Науки о животных и что они изучают. Зоология - наука о животных. Разнообразный мир животных

Наука о животных - это зоология. Данная наука изучает все живые организмы, относящиеся к царству Животные.

Зоология - это наука, представляющая собой раздел биологии, в котором изучаются многообразие, строение, жизнедеятельность животных, индивидуальное и эволюционное развитие, их взаимосвязи со средой обитания, распространение, значение в природе и для человека.

Из определения науки о животных видно, что это комплексная дисциплина, так как изучает разные вопросы, связанные с животными. Поэтому зоологию можно еще определить как систему наук о животных . В эту систему входят такие науки как морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеонтология, этология и др. Следует понимать, что большинство из этих наук входят в состав ботаники, изучающей растения, а также других разделов биологии, изучающих другие формы жизни. Поэтому говорят, например, об экологии животных или экологии растений.

  • Морфология изучает внешнее и внутреннее строение организмов.
  • Физиология изучает процессы жизнедеятельности в клетках, органах, системах органов, целом организме.
  • Экология изучает взаимоотношения организмов между собой и с неживой природой.
  • Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов, их изменение в процессе эволюции.
  • Этология изучает поведение организмов. Данная наука в основном характерна только для зоологии, так как только у животных есть нервная система.

Наука о животных делится на разделы и по другому принципу. Животный мир планеты очень разнообразен: от простейших одноклеточных форм до млекопитающих. Насекомые, черви, рыбы, птицы, звери и другие отличаются между собой по многим признакам. Поэтому в зоологии выделяют науки, изучающие отдельные группы организмов. Например, птиц изучает наука орнитология, насекомых - энтомология, млекопитающих - маммалогия и т. д.

Между растениями и животными есть как сходства, так и различия. Поэтому науки о животных (зоология) и растениях (ботаника) имеют как общее, так и собственную специфику. Общие свойства жизни (клеточное строение, обмен веществ, рост, развитие, размножение и др.) характерны для все живых организмов. В то же время клетки животных имеют некоторые отличия от клеток растений. У животных клеток нет целлюлозной оболочки, пластид, крупной центральной вакуоли. Животные, в отличие от растений питаются готовым органическим веществом, обычно путем его заглатывания (а не всасывания как это происходит у грибов). Животные активно воспринимают раздражения и реагируют на них, обычно могут передвигаться.

В настоящее время на Земле обитает более 1,5 млн. видов животных. По количеству видов их больше, чем растений. Однако биомасса растений на Земле (суше и воде) больше, так как именно они производят органическое вещество, которое нужно им самим и которое служит пищей другим организмам, в основном животным. Среди животных по количеству видов больше всего насекомых (более 1 млн. видов).

Животные распространены почти по всему земному шару. Они обитают в глубинах морей, там где растения жить не могут из-за отсутствия солнечного света. Животные встречаются в полярных зонах, там, где растения не растут из-за наличия постоянного снежного покрова.

Зоология — наука коллективная. Даже если человек работает один в лесу или в лаборатории, он постоянно должен знать о работах своих коллег, должен знать, что сделано до него. Иначе он будет лишь топтаться на месте или открывать уже открытое.

Наука о животных развивалась в течение тысячелетий. И каждое последующее поколение ученых, принимая или даже отвергая что-то, все равно использовало опыт предшественников.

Было много ученых, посвятивших свою жизнь зоологии. А их были тысячи - знаменитых и безымянных, но оставивших след в науке. Возможно, вклад их настолько мал, что совершенно затерялся среди других великих и не очень великих открытий. Однако благодаря этим ученым, благодаря их открытиям появились Геснер и Линней, Ламарк и Кювье, Уоллес и Дарвин. Благодаря этим и тысячам других ученых человечеству стали известны животные нашей планеты.

Учеными было открыто и описано более миллиона видов обитателей нашей планеты. Из них насекомых - около миллиона. Вспомним Аристотеля: он описал всего лишь 60 видов насекомых, Линней знал уже 1929. Ракообразных сейчас известно свыше 20 000 видов. Аристотель знал лишь 15, Линней - 89 видов. Рыб мы знаем сейчас более 10 000 видов. Аристотелю было известно 117 видов, Линнею - 250. То же самое можно сказать о птицах, млекопитающих и других животных.

Общий счет: Аристотелю было известно 454 вида, Линнею - 4200 видов, современным ученым - больше миллиона. Значит, за две тысячи лет - от Аристотеля до Линнея - список животных увеличился всего в девять раз. А за двести лет - от Линнея до наших дней - почти в триста раз.

Причин, конечно, много; но самая главная - расширилась и углубилась сама наука о животных.

Мы не скоро узнали бы животных нашей планеты, не введи Линней свою систему; мы не могли бы изучить животных без сравнительной анатомии, «отцом» которой был Кювье, без Дарвина и его теории естественного отбора. Но чем больше люди узнавали животных, тем труднее становилось изучить их. Ведь даже самый опытный зоолог не может запомнить хотя бы часть известных сейчас животных.

И зоология стала делиться на разделы. Один раздел стал называться арахнологией - он изучал паукообразных (в наше время их известно более 35 тысяч видов). Другой раздел, который изучает насекомых, называется энтомологией ; раздел, посвященный моллюскам, - малакалогией ; наука о рыбах называется ихтиологией ; раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, - герпетологией , а земноводных - битрахиологией ; острокология изучает ракообразных, орнитология - птиц; маммалиология , или териология , - млекопитающих.

Например, пока люди знали о паукообразных относительно мало, не возникало необходимости выделять их. Узнали больше - и оформилась специальная наука. Клещи тоже относятся к паукообразным. Но до поры до времени, пока о клещах было известно не так уж много, отдельной науки не существовало. Но вот люди убедились, что животных этих большое количество, что многие из них - разносчики опасных заболеваний. И появилась новая наука - акарология .

Зоологи - специалисты по насекомым называются энтомологами. Но насекомых около миллиона видов. Естественно, что зоологи-энтомологи в свою очередь специализируются: одни занимаются бабочками, другие - жуками, третьи - клопами, и так далее. Люди, которые занимаются муравьями, тоже, конечно, энтомологи . Но наука о муравьях, а этих насекомых уже известно, как считают одни ученые, 15 тысяч, а другие - около 20 тысяч видов, оформилась в самостоятельную - мирмекологию .

Таким образом, допустим, человек, изучающий клещей, - безусловно, зоолог. Но это будет слишком общее определение. Точнее, он - зоолог-арахнолог (поскольку клещи относятся к паукообразным). Но поскольку он специалист именно по клещам, то может именоваться - зоолог-арахнолог-акаролог.

Но что значит изучать тех или иных животных?

Это значит: наблюдать за ними, за тем, где и как они живут, что и как едят, как размножаются и обращаются со своим потомством, наконец, просто определять, что это за животное, известно оно уже науке или нет, насколько распространено, где водится и где нет, как устроено, и так далее. Но и это еще не всё: звери и птицы, насекомые и рыбы живут не сами по себе, их окружают другие животные и растения. Как они влияют друг на друга? И, наконец, почти все животные так или иначе соприкасаются с человеком и современной техникой. И это, оказывает влияние, в свою очередь, на животных. Каково оно?

К чему приводит?

И еще массу других вопросов приходится решать зоологам.

Изучение животных не может, конечно, обойтись без знания законов строения и формообразования животных. Этим занимается морфология , в которую входит анатомия и сравнительная анатомия. Анатомия - наука о внутреннем строении организма вообще, а сравнительная анатомия - наука, которая занимается сравнением строения различных групп животных. Такое сравнение помогает решить вопрос о сходстве и различии животных. Но нельзя изучать современных животных, не зная о их происхождении, не имея представления об их далеких предках. А этим занимается палеонтология.

Вопросами наследственности занимается генетика , а спланхонология изучает внутренние органы животных.

Есть еще немало наук или их ответвлений, наук, уже имеющих «стаж» и совсем молодых, таких, как, например, экология — изучение жизни животных в связи с окружающей средой, или этология, изучающая поведение животных.

А все вместе - это зоология, потому что зоология - это наука о животных, «взятых со всех сторон».

Благодаря развитию зоологии и всех ее частей список известных животных быстро пополнился. И вот, казалось бы, не осталось на Земле ни одного уголка, не исследованного человеком. И все живое, казалось бы, если и не изучено досконально, то в список занесено. Значит, список можно закрыть и подвести черту? В позапрошлом веке многие так и считали. Но они очень ошибались, эти люди: XX век показал, что наша планета и, в частности, животный мир нашей планеты не так-то хорошо изучен.

Недаром же биологи говорят: «Сейчас известно столько-то видов».

Это значит, завтра может быть известно гораздо больше. И действительно, люди продолжают находить и открывать новых животных.

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

Этапы Основные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV - XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Класс :7

Раздел: Общие сведения о мире животных. (1).

Теме: Зоология - наука о животных

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами поведения в ка-бинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представ-ление о месте биологии в системе естественных наук, структуре на-уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многооб-разии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и жи-вотных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; пока-зать многообразие животных на земле, их связь с окружающей сре-дой; дать представление о значении животных в природе и жизни че-ловека.

Оборудование : таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала, презентация.

Ключевые понятия и термины: Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбрио-логия, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогео-графия, этология.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

1. Зоология (от греч. «зоон» - животное, «логос» - учение) - раз-дел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, стро-ения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.

Современная зоология - система наук о животных. Среди них мор-фология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение орга-низмов, цитология - их клеточное строение; физиология изучает дея-тельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологии рассматривают индивидуальное развитие организмов, сис-тематика - классификацию животных. Важную часть зоологии составля-ет экология, рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изу-чает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: ге-нетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии - распространение животных, этологии - их поведение.

Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.

2. Сходство и различие животных и растений

Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к пи-танию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организ-мом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаются от растений по следу-ющим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отли-чие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сооб-ществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Живот-ные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно пере-двигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные ос-воили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.

3. Многообразие животных

4. Значение животных. Дикие и домашние животные

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сооб-ществах. Велика роль в природе животных - опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распро-страняют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхоже-сти, и распространяются на большие расстояния.

Итак, современная зоология - это система наук, имеющих важ-ное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагают-ся в настоящем учебнике.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

1.Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2. Рассмотрите рисунки 1,8 и назовите внешние признаки приспособленно-сти отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а так-же в организме других животных.

3.Используя рисунок, составьте план рассказа о многообразии и особен-ностях внешнего строения животных.

4. Какие признаки жизнедеятельности характерны для животных? В чем от-личие их от растений?

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и извест-ные вам способы борьбы с ними.

V. Итог урока.

VI. Задание на дом .

Дома: § 1

В тетради записать значение животных.

Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов», «Признаки живого».

Поделиться