Описание педагогической деятельности учителя. Опыт работы учителя технологии Опыт работы учителей технологии формы оценки

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.

Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.

Таким образом, перспективность заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать модули в связи с потребностями времени, запросами родителей и детей, местных производственно-трудовых традиций и особенностями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:

  1. Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии),
  2. Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. (Основы проблемного обучения на уроках труда),
  3. Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования),
  4. Павлова М. Б., Питти Д. (Образовательная область "Технология". Теоретические подходы и методические рекомендации - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России), Сопельняк А. П. (Психология творчества // Изобретатель и рационализатор).

В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология проектной деятельности.
  • Дифференцированный подход к обучению.
  • Личностно-ориентированный подход к обучению.

НОВИЗНА ОПЫТА.

Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

При реализации личностно-ориентированного обучения я координирую учебный процесс, наблюдаю, косвенно руковожу деятельностью учащихся, помогаю в выборе решений, активизирую самостоятельную деятельность учащихся, диагностирую развитие личности учащихся.

Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы которыми я руководствуюсь при обучении.

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках. Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. По этой технологии работаю девять лет.

В методической копилке:

Блоки-модули.

  • Модуль первый. Личная гигиена и гигиена жилища.
  • Модуль второй. Элементы кулинарии.
  • Модуль третий. Цветы в доме.
  • Модуль четвертый. Семейные праздники.
  • Модуль пятый. Плетение и ткачество.
  • Модуль шестой. Обработка тканей.
  • Модуль седьмой. Элементы машиноведения.
  • Модуль восьмой. Элементы домашней экономики.
  • Модуль девятый. Основы предпринимательства.

Тематические и поурочные планы.

Темы урока:

Элементы материаловедения.

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.

Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе.

Дидактический материал:

Инструкционная карта. Построение чертежа цельнокройного фартука.

Инструкционная карта. Раскрой фартука.

Инструкционная карта. Изготовление нагрудного накладного кармана.

Инструкционная карта. Притачивание пояса к юбке.

Инструкционная карта. Конструирование и моделирование юбки, фартука, плечевого изделия с цельнокройным рукавом и втачным рукавом.

Инструкционная карта. Конструирование воротников.

Карточки для проверки знаний.

Лекала фартука, юбки, плечевого изделия, воротников.

Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность, ручная вышивка, аппликация на швейной машине).

Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • таблицы;
  • опорные схемы;
  • банк учебных проектов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:

  • все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
  • 100% успеваемость;
  • процент качества за предыдущий год по всеклассно составляет 100%.

В апреле 2007 года участвовала в городском смотре-конкурсе учебных мастерских муниципальных общеобразовательных учреждений, награждена дипломом за 3-е место. Приняла активное участие в городской выставке учителей технологии посвященной началу 2007-2008 учебного года. В марте месяце участвовала в городской выставке кукол проходившей в школе искусства. Награждена грамотой за подготовку проекта "Школьная газета: содружество участников образовательного процесса" занявшего 3 место в городской акции "Я - гражданин России". Разработала и представила костюмы для участников городского смотра - конкурса "безопасное колесо" заняла 3-е место март 2007года.

В апреле 2007года к проведению школьного семинара подготовила выступление "Блочно модульное преподавание".

За многолетний добросовестный труд и в связи с 10-летием Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" управления образования- награждена почетной грамотой главы города Губкинского.

В сентябре 2006-2007года назначена руководителем городского МО учителей технологии.

В 2008 году ученица 4-Б класса Морозова Настя заняла 3-е место, в городской выставке -конкурсе коллективно- творческих работ"Семья России". В Мае 2008 года получили дипломы за участие во втором корпоративном фестивале "Факел" г. Ноябрьск, Морозова Настя, Гаврилюк Александра, Гаврилюк О. А. В городском конкурсе молодежных проектов и творческих работ "Радуга профессий" в номинации Декоративно- Прикладное Творчество Гаврилюк Александра награждена дипломом за 1 место.

За сотрудничество в сфере профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан и за активное участие в конкурсе молодежных проектов и творческих работ получила благодарственное письмо.

В ноябре месяце 2008 года ученица 9-Б класса Гилемханова Ксения стала призером в городской олимпиаде по технологии.

За участие в окружном конкурсе декоративно-прикладного и художественного искусства "Вселенная детского творчества" посвященного 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей награждена дипломом. Салехард 2008 год.

За представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале "Открытый урок" награждена дипломом в 2007-2008 учебном году.

Считаю большой долей заслуги моей работы выбор профессии учеников нашей школы идет по направлению технологии. Две выпускницы Лешик Ольга и Бондаренко Ирина закончили училище с красным дипломом получив профессию повар-кондитер.

Уделяю огромное внимание здоровьесберегающему направлению.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями трудового обучения в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища.

ТРУДОЕМКОСТЬ.

Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.

Они прекрасно ориентируются в подборе литературы, распределяя между членами группы этапы работы.

Технологии.

Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно - воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по формированию полдожительного отношения к труду является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности.

2.Личностно- - ориентированные технологии.

информации;

Копируемость;

Транспортабельность.

Позволяет в полном объёме выполнять требования образовательных стандартов учебной программы. За последние годы приобретены новые станки, верстаки, современные инструменты. Работать в мастерских, как учителю, так и учащимся комфортно, удобно, безопасно. Задача, стоящая передо мной сегодня - это сохранить и преумножить достигнутое, чтобы ещё долгие годы оборудование, установленное в мастерских, служило на благо обучения и воспитания молодого поколения.

Определение выпускников:


Для изучения динамики показателей качества обученности учащихся ежегодно провожу диагностику общеучебного уровня умений и навыков учащихся. Были отслежены следующие уровни трудовой подготовки:

Ориентировка в задании;

Анализ образца;

Определение вида древесины;

Усвоение плана работы;

Снятие размеров;

Построение чертежа;

Разметка;

Самоконтроль;

Отчёт о работе;

Анализ ошибок;

Умение сравнивать;

Умение обобщать.

Перспективы.

4. Использование на уроках заданий - тестов.

Итог результата работы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»

Учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело):
Аксёнов Владимир Васильевич.

Тема педагогического опыта: «Трудовое обучение, как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду».

Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.
Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми вспомогательной школы. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к обще трудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Цель педагогической деятельности – формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.

Цель индивидуальной педагогической деятельности - подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства.

Эта цель достигается решением ряда задач:

Коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

Вырабатывать у учащихся специальные трудовые навыки;

Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;

Формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);

Подготовка к производительному труду, которая позволяет учащимся, окончившим школу работать на производстве;

Активно способствовать духовному росту и эстетическому развитию учащихся, развивать творческие способности.

Коррекционно-развивающие задачи:

    корригировать внимание;

    коррекция и развитие связной устной речи;

    коррекция и развитие психических процессов (память, внимание, мышление);

    коррекция и развитие зрительных восприятий;

    коррекция и развитие тактильного восприятия;

    коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

    коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы;

    развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.

Воспитательные задачи:

    воспитывать интерес к учебе, предмету;

    воспитывать умение работать в парах, в команде;

    воспитывать самостоятельность;

    воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д.)

Этапы реализации:

Диагностико-прогнастический;

Организационно-практический;

Коррекционно-обобщающий.

Технологии.

Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по формированию полдожительного отношения к труду является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности.

Для формирования положительного отношения к труду использую:

1.Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающиие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, они нормализуют психическое и физическое состояние учащегося, направлены на коррекцию моторного развития, мышечного тонуса.

2.Личностно- – ориентированные технологии.

Освоение учащимися полученными знаниями в соответствии с их возможностями и потребностями. Представление свободы выбора ряда элементов в процессе обучения. Формирование адекватной самооценки учащихся.

3. Информационные технологии.

ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню сложности содержания обучения.

Преимущество использования электронного способа работы с информацией:

Последовательность и системность информации;

Тезисность и информативность;

Лёгкость возврата к предыдущей информации;

Возможность дополнения или исправления

информации;

Копируемость;

Транспортабельность.

При проектировании урока использую системный подход, который рассматривает каждый объект, как целое, имеющее определенную структуру и состоящее из определенного числа взаимосвязанных компонентов:

    характеристика темы

    система целей (триединая дидактическая цель), включающая образовательный аспект, воспитательный аспект, развивающий аспект, коррекционный аспект.

    тип урока

    структура урока

    формы познавательной деятельности

    методы и средства обучения

    система контроля.

Методы, формы и средства обучения проектирую таким образом, чтобы они были адекватными тем целям, для достижения которых они были применены. Применяемые формы познавательной деятельности – групповая и индивидуальная. Метод обучения – объяснительно-иллюстративный. Средства обучения – наглядные (опорные карты, таблицы, изделия), раздаточный
материал.

Системный подход позволяет рассматривать конкретный урок в системе других уроков по каждой теме. Урок проектирую как систему моделей: изучение нового материала, формирование умений и навыков, закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

В системном аспекте контроль рассматриваю как внешний контроль (контроль учителя), взаимоконтроль, самоконтроль. При оценивании практических работ учитываю технико-экономические требования - качество выполненной работы, затраты времени, соблюдение технологий, соблюдение правил безопасности труда и санитарно-гигиенических требований. При взаимоконтроле и самоконтроле разработал специальный раздаточный материал (памятки учащимся) в соответствии с критериями оценивания учащихся.

Кабинет столярного дела , в котором я работаю, соответствует нормам СанПиНа. В кабинете рабочие места оснащены верстаками, которые соответствуют росту учащихся.
Для проведения уроков по столярному делу имеются все необходимые инструменты и материалы, установлены деревообрабатывающие станки.

Для более эффективного усвоения учебного материала имеются образцы поделок и оформлены стенды с таблицами.

На стенде с поделками представлены работы учащихся.

В столярной мастерской имеются инструкции по охране труда при работе с ручным инструментом; при работе на сверлильном, токарном, фуговально-пильном, заточном, лобзиковым, ленточно-пильном станках. Выполняются санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 5-9 классов. Оформлены плакаты по технике безопасности при работе ручными столярными инструментами, правила поведения в учебной мастерской. Есть медицинская аптечка, порошковый огнетушитель, ящик с песком, план эвакуации при возникновении пожара. Режим проветривания и освещенности кабинета соблюдается, вентиляция в мастерской находится в рабочем состоянии.

Материально-техническая база столярной мастерской позволяет в полном объёме выполнять требования образовательных стандартов учебной программы. За последние годы приобретены новые станки, верстаки, современные инструменты. Работать в мастерских, как учителю, так и учащимся комфортно, удобно, безопасно. Задача, стоящая передо мной сегодня – это сохранить и преумножить достигнутое, чтобы ещё долгие годы оборудование, установленное в мастерских, служило на благо обучения и воспитания молодого поколения.

Умение анализировать педагогическую деятельность.

Аналитическую деятельность направляю на анализ:

    состояния всей учебно-воспитательной деятельности;

    учебных занятий и воспитательных мероприятий;

    итогов учебно-воспитательного процесса;

    качества знаний учащихся;

    отношения учащихся к учебному предмету;

    обще учебный уровень умений и навыков по трудовому обучению;

    итогов индивидуальной работы с учащимися;

    учебных занятий и воспитательных мероприятий коллег.


Результативность образовательной деятельности.

Реализация разработанных мною учебных, использование педагогических технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика уроков, научный подход и доступность в изложении изучаемого материала, придание урокам практической направленности, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, применение разработанных и оформленных мною материалов для итоговой аттестации позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов учащихся.

Определение выпускников:

Большинство выпускников успешно продолжают учебную деятельность в технических лицеях, трудовую деятельность в строительных компаниях.

Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
Для изучения динамики показателей качества обученности учащихся ежегодно провожу диагностику общеучебного уровня умений и навыков учащихся. Были отслежены следующие уровни трудовой подготовки:

Усвоение теоретического материала;

Ориентировка в задании;

Анализ образца;

Определение вида древесины;

Усвоение плана работы;

Снятие размеров;

Построение чертежа;

Разметка;

Работа инструментами и материалами;

Самоконтроль;

Отчёт о работе;

Анализ ошибок;

Умение сравнивать;

Умение обобщать.

Перспективы.

    Продолжить работу над формированием у учащихся положительного отношения к труду в урочной и внеурочной деятельности как эффективного средства развития личности ребенка.

    Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:

Научить и отработать навыки изготовления несложных изделий;

Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

Учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

Развивать творческие способности;

Развивать умение анализировать, сравнивать (память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук);

Воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.

На занятиях использовать разнообразные методы:

Репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам);

Репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки;

Творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанной на изученной технологии).

3. Презентации по разделам программы.

4. Использование на уроках заданий – тестов.

Итог результата работы.

Результатом моей работы является то, что учащиеся могут самостоятельно изготовить несложные изделия, могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия, а также выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений.



У учащихся появилась уверенность в своих знаниях, умениях и наработанных навыках при выполнении предлагаемых заданий. А это значит, что адаптация в социальной среде этих детей пройдет успешно.

Литература, используемая в работе.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб. /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. – 304 с.

    Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.

    Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.

    Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.

    Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.

    Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.

    • М.: Просвещение, 1969.

    Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989.

    Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.

    Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс Москва. Вентана-Граф, 2010г.

    Самородский П.С., Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    Технология. Под ред. В.Д.Симоненко. 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело 10 и 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида, Москва. Владос, 2011г.

    Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г.

    Б.А.Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г.

    Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г.

    И.А. Карабанов Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 классов. Москва, Просвещение, 1992г.

    Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г.

    Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9 класс. Москва, Владос, 2010г.

Из опыта работы учителя технологии

Пусть ум и руки наши

Родят лишь чудеса,

И мир прекрасней станет

От мудрости творца!

Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качественного образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения. При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность).

Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.

На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Под методом проектов в курсе «Технология» понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества проведенного исследования и созданного продукта, определение реального спроса на него на рынке товаров и услуг.

Метод проектов позволяет формировать у школьников такие качества, как бережливость, расчетливость, деловитость, коммуникабельность и др. Упор при применении метода проектов делается на активное обучение детей через проектирование и изготовление изделий или оказание услуг, которые нужны кому-либо в реальной жизни. Роль учителя – создать такие условия, при которых это будет возможно.

Идея внедрения проектной технологии позволяет пройти путь познания вместе с детьми.

На уроках технологии то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебников.

Реализация проектной деятельности мы начинаем с разработки проекта освоения большой темы или раздела программы по учебному курсу. Я готовлю предварительный план раскрытия темы, учащиеся вносят свои коррективы. Затем они распределяются по микрогруппам, договариваются о формах подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектная технология позволяет решить ряд задач, а именно, выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

С чего начинаем работу по данной технологии?

    Индивидуальная работа – первый шаг в творческой работе. Главное условие – чтобы ученики поняли, что от них требуется. Потребуются время и терпение!

    Начинать нужно с примера проекта-образца, который показываю ученикам.

    Выслушав мнение учащихся сначала о своей работе, а потом о работе других учащихся, оцениваю вклад каждого. Отдельные учащиеся, получив одобрение, будут обсуждать, делать предложения, как организовать работу, что нужно для этого сделать, как использовать виды деятельности, умения.

    Воплощение проекта необычным, неожиданным способом откроет возможности и для «слабых» учащихся. Ученики всегда поддержат интересные идеи.

    Трудоемкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении обеспечения учебно-методическим комплексом.

Сложной, но, пожалуй, самой интересной является моя организация работы по выработке идей при проектировании изделий для удовлетворения потребности конкретного человека или группы людей. Например, определена потребность: маме нужна салфетка, в этом случае можно осуществлять разработку идей по изготовлению какой-то определенной салфетки.

В организации технологического обучения использование проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности повышает положительную мотивацию обучения, делает образовательный процесс осмысленным и интересным.

Логическим продолжением уроков является и работа детского объединения «Подарок своими руками». Занятия в объединении предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей. В нем учитываются основные направления современного технологического образования школьников: целенаправленное формирование и развитие творческой личности, организация созидательной деятельности школьников, мотивация и стимулирование деятельности, контроль и самооценка деятельности, воспитывается чувство бережливости и экономии, так как в процессе изготовления изделий могут быть использованы старые вещи.

Искусство вышивки, шитьё из лоскутков – искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия – покрывала, одеяла, подушки – до сих пор можно встретить в разных уголках России. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

Искусство создавать из кусочков ткани одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси с появлением ситца. Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные, яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, мы сможем обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и создать полезные вещи – салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким и друзьям.

Мой опыт работы показал, что учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, вышивки и аппликации, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи и постепенно переходили к более сложным работам.

Учащиеся изучают основные законы композиции и цветоведения, знакомятся с традиционными орнаментами разных народов, осваивают основные приёмы работы на швейной машине и вручную; сначала работают по готовым образцам, копируя их, а затем приступают к разработке индивидуального проекта и выполняют изделие, используя ранее изученные способы соединения лоскутков и вышивки. Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их творческую изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали. И самое удивительное то, что учащиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых их детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое декоративное панно. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал. Чему же способствует внедрение проектной технологии? Опыт доказывает, что данное внедрение способствует:

    повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации;

    развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);

    развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По 3-х летнему опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

    создание ситуации занимательности, ситуации успеха;

    создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Я целенаправленно работаю по формированию структуры умственной деятельности, акцентируя внимание на:

    использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;

    доказательность суждений;

владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Как показывает опыт, в развитии познавательной сферы учащихся важную роль

играет интеграция уроков технологии с другими предметами. При использовании межпредметных связей на уроках и внеклассных мероприятиях мы способствуем усвоению технологических, экономических, экологических, предпринимательских знаний. История названия тех или иных понятий, деятельность изобретателей, история моды – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики. А хорошее знание литературы, русского языка, математики позволит грамотно и точно рассчитать формулы при построении чертежей основы изделий, искусство рисовать поможет при создании новых моделей. Использование национально-регионального компонента в «Технологии» позволяет мне на уроках использовать традиции бурятского народа в разработке проектов по изготовлению текстильных и кулинарных изделий.

В своей работе опираюсь на здоровьесберегающие технологии. При выполнении практических работ (а они занимают большую часть рабочего времени урока) использую музыкальный ряд и физкультминутки. Это позволяет снять психологическое напряжение учащихся.

Применение проектных технологий в обучении предмета позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.

В процессе преподавания предмета по традиционной методике внимание было сосредоточено на усвоении основных знаний и умений, а воспитание разносторонней личности и развитие творческих способностей школьников зачастую осуществлялось спонтанно. Здесь же в основном преобладал авторитарный стиль общения учителя с учениками.

Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного.

Во-первых, организация процесса обучения ориентирована на развитие личности учащегося. Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как сравнение (при выборе ткани для изготовления изделия учитываются технологические, эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования), классификация (разновидности ручных стежков и строчек), обобщение (направления моды, стили и силуэты одежды). В-третьих, появляется интерес к творчеству, усиливается мотивация личностного роста, появляется стремление изменить себя в лучшую сторону. В-четвертых, изменяется роль учителя. Я выступаю как организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

При применении методов проектов учащимся предлагаю практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений- исследований, дизайн-анализов), для того, чтобы они могли развивать свои способности и пополнять полученные знания. При этом я предоставляю учащимся возможность что-то делать, быть активным в проектировании и изготовлении изделий, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Здесь же мы используем полученные ранее знания и умения для решения практических задач.

В своей работе я часто использую основные формы организации учебного процесса, способствующие развитию творческих способностей учащихся: организация выставок, демонстраций, мастер-класс; проведение тематических конкурсов, освоение компьютерного моделирования.

Описание системы работы (инновационного опыта) Ирины Витальевны Агибаловой, учителя технологии МБОУ СОШ №5 г.Ливны

"Успешный ученик - успешное будущее страны"
Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя технологии. Здесь представлена система и результаты моей работы.

«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы включает уроки технологии, воспитательную деятельность классного руководителя и педагога – организатора. Все это позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
Я считаю важным придать обучению практическую направленность, создать условия для развития у детей конструктивно-технологических способностей, самовыражения и самоутверждения, стремления овладеть новыми трудовыми навыками.
Исходя из целей и задач современного образования, цель моей педагогической деятельности - вырастить успешного ученика.
Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха! Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
Стремительное развитие современной техники, возрастающие требования к профессиональным качествам, в условиях которых человеку на протяжении жизни приходится неоднократно переучиваться. В этой ситуации перед педагогом возникает задача не только научить чему-то, а формировать умение самим учиться.
Неудовлетворенность традиционными учебниками, стремительное развитие цифровых технологий и самой науки информатики заставляет учителя отдавать предпочтения творческой деятельности, не по шаблону, быть более мобильным, динамичным, креативным и воспитывать детей такими же.
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
создание психологического комфорта;
ориентация на личность ученика;
предоставление благоприятных условий (технические, информационные, научно-методические и др.);
внедрение инновационных процессов на уроках технологии;
взаимодействие с родительской общественностью;
модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Проблемное обучение - создаю в учебной деятельности проблемные ситуаций и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Дифференцированное обучение - использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения - работая по данной методике, имею возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении - этот метод дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – при использовании этого метода происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)- здесь реализуется идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.
Информационно-коммуникационные технологии – создание совместно с учащимися мультимедиа-презентаций, видеороликов, использование мультимедиа оборудования на уроках, использование интегрированных курсов, использование компьютерных программ для создания схем, выкроек, узоров, а так же 3D моделирования объектов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Например, в разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей и уровня подготовки ребенка: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Стремиться к успеху!
Самым простым способом выявления творческих способностей учащихся является обычное наблюдение. В школе регулярно организовываются тематические выставки и конкурсы, в которых принимают участие все школьники, в том числе и младшие классы.
У всех детей уже в раннем возрасте проявляются первые признаки одарённости - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Благодаря систематической работе с использованием прогрессивных методов выявляются дети с яркими творческими способностями. А для того, что бы эти способности развивать и совершенствовать, я предлагаю учащимся групповые формы работы, даю различного рода творческие задания, вовлекаю в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Мои уроки отличаются разнообразием и направлены на индивидуальность ученика.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через скайп и социальные сети.
Существует множество компьютерных программ, которые облегчают работу на уроке и в то же время делают ее более продуктивной и интересной - программа для составления схем вышивки крестиком и подбора цвета нити «Крестик» (эта программа преобразует любой рисунок или фотографию в подробную схему вышивки); программа для планирования и моделирования в 3D объеме помещения и ландашфта (использую их при изучении темы «Интерьер жилого дома»). Активно применяю программу PatternsCAD для создания выкроек по индивидуальным размерам.
Повысить мотивацию к творчеству помогает проектная деятельность. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентноспособный и заслуживает рассмотрения. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными
Эти проекты я использую на уроках и во внеклассной работе для проведения школьных праздников. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, коммуникативности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.
«Участие учащихся в творческих конкурсах»
1 Творческий конкурс агитбригад по профориентации
Номинация « Лучшая реклама профессии» 2012 3 место
2 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Белых Юлия 2012 Участие
3 Городской конкурс детского творчества «Рождественнское чудо», Богрянцева Марианна 2013 Участие
4 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Дорогавцева Татьяна 2013 Участие
5 Областной конкурс детского творчества «Полицейский Дядя Степа» - Теряева Светлана 2013 Участие
6 «Многообразие вековых традиций» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» - Агибалова Анна 2014 Диплом УОО г. Ливны за 3место
7 Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества – Богрянцева Марианна 2014 Участие

Два года подряд мои ученицы занимают призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
«Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
1 2013 Коротких Маргарита (10 класс) «Платье для особого случая» 3 место
2 2014 Селина Дарья (9 класс) «Теплый сувенир» 3 место

Особое внимание на своих уроках уделяю профориентационной работе. С 5 класса происходит выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений учащихся. В старших классах выявляется потребность в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.
С 2014 года в школе реализуется проект «Профстарт». Проект представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс психолого-педагогических мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения социально дезадаптированных учащихся.
Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с структурными подразделениями и организациями города, профессиональными учебными заведениями.
На базе Ливенского филиала «Госуниверситет-УНПК» образован попечительский совет, который курирует глава города Леонид Фаустов. Его цель - объединить усилия школы, ВУЗа и промышленных предприятий для эффективной профориентационной работы с выпускниками школ и повышения престижа рабочих специальностей, востребованных на заводах нашего города. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в профориентационных мероприятиях, организованных попечительским советом – это круглые столы, молодежные акции и движения.
Положительной динамике реализации проекта «ПРОФстарт» способствует участие школы в работе муниципальной программы «Молодежь города Ливны Орловской области на 2014-2018 годы», разработанной отделом по делам молодежи администрации города Ливны.
Школа тесно сотрудничает с Центром занятости населения, промышленными предприятиями и частными предпринимателями города, которые помогают учащимся более подробно познакомиться с различными видами трудовой деятельности, а так же предлагают возможность получения практических навыков в освоении той или иной профессии.
Еще одно направление деятельности, которое требует особого подхода к обучению - инклюзивная практика. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья требуют личностно-гуманных условий для их развития, обучения и воспитания.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет эффективна, только если она поддержана родителями, понятна им и соответствует потребностям семьи.
Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
На занятиях с такими детьми я чаще, чем обычно создаю ситуацию успеха, использую дифференцированные задания, даю свободу творчеству и воображению ребенка. Уроки технологии для таких детей – уроки радости, успеха.
Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог – ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике.
В процессе педагогической деятельности невозможно стоять на месте. Для того, что бы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в профессиональных конкурсах, обобщаю опыт работы на уровне школы и города. Ежегодно участвую в муниципальных педагогических чтениях «Качественное образование – будущее России»

Участие в профессиональных конкурсах
1 Муниципальный этапа конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013 1 место
2 Областной этап конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013г 2 место
3 Областной этап открытого Всероссийского конкурса «Семейный альбом» 2012 Диплом победителя
4 Конкурсный отбор педагогических работников образовательных учреждения для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование 2012 Участник
5 Конкурс среди образовательных учреждений Орловской области «Школа года» - 2013 Участник состава команды
6 Муниципальный конкурс среди молодых учителей «Самый перспективный молодой педагог» 2014 Победитель

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
- III Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России» по теме «Школа-мастерская успеха» (30.05.2011г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»(9.01.2012г.);
- Научно–практическая конференция. Тема выступления «Всестороннее развитие ребенка средствами ритмических движений на занятиях внеурочной деятельности» (26.04.2012г).
- Городской семинар «Реализация ФГОС НОО», организованный на базе МБОУ СОШ №5 г. Ливны - открытое занятие по ритмике на тему «Весеннее настроение» (2012г).
- IV Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления - «Жизнь школьная – моя судьба» (2013г).
- Заседании городского МО учителей технологии на базе МБОУ СОШ №5 г.Ливны - открытый урок в 7 классе «Дизайн интерьера» (2013 г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме « процесс адаптации пятиклассников» (8.11.2013)
- В рамках предметной недели естественно-математических дисциплин в МБОУ СОШ №5 г. Ливны – открытый урок технологии в 11 классе «Работа над проектом «Моя будущая профессия» (март 2014)
- V Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления « Метод проектов на уроках технологии» (2014г).
Более подробно познакомиться с моей педагогической деятельностью можно на моем персональном сайте и на сайте школы
Бесталанных детей не бывает. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и я к этому стремлюсь. На выходе из школы мои выпускники должны представлять собой:
-успешных людей;
-профессионально-определившихся;
-коммуникативно-грамотных;
-владеющих информационными технологиями;
-обладающих навыками исследовательской деятельности;
-причастных к русской и мировой культуре;
-социально адаптированных;
-осознающих свое «я» и свое место в мире;
-креативных;
-самостоятельно и критически мыслящих;
-способных работать в команде;
- обладающих высокой степенью толерантности;
- патриотов.

Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

Поделиться