Николай толстой юность. Детство. Отрочество. Юность. Основная идея, характеристики персонажей. Толстой «Юность» главные герои

Юность (значения)

«Юность» - третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого , впервые напечатана в 1857 году в журнале Современник № 1 . Книга описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

Персонажи

  • Николай Иртеньев - от его имени ведётся повествование
  • Володя - брат Коли
  • Сонечка - первая возлюбленная Коли
  • St.-Jérôme - гувернёр Николая
  • Дубков - приятель Володи
  • Дмитрий Нехлюдов - друг Николая
  • Иконин - товарищ Николая, сокурсник Николая
  • Авдотья - мачеха Николая
  • Варенька Нехлюдова - сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
  • Семёнов - сокурсник Николая
  • Зухин - товарищ Николая, друг Семёнова

Сюжет

Сюжет повести описывает университетскую жизнь Николая и его товарищей-сокурсников в пору юношества.

Объём сюжета по сравнению с прошлыми частями трилогии («Детство» и «Отрочество») стал намного больше и раскрепощённей.

Повесть наполнена философскими размышлениями и различными событиями, которые могут произойти с любым юношей.

Оценки

  • Дружинин отозвался о «Юности» весьма положительно, но с достаточно суровой критикой:
«Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиогномию.

Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым…

…избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками.

Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете»

  • Некрасов не написал Толстому о «Юности» ни слова.
  • Чернышевский выход «Юности» воспринял сдержанно.

Название произведения: Юность

Год написания: 1857

Жанр произведения: автобиографическая повесть

Главные герои: Николай Иртеньев - рассказчик, прототип Льва Толстого, Владимир Иртеньев - брат героя, Дмитрий Нехлюдов - товарищ, Дубков - друг Володи .

Чтобы раскрыть для себя увлекательный сюжет становления личности студента важно прочитать краткое содержание повести «Юность» для читательского дневника.

Сюжет

Николаю Иртеньеву уже 15 лет. Следующим этапом его жизни является поступление в университет. Юноша довольно горд, нарисовал для себя беззаботное будущее. Он заводит тетрадку, где решает записывать личные «Правила жизни». Люди не соответствующие этим записям подвергаются категорическому осуждению. Познакомившись с монахом Николай решает исповедаться. В душе чувствовалась легкость. Казалось, все начинается с чистого листа. В учебное заведение Николеньке поступить удалось. Но конкретной цели в жизни не видно. Дружба с Нехлюдовым побуждает его быть морально чистым, сдержанным, взрослым. Но другая часть души склоняется к веселой жизни, которую ведет его брат. А это любовные похождения, азартные игры и другие занятия. В итоге дурная сторона личности берет верх, Николай погружается в разгульную жизнь. В итоге это принесло душевную пустоту и провал в учебе. В конце рассказа молодой человек раскаивается и хочет никогда не изменять высоким правилам.

Вывод (мое мнение)

Сила воли не приходит просто так, над ней нужно кропотливо работать. Потеряв бдительность легко быть обманутым окружающими. Не все так радужно, как кажется. За удовольствиями стоят лишь разочарования. А вот человек смиренный, не изменяющий себе может стать счастливым.

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

В 1851 г. Лев Толстой, служивший на Кавказе, задумал создать произведение о духовном становлении человеческой личности и написал повесть «Детство», получившую продолжение в еще двух произведениях. В трилогии, ставшей дебютом молодого автора, отражены духовные искания самого Льва Толстого.Основой для написания многих эпизодов повестей стали детские воспоминания автора и рассказы близких людей о его жизни.

В своем дневнике в юности Толстой составлял для себя «правила жизни», в основе которых лежала ответственность за свои поступки. Среди этих правил была запись высказывания Марка Аврелия: «Кто не осознает движения собственной души, обречен на злосчастье, не внимателен к тому, что происходит в душе другого человека». Толстой считал, что понимание другого происходит через познание себя, развивая интуитивную способность почувствовать то, что чувствует другой.

Началась публикация трилогии в журнале «Современник» с повести «Детство» (1852 г.), которая была подписана «Л.Н.». Ободренный успехом Толстой опубликовал «Отрочество» (1854 г.) под инициалами «Л.Н.Т.», послевышла «Юность» (1857 г.), уже подписанная полным именем автора. Так началась творческая карьера писателя Льва Николаевича Толстого. Предполагалась еще четвертая часть «Молодость», но она так и не была завершена, а стала материалом для последующих произведений.В каждой повести описаны определенные периоды жизни, играющие важную роль в становлении личности главного героя произведения Толстого.

В первой повести «Детство» показан своеобразный и сложный мир детской души от момента пробуждения в ней сознательности. Детство Николеньки Иртеньева окружено любовью и заботой близких, протекает в безмятежном патриархальном мире помещичьей семьи. Переживания и чувства мальчикасвязаны с игрой, занятиями в классной комнате, охотой, балом, смертью матери. Повествование в повести «Детство»заполнено добрыми чувствами, миросозерцанием, гармонией с миром.

В «Отрочестве» показано начало формированияличности, когда основные черты только намечаются, находясь в состоянии «брожения» внутренних противоречий, но уже определился путь, по которому пойдет в своем развитии мятущаяся душа, познавшая скептицизм, неопытность, самоуверенность, зарождение тщеславия. Мышление героя становится аналитичным, он задумывается о душе, жизни и смерти, счастье и несчастье, причинах социальной несправедливости.Это время духовного кризиса, подросток осознает свое «я», но растет его разобщенность с близкими людьми.

В заключительной повести «Юность» намечается становление личности героя, у него формируется новое видение жизни, в основе которого лежит мысль о нравственном совершенствовании. Повесть «Юность» была начата Толстым в 1855 г., когда он служил в действующей армии во время осады Севастополя, закончена в 1857 г. в Ясной поляне. В повести Львом Толстым использованы дневниковые записи и факты собственной биографии: время поступления и учебы в Казанском университете, общение с товарищами-сокурсниками, отчисление за провалы на экзаменах.

Обзор и анализ повести «Юность»

Ложные и подлинные ценности в жизни (глава «С ommeil faut »). Особенности психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)

Главному герою, шестнадцатилетнему Николаю Иртеньеву предстоит поступление в университет, его переполняют мечтыо своем исключительном и блестящем будущем. Он даже записывает в отдельную тетрадь правила, которым собирается следовать, чтобы нравственно совершенствоваться. Николай благополучно сдает вступительные экзамены и становится студентом. Он принимает поздравления домашних, в подарок от отца получает пролетку с гнедым жеребцом Красавчиком и деньги. Осознав себя «взрослым», покупает ненужные ему безделицы, табак и трубку, накуривается до дурноты. Он с другом Дмитрием Нехлюдовым, братом Володей и его приятелем Дубковым решил отметить поступление в ресторане. Николай замечает, что Нехлюдов не стремится в отличие от остальных демонстрировать свое взросление, описывая любовные похождения, не курит, не любит играть в карты. Подражая взрослой жизни брата и его приятеля, Николай с мальчишеским восторгом пьет шампанское, курит, провоцирует конфликт с незнакомым человеком, ссорится с друзьями.

На другой день Николай по настоянию отца наносит визиты знакомым семьи, выполняя «взрослую» тягостную обязанность. Непринужденно, искренне илегко он общается только с Нехлюдовым, его привлекают в друге благородство и рассудительность. После Николай уезжает в имение отца, наслаждаясь красотой природы и деревенской жизнью, вспоминает свое детство, думает о будущем. Омрачает его только женитьба отца,потому что не сложились отношения с мачехой.

Начав учиться в университете, Николай вливается в общество отпрысков из знатных семей, стремившихся лишь наслаждаться жизнью, участвует в их кутежах, это удовольствие для него оказывается сомнительным. Небрежное отношение к учебе приводит к закономерному результату: Николай не смог сдать экзамены. Тяжело переживая свой провал, он в раскаянии достает свои «Правила жизни» и решает более не изменять им.

При воспитании детей в дворянской среде исключительное внимание обращалось на благовоспитанность и хорошие манеры, к образованию относились несерьезно, если детей и отправляли в университеты, то только ради престижа. Николай Иртеньев выделяется из среды аристократической молодежи, в которой на первом месте не учеба, а развлечения и кутежи. У него богатая и сильная натура, заставляющая задумываться обо всем, что происходит. Он делает «моральное открытие» о предназначении человека, что нравственное самосовершенствование «легко, возможно и вечно». Николай старается следить за собой с напряженным вниманием, стараясь даже в мелочах примирить свои мысли с делом, ловит себя на ошибках и обличает, занимается упражнением силы воли, усмиряет гордыню. Хотя им ясно определен путь нравственного совершенствования, он еще не твердо стоит на нем.Желание стать лучше выливается в углубленное изучение самого себя, дотошный психологический самоанализ, бичевание собственных слабостей с юношеским максимализмом.Его одолевают разноречивые чувства: неудовлетворенность жизнью, разочарование, чувство одиночества. Рушатся детские и юношеские идеалы и мечты.

Высокие идеалы о предназначении человеческой жизни подменяются светскими представлениями о благовоспитанности, стремлением стать «комильфо ». Николай, наделенный индивидуальностью и развитой натурой, все еще часть «толпы» и «суетного света». Заботясь об совершенствовании своего внутреннего мира, он не может избежать искушения «пустить пыль в глаза», «понравиться свету» своим костюмом и манерами,похвастаться связями, своим рысаком Красавчиком. 16-летний юноша в течение зимы трижды влюбляется: в незнакомку на манеже, лица которой даже и не разглядел толком, свою детскую привязанность Сонечку, девушку старшего брата. Эти чувства неглубоки и мимолетны. Чтобы понравиться барышням, учится играть на фортепиано и зачитывается французскими романами.

Николай определял признаки человека «комильфо» приличным владением французским языком, ухоженными ногтями, умением непринужденно беседовать, галантно раскланиваться и танцевать, иметь равнодушный вид с «выражением изящной, презрительной скуки». Понятие «комильфо» представляло для героя «важную заслугу, прекрасное качество, совершенство», необходимое условие жизни, без которого не могло «быть ничего хорошего», «ни счастья, ни славы».

Постепенно тяготение к людям другого круга, разночинцам, помогает преодолеть заблуждения. Он понимает их превосходство в жизненных знаниях, общение с этими людьми становится важной вехой в его личностном росте. В заключительной главе «Я проваливаюсь» герой рассказывает о своем разочаровании в прежних взглядах и образе жизни, крушении прошлых идеалов. Николай смутно чувствовал, что его жизнь не идеальна, особенно после встреч с разночинцем Зухиным и его друзьями, на которых не производили впечатления его манеры и голландские рубашки, ведь у них был иной круг интересов. Он, стараясь не придавать этому значения,пытался казаться равнодушным и представлял себе экзамен «пустячным делом». Целый год праздного времяпрепровождения привело кпровалу на первом же экзамене.

Николай чувствовал, что «оскорблен, унижен» перед теми, кого считал не «комильфо», и был настолько несчастлив, что три дня, запершись в комнате, плакал, помышляя застрелиться. Этот переломный момент в его жизни становится основой дальнейшего нравственного совершенствования. Преодолев отчаяние, он достает свою тетрадку с «Правилами жизни», решив покончить с праздностью и больше не совершать дурных поступков. Влияние демократического студенческого круга, разочарование в своих друзьях-аристократахи отчисление из университета окончательно излечили Николеньку от увлечения «комильфотностью», аристократической заносчивости, самовлюбленности и самомнения.


Образ Николая Иртеньева

Общечеловеческое значение трилогии Льва Николаевича Толстого

Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано столь подробных наблюдений за развитием души подрастающего человека, детального изображения его внутреннего мира, чувств и мыслей. Несмотря на автобиографичность трилогии, Толстой изобразил обобщенные, характерные черты, присущие процессу взросления любого человека, подчеркивая общечеловеческие духовные закономерности развития личности. Людям разной среды, социального статуса и воспитания в детстве свойственна любовь ко всему миру и открытость души; в отрочестве появляется неуверенность в себе, склонность к умствованию, обостренное самолюбие и замкнутость; в юности осознаются жизненные цели, формируются идеалы любви и дружбы, начинается духовное становление. Динамика душевного состояния не одной конкретной личности, а диалектика души человека вообще была интересна Толстому и стала одним главных приемов изображения героя в дальнейшем творчестве.

Словарь

Пролетка - легкая двухместная повозка

Комильфо - (устар.) соответствие правилам приличного поведения

Диалектика - учение о законах изменения и развития в мышлении, обществе и природе

Повесть «Юность» Толстого, написанная в 1857 году, стала завершением знаменитой трилогии Льва Николаевича («Детство», «Отрочество», «Юность»). Книга описывает студенческие годы жизни главного героя и его близкого окружения.

Главные герои

Николай Иртеньев (Николенька) – шестнадцатилетний юноша из дворянского сословия.

Володя – старший брат Николая.

Дмитрий Нехлюдов – близкий друг Николая.

Другие персонажи

Папа – отец Николая, вдовец, позднее повторно связавший себя узами брака.

Сонечка – первая любовь Николеньки.

Авдотья – мачеха Николая.

Варенька Нехлюдова – сестра Дмитрия, подруга Николая.

Любочка – родная сестра Николая и Володи.

Иконин, Зухин, Семенов – студенты, приятели Николая.

Краткое описание

Глава I. Что я считаю началом юности

Молодому дворянину Николеньке Иртеньеву « шестнадцатый год в исходе ». Он очень дорожит дружбой с Дмитрием Нехлюдовым – интересным умным юношей, благодаря которому Николай увлекся идеей саморазвития.

В настоящее время герой мечтает успешно сдать вступительные экзамены в университет.

Глава II. Весна

Вступает в свои права весна, и Николенька любуется переменами в природе, которые вдохновляют его.

Глава III. Мечты

Молодой Иртеньев мечтает о том, как он поступит в университет и будет часть стипендии « отдавать бедным, и так, чтобы никто не знал ». Он будет жить простой, скромной жизнью, и непременно закончит « курс первым кандидатом с двумя золотыми медалями ».

Глава IV. Наш семейный кружок

Отец Николеньки подолгу отсутствует, но с его появлением в доме всегда начинается веселье. Николай все больше отдаляется от своего старшего брата Володи, несмотря на то, что братья по-прежнему любят друг друга. Сестра Любочка стала совсем взрослой, и теперь является девушкой на выданье.

Глава V. Правила

Николай решает составить себе « расписание обязанностей и занятий на следующий год ». Планов оказалось столь много, что юноше пришлось сшить из листов тетрадь и назвать ее «Правила жизни».

Отец приглашает в дом духовника, чтобы вся семья смогла исповедаться.

Глава VI. Исповедь

Иртеньевы поочередно заходят к монаху и исповедуются в грехах. После исповеди Николенька чувствует себя « совершенно чистым, нравственно переродившимся и новым человеком ». Перед сном он вспоминает « стыдный грех, который утаил на исповеди» и очень переживает по этому поводу. Николай решает завтра же отправиться в монастырь и вновь исповедаться.

Глава VII. Поездка в монастырь

Проведя тревожную ночь, Николенька просыпается на заре и сразу собирается в дороге. С трудом поймав на пустынной улице извозчика, он переживает, что тот завезет его « в глухой переулок и ограбит ». Но вскоре Николай успокаивается, и благополучно приезжает в монастырь.

Глава VIII. Вторая исповедь

Николай повторно исповедуется, и чувствует после своего признания несказанное облегчение. Однако мелкие бытовые неприятности « скоро разогнали это чувство ».

Глава IX. Как я готовлюсь к экзамену

Все семейство Иртеньевых, за исключением Николая и Володи, уезжает в деревню. « Сознание свободы и то весеннее чувство ожидания чего-то » и мешают Николеньке сосредоточиться на подготовке к экзаменам. И лишь боязнь разочаровать Нехлюдова заставляет юношу прилежно учиться.

Глава X. Экзамен истории

На свой первый в жизни экзамен Николай надевает фрак. Ему кажется, что он просто « ослепителен », но уверенность сменяется робостью сразу после того, как юноша перешагивает порог аудитории. Николеньке попадается знакомый билет, и он сдает историю на «отлично».

Глава XI. Экзамен математики

Следующий экзамен – математика. Николенька знает « предмет порядочно, но было два вопроса из алгебры », с которыми он был совершенно незнаком. Юноше приходит на выучку его новый знакомый – Иконин, который отдает ему свой билет. В результате Николенька с блеском сдает экзамен.

Глава XII. Латинский экзамен

Николенька узнает, что профессор, принимающий экзамен по латыни, « был будто бы какой-то зверь, наслаждавшийся гибелью молодых людей », которых он заваливал на экзаменах. Профессор дает Иртеньеву текст, который не был предусмотрен в подготовительной программе. Юноша с трудом справляется с ним, и в результате получает низший бал.

Глава XIII. Я большой

Николай успешно сдает последний экзамен и становится студентом. Теперь у него есть собственная лошадь и кучер. Чтобы в полной мере почувствовать себя взрослым, Николенька закуривает трубку и принимается « пускать кольца и затягиваться », но очень быстро ему становится плохо.

Глава XIV. Чем занимались Володя с Дубковым

Николая приходит поздравить Дмитрий, и они вместе отправляются к Дубкову, где застают Володю, играющего в карты. Володя проигрывает, и вся компания решает отправиться в ресторан, чтобы поздравить Николеньку с поступлением в университет.

Глава XV. Меня поздравляют

В ресторане все поздравляют Николая. Ему очень хочется казаться взрослым, и он на собственные деньги заказывает « полбутылочку шампанского ». Володя, глядя на захмелевшего брата, конфузится.

Глава XVI. Ссора

В ресторане Николай конфликтует с одним из посетителей, который называет его невежей. Растерявшийся юноша не смог дать должного отпора, и, стыдясь своего поведения, скрывает этот досадный инцидент от приятелей. В дальнейшем он будет еще долгое время переживать по этому поводу, считая, что « поступил как трус ».

Глава XVII. Я собираюсь делать визиты

В последний день пребывания в Москве Николай должен был « сделать, по приказанию папа, визиты ». Он надеется, что ему составит компанию Володя, но брат решительно отказывается.

Глава XVIII. Валахины

Свой первый визит Николенька наносит Валахиным. Он с трепетом ожидает появления Сонечки, поскольку в нем « оставалось еще живое и трогательное воспоминание прошедшей детской любви ». Николай знает, что пару лет назад « Сонечке изрезали лицо стеклами кареты », которая перевернулась во время движения. Однако при виде девушки младший Иртеньев не замечает никаких шрамов – он видит перед собой все ту же милую девочку, в которую некогда был так влюблен.

Глава XIX. Корнаковы

Визит к Корнаковым оказался менее приятным для Николая. Во время беседы с княгиней и ее дочерьми юноша узнает, что Корнаковы и Иртеньевы являются единственными законными наследниками богатого князя Ивана Ивановича.

Глава XX. Ивины

У Ивиных Николенька чувствует себя крайне некомфортно. При встрече генеральский сын проявляет учтивость, но вместе с тем дает понять, что совсем не рад приезду Николеньки. В результате Иртеньев начинает « приходить в раздраженное состояние духа ». Княгиня ставит Николеньку в неловкое положение своими неожиданными слезами, а князь ведет себя с ним холодно и надменно.

Глава XXI. Князь Иван Иваныч

Свой последний визит Николай наносит князю. В детстве он называл « Ивана Иваныча дедушкой », но новость, что он является одним из его наследников, заставляет Николеньку чувствовать себя неуютно в компании доброжелательного старика.

Глава XXII. Задушевный разговор с моим другом

Николенька едет с Дмитрием на дачу к Нехлюдовым. По дороге друзья разговаривают по душам, и Дмитрий признается в своей любви к приживалке Любови Сергеевне.

Глава XXIII. Нехлюдовы

На даче Николенька знакомится с матерью и сестрой Дмитрия. Он удивляется, как его друг мог влюбиться в старую деву Любовь Сергеевну, которая « была очень нехороша собой: рыжа, худа, невелика ростом, немного кривобока ».

Глава XXIV. Любовь

Также у Нехлюдовых Николай знакомится с родной тетей Дмитрия Софьей Ивановной – удивительно доброй и любящей женщиной.

Глава XXV. Я ознакомливаюсь

Николенька замечает, что в семействе Нехлюдовых больной темой является чувство Дмитрия к приживалке. Иртеньев очень доволен поездкой – среди этих людей он чувствует себя совершенно взрослым.

Глава XXVI. Я показываюсь с самой выгодной стороны

Во время прогулки по саду Николенька, желая произвести впечатление, хвастает своим родством с Иваном Ивановичем. Он приукрашивает свои отношения с князем, из-за чего конфузится и краснеет.

Глава XXVII. Дмитрий

Сильная зубная боль меняет настроение Дмитрия в худшую сторону. Поначалу он сорвался на горничной, а после « из всех сил несколько раз ударил по голове кулаком » мальчика-слугу. Заметив, что Николай стал свидетелем его жестокости, Дмитрию стало совестно.

Глава XXVIII. В деревне

Николенька и Володя присоединяются к своей семье в деревне. Николай периодически вспоминает о своей любви к Соне, но вскоре деревенская жизнь увлекает его. Он замечает, что отец кажется необычайно веселым в последнее время.

Глава XXIX. Отношения между нами и девочками

Николенька « совершенно невольно в взгляде на девочек » подражает старшему брату, и относится к сестре и Кате несколько презрительно. Между тем, братья еще больше сближаются между собой.

Глава XXX. Мои занятия

Убедившись, что имеет « талант и страсть к музыке », Николенька все лето проводит за уроками игры на фортепиано. Таким образом он хочет очаровывать барышень. Также Николай увлекается чтением французских романов.

Глава XXXI. Сomme il faut

Желая подражать героям романов, Николенька стремится всегда выглядеть безупречно. Особый упор он делает на состоянии своих ногтей.

Глава XXXII. Юность

В это лето Николенька остро ощущает, что он « юн, невинен, свободен и поэтому почти счастлив ». Он наслаждается летом, любуется природой и занимается тем, к чему тянется душа.

Глава XXXIII. Соседи

Николенька с удивлением замечает, что отец переменился в своем отношении к соседям Епифановым, с которыми у него была давняя « тяжба за какую-то землю ». Отец часто ездит к соседям и называет их « славными людьми ».

Глава XXXIV. Женитьба отца

Во второй раз отец Николая собирается жениться в возрасте 48 лет. Его избранницей становится Авдотья Васильевна Епифанова – молодая и красивая женщина.

Глава XXXV. Как мы приняли это известие

Женитьба отца становится главным предметом обсуждений в семье Иртеньевых. Володя настроен крайне негативно по отношению к будущей мачехе, и признается, что причиной женитьбы является некая « темная история ».

Глава XXXVI. Университет

В университете начинаются занятия, и Володя с Николаем вынуждены пропустить свадьбу отца и Авдотьи. В университете Николенька не может быстро и легко примкнуть « ни к какой компании и, чувствуя себя одиноким и неспособным к сближению », начинает вести себя надменно с однокурсниками.

Глава XXXVII. Сердечные дела

Николенька часто влюбляется « в незнакомых и особенно замужних женщин ». Однако все его сердечные увлечения весьма мимолетны.

Глава XXXVIII. Свет

« Светские удовольствия » разочаровывают Николеньку. Оказавшись на долгожданном приеме у Корнаковых, юноша робеет и принимается вести себя крайне неестественно и нести всякий вздор. Он выглядит настолько глупо, что его избегает даже Володя.

Глава XXXIX. Кутеж

Зимой Николаю доводится участвовать в кутеже, и он выносит « из него не совсем приятное чувство». Он долго готовился к предстоящему событию, но на деле оно оказалось не таким веселым, как ожидал юный Иртеньев. Он несказанно удивлен тем, что на следующий день участники кутежа расхваливали его на все лады.

Глава XL. Дружба с Нехлюдовыми

Николай становится частым гостем в доме у Нехлюдовых. Ему нравится бывать в этой семье, и вскоре он сближается с сестрой Дмитрия – Варей.

Глава XLI. Дружба с Нехлюдовым

И если дружба Николая с Нехлюдовыми укрепляется, то отношения с самим Дмитрием в ту пору висели « только на волоске ». Николенька перестает понимать поступки своего друга, он находит в нем множество недостатков, и однажды между приятелями разгорается ссора.

Глава XLII. Мачеха

В Москву приезжает отец с мачехой, которую Николенька не любит и не уважает. Особенно сильно его раздражает в Авдотье двуличие: при гостях она неизменно « молодая, здоровая и холодная красавица », а в обычной жизни – это « тоскующая женщина, неряшливая и скучающая ».

Глава XLIII. Новые товарищи

Николай готовится к предстоящим экзаменам. Она знакомится с бедными, но чрезвычайно умными и интересными студентами, которые превосходят его во всем, кроме принадлежности к аристократии.

Глава XLIV. Зухин и Семенов

Среди знакомых Николеньки особенно выделяются два студента – Семенов и Зухин. Последний « был необычайно умен » и пользовался большим уважением среди преподавателей, в то время как Семенов был страстным любителем кутежей. В итоге о страшно задолжал и был вынужден бросить университет и пойти в солдаты.

Глава XLV. Я проваливаюсь

Николенька с треском проваливает экзамен по математике, и его не переводят на следующий курс. Закрывшись в комнате, он три дня горько плачет, сожалея о том, что не придерживался собственных «Правил жизни». Николай дает обет « не делать ничего дурного », трудиться и не изменять собственным принципам.

Заключение

В своем рассказе Толстой удивительно тонко описывает психологию взросления главного героя, вступающего во «взрослую» жизнь. Он мастерски описывает переживания, сомнения и надежды юноши, который еще вчера был мальчиком.

После ознакомления с кратким пересказом «Юность» рекомендуем прочесть произведение Толстого в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 359.

Поделиться