Образование российской империи кратко. Образование Российской Империи и ее основные черты (XVIII век). Изменение экономики и нововведения в культуру

В XVII веке в российской экономике произошли заметные сдвиги. Это проявилось в развитии производства товаров, предназначенных для реализации на рынке.

Городское ремесленничество стало превращаться в мелкотоварное производство. Появились мануфактуры по производству необходимой для нужд страны орудий труда. Теперь мастера-ремесленники работали не по заказу, а для рынка. В то же время они и сами стали покупать на рынке сырье. Этот процесс не обошел стороной и сельское хозяйство. Жизненно необходимое для всех зерно стало превращаться в товар. Некоторые помещики (феодалы) начали заниматься продажей сельскохозяйственной продукции.
Отныне оброк с крепостных собирали не только натуральным продуктом, но и в виде денег. Все эти факторы стали расшатывать основы натурального хозяйства.

В российской истории XVII век характеризуется и развитием городов, которые постепенно стали превращаться в торгово-промышленные центры. Особо выделялись такие города, как Новгород, Ярославль, Псков, Казань, Нижний Новгород и другие торгово-промышленные центры. Самым крупным городом являлась Москва, где развивалось множество видов ремесел.

Развитие ремесленничества обеспечивало развитие страны, расширяло хозяйственные связи между губерниями. Это способствовало росту зависимости ремесленников от рынка и развитию внутренней торговли. Развитие внутренней торговли привело в конечном итоге к образованию единого всероссийского рынка.

Мануфактурное производство привело к повышению производительности труда. В экономике России стали постепенно формироваться новые - капиталистические отношения. Тем не менее, в экономическом развитии Россия заметно отставала от государств Западной Европы. Основной причиной этого отставания являлось все большее укрепление крепостнических порядков.

«Соборное уложение».

Ярким подтверждением тому служило, принятое Земскими соборами в 1649 году «Соборное уложение» (свод законов), юридически оформившее крепостное право. Согласно этому документу, отведенные дворянам земли и имущество превращались в их вотчину, с правом наследования. Крестьяне бесповоротно закреплялись за дворянином.
Им запрещалось переходить от хозяина к хозяину. Крепостная зависимость передавалась из поколения в поколение. Так завершилось формирование крепостного права в России.

Установление абсолютной монархии.

Установление абсолютной монархии в России тесно связано с именем Петра I, сыном царя Алексея Михайловича. Петр I вступил на престол в 1689 году. Главной целью его внешней политики было превращение России в державу, обладающую военно-морским флотом. И он успешно справился с этой задачей. Ему удалось заключить союз с Польшей и Данией для борьбы против Швеции. После этого он решил начать войну со Швецией за выход в Балтийское море.

В 1700 году началась война между Россией и Швецией, вошедшая в историю как «Северная война». До начала войны России уже удалось создать мощный военно-морской флот. Исход войны решил Полтавский бой „ „ „ „ (Полтава - ныне город на территории Украины). В этом бою, произошедшем в 1709 году победила русская армия. Победа России нанесла величию Швеции непоправимый урон. Швеция утратила значение великой державы. Северная война закончилась в 1721 году победой России. В тот же год в финском городе Ништадт был подписан мирный договор между Россией и Швецией. Итог войны способствовал осуществлению замысла Петра I. Была решена важнейшая задача - приобретен выход к Балтийскому морю. Россия стала одной из великих держав Европы. В 1721 году Петр I был объявлен императором. Русское государство стало именоваться Российской империей. В России утвердился абсолютизм.

Реформы Петра I.

Административно Россия была поделена на губернии, которыми управляли назначаемые царем генерал-губернаторы. Боярская дума была упразднена. Вместо нее был учрежден Сенат, на который были возложены законодательные полномочия и управление правительством. Были так же созданы подчиненные Сенату разные коллегии (министерства). Петр I создал и современную армию. В ней была определена пожизненная служба. Армия была сформирована и пополнялась путем рекрутирования в солдаты. Реформы Петра I сыграли важную роль в судьбе России.

После смерти Петра I, до конца XVIII века (1725 - 1800), Российский престол занимали еще 8 представителей императорской династии Романовых. Это был 75 летний период укрепления петровских реформ. Наиболее яркий след в истории России среди правителей того периода оставила Екатерина II, период правления (1762 — 1796).

Однако в России по-прежнему господствовал крепостной строй. Крестьяне влачили жалкое существование, что явилось причиной целого ряда восстаний. Наиболее крупное выступление - восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773 - 1775), было подавлено со стороны Екатерины II, сам Пугачев был казнен.

Внешняя политика России.

В период правления Екатерины II Россия добилась ряда крупных успехов во внешней политике. Так, победа над Турцией в Русско-турецкой войне завершилась подписанием выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

В соответствии с ним Россия завоевала право на строительство военного флота на берегу Черного моря.

Также российские торговые корабли получили право беспрепятственно проходить через черноморские проливы, ведущие в Средиземное море. В 1783 году Россия разгромила войско Крымского ханства. Крым был присоединен к Российской империи.

В 1791 - 1795 годах к России была присоединена и часть Речь Посполиты (государства, основанного в результате союза Польского королевства и Великого Литовского княжества).

Рекрут - солдат-новобранец большей частью из крестьян, также посадских людей в царской России.
Розничная торговля - продажа товара в розницу, т.е. штучно или небольшого веса.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Образование в Российской империи - образование, существовавшее в России в период с XVIII века до момента распада Российской империи в 1917 году.

В дореволюционный период в России действовала система научной и педагогической аттестации, созданная в результате заимствования регламентов европейских, прежде всего немецких , университетов .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

    XIX век

    К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

    При Александре I (1801-1825 гг.)

    Появились первые привилегированные средние университетские заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский , в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский.

    При Николае I (1825-1855)

    При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

    В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

    В 1828 г. - школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

    1. для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
    2. для средних сословий, то есть мещан и купцов - трёхклассные училища (геометрия, география, история).
    3. для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

    В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

    В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

    Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

    В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем , начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

    В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

    Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. - Архитектурное училище, а в 1832 г. - Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия , Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

    При Александре II (1855-1881)

    В то же время Миронов указывает на то, что «сдвиги в отношении народа к грамотности в конце XIX в. наметились, прежде всего в среде городского населения и рабочих», хотя и признаёт, что «умение учиться по книгам, руководствоваться прочитанным и усвоенным в своем поведении развивалось медленно и к 1917 году стало внутренней потребностью у меньшинства населения» .

    Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2-3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей. (c. 62,89)

    С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование (c.25): «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковно-приходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)». [там же, с.62].

    После революции 1905-1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906-1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г на рассмотрение выносится законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая г., согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование Это сыграло очень большую роль в развитии системы образования в России. Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании принят не был. Позже в 1910 году, было установлено 4-летнее обучение для всех начальных школ.

    Обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось несколько раз, и затянулось вплоть до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет окончательно отклонил законопроект о всеобщем обучении.

    Распространено мнение, что в масштабах всей России разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне. - однако, это не так: рамочный закон о начальном школьном образовании (о резком увеличении финансирования) был подписан 3 мая 1908 г. Николаем II, а в дальнейшем разногласия между Гос.думой и Госсоветом состояли в том, что Госсовет настаивал на увеличении финансирования (выше предложенного Гос.думой) без указания сроков перехода на всеобщее образование, а Гос.дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет), но считала при этом, что увеличения финансирования выше ею предложенного (10 млн руб. в год) не требуется . При этом, те же современные критики этого закона пишут [ ] : «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917года

    «Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г. Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98 % действительного количества таких школ. Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения - 59682; Духовного ведомства - 37922; прочих ведомств - 2691.

    В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85 %. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9 % всего населения, то оказывается, что лишь около 43 % всех детей посещало в 1911 г. начальную школу »…

    Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11 %) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет. (с. 190).

    Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) - 59907, составляло 61 % всего установленного переписью количества таких же школ (98204). Расход же на содержание составлял 64 % общего по Империи расхода. Эти цифры свидетельствуют о крупной роли земств в деле насаждения начального обучения. Иэ 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских поселений включено в уездные земские сети."

    «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства» (с. 193).

    Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» С. 187-188 СПб., 1912

    К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек.

    По данным Николая Ерофеева расходы на образование на душу населения по сравнению с развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции - 2 р. 11 к., в Германии - 1 р. 89 к., а в России - 21 копейку. Однако данная оценка (21 копейка на душу населения в 1914 году) представляется явно заниженной. Согласно данным приведенным Питиримом Сорокиным (Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008. с.285-286) бюджет Министерства народного просвещения в 1914 году составлял 142 736 000 рублей, общий расход всех министерств на образование составлял 280-300 миллионов рублей, а расход городов и земств приближался к 360 миллионам рублей. Таким образом общий расход на образование составлял около 640 миллионов рублей. Таким образом расходы на образование на душу населения в Российской Империи в 1914 году были не меньше, чем 3 рубля 70 копеек.

    К1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений , из них:

    • 80801 ведомства МНП,
    • 40530 ведомства православного исповедания
    • 2414 других ведомств.

    Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %).

    Однако, в европейской части России ситуация была гораздо лучше: исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к выводам, что, цитирую : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах) ».

    Средние учебные заведения МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий −441, прогимназий - 29, реальных училищ - 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.

    Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы. По данным А.Е.Иванова в 1913/1914 году в государственных, общественных и частных высших школах обучалось 123532 студента (из них 71379 - в государственных вузах). В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. Таблица №28, с.254)

    В государственных высших учебных заведениях училось:

    • Университеты −10 (35 695 учащихся)
    • Юридические - 4 (1036 учащихся)
    • Востоковедение - 3 (270 учащихся)
    • Медицинские - 2 (2592 учащихся)
    • Педагогические - 4 (894 учащихся)
    • Военные и военно-морские - 8 (1182 учащихся)
    • Богословские - 6 (1085 учащихся)
    • Инженерно-промышленные - 15 (23329 учащихся)
    • Земледельческие - 6 (3307 учащихся)
    • Ветеринарные - 4 (1729 учащихся)
    • Художественные - 1 (260 учащихся)

    Подробнее: Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154, 254.

    Как докладывал министр просвещения П. Н. Игнатьев в 1916 году:

    Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек - существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.

    Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40 % общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания… Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г, то есть с открытием Новороссийского университета, так как учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

    Из «Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.

    Доказывать, нехватку профессиональных специалистов и необходимость создания новых высших учебных заведений Министра просвещения заставило то обстоятельство, что Николай II в апреле 1912 г., перед особым совещанием и Советом Министров «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с неё вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание». Д. Л. Сапрыкин (в работе, не прошедшей процедуру апробации и не имеющей рецензентов, по сути, являющейся изложением взглядов автора, а не научным текстом) дополняет этот эпизод следующими сведениями (44-46):

    … данное решение (1912г) являлось одним из первых опытов системного кадрового планирования в масштабах всей страны и опиралось на оценку потребностей Российской Империи в кадрах, осуществленной министерством Л. А. Кассо (последний действительно считал необходимым ограничить рост университетского образования). При следующем министре (П. Н. Игнатьеве) предыдущие оценки были пересмотрены. … После соответствующего доклада министра Николай II пересмотрел предыдущее решение и санкционировал введение новых факультетов в Саратовском и Томском университетах, создание новых университетов (в Ростове-на-Дону, Перми, Иркутске и Нижнем Новгороде) и ряда других высших учебных заведений университетского типа (этот эпизод подробно описан П. Н. Игнатьевым на с.127-128 его мемуаров). При этом Николай II всегда подчеркивал именно необходимость опережающего развития техники и технического образования… Достижения российской техники в военный и послевоенный период, быстрое приращение «военно-технического потенциала» были бы невозможны, если бы за два десятилетия, предшествовавшие большой войне в Российской империи не был бы создан соответствующий «образовательный потенциал». Накануне Первой мировой войны в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без медицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было ещё меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов такого рода. Уровень их подготовки был примерно такой же как у европейских коллег, свидетельством этого является, между прочим, успешная карьера многих русских инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические школы Западной Европе и Америке (достаточно упомянуть И. И. Сикорского, С. П. Тимошенко, В. К. Зворыкина, В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина).

    Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009), с.44-46

    Учебные заведения в России до 1917 года

    • Военно-учебные заведения - военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведение в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
    • Волостные училища - начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
    • Воскресные школы - частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX - начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
    • Высшие начальные училища - занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 года - городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища.
    • Высшие женские курсы - высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
    • Гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утверждённым в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии .
    • Православные духовные академии - высшее православные учебные заведения. Московская духовная академия - первое в России высшее учебное заведение, открытое в

    Вместе с распадом Российской империи большинство населения предпочло создать самостоятельные национальные государства. Многим из них так и не было суждено остаться суверенными, и они вошли в состав СССР. Другие были включены в состав советского государства позднее. А какой же была Российская империя в начале XX века?

    К концу XIX века территория Российской империи - 22,4 млн км 2 . Согласно переписи 1897 года, население составляло 128,2 млн человек, в том числе население Европейской России - 93,4 млн человек; Царства Польского - 9,5 млн, - 2,6 млн, Кавказского края - 9,3 млн, Сибири - 5,8 млн, Средней Азии - 7,7 млн человек. Проживало свыше 100 народов; 57 % населения составляли нерусские народы. Территория Российской империи в 1914 году делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывался 931 город. Часть губерний и областей была объединена в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское и Финляндское).

    К 1914 году протяженность территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 версты (4675,9 км) и с востока на запад - 10 060 верст (10 732,3 км). Общая длина сухопутных и морских границ - 64 909,5 версты (69 245 км), из которых на долю сухопутных границ приходилось 18 639,5 версты (19 941,5 км), а на долю морских - около 46 270 верст (49 360,4 км).

    Все население считалось подданными Российской империи, мужское население (от 20 лет) присягало на верность императору. Подданные Российской империи делились на четыре сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное «состояние» (инородцы). Гербом Российской империи являлся двуглавый орел с царскими регалиями; государственным флагом - полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами; государственным гимном - «Боже, царя храни». Государственный язык - русский.

    В административном отношении Российская империя к 1914 году делилась на 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов и в Финляндии - на 51 приход. Уезды, округа и приходы, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки (всего 2523), а также 274 ленсманства в Финляндии.

    Важные в военно-политическом плане территории (столичные и приграничные) были объединены в наместничества и генерал-губернаторства. Некоторые города были выделены в особые административные единицы - градоначальства.

    Еще до преобразования Великого княжества Московского в Русское царство в 1547 году, в начале XVI века, российская экспансия начала выходить за пределы своей этнической территории и начала вбирать в себя следующие территории (в таблице не указаны земли, утраченные до начала XIX века):

    Территория

    Дата (год) присоединения к Российской империи

    Факты

    Западная Армения (Малая Азия)

    Территорию уступили в 1917-1918 годах

    Восточная Галиция, Буковина (Восточная Европа)

    В 1915 году уступлена, в 1916-м частично отвоевана, в 1917 году потеряна

    Урянхайский край (Южная Сибирь)

    В настоящий момент в составе Республики Тывы

    Земля Франца-Иосифа, Земля Императора Николая II, Новосибирские острова (Арктика)

    Архипелаги Северного Ледовитого океана, закреплены как территория России нотой МИД

    Северный Иран (Средний Восток)

    Потерян в результате революционных событий и Гражданской войны в России. В настоящее время принадлежит государству Иран

    Концессия в Тяньцзине

    Потеряна в 1920 году. В настоящее время город центрального подчинения КНР

    Квантунский полуостров (Дальний Восток)

    Потерян в результате поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов. В настоящее время провинция Ляонин, КНР

    Бадахшан (Средняя Азия)

    В настоящее время Горно-Бадахшанская АО Таджикистана

    Концессия в Ханькоу (Ухань, Восточная Азия)

    В настоящее время провинция Хубэй, КНР

    Закаспийская область (Средняя Азия)

    В настоящее время принадлежит Туркмении

    Аджарский и Карсско-Чилдырский санджаки (Закавказье)

    В 1921 году уступлены Турции. В настоящее время Аджарская АО Грузии; илы Карс и Ардахан в Турции

    Баязетский (Догубаязитский) санджак (Закавказье)

    В том же, 1878, году уступлен Турции по итогам Берлинского конгресса

    Княжество Болгария, Восточная Румелия, Адрианопольский санджак (Балканы)

    Упразднены по итогам Берлинского конгресса в 1879 году. В настоящее время Болгария, Мраморноморский регион Турции

    Кокандское ханство (Средняя Азия)

    В настоящее время Узбекистан, Киргизия, Таджикистан

    Хивинское (Хорезмское) ханство (Средняя Азия)

    В настоящее время Узбекистан, Туркмения

    включая Аландские острова

    В настоящее время Финляндия, Республика Карелия, Мурманская, Ленинградская области

    Тарнопольский округ Австрии (Восточная Европа)

    В настоящее время Тернопольская область Украины

    Белостокский округ Пруссии (Восточная Европа)

    В настоящее время Подляское воеводство Польши

    Гянджинское (1804), Карабахское (1805), Шекинское (1805), Ширванское (1805), Бакинское (1806), Кубинское (1806), Дербентское (1806), северная часть Талышского (1809) ханства (Закавказье)

    Вассальные ханства Персии, захват и добровольные вхождения. Закреплены в 1813 году договором с Персией по итогам войны. Ограниченные автономии до 1840-х годов. В настоящее время Азербайджан, Нагорно-Карабахская Республика

    Имеретинское царство (1810), Мегрельское (1803) и Гурийское (1804) княжества (Закавказье)

    Царство и княжества Западной Грузии (с 1774 года независимые от Турции). Протектораты и добровольные вхождения. Закреплены в 1812 году договором с Турцией и в 1813 году договором с Персией. Самоуправление до конца 1860-х годов. В настоящее время Грузия, края Самегрело-Верхняя Сванетия, Гурия, Имеретия, Самцхе-Джавахетия

    Минское, Киевское, Брацлавское, восточные части Виленского, Новогрудского, Берестейского, Волынского и Подольского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

    В настоящее время Витебская, Минская, Гомельская области Белоруссии; Ровенская, Хмельницкая, Житомирская, Винницкая, Киевская, Черкасская, Кировоградская области Украины

    Крым, Едисан, Джамбайлук, Едишкуль, Малая Ногайская Орда (Кубань, Тамань) (Северное Причерноморье)

    Ханство (с 1772 года независимое от Турции) и кочевые ногайские племенные союзы. Аннексия, закреплена в 1792 году по договору в результате войны. В настоящее время Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым и Севастополь; Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская области Украины

    Курильские острова (Дальний Восток)

    Племенные союзы айнов, приведение в российское подданство, окончательно к 1782 году. По договору 1855 года Южные Курилы в Японии, по договору 1875 года - все острова. В настоящее время Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский городские округа Сахалинской области

    Чукотка (Дальний Восток)

    В настоящее время Чукотский автономный округ

    Тарковское шамхальство (Северный Кавказ)

    В настоящее время Республика Дагестан

    Осетия (Кавказ)

    В настоящее время Республика Северная Осетия - Алания, Республика Южная Осетия

    Большая и Малая Кабарда

    Княжества. В 1552-1570 годах военный союз с Русским государством, в дальнейшем вассалы Турции. В 1739-1774 годах по договору - буферное княжество. С 1774 года в российском подданстве. В настоящее время Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика

    Инфлянтское, Мстиславское, большие части Полоцкого, Витебского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

    В настоящее время Витебская, Могилёвская, Гомельская области Белоруссии, Даугавпилсский край Латвии, Псковская, Смоленская области России

    Керчь, Еникале, Кинбурн (Северное Причерноморье)

    Крепости, от Крымского ханства по договору. Признаны Турцией в 1774 году по договору в результате войны. Крымское ханство получило независимость от Османской империи под покровительством России. В настоящее время городской округ Керчь Республики Крым России, Очаковский район Hиколаевской области Украины

    Ингушетия (Северный Кавказ)

    В настоящее время Республика Ингушетия

    Алтай (Южная Сибирь)

    В настоящее время Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская, Кемеровская, Томская области России, Восточно-Казахстанская область Казахстана

    Кюменигордский и Нейшлотский лен - Нейшлот, Вильманстранд и Фридрихсгам (Прибалтика)

    Лен, от Швеции по договору в результате войны. С 1809 года в российском Великом княжестве Финляндском. В настоящее время Ленинградская область России, Финляндия (область Южная Карелия)

    Младший жуз (Средняя Азия)

    В настоящее время Западно-Казахстанская область Казахстана

    (Киргизская землица и др.) (Южная Сибирь)

    В настоящее время Республика Хакасия

    Новая Земля, Таймыр, Камчатка, Командорские острова (Арктика, Дальний Восток)

    В настоящее время Архангельская область, Камчатский, Красноярский край

    В 1721 году Россия становится империей в результате окончания Северной войны(со Шведами).

    Отвоеваны северные земли и выход к морю. По договору 1721 побережье Балтийского моря отходило России. Петр 1 торжественно принимает на себя титул императора.

    Петр понимал гос-во как организацию, которая должна служить высшему идеалу, а именно общественному благу.

    Пётр I предпринял целый ряд реформ. Им была проведена реформа 1)государственного управления, 2)преобразования в армии, 3)был создан военный флот,4) была осуществлена реформа церковного управления 5)Появились новые подходы к образованию. Появилось множество новых учебных учреждений. 6) Были созданы новые типографии 7) Сформирована система абсолютной монархии.

    В 1703 г. был основан Санкт-Петербург, а в 1712 г. он стал столицей государства вместо Москвы.

    Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.

    В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма.

    Европеизация русской жизни коснулась только дворянства, жителей городов. Крестьяне продолжают жить патриархальной жизнью

    Пытался привлечь в гос-венной деятельности одаренных людей. Новации просуществовали недолго. В эпоху дворцовых переворотов многое было забыто.

    Эпоха дворцовых переворотов - поочерёдный захват власти в XVIII веке различными представителями династии Романовых в условиях отсутствия чётких правил наследования престола. В это время сменилось множество правителей и почти все из них были свергнуты в результате переворотов.

    Екатерина Великая является лидером среди всех российских императоров по продолжительности жизни и сроку правления. Период её правления часто считают «золотым веком» Российской империи.

    При ней Российская империя значительно расширилась за счёт победоносных войн с Турцией за выход к Чёрному морю и разделов Польши.

    Дворяне получили крупные привилегии.

    1785 –Екатерина 2 подписывает жалованную грамоту «о вольности дворянства», по которой дворяне освобождаются от налогов, телесных наказаний и получают права создавать свои организации (дворяне в своем узком кругу сами решали свои вопросы) .

    К концу 18 в дворянство стало привилегированным сословием. Становится опорой российского самодержавия.

    Продолжает сохраняться крепостное право, издаются указы, ухудшающие положение крестьян. Крепостное право становится основным тормозом для дальнейшего развития гос-ва.

    Билет № 4

    Социально-экономическое положение России в первой половине XIX века.


    К середине XIX века территория российской империи достигла 18 млн. км 2 , население - 74 млн. человек. В административном отношении страна делилась на 47 губерний и 5 областей в начале века, 69 губерний и областей в середине XIX века. Сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в экономическом развитии страны, для которого были характерны экстенсивные формы хозяйствования. С 1802-1860 гг. площадь посевов увеличилась с 38 до 53 млн. десятин. В целом по стране преобладали так называемые «серые» хлеба: рожь, овес, ячмень. С 40-х годов расширяются посевы картофеля, который из огородной культуры постепенно становиться полевой. Животноводство в основном сохраняло натуральный характер. По данным ревизии 1833 года в России насчитывалось 127,1 тысяч дворянских семей, из которых владели крепостными 109.3 тыс.

    В 1 половине XIX века началось социальное расслоение крестьянства – в крестьянской среде появились ростовщики, скупщики, торговцы и предприниматели. Показателем проникновения капиталистических отношений в сельское хозяйство стала покупка и аренда земли крестьянам. С 1801 по 1858 гг. 269 тыс. государственных крестьян приобрели в собственность свыше 1,1 млн. десятин земли. Помещичьим крестьянам восьми центрально-промышленных губерний было куплено на имя помещика до 240 тыс., а удельным – около 140 тыс. десятин.

    Что касается развития промышленности, то 2/3 объема промышленного производства приходилось на мелкую промышленность, тесно связанную с крестьянскими промыслами. Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистических мануфактур и начинявшегося перерастания мануфактур в фабрики.

    Увеличивается применение вольнонаемного труда на мануфактурах. Во 2-й трети XIXвека начинается переход от капиталистической мануфактуры к капиталистической фабрике. Источником вольнонаемной рабочей силы до отмены крепостного права были помещичьи и государственные крестьяне, вышедшие на оброк

    В 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.

    В 1722 г. последовало издание "Табели о рангах", разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так, господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

    Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась "душа мужского пола". Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в "ревизские списки" и было обязано платить ежегодно денежный налог подушную подать. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все "вольные гулящие люди" были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали.

    Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами в 1721 г. был создан Главный магистрат. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, оставались сословными группами феодального общества.

    Петр I издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. В том же 1724 г. была проведена попытка в один день искоренить нищенство в России. Всех больных и увечных ведено было переписать и направить в богадельни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место жительства.

    Так, при Петре сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.

    Государственное устройство. Рационалистические идеи достижения "общего блага", "государственного интереса" руководили действиями Петра. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти.

    В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. "Император Всероссийский, -- записано в Воинском регламенте, -- есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Еще в 1704 г. был создан Кабинет личная царская канцелярия.

    В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл "оком государевым". Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I.

    В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Для них построили специальное здание (ныне его занимает Петербургский университет). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел внешними сношениями, Военная -- сухопутными вооруженными силами. Адмиралтейская флотом. Камер-коллегия сбором доходов, Штатс-коллегия расходами государства. Вотчинная дворянским землевладением. Мануфактур-коллегия промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск). Соляная контора, Медный департамент. Межевая канцелярия.

    Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода знаменовало еще один шаг на пути подчинения церкви государству. Еще в 1700 г. после смерти патриарха Адриана новый глава церкви не был избран, а был назначен местоблюститель патриаршего престола. А в 1721 г. должность патриарха главы русской церкви была упразднена, практически была отменена тайна исповеди. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику обер-прокурору. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев.

    С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую. Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

    Таким образом, сложилась единая дня всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников. Только в органах центральных учреждений на конец петровского царствования их насчитывалось более 3 тыс. человек. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата.

    Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

    Армия и флот. При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. С 1705 г. в стране быта введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием. Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий, создан флот.

    Русская сухопутная армия к концу петровского царствования насчитывала около 200 тыс. человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100 тыс. давало казачество. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.

    В 1722 г. Петр I издал "Устав о наследовании престола", по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к государственной измене. Издание указа было связано с личной трагедией Петра конфликтом с сыном от первого брака Алексеем и стремлением царя-реформатора неуклонно идти путем преобразований.

    От второй жены, Екатерины Алексеевны (Марты Скавронской дочери латышского крестьянина, с которой он обвенчался в 1712 г.) родились одиннадцать детей. Однако к моменту кончины Петра в живых остались только три дочери (Анна, Елизавета и Наталья). Вопрос о наследнике престола так и остался открытым.

    Значение реформ. Петр I Великий одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России.

    Реформы первой четверти XVIII в. неотделимы от личности Петра I выдающегося полководца и государственного деятеля. В своих решениях он опирался на тогдашний уровень знаний об обществе, руководствуясь идеями "общей пользы", "государственного интереса", наиболее полно реализовавшимися в доктрине абсолютистского государства. В условиях крепостнической России он реализовал эти идеи напористо, с размахом, не считаясь порой с личными интересами подданных. Царь все время находился в движении создавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, руководил военными действиями.

Поделиться