Определить художественные приемы в рассказе бежин луг. Некоторые особенности пейзажа в рассказе "бежин луг". И.с.тургеневу. бежин луг

Цели урока:

  • Образовательные:
  • познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
  • определить роль пейзажа в рассказе;
  • проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к художественному слову.
  • воспитывать чувство патриотизма.
  • Развивающая:
  • формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
  • совершенствовать выразительное чтение учащихся.

Оборудование: презентация (Приложение 1 ), иллюстрации природы к рассказу.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

1 слайд. Сообщение темы урока.

– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок).

2. Вводное слово учителя

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.

3. Анализ пейзажей

3-4 слайды

– С чего начинается рассказ? (С описания июльского дня.)
– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при чтении? (Создаётся настроение бодрости и ликования, нежности и мягкости, мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).
5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе жизнеутверждающее настроение? (Описание наступления утра завершает рассказ).
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти строки? (Человек, умеющий видеть красоту; обладает богатым духовным миром).
– Где располагаются в рассказе данные пейзажные зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку произведения).
– Сопоставьте описание летнего дня и описание наступления утра с настроением охотника?

4. Работа над художественно-изобразительными средствами

– Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.)

1 группа. Описание летнего утра

Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня.

– Какие образные средства преобладают? Почему?

«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»

(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой.
В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал).

2 группа. Пробуждение летнего дня

Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра. (Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.)

– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? (Показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны).
– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? (Они помогли автору сделать картину утра более наглядной).

– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи. Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги.

3 группа. Описание ночи

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания» «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

– Отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Но тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи.

– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях - светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора. (Утром преобладают краски. Утром звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие, ночью преобладают зрительные образы)

– Чем вы объясните? (Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.).

Л.Н.Толстой.“Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её красок, в движении, в звуках, в запахах.

4 группа. Действенность природы

Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно.

5. Итог урока

– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем yсиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как сила активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить учащихся подумать над вопросом: имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения. Композиционная роль природы фиксируется в краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.

– А ещё почему так много картин природы? (Живут в деревне. Их всегда окружает природа. Является фоном жизни ребят)

В рассказе Тургенева природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.

Значение природы в рассказе „Бежин луг"

– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине)
В конце урока я предлагаю послушать стихотворение, в котором также говорится о любви к природе, малой родине.

12 и др. слайды

И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ

Иван Демьянов

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Есаян Карина, руководитель работы Зилова Марина Юрьевна

Анализ эпитетов, цветовых прилагательных, сравнений, олицетворений, метафор в рассказе Тургенева И.С. «Бежим луг» из сборника «Записки охотника». Особенности употребления тропов в рассказе «Бежин луг». Использование средств изобразительности при описании природы, животных, детей, сказочных существ (русалки, лешего), их роль в рассказе. История эпитета. Разные подходы к понятию «эпитет».«Словарь эпитетов русского литературного языка». (Особенности словаря, информация о содержании, образец словарной статьи). Три типа эпитетов: общеязыковые, народно - поэтические, индивидуально - авторские.Метафора как один из основных тропов художественной речи.Олицетворение как стилистическая фигура. Сравнение как средство выразительности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ МОУ СОШ № 3

Исследовательская работа по литературе

« Роль изобразительно-выразительных средств в произведении

Тургенева И.С. «Бежин луг»

Выполнила: Есаян Карина, обучающаяся 7 класса Руководитель работы: учитель литературы Зилова Марина Юрьевна

Ржев 2010 год

Введение:

а). Обоснование выбора темы.

б). Цели и задачи исследовательской работы.

Анализ эпитетов, цветовых прилагательных, сравнений, олицетворений, метафор в рассказе Тургенева И.С. «Бежим луг» из сборника «Записки охотника»:

а). Тургенев И.С. -мастер слова.

б). Особенности употребления тропов в рассказе «Бежин

луг».

в). Использование средств изобразительности при описании природы, животных, детей, сказочных существ (русалки, лешего), их роль в рассказе.

Теория вопроса:

а). История эпитета.

б). Разные подходы к понятию «эпитет».

в).«Словарь эпитетов русского литературного языка». (Особенности словаря, информация о содержании, образец словарной статьи).

г). Три типа эпитетов: общеязыковые, народно - поэтические, индивидуально - авторские.

д).Метафора как один из основных тропов художественной

речи.

е).Олицетворение как стилистическая фигура.

ж).Сравнение как средство выразительности.

Выводы. Могучее оружие писателя - слово!

Тема моей исследовательской работы -

«Роль изобразительно-выразительных средств в произведении Тургенева И.С. «Бежин луг».

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

А.Н. Радищев

В прошлом учебном году я работала над темой «Роль эпитетов в произведении Тургенева И.С. «Бежин луг». Углубившись в это произведение, я поняла, что ограничиться только рассмотрением в нём эпитета невозможно, и решила написать работу на тему: «Роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении». Причём, на примере того же рассказа Тургенева «Бежин луг». Выбор этой темы обоснован моим личным интересом.

Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая их произведения, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением героев и. подчас забываем, что литература - это искусство слова.

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль изобразительно - выразительных средств в художественном произведении.

Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приёмами и

средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь и

готовит нас к сдаче ЕГЭ, на котором проверяются умения распознавать и применять эти средства.

Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.

Заинтересовавшись тропами, я решила изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив роль тропов в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель моей работы:

Изучить изобразительно-выразительные средства языка.

Наблюдая и исследуя, определить роль тропов в художественном произведении.

Мои задачи:

Рассмотреть и изучить тропы на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

Определить, с помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко и красочно изобразить природу.

Методы исследования:

аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,

поисковый метод,

3 Дифференциация по признаку.

Художественное своеобразие тургеневского пейзажа.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов; изображение пейзажа насыщено тропами.

В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа? В чем его неповторимость и прелесть? Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света... всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы...»

Величавая тургеневская ночь пронизана разными звуками: «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, звенит. Казалось, кто-то долго прокричал промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще неравнодушен. Описывая летний день в «Бежином луге», он замечает: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе: «Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи».

тихонько потрескивали».

«Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный,

звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке». «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно... обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

чувствуете сырости». «Темное, чистое небо

торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим

таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи».

Изучение литературы и изучение языка связаны между собой теснейшим образом. Известно, что сам Тургенев превосходно владел несколькими языками, но предпочтение он всегда отдавал русскому языку.

Тургенев использует в произведении разнообразные Языковы средства, и в первую очередь эпитеты, цветовые части речи, метафоры, олицетворения, сравнения.

Описанием прекрасного июльского утра начинается его рассказ «Бежин луг». «С самого раннего утра небо ясно... Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра...» Тургенев показывает, как в течение суток

меняются краски и звуки природы. Я занималась музыкой (играла на фортепиано) и увлекаюсь живописью (посещаю кружок ИЗО), поэтому мне интересно наблюдать за тем, как писатель художественным словом рисует картины природы. Она великолепна, оптимистична. На читателя обрушивается каскад красок, лавина звуков; но они не утомляют, не раздражают, а создают чувство спокойствия, радости. В чём секрет гармонии звуков и красок? Ярок, богат, полон жизни, движения мир природы. Для изображения этого писатель привлекает олицетворения (к ночи «вздымался угрюмый мрак », «странный, резкий, болезненный к рик раздался вдруг);

глагольные метафоры («...тонкий язык света лизнёт голые сучья лозняка...»), эпитеты (« стальные отблески воды», «бесчисленные золотые звёзды»); цветовые части речи: имена существительные («...то уже была синева ночи»): глаголы («ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке»), деепричастия («его /холма/ громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты»); причастия («.. .по зазеленевшим лугам.. .по сверкающим, обагрённым кустам и по реке, стыдливо синевшей из - под редеющего тумана, - полились... потоки молодого, горячего света»), прилагательные («облака... ложатся розовыми клубами», « красным пламенем горели.. .два огонька»).

Картины природы в изобразительных средствах языка.

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра ко дню, от дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным

изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Служит фоном жизни героев рассказа - крестьянских детей

Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном

Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку

Тургенев для создания картин природы использует прежде всего эмоциональные эпитеты, главное содержание которых - чувство, а не образ: кроткий румянец зари, голубоватые полосы, лиловый туман... Эти прилагательные помогают писателю, изображая природу, показать постоянные проявления её полнокровной жизни.

Обилие цветовых прилагательных делает пейзаж Тургенева ощутимым, видимым. «Заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло - багровое, как перед бурей, но светлое и приветно - лучезарное». Тургенев И.С. изображает природу правдиво. На основе выбора писателем цветовых прилагательных, эпитетов читатель может определить, какое время суток изображено.

Для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетам, потому что ставит перед собой цель показать богатство красок озарённой солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления.

При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств совсем иные, потому, что автор ставит уже совсем другие цели: писателю важно показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство нарастающей тревоги, которое возникло в нём в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Отпадает необходимость использования яркого изобразительного эпитета. Тургенев, как опытный художник слова, пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом в сочетании со сравнением, метафорой, олицетворением. «Ночь, как грозовая туча », «вздымался угрюмый м рак». Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно убедился, что заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы. Когда охотник выходит на дорогу и видит крестьянских детей, он успокаивается и видит во всём великолепии «тёмное, чистое небо», «бесчисленные звёзды», вдыхает «запах русской летней ночи».

Цветовые прилагательные помогают читателю узнать и время года. Описание лета даётся ярко и красочно. Преобладают прилагательные - «лазурный, лучезарный, золотой, алый, белый, розовый, голубоватый, лиловый, красивый». Они создают тёплый летний фон рассказа.

Цветовые прилагательные в рассказе связаны со всеми сторонами жизни. Есть прилагательные, характеризующие представителей животного мира. Например, лошадь - «впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой - нибудь рыжий космач. с репейником в спутанной гриве». Собака Дианка - английская жёлто - пегая. Карась - « белесоватый, серебряный».

Прилагательные со значением цвета характеризуют людей, называя отдельные детали портретов детей: указывают цвет волос, глаз, бровей. «Это был стройный мальчик... с кудрявыми, белокурыми волосами. светлыми глазами»; «он... выставлял из - под неё (рогожи) свою русую кудрявую головку» (о Ване). «У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные. глаза серые....лиио бледное, рябое »: «но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза». «Его /Илюши/ жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами...». Давая портретную характеристику мальчиков, Тургенев описывает детали их одежды, где тоже прибегает к цветовым прилагательным. «На нём /Феде/ была пёстрая ситцевая рубаха, с жёлтой каёмкой...на голубом поясе висел гребешок». «На нём /Илюше/ были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку».

Писатель характеризует детей по одному и тому же плану: отмечает возраст, изображает внешность, передаёт их разговор у костра, выражает своё отношение к ним. Ребятишки автору симпатичны. Несмотря на их невежество, автор изображает их даровитыми, способными, каждый наделён своим характером. Это объясняет употребление автором цветовых прилагательных, вызывающих положительные эмоции. Нет ни одного прилагательного, характеризующего ребятишек отрицательно.

В сказочном нереальном плане цветовые прилагательные характеризуют русалку (нереальное существо) - «Вот зовёт она /русалка/ его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке...». «Она плачет, братцы мои, глаза волосами утирает, а волосы у неё зелёные, что твоя конопля». Лешего - «...такой стоит большой, большой, тёмный. скутанный...»

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован. Так, для описания летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением

ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой; и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько стремится изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха. Так, после рассказа Кости о русалке, вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули...

Представлены единичными примерами: « небо ясно», «облоно лазурны», «жар...силён ». На принадлежность эпитетов к этой группе указывает их краткая форма, инверсия определяемого и определяющего слов и постоянство сочетания определяемого и определяющего слов.

Есть в рассказе несколько примеров авторских эпитетов: « на смутно - ясном небе», «вихри - круговороты », « приветно-лучезарное ».

Самыми распространёнными в тексте эпитетами являются эпитеты общеязыковые: « начинали густеть и разливаться холодные тени», « лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге» и другие.

И. С. Тургенев придавал большое значение признакам предметов, роли определений при передаче внутреннего состояния героев. Когда речь идёт об обычных человеческих эмоциях и их оттенках, Тургенев избегает резких, кричащих эпитетов. Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

Каждый писатель стремится к тому, чтобы его эпитеты производили свежее

опйи^тпоимр Ллгтмгартго атл ппмпо лилм гплгл^илгтил г! мгатопа □ м hotl т^ uto ли

LMI4» IU UI4.I 1МС vil

описывает, как бы заново. Он словно поворачивает к читателю изображаемый предмет необычной стороной, заставляет заметить в нём то, чего не замечали раньше. Чтобы увидеть и передать красоту природы, нужны не семь цветов школьной палитры, а тона, полутона, движения и переходы цвета, света, очертаний. Обратим внимание на то, как это сделано в описании природы на страницах рассказа Тургенева. «Солнце - не тускло - багровое...,но приветно - лучезарное...». «Облаков золотисто - серых...», «цвет небосклона... бледно - лиловый», «Бледно - серое небо светлело...».

Даже свет, и тот обретает мгновенно меняющуюся окраску: «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света...». «Летучие мыши уже носились...,кружась и дрожа, на смутно - ясном небе». Тургенев использует конструкции с двойными эпитетами, где последний эпитет усиливает предыдущий, уточняет смысл, способствует созданию ритма повествования («солнце... приветно - лучезарное »).

Итак, мы видим, что эпитет и многие цветовые прилагательные обозначают субъективное, временное, нужное автору в данный момент свойство предмета. Эпитеты могут быть привычными, взятыми как бы напрокат у предшественников, а могут быть новонайденными, свежими.

Исследуя рассказ «Бежин луг», я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову. Я поняла, что такое простое, на первый взгляд, средство изобразительности, как эпитет, действительно, может творить чудеса. Роль эпитетов и цветовых прилагательных в рассказе Тургенева велика, даже уникальна. На них строится всё описание.

История эпитета

Рассуждения о роли эпитетов, их назначении встречаются ещё в работах учёных и мыслителей античности. Выяснение природы эпитетов занимало умы многих выдающихся филологов 19 - начала 20 веков: Буслаева Ф.И., Веселовского А.Н., Потебни A.A. и других исследователей языка и поэтики. В более позднее время к изучению эпитетов обращались видные лингвисты и языковеды: Жирмунский В.М., Томашевский Б.В., Евгеньева А.П. и другие.

Я прочитала, что существует немало специальных работ, в которых рассматривается употребление эпитетов классиками русской литературы - Гоголем Н.В., Лермонтовым М.Ю., Тютчевым Ф.И., Тургеневым, И.О., Есениным С.А., Блоком A.A. и что эпитет как традиционный приём стилистики издавна занял прочное место в различных исследованиях художественной речи. Интересно, что не только поэты, но и прозаики обращаются к этому образному определению и активно используют его возможности.

Законченного и общепринятого определения эпитета пока не существует. В науке нет единого взгляда на само понятие «эпитет». Термин этот используется в разных смыслах. Одни исследователи придерживаются узкого понимания термина «эпитет», относя его к явлениям чисто стилистического порядка. Эпитеты, по их мнению, г определяющие слова, обладающие особой художественной выразительностью, выражающие чувства автора к изображаемому предмету, создающие живое представление о предмете и т.п. Значит, перед нами не просто определение, а художественное определение - яркое, выразительное, нужное только в этом случае. Такое определение называется эпитетом. Он живёт на страницах художественных произведений, в художественном тексте и в устной художественной речи, помогает ярче представить героя, событие.

Мне кажется, это самый используемый писателями приём. Иногда одним удачным определением автор развёртывает перед читателем целую картину.

Таким образом, эпитет в этом понимании - только красочное, образное определение, возникающее обычно на основе переносного значения слова. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, серый, синий и т.п. в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; ими служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т.п.

Другие учёные рассматривают термин «эпитет» в широком смысле. При этом учитывается, что эпитеты свойственны не только поэзии, но и прозаической, даже обиходно - разговорной речи. Нелегко провести чёткую грань между художественным и нехудожественным определением, потому что экспрессивно - образную функцию могут выполнять и нейтральные, обычные слова.

Так что же такое эпитет?

В справочнике лингвистических терминов Розенталя Д.Э. и Теленковой МЛ. (М. «Просвещение» 1972г.) даётся следующее определение:

Эпитет (от греч. - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное (чёрная тоска), но и существительное - приложение (бродяга - ветер, Мороз - воевода, старик океан), а также наречие, метафорически определяющее глагол («Гордо реет Буревестник» Горький М.).

В «Школьном поэтическом словаре» Квятковского Александра Павловича (М. «Дрофа». 2000г.) читаем:

«Эпитет - в собственном смысле образная характеристика какого - либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного»... всегда прилагательного. Автор Словаря не соглашается с теоретиками литературы, которые придают эпитету расширительное значение стилистической фигуры, выражаемой разными частями речи. Но отмечается, что иногда роль эпитетов играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого - либо состояния (Ведь были ж схватки боевые,// да говорят ещё какие !)

Эпитет в школьной программе рассматривается как художественное определение, обычно выраженное прилагательным или сочетанием слов, которое воздействует на наше чувство, наше воображение, нашу мысль. Эпитеты всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому предмету или понятию, о котором идёт речь.

«Словарь эпитетов русского литературного языка»

Я работала со «Словарём эпитетов русского литературного языка», его автор - Горбачевич Кирилл Сергеевич. (Санк - Петербург. «Норинт. 2001 .)Словарь содержит около 600 словарных статей, объединяющих около 50 000 эпитетов. Словарь Российской Академии наук Института лингвистических исследований рассчитан на широкий круг читателей.

Словарь сохраняет преемственность в названии и структуре Словаря Горбачевича К.С. И Хабло Е.П. (Ленинград. 1979 год). В словарь введены около 200 новых, опорных слов и несколько тысяч ранее не зарегистрированных эпитетов. Основными источниками Словаря эпитетов явились художественные и общественно - публицистические произведения русской литературы - от Пушкина до наших дней. Кроме того были

использованы различные словари и справочники: «Словарь синонимов русского языка», «Эпитеты литературной русской речи» Зеленецкого А. (М. 1913 г.), Толковый словарь живого великорусского языка» Даля В.И. (СПб., М., 1880 - 1882), «Словарь языка Пушкина» (М., 1978) и др.

Словарь состоит из Предисловия, в котором сообщаются общие сведения о словаре, построении словарной статьи, даются стилистические и грамматические пометы (нар.- поэт., устар., истор. и др.).

Словарная статья Словаря эпитетов открывается заголовочным словом - существительным в именительном падеже единственного числа. Если заголовочное слово употребляется только или как правило во множественном числе (это в особенности относится к парным существительным), то в этой форме оно и приводится в словарной статье. Например: Брови. Губы. Плечи.

Отбор заголовочных слов осуществляется на основе учёта двух основных принципов:

Употребляемость слова;

Обилие и разнообразие эпитетов для данного слова;

При составлении списка заголовочных слов использованы толковые и частотные словари современного русского языка и специально составленная для данного словаря картотека, позволяющая судить о количестве эпитетов для того или иного существительного. Некоторые включённые в Словарь существительные не являются сейчас активно употребляемыми словами (например, очи, уста). Помещение таких слов в словарь мотивировано их особой ролью в поэтической речи и своеобразием набора эпитетов по сравнению с их общеупотребительными синонимами.

Образец словарной статьи.

Эпитет. Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный, вычурный, громкий, ёмкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, индивидуальный, истасканный, картинный, колоритный, красочный, кричащий, кудрявый, ласкательный, лестный, меткий, модный, неожиданный, неповторимый, образный, опошленный, оригинальный, площадной, подходящий, позорный, постыдный, причудливый, пышный, редкий, редкостный (разг.), рельефный, самобытный, своеобразный, своеобычный, смелый, сочный, справедливый, стандартный, стереотипный, стёртый, точный, трафаретный, тривиальный, тусклый, удачный, хвалебный, цветистый, шаблонный, штампованный, энергичный, эффектный, язвительный, яркий.

Сокрушительный, щегольской,

Условные знаки:

(звёздочка) - звёздочка предшествует рубрике, включающей редкие, индивидуально - авторские, эпитеты. ❖ (чёрный ромб) - чёрный ромб предшествует перечню так называемых логических (терминологических, бытовых и пр.) определений.

Обратившись к Словарю эпитетов, знакомимся с тремя типами эпитетов: общеязыковыми, народно - поэтическими и редкими, индивидуально - авторскими.

Общеязыковые эпитеты - это наиболее многочисленная группа слов. У некоторых существительных (например, лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) зафиксированы сотни характеризующих определений. Среди них прилагательные и со свободным значением, и со связанным. В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употреблённые в прямом и переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью. Сравним: полная тишина и могильная (перен.) тишина; тёмный дуб и черноголовый (перен.) дуб; нестерпимая боль и жуткая (разг.) боль; сильный мороз и ядрёный (простореч.) мороз. Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым словами, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.

Народно - поэтические эпитеты пришли в литературный язык из устного народного творчества. Их основная черта - постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым словом. Типичными примерами служат словосочетания: чистое поле, синее море, буйный ветер, красное солнце, горькое горе, серый волк и т.п. Многим народно - поэтическим эпитетам свойственны следующие особенности:

Употребление прилагательного в краткой форме (сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Инверсия определяющего и определяемого слов (ветры буйные, ноги резвые, горе горькое).

Третий тип - это редкие, индивидуально - авторские, эпитеты. В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно не воспроизводимы, их употребление носит окказиональный характер. Однако при определённых условиях (авторитет писателя, яркость, свежесть образа и т.д.) эти эпитеты могут перейти в разряд общеязыковых. Такий образом, граница между общеязыковыми и индивидуально - авторскими эпитетами условна и подвижна. В словаре приводятся примеры из произведений русских писателей: «голубое настроение», «голубая радость» (Куприн А.И.), «мармеладное настроение», «матыльковая красота», «слезливое утро» (Чехов А.П.), «картонная любовь» (Гоголь Н.В.), «овечья любовь» (Тургенев И.С.), «цветастая радость» (Шукшин В.М.) и другие.

В статье к словарю я узнала, что значительное место среди редких эпитетов занимают сочетания противоположных, контрастных, несочетаемых понятий - оксюмороны. Алогичность соединения слов создает психологический эффект, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приёмом антитезы. Как пример в Словаре эпитетов читаем: «седая юность» (Герцен А.И.); «радостная печаль» (Короленко В.Г.), «ненавидящая любовь» (Шолохов М.А.); «грустная радость» (Есенин С.А.); «тоскливая радость» (Горький М.); «сладкая грусть (Куприн А.И.). Включение индивидуально - авторских эпитетов в Словарь обогащает читательское представление о возможностях образного употребления слова, показывает яркие писательские находки.

Словарей метафор, олицетворений, сравнений не существует, поэтому вопрос об этих тропах я рассматривала в справочнике по современному русскому языку и школьном поэтическом словаре Квятковского А.П. Информация, представленная о них значительно скромнее.

Метафора

Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков; скрытое сравнение.

Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а переносном значении. Метафорические состояния или действия выражаются в форме глагола, существительного, прилагательного.

Метафорическое выражение, раскрывающееся на протяжении большого отрезка, называется развёрнутой метафорой.

С точки зрения стилистической окраски и использования в языке метафоры делятся на 3 группы:

Метафоры, утратившие образность, которая была при переносе названия (ушко иголки; корень слова; часы идут).

Метафоры, сохраняющие в языке образность (солнечные ванны; бисерный почерк; надёргать цитат).

Олицетворение

Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами живых существ, человеческими чувствами, мыслями, речью.

Сравнение

Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий и состояний, обладающих общим признаком. Эта стилистическая фигура помогает образно представить сравниваемые предметы.

Формы сравнения многообразны:

Сравнительный оборот с союзами как, словно, будто, что, чем и другими.

Фразеологические обороты.

Существительное в роли именного сказуемого с сравнительными союзами.

Сравнение при помощи родительного падежа.

Существительное в дательном падеже со словом подобно.

Существительное в форме творительного падежа.

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения с союзами как, словно, будто.

И некоторые другие формы.

Выводы

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован.

Иван Сергеевич учит не только любить родную природу, но и видеть её, своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.

Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

По словам Фёдора Ивановича Буслаева, Тургенев И.С., верный ученик Пушкина A.C., «наследовал от него ту же чуткость, ту же пламенную любовь к родному слову». Глубокое уважение и любовь к родному языку были привиты Тургеневу с детства. Эту любовь к «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку он нёс в своём сердце всю жизнь.

Исследуя рассказ «Бежин луг», я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову.

«Где сказом, а где показом» - была такая поговорка на старой Руси. Невольно вспоминаешь её, когда задумываешься о работе писателя над словом. Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово способно не только передавать мысль во всех её оттенках, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова - великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее отвлечённых рассуждений.

Использованная литература.

«Краткий справочник по современному русскому языку» под редакцией Леканта П.А. (М. «Высшая школа» 1995).

«Справочник лингвистических терминов». Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. (М. «Просвещение» 1972).

«Школьный поэтический словарь». Квятковский А.П, (М. «Дрофа» 2000).

«Словарь эпитетов русского языка». Горбачевич К.С. (СПб. «Норинт» 2001)

«Читая Пушкина» .Рождественский В. А. (Л. «Детская литература» 1962).

«Записки охотника». Тургенев И.С. (М. «Детская литература» 1954).

«Записки охотника» Тургенева И.С.» статья Дубовикова А. (Вступительная статья к сборнику)

«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа … »
Л.Н. Толстой

Цели урока: закрепить и расширить представление о понятии пейзаж в литературе, определить роль пейзажа в рассказе «Бежин луг», сформировать У школьников умение определять изобразительно-выразительные средства, используемые для описания природы, совершенствовать речь учащихся при создании ими текстов-описаний.

Попробуем ответить на вопросы:
— Как называется в науке о литературе (теории литературы) описание природы?
— С какой целью прозаики и поэты включают в произведения пейзаж?

Пейзаж передаёт чувства, настроение героев, автора произведения, их отношение к природе (по отношению человека к природе
можно во многом судить о его нравственных качествах). Иначе можно сказать, что всё перечисленное определяет роль (функцию) пейзажа в произведении.

Анализ текста рассказа.

Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он писал, что у него возникает «какое-то сладостное чувство, душа ноет» при общении с природой. Именно это «сладостное» чувство вызывало его пейзажные зарисовки.

Принципиально важно, чтобы в ходе анализа рассказа мы цитировали, проговаривали текст, он должен звучать на уроке, так как является образцом для совершенствования их устной и письменной речи, умения писать сочинения-описания.

Примерные вопросы и задания для анализа.

1. Прочитайте начало рассказа (первый абзац, начало второго абзаца: « … В такой точно день охотился я … »).
— Каким пейзажем начинается рассказ?
(Был прекрасный июльский день С самого утра небо ясно … К вечеру … облака как дым ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца …)

Рассказ начинается описанием природы, перед читателями предстаёт прекрасная картина июльского дня с восхода солнца до его заката.)

— Для какого места России характерен такой пейзаж? «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде,
Тульской губернии … »)

— Какие характерные особенности июля в этой местности отмечает охотник? («… один из тех дней, которые случаются только тогда,
когда погода установилась надолго … В такие дни жар бывает весьма силён … В сухом И чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью,
гречихой даже в час ночи вы не чувствуете сырости Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба … »)

— Какие краски преобладают в пейзаже июле? (Кроткий румянец зари», «солнце светлое и приветно лучезарное», «край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра», «золотисто-серые облачка», «голубоватые полосы
дождя», «краски все смягчены»)

— Каким настроением наполнена природа, какое настроение вызывает описание июльского дня у читателя? («Солнце … мирно
всплывает свежо просияет … хлынули играющие лучи солнце закатилось также спокойно, как и спокойно взошло на небо … » Полный
светлой радости, умиротворения, спокойствия пейзаж вызывает такое же настроение у читателя.)

2. Прочитайте описание наступающей ночи (от слов «Я пошёл вправо … » до слов « … маленькой кудрявой головы … »)

Как меняется пейзаж с наступлением ночи? Какие краски преобладают? (« … ночь приближалась и росла, как грозовая туча …
отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота … Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали.
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону … глухо отозвались мои шаги в застывающем воздухе … Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней … » В ночном
пейзаже преобладают тёмные тона. Ночью нарастает тревога, которая усиливается раздающимися в тишине звуками, шагами человека.)

— Какие чувства заблудившегося рассказчика отражаются в описании ночной природы? («Да где же это я? — повторял я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку … Я отчаянно
устремился вперёд, словно вдруг догадался, куда следовало идти Странное чувство тотчас овладело мной Лощина эта имела вид
правильного котла и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось … »
Рассказчиком сначала овладевает чувство тревоги, отчаяния, затем приходит решимость найти дорогу, опять сменившаяся усилением тревоги.)

3. Прочитайте фрагмент (со слов «Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг, за гуртовщиков … » до слов « … одни огоньки тихонько
потрескивали … »).

— Как чувствует себя рассказчик в кругу крестьянских ребятишек, какая пейзажная зарисовка соответствует его настроению?
Какие краски теперь преобладают в описании ночи? («Картина была чудесная, около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение … быстрые отблески … мрак боролся со светом … Тёмное чистое небо торжественно
и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах летней русской ночи … » Ощущение тревоги прошло, охотник любуется красотой родной природы, искренне говорит о своём чувстве.)

4. Прочитайте описание зарождающегося утра (со слов «Свежая струя пробежала по моему лицу … » И до конца рассказа).
— Почему рассказчик сообщает о гибели Павла после описания утренней природы?

(«Я открыл глаза: утро зачиналось … Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые
потоки молодого, горячего света … Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило … принеслись звуки колокола, и
вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун … », Рождение нового дня, продолжение
жизни смягчают трагическое известие.)

— Какие изобразительно-выразительные средства характерны для пейзажных зарисовок Тургенева в рассказе «Бежин луг»?
Назовите их, приведите примеры. (Дети называют эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)

Подводя итог, отметим, что в пейзажных зарисовках рассказа раскрываются величие и красота летней русской природы, её характерные особенности. Пейзаж передаёт чувства, настроение героев произведения. В пейзаже проявляется отношение героев и автора рассказа к родной природе: они хорошо знают жизнь природы, чувствуют её красоту.

Вместе с тем пейзаж в рассказе «Бежин луг» последовательно включается в развитие действия, которое с самого начала и до конца связано с пейзажем (начинается и завершается описанием летнего утра). Эту «открытую» учениками роль пейзажа в рассказе
Тургенева следует дописать в перечень функций пейзажа в литературе, сделанный в начале урока.

Изобразительно­выразительные средства
языка в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин луг»
Индивидуальный проект по литературе
Геращенко Юлии,
ученицы 6 а класса
МБОУ «СОШ № 24 г. Йошкар­Олы»

найти в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» изобразительно­выразительные средства и
определить их значение и роль в художественном тексте
Цель проекта:
Задачи:
1.Перечитать рассказ И.С. Тургенева «Бежин
луг»
2.Найти и выписать из произведения
изобразительно­выразительные средства
3.Определить роль изобразительно­
выразительных средств в художественном
тексте.

План работы над проектом.
1. Чтение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»
(с целью эмоционального восприятия текста).
2. Изучение теории вопроса.
3. Аналитическое чтение произведения
(с целью выявления использованных автором
художественных приёмов).
4. Классификация найденных в тексте
изобразительно­выразительных средств.
5. Выводы.

Вступление
Иван Сергеевич Тургенев­
замечательный мастер слова.
Его произведения отличаются
образностью, яркостью, точностью и
полнотой характеристик героев. Большую
роль в создании образов играют
изобразительно­выразительные средства,
такие как эпитет, сравнение,
олицетворение.

Эпитет­определение, придающее
выражению образность и эмоциональность,
подчеркивающее один из признаков предмета
или одно из впечатлений о предмете
В тексте мы встречаем такие эпитеты,
как «вздымался угрюмый мрак»;
«кроткий румянец зари»; «Солнце – не
огнистое,…но светлое и приветно –
лучезарное»…
Использование эпитетов не только делает
текст произведения более ярким,
образным, но и помогает читателю полнее
представить изображаемые картины
природы.

Эпитет
Автор часто использует эпитеты для описания
природы и той обстановки, которая окружает
героев. Например, Около полудня обыкновенно
появляется множество круглых высоких
облаков, золотисто­серых, с нежными белыми
краями.
Также при помощи этого приёма Тургенев создаёт
яркие характеристики образов, помогающие
наиболее полно понять состояние того или иного
героя: «Свежая струя пробежала по моему лицу»
«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная
сырость»

Сравнение ­ образное выражение, построенное
на сопоставлении двух предметов, понятий или
состояний, обладающих общим признаком, за счет
которого усиливается художественное значение
первого предмета.

Вот такие выражения мы встречаем в
Сравнение
тексте рассказа:
солнце тускло­багровое, как перед бурей;
облака неопределенные, как дым;
облака лазурные, как небо;
звезда, как бережно несомая свеча;
русалка, словно плотичка;
ночь лежала мягким пологом;
капли росы зарделись алмазами;
волосы зеленые, что конопля;
голосок жалобный, как у жабы;
цапля кричит, словно леший;
божьи звездочки, что пчелки;
край облака засверкает змейками
сырость, точно я вошел в погреб

Сравнение
Сравнения помогают нам более
наглядно представить образы
мальчиков
Павлуша: голова огромная, как
говорится, с пивной котел

Костя: лицо его было невелико, худо, в
веснушках, книзу заострено, как у
белки, чёрные, жидким блеском
блестевшие глаза

Олицетворение ­ литературный
прием, приписывающий свойства
одушевленных предметов неодушевленным

И.С.Тургенев очень часто
использует это изобразительное
средство. В его произведениях мы
можем встретить довольно много
олицетворений. И это роднит его
прозу с поэтической речью.
Природа в рассказе буквально
оживает, становится действенной
и яркой.

Олицетворение
«На дне её торчало несколько больших
белых камней, ­ казалось, они сползлись
туда для тайного совещания»;
«ещё нигде не румянилась заря»;
« и жидкий ранний ветерок уже пошел
бродить и порхать над землею»;
«все зашевелилось, проснулось, запело,
зашумело, заговорило»

Природа в "Бежине луге" дана в богатстве ее красок, звуков и запахов. Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света... Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы...»

Вот какими звуками пронизана величавая тургеневская мочь: «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься -- и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом. и слабый, шипящий свист промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило... мне навстречу, чистые и ясные, словно... обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще не равнодушен. Так, в своем очерке «Лес и степь» он говорит о теплом запахе ночи», о том, что «воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки». Так же, описывая летний день в «Бежином луге», он замечает:

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе:

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно-высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах--запах русской летней ночи».

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Его описание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой. кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания,-- и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

Летняя ночь у Тургенева

Признаки ночи

Картины ночи

Зрительные образы

Таинственные звуки

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути...»

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали»

«Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось... кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах -- запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, -- в нем снова как будто разливалась сырость»

«Картина была чудесная!»

«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,-- раздался вдруг детский голос Вани, -- гляньте на божьи звездочки, -- что пчелки роятся»

«Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»

«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. -- Что это? -- Это цапля кричит.--спокойно возразил Павел»

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев. И на читателя, добавим мы от себя.

Поделиться