным организмам

3. Размножаются спорами

4. Одноклеточные и многоклеточные организмы

5. При дыхании используют кислород воздуха

6. Участвуют в круговороте веществ в экосистеме

Ответ: 134.

11. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой она относится

Характеристика Группа грибов

А. Образуют плодовые дела 1. Шляпочные

Б. Образуют на концах гифов 2. Плесневые

головки со спорами

В. Развиваются на пищевых продуктах

Г. Используются для получения

антибиотиков

Д. Вступают в симбиоз с корнями растений

Ответ: 12221.

4. Царство растений

Задания с решениями

1. Клубень и луковица - это

1. Органы почвенного питания

2. Видоизмененные побеги

3. Генеративные органы

4. Зачаточные побеги

Объяснение: клубень - это видоизмененный укороченный побег растения, луковица - это видоизмененный, как правило, подземный побег растения. Правильный ответ - 2.

2. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

1. Споры

2. Семени

3. Почки

4. Заростки

Объяснение: зародыш с запасом питательных веществ входит в состав семени (для питания зачатка растения в первое время жизни). Правильный ответ - 2.

3. Растения, в отличие от организмов других царств,

1. Имеют клеточное строение

2. Содержат в клетках хлоропласты

3. Имеют различные органы и ткани

4. Размножаются с помощью спор

Объяснение: подавляющее количество растений - зеленое (содержит хлоропласты). Правильный ответ - 2.

4. В процессе дыхания растения обеспечиваются

1. Энергией

2. Водой

3. Органическими веществами

4. Минеральными веществами

Объяснение: растения, как и все остальные организмы, дышат и в ходе этого процесса выделяется энергия. Правильный ответ - 1.

5. Генеративный орган - цветок - имеется у

2. Папоротниковидных

3. Покрытосеменных

4. Плауновидных

Объяснение: наличие цветка и плода - отличительные признаки покрытосеменных растений, у остальных групп таких органов нет. Правильный ответ - 3.

Задания для самостоятельного решения

1. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток, -

1. Ситовидные трубки

2. Волокна

3. Сосуды

4. Клетки камбия

Ответ: 3.

2. Рост древесного стебля в длину происходит за счет деления и роста

1. Клеток камбия

2. Ситовидных трубок

3. Клеток верхушки стебля

4. Клеток основания стебля

Ответ: 3.

3. Корневые волоски обеспечивают

1. Рост корня в толщину

2. Рост корня в длину

3. Защиту корня от соприкосновения с почвой

4. Поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей

Ответ: 4.

4. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани

1. Покровной

2. Механической

3. Фотосинтезирующей

4. Образовательной

Ответ: 4.

5. Какова роль бобовых растений в природе?

1. Служат продуктом питания для человека

2. Являются консументами в природном сообществе

3. Образуют нижний ярус в природном сообществе

4. Обогащают почву азотными солями

Ответ: 4.

6. Через устьица растений происходит

1. Газообмен

2. Транспорт минеральных солей

3. Транспорт органических веществ

4. Выделение тепла

Ответ: 1.

7. Всасывающая зона корня состоит из

1. Ситовидных клеток

2. Корневого чехлика

3. Корневых волосков

4. Сосудистых клеток

Ответ: 3.

8. Какая растительная ткань участвует в процессе испарения?

1. Покровная

2. Механическая

3. Основная

4. Образовательная

Ответ: 1.

9. Все растения - от водорослей до покрытосеменных - имеют

1. Клеточное строение

2. Ткани

3. Стебель с листьями

4. Проводящую систему

Ответ: 1.

10. Пыльца цветковых растений формируется в

1. Семязачатке

2. Рыльце пестика

3. Тычинках

4. Завязи пестика

Ответ: 3.

11. Хлоропласты играют важную роль в жизни большинства

1. Бактерий

2. Беспозвоночных животных

3. Шляпочных грибов

4. Растений

Ответ: 4.

12. Какой признак характерен только для царства растений?

1. Образуют полимеры из мономеров

3. Имеют целлюлозную клеточную оболочку

Ответ: 3.

13. Подземный побег отличается от корня наличием у него

1. Почек

2. Зоны роста

3. Сосудов

4. Коры

Ответ: 1.

14. Для организмов какого царства характерно почвенное и воздушное питание?

1. Грибов

2. Бактерий

3. Растений

4. Животных

Ответ: 3.

15. Вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по

1. Лубу

2. Древесине

3. Сердцевине

4. Пробке

Ответ: 2.

16. Побег - вегетативный орган, образованный

1. Верхушкой стебля

2. Междоузлиями и узлами

3. Зачаточными листьями

4. Стеблем с листьями и почками

Ответ: 4.

17. Каковы особенности растений, опыляемых насекомыми?

1. Имеют нектарники и яркоокрашенные околоцветники

2. Растут группами, образуя заросли или рощи

3. Цветут до распускания листьев или одновременно с их появлением

4. Имеют невзрачные мелкие цветки, собранные в соцветия

Ответ: 1.

18. Видоизмененный побег - это

1. Корневище

2. Грибокорень

3. Корнеклубень

4. Корнеплод

Ответ: 1.

19. Какие признаки присущи растениям?

1. Ограниченный рост

2. Рост в течение всей жизни

3. Автотрофный способ питания

4. Гетеротрофный способ питания

5. Наличие клетчатки в оболочках клеток

6. Наличие хитина в оболочках клеток

Ответ: 235.

20. Установите последовательность расположения зон (участков) в корне, начиная с верхушки.

1. Зона проведения

2. Зона деления

3. Зона всасывания

4. Зона роста

Ответ: 2431.

5. Многообразие растений.

Задания с решениями

1. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в появлении у них

1. Клеточного строения

2. Хлоропластов

3. Тканей и органов

4. Фотосинтеза

Объяснение: водоросли не имеют тканей, вся водоросль представляет собой таллом - слоевище, у папоротников уже происходит дифференциация тканей. Правильный ответ - 3.

2. Высшие растения отличаются от низших

1. Расчленением тела на органы

2. Наличием таллома

3. Вегетативным размножением

4. Размножением спорами

Объяснение: низшие растения - это водоросли, их тело не разделено на органы, а представляет собой слоевище (таллом), у высших же растений уже есть дифференциация тканей и тела на органы. Правильный ответ - 1.

3. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных,

1. Имеют корень, стебель, листья

2. Имеют цветок и плод

3. Размножаются семенами

4. Выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

Объяснение: отличительной особенностью покрытосеменных растений является наличие плода и цветка. Правильный ответ - 2.

4. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1. Нет корней

2. Стебель с узкими листьями

3. Образуется много спор

4. Есть воздухоносные клетки

Объяснение: мхи имеют стебель, образуют споры, не имеют воздухоносных клеток, не имеют корней, а только ризоиды (корнеподобные структуры). Правильный ответ - 1.

5. Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, - особенности строения

1. Семени

2. Цветка и плода

3. Листьев и стебля

4. Корневой системы

Объяснение: каждое семейство характеризуется собственной формулой цветка и характеристикой плода (это относится только к покрытосеменным растениям, так как только они имеют эти структуры). Правильный ответ - 2.

Задания для самостоятельного решения

1. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

1. Проводящей системы

2. Цветков и плодов

3. Хлоропластов в клетках

4. Эпидермиса с устьицами

Ответ: 2.

2. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

3. Цветковые

4. Древние водоросли

Ответ: 2.

3. Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью

1. Спор

2. Корней

3. Почкования

4. Корнеклубней

Ответ: 1.

4. Водоросли, в отличие от моховидных,

1. Имеют покровную ткань

2. Синтезируют органические вещества из неорганических

3. Размножаются половым путем

4. Имею слоевище

Ответ: 4.

5. Какие признаки характерны для класса однодольных покрытосеменных растений?

1. Мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев

2. Стержневая корневая система, цветки четырехчленного типа

3. Развитие с чередованием поколений

4. Наличие двойного оплодотворения

Ответ: 1.

6. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. Имеют плоды и семена

2. Половые клетки созревают в шишке

3. Цветут весной, до распускания листьев

4. Имеют ксилему и флоэму

Ответ: 2.

7. Почему цветковые относят к высшим растениям?

1. Они обитают в наземно-воздушной среде

2. Их организм состоит из тканей и органов

3. Их организм - скопление клеток - слоевище

4. В их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

Ответ: 2.

8. Укажите признак, характерный только для царства растений

1. Имеют клеточное строение

2. Дышат, питаются, растут, размножаются

3. Имеют фотосинтезирующую ткань

4. Питаются готовыми органическими веществами

Ответ: 3.

9. По какому признаку мхи относят к царству растений?

1. В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества

2. Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез

3. Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану

4. Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями

Ответ: 2.

10. Для класса однодольных растений, в отличие от двудольных, характерно

1. Наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий

2. Наличие цветков трехчленного типа с простым околоцветником

3. Двойное оплодотворение и развитие семян и семязачатка

4. Распространение плодов, семян ветром, насекомыми, водой

Ответ: 2.

11. Двудольные растения, в отличие от однодольных, имеют

1. Сетчатое жилкование листьев

2. Мочковатую корневую систему

3. Цветки трехчленного типа

4. Стебель-соломину

Ответ: 1.

12. У хвойных растений отсутствуют

1. Пыльцевые зерна

2. Семязачатки

3. Семена

4. Плоды

Ответ: 1.

13. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, -

1. Строение плода

2. Строение семени

3. Способ размножения

4. Совместное обитание

Ответ: 2.

14. У хвойных, в отличие от папоротниковидных, появляются

1. Гаметы

2. Корни

3. Плоды

4. Семена

Ответ: 4.

2. Развиваются из зиготы

3. Лежат открыто на чешуях шишек

4. Развиваются на побегах

Ответ: 3.

16. Сходство мхов и папоротников состоит в

1. Образовании заростка

2. Гетеротрофном способе питания

3. Размножении спорами

4. Наличии корней

Ответ: 3.

17. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен.

Признак растений Отдел

А. Листостебельные растения, 1. Моховидные

не имеющие корней 2. Папоротниковидные

Б. Имеют хорошо развитую

проводящую систему

В. Некоторые растения содержат

водоносные клетки, в которых запасается вода

Г. Недоразвита проводящая система,

поэтому рост растения ограничен

Д. Половое поколение (гаметофит)

преобладает над бесполым (спорофитом)

Е. Спорофит преобладает над гаметофитом

Ответ: 121112.

18. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят

Признак растений Отдел

А. Половое поколение - заросток 1. Папоротниковидные

Б. В основном деревья и кустарники 2. Голосеменные

В. Имеют семязачаток

Г. Образуют пыльцу

Д. Для полового размножения необходима вода

Отдел: 12221.

19. Мхи, ка и покрытосеменные растения,

1. Имеют клеточное строение

2. Имеют корни, стебли, листья

3. Образуют цветки и плоды

5. Способны к фотосинтезу

6. Размножаются семенами

Ответ: 145.

1. Являются автотрофными организмами

2. Образуют семязачатками

3. Размножаются спорами

4. Не нуждаются в наличие воды при оплодотворении

5. В процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой

6. В основном имеют форму деревьев, реже кустарников

Ответ: 246.

21. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому он относится

Признак растений Отдел

А. Размножение не связано с водой 1. Моховидные

В. Наличие ризоидов

Г. Гаметофит доминирует над спорофитом

Д. Представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум

Е. Представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Ответ: 211112.

22. Одноклеточная зеленая водоросль - хламидомонада - как представитель царства растений имеет

1. Клеточную стенку, содержащую хитин

2. Клеточную стенку, содержащую клетчатку

3. Хроматофор, содержащий хлорофилл

4. Ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме без оболочки

5. Запасное вещество крахмал

6. ДНК, замкнутую в виде кольца

Ответ: 235.

23. Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что

1. Имеют двойное оплодотворение

2. Образуют сухие и сочные плоды

3. Имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

4. Имеют вегетативные органы

5. Имеют цветки разных размеров, формы, окраски

6. Не нуждаются в воде при прорастании

Ответ: 125.

6. Царство животных.

Задания с решениями

1. У бабочки после стадии куколки образуются

1. Кладки яиц

2. Гусеницы первого поколения

3. Гусеницы второго поколения

4. Взрослые насекомые

Объяснение: развитие насекомых идет с превращением и после стадии куколки начинается стадия взрослого насекомого. Правильный ответ - 4.

2. К какому типу относят животных, наружный скелет которых содержит хитин?

1. Хордовых

2. Членистоногих

3. Моллюсков

4. Кольчатых червей

Объяснение: наружный скелет, который животные сбрасывают периодически, среди перечисленных животных, есть только у членистоногих. Правильный ответ - 2.

3. Клетка одноклеточного животного

1. Не имеет эндоплазматической сети

2. Создает органические вещества из неорганических

3. Имеет вакуоли с клеточным соком

4. Выполняет все функции живого организма

Объяснение: одноклеточные животные (простейшие) состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого организма и имеет все органеллы эукариотической клетки. Тип питания у них как гетеротрофный так и автотрофный. Правильный ответ - 4.

4. Какое животное размножается почкованием?

1. Белая планария

2. Пресноводная гидра

3. Дождевой червь

4. Большой прудовик

Объяснение: почкование - довольно примитивный способ размножения, характерен низшим организмам, например. таким как пресноводная гидра. Правильный ответ - 2.

5. У всех простейших и беспозвоночных животных

1. Тело имеет клеточное строение

2. Клетки образуют ткани

3. Клетки и ткани образуют органы

4. Органы образуют системы органов

Объяснение: простейшие и беспозвоночные состоят из клеток, но тело простейших состоит только из одной клетки, которая выполняет все функции живого организма. Следовательно, у простейших нет ни тканей ни органов. Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. У личинок насекомых отсутствует способность к

1. Активному перемещению

2. Половому размножению

3. Самостоятельному питанию

4. Линьке и росту

Ответ: 2.

2. Тело кишечнополостных состоит из

1. Одной клетки

2. Одного слоя клеток

3. Двух слоев клеток

4. Трех слоев клеток

Ответ: 3.

3. Чешуйки на крыльях, сосущий ротовой аппарат, личинку-гусеницу имеют

1. Бабочки

2. Двукрылые

3. Перепончатокрылые

4. Жуки

Ответ: 1.

4. Лучевая симметрия тела отсутствует у

1. Медузы-корнерот

2. Белой планарии

3. Пресноводной гидры

4. Красного коралла

Ответ: 2.

5. К типу моллюсков относят животных, имеющих

1. Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов

2. Тело, разделенное на сходные членики

3. Хитиновый покров

4. Мягкое нечленистое тело

Ответ: 4.

6. В каком случае поведение животных можно назвать инстинктом?

1. Пчелы несут нектар и пыльцу в ульи

2. В ответ на раздражение солью инфузория отплывает в сторону

3. Зеленая эвглена плывет в освещенное место

4. Рыбки в аквариуме подплывают к кормушке на постукивание

Ответ: 1.

7. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

1. На головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2. Конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3. На голове две пары ветвистых усиков

4. Тело состоит из трех отделов, на груди три пары ног

Ответ: 4.

1. Лейкоцитах

2. Эритроцитах

3. Тромбоцитах

4. Лимфоцитах

Ответ: 2.

1. Опорная

2. Дыхательная

3. Половая

4. Пищеварения

Ответ: 3.

10. Почему пресноводную гидру относят к типу кишечнополостных?

1. Питается плавающими животными

2. Имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

3. Обитает в пресном водоеме

4. Отвечает на действие развдражителей

Ответ: 2.

11. Полость тела, мантию и раковину имеют

1. Кишечнополостные

2. Ракообразные

3. Моллюски

4. Членистоногие

Ответ: 3.

12. Эвглена зеленая, в отличие от других простейших,

1. Способна к фотосинтезу

2. Поглощает кислород при дыхании

3. Активно передвигается

4. Реагирует на изменения окружающей среды

Ответ: 1.

13. Кровь у дождевого червя

1. Заполняет промежутки между органами

2. Течет в кровеносных сосудах

3. Выливается в парные выделительные трубочки

4. Из полости тела попадает в кишечник

Ответ: 2.

14. Какой моллюск является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

1. Катушка

2. Перловица

3. Малый прудовик

4. Беззубка

Ответ: 3.

15. Первыми двустороннесимметричными трехслойными животными были

1. Моллюски

2. Кишечнополостные

3. Кольчатые черви

4. Плоские черви

Ответ: 4.

16. Кишечнополостное животное - пресноводная гидра - извлекает при дыхании кислород из воды через

1. Жабры

2. Кровеносные сосуды

3. Поверхность тела

4. Легкие

Ответ: 3.

17. Крупный рогатый скот заражается печеночным сосальщиком при

1. Повреждении покровов тела

2. Выпасе на лугах вблизи пресных водоемов

3. Подкормке высохшим сеном

4. Укусе кровососущими насекомыми

Ответ: 2.

18. Среди беспозвоночных животных только кольчатые черви имеют

1. Брюшную нервную цепочку

2. Замкнутую кровеносную систему

3. Членистое тело

4. Двустороннюю симметрию тела

Ответ: 2.

19. Какой признак позволяет отнести обыкновенную амебу к подцарству простейшие?

1. Одноклеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Мелкие размеры

4. Способность к передвижению

Ответ: 1.

20. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого он характерен

Признак животного Тип животных

А. Рост и развитие сопровождаются линькой 1. Кольчатые черви

Б. Членики тела примерно одинаковые, 2. Членистоногие

не образуют отделов

В. Отделы тела отличаются

по строению и размерам

Г. Есть кожно-мускульный мешок

Д. Дыхание с помощью трахей

Е. Покровы плотные, состоят из хитина

Ответ: 212122.

21. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она характерна

Особенность строения Класс членистоногих

А. Отделы тела: голова, грудь, брюшко 1. Паукообразные

Б. Три пары ходильных ног 2. Насекомые

В. Наличие паутинных желез

Г. Четыре пары ходильных ног

Д. Отделы тела: головогрудь, брюшко

Е. Наличие усиков

Ответ: 221112.

22. Установите, в какой последовательности происходит развитие бычьего цепня, начиная с яйца

1. Образование взрослого цепня в кишечнике человека

2. Попадание финн вместе с недостаточно проваренным или прожаренным мясом в кишечнике человека

3. Превращение шестикрючных личинок в финны

4. Выход микроскопических шестикрючных личинок из яиц в желудке

5. Захватывание крупным рогатым скотом яиц цепня вместе с травой

6. Проникновение личинок в кровь, а затем в мышцы

Ответ: 546321.

23. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен

Признак животного Тип

А. Тело состоит из головы, 1. Кольчатые черви

туловища и ноги 2. Моллюски

Б. Туловище образует

кожистую складку - мантию

В. Кровеносную систему замкнутого типа

Г. Полость тела разделена на

сегменты поперечными перегородками

Д. Органы выделения - почки

Ответ: 22112.

7. Хордовые животные.

Задания с решениями

1. У млекопитающих газообмен происходит в

1. Трахеях

2. Бронхах

3. Гортани

4. Легочных пузырьках

Объяснение: млекопитающие дышат легкими, которые состоят из альвеол (пузырьков, к которым подходят кровеносные сосуды). Правильный ответ - 4.

2. Сердце у птиц -

1. Четырехкамерное

2. Двухкамерное

3. Трехкамерное, с перегородкой в желудочке

4. Трехкамерное, без перегородки в желудочке

Объяснение: птицы - очень развитые животные, имеют много прогрессивных черт, таких, как четырехкамерное сердце и теплокровность. Правильный ответ - 1.

3. В процессе эволюции позвоночник впервые появился у

1. Ланцетника

2. Членистоногих

3. Земноводных

4. Рыб

Объяснение: первыми позвоночными животными являются рыбы. У ланцетника нет позвоночника. Правильный ответ - 4.

4. В процессе эволюции два предсердия в сердце впервые появились у

1. Пресмыкающихся

2. Рыб

3. Земноводных

4. Бесчерепных

Объяснение: у рыб двухкамерное сердце - одно предсердие и один желудочек, у земноводных трехкамерное сердце - два предсердия и один желудочек. Правильный ответ - 3.

5. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием -

1. Земноводные

2. Хрящевые рыбы

3. Млекопитающие

4. Пресмыкающиеся

Объяснение: у земноводных трехкамерное сердце - два предсердия и один желудочек, легочное дыхание (у взрослых особей), очень тонкая кожа, через которую происходит газообмен. Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. Млечные железы млекопитающих - это видоизмененные железы

1. Потовые

2. Сальные

3. Слюнные

4. Эндокринные

Ответ: 1.

2. Какой отдел головного мозга наиболее развит у млекопитающих?

1. Передний мозг

2. Мозжечок

3. Средний мозг

4. Промежуточный мозг

Ответ: 1.

3. Какая особенность строения органов кровообращения птиц, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ, появилась в процессе эволюции?

1. Наличие двух кругов кровообращения

2. Полное разделение артериальной и венозной крови

3. Ритмичная работа сердца и автоматия

4. Наличие клапанов между предсердиями и желудочками

Ответ: 2.

4. Змеи отличаются от ящериц

1. Наличием рогового покрова

2. Питанием живой добычей

3. Сросшимися прозрачными веками

4. Способностью прятаться в норы

Ответ: 3.

5. Сухая кожа с роговыми чешуями или щитками покрывает тело

1. Земноводных

2. Пресмыкающихся

3. Хрящевых рыб

4. Костных рыб

Ответ: 2.

6. Среди позвоночных животных наиболее сложное строение кровеносной и нервной систем имеют

1. Хрящевые и костные рыбы

2. Хвостатые и бесхвостые земноводные

3. Водные пресмыкающиеся

4. Птицы и млекопитающие

Ответ: 4.

7. Рост резцов в течение всей жизни наблюдается у

1. Ласки

2. Белки

3. Кошки

4. Крота

Ответ: 2.

8. Чем отличаются высшие млекопитающие от сумчатых?

1. Развитием шерстного покрова

2. Продолжительностью внутриутробного развития

3. Выкармливанием потомства молоком

4. Внутренним оплодотворением

Ответ: 2.

9. Змеи могут заглатывать добычу, во много раз превышающую диаметр их тела, благодаря

1. Уплощенной голове и широкой пасти

2. Небольшому количеству зубов и объемному желудку

3. Высокой подвижности челюстных костей

4. Большим размерам головы и тела

Ответ: 3.

10. Сердце головастика по строению напоминает сердце

1. Рыбы

2. Моллюска

3. Пресмыкающегося

4. Взрослого земноводного

Ответ: 1.

11. У бесчерепных животных скелет

1. Костный

2. Хрящевой

3. Состоит из хитина

4. Представлен хордой

Ответ: 4.

12. Особенность покрова пресмыкающихся - наличие

1. Однослойного эпидермиса

2. Роговых чешуй

3. Хитинового покрова

4. Кожных желез

Ответ: 2.

13. Несмотря на то, что сердце у крокодилов состоит из четырех камер, клетки их тела снабжаются кровью

1. Насыщенной кислородом

2. Венозной

3. Насыщенной углекислым газом

4. Смешанной

Ответ: 4.

14. У позвоночных животных с постоянной температурой тела и высоким уровнем обмена веществ клетки снабжаются кровью

1. Венозной

2. Смешанной

3. Артериальной

4. Насыщенной углекислым газом

Ответ: 3.

15. Внутренний скелет - главный признак

1. Позвоночных

2. Насекомых

3. Ракообразных

4. Паукообразных

Ответ: 1.

16. Какие позвоночные стали первыми настоящими наземными животными?

1. Земноводные

2. Пресмыкающиеся

3. Птицы

4. Млекопитающие

Ответ: 2.

17. Какая особенность размножения птиц отличает их от пресмыкающихся?

1. Обилие желтка в яйце

2. Откладывание яиц

3. Выкармливание потомства

4. Внутреннее оплодотворение

Ответ: 3.

18. Свойство ящериц, позволяющее им избежать схватывания хищником, -

1. Отбрасывание хвоста

2. Хорошо развитое обоняние

3. Отсутствие конечностей у безногих форм

4. Выделение шейного отдела тела

Ответ: 1.

19. В связи с выходом на сушу у земноводных

1. Половые клетки утратили запас питательных веществ

2. Между пальцами стопы сформировались перепонки

3. Тело приобрело обтекаемую форму

4. Появились подвижные веки, защищающие глаза

Ответ: 4.

20. Какой из перечисленных ниже признаков указывает на усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

1. Увеличение поверхности газообмена в легких

2. Появление внутреннего скелета

3. Изменение строения конечностей

4. Увеличение числа отделов тела

Ответ: 1.

21. В неблагоприятные периоды года пресмыкающиеся

1. Активно отбрасывают кожу

2. Подвергаются метаморфозу

3. Впадают в оцепенение

4. Усиленно питаются

Ответ: 3.

22. Выберите один из характерных признаков типа хордовых животных

1. Нервная система в виде трубочки

2. Брюшная нервная цепочка

3. Однокамерное сердце

4. Пятипалые конечности

Ответ: 1.

23. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен

Признак Класс животных

А. Образование цевки 1. Птицы

Б. Развитие на теле волосяного покрова 2. Млекопитающие

В. Наличие в коже потовых желез

Г. Развитие у большинства плаценты

Д. Наличие копчиковой железы

Е. Формирование воздушных мешков

Ответ: 122211.

24. У собак, кошек и других млекопитающих

1. Сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

2. Сердце четырехкамерное

3. Артериальная кровь не смешивается с венозной

4. Артериальная и венозная кровь разделены не полностью

5. Обмен веществ происходит интенсивно

6. Зубы не дифференцированы

Ответ: 235.

25. Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят

Признак животного Класс

А. Кожа тонкая, слизистая 1. Земноводные

Б. Дышит при помощи 2. Пресмыкающиеся

легких и влажной кожи

В. Кожа сухая, органы дыхания - легкие

Г. Сердце трехкамерное с неполной

перегородкой в желудочке

Д. Сердце трехкамерное без

перегородки в желудочке

Е. Размножается в воде

Ответ: 112211.

26. Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная с шейного

1. Поясничный

2. Грудной

3. Хвостовой

4. Крестцовый

5. Шейный

Ответ: 52143.

27. По каким признакам определили принадлежность археоптерикса к классу птиц?

1. Тело покрыто перьями

2. На передних конечностях три пальца с когтями

3. На задних конечностях удлиненная кость - цевка

4. На ногах четыре пальца (три направлены вперед, один - назад)

5. На челюстях зубы

6. Грудина небольшая, без киля

Ответ: 134.

28. Установите соответствие между представителями позвоночных животных и особенностью температуры их тела

Животные Особенность температуры тела

А. Водоплавающие птицы 1. Постоянная

Б. Двоякодышащие рыбы 2. Непостоянная

В. Китообразные

Г. Хвостатые амфибии

Д. Чешуйчатые рептилии

Е. Человекообразные обезьяны

Ответ: 121221.

Автор решения: Лунькова Е. Ю.

Задания взяты из сборника задания для подготовки к ЕГЭ под редакцией Г. С. Калиновой.

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое наблюдается при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов-Их классификацией, т. е. группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.Изучение разнообразия животного мира, описание новых, еще не известных науке видов пока далеки от завершения. Находки новых видов возможны даже среди таких крупных животных, как млекопитающие. Например, в фауне СССР в 3-4 года описывает­ся новый, не известный науке вид. Скажем, что в середине 50-х годов XX в. ленинградский зоолог А. В. Иванов открыл новый тип животных-погонофорОгромное многообразие живых организмов ставит особые зада­чи перед систематикой - отраслью биологии, занимающейся клас­сификацией видов живых существ. Основоположником система­тики, как известно, был К. Линней. В первом издании его основ­ного труда - «Система природы» - было лишь 13 страниц, а в последнем, двенадцатом - 2335стема К. Линнея была искусственной. В основу классифи­кации он положил не истинное родство организмов, а их сход­ство по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Объеди­нив растения по числу тычинок, по характеру опыления, К. Линней в ряде случаев создал совершенно искусственные группы.

Вот так выглядит очень упрощенная схема соподчинения систематических единиц, используемых для естественной класси­фикации:

НАДЦАРСТВО

ПОДЦАРСТВО

СЕМЕЙСТВО

3.Воздействие среды обитания воспринимается организмами через посредство факторов среды, называемыхэкологическими. Следует отметить, что экологическим фактором являетсятолько изменяющийся элемент окружающей среды , вызывающий у организмов при своем повторном изменении ответные приспособительные эколого-физиологические реакции, наследственно закрепляющиеся в процессе эволюции. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные (рис. 1).

Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают: физические, химические и эдафические.

Физические факторы - те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура.

Химические факторы - те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды, содержание кислорода и т.п.

Эдафические (или почвенные) факторы представляют собой совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Например, влияние биогенных элементов, влажности, структуры почвы, содержание гумуса и т.п. на рост и развитие растений.

Антропогенные факторы - факторы деятельности человека, воздействующие на окружающую природную среду (загрязнение атмосферы и гидросферы, эрозия почв, уничтожение лесов и т.п.).

Лимитирующими (ограничивающими) экологическими факторами называют такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или избытка питательных веществ по сравнению с потребностью (оптимальным содержанием).

6.дыхание животных - потребление из внешней среды кислорода и выделение углекислого газа в процессе жизнедеятельности организма. В дыхательном процессе у животных различают три фазы: внешнее дыхание - обмен газами между организмом и внешней средой, которое осуществляется легкими; перенос кислорода кровью от дыхательных органов к тканям, а в обратном направлении - углекислого газа; внутреннее дыхание - использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности. В одну минуту лошадь делает 8–16 дыхательных движений, корова и собака - 10–30, овца - 10–20, кошка - 10–25, куры - 22–25. У высокопродуктивных животных дыхание чаще, чем у менее продуктивных; у молодых животных дыхание чаще, чем у взрослых. Во время сна дыхание более редкое. В покое крупные животные (лошади, коровы) вдыхают 4–6 л воздуха, средние - 0,3–0,5 л, мелкие - 0,1–0,5 л. При нормальном дыхании грудная клетка не расширяется и не спадает до предела.

Количество воздуха, проходящего через легкие в 1 мин, составляет минутный объем легочной вентиляции. Он зависит от количества вдыхаемого воздуха и числа вдохов. Во вдыхаемом воздухе содержится около 21% кислорода, 0,03% углекислого газа и 79% азота; в выдыхаемом - соответственно 16,5, 3,5 и 80%.Предельная допустимая концентрация углекислого газа в воздухе скотных дворов, конюшен и телятников - 0,25%, 1% его уже вызывает заметную одышку; содержание углекислого газа свыше 10% ведет к смерти.Внутреннее, или тканевое, дыхание представляет собой процесс внутриклеточного потребления кислорода и выделения углекислого газа. Окисление в клётках - это сложная цепь химических реакций, осуществляющихся при участии ферментов.

Дыхание растений- Наряду с фотосинтезом, дыхание - важнейший, необходимый процесс, протекающий в растениях. Он заключается в непрерывном газообмене растения с окружающей средой путем поглощения кислорода, окисления с его помощью органических веществ, выделения углекислого газа, воды и большого количества тепловой энергии. Эта энергия тратится-на движение цитоплазмы в «летках, образование молодых тканей и органов, размножение, т. е. на рост и развитие растения в целом.В качестве органических веществ, используемых растением для осуществления процесса дыхания, служат в основном углеводы, белки и жиры.Интенсивность дыхания - величина непостоянная. Она зависит от биологического вида растения, внешних условий, от того, в каких растительных органах оно протекает. Так, например, наиболее высокую интенсивность дыхания имеют молодые, растущие органы и ткани растений.

Дыхание усиливается с повышением температуры окружающего воздуха, но до того уровня, при котором возможна его нормальная жизнедеятельность. Оптимальная температура, например, для дыхания прорастающих семян составляет +30-40°С. В целом же дыхание у растений происходит в довольно широком температурном диапазоне. У зимующих растений дыхание продолжается даже при 20-25°С мороза. При температуре свыше +50°С дыхание, как правило, прекращается, поскольку белки цитоплазмы свертываются.

Влияние света на дыхание зависит прежде всего от биологических особенностей вида, но у большинства растений в темноте дыхание более интенсивное, чем на свету.Большое влияние на дыхание оказывает степень насыщенности цитоплазмы влагой. Например, у сухих семян дыхание очень слабое, вследствие чего они обладают способностью к длительному хранению. При увеличении влажности семян свыше 14% дыхание у них значительно возрастает.

17 .Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышление - это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосред­ственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколе­ний, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, произ­водственной, художественной и т.д.).

Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие - это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, сто­роны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выра­жаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).

Суждение - это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, ко­торое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва - столица России».

Умозаключение - это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из од­ного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, акку­мулировать их для передачи последующим поколениям.

С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).

Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языко­вых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими про­цессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение ислушание) и письменную (письмо и чтение).

Генетика пола

Пол характеризуется комплексом признаков, определяемых генами, расположенными в хромосомах. В клетках организма человека хромосомы составляют парные диплоидные наборы. У видов с раздельнополыми особями хромосомный комплекс самцов и самок неодинаков и различается по одной паре хромосом (половые хромосомы). Одинаковые хромосомы этой пары назвали X (икс) -хромосомой, непарную, отсутствующую у другого пола - У (игрек) -хромосомой; остальные, по которым нет различий, - аутосомами (А).

Клетки женщины содержат две одинаковые половые хромосомы, которые обозначаются XX, у мужчин они представлены двумя непарными хромосомами X и Y. Таким образом, набор хромосом мужчины и женщины отличается только одной хромосомой: хромосомный набор женщины содержит 44 аутосомы + XX, мужчины - 44 аутосомы + XY.

Во время деления и созревания половых клеток у человека образуются гаметы с гаплоидным числом хромосом: яйцеклетки, как правило, содержат 22 + Х-хромосомы. Таким образом, у женщин образуется только один тип гамет (гаметы с Х-хромосомой). У мужчин гаметы содержат 22 + X или 22 + Y хромосом, и образуется два типа гамет (гамета с Х-хромосомой и гамета с Y-хромосомой). Если при оплодотворении в яйцеклетку попадает сперматозоид с Х-хромосомой, формируется зародыш женского пола, а с Y-хромосомой - мужского пола.

Следовательно, определение пола человека зависит от наличия в мужских половых клетках - сперматозоидах, оплодотворяющих яйцеклетку, X- или Y-хромосом.

24.Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы

· Верхняя граница в атмосфере: 15-20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов.

· Нижняя граница в литосфере: 3,5-7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.

· Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10-11 км. Определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

Ноосфера - предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы

23.Охра́на приро́ды (англ. conservation ) - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей среды , в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое, социальное и государственное значение.

Понятие «охрана природы» уже по содержанию родственного понятия «охрана окружающей среды», поскольку под «окружающей средой» понимается вся среда обитания и деятельности человечества, включая не только природную среду (природные объекты), но и антропогенную среду (объекты, созданные человеком в процессе его деятельности). Таким образом, охрана окружающей среды включает охрану природы в качестве одного из своих компонентов; при этом в центре внимания охраны природы находятся вопросы сохранения биосферы и составляющих её биогеоценозов, а в рамках охраны окружающей среды на первый план выдвигается удовлетворение экологических потребностей человека, включая поддержание благоприятных для него локальных и региональных условий существования (например, в городской среде)

Заповедники казахстана

Аксу- Жабаглинский гос заповедник основан в 1926 г на территории ЮКО

Алматинский гос заповедник основан в 1931г в обл Алматинской

Наурузумский гос заповедник основан в 1931 г в Кызылординской обл

Барсакельмеский гос заповедник основан в 1939г на террт Акмолинской и Карагандинской обл

Маркакольский гос заповедник основан в 1976г в ВКО

Устюртский гос заповедник основан в 1984г на террт Мангыстауской обл

Западно Алтайский основан в 1992г на трр ВКО

Алакольский гос заповедник основан в 1998г на террт Алматинской и ВКО обл

Каратауский гос заповедник основан в 2004 на ттеррт ЮКО

7..Эволюция пищеварительной системы.

Растительные организмы синтезируют сами все необходимые им органические вещества и поэтому не нуждаются в пищеварительной системе. Водоросли поглощают все питательные вещества из окружающей среды (воды) без помощи каких-либо специальных приспособлений. Наземные растения получают двуокись углерода из воздуха, главным образом с помощью листьев, а воду и минеральные вещества всасывают из почвы с помощью корней. Существует несколько видов насекомоядных растений. Они не имеют особой пищеварительной «системы», но выделяют ферменты, сходные с ферментами животных. Транспорт веществ по растению осуществляется по системам тканей (главным образом флоэме и ксилеме), вода и газы могут транспортироваться по межклетникам. Поступление веществ осуществляется путем простой диффузии, облегченной диффузии или путем активного переноса. Растворы, движущиеся по флоэме и ксилеме, представляют собой сложные смеси органических и неорганических веществ, состав которых различен у разных растений, а также в различных его органах и в разное время года. Сок растений содержит до 98% воды, а также соли, сахара, аминокислоты, ферменты и другие белки, органические кислоты (лимонную, яблочную и др.) и гормоны (например индолилуксусную кислоту). Растительный сок имеет несколько кислую реакцию (рН - 7-4,6). Синтезируемые питательные вещества растения могут запасать, поскольку производимое количество значительно превышает потребность самого растения в питательных веществах на текущие процессы жизнедеятельности

На ранних этапах эволюции позвоночных животных их пищеварительная система постепенно усложнялась, в ней появлялись новые органы. У всех современных животных - от рыб до человека - эта система построена по единому плану: за желудком следует тонкая кишка, в которой переваривается большинство видов пищи, там же происходит и всасывание, за тонкой кишкой следует толстая кишка, где процессы переваривания и всасывания завершаются. У позвоночных - более совершенные пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа (пищеварительные железы есть у моллюсков, часто пищеварительная железа несет функции печени и поджелудочной железы одновременно). Пищеварительные железы являются выростами пищеварительного тракта, в процессе онтогенеза превращаются в самостоятельные органы. Связь с тонкой кишкой они сохраняют с помощью протоков, открывающихся в кишку. У позвоночных животных в связи с их приспособленностью к обитанию в различных экологических условиях и использованием разнообразной пищи выработались свои характерные особенности: усложняется строение зубов, появляется многокамерный желудок (например у жвачных), удлиняется кишечный тракт (у растительноядных) и др. Тем не менее, у всех животных, от самых низших до наиболее организованных, химия пищеварения и участвующих в нем ферментов очень сходны. Таким образом, в ходе эволюции пищеварительная система постепенно усложнялась, добавлялись новые органы и, наконец, выработался сложный механизм, который достиг наибольшей сложности у человека.

Многообразие живых организмов нашей планеты обусловлено множеством факторов. Это уровни их организации: доклеточные формы жизни (вирусы и бактериофаги), доядерные организмы (прокариоты), одноклеточные эукариоты (протесты) и многоклеточные эукариоты (представители грибов, растительного и животного мира). Многообразие форм организмов определяет и среда их обитания. Они заселяют все среды — воздух, воду, почву. Различны их размеры. Вирусы и бактерии можно увидеть в электронный микроскоп, протисты, некоторые кишечнополостные, черви, членистоногие — в световой микроскоп. Гигантских размеров достигают отдельные виды растений (баобаб, секвойя) и животных (киты, жирафы). Проблема изучения огромной массы представителей органического мира при его многообразии требует систематики и разработки определенной их классификации.

Принципы систематики. Классификация живых организмов. Основные систематические категории. Вид — элементарная единица систематики.

Систематика — раздел биологии, разрабатывающий естественную классификацию организмов на основе родственных связей между отдельными группами в свете их исторического развития.

Классификация — это условная группировка совокупности предметов, явлений, индивидуумов по любому схожему признаку (или признакам) на основе их родства.

Естественные классификации должны отражать закономерный порядок в природе, взаимоотношения и взаимосвязи организмов, их происхождение, особенности внешнего и внутреннего строения, химический состав, особенности жизнедеятельности.

Карл Линней в работе «Виды растений» (1753 г.) заложил основы классификации растений, дав понятие рода и вида, а затем порядка как более крупной категории.

Организмы объединяют в систематические (таксономические) группы с учетом генеалогических связей, особенностей морфологии, способов размножения и развития.

Элементарной единицей классификации является вид. Вид — это совокупность особей, заселяющих определенную территорию (ареал), сходных по строению, имеющих общее происхождение, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Виды со сходными признаками объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки (отряды), порядки — в классы. Классы относятся к определенным отделе (типам), отделы — к подцарствам, подцарства — к царствам.

Например: вид — Гречиха культурная, род — Гречиха, семейство — Гречишные, порядок — Гречишноцветные, класс — Двудольные, отдел — Цветковые, подцарство — Высшие растения, царство — Растения.

Классификация К. Линнея получила название бинарной (двойной) номенклатуры . Каждое растение независимо от места встречаемости имеет постоянное название: первое родовое, второе - видовое.

Царства живых организмов

В настоящее время выделяют 5 царств живой природы : Бактерии (Дробянки); Протисты; Грибы; Растения; Животные.

Поделиться