Новиков маршал авиации. Маршал Новиков: краткая биография. Сталинградская битва и другие сражения

Алекса́ндр Алекса́ндрович Но́виков (19 ноября , дер. Крюково Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) - 3 декабря , Москва) - советский военачальник , командующий Военно-Воздушными Силами РККА (1942-1946). Главный маршал авиации (21 февраля ). Дважды Герой Советского Союза ( , ).

Начало службы

Великая Отечественная война

Арест и заключение

Реабилитирован при участии А. А. Чепцова и восстановлен в звании в 1953 году .

После освобождения

  • .
Предшественник:
Жигарев, Павел Фёдорович
Главнокомандующие ВВС СССР и России

-
Преемник:
Вершинин, Константин Андреевич

Отрывок, характеризующий Новиков, Александр Александрович (маршал)

Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.
– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Новиков, Александр. Новиков, Александр Александрович (маршал) (1900 1976) советский военачальник, Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза. Новиков, Александр Александрович… … Википедия

    Александр Александрович Новиков 19 ноября 1900 3 декабря 1976 Александр Александрович Новиков Принадлежность СССР Род войск ВВС … Википедия

    Новиков Александр Александрович Энциклопедия «Авиация»

    Новиков Александр Александрович - А. А. Новиков Новиков Александр Александрович (1900—1976) — советский военачальник, Главный маршал авиации (1944), профессор (1958), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1919. Окончил курсы «Выстрел» (1922),… … Энциклопедия «Авиация»

    НОВИКОВ Александр Александрович - (1900 76) главный маршал авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1945), профессор. В Великую Отечественную войну командующий ВВС ряда фронтов, в 1942 46 командующий ВВС Красной Армии. В 1953 55 командующий Дальней авиацией … Большой Энциклопедический словарь

    Новиков Александр Александрович - [р. 6(19).11.1900, дер. Крюково, ныне Нерехтского района Костромской области], советский военный деятель, Главный маршал авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (17.4.1945 и 8.9.1945). профессор (1958). Член КПСС с 1920. В Красной Армии с… … Большая советская энциклопедия

    Новиков Александр Александрович - (1900 1976) советский военачальник, Главный маршал авиации (1944), профессор (1958), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1919. Окончил курсы «Выстрел» (1922), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1930). Участник… … Энциклопедия техники

    Новиков Александр Александрович - (1900 1976), военачальник, Главный маршал авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1945), профессор (1958). Член Коммунистической партии с 1920. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе (1930). Участник Гражданской войны. С 1938… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Новиков Александр Александрович - (1900 1976), Главный маршал авиации (1944), Герой Советского Союза (1945 дважды), профессор. В Великую Отечественную войну командующий ВВС ряда фронтов, в 1942 46 командующий ВВС Красной Армии. В 1946 53 необоснованно репрессирован. В 1953 55… … Энциклопедический словарь

    Новиков, Александр Александрович - (19.11.1900 03.12.1976) советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации (1943, первый в таком звании). В авиации с 1933 года. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Был командующим ВВС Северного, затем… … Большая биографическая энциклопедия



Н овиков Александр Александрович - командующий Военно-воздушными силами Красной Армии, главный маршал авиации.

Родился 6 (19) ноября 1900 года в деревне Крюково ныне Нерехтского района Костромской области в крестьянской семье. Русский. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу в селе Седельницы (Комсомольский район Ивановской области), в 1918 году - Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. Работал учителем в селе Пешево, рядом с родной деревней.

В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Службу проходил в 27-м Приволжском пехотном полку. В июне 1920 года воевал в составе 384-го стрелкового полка 43-й стрелковой дивизии 7-й армии протии финских войск. В 1920 году окончил Нижегородские пехотные курсы. Член ВКП(б)/КПСС с 1920 года. В 1921 году участвовал в подавлении Кронштадского мятежа в составе 128-й бригады.

С августа 1922 по 1924 год служил в Отдельной Кавказской армии в Закавказье. В 1922 году окончил Высшую тактико-стрелковую школу командного состава РККА имени 3-го Коминтерна (впоследствии - курсы «Выстрел»). С 1922 года – командир стрелкового взвода и помощник командира роты 14-х командных курсов (Батуми). С февраля 1923 года - командир роты и командир батальона на военно-политических курсах Отдельной Кавказской армии (Тбилиси). Участвовал в подавлении меньшевистских восстаний в Грузии в 1922 и в 1924 годах.

В 1930 году окончил Военную академию РККА имени М.В.Фрунзе. С 1930 года – в штабе 11-го стрелкового корпуса Белорусского военного округа: начальник оперативного отдела.

В Военно-воздушных силах с марта 1933 года. Самостоятельно научился летать, освоил профессию лётчика-наблюдателя. В 1933-1935 годах – начальник штаба 450-й авиабригады (Смоленск), с октября 1935 года – командир 42-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи (Смоленск). В 1937 году был уволен из РККА по ложному предлогу, но вскоре восстановлен в прежней должности. С апреля 1938 по 1939 год – начальник штаба ВВС Ленинградского военного округа.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов: начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта. С 1940 по июнь 1941 года – командующий ВВС Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В июне-августе 1941 года – командующий ВВС Северного фронта, с 23 августа 1941 по 2 февраля 1942 года – командующий ВВС Ленинградского фронта. Участник боёв за Ленинград.

Первый заместитель командующего ВВС Красной Армии (2.02.1942-11.04.1942). С 11 апреля 1942 по 22 апреля 1946 года - командующий Военно-воздушными силами Красной Армии, одновременно с 26 апреля 1942 по 20 мая 1943 года – заместитель наркома обороны СССР по авиации.

В годы войны проявил себя вдумчивым и инициативным авиационным военачальником. Под его руководством ВВС фронтов преобразованы в воздушные армии, реорганизован центральный аппарат ВВС, созданы авиационные корпуса и авиационные дивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Являлся представителем Ставки Верховного Главнокомандования. Организатор воздушной блокады, окружения группировки войск противника под Сталинградом, координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битвах под Сталинградом, на Курской Дуге, организатор уничтожения авиации противника в воздушном сражении на Кубани (весна 1943), участник операций по освобождению Северного Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши, штурма Кёнигсберга (Калининград), Берлинской операции. Участник войны с Японией. Был инициатором перехода советской авиации на более совершенные типы самолётов, создания однотипных авиационных дивизий (бомбардировочных, штурмовых, истребительных), формирования воздушных армий и авиационных корпусов.

«З а образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 года главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

«З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами, дающими право на получение звания Героя Советского Союза» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года главный маршал авиации Новиков Александр Александрович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны был репрессирован по сфабрикованному "авиационному делу". 22 апреля 1946 года был снят с должности командующего ВВС и арестован. Обвинялся в сознательном выпуске недоброкачественных самолётов, повлекших гибель лётчиков и техники, под избиениями признал себя виновным. Военной коллегией Верховного суда СССР был 11 мая 1946 года осужден на 5 лет лишения свободы по статье 193-17 п."а" УК РСФСР. Вместе с ним были осуждены в тюремному заключению Народный комиссар авиационной промышленности СССР генерал-полковник А.И. Шахурин, генерал-полковники авиации Н.С. Шиманов и А.К. Репин, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы Н.П. Селезнёв, заведующие отделами ЦК ВКП(б) А.В. Будников и Г.М. Григорьян. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 года А.А.Новиков лишён воинского звания, звания Героя Советского Союза и государственных наград.

Освобождён из заключения 12 февраля 1952 года. 29 мая 1953 года решением Военной коллегии дело прекращено за отсутствием состава преступления и судимость снята. 12 июня 1953 года Президиум ЦК КПСС вынес решение о реабилитации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 года А.А.Новикову возвращены воинское звание, звания Героя Советского Союза и все государственные награды.

В 1953 - марте 1955 года – командующий Дальней авиацией и одновременно в 1954-1955 годах – заместитель главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. С января 1956 года – в запасе с правом ношения военной формы. С 6 августа 1956 года – начальник Высшего авиационного училища Гражданского Флота. Профессор (1958).

Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией» (1970), учебные пособия и работы по истории советской авиации (статьи «Советская авиация в боях за Кёнигсберг», «Советские лётчики в боях за Родину», «На дальних юго-западных подступах к Ленинграду», «На Карельском перешейке», «»В битве за Берлин» и другие).

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 годах).

Полковник (28.03.1936);
генерал-майор авиации (4.06.1940);
генерал-лейтенант авиации (29.10.1941);
генерал-полковник авиации (18.01.1943);
маршал авиации (17.03.1943, первый в СССР);
главный маршал авиации (21.02.1944, первый в СССР).

Награждён 3 орденами Ленина (1940, 02.1945, 17.04.1945), 3 орденами Красного Знамени (22.10.1941, 1944, 1953), 3 орденами Суворова 1-й степени (28.01.1943, 1.06.1944, 19.08.1944), орденами Кутузова 1-й степени (29.07.1944), Трудового Красного Знамени (1961), 2 орденами Красной Звезды (1967, 1968), Почётным оружием (22.02.1968), медалями СССР («В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «Ветеран Вооружённых Сил СССР», «XX лет РККА», «30 лет Советской Армии и Флота», «40 лет Вооружённых Сил СССР», «50 лет Вооружённых Сил СССР», «В память 250-летия Ленинграда»); иностранными наградами - орденом Почётного Легиона степени великого офицера (Франция), орденом «Легион Почёта» степени главнокомандующего (США), орденом Боевого Красного Знамени (Монголия).

Почётный гражданин города Кострома.

Бронзовый бюст Героя установлен в Костроме, мемориальные доски – в Москве, Костроме. Его имя присвоено Государственному среднему специальному образовательному учреждению «Авиационно-транспортный колледж Гражданской авиации» (Санкт-Петербург). Имя носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и Калининграде. Имя главного маршала авиации А.А. Новикова носило Балашовское высшее авиационное училище лётчиков (14.05.1977-1.09.2002).

Ш ел третий день войны. Сдерживая натиск гитлеровцев, Красная Армия вела ожесточенные бои. Фашистская авиация уже нанесла ряд бомбовых ударов по советским городам Риге, Каунасу, Минску, Смоленску, Киеву. Ленинградские летчики вели воздушные бои на дальних подступах к городу на Неве. А в штабе ВВС Северного фронта под руководством генерала А.А. Новикова заканчивалась разработка операции, утвержденной Ставкой Верховного Главнокомандования: более 500 самолетов готовились нанести удар по вражеским аэродромам на всем фронте - от Выборга до Мурманска.

Такого еще не знала история наших Военно-Воздушных Сил. Предстояло в считанные часы скоординировать действия сухопутных и морских летчиков, находившихся в подчинении командующих трех общевойсковых армий, двух флотов и фронтового командования. 25 июня 1941 года воздушная армада из 263 советских бомбардировщиков и 224 истребителей и штурмовиков нанесла внезапный удар по 19 аэродромам врага. За несколько часов в воздушных боях и на земле противник потерял 41 самолет. Операция продолжалась в течение шести суток. Количество аэродромов, по которым наносился удар, увеличили до 39. Увеличились и потери фашистов. Враг был вынужден оттянуть свою авиацию за пределы радиуса действия советских истребителей. Так с первых дней сражений массированные удары по аэродромам врага стали одним из основных средств борьбы за господство в воздухе.

Обстановка под Ленинградом осложнялась. Вначале июля нависла угроза над Псковом. Командующий военно-воздушными силами Северного фронта генерал А.А. Новиков предложил К.Е. Ворошилову, руководившему в те дни Северо-Западным направлением, сосредоточить основные силы авиации для поддержки наземных войск соседнего Северо-Западного фронта и временно отказаться от самостоятельных действий авиационных частей в Карелии. К.Е. Ворошилов и А.А. Жданов одобрили инициативу А.А. Новикова. Но массированному использованию авиации, как и организации ударов по аэродромам, сильно мешало ведомственное разделение авиационных соединений. На согласование больших и малых вопросов уходило слишком много драгоценного времени.

Для облегчения руководства боевыми действиями войск и авиации 23 августа Северный фронт был разделен на два фронта: Ленинградский и Карельский. По предложению К.Е. Ворошилова, А.А. Жданова и А.А. Новикова вся авиация, входившая в Ленинградский фронт, была подчинена единому командованию.

Первые, наиболее трудные месяцы войны. Какие только задачи не приходилось решать генералу Новикову в то сложное время! Организация борьбы за господство в воздухе, взаимодействие с наземными войсками и Военно-Морским флотом, воздушная разведка, ремонт техники, обеспечение боеприпасами... Советуясь со своими заместителями и офицерами штаба, командующий авиацией Ленинградского фронта всегда находил оригинальные решения, неуклонно проводил их в жизнь. Примером тому может служить блестяще проведенная операция по бомбардировке и штурмовке аэродромов, с которой мы начали свой рассказ.

Чтобы подчеркнуть важность того или иного задания, командующий часто выезжал на фронтовые аэродромы, беседовал с летчиками, инженерно-техническим составом, воинами обслуживающих подразделений. Отличительная черта его стиля работы с людьми - товарищеское обращение с подчиненными. И летчики верили своему флагману, любили его, гордились, что он лично ставит боевую задачу. А это в дни, когда приходилось по 6 - 8 раз подниматься в небо, одному вести бой против пяти и более противников, было очень важно.

В середине июля соотношение сил в воздухе в районе Ленинграда было примерно 2: 1 в пользу гитлеровцев. Наши летчики все больше и больше убеждались, что воевать в плотном строю и боевых порядках групп трудно и тактически невыгодно. Требовалось срочно отказаться от звена из трех самолетов и перейти к паре, состоящей из ведущего и ведомого. Этого же требовало и применение новой техники, поступавшей на вооружение авиации. Генерал Новиков, изучая боевой опыт, пожалуй, одним из первых по достоинству оценил и поддержал это новшество.

Забегая вперед, скажем, что пара самолетов как основа боевого порядка истребителей прижилась не сразу. Но за ней уже в те дни угадывались пути развития тактики. Это понимали летчики и других фронтов. Они тоже вели настойчивый поиск. Постепенно из пар стали создаваться боевые группы из четырех, шести и более самолетов. При необходимости пары и группы эшелонировались по высоте. Воздушный бой стал стремительным, динамичным, результативным. Однако внедрено новшество в боевую практику всех ВВС было значительно позже. Лишь на исходе второго года войны пара была принята как основа боевого порядка не только в истребительной, но и в штурмовой авиации.

С особой полнотой полководческий талант А.А. Новикова раскрылся на посту командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, на который генерал А.А. Новиков был назначен весной 1942 года. Ряд новинок, которые были в свое время испытаны в небе Ленинграда и оправдали себя в практике боевых действий, постепенно стали внедряться на других фронтах.

Прежде всего, очевидно, следует подчеркнуть вклад А.А. Новикова в коренную перестройку организационной структуры Военно-Воздушных Сил. Создание воздушных армий, которые, как правило, стали входить в состав фронта самостоятельной единицей, позволило исправить ошибку мирного, времени и значительно расширило возможности массированного применения авиации.

Повышению боевой эффективности Военно-Воздушных Сил способствовало также создание однородных - истребительных, штурмовых и бомбардировочных - авиадивизий, резервных авиакорпусов. В результате этих преобразований у Красной Армии оказалась мобильная ударная сила небывалой мощности, которой можно было маневрировать от Белого до Черного моря и оказывать существенное влияние на стратегическую обстановку целого направления.

В поездках на фронт в качестве представителя Ставки у А.А. Новикова проявились незаурядные способности военачальника глубоко и всесторонне анализирующего обстановку, умеющего предвидеть ход событий, наиболее рационально, с перспективой использовать имеющиеся силы и средства. Решая стратегические и оперативные задачи, командующий ВВС ни на минуту не забывал о совершенствовании тактики.

Взять, к примеру, полеты зимой. До 1942 года в истребительной авиации использовались лыжные шасси, которые обеспечивали безопасность взлета и посадки при снежном покрове без существенных затрат на подготовку аэродрома. Но в воздухе лыжи - помеха. Они уменьшали скорость полета, ухудшали маневренность боевой машины. "А что, если и зимой летать на колесах?" - подумал Новиков. Посоветовался со специалистами. Те согласились, что лучше затратить усилия на расчистку сугробов и укатку снега, нежели идти на ухудшение тактико-технических данных истребителей. С разрешения Ставки провели эксперимент в боевых условиях. Он оправдал самые смелые надежды. С весны сорок второго истребители летали только с колесными шасси и сохраняли свои маневренные преимущества в течение всего года.

Командующий ВВС постоянно и с большой тщательностью изучал накопленный в войсках боевой опыт, обращая особое внимание на эффективность использования оружия и техники, боевые возможности групп самолетов различного состава, тактические новинки. Поэтому его указания офицерам и генералам отличались конкретностью, ясностью мысли, всесторонним знанием боевых возможностей каждого авиационного соединения.

Непрерывный рост подготовки авиационных кадров, обогащение их боевым опытом - одно из важных условий достижения победы над врагом. Командующий ВВС учил авиационных командиров и штабных работников глубоко понимать характер и способы ведения боевых действий и умело применять свои знания в конкретной обстановке.

Примечателен в этом отношении случай, который произошел на 1-м Украинском фронте под Тернополем. Окруженная вражеская группировка перекрыла огнем единственное шоссе, по которому шло снабжение наших войск, продвинувшихся на запад.

Такая заноза в нашем тылу, никак не выдернешь её! - сердито сказал на совещании командующий фронтом.

А.А. Новиков, координировавший в те дни боевые действия нескольких воздушных армий в боях за Правобережную Украину, принял весьма рискованное, но, пожалуй, единственно правильное в сложившейся обстановке решение: удар по окруженной группировке врага нанести днем силами двух дивизий легких ночных бомбардировщиков У-2. Дело в том, что бомбить надо было очень точно - рядом свои войска! Но прорвись к полю боя несколько пар вражеских истребителей - беззащитным и хрупким У-2 несдобровать бы. Все решило мощное истребительное прикрытие. Экипажи легкокрылых ночников отлично сработали и днем. Едва отбомбился последний из них, гитлеровцы выбросили белый флаг.

П ри подготовке каждой новой операции генерал, а с 17 марта 1943 года маршал авиации А.А. Новиков и его ближайшие помощники члены Военного совета Военно-Воздушных Сил Н.С. Шиманов, Г.А. Ворожейкин, С.А. Худяков, Ф.Я. Фалалеев, А.Н. Никитин и другие стремились внести в боевое применение авиации что-нибудь новое, основанное на опыте. Как тут не вспомнить о сопровождении штурмовиками танков и пехоты. Ростки этого тактического приема родились еще на Карельском перешейке. Потом окрепли на Ленинградском фронте в сорок первом. И окончательно, теперь уже как форма боевого использования штурмовой авиации, утвердились в августе сорок второго на Западном фронте.

И потому совершенно естественным было предложение А.А. Новикова основную ставку в Сталинградской битве сделать не на бомбардировщиков, а на штурмовиков, тогда как главным средством борьбы за господство в воздухе оставались истребители. Это выгодно было и авиационной промышленности: штурмовики в производстве дешевле бомбардировщиков, а в то время каждая боевая машина была на вес золота. Практика боев подтвердила дальновидность командующего ВВС. Несмотря на непогоду, "илы" взлетали почти каждый день. Сопровождая танки и пехоту, они огнем мощного бортового оружия - реактивными снарядами, бомбами и пулеметами - крушили вражескую оборону на переднем крае и в тактической зоне, при необходимости вели воздушные бои с истребителями и бомбардировщиками врага, выполняли задачи воздушных разведчиков.

Оправдало себя в битве на Волге и другое новшество, предложенное командованием ВВС: управление воздушными боями с земли по радио. Кстати сказать, очень скоро связь по радио в Военно-Воздушных Силах была внедрена повсеместно, а к концу сорок четвертого года, согласно приказу командующего, ни один экипаж самолета не имел права подняться в небо без устойчивой радиосвязи.

Мощь советской авиации росла изо дня в день. К весне 1943 года, когда в небе Кубани разгорелось знаменитое воздушное сражение, Наша авиация по качеству техники и количеству боевых единиц уже не уступала гитлеровской, а кое в чем и превосходила ее. Ощутимо выросло боевое мастерство летчиков, искусство авиационных командиров и штабов. Во время воздушных боев на Кубани командующий ВВС лично ознакомился с боевыми действиями лётчиков 4-й и 5-й воздушных армий. Однако в первый же день было отмечено, что наши летчики поднимались в воздух чаще фашистских, а господства в воздухе советская авиация, по существу, не имела. Немедленно были внесены соответствующие коррективы в организацию боевых действий авиации и ее тактику: бомбардировщики стали действовать массированно, большими группами, делать по нескольку заходов на цель; штурмовики увеличили время нахождения над территорией, занятой врагом; истребители основную часть своих действий перенесли за линию фронта. На Кубани советские летчики выиграли одну из крупнейших воздушных битв.

Между тем в Ставке Верховного Главнокомандования шла усиленная подготовка к битве на Курской дуге. К тому времени авиация непосредственного сопровождения наземных войск заметно усилилась. Достаточно сказать, что в разгар летних боев на фронт ежемесячно поступало более тысячи "илов". Выросло и искусство взаимодействия авиации с наземными войсками. Об этом красноречиво говорит хотя бы такой факт. Господство в воздухе, завоеванное истребителями в первые дни операции, позволило советским штурмовикам вместе с танкистами 7 июля в считанные часы разгромить сильную танковую группировку врага в районе железнодорожной станции Поныри.

Александр Александрович замолчал, чему-то улыбнулся.

И все-таки приказ Сталина был выполню, - продолжил он, - 15 февраля штурмовики, вооруженные кумулятивными бомбами - на борту каждого но двести пятьдесят полуторакилограммовых бомб - нанесли несколько массированных ударов по наступавшим танкам гитлеровцев и остановили их. Авиаторы хорошо решили свою задачу. Многие были награждены, а мне 21 февраля присвоено звание Главного маршала авиации...

В есть о присвоении высшего воинского звания в авиации застала А.А. Новикова на 1-м Украинском фронте. Здесь он почти до середины мая координировал действия нескольких воздушных армий, а в начале июня направился в Ленинград в качестве представителя Ставки для проверки готовности авиации фронта и Краснознаменного Балтийского флота к предстоящим боям на Карельском перешейке. Главный маршал авиации А.А. Новиков координировал боевые действия авиаторов фактически до конца операции.

Любопытная деталь. Полет из Москвы в Ленинград командующий ВВС выполнил не на борту пассажирского самолета, а в кабине учебного истребителя ЯК-7. Главному маршалу хотелось лично убедиться в обоснованности жалоб летчиков на грубую отделку ларингафонов и наушников шлемофонов, поступивших на вооружение. Так Александр Александрович поступал всегда, когда речь шла об интересах подчиненных, о снабжении летчиков добротным снаряжением.

Приближалось начало белорусской операции "Багратион". К этому времени закончилась коренная перестройка Военно-Воздушных Сил, выросло и улучшилось их оперативное искусство. Авиационная промышленность обеспечила ВВС достаточным количеством боевых самолетов - за полгода их выпущено 16 тысяч. Теперь на всех фронтах советские летчики были хозяевами в небе, они диктовали гитлеровцам свою волю и навязывали им свою тактику. Борьба за господство в воздухе по-прежнему была одной из основных задач советской авиации, одним из основных условий успеха действий сухопутных войск в наступательных операциях.

К участию в белорусской операции привлекалось около 6 тысяч самолетов - пять воздушных армий. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков предложил использовать в ходе сражения всю авиацию дальнего действия. Руководство и координацию действий воздушных армий осуществлял Главный маршал авиации А.А. Новиков вместе с видными авиационными военачальниками С.А. Худяковым, А.Е. Головановым, К.А. Вершининым, С.И. Руденко и другими.

Белорусская операция охватывала огромную территорию - более 1000 километров по фронту и до 600 километров в глубину. И на всех направлениях роль авиации была очень велика. Наступая в условиях лесисто-болотистой местности, где очень мало дорог, артиллерия неизбежно отставала от передовых частей. И тогда для развития успеха недостаток артиллерийского огня могла восполнить только авиация. Летчики, несмотря на плохую погоду, блестяще справились с этой задачей. Враг был сброшен с хорошо укрепленных позиций, а затем в считанные дни окружен и уничтожен. В ходе операции наши наземные войска в тесном взаимодействии с авиацией образовали три больших "котла" - в районе Витебска, Бобруйска и Минска - и в короткий срок разгромили окруженные вражеские группировки.

И снова Главный маршал авиации А.А. Новиков в пути, в гуще фронтовых событий, на направлении главного удара. В коротком очерке невозможно описать ход всех операций, в которых он принимал участие. Но о штурме Кенигсберга, очевидно, напомнить целесообразно. В ней особенно выпукло проявились полководческие качества командующего ВВС.

П режде чем говорить о штурме столицы Восточной Пруссии, хочется рассказать об одном эксперименте, который начался по инициативе А. А. Новикова еще на Курской дуге. Речь идет об использовании дальних бомбардировщиков ИЛ-4 для разрушения оборонительных сооружений при прорыве обороны врага в дневных условиях. Одна дивизия ИЛ-4 под надежным истребительным прикрытием выполняла роль фронтовых бомбардировщиков. Эксперимент удался. Его повторили в июне 1944 года на Карельском перешейке. Снова успех. В ходе Кенигсбергской операции было решено использовать днем уже не одно соединение тяжелых ночных бомбардировщиков, а всю 18-ю воздушную армию" которая была создана на базе авиации дальнего действия.

"7 апрели 1945 года, - пишет в своей книге "В небе Ленинграда" Главный маршал авиации А.А. Новиков, - 516 самолетов ее (18-й воздушной армии, - А. X.) под сильным истребительным прикрытием нанесли мощнейпшй бомбовый удар по вражеским объектам и войскам в Кенигсберге. В результате этого удара командование гарнизона потеряло управление войсками, сопротивление противника резко ослабло и наши штурмовые отряды начали быстро продвигаться вперед".

Однако враг был еще не сломлен. Снова дальние бомбардировщики нанесли мощные удары по немецко-фашистским войскам в цитадели днем. Только за одни сутки, 8 апреля, наша авиация совершила в небе Кенигсберга более 6 тысяч самолето-вылетов. Сильнейшая крепость, в которой находились многочисленный гарнизон и все необходимое для длительного сопротивления, была разгромлена в считанные дни.

К сказанному добавим, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 года Главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Произошло это в разгар Берлинской операции, которая отличалась гигантским размахом действий авиации.

Эта битва была исключительной не только по количеству использованных в ней сил и средств. Она рассматривалась как решающая операция, цель которой - окончательное сокрушение и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии. Четыре воздушные армии под руководством выдающихся авиационных командармов С.И. Руденко, С.А. Красовского, А.Е. Голованова, К.А. Вершинина поддерживали наступавшие наземные войска, боролись за сохранение господства в воздухе, организовывали авиационное наступление. Общее руководство авиацией осуществлял Главный маршал авиации А.А. Новиков.

Что было наиболее характерным в применении Военно-Воздушных Сил на заключительном этапе войны? В совокупности своей это авиационное наступление, то есть сосредоточенно-массированное и непрерывное воздействие на противника с воздуха в течений всего периода сражения и на всю глубину его. Тесное взаимодействие штурмовиков с танкистами при надежном истребительйом прикрытии позволило осуществить небывалое по глубине сопровождение танковых армий 1-го Украинского фронта. А сложный, блестяще проведенный в какие-нибудь 30 минут маневр несколькими корпусами и дивизиями 4-й воздушной армии в полосе наступления армии П.И. Батова? Он заслужил высокую похвалу командования, так как способствовал развитию успеха на главном направлении.

Берлин пал. Гитлеровская Германия капитулировала. Благодарное человечество будет вечно помнить, что именно на советско-германском фронте разгромлены основные силы фашистского рейха и его пособников - 607 дивизий, три четверти всей авиации, большая часть артиллерии и танков. Вместе с воинами армии и флота мужественно громили врага советские летчики, руководимые А.А. Новиковым.

С пустя три месяца после победы над фашистской Германией Советский Союз, вступил в войну с Японией. Дальневосточный театр военных действий по своим географическим и климатическим условиям значительно отличался от европейского. Горние массивы, пустыни, широкие реки, дикая тайга, а главное, большие расстояния значительно осложняли действия как наземных войск, так и авиации. Еще в период подготовки нacтуплeния Главный маршал авиаций А.А. Новиков, подучивший задание Ставки координировать взаимодействие воздушных армий, предусмотрел наряду с массированным применением истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широкое использование военно-транспортной авиации. Эта новинка оправдала себя сразу же. Так, для обеспечения передовых отрядов и 6-й танковой армии, глубоко вклинившейся в южную и центральную часть Маньчжурии, летчики транспортной авиации совершили 1755 самолето-вылетов и перевезли около 200 тысяч тонн горючего, боеприпасов и продовольствия.

Осуществить это было далеко не просто. Дело в том, что только одна 12-я воздушная армия имела две транспортные авиадивизии. В остальных пришлось мобилизовать транспортные самолеты, входившие в эскадрильи связи и обслуживавшие штабы соединений. Посоветовавшись с командующими, А.А. Новиков решил для снабжения наступавших войск привлечь самолеты У-2 с подвесными контейнерами.

Мал золотник, да дорог, - говорил в те дни Главный маршал авиации, отдавая дань уважения уникальной машине, которая была и легким бомбардировщиком, и связным самолетом, и транспортным средством.

Господство в воздухе на всех фронтах Дальневосточного театра военных действий наши летчики завоевали в первый же день войны с Японией.

Для разрушения долговременных сооружений и огневых точек укрепленных районов было решено и днем использовать самолеты ИЛ-4. Так, 15 августа 108 ночных бомбардировщиков бомбами крупного калибра нанесли удар по дунлинскому укрепленному району. Результат удара оказался достаточно высоким: прямыми попаданиями были уничтожены четыре дота, два дзота, склад боеприпасов, наблюдательный пункт и много солдат и офицеров врага.

Наступление продолжалось.

Главный маршал внимательно следил за ходом боевых действий. Вместе со штабом он производил перегруппировки авиационных полков и дивизий, помогая командующим фронтами наиболее эффективно использовать авиацию.

На заключительном этапе операции широко применялись воздушные десанты. С 15 по 27 августа они были высажены в Маньчжурии, Северной Корее, на Сахалине и острове Итуруп с целью как можно быстрее овладеть стратегическими пунктами и военными объектами в глубоком вражеском тылу, чтобы обеспечить разоружение японских гарнизонов и не допустить уничтожения материальных ценностей. Особенность многих десантов состояла в том, что их высадка проводилась без предварительного боевого обеспечения. Но в состав группы для сопровождения военно-транспортных самолетов, прикрытия их на маршруте и подавления огневых средств ПВО в районе высадки включалась боевая авиация. Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии окончательно дезорганизовал управление войсками и резервами противника. 19 августа японцы начали повсеместно складывать оружие и сдаваться в плен. 2 сентября 1945 года правительство Японии подписало акт о безоговорочной капитуляции.

Большой вклад в разгром Квантунской армии внесла советская авиация. Она являлась мощным и наиболее маневренным средством вооруженной борьбы, оказавшим существенное влияние на исход войны. За умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года А.А. Новиков был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

В архиве Александра Александровича хранится любопытный документ - письмо президента Франклина Рузвельта, которое было получено вместе с высшим командорским орденом США. "Маршал Новиков, - говорится в письме, - проявил выдающиеся способности, усердие и проницательность в деле руководства успешными воздушными операциями Красной Армии. Его гибкий подход к решению сложных вопросов в соединении с редкими качествами руководителя и большим умением использования воздушных сил дали ему возможность внести выдающийся вклад в дело союзников".

И мя Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова по праву стоит в ряду имен выдающихся полководцев. Под его руководством советские летчики ударами с воздуха сокрушали военную машину третьего рейха, вместе со всеми воинами армии и флота самоотверженно сражались в воздушных боях за честь, свободу и независимость нашей Родины.

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Новиков, Александр. Новиков, Александр Александрович (маршал) (1900 1976) советский военачальник, Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза. Новиков, Александр Александрович… … Википедия

    Александр Александрович Новиков 19 ноября 1900 3 декабря 1976 Александр Александрович Новиков Принадлежность СССР Род войск ВВС … Википедия

    Новиков Александр Александрович Энциклопедия «Авиация»

    Новиков Александр Александрович - А. А. Новиков Новиков Александр Александрович (1900—1976) — советский военачальник, Главный маршал авиации (1944), профессор (1958), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1919. Окончил курсы «Выстрел» (1922),… … Энциклопедия «Авиация»

    НОВИКОВ Александр Александрович - (1900 76) главный маршал авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1945), профессор. В Великую Отечественную войну командующий ВВС ряда фронтов, в 1942 46 командующий ВВС Красной Армии. В 1953 55 командующий Дальней авиацией … Большой Энциклопедический словарь

    Новиков Александр Александрович - [р. 6(19).11.1900, дер. Крюково, ныне Нерехтского района Костромской области], советский военный деятель, Главный маршал авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (17.4.1945 и 8.9.1945). профессор (1958). Член КПСС с 1920. В Красной Армии с… … Большая советская энциклопедия

    Новиков Александр Александрович - (1900 1976) советский военачальник, Главный маршал авиации (1944), профессор (1958), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1919. Окончил курсы «Выстрел» (1922), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1930). Участник… … Энциклопедия техники

    Новиков Александр Александрович - (1900 1976), военачальник, Главный маршал авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1945), профессор (1958). Член Коммунистической партии с 1920. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе (1930). Участник Гражданской войны. С 1938… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Новиков Александр Александрович - (1900 1976), Главный маршал авиации (1944), Герой Советского Союза (1945 дважды), профессор. В Великую Отечественную войну командующий ВВС ряда фронтов, в 1942 46 командующий ВВС Красной Армии. В 1946 53 необоснованно репрессирован. В 1953 55… … Энциклопедический словарь

    Новиков, Александр Александрович - (19.11.1900 03.12.1976) советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации (1943, первый в таком звании). В авиации с 1933 года. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Был командующим ВВС Северного, затем… … Большая биографическая энциклопедия

Новиков Александр Александрович - командующий Военно-воздушными силами Красной армии, главный маршал авиации. В годы Великой Отечественной войны он умело и творчески использовал основные положения советской военной науки и военного искусства для строительства и развития Военно-воздушных сил, их оперативно-стратегического и стратегического применения.

А.А. Новиков родился 6 (19) ноября 1900 г. в деревне Крюково Блазновской волости Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) в бедной крестьянской семье.


Его отец, Александр Иванович Новиков, - унтер-офицер, георгиевский кавалер, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Мать, Екатерина Ивановна, помимо Александра воспитывала еще троих детей. Отец хотел видеть своего старшего сына учёным человеком. Александр окончил начальную и второклассную школы и в 1915 г. выдержал конкурсные экзамены в Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. По завершении обучения в семинарии в мае 1918 г. он стал заведующим внешкольного центра Нерехтского уезда, в который входило шесть волостей. Работа оказалась трудной. Транспорта не было, приходилось ходить пешком. Александр создавал сельские библиотеки, организовывал кружки художественной самодеятельности, сортировал литературу, изъятую из помещичьих библиотек. Однако он не оставлял надежды получить высшее образование и подал заявление в Ивановский политехнический институт на агрономический факультет. Но учёба его длилась недолго: время было голодное, и Александру пришлось вернуться в родную деревню.

В июле 1918 г. отца будущего маршала авиации призвали в Красную армию, и Александр остался единственным кормильцем в семье. Он вновь стал учителем, а затем заведующим Пешевской школы, располагавшейся в полутора верстах от родной деревни. Учительствуя, он помогал матери по хозяйству и в воспитании младших сестёр и брата. Жилось им трудно. Вся месячная зарплата А. Новикова составляла пуд ржаной муки, но это был важный источник существования всей семьи.

Осенью 1919 г. и самого Александра призвали на службу в Красную армию, направив его в 27-й Приволжский запасной пехотный полк, который дислоцировался в Нижнем Новгороде. Полк располагался в Тобольских казармах. Не хватало дров, спать приходилось не раздеваясь. Скудным было и питание. Но молодые бойцы не унывали, упорно овладевали азами военного дела, жили в ожидании радостных сообщений с фронта. В начале декабря 1919 г. Новикова как грамотного и развитого красноармейца из запасного полка отправили на пехотные командные курсы, которые находились здесь же, в Нижнем Новгороде. Учась на курсах, Александр организовывал коллективные читки газет, делал сообщения о событиях на фронтах, помогал товарищам с низким уровнем образования. В мае 1920 г. он вступил в ряды РКП(б).



После окончания Нижегородских пехотных курсов комсостава в июне 1920 г. А.А. Новиков был назначен командиром взвода, а затем помощником командира роты 22-го пехотного запасного полка. В июле того же года его переводят помощником командира роты в 33-й стрелковый полк (г. Петрозаводск), в составе которого он участвует в боях с белофинами. В августе 1920 г. Новиков становится заведующим (начальником) разведки 384-го стрелкового полка 43-й стрелковой дивизии. В феврале 1921 г. Александра Александровича назначают адъютантом в продовольственный транспорт 127-й бригады, а уже в марте переводят в Петроград к начальнику штаба 128-й стрелковой бригады, в составе которой он участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, осуществляя контроль за войсковой разведкой в полосе наступления со стороны Лисьего Носа. После окончания боёв Новиков был оставлен при штабе 128-й бригады помощником заведующего разведкой. Но мысли об учёбе, об овладении новыми знаниями никогда не покидали молодого командира.


Высшая тактическо-стрелковая школа командного состава РККА имени III Коминтерна. Второй справа в первом ряду А.А. Новиков. 1922 г.

В октябре 1921 г. Александр Новиков становится слушателем Высшей тактическо-стрелковой школы командного состава РККА имени III Коминтерна (впоследствии - курсы «Выстрел»). Окончив их с отличием, в ноябре 1922 г. он был направлен помощником командира роты на 14-е Батумские пехотно-командные курсы, а через месяц на 4-е Армавирские пехотно-командные курсы на ту же должность. В январе 1923 г. по просьбе начальника штаба Отдельной Кавказской армии Б.И. Кузнецова, знавшего Новикова по нижегородским курсам, его переводят курсовым командиром в Красноармейский университет этой армии в г. Тбилиси, а в марте того же года он становится командиром роты военно-политических курсов Кавказской Краснознаменной армии.



До октября 1927 г. на военно-политических курсах А.А. Новиков прошёл по служебной лестнице от временно исполняющего должность начальника строевой части до командира батальона. За время службы принял участие в боях против банд К. Чолокаева и в подавлении меньшевистского восстания в Грузии. Одновременно А.А. Новиков уделял много времени изучению артиллерии, броневых и военно-воздушных сил и другой новой боевой техники. Особенно его интересовала авиация.



Осенью 1927 г. А.А. Новиков поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе. В академии его интерес к авиации не угас. Александр Александрович внимательно изучил труд А.В. Сергеева «Стратегия и тактика Красного Воздушного Флота», встречался и беседовал с профессором А.Н. Лапчинским - автором труда «Тактика авиации». Это позволило параллельно с основным курсом академии глубоко и всесторонне изучить еще и авиационное дело.

Академию А.А. Новиков окончил по первому разряду и в мае 1930 г. получил назначение в Белорусский военный округ (БВО) в г. Смоленск, где он становится начальником разведки, а с февраля 1931 г. - начальником оперативного отдела штаба 11-го стрелкового корпуса, которым командовал Е.И. Ковтюх. В Смоленске весной 1931 г. Александр Александрович знакомится с новым командующим округом И.П. Уборевичем, который вместе с Е.И. Ковтюхом сыграл огромную роль в дальнейшей судьбе Новикова. Именно Уборевич ввёл в практику стажировку штабных командиров-пехотинцев в качестве лётчиков-наблюдателей, где одним из первых в округе стал А.А. Новиков. Это была его первая ступенька на пути в авиацию.


А.А. Новиков – начальник штаба 450-й авиационной бригады, г. Смоленск.


1933 г. В сентябре 1932 г. после удачно проведённых учений Новикова прикомандировали к штабу ВВС округа. А в марте 1933 г. он назначен начальником штаба 450-й авиационной бригады в Смоленске. Глубокие военные знания, природный ум, умение быстро ориентироваться в сложившейся обстановке помогли ему за короткий срок понять особенности службы в авиации, изучить личный состав подчинённых частей, завоевать авторитет у сослуживцев.

Через пять месяцев после перехода в авиацию А.А. Новикову поручили руководить авиационной группой на большом опытном учении, которое проходило в районе Минска. Эскадрильям предстояло атаковать с бреющего полета колонну танков на марше, произвести бомбометание по боевым порядкам пехоты во втором эшелоне обороны полка, вести воздушный бой.
По результатам учений командующий округом И.П. Уборевич в целом положительно оценил действия авиации и её руководства. Попав в авиацию, Новиков решает научиться летать. За короткое время он осваивает самолёт и уже с сорокового полёта самостоятельно управляет машиной. После этого Александр Александрович стремится перейти на лётную работу.

Осенью 1935 г. А.А. Новикова назначают командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи БВО. Не пропуская ни одной лётной смены, он становится лучшим, наиболее подготовленным в части лётчиком. Примеру своего командира последовали экипажи всей эскадрильи, которая по результатам года вышла в число передовых в округе. За успехи по службе 28 марта 1936 г. Александру Александровичу было присвоено воинское звание полковник. Всё лето эскадрилья под его руководством готовилась к манёврам, проведение которых планировалось осенью 1936 г. Руководил манёврами командарм 1 ранга И.П. Уборевич. На них присутствовали народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов, его первый заместитель М.Н. Тухачевский, начальник Генерального штаба РККА А.Е. Егоров, члены ЦК КП(б) и правительства Белоруссии. Шесть раз поднималась в небо 42-я легкобомбардировочная эскадрилья, и все шесть раз её действия были высоко оценены руководством РККА.

Летом 1937 г., после ареста И.П. Уборевича, А.А. Новикова по ложному обвинению сняли с должности и уволили из Красной армии. Ему объявили строгий выговор с предупреждением и с занесением в учётную карточку. Однако в запасе полковник Новиков пробыл только пять дней. По ходатайству члена Военного совета БВО армейского комиссара 2 ранга А.И. Мезиса, только что назначенного на эту должность, к которому Александр Александрович обратился с жалобой на несправедливость, он был восстановлен в воинском звании и должности. Большего А.И. Мезис сделать не успел, так как сам был арестован. Чуть позже с Новикова сняли и партийное взыскание, поскольку в феврале 1938 г. его эскадрилья заняла первое место в 116-й авиационной бригаде по всем показателям в учебно-боевой подготовке.

В апреле 1938 г. Александр Александрович встретился с бывшим командиром 450-й авиабригады Е.С. Птухиным, который теперь возглавлял ВВС Ленинградского военного округа (ЛВО). После этой встречи Новиков был назначен начальником штаба ВВС округа. С первых дней на его плечи легла тяжёлая ноша. Аэродромы округа размещались на огромной территории. Полным ходом шла техническая реконструкция частей и соединений. ВВС округа получали новые по тому времени самолёты. Нужно было контролировать ход боевой учёбы, готовить войска к войне. На основе боевого опыта, полученного у озера Хасан, приходилось вносить коррективы в оперативную и боевую подготовку войск и штабов, уточнять инструкции по применению авиации и организации взаимодействия с наземными войсками.

Наступила зима 1939 г. 30 ноября начались упорные и кровопролитные бои на Карельском перешейке, в которых приняла участие и авиация ЛВО, преобразованного в Северо-Западный фронт. Начальник штаба ВВС фронта комбриг А.А. Новиков разрабатывал планы нанесения бомбово-штурмовых ударов по переднему краю, узлам сопротивления и коммуникациям противника, лично участвовал в боевых вылетах, внёс ряд ценных тактических предложений по боевому использованию авиации. За участие в боевых действиях на Карельском перешейке А.А. Новиков был награждён орденом Ленина и 4 мая 1940 г. ему присвоили воинское звание комдив (с 4.06.1940 - генерал-майор авиации).


А.А. Новиков –
командующий ВВС
Ленинградского военного
округа. 1941 г.

Летом 1940 г. Новиков некоторое время командовал ВВС 8-й общевойсковой армии (г. Псков), но потом вновь был возвращён на должность начальника штаба ВВС ЛВО. В августе того же года он стал командующим ВВС округа.

Вступление Новикова в новую должность совпало с проведением опытного учения с высадкой воздушного десанта. В ходе учения на самолётах доставлялись орудия, миномёты, автомашины, танки и другая техника. В воздушно-десантной бригаде совершались одиночные и групповые прыжки десантников с полным снаряжением и вооружением с высоты 400, 300 и 200 м.

Начальник ВВС округа вникал во все детали учения, знакомился с боевой техникой десантирования, уточнял варианты загрузки транспортных самолётов различных типов. Всё это было необходимо для организации более тесного взаимодействия авиаторов и десантников. Новиков хорошо видел перспективу использования воздушно-десантных войск и всячески содействовал росту темпов их развития.

В должности командующего ВВС ЛВО и застала А.А. Новикова Великая Отечественная война. С первых дней работы он сосредоточил основное внимание на повышении уровня оперативной и тактической подготовки командного состава и авиационных штабов, их боевой готовности и совершенствовании лётной выучки экипажей. Развитие событий накануне и в первые дни войны потребовало от него принятия срочных и энергичных мер. С началом военных действий по инициативе А.А. Новикова было осуществлено рассредоточение районов базирования авиации и маскировка аэродромов, что позволило снизить до минимума потери самолётов и дать должный отпор противнику. Встретившись с опытным и отлично организованным противником (на севере от Ленинграда действовала финская авиация и 5-й германский воздушный флот, численностью в 900 самолётов), учтя уроки первых дней войны, когда в западных округах на аэродромах внезапным налётом была выведена из строя большая часть авиации, Александр Александрович сразу решил перейти к активным боевым действиям: «Нужно не ждать врага, а первым наносить удары по его силам и, прежде всего, вражеским аэродромам».

Грамотно оценив обстановку и получив согласие Ставки, Новиков начал готовить свою авиацию к нанесению массированных ударов по вражеским аэродромам в Финляндии. Для этой цели было выделено 540 самолётов, находящихся в подчинении ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов. Впервые в советских ВВС к одновременным действиям привлекалось такое количество боевой техники, причём на всем фронте - от Выборга до Мурманска. За шесть суток, с 25 по 30 июня 1941 г., массированным ударам подверглись 39 наиболее важных аэродромов противника, многие железнодорожные узлы, тыловые базы, районы сосредоточения готовящихся к наступлению финских и немецко-фашистских войск. Потери противника составили 130 самолётов (более 20% боевой авиации, развёрнутой на данном операционном направлении), что вынудило фашистское командование оттянуть свою авиацию на дальние тыловые базы и временно прекратить налёты на Ленинград.

В ходе подготовки и проведения воздушных операций А.А. Новиков действовал как подлинный новатор, постоянно изыскивая новые формы и методы управления войсками: внедрил в войска опыт управления по радио лётными экипажами, а также силами и средствами ВВС в интересах двух (Северо-Западного и Северного) фронтов и Балтийского флота.

За боевые действия на Ленинградском фронте в самые трудные для города месяцы генерал Новиков в октябре 1941 г. был награждён орденом Красного Знамени и получил звание генерал-лейтенанта авиации.

В феврале 1942 г. А.А. Новиков назначен первым заместителем командующего ВВС и членом Военного совета ВВС Красной армии. Вступив в должность и побывав на Западном фронте у Г.К. Жукова, ознакомившись с состоянием и действиями фронтовой авиации, он пришёл к выводу, что авиация разъединена, её не собрать для массированного удара. Каждая общевойсковая армия цепко держалась за свои авиачасти. Исходя из опыта борьбы на Ленинградском фронте, он рекомендовал создать единый ударный авиакулак, хотя бы смешанный авиакорпус, состоявший из истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. После посещения Северо-Западного фронта он предложил авиации и зимой летать на колёсах, без лыж, которые снижали манёвренность машин.

11 апреля 1942 г. А.А. Новиков стал командующим ВВС Красной армии, а еще через две недели, 26 апреля, - заместителем наркома обороны по авиации. В этих должностях он находился до конца Великой Отечественной войны. Назначение Александра Александровича состоялось в разгар организационных преобразований в Военно-воздушных силах. Полным ходом шло формирование ударных авиационных групп. Части и соединения дальнебомбардировочной авиации были реорганизованы в авиацию дальнего действия во главе с генерал-майором авиации А.Е. Головановым.

Одновременно началась перестройка организационной структуры центрального аппарата ВВС. Почти все отделы штаба были развёрнуты в управления, которые возглавили наиболее подготовленные генералы и командиры, проявившие себя в трудном начальном периоде войны. Создание новых управлений и служб позволило расширить функции штаба в вопросах оперативного использования авиации и руководства штабами ВВС фронтов.

А.А. Новиков постоянно анализировал состояние дел на фронтах и все больше убеждался в том, что распыление авиации по общевойсковым армиям не отвечало основным принципам централизованного управления и массированного применения авиации в масштабе фронта, не обеспечивало достижения высокой результативности её боевых действий. По предложению Александра Александровича с мая 1942 г. на базе ВВС фронтов и общевойсковых армий начали создаваться воздушные армии, а чуть позже авиационные корпуса и авиационные дивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Эта коренная перестройка авиационной структуры ВВС имела большое значение: она позволила централизованно управлять всеми силами авиации, решать не только оперативно-тактические, но и стратегические задачи. Новая организационная структура ВВС стала одним из важнейших факторов завоевания советскими ВВС полного господства в воздухе, а затем и победы в воздушной войне.


Маршал авиации А.А. Новиков на командном пункте. 1943 г.



Главный маршал авиации
А.А. Новиков. 1944 г.


В годы Великой Отечественной войны генерал-полковник авиации А.А. Новиков (18.01.1943, с 17.03.1943 - маршал авиации, с 21.02.1944 - главный маршал авиации) являлся представителем Ставки Верховного Главнокомандования.

В этой должности он проявил себя не только как выдающийся военачальник, полководец, но и как смелый новатор, теоретик в вопросах боевого использования авиации, её тесного взаимодействия с наземными войсками. А.А. Новиков был организатором воздушной блокады окружённой группировки войск противника под Сталинградом (декабрь 1942 г. - февраль 1943 г.).

Координировал боевые действия авиации нескольких фронтов по уничтожению авиации противника в воздушных сражениях на Кубани (весна 1943 г.), на Курской дуге (5 июля - 23 августа 1943 г.), участвовал в операциях по освобождению Смоленска и Смоленщины (сентябрь 1943 г.), Правобережной Украины (весна 1944 г.), Карельского перешейка и Выборга (лето 1944 г.), Белоруссии (июль - сентябрь 1944 г.), ликвидации вражеской группировки в Восточной Пруссии и штурме Кёнигсберга и Берлина (весна 1945 г.), а затем и в войне с Японией


Главный маршал авиации
А.А. Новиков. 1960-е гг.


. В ходе боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 г. А.А. Новиков координировал взаимодействие воздушных армий, где наряду с массированным применением истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широко использовалась и военно-транспортная авиация: не только для обеспечения войск горючим, боеприпасами и продовольствием, но и для высадки воздушных десантов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 г. главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу «за образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вторую медаль «Золотая Звезда» он получил 8 сентября 1945 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами».

После Великой Отечественной войны судьба А.А. Новикова сложилась трагически. Несмотря на то, что он являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 гг.), по сфабрикованному «авиационному делу» 22 апреля 1946 г. его сняли с должности командующего ВВС и арестовали. Александр Александрович был обвинён в сознательном выпуске недоброкачественных самолётов, повлекших гибель лётчиков и техники. Под избиениями признал себя виновным. 11 мая 1946 г. Военная коллегия Верховного суда СССР осудила его на пять лет лишения свободы по статье 193-17 п. «а» УК РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 г. А.А. Новиков был лишён воинского звания главный маршал авиации, почётного звания дважды Героя Советского Союза, орденов и медалей.

12 февраля 1952 г. А.А. Новикова освободили из заключения. 29 мая 1953 г. решением Военной коллегии его дело было пересмотрено, а судимость снята за отсутствием состава преступления. 12 июня того же года Президиум ЦК КПСС вынес решение о реабилитации А.А. Новикова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 г. ему были возвращены воинское звание, звания Героя Советского Союза и все государственные награды. 29 июня он был назначен командующим Дальней авиацией. Обязанности командующего Дальней авиацией он выполнял до марта 1955 г., одновременно с 1954 г. являясь заместителем главнокомандующего ВВС. После длительного перерыва А.А. Новиков берётся за пересмотр концепции развития и применения авиации дальнего действия. Он предпринимает энергичные меры по оснащению её самолётами с большим радиусом действия и повышенной грузоподъёмностью. Однако его предложения не нашли должного понимания со стороны военно-политического руководства страны во главе с Н.С. Хрущёвым. Тем не менее, твёрдая, научно обоснованная убеждённость в правоте, позволила ему отстоять свою точку зрения на оснащение соединений и частей Дальней авиации, куда стали поступать самые современные по тому времени стратегические турбовинтовые и реактивные бомбардировщики, способные нести ядерное .

В январе 1956 г. по состоянию здоровья А.А. Новиков был уволен из армии в запас с правом ношения военной формы одежды и уехал в Ленинград. Он решил посвятить себя воспитанию и выучке лётчиков Гражданского воздушного флота. Его просьба была удовлетворена, и в августе 1956 г. он был назначен начальником Высшего авиационного училища Гражданского воздушного флота в Ленинграде. Одновременно А.А. Новиков возглавил кафедру лётной эксплуатации и занялся педагогической деятельностью. В 1958 г. ему присвоили учёное звание профессора.

В училище А.А. Новиков проработал десять лет. Под его руководством была воспитана целая плеяда руководителей гражданской авиации, заложен фундамент материально-технической базы учебного заведения, развёрнута научно-исследовательская работа. За заслуги в подготовке специалистов и вклад в развитие науки в сентябре 1961 г. Александра Александровича наградили орденом Трудового Красного Знамени.

А.А. Новиков выступал с докладами по истории авиации и оперативно-тактическому искусству ВВС в годы Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией», «Нормандия», «В небе России», «Реактивная техника в транспортной авиации», учебные пособия и работы по истории советской авиации (статьи «Советская авиация в боях за Кёнигсберг», «Советские лётчики в боях за Родину», «На дальних юго-западных подступах к Ленинграду», «На Карельском перешейке», «В битве за Берлин» и другие).

В 1966 г. Александр Александрович перенёс тяжёлый инсульт и полностью отошёл от дел. Скончался А.А. Новиков 3 декабря 1976 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза главного
маршала авиации А.А. Новикова в Костроме.


В соответствии с Положением о звании Героя Советского Союза, в 1958 г. на Комсомольской площади в Костроме установили бронзовый бюст главного маршала авиации А.А. Новикова (скульптор Е.В. Вучетич). В декабре 1972 г. А.А. Новикову было присвоено звание «Почётный гражданин города Костромы». Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и Калининграде, а также Государственное среднее специальное образовательное учреждение «Авиационно-транспортный колледж Гражданской авиации» (Санкт-Петербург). Имя главного маршала авиации А.А. Новикова носило Балашовское высшее авиационное училище лётчиков (14.05.1977-1.09.2002).

Награжден: 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й ст., орденами Кутузова 1-й ст. и Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, многими медалями, а также иностранными орденами: французским – Почётного легиона 2-й ст., американским – «Легион Почёта» 1-й ст., монгольским – Боевого Красного Знамени.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться