Непроизвольный смех может быть симптомом серьезных заболеваний. Смех и характер человека: раскрываем личные тайны Смех, обусловленный болезнями

Хорошо смеется тот, кто смеется по своей воле. К сожалению, так бывает не всегда. Существует целый ряд болезней, при которых человека либо одолевает неуместный и беспричинный смех, либо черты его лица складываются в гримасу, напоминающую улыбку. MedAboutMe рассказывает о таких заболеваниях.

Расстройства психики: шизофрения, биполярное расстройство и другие

Дурашливость, смешливость, склонность к странным и неуместным шуткам может свидетельствовать о наличии гебефренической шизофрении. Заболевание начинает проявляться в период полового созревания. Больному свойственно повышенное настроение и манерность, он картинно смеется и хихикает, иногда ведет себя непристойно. Приступы веселья могут сменяться агрессией и злобным возбуждением, порой появляются галлюцинации. Больным свойственны совершенно немотивированные поступки, глупые шалости, гримасничанье. С течением времени поведение становится полностью бессмысленным и бесцельным.

Биполярное расстройство, или маниакально-депрессивный психоз, также может проявляться в приступах эйфории, беспричинного смеха и радости, которые сменяются подавленностью и депрессией. В состоянии эйфории больной веселится без повода, может хохотать даже над совершенно несмешными вещами, проявлять неуместную самоуверенность и манию величия.

Синдром Туретта проявляется в детском возрасте. Для этого расстройства характерны неконтролируемые движения, вокальные тики и нарушение поведения. Больной может выкрикивать ругательства или непристойности (копролалия), повторять услышанное (эхолалия), гримасничать и смеяться. Мальчики болеют вдвое чаще девочек. Причины возникновения заболевания до конца не ясны, синдром Туретта является предметом исследований генетиков, психиатров и неврологов. Интеллект больного, как правило, не страдает, но жить с синдромом Туретта непросто. И уж точно - совершенно не смешно.

Синдром Ангельмана

В этом заболевании «виновата» генетика: у больных отсутствует часть 15 хромосомы. Синдром Ангельмана называют еще синдромом Петрушки или «счастливой куклы». Больной ребенок похож на безоблачно счастливого малыша - с его лица не сходит радостная улыбка во весь рот.

К сожалению, о счастье и радости говорить не приходится. Дети с синдромом Петрушки испытывают проблемы с речевым развитием, у них нарушена координация, а в 80% случаев наблюдается еще и эпилепсия.

Малыши с синдромом Ангельмана доверчивы и добродушны, они любят слушать, тянутся к людям, проявляющим к ним интерес. По мере взросления проявляются задержки в развитии. Больные могут быть в определенной мере социально адаптированы, но всю жизнь будут нуждаться в опеке, так как навсегда остаются «детьми». Способность к адаптации зависит от степени поражения хромосомы. Одним больным удается научиться обслуживать себя и вести хозяйство, другие не могут даже вставать без посторонней помощи.

Смех как симптом поражения мозга

Некоторые формы эпилепсии вызывают приступы смеха у больного. Причиной непроизвольных приступов смеха, никак не связанных с испытываемыми эмоциями, может быть опухоль или киста головного мозга, а также острый инсульт. Смех возникает при давлении на соответствующие участки мозга (переднюю часть коры поясной извилины), и только нейрохирургическая операция может устранить причину нездорового веселья.

Неконтролируемый смех может сигнализировать о развитии рассеянного склероза и болезни Лу Герига , известной также под названием «боковой амиотрофический склероз» или БАС. Иногда беспричинный смех отмечается при болезни Альцгеймера - на ранних стадиях.

Улыбка или гримаса боли? Миастения и столбняк

Столбняк - грозное заболевание, которое можно предотвратить, но крайне трудно вылечить, если дело зашло далеко. Возбудитель столбняка - Clostridium tetani, анаэробная бактерия в виде гантельки, поражающая нервную систему. Бактерия вырабатывает сильный яд - тетанотоксин, который разносится кровотоком по организму и проникает в нервные волокна. Любой случайный нервный импульс вызывает сокращение мышц, без последующего расслабления.

При поражении мимических мышц на лице возникает гримаса, известная как «сардоническая улыбка»: уголки рта растянуты и опущены вниз, глаза прищурены, на лбу собираются напряженные складки. Выглядит это страшно, несмотря на название «улыбка».

На всемирно известной картине великого Леонардо да Винчи Джоконда изображена с легкой полуулыбкой. Веки дамы слегка опущены, лицо безмятежно. Видимо, эти внешние признаки побудили врачей назвать «улыбкой Джоконды» симптом другого тяжелого заболевания - миастении.

Главные признаки миастении - нарастающая мышечная слабость и постоянная патологическая усталость. Болезнь может поражать разные группы мышц, вызывая соответствующие симптомы. При поражении мимических и жевательных мышц появляется «улыбка Джоконды»: неподвижное, словно маска, лицо, опущенные веки (птоз), растянутые в линию губы. Больной при этом может не иметь сил даже для того, чтобы открыть рот, прожевать и проглотить пищу.

При поражении дыхательной мускулатуры развивается одышка, поражение скелетных мышц лишает больного возможности двигаться.

О причинах возникновения миастении споры идут до сих пор. Исследователи ищут истоки заболевания в нарушении биохимических процессов, в расстройстве функции мышечных тканей и в работе центральной нервной системы. Установлено, что на развитие миастении оказывает влияние вилочковая железа, и возможно - лимфоциты, чья функция заключается в защите организма от чужеродных агентов. Последнее дает основание причислять миастению к аутоиммунным заболеваниям.

Патологический смех: «От боли я смеюсь»

В некоторых случаях неконтролируемый смех возникает как реакция на сильный стресс, страх, горе.

Известны случаи, когда на похоронах или при получении известия о смерти дорогих людей человек начинает смеяться, причем так, что не может остановиться. Из глаз могут рекой течь слезы, а смех временами переходить в рыдание, но не прекращаться.

Сильный стресс может также вызвать приступ неудержимого смеха. Например, боязнь не сдать экзамен или крайнее смущение при знакомстве со строгими родителями любимого человека вполне способны спровоцировать неостановимую смешливость.

Во время Великой отечественной войны был описан случай массового патологического смеха. Подразделение гитлеровской армии заняло небольшую деревню. Жители бросились бежать по глубокому снегу к лесу, а вслед им летели очереди из автоматов. Убегая, люди… смеялись. Взахлеб. Падая под пулями, закрывая собой детей, умирая - смеялись, с ужасом в глазах и смертной тоской в сердце.

ФОТО Getty Images

Джеральд Шеневольф (Gerald Schoenewolf), психоаналитик с 37-летним стажем, автор 20 книг о психологии. Его сайт www.drschoenewolf.com

«Врачам давно известно, что смех способствует укреплению здоровья: он укрепляет иммунную систему и во многих случаях ускоряет выздоровление. Но смех смеху рознь. Зигмунд Фрейд выделял три типа смеха: шуточный, комический и подражательный 1 . Шуточный позволяет нам высказывать мысли, которые общество подавляет или запрещает. Таким образом, сюда попадает и черный юмор и «грязные» шуточки. Комический юмор помогает смеяться над своими пороками. Подражательный юмор часто носит враждебный характер: мы смеемся над людьми, которых считаем ниже себя.

Так что не всякий юмор способен исцелять. Поразмышляв над системой Фрейда, я решил выстроить на ее основе свою собственную. Ведь каждый вид смеха имеет свою мотивацию и свое значение.

1. Злой юмор

То, что Фрейд обозначил как «подражательный». Мы смеемся над кем-то, кого считаем ниже нас. Часто такой смех обусловлен нашими предрассудками, тем, как мы относимся к той или иной группе людей. Когда, например, мы смеемся над теми, кто отличается от нас расой, цветом кожи или политическими взглядами. «Сколько поляков надо, чтобы вкрутить лампочку? Пять: один стоит на стуле и держит лампочку, а четыре крутят стул». Объектами таких шуток часто бывают те, кого общество не принимает и делает их «козлами отпущения». Такой юмор, разумеется, не имеет целебных свойств. Он только способствует появлению в обществе предрассудков и стереотипов.

2. Хихиканье

Такой тип смеха ассоциируется с детьми или подростками, но встречается и среди взрослых. Специфика такого смеха в том, что он очень заразителен. Человек может даже не понимать, почему и над чем он смеется. Он смеется просто потому что ее «заразило» смехом собеседника. Такой смех может быть средством снятия напряжение после тяжелого дня.

3. Шутки

Как говорил Фрейд, шутки помогают нарушать правила, ломать барьеры дозволенного. И в таких шутках всегда присутствует доля злобы. Такой юмор связан с нашими постыдными удовольствиями. Когда мы используем черный юмор, мы подсознательно удовлетворяем себя, не только выходя за рамки дозволенного, но и бросая вызов собеседнику, тем самым подпитывая свое эго.

4. Самоирония

Есть такие люди, которые всегда делают самих себя объектами своих шуток. Чаще всего они любят выставлять себя неуклюжими идиотами, которые вечно что-то ляпнут не к месту или спросят какую-нибудь глупость. Обычно это связано с недостатком внимания. Чтобы привлечь его к себе, ребенок может специально сказать за семейным ужином какую-нибудь глупость, чтобы все засмеялись. Такое поведение часто переносится и во взрослую жизнь. Однако оно не делает людей счастливыми. Поскольку на самом деле такие люди нуждаются в уважении и внимании.

5. Сатира

Высшая форма юмора. В совершенстве ей овладели такие великие умы, как Шекспир или Гоголь. Она часто используется в детских сказках: например, когда Королева в «Алисе в Стране чудес» показана до смешного самовлюбленной и эгоистичной со своими выкриками «Казнить!», когда кто-то говорит или делает что-то, что ему на нравится. Сатира действительно лечит и позволяет людям сплотиться против тирана в борьбе за правду, поскольку является способом не напрямую говорить правду. Впрочем, сатиру можно считать и следствием бессознательного гнева.

6. Льстивый смех

Используется, чтобы подлизаться к кому-нибудь: подчиненный смеется над шутками своего начальника, даже если они глупые и несмешные. Если вы влюбились, то вы всегда будете смеяться над шутками возлюбленного. Поскольку такой юмор связан с обманом, отнесем его, скорее, к манипуляциям: он не способствует выходу каких-либо эмоций.

7. Целительный смех

Фрейд назвал его «комическим». В этом случае мы смеемся не над кем-то, а вместе с ним. Яркий пример – немое кино с Чарли Чаплиным. Мы смеемся над его персонажами. Потому что мы их любим, потому что мы на них похожи. У всех у нас были в жизни провалы, и когда мы смеемся над тем, как неудачник Чарли Чаплина получает тортом в лицо, мы смеемся над собой, снимая тем самым напряжение. Иногда такой юмор может буквально спасать жизни, как в истории выше упомянутого Нормана Казинса».

Подробнее см. в блоге Джеральда Шеневольфа.

1 З. Фрейд «Остроумие и его отношение к бессознательному» (Азбука, 2011).

Известно, что при общении друг с другом люди, сами того не подозревая, помимо речи, пользуются языком жестов. Что бы ни говорил вам ваш собеседник, стоит обращать внимание на его мимику, жесты и телодвижения. «Body language» – язык телодвижений – раскроет вам его истинные намерения и чувства. Даже улыбка и вашего собеседника многое может о нём рассказать:

Если человек при смехе прикрывает рот рукой , значит, он несколько робок и неуверен в себе. Такой человек не раскрывается окружающим, старается оставаться в тени, часто смущается.

Если собеседник смеётся громко с открытым ртом , то, вероятно, он принадлежит к подвижным и темпераментным людям. Он любит сам говорить, но не умеет слушать. Ему не помешало бы немного сдержанности и умеренности.

Когда при смехе человек запрокидывает голову , это говорит о его широкой душе, доверчивости и легковерности. Часто он совершает неожиданные поступки, руководствуясь лишь своими чувствами.

Если он морщит нос при смехе , вероятно, что это человек не консервативных взглядов. Его чувства и мнения быстро и часто меняются. Он не станет долго отстаивать свою точку зрения, если вы приведете несколько доводов, доказывающих обратное. Он эмоциональный и часто капризный, легко поддаётся сиюминутному настроению.

Когда смеётся, то прищуривает веки? Это свидетельствует об уверенности и уравновешенности собеседника. Это деятельный, настойчивый человек, обладающий незаурядным умом. Однако, в своей настойчивости он часто перегибает палку.

Если у человека нет определённой манеры смеяться , видимо, он принадлежит к индивидуалистам. Такие люди во всём и всегда руководствуются собственным мнением, пренебрегая взглядами других.

Немного о том, о чем говорит именно смех женщины и мужчины в отдельности:

Мудрая и сильная женщина смеется тихо, еле слышно при этом прищуривает глаза. Беспечная, добрая, но скромная девушка смеется легко и задорно. Умная женщина, обладающая тонким чувством романтизма, умеет смеяться переливчато, переходя от хохота до хихиканья. Рассмеяться от души, заразить окружающих своим звонким и ярким задором под силу натурам искренним, мягким, верящим в разные фантазии.

Запуганная, неуверенная в себе женщина когда смеется , то прикрывает рот рукой, как бы пытается сдержаться, спрятать свой смех от окружающих. Сильные, темпераментные упрямицы имеют яркую черту - смеяться во все зубы. Хорошо воспитанные, утонченные леди, уверенно шагающие по жизни, смеются «прилично», в рамках норм и правил поведения в общественных местах.

Психологи убеждены, если вы хотите побольше узнать о мужчине , раскрыть для себя новые грани его характера, то рассмешите его, рассказав несколько анекдотов, и просто понаблюдайте, как он смеется.

Громкий заливистый хохот без особого повода , с широко открытым ртом говорит о том, что такой мужчина очень подвижный, темпераментный человек. Но психика его нестабильна, он несдержан и легко переходит от стадии безудержного смеха к беспричинному гневу. Такие мужчины предпочитают много говорить, а не слушать.

Уравновешенный, уверенный в своих силах человек, настойчивый и деятельный смеется негромко, заразительно, слегка прикрыв глаза . Мужчина с ровным характером, с легкой примесью самолюбования и эгоизма, смеется спокойно, при этом даже не раскрывая рта. Такой тип мужчин является прекрасным собеседником, он с участием выслушает вас и даже выразит желание помочь, особенно если для этого не нужно куда-то бежать или что-то делать. Если мужчина не имеет определенной манеры смеяться, то он обладает яркой индивидуальностью. Его собственное «Я» главенствует в любом вопросе, а до мнения окружающих, ему ровным счетом нет никакого дела.

Смех продлевает жизнь, это общепризнанный факт. Положительные эмоции и радость могут сохранить вам здоровье, даже если медицина бессильна. Стресс и его последствия бесследно растают от смеха. Женщины, которые часто смеются и улыбаются более привлекательны и красивы для мужчин. Смейтесь от души, радуйтесь жизни и любви!

Зная эти маленькие хитрости и будучи наблюдательным человеком, можно составить представление о собеседнике. А ещё полезно понаблюдать за самим собой: что ваша улыбка говорит о вас?

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

СМЕХ - психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется недостаточно уясненною.

Наиболее близкими к существу дела можно считать положения о природе смеха в жизни и литературе, развитые в работе Г. Бергсона: «Смех в жизни и на сцене» (СПБ. 1900), и согласующиеся в целом и частностях с обширными кругами явлений комического.
Смех - явление, свойственное исключительно человеку. Следовательно, смех как-то непосредственно связан с тем, что более всего отличает от животных человека, с его рассуждающим интеллектом. В то же время смех, начиная с улыбки, есть выражение какой-то жизненной радости, чувствуемой, и в той или иной мере осознанной. В смехе есть также некоторые элементы, утверждающие какое-то превосходство того, кто смеется, над тем, что вызывает смех, забаву над собой, осмеяние. Смех есть явление по преимуществу социальное; он доставляет человеку наибольшую долю удовольствия, когда разделен с кем-либо, в действительном общем заразительном смехе, напр., при представлении забавных сцен в театре или по крайней мере в воображении - при чтении комического произведения, напр., мы воображаем себе смеющегося автора и т. п.

Ни мертвая природа, ни живая, без отношения к человеку, не возбуждает ни в каких случаях смеха; здесь забавны могут быть только редкие примеры игры случайности, напомнивших нам неожиданно мир человека (какая-нибудь скала, оказавшаяся неожиданно живым подобием уродливого лица или прыжки и движения животного, неожиданно напомнившие ухватки человека (цирковые эффекты животных, изображающих людей и т. п.). По остроумному объяснению Бергсона, наш смех есть выражение радости нашего осознанного бытия , той радости жизни как бы себялюбивой, которая невольно вспыхивает в нас, когда перед нами является нечто, свидетельствующее, что пред нами живая и полная жизнь была только что нарушена вторжением в эту жизнь какого-либо мертвого, косного, механического, автоматического начала. Сказавшись в человеческом существе или обществе, это чуждое жизни начало как-то умалило сейчас его жизненность. Мы это ощутили и на миг радуемся, что это умаление собственно нас не коснулось, что мы оказались выше его, и это себялюбивое удовольствие мы выражаем смехом.

Таким образом смех есть знак удовольствия от почувствованного нами своего превосходства над враждебным живому мертвым или косным началом. В этом легко убедиться, если проследить простейшие примеры комических эффектов - напр., от неожиданного забавного падения человека, которому это не повредило - продолжая более сложными эффектами, и кончая самыми тонкими и глубокими. Во всех явлениях смеха первенствующую роль играет именно это вторжение в жизнь чего-то косного. Поэтому и в основе всякой общественной сатиры лежат явления борьбы живой жизни с некоторою косностью и механичностью, излишнею устойчивостью общественного уклада; явления борьбы индивидуальной жизни против привычек и устойчивых обычаев. Смех следовательно является самозащитой общественных групп от их омертвения.

Смешны противоречия жизненности разной степени в людях и обществе (например, проказливая молодость и размеренное однообразие привычек стариковства и т. п.) или противоречия жизненности между людьми различных общественных групп (комизм, напр., барина, аристократа в сопоставлении его с трудовым людом в обстановке его привычного и гармонически идущего труда, а иногда и наоборот). То же подтверждается таким простейшим примером комического, как изображение живыми людьми механических фигур: принцип этого смехотворного противоречия объясняет, почему бывает так комична и вызывает смех всякая механизация жизни, ее регламентация и бюрократизация и т. д. и т. п. Против механизации живой органической жизни в смехе восстает все наше живое сознание. Но смех легко и часто гаснет. Над страшным непосредственно - смеяться трудно. Уродство вмешательства в живую жизнь косных и механических начал иногда приобретает пугающий характер, и мы боимся тогда победы этих начал над жизнью: во многих подобных случаях смех делается болезненным, истерическим и выражает не торжество человека над мертвым и косным, а трагический его ужас пред смертью, побеждающей живое («Мертвые Души» Гоголя, «Игрушечного дела люди» у Салтыкова, бездушные обыватели Чехова). Так мы, напр., болезненно воспринимаем некоторые эффекты пугающего смеха Гоголя (конец «Ревизора», некоторые страницы «Мертвых Душ») или смеха Салтыкова. Так начавшись с легкого, с усмешки, от жизнерадостно действующего - забавного, смех переходит иногда в свою прямую противоположность, к горьким слезам о гибели жизни. С этими особенностями связано и явление разложения смеха у многих сатириков и юмористов: у них в конце концов раскрывается нередко мрачное, вовсе не жизнерадостное созерцание. Известен классический анекдот о мрачном Полишинеле. Примеры: - Свифт, наш Гоголь, Глеб Успенский, Чехов, Салтыков. Разложение смеха у чистых юмористов связано с особенностью юмора (см. это слово), как настроения человеческой души, которое не только осмеивает ниже стоящий мир смехотворного, но и чувствует свое собственное тесное и теплое родство с ним; юмор нетолько обличает, как чистая рассудочная сатира, но и болеет за мир и людей, среда которых схватывает и чувствует достойные осмеяния элементы мертвого, косного и механического. Отсюда у юмористов, с отличающего их складкой живой чувствительности, особая легкость перехода к плачу о людях.

Угасание смеха у смехотворцев иного склада, у чистых сатириков, у которых преобладает рассудочное превосходство ума над глупой механической жизнью, переходит не в плач, а в пророческое обличение и негодование; под ударами сатирического бича люди уже не смеются (эффекты убийственно мрачной сатиры Свифта на человечество или сатиры Салтыкова, о которых передает Тургенев, что при чтении его очерков в обществе люди иногда не смеялись уже, а корчились в какой-то тягостной, мучительной судороге).

Смех в русской литературе освещен исследователями ее пока очень недостаточно. Русский смех то склоняется к светлому юмору (Пушкин, Гоголь, Островский, Глеб Успенский, Чехов), но так же и к жесткой сатире (Салтыков), при чем у нас ярко обрисовалось в истории юмора и сатиры вышеуказанное явление - разложение смеха у смехотворцев, что особенно сильно у Гоголя, Гл. Успенского, Чехова. Русский юмор окрашен также элементами малороссийского юмора - Гоголь и южанин Чехов и т. д. Каррикатура и летучая сатира и юмористика журналов не получили у нас, в связи с политическим гнетом (смех пуглив), достаточного развития, хотя моментами играли в литературе значительную роль (юмористика XVIII века, «Свисток» и «Искра» в 50-60-е г.г., вспышка политической сатиры после 1905 г.).
В. Чешихин-Ветринский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

Занимательная психология Шапарь Виктор Борисович

Смех

Смех

Смех - это особенно предательская вещь, в которой человек раскрывается наиболее полно. Так, смех на - а (ха-ха) - совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный. Смех на - е (хе-хе) - не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Смех на - и (хи-хи) - одновременно скрытный, хитрый; смесь иронии и злорадства. Смех на - о (хо-хо) звучит хвастливо-угождающе, в основе - издевательский и протестующий. Смех на - у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Смех, таким образом, играет в жизни и особенно в межличностных отношениях огромную роль, но только в том случае, если смеются «по всем правилам». Однако, как утверждают социологи, 60 % женщин не умеют правильно смеяться. В последнее время в крупных российских городах открываются специальные центры, где представительниц прекрасного пола научат «очаровательно» смеяться и улыбаться.

Улыбка. В исследовании этого элемента человеческой мимики особого внимания заслуживает работа российского антрополога В. Криводерева, который изучает улыбку на основе нового подхода - в динамике, а не по фотографиям, как это делалось до сих пор. Записывая улыбающиеся личности на видеомагнитофон и проводя затем соответствующие измерения, он установил, что впечатление о том, искренняя или притворная улыбка, возникает в зависимости от двух параметров: от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смежением век. В частности, слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременное закрывание глаз - умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

Таким образом, анализ различных элементов человеческой мимики позволяет сделать вывод, что важнейшие мимические движения лица создают складки на лбу, глаза, направление и движение взгляда, рот (отдельно смех и улыбка), посадка головы, степень подвижности мимики.

Как вы смеетесь? Тест

Предлагаем нашим читателям 10 наиболее распространенных «видов» смеха. Вам нужно найти в этом десятке свою манеру смеяться и кое-что узнать о своем характере:

1. Типично ли для вас при смехе касаться мизинцем своих губ? Если да, то…

Это означает, что у вас имеются собственные представления о «хорошем тоне», грации и женственности и вы твердо следуете этим представлениям всегда и везде. Вам нравится быть в центре внимания.

2. Прикрываете ли при смехе рот рукой? Если да, то…

Вы несколько робки и не слишком уверены в себе, часто смущаетесь, предпочитаете оставаться в тени и, как говорят, «не раскрываться». Наш совет: не перегибайте с самоанализом и чрезмерной самокритикой.

3. Часто ли при смехе запрокидываете голову? Если да, то…

Вы, очевидно, доверчивы и легковерны, но имеете широкую натуру. Иногда совершаете неожиданные поступки, согласуясь лишь со своими чувствами. А стоит, пожалуй, больше полагаться на разум.

4. Касаетесь ли при смехе рукой лица или головы? Если да, то…

Скорее всего вы мечтатель(ница), фантазер(ка). Это, конечно, неплохо, но надо ли так целеустремленно стараться осуществить свои грезы, порой совсем нереальные? Больше трезвости и реалистического подхода к жизненным проблемам - наш совет.

5. Морщите ли вы нос, когда смеетесь? Если да, то…

Ваши чувства и взгляды быстро и часто меняются. Вы - человек эмоциональный и, видимо, капризный, легко поддаетесь минутному настроению, что создает трудности и для вас, и для окружающих.

6. Смеетесь ли громко и с раскрытыми устами? Если да, то…

Вы принадлежите к людям темпераментным, подвижным. Вам не помешало бы немного сдержанности, умеренности. Вы умеете говорить, но умейте и послушать!

7. Наклоняете ли голову, прежде чем тихонько рассмеяться? Если да, то…

Вы из людей добросердечных, совестливых, привыкших приспосабливаться к обстановке и людям. Ваши чувства и поступки всегда под контролем. Никого никогда не огорчите, не расстроите.

8. Держитесь ли при смехе за подбородок? Если да, то…

Каким бы ни был ваш возраст, совершенно очевидно, что в своем характере вы сохранили черты юности. И, наверное, поэтому часто совершаете поступки без долгих раздумий (не слишком ли порой опрометчиво?).

9. Прищуриваете ли веки, когда смеетесь? Если да, то…

Это свидетельствует об уравновешенности, уверенности в себе, незаурядном уме. Вы деятельны и настойчивы, иногда, быть может, больше, чем нужно, - в таких случаях постарайтесь взглянуть на себя со стороны.

10. У вас нет определенной манеры смеяться? Если, да, то…

Очевидно, вы принадлежите к индивидуалистам: во всем и всегда в первую очередь руководствуетесь собственным мнением и суждением, часто пренебрегая взглядами других. Пожалуй, это многим из вашего окружения не нравится…

В целом метод наблюдения, который еще называют «спланированным восприятием», используется в визуальной психодиагностике при изучении личности человека, характера его взаимоотношений в коллективе, социально-психологического климата и при решении других задач.

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Смех Как бы мы ни смеялись – громко, потихоньку, смущенно, насмешливо, звонко или с хрипотцой, – смех во многом отражает наш характер. Ученые выделяют 10 «видов» смеха, по которым можно определить характер человека:1. Типично ли для вас при смехе касаться мизинцем своих

Из книги Кокология 2 автора Сайто Исаму

Смех да и только Смеяться над людьми легко, а вот уметь развеселить тех же самых людей – на это способен не каждый. Некоторые люди готовы лезть из кожи вон, чтобы добиться этой цели, но мало сыщется среди нас таких, которые готовы добровольно сделать себя объектом насмешек.

Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Смех висельника Люди потешаются над комиком, когда он демонстрирует свою наивность, незнание, некомпетентность или когда он как-нибудь наносит себе вред. Когда клиенты потешаются над собой, то вызванный этим смех группы и терапевта (мы называем его «смехом висельника»)

Из книги Язык человеческого лица автора Ланге Фриц

Смех С пятой или шестой недели жизни большинство детей начинает смеяться.При негромком смехе, когда губы еще покоятся друг на друге, уголки рта незначительно смещаются наружу и вверх (risorius и zygomaticus, рис. 207). Если же смех усиливается, рот чуть приоткрывается и улы рта

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Смех Смех - это особенно предательская вещь, в которой человек раскрывается наиболее полно. Так, смех на - а (ха-ха) - совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный. Смех на - е (хе-хе) - не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Смех на -

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Смех на экзамене Как помочь студентам, которые волнуются, теряют на экзамене дар речи?По мнению психологов из университета штата Нью-Йорк, помочь им может… смех. Для проверки этой гипотезы был поставлен опыт. Перед экзаменом по химии 215 студентов разбили на три группы. В

Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля

СМЕХ БЕЗ ПРИЧИНЫ У человека, умеющего посмеяться над собой, всегда найдется повод для смеха.Д.Е.Наверное, ты слышала, что смех продлевает жизнь. А я, между прочим, разработала такой способ лечения, который назвала смехотерапией, и успешно претворяю его в жизнь, когда лечу

Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий

ВНУТРЕННИЙ СМЕХ «Смех - техника безопасности бытия». Оскар Уайльд В процессе становления человека как вида и возникновения у него такого качества, как сознание, его физическая эволюция практически прекратилась. Конечно, это не означает, что он действительно стал

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза вторая автора Курлов Григорий Петрович

Смех как инструмент сверхсознания

автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 4 Юмор и смех Юмор означает получать удовольствие вопреки неблагоприятным обстоятельствам, препятствующим этому. 3. Фрейд Благотворное воздействие юмора Здоровье и веселье оплодотворяют друг друга. Дж. Аддисон Оптимисты и пессимистыЮмор украшает нашу жизнь,

Из книги Юмор как способ влияния автора Шейнов Виктор Павлович

Смех – это бесплатное лекарство Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее. Р. Эмерсон Наш верный врачевательВ 1991 году вышла в свет книга Н. Казинса «Биология надежды». В ней подробно рассказывается о многочисленных экспериментальных исследованиях,

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

§ 2. Чувство юмора. Смех Исключительно важным чувством, которое широко используется в программах манипуляции сознанием, является чувство юмора. Способность видеть и представлять явления жизни в смешном виде и осваивать мир под углом зрения иронии – важное свойство

Из книги Любовь и секс: как мы ими занимаемся автора Даттон Джуди

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Шутки, смех Дети гораздо подвижнее нас, монотонность утомляет их. Они плохо переносят однообразные занятия, затянувшиеся назидания и даже очень размеренный порядок дня. Им хочется что-нибудь «выкинуть», повозиться, побузить, «возбудить спокойствие». Хорошо известный бой

Возможно, каждый исследователь имеет право на своё понимание природы и сущности юмора, когда говорит о своей личной мотивации, а не о том, что ему кажется в других.
И тогда, действительно, можно согласиться с тем, что один создает юмор (пародию, карикатуру) из мотива доброй шутки (игра или веселье) другой - для унижения и самовозвышения, а у третьего - это остроумная и творческая формулировка мысли (возможно с назидательным - совершенствующим дополнением в мотивации).
Однако, нельзя путать второстепенные способствующие или использующие юмор субъективные мотивы с самим феноменом и спецификой - объективной причиной и сущностью юмора.
Так, для того, чтобы в этом вопросе оставаться объективным, и всё же ухватить самую суть всего юмористического и комического, многие исследователи, в частности, швейцарский профессор психологии В.Рух предметом психологического исследования здесь видел эмоцию смеха. Ибо очевидно, что чувство смешного - это то общее для всего юмора, от остроумных фраз до комических образов, а также, самого веселья, которое может быть как следствием, так и причиной юмористического.

Сам В.Рух считал, что в переживании смеха человек переживает, по сути, кратковременные, но сильные яркие эмоции радости и счастья.
Данное обобщение само собою приводит мысль к физиологическому "обобщению" в медиаторах удовольствия, которые вырабатываются в мозгу и дают соответствующие ощущения.
Из этого стоит заключить, что одна из причин юмора, шутки, веселья - получение психоэмоционального удовольствия.
Это физиологический смех и первая из причин в потребности поюморить.
Однако, необходимость в физиологическом смехе у человека не ограничивается принципом удовольствия.

Конституция нервной системы человека с его познавательной способностью, переживаниями, стрессами и информационной нагрузкой, нуждается в процессах реабилитации, поддержании жизненного тонуса и оптимистическом настрое.
Сам смех в совокупной с ним способности иронизировать над невзгодами нам прямо указывает на эти причины.

В различных переживаниях смешного можно уже через рефлексию наблюдать механизм, состав и разновидность вызванной эмоции.
Самый сильный смех по своему проявлению похож на микроприступ патологического смеха и фрагмент состояния наркотического опьянения. И судя по сему, а также опираясь на данные нейрофизиологии, это обособленная реакция, имеющая рефлекторный механизм запуска (за которым объективная причина, спровоцировавшая его, уже теряет своё "объективное" значение). Любой конкретный случай проявления смешного совокупностью или отдельным признаком достигает обобщения, которое запускает физиологию смеха, и определяется это обобщение как - "комическое". А основной его кодовый ключ - из-за его безусловно-рефлекторной природы - это информация большей частью бессознательного уровня.

Комическое чувство – это эстетическое восприятие парадокса и гротеска, ассоциации и субъективное впечатление, социальный фактор и удивление, игровое отношение к субъекту комичного.

Игровое поведение (чувство, отношение) подключается к разрядке и способствует продлению и подкреплению высокого психического тонуса и смеха.

Пародия, карикатура – это уже сформированные обобщения комического в наследственных задатках интеллекта.
Есть предположение, что интеллект может передаваться в наследственной памяти через формирование новых архетипов, прообразов или энграмм памяти. Также, возможно наследование чувства комического и реакции смеха в безусловно рефлекторном динамическом стереотипе, дальнейшее развитие и закрепление таковых рефлексов.

Я уже упоминал, что рефлекс игрового поведения у животных не требует особо специфических раздражителей. Например, моей немецкой овчарке достаточно увидеть радостную мимику и любые динамичные движения хозяина, как она начинает бегать, прыгать, вилять хвостом или радостно лаять.
Такому не сложному, неспецифичному в игровом поведении рефлексу способствует сама психоэмоциональная конституция особи, располагающая к игре.

Но конечно же, в любом игровом инстинкте есть и «деловая» сторона поведения: развития навыков, присущих данному виду.
Интеллектуальные навыки человека в игровом поведении – это шутка, остроумие, юмор, комизм, ирония.
Без эмоционального и «весёлого» игрового фактора, остроумие приобретает чисто эстетический художественный и интеллектуальный образ в афоризмах, притчах, пословицах, в сравнении, аналогиях, иных интеллектуальных играх, технических изобретениях, научных формулах.

Итак, в чем проявляется смешное и сущность комического? Всегда ли глупость смешна? Всегда ли причудливое, удивительное или внезапное, вызывают смех? Всегда ли комична игра слов, комичен гротеск, подменный или множественный смысл?
Даже явный курьез не гарантирует чувство смешного.

Но чувство комического не может существовать без комического объекта.

Также, есть разница в эмоциях «смешно» и «осмеяние». "Смешно" уже становится помимо сознательной воли. Все попытки некоторыми исследователями увидеть здесь принцип условного рефлекса и приравнять естественный и неподдельный богатый смех к «иносказательному» смеху сознательного осмеяния – это заблуждение (механицизм, редукционизм… отсутствие интроспективного восприятия). Здесь, наоборот, когда осмеяние эффектней (умно), оно представляет собою остроумный комментарий или пародию без смеха.
Способность смеяться, чувство юмора и умение юморить - несколько разные вещи.
Также, будет невежественным грубо свести эмоцию удовольствия к смеху, как это часто делается. Удовольствие или эмоция «хорошо» - это способствующее смеху обстоятельство, но у смеха своя психофизиология.

Можно возразить – ведь, мы же смеёмся над чьей-то глупостью, недопониманием, ошибкой, странностью, изъянами во внешности, неудачей…
Но стоит обратить внимание, что мы естественным смехом смеёмся, во-первых, не над всякой глупостью, не над всякой ошибкой...
А если и «высмеиваем» глупость, то это уже другой смех: «иносказательный» или мы используем остроумную реплику. А искусственно высмеять можно всё что угодно.

Естественным смехом мы смеёмся над глупостью, которая, например, претендует на мудрость в нарочито назидательном тоне, высокопарных фразах. Или это глупость особого контраста… неожиданна… при своеобразных обстоятельствах. Чем больше условий, признаков и интерпретации комического, тем богаче юмор. Но чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне - достаточно глупость "сморозить"... "ляпнуть" ерунду.
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753). То есть "может" - если мы в хорошем настроении или само безобразие оригинально.

Когда же мы намерены нечто выставить в комическом образе, мы сами реконструируем образ и обстоятельства при нём до получения комической композиции по подобию его естественного проявления.

Если в данный момент мы говорим о глупости или безрассудстве, то здесь у нас есть немалый материал с анекдотами о психушке.
Как говорится, все анекдоты приходят из жизни. Это говорит о том, что юмор предполагает чувственность и сам большей частью обращается к жизни, к отношению и взаимодействию среди людей, традициям в обществе.

Чем же особенны анекдоты о психушке? Как сказано у Шекспира: «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность».
В нашем случае бывают смешными такие безрассудства, в которых есть своя «логика», «версия», «иносказание». Это противоречие создаёт некий интеллектуальный и эстетический диссонанс (по семантической теории, когнитивный диссонанс) и в первые мгновения «озадачивает» разум. Но некая «логика» в безрассудстве или, даже, мания величия, которая есть утрированный образ распространенной наивности или самоуверенности – всё это есть своеобразная «смысловая композиция», которая разворачивается в эстетическом удивлении, и «озадаченный» разум становится «сентиментальным» обретая «озарение» - катарсис.
У Ю.Борева есть точное замечание, что смех - это эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус.
Такое противоречие и диссонанс, а также, неограниченный полёт фантазии в безумии часто близок к гротеску.
Эстетическое содержание юмора – это необходимый компонент, поддерживающий положительную эмоциональную атмосферу, а также, являющийся контрастом несовершенному (негативному), и явлению, и образу, создавая гротеск.
Один фантазер, так называемый "контактёр" с внеземными цивилизациями в сети прямо утверждает, что летает на «мыслелёте». Чем не гротеск?!
Вообще, гротеск и чувство юмора мы можем наблюдать и в обычном жаргоне: "бабки" (деньги), "тачка" (автомобиль), и даже сам юмор - это "приколы".

Внешние изъяны, также, смешными бывают в определённом виде. Если взять для примера клоуна, то он весь состоит из искажений, несообразностей и противоположностей. Но всё это красочно и в необходимой мере – эстетично и композиционно подаётся. Лицо клоуна размалевано в попытке создать некую красоту и выразительность. Оно тоже гротескно до абсурда.
Этимология комического – «гримаса, гримасничать».
Но можно ли сказать, что все гримасы смешны? Бывают уродливые и страшные гримасы, но бывают смешные.
Даже среди смешных, из воспоминания далекого детства и комнаты смеха, я помню, что самый смешной образ был в зеркале низкорослого толстенького – «кругленького» изображения.
Сейчас могу сказать, что этот образ был самым смешным потому, что он был более реалистичен по своей форме (а это «сентиментально»), более эстетичен (в совершенстве природных и геометрических форм), более всего отражает радость - заразителен и позитивен как психологический портрет (добрый). И вместе с тем – этот образ необычен и удивителен (гротеск).
Гримаса - это, также, шутка, игра, неожиданность, намек, ассоциация или загадка, гротеск.
Уже в примитивном кривлянии можно выделить стремление к веселью, игре и подсознательный поиск новых необычных форм.

Продолжая о комичном, можно обратить внимание на движение или танец.
Неплох здесь и пример с иностранцем, коверкающем ваш язык.

В движении и танце можно определенно наблюдать разные характеристики: красоту, совершенство или, напротив, неуклюжесть и комичность.
В танце можно определить движения как "комические", в которых присутствует шутка. То есть, это движение с неожиданной координацией, с сочетанием неуклюжего образа с совершенным, имитация падения, движения "с намеком" и созданием комичных ассоциаций.
Кроме того, все эти движения, вовлеченные в творческое содержание и форму искусства остаются искусством, а сама комическая тема - это вопрос разновидности и количества комических образов.

Иностранный акцент и произношение всегда ненамеренно производит комическое. Часто создается впечатление, что в этом, напротив - намеренное желание шутить. Так или иначе, человеку всегда свойственно шутить, и если субъект с плохим произношением вашего языка употребит хотя бы раз шутку, то этим он тем более располагает к комичному восприятию своих изречений.
На этом уже можно сделать заключение, что первое в юморе и комичном - это располагающее обстоятельство и состояние духа к веселью и намерению шутить.
Шутка - это веселье и своего рода игра.
Шутка является определенной формой поведения, закрепленной в игровом инстинкте.

Несмотря на то, что шутка может иметь свои психологические мотивы и эволюционные причины, целесообразно шутку считать одним из элементов психологии юмора. Ее присутствие в юморе почти везде, и в остротах, и каламбурах и т.д.
Начиная с игры "ку-ку" и других игр уже у младенцев, шутка развивает, помогая в первую очередь преодолевать стереотипы, воспитывает бдительность, внимательность, разные навыки, развивает и тренирует саму психику. Когда малышу мать ещё с детства через игру и шутку прививает «веселое» отношение к разным неожиданным стрессовым для ребенка ситуациям, тем самым она делает его человеком, не давая ему реагировать животным примитивным страхом или гневом.

2. Само веселие и шутка сентиментальны. Довольство и радость не нуждаются в агрессии, но ближе стоят к доброму отношению.
Тот же смех над врагом - и тот есть "призыв не беспокоиться".
Естественный природный смех всегда положителен эмоционально. И когда шутка и юмор используются лишь как средство интеллектуальной борьбы, смех обедняется и приобретает иносказательный характер.
Сентиментальное чувство преображает лик, делает красивее и выражает доброе расположение.
Сентиментальность (чувственность) играет большую роль в чувствительности восприятия, в отношении к предмету и соответственно необходимо для чувства юмора.
По праву можно говорить о существовании наследственной "комической" сентиментальности по отношению к малышам, которая генерализуется в культуре и общественных отношениях.
Комическое в отношении к малышу наполнено симпатией, имеет доброжелательные и совершенствующие мотивы. Такого отношения заслуживает и взрослый - и оно есть.
А вообще, вопреки "некрасивым" атрибутам, сопровождающих комическое (недоразумения, несовершенства или просто неудачи), само комическое всегда представляется в эстетическом образе, являясь своего рода смысловой композицией.

Комическое - это смысловая и художественная композиция (специфический художественный образ).

По большому счету, комическое имеет две основных причины.
Одна - веселье, игра и шутка. Это удовлетворяет эмоциональной и социальной потребности.
Другая причина, когда комическое в юморе ("умная шутка") - это интеллектуальная тренировка и интеллектуально- эмоциональное удовлетворение. Поэтому в остроумии для эффектности уже достаточно всего лишь красивой мыслеформы.
По сути, это инстинкт и его подкрепление.
Наукой давно обоснованно, что игровое поведение наследственно закреплено и обеспечивает развитие видовых и индивидуальных навыков.
Чтобы разобраться в комической композиции, следует ориентироваться на выше указанные причины.
А также нам необходимо выявить те психологическе факторы, которые запускают физиологию смеха.
В связи с этим подходом, уже можно отметить, например, что обличение в комическом является не моралью, а фактором неожиданности, изумления и комического, шутливого, игрового эффекта.
Для того, чтобы рассмеяться, необходим эффект неожиданности, сентиментальное и интеллектуальное удивление. А чтобы смех был продолжительнее нужно нечто впечатляющее - эстетическое.
Например, мне однажды показался впечатляющим такой простенький анекдот:

У психиатра:
- Когда у вас появилась мысль, что вы собака?
- Когда я был щенком.

Комическое - это смех, шутка, игра, двуликость, удивление совмещению смыслов и неожиданному повороту, впечатляющий гротеск. Но ещё не критика.

Однако, ничто не препятствует чувству юмора совмещать и передавать комическое вместе с критикой.
Так, например, как наиболее впечатляющее из своего детства и до сих пор, я считаю "Мойдодыр" Корнея Чуковского.

Впечатляющим делает юмор художественное творческое содержание и искрометная мысль. Это являет харизму и вводит сознание в некоторый транс и измененную реальность - создает диво.
Главный творческий образ юмора и комического - гротеск. Гротеск всегда фантастичен, таинственен, оставляет след в чувствах и памяти.

Смысловым условием и определением комического есть "противоречие" и "диссонанс".
Эти факторы нельзя путать с такими понятиями, как "контраст" или "несоответствие стереотипу", так как последних недостаточно для отражения необходимой специфики комизма в человеческом действии.

Комичным будет такое действие, где "контраст" является неожиданностью - активным противоречием. Например, Иисус в евангелие, назидая учеников, привёл пример о строительстве башни, которая, если не вести расчеты, может упасть, и такой энтузиазм будет осмеян.
Здесь образ, который символизирует противоречие: высокое внезапно сокрушается в полном падении, долгий энтузиазм опровергнут за считанные секунды.

Художественность, острота мысли, определенный круг персон и сфера интересов, затронутых в содержании шутки влияет на сентиментальность в сознании. Это способствует измененному состоянию сознания и психики в адреналиновых и эндорфиновых приливах.

С одной стороны, через противоречие или причудливую интерпретацию создаётся «удивительная» смысловая композиция, которая, возможно, подсознательное отражение генеральной противоречивости жизни и является тем самым обобщением или компонентом комического обобщения. С другой стороны, общественные, межличностные отношения, сфера деятельности и заинтересованности человека – это сфера эмоциональной жизни, в которой комическое является одним из отражений этой жизни, а в культуре и общении чувство комического целесообразно и необходимо. И есть все основания считать, что комическое в глубине сознания человека имеет сформированное «обобщение», что по семантической теории есть опознавание через «фреймы» или «скрипты».

Начиная от Эммануила Канта и по сей день исследователи комического не могут дать объяснение такому простому психологическому явлению в комическом, как смех, возникающий от нелепости.
Сам Кант, утверждающий, что смешное появляется, когда "разум превращается в ничто", пытался объяснить это через кризис рассудка и переход напряжения в телесную сферу ощущений, где, по версии Канта, зарождается смех.
Также, по Канту, сама игра идей и эстетических идеалов (в частности - в музыке) может вызывать комическое чувство
Анри Бергсон по поводу нелепого в комическом писал, что оно не есть причина, а следствие той причины, которая его создает. И мы знаем эту причину.
Однако, он не называет эту причину и пояснение этому он не дает.

В своей замечательной статье "Психология комического" профессор психологии Рамиль Гарифуллин даёт хорошее психологическое толкование запуску и переживанию смеха. Однако, комментируя Канта, он просмотрел, что тот уже стоял на правильном пути, упоминая "об обмане" в составе шутки, но в своих рассуждениях "о нелепости" в составе шутки Кант побрел не туда.

Психология нелепости в юморе и комическом - это та же психология шутки.
Люди ради шутки (веселья, игры) придумывают "нелепости", "превращая разум слушающего (или наблюдающего) в ничто", а ученые мужи ищут здесь глобальный смысл.
Поэтому я в своей теории в подобных случаях шутку рассматриваю, как элемент психологии юмора. В другом случае - у шутки тоже есть своя психология, эволюционный смысл и технология действия.

Психология и технология нелепости в шутке, "превращая разум в ничто" заставляет саму личность чуть-чуть "потормозить" и комично выглядеть, если сразу не сообразить, что с тобою пошутили (поиграли) ради веселья и хорошего настроения.
Если же "нелепость" имеет неплохой "паралогический" или "алогический" - смысловой или ситуативный контекст, то это будет "причудливой" или удивительной композицией, которая способна вызвать улыбку.
Или это будет впечатляющий гротеск...
Это может иметь значимый контекст в персонофицированом смысле или в жизненных ассоциациях, где свою роль сыграет чувство, сентимент...
При всём том будет действовать фактор неожиданности - даже, если "тормозить", неожиданность приходит с последующим "озарением".

В 18-ом веке Дж.Битти обозначил обычный психологический смех, как «сентиментальный» смех. В этом подразумевается коммуникативная и социально–душевная, культурная характеристика смеха.

Сюда же, к сентиментальному смеху можно отнести интеллектуальную приверженность в юморе.

Также, при сентиментальном смехе всегда находится место комическому компоненту.
Но сам комический образ под юмористическим углом зрения и при этом смехе не сосредоточен на «антиповедении» объекта, как «уродливой» («юродивой») характеристике.
Здесь больше действует эстетический, коммуникативный, социальный, интеллектуальный и «шоковый» фактор (неожиданность, невероятность, изумление и разрядка в реакции физиологического смеха).

Сарказм.
Это смех, описываемый Аристотелем, в котором присутствует реакция (отношение) к «безобразному», «уродливому».
Этот смех уже можно считать «насмешливым» смехом. Иными словами, речь идет о «пародии», карикатуре», «нелепости», на которые сама природа и интеллект санкционирует данный вид смеха.
Это архаическое восприятие, тем не менее, интеллектуального характера. Один из архетипов восприятия здесь связан с пониманием человеком своего преимущества разума пред неразумным животным миром - «человек звучит гордо».
Когда животные себя ведут не разумно, или какие-то букашки причудливы и еле подвижны, несколько безобразны, да и сам человек часто выглядит «недалеким» на вид и неразумным или неловким в деле – всё это через абстрагирование создает «высмеивающую» традицию, находит аналогичные признаки в соплеменниках человека. И тогда имеет место высмеивающий и унижающий смех.
В одном случае, этот смех подпитывается «праведным» обличающим чувством, как культурным средством борьбы с несовершенством и пороком.
В другом – это надменность гордеца.
Однако, с возрастанием негатива, невежества и зла в пороке, смех в определенном объективном и частном случае, обедняется.
И тем более, не имея добра внутри, остается весьма ограниченная возможность для смеха, где здоровый смех обязан лишь остаточному интеллектуально-человеческому качеству в личности.

Поделиться