Образ аксиньи астаховой. Аксинья астахова, замужняя солдатка. Значение образа Аксиньи

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Аксинья Астахова, замужняя солдатка

В , дочери инженера из Екатеринослава, почти не было русской крови. Была украинская, молдавская, еврейская - от смешения этих кровей получилась гремучая смесь. Настоящая красавица - яркая, чувственная - она была настоящей звездой советского кинематографа. Первая же роль в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова принесла 18-летней актрисе известность. Но снимали её мало (до "Тихого Дона" - всего четыре фильма), как-то не вписывалась она в авангардно-революционный кинематограф 20-х годов. Однако ее знойная, мятежная красота была в полной мере востребована в роли Аксиньи в экранизации "Тихого Дона". На эту роль актриса была утверждена без проб за девять месяцев до начала съемок.

После выхода картины для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни.

Михаил Шолохов высоко оценил работу актрисы в этом фильме и на долгие годы стал её близким другом. По воспоминаниям актрисы (Аркадий Бернштейн. "Последние интервью Эммы Цесарской") писатель несколько раз смотрел фильм: "Однажды он возбужденно заявил мне и Абрикосову: "Вы, черти, ходите у меня перед глазами!"

В марте 1937 года муж Эммы Цесарской, крупный чин НКВД Макс Станиславский, был арестован, её сразу же прекратили снимать в кино, вместе с сыном выселили из квартиры в барак. Михаил Шолохов не оставил актрису в это трудное для неё время, благодаря его заступничеству Цесарская много десятилетий снималась в кино. Но она ушла в тень, ее уделом стали вторые роли, да и те - не часто.

Когда в конце 50-х годов режиссер задумал снимать новую версию "Тихого Дона", Эмма Цесарская пришла на пробы. Она очень хотела ещё раз сыграть Аксинью. Но Герасимов поступил с ней довольно жестко: подвел к зеркалу, и все вопросы отпали. Об этой роли мечтала и , выпускница курса, который вел Герасимов, и ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на "отлично". Поэтому, когда та узнала, что ее учитель собирается снимать "Тихий Дон", у нее не было и тени сомнения, что именно ее он пригласит на роль Аксиньи. Но роль досталась мало кому известной . Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа - Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: "Так вот же Аксинья!"

"Меня часто спрашивают о моих корнях. А когда я сыграла Аксинью в "Тихом Доне" - казачку во всем великолепии физической и духовной красоты, - донские казаки говорили мне: "Ты же наша, станичница, с Дона..."

Я никогда не придавала особого значения имени, отчеству, происхождению, а на часто задаваемый мне вопрос: "Откуда ты?" - говорила просто: "С Украины". Да, мои корни на Украине. Там родилась и выросла моя мать Эсфирь Исааковна. Отец Авраам Петрович - из Польши, но долгие годы тоже жил на Украине. Имя мне выбрала мама - она очень любила героиню Кнута Гамсуна из пьесы "У врат царства". Правда, имя мое должно быть с двумя "л", но при оформлении документов паспортистка, вероятно, ошиблась, и меня записали Элиной."

В 1953 году Элина Быстрицкая закончила Киевский институт театрального искусства и стала актрисой Вильнюсского драматического театра, снималась в кино. Как-то, в 1956 году её включили в состав делегации советских кинематографистов для поездки во Францию (по тем временам - почти немыслимое везение!).

Из книги воспоминаний Элины Быстрицкой "Встречи под звездой надежды":
"Однажды Алла Ларионова - она тоже входила в состав нашей делегации - мне сказала:
- Сергей Аполлинарьевич Герасимов будет снимать "Тихий Дон".

Я в душе ахнула. Всегда восхищалась великим романом М.А.Шолохова. Его Аксинья у меня как у актрисы вызывала жгучий интерес. Я чувствовала, что могла бы ее сыграть в кино или в театре, хотя даже в самых смелых мечтах не видела для этого возможностей. "Тихий Дон" прочитала давно, когда мне было лет двадцать. Потом, уже в педагогическом институте, перечитывала роман снова и снова, но и думать не могла, что мне выпадет счастье играть Аксинью.
Не могу сказать, что "Тихий Дон" стал для меня некоей "библией", просто это была дорогая для меня книга. И, конечно, я рыдала, читая про безумную любовь, которую Аксинья испытывала к Григорию, про несчастья, свалившиеся на нее... Странно, но прелесть романа я в полной мере ощутила потом, много позже, когда уже снялась в фильме. Я снова читала и перечитывала роман, стремясь понять его досконально.

Узнав о том, что С.А. Герасимов будет снимать "Тихий Дон", я очень боялась опоздать. Я сразу позвонила Герасимову, и он согласился со мной встретиться, когда вернусь в Москву.

Как только я оказалась в Москве, сразу же позвонила Сергею Аполлинарьевичу, напомнила о себе, и он сказал:
- Приезжайте. Здесь у меня уже сидит один Григорий Мелехов...
У меня было время до поезда в Вильнюс, и я помчалась в гостиницу "Украина" - там он жил.
- Заходите, - пригласил он. И познакомил меня с гостившим у него актером, который был совершенно не похож на того Григория Мелехова, какого я себе представляла.
Спустя какое-то время Герасимов сказал:
- Ну вот вам книжечка, прочитайте отрывок...
- Сергей Аполлинарьевич, - взмолилась, - я только что из Парижа, боюсь, французские впечатления не дадут мне возможности достоверно воспроизвести эту сцену. Мне надо перечитать книгу, вспомнить ее, представить, как все было... Мне казалось, с каждым моим словом я все больше отдаляюсь от желанной роли.

На роль Аксиньи был большой конкурс. Я приезжала из Вильнюса в Москву несколько раз на пробные съемки. Пробы продолжались шесть месяцев. Сергей Герасимов позже говорил, что на роль Аксиньи меня отобрал М.А.Шолохов:
- Мы отвергли десятки кандидаток, ни в одной не находя черт характера возлюбленной Григория, ее своеобразной красоты. Наконец по совету Шолохова остановились на Элине Быстрицкой.

Предстояла тяжелая работа. Она началась буквально на следующий день…
На самой первой встрече Герасимов сказал нам:
- Мы начинаем работу над "Тихим Доном". Вам придется стать другими людьми.

Мужчин-актеров предупредил, чтобы "подготовили" свои руки - они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам.

Буквально через несколько дней с хутора Диченского - это в четырнадцати километрах от города Каменск-Шахтинский - приехал самодеятельный казачий хор пенсионеров. Лишь позже я поняла, что требовалась мудрость, для того чтобы познакомить нас со стариками и старушками, молодость которых пришлась на времена "Тихого Дона". Пожилые казаки и казачки быстро поняли, что от них требуется, и оказались хорошими наставниками. Помню, надо мной шефствовала одна женщина, очень крупная, плечистая, с добрыми глазами. Я вслушивалась в интонации ее речи, смотрела, как она ходит, какими жестами, мимикой сопровождает свою речь. Оказалось, к примеру, целое искусство - носить воду ведрами так, чтобы она не плескалась и чтобы встречным казакам нравилось. Меня этому учила баба Уля:
- А ты неси бедрами... Бедрами, бедрами неси...

Я никак не могла вначале понять, как это ведра с водой можно нести "бедрами", если они на коромысле. А баба Уля давала мне "режиссерские" указания:
- Ты понимаешь, энту воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке понравилось...

Мне надо было во что бы то ни стало стать казачкой - женщиной, которая имеет дело с землей, водой, которую обвевают ветры и обжигает солнце и которая много и тяжело работает, оставаясь любимой и желанной. Я плясала с казаками, пела с ними и, в конце концов, вписалась в их круг, как вписываются в пейзаж.

В те годы я была тоненькой, гибкой девушкой - все актрисы следят за фигурой. Тщательно "блюла" фигуру и я - то нельзя есть, это нельзя... Но Аксинья была совершенно иной - сильная, зрелая женщина, стать которой формировала не диета, а работа, очень подвижный образ жизни, степные просторы, ее окружение, в котором ценились бесстрашные, сильные люди. Казачки - это жены, подруги, возлюбленные прирожденных воинов, и "барышни" на Дону были не в цене. Они, конечно же, не могли носить воду "бедрами".

Я, конечно, знала и помнила, что наш "Тихий Дон" был второй попыткой экранизации романа М.А.Шолохова. Аксинью играла великолепная Эмма Цесарская, Григория - Андрей Абрикосов. Центральной в этом фильме была любовная драма Аксиньи и Григория. Эмма Цесарская сыграла Аксинью замечательно! Я помню ее удивительную улыбку...

На одном из официальных приемов мы случайно оказались вместе: Михаил Александрович, Эмма Владимировна и я.
Мне показалось, что Цесарская смотрела на меня с легкой грустью: я была молодой, а ее время уходило. И я тогда ещё не знала, что отныне, на всю оставшуюся жизнь, буду в глазах множества людей Аксиньей…"

И вот, наконец, третья экранизация "Тихого Дона". На роль Аксиньи была утверждена французская актриса - .

Она родилась в 1966 году, в Париже. По словам актрисы - прабабушка у нее русская и она с детства слышала русскую речь.

К моменту съемок "Тихого Дона" Дельфин Форрест снялась в нескольких фильмах, из которых наиболее известны в России - "Europa Europa" Агнешки Холланд и "Борис Годунов" Анджея Жулавски. В "Борисе Годунове" Дельфин Форрест сыграла роковую польскую красавицу Марину Мнишек. На пресс-конференции, посвященной премьере сериала, актриса сказала, что вначале должна была играть роль Дарьи, но на первой же встрече с ней Бондарчук решил ее взять именно на роль Аксиньи. И добавила: "Я очень рада, что, наконец, этот фильм увидят на родине Сергея Федоровича. Я ждала этого 15 лет и сейчас счастлива, что могу присутствовать на этой премьере в России".

На вопрос журналистов о том, как складывались у нее отношения с Григорием Мелеховым - Эвереттом за кадром, Дельфин ответила:
- О, он очень милый человек. Приятный, обаятельный. Со мной, правда, он держал себя, как эдакая примадонна. Хотя и не капризничал особо.

Из воспоминаний писателя Виктора Лихоносова ("Записи перед сном"):
"Апрель. Роль Аксиньи исполняет молодая французская актриса Дельфин Форест, прелестный облик которой навеял мне воспоминания о Шантильи, Монпарнасе и Булонском лесе. О дородных донских станичницах и степных хатах думать как-то сразу расхотелось..."

Может быть, выбор актеров на главные роли в третьей экранизации "Тихого Дона" не будет воспринят российскими зрителями. Во всяком случае, старшим поколением. Сравнение с версией Сергея Герасимова - неизбежно. И будем сравнивать, и обсуждать будем. Причем, обсуждать и сравнивать будут и те, кто экранизацию Герасимова не видел, либо видел, но о-очень давно.

Но ведь если вдуматься - какой долгий путь был у "третьего" "Тихого Дона" к зрителю: от первого замысла экранизации в середине 60-х годов, до съемок в 1990 году! А потом - ещё 15 лет ожидания…

И чтобы ни говорили, великое дело сделали те, кто вернул "Тихий Дон" в Россию! Вне зависимости от степени участия…

Вступление

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» Шолохова является одним из центральных. Её непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, красной нитью пронизывают всё произведение. В «Тихом Доне» образ Аксиньи позволяет читателю постичь всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится, одновременно, благом и проклятием.

Описание Аксиньи

Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.

С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.

Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.

С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.

Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

Характеристика Аксиньи

Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.

Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи. С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы. Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.

Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем». Её слова: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», – оказываются пророческими. Любовь даёт ей силы жить, она же приводит героиню к трагической гибели.

Судьба Аксиньи

Судьба Аксиньи складывается трагично изначально. Когда героине было 16 лет, над ней надругался собственный отец. За это преступление его убивают мать и брат девушки. Это событие предопределило дальнейшую жизнь героини. Аксинья выходит замуж за Степана Астахова, но жизнь с мужем не складывается. После первой брачной ночи Степан избивает Аксинью, пьёт и изменяет ей. Героиня надеется, что рождение ребёнка изменит их отношения. Но малыш вскоре умирает.

Аксинье, как Катерине Островского, необходима любовь. И она находит её в объятиях Григория Мелехова. Неизведанное чувство настолько захватывает героиню, что ей становятся безразличны последствия этой связи. Она понимает: муж может её убить, но даже возможная смерть не может удержать Аксинью от встреч с Григорием.

Узнав о предстоящей женитьбе возлюбленного, женщина пытается забыть его. Старается примириться с мужем и даже проводит «отворотный» обряд с помощью хуторской знахарки. Но, случайная встреча вновь сводит Аксинью с Григорием. Она решается бросить дом и вместе с любимым уходит работать в Ягодное, имение Листницких.

Казалось бы, счастье, наконец, улыбнулось женщине. Любимый живёт вместе с ней, у них рождается дочь. Но судьба вновь жестоко обошлась с Аксиньей. Григорий уходит на фронт, а дочь умирает от скарлатины. Героиня опять остаётся одна. Рядом с ней нет никого, кто оказал бы ей моральную поддержку, утешил в горе. Безысходность толкает Аксинью в объятия Евгения Листницкого, который давно оказывал ей знаки внимания. Григорий не может понять причины, которая подтолкнула Аксинью к измене, и покидает её. Героиня возвращается к Степану и постепенно угасает, живя по инерции рядом с нелюбимым человеком.

Только обретение Григория вновь возвращает женщину к жизни. Она надеется, наконец, познать семейное счастье. Григорий приходит к ней вместе с детьми, и она всеми силами старается заменить им погибшую жену Мелехова, Наталью. Но обстоятельства вновь разлучают влюблённых, разрушают их мечты о спокойной жизни. Аксинья, надеясь на лучшую долю, принимает предложение Григория отправиться на Кубань. Но эта поездка оказывается последней в жизни женщины. Случайная пуля обрывает её жизнь.

Заключение

Аксинья в «Тихом Доне» – персонаж с трагической судьбой. Почему Шолохов убивает свою героиню? Могла ли её жизнь сложиться иначе? Аксинья ищет покой, но жизненные обстоятельства не позволяют ей обрести его. Григорий, ставший смыслом её жизни, оказался изгоем при новой власти. Он вынужден скитаться. Какая жизнь могла бы ожидать женщину рядом с ним? Лишения вдали от дома и полюбившихся ей детей. Как и герои Булгакова, видимо, только в смерти Аксинья могла, наконец, успокоиться.

Тест по произведению

Красавица Аксинья большую часть жизни прожила, не чувствуя себя любимой. Бедная девушка долго терпела издевательства отца и мужа, пока не встретила человека, в котором смогла раствориться. И если изначально любовь Аксиньи к наполнена лишь эгоистичным желанием познать прекрасное чувство, то ближе к своей смерти красавица научилась дарить светлое чувство собственному возлюбленному, не причиняя боли.

История создания

Первую попытку создать произведение, повествующее о революции на Дону, писатель сделал в 1925 году. Изначально объем романа составлял всего 100 страниц. Но автор, не удовлетворенный полученным результатом, уехал в станицу Вешенскую, где принялся за перекраивание сюжета. Окончательный вариант четырехтомного произведения увидел свет в 1940 году.

Одна из главных героев в книге, затрагивающей военные события, – Аксинья Астахова. Биографию героини Шолохов описывает с 16-летнего возраста, затрагивая глубинные психологические проблемы персонажа. Жители станицы, где велась работа над романом, уверены, что образ несчастной красавицы Шолохов списал с девушки по имени Екатерина Чукарина.


Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Казачка была лично знакома с писателем. Автор романа даже сватался к красавице, но отец девушки не дал согласия на брак. Впрочем, сам Шолохов утверждал, что не использовал в «Тихом Доне» образы знакомых, а только обобщенные черты и характеры распространенных персонажей:

«Не ищите Аксинью. Таких Аксиний у нас на Дону очень много было».

Сюжет

Аксинья родилась в казачьем селении, расположенном неподалеку от Ростовской области. Девушка стала вторым ребенком в небогатой семье. Уже в 16 лет казачка отличалась яркой внешностью и привлекала внимание мужчин.


Иллюстрация к роману "Тихий Дон"

Девушка не скрывала длинные вьющиеся волосы и покатые плечи. Особое внимание привлекали черные глаза и пухлые губы красавицы. Из-за привлекательности судьба казачки и пошла под откос.

Еще до замужества Аксинью изнасиловал собственный отец. Узнав о поступке мужа, мать убила злодея. Чтобы скрыть позор, девушку насильно выдали замуж за Степана Астахова, который не смог простить красавице отсутствия невинности.

Не любимая мужем, терпевшая избиения, Аксинья близко сходится с соседом – Григорием Мелеховым. Девушка понимает, что делает больно родным и близким, но красавица так устала от унижений, что не обращает внимания на пересуды казаков.


Обеспокоенные поведением молодых людей, родители Григория сватают за парня Наталью Коршунову. Понимая, что брак, пусть и с нелюбимой, – лучший выход, мужчина рвет отношения с Аксиньей. Но чувства, который Григорий разбудил в несчастливой красавице, не угасают так быстро, поэтому вскоре любовная связь возобновляется.

Несвободные герои покидаю собственные семьи и уходят строить совместное будущее. Вскоре Григорий и Аксинья становятся родителями. У пары рождается дочь Татьяна. Но счастливое время прерывают воинские сборы. Любимого забирают на службу, и красавица остается в одиночестве.


Внезапно маленькая Татьяна, которая занимает все мысли молодой Аксиньи, умирает от скарлатины. Еле справившись с горем, красавица окунается в роман с Евгением Листницким. Впрочем, как бы ни старалась женщина забыть Григория, отношения мужчины и женщины возобновляются каждый раз с все той же страстью.

Любимого Аксиньи назначают главным на военных операциях на Дону, Григорий берет женщину с собой. И вновь обстоятельства и собственные семьи разъединяют возлюбленных. Военные действия, в которых Григорий Мелехов принимает активное участие, постоянно разлучает героев. Не теряет надежды вернуть мужчину и .


Наталья Мелехова (Дарья Урсуляк, сериал "Тихий Дон")

В конечном итоге, пытаясь скрыться от бандитов, с которыми Григорий неожиданно связал жизнь, мужчина и женщина убегают на Кубань. Но, переходя степь, Аксинья получает пулевое ранение от преследователей – служащих на заставе. Женщина умирает на руках у любимого мужчины, единственного, кто подарил красавице настоящее, искреннее и полное жизни чувство.

Экранизации

В 1930 году на экраны вышла первая экранизация романа Михаила Шолохова. Фильм «Тихий Дон» затрагивает сюжет только двух первых томов драмы. Роль Аксиньи в немой киноленте исполнила актриса Эмма Цесарская.


В 1958 году кинокартину о судьбе донского казачества снял режиссер . Образ Аксиньи на телеэкране желали воссоздать многие советские актрисы. В итоге на главную роль претендовали и . Окончательный выбор сделал Шолохов, который просматривал пленки с проб. Увидев Быстрицкую, писатель высказал мнение, что так и должна выглядеть Аксинья.

В 2006 году воссоздать историю жителей станицы доверили , финальный монтаж картины выполнил . Инициатором новой экранизации выступил Шолохов, которому не понравился финальный вариант кинокартины Герасимова. Переговоры о съемках начались еще в 1975 году. Роль Аксиньи сыграла Дельфин Форест.

В 2015 году на телеканале «Россия-1» состоялась премьера ». Новая экранизация приурочена к 110-летию Шолохова. Сюжет картины сильно отличается от первоисточника – упор в киноленте делается исключительно на взаимоотношения главных героев. Роль Аксиньи сыграла актриса .

Цитаты

«За всю жизнь за отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»
«Дружечка моя... родимый... давай уйдем. Кинем все и уйдем. И мужа, и все кину, лишь бы ты был. На шахты уйдем, далеко».
«Я не навязываться пришла, не боись. Значит, кончилась наша любовь?»

Казачка Астахова Аксинья - один из главных женских персонажей шолоховского романа о сложной судьбе народа в период смены власти.

Образ и характеристика Аксиньи в романе «Тихий Дон» помогают понять, как чувствуют себя женщина, преданная и влюбленная, но, волею судьбы, оказавшаяся женой другого человека.

Внешность Аксиньи

Об Аксинье все говорят, что она красива. Полного описания внешности не найти. Все складывается из деталей, ярких и точных. Внешность бросается людям в глаза, Женщину сложно не начать рассматривать. Возможно, поэтому автор говорит, что красота Аксютки губительна и порочна. Она меняет судьбу, вносит только сложность и проблемы. Красота женщины такая вызывающая, что ей завидуют соседки. Ее не меняет возраст, беременность.

Что особенно нравится в ее облике:

  • губы: «бесстыдно-жадные, пухловатые», «вишневые», «порочно-жадные»;
  • тело: «бесстыдно-зазывное»;
  • красивая посадка головы;
  • смуглое лицо;
  • густые черные брови;
  • крутая спина;
  • налитые плечи.

Нежной прелести добавляют завитки кудрявых волос, крупные пушистые кольца, спадающие на шею. Глаза казачки поражают. Они полыхают пламенем, мерцают синевой. Блеск черных глаз заливают слезы, но влажные капли не застилают глубины чувств. К Аксютке чувствуется нежность и любовь автора. Казачка даже к седине относится шутливо: выдергивает сединки на висках, любуется своим прекрасным лицом уже на закате жизни.

Характер Аксиньи

Женщина с непростой судьбой горда и вынослива. В жизни Аксютки совсем мало радостных событий. Даже от молодости в памяти почти не осталось счастливых дней. Она началась с изнасилования отцом, затем замужества и жизни с человеком, который бил и не ценил душевных качеств пылкой казачки.

Какие черты развила в себе красавица:

Гордость. Аксинья всегда остается собой, не теряет рассудка, не унижается. Когда любимый человек решает отказаться от нее, она не навязывается, жалко и растеряно улыбается, не показывает отчаяния, не истерит, не кричит.

Честность. Астахова не скрывает от мужа связи с Григорием. Она понимает, что разговор закончится избиением, но не меняет поведения, не врет мужу. Влюбленная, не таясь, говорит, что на ней грех. Степан бьет жену сильно, без разбора. Она кричит и плачет, но не просит пощады и прощения.

Смелость. Казачка умеет дать отпор, постоять за себя. Она не боится разговаривать с мужчинами старше. Встретив отца Григория, смело отвечает ему на оскорбления. Аксинья пытается добиться своего несколько раз, идет на бесчестье, лишь быть рядом с мужчиной, которого любит.

Хозяйственность. Женщина умеет вязать, шить, готовить. Умело работает по хозяйству: косит, белит. Казачка не боится мужской работы: сама кроет крышу соломой, гонит быков.

Трудолюбие. Аксинья встает с зарей, доит коров. Она старается постоянно работать, чтобы не думать, спрятать под заботами чувства и тягостные мысли.

Доброта. Казачка добра к окружающим. Редкие сцены Аксинья не отвечает заботой близким и соседям. Сцена встречи с Натальей – наверно, единственная. Женщина добра к мужу, к матери Григория, к соседским детям.

Многогранность характера

Казачка мечтает о любви, семейном счастье, детях. Она подчиняется традициям, выполняет волю матери. Став женой, терпит побои, унижения, не перечит свекрови. Но никто не догадывается, какая сила таится внутри. Покладистая казачка меняется, преображается, когда приходят настоящие чувства. Страсть растет и расцветает. Женский образ реален, потому что неоднозначен. Каждый читатель воспринимает характер по-своему. Отношение к Аксинье меняется с возрастом читателя. Молодые девчонки многое не поддерживают в поведении женщины, зрелые начинают сочувствовать, сопереживать.

Другое отношение у тех, кто терпит и прощает измену. Сколько читателей, столько и мнений. Судьба меняет характер Аксиньи. Она становится более чувственной и открытой. Казачка не боится опасностей, презрения, она гоняется за счастьем, надеясь, что оно все-таки будет рядом. Счастье – это дни с любимым, за минуту близости с ним Астахова готова пожертвовать собой. Преданность просто поражает.

Страстность и преданность любви

Одна из основных сюжетных линий романа – это любовь Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Понять чувства сложно. Их могут понять только пережившие настоящую любовь. Чаще их связь критикуют. Замужняя женщина поддается любви так безудержно, будто теряет голову. Но осуждать всегда легче, чем понять. Аксинья полюбила мужчину за нежный взгляд, приятные заигрывания и необыкновенные новые чувства по отношению к ней. Связь молодых людей открыта всем хуторянам. Аксинья полюбила Григория на всю жизнь. Она готова идти за ним на край света. Судьба женщины такая сложная, что даже часть ее могла бы прожить редкая казачка. Аксинья живет душой, она несколько раз теряет любимого и вновь обретает. Смутные времена схожи с мятежностью в душе женщины. Как казаки переходят от белых к красным, меняют банды и атаманов, так и женщина мечется между мужчинами.

Степан. Астахов осознал, что любит жену, когда потерял. Он сумел простить ей измену, но ведет себя по отношению к ней, как хозяин. Истинные чувства скрыты так глубоко, что их сложно рассмотреть.

Евгений. Богатый барчук воспользовался слабостью женщины. Повергнутая в горе после смерти дочери женщина не смогла дать отпор хозяину, оказалась в руках умелого ловеласа. Но здесь в отношениях нет чувств, только голый расчет и пользование своей властью над красивой казачкой.

Григорий. Страстная пылкая натура Аксиньи покорила сильного мужчину. Даже отказавшись от своей любимой, женившись на другой, он не сумел забыть ее, полюбить Наталью. Любовь преследует казака всю жизнь.



Аксинья умирает на руках у любимого человека. Григорий теряет смысл своего существования. Он скитается бесцельно, теряет себя и возвращается на хутор к сыну, к маленькому человечку, связывающему его с живущими в сложном мире.

Любовь – сложное чувство. Редкой женщине оно дарит только счастье. Аксинья – не исключение. Для нее любовь к Григорию – это благо, радость, тепло. Счастливые моменты перемешиваются с горестными. Любовь становится проклятием, приводит к гибели.

Меню статьи:

«Тихий Дон», без сомнений, является одним из самых масштабных российских романов ХХ века: это эпопея, принадлежащая перу Михаила Шолохова и включающая 4 тома. Действие романа разворачивается так, что охватывает несколько поколений.

Примечательно, что сюжет произведения открывается не вполне положительным событием, а именно: линчеванием турчанки, которая успевает перед смертью родить ребенка – Пантелея. В дальнейшем, события по одной из линий строятся вокруг его сына – Григория, и связи последнего с Аксиньей Астаховой.

Нас интересует в данном случае именно особенности образа Аксиньи, одного из центральных персонажей эпопеи. Ее характеристика требует, чтобы мы уделили отдельное внимание, с одной стороны, ее внешнему виду, а, с другой стороны, – ее внутреннему миру.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Михаила Шолохова.

М. Шолохов не считает, что внешность и нравственный портрет являются отделенными друг от друга: мы увидим, что трансформация внутреннего мира отражается во внешнем облике персонажа, как в зеркале.

Внешность героини

Любопытно, что в романе нет ни одного целостного описания облика Аксиньи. Но мы можем заметить, между тем, множество отдельных деталей внешности героини, которые, складываясь в некий единый образ, позволяют составить общее представление о том, как выглядит Аксинья.

Она описывается как женщина, обладающая редкой красотой. Однако нам следует сделать замечание, что этот тип красоты близок, скорее, к голландскому образу, потому что в то время, которое автор обозначает в романе, ценились сильные женщины, способные справляться с тяготами хозяйства. Отсюда Аксинья имеет мощное тело, полные плечи, весь ее облик свидетельствует о том, что эта женщина сильна не только духовно, но и физически. Руки ее стали грубыми от тяжелой и постоянной работы, Ее волосы были темными и немного кудрявыми. Глаза героини – грустные и темные, а взгляд отличается даже ужасающей глубиной. Эти глаза способны свести с ума. Словом, М. Шолохов описывает настоящую казачку, которой и была Аксинья.

Аксинья привлекательна той красотой, которая имеет в себе что-то дикое, она манит, притягивает. Если мужчинам эта опьяняющая красота по нраву, то других женщин она толкает к самой черной зависти.

Роман не зря называется эпопеей: он охватывает так много лет, что читатель может наблюдать зарождение жизни – в детях, которые приходят в этот мир, весну и расцвет – в красоте и молодости героев, зрелость жизни и осень – в том, как годы накладывают отпечаток на внешность казачки, а также закат – когда люди умирают, как ушли из жизни мать Пантелея и дочь Аксиньи. Интересно, что все эти этапы соединяются в кольцо – цикл, который постоянно повторяется. Повествование начинается смертью и заканчивается ею.

Осень Аксиньи видна по проседи ее волос, по темному тону ее кожи и глазам, которые стали еще глубже и печальнее. Во взгляде ее появилась усталость. М. Шолохов использует ту же метафору, что и Н. Р. Гюнтекин, когда описывает внешность женщины, познавшей страдания. Оба автора обращаются к сравнению увядающей красоты и ландыша (фиалки – у турецкого автора), время цветения которого прошло.

Внешность героини меняется каждый раз, когда она встречает своего возлюбленного – Григория. Ее осанка становится более прямой, черты лица – более оживленными, а сам мир Аксинья начинает воспринимать в цветах. Потом, однако, мир все равно блекнет.

Внутренняя специфика образа Аксиньи

В детстве Аксинья пережила настоящую психологическую травму: в 16 лет она стала жертвой сексуального насилия со стороны собственного отца. За этот проступок тот был убит сыном и женой. Однако, несмотря на это, Аксинья имеет мечты, связанные именно с семьей, с рождением детей.

Аксинья и Степан

С одной стороны, персонаж воплощает собой порывы страсти, инстинкты, но, с другой стороны, – Аксинья очень консервативна и живет, руководствуясь семейными ценностями. Впрочем, здесь она не получает счастья, ведь выйдя замуж за Степана, который очень ее любил, женщина ощущает, что несчастна в этом браке. Любовь Степана была неспокойной, сумасшедшей, ревнивой любовью.


Он упрекал Аксинью в том, что случилось с ней в детстве. Как-то раз, в порыве ревности и гнева, Степан даже бьет Аксинью: так сильно, что та оказывается еле живой. На самом деле, замуж Аксинья выходит по желанию своей матери, а не по собственной воле.

Аксинья отличалась смелостью характера, ведь она открыто сказала Степану о своей связи с Григорием, несмотря на то, что вспыльчивость мужа могла угрожать ей даже смертью.

Аксинья и Григорий

Будучи замужем, Аксинья встречает свою настоящую любовь – Григория. У них завязываются романтические отношения. В итоге любовь к нему толкает Аксинью на уход от Степана.

Аксинья и Григорий какое-то время живут вместе, не боясь осуждения в станице. Но любовь эта не всегда была одинаковой.

Поначалу это была скорее месть за все обиды прошлого, за то, что сердце женщины совсем высохло в несчастливом браке. Месть Степану и эгоистичная любовь. Потому автор так часто в первых частях романа характеризует Аксинью словами «порочная». Но потом ее чувства терпят преображение. Особенно эти изменения становятся заметными с рождением дочери – Танюшки.

Эта идиллия заканчивается, когда Григория призывают на войну, а их дочка умирает, заболев скарлатиной.

После того, как умирает Татьяна, Григорий возвращается к своей жене – Наталье, ведь он тоже, как и Аксинья, был женат. У Натальи было от Григория двое детей: Полюшка и Мишутка. Но вскоре Наталья умирает от пули красногвардейца, а об ее детях заботится Аксинья. Стоит сказать, впрочем, что любовь Натальи к Григорию тоже была поначалу эгоистичной, но потом она начинает проявлять по отношению к нему большую женственность и нежность. Даже к самому мужу она испытывает любовь, похожую на материнскую.

Аксинья часто пытается забыть Григория и свою любовь к нему, но ее старания, как правило, не заканчиваются успехом. Их встречи сопровождаются страстью той же силы, что и в начале романа.

Аксинья и Евгений

В романе с Евгением Листницким Аксинья спасается от горя смерти дочери и потери Григория. Евгений давно интересовался женщиной, и эта связь оказалась роковой: Григорий сильно разочаровывается в Аксинье, считая ее поступок изменой и не понимая его причин.


В итоге Аксинья возвращается к Степану и, живя в несчастливом браке, постепенно погружается в свою осень.


Последнее путешествие

Аксинья осознает: единственное, что может вернуть в ее жизнь весну, – это возвращение Григория. И он действительно приходит к ней – вместе с детьми. Аксинья заменяет им мать, и отдает им всю накопившуюся нежность.

Григорий предлагает возлюбленной отправиться на Кубань, чтобы начать новый виток жизни. Причина решения переехать на Кубань – не самая радужная: это было бегство, спасение от бандитов, с которыми случайно связался Григорий.

Но не стоит забывать изначальной установки романа: описываемая нами героиня – персонаж трагический, имеющий очень тяжелую и полную боли судьбу. Она знала, что бегство с Григорием не принесет ей облегчения, потому что он находился в немилости у новой власти, но все равно соглашается уйти с ним, потому что лишь Григорий был ее настоящей любовью и страстью.

Но во время перехода степи Аксинья погибает от случайного выстрела военных на заставе. На руках Григория Аксинья принимает свою смерть.

Поделиться