Обязательна ли летняя практика детей в школе. Законна ли летняя практика в школе? Организация трудовой практики лиц с ОВЗ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКЕ

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ «Об основных гарантиях прав детей», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Залесская школа» (далее - школа ).

1.1. Летняя практика учащихся 5-8, 10-х классов организуется с целью создания условий для организованного труда, отдыха, занятости школьников в летний период и предупреждения правонарушений и преступлений среди детей и подростков.

1.2.Учащиеся привлекаются к летней трудовой практике с согласия их родителей, законных представителей(приложение № 1).

1.3.Ответственность за организацию и проведение летней практики возлагается на заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов.

1.4. Настоящее положение является локальным актом учреждения и определяет основные цели и задачи, порядок прохождения летней трудовой практики в школе.

2 . Основные задачи летней практики

2.1. Основными задачами во время проведения практики являются:

    воспитание любви и бережного отношения к природе и окружающему миру;

    формирование осознанной потребности в труде;

    обеспечить в период летних каникул организованное трудовое участие на пришкольном участке, благоустройстве и озеленении школы, охране природы;

    практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках биологии, технологии, экологии, географии.

3. Содержание и организация труда во время летней практики

3.1.Основными направлениями деятельности учащихся средних и старших классов на практике являются:

    работа на пришкольном участке;

    подготовка школы к новому учебному году;

    работа по благоустройству территории.

3.2.Летняя практика проводится по спланированному графику, утверждаемому директором школы, своевременно доводится до сведения учащихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, задействованных в летней практике.

3.3.Продолжительность рабочего дня не должна превышать 4 часов. Общая продолжительность труда учащихся в период летних каникул не должна превышать 1 недели у учащихся V - VI классов и 2 недель у обучающихся VII , VIII , Х классов. В целях привлечения к труду большего числа школьников возможно проведение летних практических работ в 2-3 потока.

3.4.График летней трудовой практики своевременно доводится до сведения учащихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, задействованных в летней трудовой практике. Объем трудовой практики составляет:

    учащиеся 5-х, классов – 5 дней по 2,5 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час;

    учащиеся 6-х – классов – 5 дней по 3 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час;

    учащиеся 7-8 классов, 10 – 10 дней по 4 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час.

3.5.К летним практическим работам в полном объёме привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к работам в объёме согласно заключения врача. Запрещается привлекать к общественно-полезному труду учащихся, имеющих значительное отклонение в состоянии здоровья.

3.6.Изменение сроков летней практики, её перенос для выезжающих по путёвкам в места отдыха, временно нетрудоспособных, по личным заявле ниям родителей допускается с разрешения директора.

3.7.Занятость обучающихся в общественно-полезном делах или других видах работ вне школы не освобождает обучающихся от прохождения летней трудовой практики. Прохождение учащимися летней трудовой практики на базе других образовательных учреждений, в том числе, на базе дополнительных образовательных учреждений, спортивных учреждений и др. не может быть зачтено как отработка школьной летней практики.

3.8.Обучающиеся, не прошедшие летнюю трудовую практику (с 1 июня по 31 августа), могут быть допущены к ее прохождению в течение учебного года в свободное от уроков время на добровольной основе.

3.9.Ответственные за проведение летней трудовой практики назначаются приказом директора школы.

3.10. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся в первой декаде сентября на совещании при директоре.

4. Охрана труда.

4.1. Директор, заместители директора, педагоги и лица их заменяющие организуют летнюю трудовую практику в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безо пасности, санитарии, согласовывают виды работ, условия труда, несут лич ную ответственность за безопасность.

4.2. Обучающиеся допускаются к участию в летней трудовой практике после предва рительного медицинского допуска, обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.3. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их воз расту, в ночное время, в празд ничные дни, связанными с применением ядохимикатов, а также с подъёмом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.4. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий прохождения лет ней трудовой практики осуществляет администрация.

5. Руководство летними практическими работами.

5.1.Руководство летними практическими работами обучающихся осуществляется администрацией школы.

5.2.За организацию летних практических работ обучающихся школы отвечает директор школы, учитель, исполняющий обязанности, ответственный за летнюю практику, заведующий хозяйством.

На директора школы возлагается:

    ответственность за соблюдение трудового законодательства;

    определение содержания труда обучающихся;

    подбор и расстановка кадров руководителей летних практических работ учащихся;

    организация необходимой материальной базы;

    оказание помощи ученическому самоуправлению и (или) родительскому комитету в области руководства летними практическими работами обучающихся;

    создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых случаях и быта обучающихся;

    установление необходимых связей с предприятиями, учреждениями, организациями, общественностью.

На учителя, ответственного за прохождение летней трудовой практики, возлагается:

    планирование летних практических работ обучающихся, организация обсуждения плана на совещании при директоре школы;

    руководство формированием трудовых коллективов учащихся, их подготовкой к участию в летних практических работах;

    обеспечение чёткой организации и охраны труда обучающихся, воспитательной работы с обучающимися в период летних практических работ.

    ответственность за качество и объем выполненных работ.

На заведующего хозяйством возлагается:

    планирование совместно с ответственным за организацию летней трудовой практики практических работ учащихся;

    обеспечение четкой организации труда учащихся;

    обеспечение, инвентарем;

    создание безопасных и здоровых условий труда.

5.3. Классные руководители, учителя – предметники в тесном контакте с ученическим самоуправлением и (или) родительским комитетом участвуют в подготовке к летним практическим работам – в их планировании, формировании трудовых коллективов, в обучении учащихся.

5.4. Непосредственное руководство летними практическими работами осуществляет руководитель трудового коллектива обучающихся. Он назначается приказом директора школы из числа учителей. Руководитель организует труд обучающихся, проводит воспитательную работу, несёт персональную ответственность за состояние дел в трудовом коллективе. В организации производственной и воспитательной работы ему оказывает помощь выделенные для этого учителя, работники школы.

5.5. Руководители трудовых бригад ведут документацию:

Журнал по технике безопасности;

Журнал учёта посещаемости;

Журнал учёта проделанной работы.

6. Ответственность участников за прохождение летних практических работ

6.1.Обучащиеся обязаны соблюдать технику безопасности при проведении работ, неукоснительно выполнять все требования руководителя летних практически работ, других работников школы. Прохождение летних практически работ является обязательным для всех учащихся, за исключением случаев указанных в п. 3.5.

6.2.Классные руководители несут ответственность за учёт и контроль за прохождением обучающимися летних практических работ.

6.3. Руководитель трудового коллектива несёт персональную ответственность за качество объём выполненных работ, за состояние дел в трудовом коллективе.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Директору МБОУ

От____________________________________

______________________________________

(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

ЗАЯВЛЕНИЕ-СОГЛАСИЕ

Обучающегося и его родителя (законного представителя) на привлечение обучающегося

к летней трудовой практике в школе

В целях воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру, формирования осознанной потребности в труде, практического закрепления знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках биологии, технологии, географии, даем согласие МБОУ «Залесская школа» на привлечение нашего ребенка_____________________________________________________

Обучающегося_____класса МБОУ «Залесская школа» к участию в период летних каникул в общественно-полезном труду: работа на пришкольном участке, подготовка школы к новому учебному году, работа по благоустройству территории школы.

МБОУ «Залесская школа» обязуется следить за тем, чтобы труд осуществлялся в соответствии с требованиями санитарных норм, норм охраны труда и техники безопасности, под присмотром ответственных лиц, в соответствии с «Положением о летней трудовой практике в МБОУ «Залесская школа».

Настоящее согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение периода летней трудовой практики в МБОУ «Залесская школа».

Данное Согласие может быть отозвано в любой момент по письменному заявлению.

_______________________ ___________________________________

(дата) Подпись родителя(законного представителя)

«Отработать практику». Сколько знакомого в этой фразе для тех, кто учился при СССР и в первые годы постсоветского распада! Использование бесплатного детского труда называлось трудовым воспитанием. Школьники стригли траву и кусты канцелярскими ножницами, белили бордюры едкой известью, работали с опасной химией, таскали тяжести. А что происходит сейчас?

«Банка краски или 120 гривен, если не хотите, чтобы ваш ребенок работал». Школьная практика – привет из прошлого социалистической эпохи - снова на устах и обсуждается на родительских собраниях в школах города. В одной из таких школ родителей уже поставили перед фактом: «Определяйтесь, в первом или во втором месяце ребенок будет отрабатывать». Цена откупа – стройматериалы или деньги.

Словам о том, что подобные действия неприемлемы, да и вообще противозаконны, в школе не внемлют. «Это же традиции, всегда так было», - парируют педагоги и руководство школы.

Что удивительно, «традиции» по использованию бесплатного детского труда для руководства некоторых школ, похоже, выше решений правительства и официальных разъяснений Минобразования.

«Нормативно-правовой базой Министерства образования не предусмотрено проведение летней трудовой практики в общеобразовательных учебных заведениях», - сообщает заместитель министра образования и науки Украины Павел Хобзей:

«Согласно ч. 2 ст. 51 Закона Украины «Об образовании», отвлечение учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается, кроме случаев, предусмотренных решением Кабинета Министров Украины. В настоящее время годовая трудовая практика исключена из Типовых учебных планов общеобразовательных школ, утвержденных Министерством. При решении вопроса о привлечении учащихся к труду главным принципом является добровольность. При этом согласия самих учеников недостаточно: необходимо согласие их родителей (законных представителей). Привлечение детей к работе без их согласия и согласия их родителей является принудительным трудом, который запрещен законодательством».

Департамент образования и науки Каменского горсовета не поощряет, но и не запрещает использование бесплатного детского труда в школах. Это становится понятно из комментария Татьяны Онищенко, директора департамента:

«Нужно выполнять закон. Будет летняя практика или нет, устанавливаем не мы. Согласно закону, все учебные заведения являются автономными и такие вопросы решают самостоятельно. Мы приказов о проведении летней практики никогда не писали и писать не будем. В то же время, кто должен содержать летние цветники? Школы находят выход: оговаривают возможность создания «экологического десанта», чтобы дети тоже могли помогать в содержании клумб. Обращений родителей по поводу летней практики к нам пока не было. Законом летняя практика на сегодняшний день не предусмотрена».

«Трудовая практика абсолютно незаконна», - об этом нам рассказал адвокат Денис Монатко:

«Использование принудительного труда запрещается» - таково положение Конституции Украины (ст. 43). Нормы Конституции являются нормами прямого действия, т. е. для их применения не обязательно ссылаться на другие законы. Но давайте разберемся с вопросом более детально. Согласно §2 ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. Как можно увидеть, эта статья немного шире по смыслу, чем статья Конституции, но и нормы Конвенции являются частью законодательства Украины, поэтому тоже обязательны для всех.

Термин «принудительный или обязательный труд» означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно (Ван дер Месселе против Бельгии, ЕСПЧ, дело №08919/80).

Следует учесть, что согласие школьника еще ни о чем не говорит, т. к. он (как лицо малолетнее или несовершеннолетнее) ограничен в дееспособности (способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности), а значит, помимо его согласия нужно еще и согласие его законных представителей - родителей или лиц, заменяющих их.

Исходя из этого, школьник имеет полное право отказаться от любой работы, которую пытаются ему навязать или, даже ненавязчиво, предложить выполнить. Это не его обязанности. Исключением являются практические занятия (например, на уроках физики, т. к. это часть учебного процесса). Также каждый школьник имеет право на защиту во время учебного процесса, в частности, от любых форм эксплуатации (ст. 53 Закона Украины «Об образовании»).

Помимо того, что школьник может отказаться, учитель и школа в целом не имеют права использовать труд школьника - это главное. Можно долго рассуждать о полезности труда в школе, но нужно уважать права детей. Не думаю, что сами взрослые согласятся на бесплатный и принудительный труд. Поэтому так называемая трудовая практика абсолютно незаконна. О фактах использования принудительного или обязательного труда необходимо уведомлять правоохранительные органы или писать жалобы директору школы, а также выше (по иерархической лестнице). В крайнем случае, каждый имеет право на защиту в судебном порядке.

Сегодня много принято говорить о реформах, разрушении «схем» и «систем», однако на таком простом примере, как трудовая практика в школе, и создаются основы для глобальной системы коррупции в Украине. Со школьной скамьи подрастающее поколение впитывает, что для получения преференций можно принести банку краски или деньги.

В вузе подросшее поколение будут «учить жить» более жестко и дороже, но по схожему принципу. А затем, вступив во взрослую жизнь, гражданин Украины уже будет знать, как прикормить чиновника, полицейского, врача. Банка краски - всего лишь образ, и в этом вопросе Украина от страны образца 2014 года отличается мало. Возможно, что-то все-таки пора менять?

Законна ли летняя практика в школе? Обязаны ли ученики её проходить? Практика длиться 10 дней, по 3 часа. и получил лучший ответ

Ответ от Екатерина Екатерина[гуру]
У нас пытались что-то такое сделать, но мы не ходили)))
вот еще:
На сегодня ситуация изменилась. В настоящее время летняя трудовая практика исключена из учебных планов общеобразовательных школ. По действующему федеральному закону "Об образовании" в статье 50 - Права и социальная защита обучающихся, воспитанников - сказано:
14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Следовательно, основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду должна стать добровольность. При этом согласия одних учащихся недостаточно: необходимо согласие их родителей (законных представителей) . Привлечение детей к работе без их согласия и согласия их родителей является принудительным трудом, а в силу гл. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд в Российской Федерации находится под строжайшим запретом. Указанная норма Конституции РФ базируется на международном праве: ст. 8 - принудительный и обязательный труд запрещён Международным пактом о гражданских и политических правах.
Источник: никуда не иди:Р

Ответ от Ўла [гуру]
законна. Всегда была и будет.


Ответ от Владимир Сахненко [гуру]
десять дней -не так уж и много. А то летом скучища, а это всё чёто делаешь


Ответ от Denis Denis [новичек]
Херня это все. У нас в Германии практика 3 недели по 7 часов в день, вместо школы. Где хочешь там и работаешь. Я в больнице практику проходил. Это было в 9 и 11 классах


Ответ от Ёергей Моисеич [активный]
О том, что школьная летняя практика является незаконной, заявил и экс-министр образования РФ Владимир Филиппов. Он сказал, что любая школьная отработка без согласия учеников и их родителей может позиционироваться как чистый произвол администрации учебных заведения. Более того, если вы обратитесь к любому квалифицированному юристу, он подтвердит вышесказанные слова о том, что подобные обязательства просто-напросто противоречат Конституции РФ. Поэтому абсолютно любой ученик может не переживать и отказаться от подобной отработки. Таким образом, летняя школьная практика не может быть принудительной (если она не предусмотрена образовательной программой) и является добровольным делом родителей и их детей.


Ответ от ЂаисияКоновалова [гуру]
А что, ребенку в 12 лет трудно дорожку подмести или цветы на клумбе полить? Не рано ли в старички записались?


Ответ от Костя сападо [активный]
3 часа - это не много. Практика есть в школе, училище, техникуме, институте. Это законно.


Ответ от OLga Solomon [гуру]
В свое время у нас в школе в 9 классе были уроки автодела - целых 5 час в неделю по вторникам. Нам, девчонкам, было неинтересно, и мы часто сбегали. Затем в июне наступила месячная практика по автоделу: нужно было каждый день ходить в школу и в гараже возиться со всякими железяками. Были парни, которые занимались этим с удовольствием, а я же объявила бойкот, сказала: ходить не буду! Устроилась на работу на кожкомбинат, проработала месяц, заработала денег. Мне поставили двойку за практику, а я училась хорошо - без троек. Мама приходит с род собрания и говорит: - ты двоечница! НО ничего, в 10-й перевели


Ответ от Александр [гуру]
принуждать к труду не законно, только с твоего согласия, но потом не обижайся если будут занижать оценки, тоже законно


Ответ от эльвира илюшина [активный]
У нас в школе тоже практика длиться тоже летом по 1.5 или иногда 2 часа, 11 дней это бесит но и не так уж и много ходить, о я всегда уже с 5 класса хожу с 1 июня что бы сразу отделаться
и потом 3 месяца что бы не куда не ходить


Ответ от Настя толкачева [новичек]
Сказал мне завуч школы: Ты должна ходить на практику т. к летом не ходила. Я в ответ сказала: сколько будете платить за мои труды, 21 век. люди какая практика? У них есть работники пусть они и убирают т. е выполняют свою непосредственную работу. Я хожу в школу что бы получать знания а не убирать территорию школы!

Так, например, возродились детская общественная организация и система самоуправления в школе. К хорошим идеям вернулись, и они стали ярким событием.
В советской школе традицией была и трудовая практика, которая при всех своих недостатках тем не менее служила одним из способов повышения качества образования, поскольку через нее получал реализацию принцип связи обучения с жизнью, она являлась методом патриотического воспитания. Сейчас эта традиция отменена на законодательном уровне и забыта. А слова «школьная практика» в результате широких дискуссий воспринимаются современным поколением родителей как негативный отпечаток советского прошлого, в котором не было смысла.
Однако все было не так однозначно. Для части школьников советской эпохи летняя школьная практика действительно была неприятной необходимостью. Но для кого-то это занятие было увлекательным - неформальное общение с одноклассниками, удовлетворенность от совместной деятельности, в конце концов, осмысленное выполнение долга. Да и цели трудовой практики были вполне разумные: эколого-трудовое воспитание учащихся, привитие интереса к общественно полезной деятельности, воспитание гражданской позиции и ответственности... Но трудовая практика как один из способов реализации принципа обучения с жизнью осталась в прошлом.
Очевидно, что за последние два десятилетия школа очень сильно изменилась. Однако фундаментальные принципы: связи теории с практикой, обучения с жизнью, реализуемые через практико-ориентированное обучение, деятельностный подход, остаются актуальными и выдвигаются как приоритетные в реализации задачи повышения качества образования в современной школе. И если считать, что одним из важнейших критериев качества образования является способность применять усвоенные знания для решения задач практического характера, может быть, имеет смысл разнообразить и совершенствовать практико-ориентированное обучение на основе переосмысления прежних традиций и наполнения их новым содержанием.
Речь не идет о возврате к трудовой практике времен советской школы. Это должна быть другая практика - учебная, имеющая своим содержанием освоение и применение знаний и способов деятельности. Такая практика должна носить профессионально ориентированный характер, служить для достижения необходимой опытности в профилируемом направлении и помочь школьнику минимизировать риск ошибки в выборе сферы применения своих способностей.
На наш взгляд, другая сторона переосмысления традиции состоит в том, что такая практика должна быть организована вне стен школы. Чтобы школа не была «островом, изолированным от всего мира и от бьющей ключом непосредственной жизни, на который наши дети переправляются каждый день бодрыми и жизнерадостными, и откуда возвращаются усталыми и вялыми» (Г.Кершенштейнер), нужно преодолеть замкнутость школьной среды и дать возможность школьникам более глубокого проникновения в опыт практической деятельности.
Как показал опыт организации практики для учащихся профильных классов школы №2098, вузы и предприятия охотно идут на сотрудничество со школой, поскольку с их стороны возросла заинтересованность в мотивированных выпускниках, вооруженных предпрофессиональными навыками, и квалифицированных специалистах. Учебная практика для школьников стала возможной благодаря заинтересованному подходу наших социальных партнеров, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления учебной деятельности, предусмотренной совместно разработанными образовательными программами практики: Российский экономический университет имени Плеханова, Московский политехнический университет, Государственный научный центр РФ, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Центр мультимедийной журналистики МПГУ, Центр проектного творчества СТАРТ-ПРО института дополнительного образования МГПУ.
При таких подходах учебная практика просто не сможет иметь формальный характер. Она действительно позволит достичь перевода учащихся в реальность, в которой они приобретут опыт применения знаний, приемов, усвоенных в процессе обучения, в конкретных условиях. Дети получат значительный социальный опыт в процессе общения и совместной деятельности учащихся с представителями разных профессий, преподавателями вузов, студентами, возможность активной познавательной деятельности, овладения предпрофессиональными умениями, что облегчит процесс адаптации к практико-ориентированным условиям обучения в учреждениях профессионального образования.
Не скроем, что первая практика поначалу вызвала у школьников волнение и напряжение. Незнакомые люди, непривычная обстановка, новые форматы занятий, на которых нужно было проявить умение выполнять нестандартные практические задания, создать продукт деятельности, при этом показать навыки генерации идей, постановки целей, планирования, проявить инициативу и творчество. Со временем отношение стало меняться: интересно, любопытно, профессионально, значимо.
Может ли такая учебная практика содействовать повышению качества образования? Ответ очевиден, при условии, если содержание практики будет полезным и интересным с точки зрения перспектив на будущее образование и жизнь.

Ольга ХАРИТОНОВА,
заместитель директора школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук,
Лариса ЧЕРКАШЕНА,
учитель истории и обществознания школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Поделиться