Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида города Тюмени
Автор: заместитель заведующего
МАДОУ д/с № 83
Никитина Светлана Владимировна,
Тюмень, 2014 год
Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему:
«Жаворонки прилетите, Весну — красну принесите!»
Программное содержание игры:
Познакомить детей с русскими народными традициями встречи весны — праздником прилета птиц — Сороками.
Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из целого кусочка солёного теста, раскатывая его в толстый жгутик, крылья и хвостик делать при помощи надрезов теста стекой.
Скачать полный конспект
Закреплять умение украшать свои изделия методом углублённого рельефа, использовать для украшения дополнительный природный материал.
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус и желание экспериментировать с материалами.
Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, любовь и бережное отношение к птицам родного края.
Оборудование и материалы:
Солёное тесто, зёрна различных круп (греча, горох, чечевица), стеки, печатки, доски для лепки, салфетки, маски перелётных птиц, рисунок с изображением жаворонка и других птиц, 4 снежка, «волшебная» палочка.
Музыкальное сопровождение: «Звуки весеннего леса», «Весеннее пение птиц», «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, Э. Григ «Весна».
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание пословиц о перелётных птицах, заучивание закличек, наблюдения за птицами во время прогулок.
Оформление группы:
Группа оформлена в виде весеннего леса.
Примечание: Игра проводится 22 марта
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!».
Воспитатель: «Ребята, вы хотите, стать помощниками Весны?»
Дети: Да!!!
Получив согласие от детей, воспитатель прикрепляет детям на грудь эмблему с надписью «Помощник Весны».
Воспитатель: «Но как же нам быть? Как расколдовать Весну?»
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: «Кажется, я знаю, что нам делать! Давайте отправимся в лес, полный тайн и чудес, там мы обязательно найдём ответ на наш вопрос. Но можем ли мы вот так, одетыми лишь в лёгкую одежду, пойти в лес?»
Дети: Нет! Ведь сейчас в лесу ещё холодно. Хоть и наступил март, но в лесу много снежных сугробов.
Воспитатель: «Правильно, на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте сначала оденемся и тогда сможем отправиться в путь».
Дети с педагогом имитируют одевание.
Воспитатель: «Молодцы! Всё готовы?»
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились
И в весеннем лесу очутились.
Звучит фонограмма весеннего леса.
Воспитатель: «Ну вот, мы и попали в лес. Пойдёмте, ребята тихо, на носочках, чтобы коварная ЗИМА не услышала нас. Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними. Дальше перед нами глубокая яма — перепрыгнем через нее. Будьте внимательны, впереди большой сугроб, обойдем его».
Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его.
Воспитатель: «Мы с вами попали на лесную полянку. Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой!»
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?»
Дети: «Весна».
Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).
Воспитатель: «Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?»
Воспитатель: «Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться».
Дети находят следующий снежок.
Воспитатель: «Ребята, это очень необычный снежок. На нём написано странное слово «ЗАКЛИЧКИ». Интересно, что оно значит?» (выслушивает ответы детей).
Воспитатель: «В старину весну люди очень ждали, пели для неё песни-веснянки, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись. Давайте и мы с вами вспомним весенние заклички. Становитесь в кружок».
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным»
Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок.
Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. «Матушка-весна всем людям красна», «Весна все оживит». А еще про весну говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»
Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».
Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте её на голову».
Воспитатель: «Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?»
Дети называют своих перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом:
«Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца».
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились,
В перелётных птиц все превратились.
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Птицы быстро закружились,
И в детей все превратились.
Воспитатель: «Надо нам, ребята, поскорее на полянку выбираться».
Дети находят полянку со снежком, на нём написано число 22. Воспитатель предлагает детям присесть, немного отдохнуть на полянке.
Воспитатель: «Это задание сложное, но я догадалась, что значит это число 22. Я вам немного помогу. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки». По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек — жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой.
Дети бегали по улице с испеченными птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали по всюду крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». Мягкие булочки подвешивали к окошку на ниточках, прикрепляли к веткам деревьев, дарили своим близким.
Воспитатель: «Подумайте, дети, почему люди пекли именно жаворонков?»
Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».
Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».
Воспитатель: «Вам, ребята, необходимо сейчас выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка».
Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»
Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».
Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком».
Воспитатель: «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, прошли все испытания. А это значит, что колдовские чары Зимы исчезли, и Весна – красна обязательно придёт в наш край»!
Звучит нежная весенняя мелодия.
Воспитатель: «Слышите, кажется, это она ступает по земле своими невесомыми шагами. А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков. А для этого нам нужно вернуть в нашу группу и превратиться в того, кто хлеб печёт. В кого?»
Дети: В пекарей!
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Дети в группе очутились,
В пекарей все превратились.
Воспитатель приглашает детей к своему столу.
Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим. Как вы думаете для чего?»
Дети: «Маленькую часть оставим для украшения птички».
Воспитатель: «Из большого куска раскатаем валик. С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев сделаем клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку. С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу (воспитатель сопровождает свои слова показом)».
Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (воспитатель показывает варианты украшения с жаворонков).
Воспитатель предлагает перед началом работы размять пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»
Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.
«Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет».
Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом.
Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков».
Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.
Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т. д.
Воспитатель: «Как вы думаете, дети, что мы можем сделать с нашими жаворонками?»
Дети: Мы можем подарить их своим родителям, можем оставить для украшения группы, можем вынести на улицу и спеть заклички!
Воспитатель предлагает детям нескольких жаворонков вынести на улицу, чтобы по древнему обычаю позвать Весну – красну в гости. Если ребятам захочется подарить жаворонком родителям, то можно предложить детям из оставшегося теста в вечернее время слепить птичек в подарок своим близким.
Дети идут мыть руки и одеваться на улицу.
Во время прогулки
Воспитатель с детьми укладывают жаворонков на высокий сугроб, а сами становятся вокруг них и читают заклички.
Программные задачи:
Образовательные.
- Актуализировать знания детей о смене времен года, о приметах весны.
- Расширить знания детей о птицах.
Развивающие.
- Продолжать развивать у детей: логическое мышление, фонетический слух, внимание.
- Формировать умение работать с пластичным материалом.
Воспитательные.
- Создать эмоциональный настрой детей.
- Воспитывать бережное отношение к птицам и природе в целом.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность.
Ход.
Незаметно для детей включается запись пения птиц.
Дети : Что это?
Воспитатель: Не знаю. Кто-то поет.
Дети: Мы знаем, это птицы поют.
Воспитатель : Да, верно, давно их не было слышно. Интересно, а почему они раньше не пели?
Дети: Потому что зима была.
Воспитатель: Ну и что? Почему они зимой не могут петь так?
Дети: Потому что им холодно.
Воспитатель : А сейчас разве не зима.
Дети : Нет, весна пришла!
Воспитатель: А откуда вы знаете, что пришла весна?
Дети: Расцвели цветы, на деревьях появились почки, на улице стало тепло и т.д.
Воспитатель : Совершенно верно. А знаете ли вы, какие птицы самыми первыми прилетают в родные края?
Ответы детей.
Воспитатель: Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку грача крупным планом и репродукцию А.К. Саврасова «Грачи прилетели»). Они прилетают, когда на земле еще лежит снег и только, только начинают появляться первые проталины. Это очень хорошо изобразил знаменитый русский художник А.К. Саврасов его картина так и называется «Грачи прилетели».
Рассматривают картину.
Воспитатель : После грачей, вторыми прилетают скворцы (показ картинки скворца). Для них люди изготавливают специальные домики. Как они называются?
Дети : Это скворечники.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, какую птицу считают настоящим предвестником весны, после ее возвращения все птицы прилетают в родные края?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте послушаем пение этой птички.
Слушают аудиозапись пения жаворонка.
Воспитатель : Понравилось вам пение птицы?
Дети: Да, красиво поет.
Воспитатель : А зовут эту птицу жаворонок (показ картинки). Какую птичку знакомую вам он напоминает?
Дети: Он на воробья похож, только чуть-чуть больше.
Воспитатель: Совершенно верно. Живет жаворонок в основном в степи, на полянках, редко на опушке леса. Гнездо вьет в небольшой ямке в траве, которую сам роет. Поет он обычно на лету, питается, подбирая корм с земли и склевывая его с низких растений, куда можно дотянуться клювом. Добытая жаворонками пища состоит почти исключительно из насекомых, а также семян сорняков и падалицы культурных растений. Съедая, семена сорняков он очень помогает культурным растениям. Жаворонок всегда был любим и почитаем на Руси, о нем сложено много песен и стихов:
«Жаворонок»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Воспитатель: С жаворонком связаны многие народные приметы, ему посвящены народные праздники. Существует древняя легенда, по которой в жаворонков превратились души сорока христиан-мучеников, казненных, но не отрекшихся от своей христианской веры. С тех пор считается, что если ко Дню Сорока мучеников, который отмечается на Руси 22 марта, прилетят жаворонки, год будет удачным, урожай хорошим, лен длинным! В народе этот праздник называют попросту — Сороки, считается, что в этот день прилетает сорок птиц, и впереди всех летит жаворонок.
Накануне этого праздника в деревнях пекли «жаворонков», на утро — раздавали детям и те, своими песнями, зазывали настоящих жаворонков, кликали весну: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела, весь хлеб у нас поела».
Воспитатель: А хотите сами слепить из теста жаворонков и испечь их?
Ответы детей.
Воспитатель показывает детям тесто, из которого они будут лепить жаворонков. Дети моют руки, одевают фартуки и колпаки (косынки) на голову и по объяснению воспитателя лепят жаворонков.
Способ лепки жаворонка: (тесто, мука).
1. Небольшой кусочек теста разминают в форму прямоугольника.
2. Завязывают его узелком, так чтобы получилось два хвостика.
3. Один хвостик оставляют прямоугольным.
4. Из второго хвостика лепят голову жаворонка в форме шара и вытягивают небольшой клюв.
5. На хвостике, который остался прямоугольником, делают небольшие надрезы вдоль него.
Жаворонков относят на кухню и выпекают.
Продолжение этой деятельности можно использовать на прогулке, где дети зазывают жаворонков.
Используемые источники информации:
1. http://florofauna.ru/birds/gavoronock.php.
2. http://days.pravoslavie.ru/Life/life598.htm.
Интеграция образовательных областей:
социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, здоровье.
Цели:
Образовательные:
1. Через загадки, стихи, заклички обобщить знания детей о весне, птицах.
2. Учить понимать образный смысл загадок.
3. Закрепить умение выразительно читать стихотворения.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
2. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам.
3. Формировать интерес к традициям русского народа.
Развивающая:
Развивать творческие способности детей, артистизм.
Ведущий :- Ой вы красны девицы и добры молодцы!
Всех без исключенья зову на представление!
Будем зиму провожать, а Весну встречать!
Идёт матушка весна – отворяйте ворота.
Вот и первым март пришёл,
Всех друзей с собой привёл.
А за ними и апрель, растворяй по шире дверь
А потом придёт и май
Сколько хочешь ты гуляй.
Под русскую народную мелодию « Ой, бежит ручьем вода » дети, взявшись за руки, входят хороводным шагом и становятся полукругом.
Ведущая:
Растаял снежок, оживает лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(весной)
На празднике нашем
Споем и попляшем.
О том, как весна
К нам приходит, расскажем.
1-Ребенок: Если снег везде растаял,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
2-Ребенок: Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,
Значит, к нам пришла весна.
3-Ребенок: Если солнце зарумянит
Наши щёчки докрасна,
Нам ещё приятней станет,
Значит, к нам пришла весна.
Песня "Перед весной" .
Ведущий: А теперь мы все вместе поиграем в «Золотые ворота»
Игра: «Золотые ворота».
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
« Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Ведущий- Весна идет, торопиться. Встречали Веснушку- Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола.
А ещё говорили: «»Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю.
Мы здесь сегодня собрались, чтобы узнать всё про весну, про птиц!
1-Ребёнок
: Снова стаей прилетели
Соловьи из-за морей
На земле от звонких трелей
Стало сразу веселей.
2-ребёнок:
Оживает вся природа
Пенье птиц, то там, то тут?
Розовато-белым цветом
Всюду яблони цветут.
Ведущий: Дети, птицы весной покидают теплые края и возвращаются к нам. Первая из которых- жаворонок. В старину отмечали праздник Сороки, посвященный прилету первой птички. В этот праздник пекли из пресного теста фигурки жаворонков. Утром дети насаживали печеных жаворонков на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и пели песни. Закличка весны про жаворонков
Но есть еще и другие птицы, которые прилетают к нам из теплых стран. Вот послушайте мои загадки и отгадайте, что это за птицы.
Загадки:
1. Всех прелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач)
2. В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать (кукушка)
3. Мы построили вдвоем,
Для гостей весенних дом,
А верней сказать - дворец.
Прилетай сюда… (скворец)
4 . Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях кочует - пшено ворует… (воробей)
5. Кто в беретке ярко - красной
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Ребенок: Ярче лучики сияют
И земельку согревают,
Зеленеют стебельки,
Расцветают все цветки.
Из-за моря вереницей
Поскорей вернулись птицы.
Ведущий:
Птицы вестники пробуждения природы, каждый год, пролетая через высокие горы, моря и океаны, они приносят на своих крыльях весну
Пальчиковая игра «Герасим – грачевник»
Ах, грач на горе - (показ руками горы над головой)
Знать, весна на дворе! (разводят руки в стороны и опускают)
Голубочки, голубочки, (взмахи кистями рук)
Принесите по клубочку (вращают кулачками вправо - влево)
Кукушки, кукушки, (взмахивают кистями рук)
Принесите по катушке (вращают кулачками перед грудью)
Чечетки, чечетки, (взмахивают кистями рук)
Принесите всем по щетке (потирают ладонями друг о друга)
А синицы – молодицы, (взмахивают кистями рук)
Принесите всем по спице! (покачивают указательными пальцами)
Жаворонки, прилетите, (взмахивают кистями рук)
Весну – красну принесите! (протягивают руки вперед)
Ведущий: Ой, ребята, кажется к нам летит первый гость. Интересно, кто же это? Давайте попробуем отгадать:
Эта черная весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Эта весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Появляется ребенок в костюме грача.
Грач:
Я - чёрная проворная птица,
Которая с юга к вам мчится
«Крак-крак-крак! » - прокричу,
Все поля облечу.
Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.
Ведущий : Вы знаете, есть даже такая примета: "Если грач на горе, то весна на дворе" а еще говорят: «Увидел грача - весну встречай".
Ведущий : Ребята, а к нам еще гость летит, торопится. Давайте отгадаем, кто он:
Птицы мы. У нас есть крылья, хвост и носик.
Мы весну – красну на крыльях вам приносим.
Глядя в небо, ваши матери, отцы
Говорят: “ Летят. ” (скворцы)
Песня про скворца?
Появляется ребенок в костюме скворца.
Скворец:
Я - скворец!
Веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке.
К вам весной прилетаю,
Сразу домик обживаю.
Инсценировка.
Скворец:
Здравствуй, птичка – невеличка. Здравствуй, добрая синичка!
Грач:
Здравствуй, дятел, наш приятель, Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел:
Расскажите птицы, Где вы побывали? Расскажите птицы, что вы повидали?
Скворец:
В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нету.
Грач:
Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны
Под деревьями вьются лианы,
Там кокосы растут и бананы
Дятел:
Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили,
В странах незнакомых.
Скворец:
Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Синичка:
Вы бы с нами поиграли,
Мы вас очень, очень ждали!
Грач:
Чтобы было интересней,
Мы споем сейчас все вместе.
Песня Весна
Ведущий : (берет с подоконника конверт)
Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Ведущий: Ребята, вам хочется узнать от кого пришло письмо?
(Достает письмо и читает.)
Здравствуйте, ребята!
Зиму вы уже прогнали,
А меня еще не звали.
Я пробудилась ото сна.
Спешу на песен зов! Весна.
Дети произносят заклички о весне:
1-Ребенок : Приди, весна. Приди краса.
С шелковой травою,
С жемчужною росою,
С теплым солнышком,
С вкусным зернышком!
2-Ребенок : Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
поют все
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».
Песня «Приди, весна!» - слова Чадовой, музыка Лукониной.
Ведущий : Ребята, кого мы звали?
Дети : Весну – красну.
Ведущий : Какие признаки весны вы знаете?
Признаки весны
Веснянка « Как-кап, динь-динь-динь»
Ведущий: Скажите, какие самые первые цветы появляются весной? (подснежники)
Игра «Собери подснежник» или «Кто больше соберет подснежников на полянке»
(В это время звучит пьеса П. Чайковского «Подснежник»)
Ведущий: Ребята давайте вспомним весенние месяцы! Вдруг, весна нас спросит!
( Дети называют месяцы, вывешиваются карточки с названиями )
Ребята, в старину март называли протальник, как вы думаете почему? (ответы детей ). Апрель называли снегогон, как вы думаете, почему?
Май называли - травень, почему?
А теперь поиграем в игру " День - ночь".
Закрывайте глаза (вешается карточка). Открывайте! Читаем: март, апрель, май, пятница - какое слово лишнее, почему?
Ребята, а какой месяц у нас сейчас?
Ведущий: Правильно! Мы с вами живем на севере и у нас в апреле ещё холодно, лежит снег, а вот на юге сейчас уже появляется травка, цветы. Но и к нам скоро придет настоящая весна! Давайте приготовим ей в подарок весеннюю картину. Подходите ко мне и выбирайте по одной картинки о весне (на столе картинки осень, зима, весна) и приклеивайте вот на эту основу (дети работают в группе). Садятся. Вот какая у нас красивая картина получилась! Весна будет рада! (показ гостям) Может, ещё вот это для красоты приклеим (показывает осеннее дерево)? Нет? Почему? Правильно!
Ведущий: Вот и пришла матушка- весна, отворяй ворота! (две девочки встают, образуют ворота украшенными веточками)
Выходит весна через ворота.
Весна:
Вот и я, вот и я, здравствуйте, мои друзья!
Знаю, ждут меня повсюду, всем на свете я нужна,
Приношу я радость людям, и зовут меня Весна!
Песня «Здравствуй, Веснушка-Весна!
Ведущий: Весна, весна, ты как пришла?
Весна :
Я к вам пришла по - снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
А ну, вставай, медведь!
–На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Ведущая
: Весна, весна- утро года.
Весну встречаем хороводом.
Хоровод «Веснушка- весна»
Весна: Предлагает поиграть в игру "Топай-хлопай". Произносится высказывание, если оно верное нужно хлопать, не верное - топать.
Весной опадают листья.
Весной с юга прилетают птицы.
Весной на деревьях появляются листья.
Весной река замерзает.
Весной просыпаются медведи.
Весной встречаем новый год.
Весной бывает ледоход.
Весна
: А теперь, друзья мои,
Почитайте мне стихи.
Расскажите обо мне,
О Волшебнице Весне.
Стихи детей о весне.
Весна: А скажите-ка, друзья, какие пословицы, поговорки, приметы о весне вы знаете?
Пословицы, поговорки
Ведущая: Весна, а наши ребята еще хотят тебя порадовать .
Инсценировка стихотворения
-Ну, Весна! Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.
Весна:
Молодцы, ребята!
На ветвях раскрою почки
Я в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Дождик, дождик, пуще!
Будет травка гуще!
Дождик, дождик, поливай!
Будет лучше урожай!
Хоровод «Травушка-муравушка»
Весна: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки
1.Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник)
2. За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки! "
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп! "
Это маленький потоп. (Капель)
3. Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял
И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)
4. Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Значит,
К нам пришла (Весна)
5. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… (Скворечник)
6. Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут (Гнездо)
7. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Ведущий: Правильно дети, ручеек. Давайте мы сейчас с вами вспомним русскую народную игру «Ручеек» и в нее поиграем.
Игра «Ручеек»
Весна: Отдохнула я у вас, повеселилась, а теперь мне пора в путь.
У меня работы много.
Помогают мне лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У меня забот немало,
Но дела идут на лад.
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят!
Весна: Спасибо, вам, мои родные! И на праздник я пришла не с пустыми руками (раздает угощение) Ведущая: Спасибо, Весна. Ребята тебе тоже приготовили подарки (рисунки первых весенних цветов) Весна: спасибо. А теперь мне пришла пора прощаться с вами. Мне пора будить медведя, а то он весну проспит. До свидания!!!
Ведущая: Спасибо, Весна-красна, что нам радость принесла!
Становись чесной народ в наш огромных хоровод
Мы в ответ тебе споем, хоровод наш заведем!
«Весенний хоровод»- на флешке.или своя веснянка «Солнышко, солнышко, пригревай скорее»
Ведущий: Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хотим, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали.
А печеных жаворонков я раздам каждому из вас, после нашего развлечения и вы отведаете угощенье.
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек: жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
В нашей группе « Солнышко» большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. В группе было проведено тематическое занятие "Жаворонки". Дети из солёного теста сами лепили жаворонков, выносили их на улицу и закликали птиц:
Жаворонки, прилетите!
Весну красную принесите!
Нам зима-то надоела,
Весь наш хлебушек поела!
Цель нашего занятия : Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками.
Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. А на полдник детям испекли настоящих жаворонков!
Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 «Центр развития ребенка»
Конспект открытого занятия для старшей группы
«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»
Подготовила и провела
воспитатель первой квалификационной категории
Парфентьева Людмила Ивановна
г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011
Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.
Используемая музыка:
- «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
- «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
- «Красный сарафан» муз. А. Варламова
- «Веснянка» муз. Т. Потапенко.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».
1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».
2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.
3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.
4 ребенок: На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)
5 ребенок: Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)
6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.
Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.
Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:
(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)
Ой, вы жаворонки, жавороночки
Летите в поле, несите здоровье
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
А дети бежали на улицу и кричали:
6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Унесите от нас зиму холодную,
Нам зима холодной надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.
Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:
1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,
2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,
3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,
4 ребенок: Кадка с молоком перекатится
Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:
Мальчик: Весна, Весна красная!
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».
Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:
Мороз-Мороз, не тронь мой овес.
Приходи кисель есть.
Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».
Весна: Я весна – красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,
Красавица, Весна!
Птичий домик у нашего окна
Скоро в домике будет веселье,
У крылатых жильцов новоселье!
Игра «Птички», р.н.м.
Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.
Дети:
Пословицы, поговорки:
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна днем красна, да и то не сполна.
Весною оглобля за ночь травой обрастает.
Приметы:
Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Дружная весна – жди большой воды.
Увидал скворца – весна у крыльца.
Хоровод «Веснянка».
Весна раздает детям угощение.