Он учился в знаменитом царском лицее. Основание царскосельского лицея. Федор Матюшкин: «волн и бурь любимое дитя»

31 октября 1811 года в Царском Селе открылся самый известный в истории России лицей. По легенде, умирающий Пушкин сожалел, что рядом с ним нет его лицейских преподавателей. Читаем 7 легенд о порядках Лицея и приключениях лицеистов.

Царскосельский лицей был закрытым вузом со строгим распорядком дня, и во время учебного года выезжать из него было запрещено. Все воспитанники находились на полном пансионе.
Но лицеисты, конечно, не раз пробовали удрать в "самоволку", оставив дома своих воспитателей. Так, однажды Пушкин и Кюхельбекер решили уехать в Петербург, но никак не могли отделаться от настойчивого гувернера по фамилии Трико, который следовал за ними. Подъехав к заставе, Пушкин должен был назваться, и он доложил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. За ним следовал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, молодой человек сообщил: «Григорий Двако!» Заставный засомневался, но записал фамилию и пропустил юношу. Но когда несчастный гувернер на тот же вопрос чистосердечно ответил: «Трико!», заставный вышел из себя и закричал: «Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Неудачливый Трико просидел целые сутки под арестом, а Пушкин с другом наслаждались Петербургом одни.

Клички и розыгрыши

Несмотря на то, что в Лицее училась "золотая молодежь", дети очень уважаемых людей, они не всегда называли друг друга, как это было принято у дворян, по фамилии. Целая коллекция подпольных кличек, легких для расшифровки и не очень, была у лицеистов. Пушкина, например, называли "французом" за его любовь к французской поэзии и языку (как известно, Пушкин до самой смерти так ни разу и не был за границей). А еще - "Обезьяна с тигром", "Сверчок"... Иван Ивановича Пущина прозвали “Жано”, а у Вильгельма Кюхельбекера было несколько кличек, причем не самых приятных – “Кюхля”, “Глиста”... К слову, на Кюхельбекера сохранилось больше всего эпиграмм, и некоторые из них печатались даже в "Лицейском мудреце". Однажды Пушкин написал там: "Писатель! За свои грехи/ Ты с виду всех трезвее:/ Вильгельм, прочти свои стихи, /Чтоб мне заснуть скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруду. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.

Клюквенная дуэль

Все из-за тех же неудачных стихов дело однажды дошло до дуэли. Кюхельбекер часто навещал Жуковского, лицейского преподавателя и поэта, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: "Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома..." Пушкин, услышав это, написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно...

Кюхельбекер за такое оскорбление, разумеется, потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой.

Пирующий Галич

Друг всех студентов, неутомимый собеседник, преподаватель психологии Галич - одна из ярких учительских фигур Лицея. Его лекции проходили в форме бесед, горячих споров, в достаточно непринужденной обстановке. Изучать труды античных классиков для него было "трепать лавры стариков". Корф называл его "предобрым и презабавным чудаком", а лицеисты просто обожали. Галич был педагогом, встречавшимся со учениками не только в аудиториях, он участвовал в их пирушках и застольях, провоцировал философские диспуты и соревновался с ними в ораторском искусстве. Этого педагога не раз поминает Пушкин в своих стихах, чаще всего шуточных:
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Или: О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый,
В приют поэзии счастливый,
Под отдаленный неги кров.

Лицейская выручка

Несмотря на то, что сам Пушкин к моменту выпуска в 1817 году был по успеваемости двадцать шестым из двадцати девяти учеников, "в российской и французской словесности, также в фехтовании" он показал превосходные успехи. Среди юных лицейских поэтов он был одним из лучших, и существует множество легенд о том, как остроумно он мог подчеркнуть это. Например, однажды лицеист Неведомский, очень слабый в поэзии, должен был написать стихи о восходе солнца для преподавателя риторики Н.Ф. Кошанского. Бедный ученик смог выдавить из себя лишь первую строчку семистопного стихотворения: "От запада встает великолепный царь природы" - и, отчаявшись, обратился к Пушкину за помощью. Вот как юный Пушкин продолжил этот стих и "помог" своему сокурснику:
"От запада встает великолепный царь природы.
Не знают - спать иль нет? - смущенные народы.
Неведомский - поэт, неведомый никем,
Печатает стихи неведомо зачем".

Запрет на очки и почетное место

Очки в начале девятнадцатого века вошли в такую моду, что их носили даже те, у кого было стопроцентное зрение. У остальных же взгляд через увеличительные стекла вызывал страх, т.к. считали, что через них можно рассматривать изъяны, не видные обычным глазом. Московский главнокомандующий граф Гудович, завидев человека в очках, посылал к нему слугу со словами, что здесь нечего разглядывать и очки можно снять. Взгляд сквозь очки на даму или на старшего по чину считался дерзостью, и потому лицеистам уж тем более было не положено носить их. Страдал от этого Дельвиг, у которого действительно было плохое зрение и который, выйдя из Лицея и приобретя очки, по легенде, воскликнул, что не все женщины, оказывается, писаные красавицы!
В классах и в столовой лицеистов рассаживали по поведению и успехам. «Блажен муж, иже/ Сидит к кафедре ближе» – так говорилось об этом в лицейских песнях.

Державное благословение

В этой легенде нет шутки, она, наоборот, исполнена серьезного величия и торжества духа. Но несколько минут Пушкинского публичного экзамена стали притчей во языцех и неустанно рассказываются. Речь идет об экзамене, на котором Пушкин читал свои стихи "Воспоминание в Царском Селе", а пожилой Державин, присутствовавший в комиссии, подвинувшись к нему и склонив свое ухо, внимательно слушал. Трогательно описывает это друг поэта И.И. Пущин, или, по-лицейски, Жано:
“…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”.

Царскосельский лицей , высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе (ныне г. Пушкин Ленинградской области); открыт 19 октября 1811 г. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 — военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832).

В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 — 4 класса по 1 ½ г.) в Лицее изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус…

В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

… После 1825 в лицее Царского села усиливается ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 Царскосельский лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведён в Петербург. Новый лицей был передан в ведение 4-го отделения Собственной его императорского величества канцелярии, с конца 19 в. — Ведомства учреждений императрицы Марии. Закрыт после Октябрьской революции 1917 г.

За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. … Многие из них пополнили ряды Чиновничества Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. П. Николаи, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой и др.)… Предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. … 5 лет в нём учился М. Е. Салтыков -Щедрин.

Большая Советская Энциклопедия, 1975 г.

Здание Царскосельского лицея

Царскосельский лицей, в котором учился и закончил А. С. Пушкин, был своеобразным русским учебным заведением начала-середины ХIX века, «не пансион, не училище, не университет, а все вместе. Пансион, потому что все готовое; училище, потому что там переростков не будет; университет, потому что там профессоры»

(Ю. Тынянов «Пушкин»)

Царскосельский лицей находился в Царском Селе, нынче город Пушкин, в 20-30 км. к югу от Санкт-Петербурга

История Царскосельского лицея

Инициатором создания Лицея был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1841) — русский государственный деятель времен царствования . Происходил из семьи священника. окончил самую авторитетную в России Александро-Невскую семинарию, затем преподавал в ней. С воцарением Павла Первого сменил деятельность церковную на гражданское служение. Уже в 1799 году благодаря выдающимся способностям получил значительную должность статского советника. Через шесть месяцев после восшествия на престол Александра Перового Сперанский уже действительный статский советник. Ему принадлежит часть проектов переустройства государства, которые планировал осуществить новый царь, в том числе Сперанский считал необходимым ввести в России конституцию. Идея создания Царскосельского лицея пришла ему в голову, когда появилась необходимость в государственных служащих, способных претворить в жизнь его нововведения

«Должно было обнять, охватить, осмыслить и упорядочить все системою. Законы должны были быть стройны и строги. Генералы, расширявшие пространство империи, не только не могли создать равновесия, которое есть средоточие управления, но и были врагами его, ибо не умели понять, что такое порядок. Но не было людей, способных к низшей службе… «Нет людей, Андрей Афанасьевич, кроме разве малой горсти своих, нет людей, — сказал Сперанский Самборскому. — Старый люд погряз, новые — кто честен, тот бессловесен. В начале бе слово, но чиновник по ею пору у нас двух слов связать не умеет»

Задумал Сперанский новое учебное заведение и для просвещения братьев Александра I, Великих князей Константина и Николая, которым было тогда 21 и 14 лет

«(Прежде чем) отдавать великих князей в университет, следует их подготовить ранее. Дабы их отвлечь от маршировки и дворских привычек и изъять из рук угодников-кавалеров, заведующих их воспитанием, должно для них учредить особое училище, русское. Изучив литературу, историю, географию, логику и красноречие, математику, физику и химию, системы отвлеченных понятий, право естественное и народное и науку нравов, …они своими силами постигаливсе…Великие князья, заразясь примером сверстников, делались со временем добродетельны. Судьба будущего государства ими подготовлялась. Младший, в котором замечались черты гнусные, исправлялся. Не было у него вспышек и судороггнева, какие были у всех братьев — наследство отца, — ни лицемерия и вероломства, как у нынешнего кесаря»

Принципы Царскосельского лицея

    Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников
    Полная разлука с домашними
    Молодые люди из разных состояний
    В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде
    Преподавание на русском языке
    Товарищество без всякой подлости
    Отстутствие телесных наказаний

Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном

Царскосельский лицей открылся 19 октября (по ст. ст.) 1811 года, просуществовал до 1843 года

Науки, которые постигались лицеистами

  • Русская литература
  • Языки: немецкий, французский, латинский
  • Риторика
  • История русская, всеобщая
  • География
  • Математика
  • Физика
  • Статистика
  • Рисование
  • Танцы
  • Фехтование
  • Верховая езда
  • Плавание

А. С. Пушкин был принят в Царскосельский Лицей 12 августа 1811 года после удачно выдержанного экзамена. Вышел из Лицея 9 июня 1817 года

Форма лицеистов

«Вскоре со знанием дела оба (император и его фаворит Аракчеев) занялись выбором мундира для лицея. Перебрали цвета, которые бы, не смешиваясь с цветами войск, были бы приятны, и остановились на форме старого татарского Литовского полка, давно отмененной: однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником и такими же обшлагами. На воротнике по две петлицы: у младших — шитые серебром, у старших — золотом»

Распорядок дня в Лицее был примерно следующий: уроки – семь часов; прогулки; игровые занятия, гимнастика. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование. Отметок обычно не ставили, на каждого воспитанника составлялся отзыв

Директоры Царскосельского лицея

Первым директором Лицея с 1811 по 1814 годы был дипломат, публицист Василий Фёдорович Малиновский.
С 1814 по 1823 Царскосельским лицеем руководил писатель и педагог Егор Антонович Энгельгардт.
В 1823 году его сменил генерал Фёдор Григорьевич Гольтгоер, находившийся при должности до 1840 года

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756-1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780-1830) - профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Лицейские друзья Пушкина

  1. С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
  2. А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
  3. П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
  4. С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
  5. К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
  6. А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
  7. А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
  8. С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
  9. К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
  10. Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  11. М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
  12. В. К. Кюхельбекер (1797-1846) — поэт, декабрист
  13. В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
  14. С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
  15. И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
  16. Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
  17. П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
  18. В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
  19. И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
  20. П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
  21. Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
  22. А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
  23. П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  24. М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор

Пирующие студенты

Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным - он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее - завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем -
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,-
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем -
И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?- это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее

Стихотворение написано Пушкиным в октябре 1814 года. «Сиятельный повеса» — Горчаков, «Товарищ милый» - Пущин, «Повеса из повес» — Малиновский, «Милый наш певец» - Корсаков; «Роде записной» - Яковлев, игравший на скрипке (Роде - был известный скрипач); «Вильгельм» - Кюхельбекер

Литература о Царскосельском лицее

«Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год
П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год
Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год
В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год
А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год
Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год
Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год
Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год
К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год
Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год
Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год
Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год
М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год





Октябрь 1811 года вошел в историю нашей страны открытием Императорского лицея в Царском Селе. Это был первый лицей в России. Целью этого учебного заведения было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Лицеем назвал новую школу автор ее проекта М. М. Сперанский, советник императора Александра I в первую половину его царствования. Это время, когда государь находился под влиянием просветительских идей, время проектов преобразований, надежд и ожиданий, Пушкин назвал «дней Александровых прекрасное начало». Царскосельский лицей стал детищем этого прекрасного времени. По мысли Сперанского, работавшего в ту пору над планами преобразования Российского государства, новой школе надлежало подготовить молодых людей к осуществлению этих планов и работе в преобразованной реформами России. Сперанский считал, что выпускники Лицея должны обладать широтой знаний, умением мыслить, любить Россию и трудиться для ее блага. По словам историка Военского, «Лицей утверждался со светлыми надеждами создать сословие людей государственных, долженствующих вести Россию по пути просвещения и общей пользы».

Программа обучения, разработанная М. М. Сперанским позволяла двенадцатилетним мальчикам, поступившим в Лицей, за шесть лет получить образование, приравненное к университетскому. Однако в лицейском образовании не было специализации. Воспитанников знакомили со всеми важнейшими отраслями человеческого знания. Одна из задач лицейского образования - развить индивидуальные способности ученика. «Склонности и познания, здесь приобретенные, решат, какой путь потом избрать оно (юношество) должно к ознаменованию себя истинными сынами отечества». Случилось так что первым прославил Лицей не государственный деятель, а поэт. Лицей стал колыбелью пушкинской поэзии вошел в творчество поэта вместе с первыми стихами. До конца своих дней Пушкин воспевал школу, его воспитавшую, а стихотворение «19 октября» (1825 года) стало настоящим гимном Лицею. Все воспитанники последующих поколений считали своим долгом знать это стихотворение наизусть.

Со стороны Садовой улицы открывается один из самых красивых видов Царского Села - на дворцовую церковь с куполами, стройную арку с тремя пролетами и Великокняжеский флигель Екатерининского дворца. Возведенный в конце XVIII века И. В. Нееловым, флигель в 1811 году был передан Министерству народного просвещения для размещения в нем Лицея. Архитектор В. П. Стасов перестроил здание и приспособил его для нужд учебного заведения. По воспоминаниям Ивана Пущина, здесь «были соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения». В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление, во втором - столовая, больница с аптекой. В третьем - рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека.

В 1843 году Лицей из Царского Села был переведен в Петербург. Здание перестроили и в течение столетия использовали как жилой дом. В 1899 году на здании была установлена мемориальная доска: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817». Вторая доска, появившаяся на фасаде в 1912 году, свидетельствовала: «В сем здании с 1811 по 1843 год находился Императорский лицей». Мемориальный музей-лицей был открыт в 1949 году и первоначально занимал лишь часть здания. В последующие годы были восстановлены его историческая планировка и архитектурно-декоративное убранство. 6 июня 1974 года, в день рождения поэта, Лицей предстал перед посетителями таким, каким он был в пушкинское время.

Среди возрожденных помещений - Большой зал. Названный в документах Стасова гимнастическим, или рекреационным, он предназначался для свободного времяпрепровождения. Зал был необыкновенно красив: светлый, просторный, с большими окнами, в простенках - зеркала в золоченых рамах. Стены, расписанные под розовый мрамор, и потолок украшены живописью. В этом зале происходили все важнейшие события в жизни учебного заведения. Самое первое торжество - открытие Лицея 19 октября 1811 года. В этот день учебному заведению была вручена Высочайше дарованная грамота, содержащая Устав Лицея. Сегодня Грамота занимает свое историческое место в Большом зале. В день открытия здесь впервые прозвучали имена тридцати воспитанников первого курса, представленных государю. Пройдет три года, и эти же имена прозвучат в зале вновь - на переводном экзамене при переходе воспитанников на окончательный курс. Одному из воспитанников этот экзамен принесет первую славу. 8 января 1815 года на экзамене по российской словесности Александр Пушкин прочел перед присутствующим на нем патриархом русской поэзии Г. Р. Державиным свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был в восхищении. Он назвал юного поэта своим преемником. Волнения этого дня поэт выразит много лет спустя: «Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом».

Рядом с залом небольшая комната, именуемая Газетной. Она памятна всем питомцам в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве», - вспоминал Иван Пущин. В это тревожное время самым шумным и многолюдным помещением в Лицее становится Газетная, где «при неумолкаемых толках и прениях читались русские и иностранные газеты». В эти дни общение воспитанников с наставниками становится особенно тесным - вместе они следят за ходом военных действий, читают и обсуждают реляции, приказы по армии, воззвания к народу. Впервые для питомцев Лицея по особому зазвучали слова «народ» и «Отечество». Они ощутили себя одной семьей, жили одними мыслями, одними чувствами.

Через всю арку, соединяющую Лицей с Екатерининским дворцом, проходит двусветная галерея, в которой размещалась библиотека. Как в пушкинские времена сегодня здесь стоят шесть больших книжных шкафов под красное дерево. В них более семисот подлинных книг лицейской библиотеки. С изданиями французских просветителей соседствуют произведения английских, немецких авторов, книги по истории, богословию, искусству, описания путешествий, законодательные акты, нравоучительные сочинения. Подборка книг свидетельствует об энциклопедизме лицейского образования. Проявлением заботы Александра I об учениках созданной им школы явилось разрешение пользоваться книгами его юношеской библиотеки в Александровском дворце. В отдельном шкафу стоят сочинения русских поэтов и писателей XVIII - начала XIX века, в том числе В. А. Жуковского. В библиотеке были собраны первые издания почти всех русских авторов того времени.

Лицейским уставом было предписано создать в учебном заведении обстановку при которой воспитанники никогда не были бы праздны. Это удалось осуществить: в Лицее царило уважение к умственному труду умственным занятиям. Какие же умственные занятия могут обойтись без чтения? В годы ученичества о пользе чтения рассуждал А. Илличевский: «Чтение питает душу, образует разум, развивает способности». Позднее, вспоминая о лицейском образовании, М. Корф отметит: «Мы мало учились в классе, но больше в чтении и беседах при непрестанном трении умов». «Чтение - вот лучшее учение», - скажет Пушкин.

Два арочных прохода из Большого зала ведут в две небольшие комнаты, предназначавшиеся для занятий после классов. В этих помещениях у каждого воспитанника была отдельная конторка. Сегодня в одной из комнат в качестве образца стоит конторка красного дерева конца XVIII века. На ней среди автографов лицейских стихотворений Пушкина - «Воспоминания в Царском Селе». Спустя много лет после смерти Г. Р. Державина, разбирая архив поэта, Я. К. Грот найдет в его рукописях этот пушкинский автограф. Грот считал, что по этой рукописи Пушкин читал свое стихотворение на переводном экзамене. В аккуратно переписанном стихотворении есть одно исправление, причем в самой первой строке: «Навис покров угрюмой ночи». Слово ночи исправлено на старославянское «нощи». Однако исправление сделано не Пушкиным; считается, что эту поправку сделал сам Державин.

Из комнат для занятий можно пройти в учебный класс, похожий на университетскую аудиторию. В классе стоят расположенные один выше другого, амфитеатром, шесть полуциркульных столов, за каждым из которых размещалось по пять воспитанников. Кафедра для преподавателя поднята на три ступени. Лицеистов рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. Определенного места, где сидел Пушкин, установить невозможно: у разных профессоров поэт занимал разные места. Однако на уроках российской словесности и французской риторики Пушкин неизменно был среди первых. «При самом начале он наш поэт, - вспоминал И. Пущин. - Как теперь вижу тот послеобеденный класс, когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: „Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами". Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

После лекций по физике и математике лицеисты для практических занятий переходили из класса в расположенный рядом физический кабинет. Сегодня в физическом кабинете собраны физические и математические приборы пушкинской поры. Это было время гуманитарных наук, и точные науки подчас вызывали уныние и досаду. «О, Ураньи чадо темное, / О, наука необъятная, / О, премудрость непостижная, / Глубина неизмеримая!..» - писал Алексей Илличевский о математике. Однако нет сомнения, что занятия физикой и математикой расширяли кругозор лицеистов, побуждали к познанию тайн Вселенной. В одном из лицейских писем будущего мореплавателя Федора Матюшкина можно прочесть такие строки: «Если бы возможно было смертному вознестись выше земли и видеть строение натуры, источник Солнцев, какое бы приобрел он себе от сего знание и удовольствие...» Всего через несколько лет научно-технические открытия изменят представления о мире и вызовут огромный интерес к точным наукам. И появятся гениальные пушкинские строки: «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух, / И опыт, сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг...»

В начале XIX века владение искусством рисования было обязательным для образованных людей. «Рисовальный учитель» С. Г. Чириков применял академическую систему обучения, уделяя главное внимание рисунку. После приобретения первых навыков воспитанники приступали к копированию античных бюстов, фрагментов гравюр, позднее пробовали свои силы в искусстве портрета. Много внимания преподаватель уделял выбору оригиналов для рисования. По словам И.-В. Гете, знакомство с произведениями искусства следует начинать с совершенных образцов, так как вкус должен формироваться только на избранных предметах искусства.

По степени дарования всех своих учеников «рисовальный учитель» разделил на четыре разряда: «отличные дарования», «хорошие дарования», «великие дарования», «средние дарования». Пушкин был включен Чириковым в первый разряд.

До нас дошло более тридцати рисунков первокурсников, два из которых принадлежат Пушкину. На этих рисунках - античные головы, сельские пейзажи, сцены из библейских времен, изображения цветов, птиц, животных. Часть из них (в копиях) можно увидеть в классе.

Соседнее помещение занимал Певческий класс. Музыка и пение входили в число любимых занятий воспитанников. Обучение инструментальной музыке проводилось в виде частных уроков в свободные от занятий часы. На скрипке играли Вильгельм Кюхельбекер, Михаил Яковлев, Сергей Комовский; Николай Корсаков - на фортепьяно и гитаре. Корсаков и Яковлев пробовали свои силы в композиторском искусстве. Стихи Пушкина были положены на музыку еще в лицейские годы его товарищами и пользовались популярностью не только в Лицее, но и в Царском Селе. С 1816 году лицеисты стали заниматься пением под руководством Л.-В.Теппера де Фергюсона. Музыкант и композитор, он не только учил пению, но сочинял для воспитанников духовные концерты, перелагая с разными вариациями концерты Д. Бортнянского. Нередко в Певческом классе проводились занятия, на которых присутствовали оба курса Лицея - старший и младший. Младший оставил описание класса: «Здесь находится филармоническая зала, и любители музыки часто здесь пленяют пением своим лицеян. Иногда же шумным хором, всем собором граждане воспевают национальные песни их...» Сегодня в классе на старинном фортепьяно лежит издание «Прощальной песни» 1835 года, предпринятое бывшим директором Лицея Е. А. Энгельгардтом. Издание «Прощальной песни» Энгельгардт предпринял в связи с исполнявшимся в 1836 году 25-летием открытия Лицея. Энгельгард разослал экземпляры «Песни» своим прежним питомцам, среди которых был и «государственный преступник» И. И. Пущин. В письме к нему в Сибирь Энгельгардт сожалел, что Пущин не услышит напева лицейской песни. Но старый директор ошибался. Товарищи Пущина по заточению разучили «Песнь» и с помощью жен декабристов Марии Волконской и Камиллы Ивашевой исполнили ее для Пущина.

Через весь четвертый этаж проходит широкий коридор. По обе стороны его - комнаты воспитанников. У каждого лицеиста была отдельная комната. В этом проявлялось уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье. Над тридцатью дверями прикреплены черные металлические дощечки с номером комнаты, фамилией и именем ее владельца. Комната Пушкина под № 14 оказалась меньше других: с одной стороны в ней была капитальная стена. Свою узенькую комнату поэт нередко называл «кельей», Лицей - монастырем. Такому восприятию способствовало соседство двух церквей, строго регламентированный уклад лицейской жизни, безвыездное в течение шести лет пребывание в Царском Селе. Но как преобразилась «студенческая келья», когда Пушкин почувствовал себя поэтом! Он признавался товарищам, что стихи видит даже во сне. По ночам, когда все засыпали, вполголоса через перегородку велись беседы с «первым другом» Иваном Пущиным, занимавшим комнату под № 13. Нередко речь шла о взаимоотношениях Пушкина с товарищами, которые не всегда складывались просто. Товарищи недоумевали, почему Пушкин, во многом опередивший их, читавший книги, о которых они не имели представления, помнивший все прочитанное, отнюдь не гордился всем этим и даже не ценил. «Случалось точно удивляться переходам в нем: видишь, бывало, его поглощенным не по летам в думы и чтения, и тут же внезапно оставляет занятия, входит в какой-то припадок бешенства за то, что другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли». Пожалуй, объяснение этому противоречию в поведении юного Пушкина дал в разговоре с Н. В. Гоголем В. А.Жуковский, заметивший, что когда Пушкину было восемнадцать лет, он думал как тридцатилетний человек, что его ум созрел гораздо раньше, чем характер, и это часто поражало его, когда Пушкин был еще в Лицее. Когда товарищи поняли, что Пушкин - поэт; отношение к нему переменилось. «Дай Бог ему успеха - лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах», - напишет Илличевский. Эти слова оказались пророческими.

На втором этаже здания лицея развернута литературная экспозиция. Ее открытие состоялось 25 июня 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села. Экспозиция служит дополнением к мемориальным помещениям третьего и четвертого этажей и в то же время является самостоятельной. История Лицея не исчерпывается годами обучения воспитанников прославленного первого выпуска. Она насчитывает более ста лет существования и заканчивается после революции, когда Лицей, как «учреждение вредное», был закрыт. Посетители имеют возможность познакомиться со всей историей Лицея, которую принято делить на два периода - царскосельский и петербургский. В Царском Селе учебное заведение существовало с 1811 по 1843 год. 6 ноября 1843 года по указу Николая I оно было переименовано в Императорский Александровский лицей и переведено в Петербург. Два больших раздела экспозиции рассказывают о Царскосельском и Александровском лицее. Третий раздел посвящен истории лицейского здания в Царском Селе и созданию в нем музея.

В просторном светлом зале, посвященном царскосельскому периоду, представлены портреты наставников и питомцев, лицейские реликвии, личные вещи воспитанников, виды Царского Села первой четверти XIX века. Материалы рассказывают, как сложились судьбы лицеистов после окончания учебного заведения. Подлинную славу Лицею принесли его первенцы. Первый выпуск вошел в нашу историю именами А. С. Пушкина, поэтов А. А. Дельвига и В. К. Кюхельбекера, мореплавателя адмирала Ф. Ф. Матюшкина, министра иностранных дел, канцлера А. М.Горчакова, декабриста И. И. Пущина, генералов В. Д. Вольховского и К. К. Данзаса, директора Императорской Публичной библиотеки М. А. Корфа. Рассказывает экспозиция и о судьбах тех, кто пришел в Лицей на смену пушкинскому выпуску. Это писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэты Л. А. Мей, В. Р. Зотов, М. Д. Деларю; ученые Я. К. Грот, К. С. Веселовский, Н. Я. Данилевский; создатель общества социалистов-утопистов Н. В. Петрашевский; министры А. В. Головнин, Д. А. Толстой, Д. Н. Замятнин, М. Х. Рейтерн, Н. К. Гирс.

Значительная часть экспозиции посвящена петербургскому периоду существования Лицея. Александровский Лицей отличало уважение к прошлому, сохранение лучших лицейских традиций. Велика роль учебного заведения в деле увековечения памяти А. С. Пушкина. Лицеисты были инициаторами сооружения первого памятника Пушкину. В стенах Александровского Лицея был создан первый в России Пушкинский музей, открыто Пушкинское лицейское общество. Теме «Пушкин и Александровский Лицей» в экспозиции посвящен отдельный зал. В нем представлены материалы, собранные лицеистами и хранившиеся ранее в Пушкинском музее Александровского Лицея. В центре зала установлена модель памятника А. С. Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина, открытого в Москве 6 июня 1880 года. Эта модель принадлежала бывшему лицеисту, министру народного просвещения А. В. Головнину и после его смерти подарена Лицею его сестрами.

В этом же зале по сохранившимся фотографиям воссоздана часть интерьера Пушкинского музея Александровского Лицея. На стене - знаменитая картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Справа и слева от картины помещены памятные доски с именами воспитанников первого курса. На одной из них - фамилии лицеистов, вышедших в гражданскую службу. Список открывает Александр Горчаков; в этом же списке и Александр Пушкин. На другой доске - фамилии поступивших в военную службу; здесь первым стоит имя Владимира Вольховского. Картина была написана Репиным по заказу членов Пушкинского лицейского общества к 100-летию Лицея, отмечавшемуся 19 октября 1911 года. Приняв лицейский заказ, Репин с увлечением приступил к работе. Художника ознакомили с полным списком участников экзамена, предоставили для работы портреты некоторых из них, сведения о костюмах той эпохи, зале, где происходил экзамен. Для Репина в Александровском Лицее была устроена инсценировка экзамена, в которой приняли участие воспитанники, директор, преподаватели и воспитатели. Во время инсценировки фотограф Карл Булла запечатлел этот интересный и важный для создания картины момент. Сегодня фотография помещена в витрине, стоящей под картиной.

Еще одна реликвия, хранившаяся когда-то в Пушкинском музее-лицее, - папка-футляр, в которой товарищ Пушкина по Лицею М. Л. Яковлев преподнес в дар учебному заведению автограф стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» (1825 года). На крышке футляра надпись: «19 октября. Автограф Александра Сергеевича Пушкина. Михайловское 1825 года. От совоспитанника поэта Михаила Лукьяновича Яковлева принесенный в дар Лицею 2 марта 1855 года». Сам автограф хранится в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом).

Продолжает раздел экспозиции об Александровском Лицее зал, повествующий о музее «Лицеана», посвященном истории учебного заведения и его ученикам. Размещался музей в «Каменке», комнате, в которой хранился камень от фундамента здания Царскосельского лицея, перевезенный в Петербург в знак преемственности лучших лицейских традиций и неразрывной связи Царскосельского и Александровского лицея. Также, как сегодня в экспозиции, на стенах «Каменки» висели фотографии курсов, портреты знаменитых выпускников; здесь же хранилась библиотека, состоящая из трудов лицейских питомцев, архивы курсов, лицейские реликвии. В «Каменке» происходил последний обряд прощания выпускников с учебным заведением. Положив на царскосельский камень верный спутник лицейской жизни - курсовой колокольчик, созывавший лицеистов «к молитве и ученью», они разбивали его, и кусочки колокола раздавались всем членам курса на память о курсовом единении, о товарищах, о родной школе. Их оправляли в золото, и они служили как брелоки, каких ни у кого не было. Этот же зал рассказывает о праздновании столетнего юбилея, об участии лицеистов в Первой мировой войне, о последних днях Лицея, о судьбах его питомцев, уехавших после революции за рубеж, и трагических событиях в жизни лицеистов, оставшихся в советской России.

Окна последних залов экспозиции выходят на Знаменскую церковь и лицейский сад. Знаменская церковь - первое каменное строение Царского Села. Здесь хранилась святыня города - древняя родовая икона дома Романовых - образ Знамения Божией Матери. Церковь была приходской, но среди прихожан нередко можно было увидеть и лицеистов.

Лицейский сад сегодня невозможно представить без памятника А. С. Пушкину. Открытие памятника состоялось 15 октября 1900 года. Средства на его создание собирались по подписке, организованной среди жителей Царского Села. Автор памятника академик Р. Р. Бах, житель Царского Села. Скульптор изобразил юного поэта в лицейской форме, незадолго до окончания Лицея, сидящим на чугунной скамье, каких в ту пору было немало в царскосельских парках. Активное участие в постановке памятника принимал поэт И. Анненский. Им были подобраны строки из произведений Пушкина, высеченные на трех сторонах гранитного постамента. Перед открытием Анненский очень волновался. Проснувшись ночью, он подумал, что одну из цитат выбили неточно: вместо «весной при кликах лебединых» написали «весной при криках лебединых». В пятом часу утра он побежал в лицейский сад и убедился, что написали правильно. Когда поэт рассказал об этом знакомым, один из них воскликнул: «Какая разница!». «Разница, - ответил Анненский, - целое столетье!». Искусствовед Э. Ф. Голлербах, присутствовавший при открытии памятника, вспоминал: «В минуту, когда брезент сползал, я задыхался от волнения. Меня обуял такой восторг, как если бы мне показали живого Пушкина». Здесь, у памятника поэту, в феврале 1937 года состоялся митинг трудящихся города, на котором сообщили о присвоении Царскому Селу имени Пушкина. Памятник поэту в лицейском саду стал одним из символов города, носящего его имя.

21 июня 1817 года, из стен Императорского Царскосельского лицея, в просторечии теперь именуемого пушкинским, вступили во взрослую жизнь первые 29 выпускников. В 1843-м лицей переехал в Петербург и стал называться Александровским. Учебное заведение, задуманное в качестве кузницы кадров для управленческой элиты, со своей основной задачей справлялось прекрасно. Образование здесь получили люди, принесшие Отечеству немало пользы: от пушкинского однокашника и тезки князя Горчакова, главы МИДа в течение почти всего периода правления Александра II, до графа Владимира Коковцова, занявшего пост премьера сразу после гибели Петра Столыпина.

Лицей внес вклад и в отечественную культуру: конечно, не одним Пушкиным он был славен. Например, с разницей в два года его аттестаты получили мыслитель Николай Данилевский, одним из первых научно объяснивший, почему Россия - не Европа, и сатирик Михаил Салтыков-Щедрин, старавшийся растолковать тот же тезис, правда, с иных, весьма далеких от науки, позиций. Не стоит забывать и царскосельского выпускника Михаила Петрашевского: их злополучное знакомство с Достоевским будущего классика многому научило. Без каторги, которую подающий надежды литератор получил за участие в «кружке петрашевцев», мы бы знали совсем другого писателя.

Что же касается того самого, первого, славного, выпуска, то его визитная карточка в национальной истории украшена - во-первых, во-вторых и в-третьих - силуэтом всем знакомого профиля. Ведь Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и Константин Данзас, однокашники Александра Сергеевича - это прежде всего пушкинский круг, и уже только потом талантливые литераторы, блестящие офицеры и важные сановники. Впрочем, не станем умалять и их заслуг: каждым лицей мог бы гордиться по праву.

Прочитаем свидетельство выпускника Александра Пушкина:
«В течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в законе божьем и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве хорошие;
в латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие;
в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные.
Сверх того, занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком».

Ура! Экзамены позади! Впереди ждала долгожданная Свобода!

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

Наступили дни прощания. 21 (9) июня состоялась скромная церемония выпуска первых лицеистов в присутствии Александра I. Директор Энгельгардт прочитал коротенький отчет за весь шестилетний курс, Куницын провозгласил утверждение о выпуске. После этого каждого воспитанника представили императору с объяснением чинов и наград. Александр I поблагодарил директора и весь штат педагогов, тепло напутствовал воспитанников.


Потом хор лицеистов исполнил прощальную песню Антона Дельвига, музыку к которой написал Теппер де Фергюсон, преподаватель музыки и хорового пения. Эту песню, ставшую лицейским гимном, будут исполнять в дальнейшем на всех лицейских встречах.

Прощальная песнь
воспитанников
Царскосельского Лицея

Хор

В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

1-й голос
О матерь! вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Длань крепко съединилась с дланью,
Связала их к тебе любовь.
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела - кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо - правды в суд.

Хор
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

2-й голос
Тебе, наш царь, благодаренье!
Ты сам нас юных съединил
И в сем святом уединенье
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.

Хор
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

3-й голос
Благословите положивших
В любви отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Хор
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,

4-й голос
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет.
В несчастье - гордое терпенье,
И в счастье - всем равно привет!

Финал
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

Глаза воспитанников и наставников наполнились слезами. В тот же день, после обеда, начали разъезжаться: прощаньям не было конца.

Директор Егор Антонович Энгельгардт напутствовал своих воспитанников такими словами:

«Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…»

Тогда же выпускники дали клятву: « …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября».

Одна из самых известных традиций в Лицее – традиция после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.
Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом. Эти кольца директор надел выпускникам лицея - и они стали «чугунниками».

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Большую золотую медаль получил Владимир Вольховский, вторую золотую медаль - Александр Горчаков.

Серебряные медали получили Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Маслов, Николай Корсаков, Семен Есаков и Сергей Ломоносов. С правом на серебряную медаль окончили курс Модест Корф и Петр Саврасов.

9 выпускников лицея получили звание титулярного советника - чиновника IX класса, 7 выпускников зачислили прапорщиками в гвардию. Прежде чем стать офицерами, им предстоит еще пройти пятимесячный фрунтовой курс.

Гражданский чин титулярного советника соответствует военному рангу гвардейского прапорщика. В первую очередь IX класс получили золотые и серебряные медалисты и имеющие право на серебряную медаль.

Ученики послабее получили чин коллежского секретаря – чиновника X класса, или первый офицерский чин прапорщика, но не в гвардию, а в армию. Совсем не плохое начало карьеры для нигде не служивших юношей, потому что низший класс в «табели о рангах» - XIV.

Вот строки из письма Федора Матюшкина к другу Созоновичу: «Вчера, любезный Сережа, был у нас выпуск: Государь на оном присутствовал, посторонних никого не было: все сделалось так нечаянно, вдруг; я выпущен с чином коллежского секретаря; ты конечно поздравишь меня с счастливым началом службы. Еще ничего не сделавши – быть X класса. Конечно это много, но мы судим по сравнению: некоторые выпущены титулярными советниками, но об этом ни слова”.

Александр Горчаков, Сергей Ломоносов, Николай Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер, Павел Юдин, Павел Гревенец и Александр Пушкин пойдут служить по дипломатической части в Коллегию иностранных дел.
В Департаменте народного просвещения ждут Федора Стевена, Сергея Комовского и Аркадия Мартынова.
В Министерство Финансов определились Алексей Илличевский, Антон Дельвиг и Константин Костенецкий.

Модест Корф и Михаил Яковлев найдут применение в Министерстве юстиции, а Дмитрий Маслов будет работать в государственной канцелярии.

Гвардейскими прапорщиками станут Владимир Вольховский, Семен Есаков, Петр Саврасов, Иван Пущин, Александр, Корнилов, Александр Бакунин и Иван Малиновский; армейскими прапорщиками – Константин Данзас, Николай Ржевский, Павел Мясоедов, Александр Тырков и Сильверий Броглио; на флоте будет служить Федор Матюшкин.

Царь Александр Павлович распорядился выделить из казны по 10 тысяч рублей на экипировку тех лицеистов, которые победнее, и выплачивать каждому стипендию не менее 700 рублей ассигнациями, пока тот не станет работать.

Поделиться