Орфоэпические нормы. Что такое буржуазия? Убедительный аргумент английская аристократия

Шилина Ирина Петровна «Гоношихинская СОШ», филиал МКОУ «Новозыряновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Урок русского языка в 11 классе Тема: "Культура речи. Нормы русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебных пособиях, справочниках". Цели урока: 1) Раскрыть значение культуры речи. 2) Усвоить понятие “норма современного русского языка”. 3) Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную. 4) Формировать навык в использовании нормированной речи. 5) Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка. 6) Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи. Оборудование: компьютер, проектор; слайдовая презентация; раздаточный материал с тестами. Эпиграф к уроку: «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать» А. П. Чехов Ход урока 1. Организационный момент. Вводно­психологические настрой: ­ Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи: "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:

­ Предлагаю вспомнить теоретический материал: 1. Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка. 2. Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально­деловых документов, школьного обучения, письменно­ бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. 3. Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений. 4. Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации? Орфоэпические 5. Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением? Лексические 6. Какие нормы русского языка отражают правила образования слов? Словообразовательные 7. Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи? Морфологические 8. Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические 4. Работа с учебником. Упр.273: ­ Предлагаю поработать с учебником, с упражнением 273. Что нового вы узнали о языковой норме из прочитанного текста академика Щербы? (Ответы учащихся) Выполните практические задания: 1) синтаксический разбор предложения. (Один ученик выполняет у доски). [Поэтому лингвисты глубоко правы в том], (что, разыскивая норму данного языка, обращаются к произведениям хороших писателей, обладающих, очевидно, в максимальной степени тем оценочным чувством), (о котором говорилось выше). [ ­­­­­­ ==== в том], (что, |­.­.­.­.|, ==== , | тем|), (о котором ====).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП с придаточными изъяснительным, определительным; последовательное подчинение). 2) Учеными – лингвистами, которые, разыскивая норму литературного языка, обращаются к произведениям, обращаются писателям, хорошим к обладающим «чутьем языка», оценочным чувством. 3) Литературная речевая деятельность свободна от неправильных высказываний, так как писатели сознательно избегают ляпсусов, свойственных устной речевой деятельности. Работа со словарем: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова ЛЯПСУС, ­а,м. (книжн.). Ошибка, обмолвка, в книжном стиле ­ упущение 5.Выполнение практических заданий. СЛАЙД 4 Орфоэпические нормы. Прочитайте словосочетания. Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнером, твердое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. СЛАЙД 5­ 6 Тестовое задание. Самостоятельная работа. (Приложение 1) СЛАЙД 7 Лексические нормы. ­ Какие ассоциации возникают при прочтении данных слов и словосочетаний? (Луна, вечер, сияние звезд, волшебное настроение, мечта). Попробуйте «создать картину происходящего». Сочинение – миниатюра. СЛАЙД 8 ­ 9 Восстановите текст, вставив глаголы. (Приложение 2) СЛАЙД 10­ 12 Морфологические нормы. Тестовое задание. (Приложение 3) СЛАЙД 13­15 Синтаксические нормы. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. (Приложение 4) 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал и дневники. 7. СЛАЙД 16 Домашнее задание: 1) выполнить упражнение 276; 2) составить тесты по теме «Нормы современного русского литературного языка».

Тестовое задание. Самостоятельная работа. Приложение 1 1.В каком слове ударение падает на последний слог? а) каракуль; б) торты; в) положить; г) принял 2.В каком слове ударение падает на первый слог? а) не был; б) не была; в) ждала; г) цемент 3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? а) некрОлог; б) дрАлась; в) облЕгчит; г) слИвовый 4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? А) созданА; б) катАлог; в) нАчав; г) тортЫ Ключ: 1­ в); 2 ­ а); 3 ­ г); 4 ­ а)

Перед вами отрывок из текста Ю.Нагибина «Зимний дуб». Попробуйте Приложение 2 восстановить текст, вставив глаголы. Тропинка ____________________ куст боярышника, и лес сразу _____________________ в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, __________ дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату _____________________ во всей силе. Его нижние ветви шатром ________________________ над поляной. Снег ________________ в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым почти не серебряными нитями. _________________, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных усохнув по осени, Листва, чехольчиках. Сравни свой текст с исходным: Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег бился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Приложение 3

Морфологические нормы. Выполните тестовое задание. 1.Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) более красивый; 2) день именин; 3) менее семьдесят пяти рублей; 4) поезжайте завтра. 2. Найдите ошибку в образовании формы слова: 1) более моложе; 2) лягте; 3) без золотых погон; 4) в двухстах шагах. 3. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) более пятьдесят рублей; 2) их дети; 3) пять блюдец; 4) лягте на диван. 4. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) прочитая рассказ; 2) менее значитальный; 3) в две тысячи пятом; 4) поезжай домой. 5. Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) семьюдесятью способами; 2) сто тонн; 3) пробежи сто метров; 4) интереснее всех. 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) вкусные торта; 2) в аэропорту; 3) моложе брата; 4) в трехстах метрах. 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) береговые катера; 2) скоро выздоровеет; 3) трое братьев; 4) у новых туфлей. Ключ: 1 – 3; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 1; 7 – 4.

Приложение 4 Синтаксические нормы. Выполните тестовое задание. 1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. 3) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы): 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. 3) Приезжий, видимо турист, спросил прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре. 3. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4.В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семеновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда – то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом, и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте. Ключ: 1 – 3; 2 – 1; 3 – 3; 4 – 2.

20 января 2019, 12:51

Недавно нашла очень интересную статью на портале Bird in Flight.

В The Guardian вышел материал о том, как английские аристократы приспосабливаются к жизни в условиях демократии. Автор статьи Крис Брайант утверждает, что вопреки мифу о «благородной бедности» и потере родовых гнезд богатство аристократов и их влияние остаются феноменальными.

11 января этого года после непродолжительной болезни в возрасте 77 лет умер третий барон Лайелл, Чарльз. Свой титул и поместье Киннорди площадью 10 тысч акров он унаследовал еще в четырехлетнем возрасте. После учебы в Итоне и в аристократическом оксфордском колледже Крайст-Черч Чарльз почти 47 лет провел в палате лордов. Барон смог остаться в парламенте даже после реформы 1999 года, когда большинство наследственных пэров были исключены из палаты: он стал одним из 92 избранных наследственных пэров. По новым правилам, после его смерти на освободившееся место были устроены довыборы, в которых приняли участие 27 наследственных пэров.

В своих заявлениях большинство кандидатов акцентировали внимание на карьерных достижениях и списках регалий. Но Хью Кроссли, 45-летний четвертый барон Сомерлейтон, сделал упор на идеологию. «Я считаю, что наследственное пэрство необходимо сохранить: этот принцип воспитывает глубокое чувство долга перед благом нации», - отметил он.

Кроссли несложно понять: он наследник поместья Сомерлейтон-Холл в графстве Саффолк. Его предок, крупный промышленник сэр Фрэнсис Кроссли, приобрел имение еще в 1863 году. В этом роскошном поместье площадью 5 тысяч акров (2 тысячи гектаров) с садами, парковыми лабиринтами, вольерами для птиц, 300-футовыми (100-метровыми) колоннадами и причалом для яхт он родился и провел всю свою жизнь. Конечно, наследственные принципы для него святы.

Но если судить по активности в палате лордов, большую часть XX века аристократия демонстрировала к благу нации удивительное равнодушие. Посещаемость дебатов была крайне низкой, хотя у пэров и так очень щадящий график: рабочий день начинался в 3:45 или 4:15 пополудни, а рабочая неделя чаще всего ограничивалась тремя днями. Даже во время Второй мировой войны дебаты редко собирали одновременно более пары дюжин пэров, а в послевоенные годы эта тенденция только усугубилась. Регулярное посещение парламента казалось их светлостям слишком утомительным - за исключением ситуаций, когда на карту были поставлены их личные интересы или были задеты их убеждения. Яркий пример - когда в 1956 году один из членов палаты общин выдвинул законопроект об отмене смертной казни: лорды отклонили его убедительным большинством в 238 голосов против 95.

В наши дни мы привыкли считать британскую аристократию историческим курьезом. При Тони Блэре большинство наследственных пэров были исключены из палаты лордов (их осталось лишь 92 вместо 650). Может показаться, что это свидетельствует о полной утрате влияния. Но факт, что 92 наследственных пэра остались в парламенте (а это больше, чем число участников почти всех заседаний за последние восемь десятилетий), - это победа, доказывающая, что их влияние по-прежнему сильно. Ведь они смогли не просто отсрочить, а предотвратить дальнейшее реформирование палаты лордов и укрепить свое в ней присутствие.

К 1990-м многие аристократы утратили интерес к политике, но тем, кто все-таки решал реализовать свои парламентские права, палата лордов обеспечивала легкий путь во власть. Так, при Джоне Мейджоре сразу несколько наследственных пэров были назначены на важные правительственные должности: виконт Кранборн стал председателем палаты лордов, а среди министров было семь графов, четыре виконта и пять наследственных баронов. И даже в администрации, сформированной в июне 2017-го Терезой Мэй, - один граф, один виконт и три наследственных барона.

За прекрасным фасадом британской аристократии, за романтичными биографиями некоторых ее представителей скрываются гораздо более мрачные стороны: века воровства, насилия и ненасытной алчности. Исторически определяющей чертой аристократии было отнюдь не благородное стремление служить обществу, а отчаянная жажда власти. Аристократы самыми разными способами захватывали землю - экспроприировали ее у монастырей, закрепляли за собой для единоличного пользования под предлогом эффективности. Они держались за свои богатства и укрепляли незыблемость своего социального статуса. Они заставляли уважать себя, демонстративно тратя непомерные средства на дворцы и драгоценности. Они установили строгий свод правил для всех остальных членов общества, но сами жили по совсем иным стандартам. Они верили (и принуждали верить других), что иерархическое социальное устройство с ними во главе - единственный естественный порядок вещей. Малейшее сомнение в этом расценивалось как разрушение духовных скреп.

Попытки лишить аристократов этого статуса приводили их в ярость и искренний шок. Вцепившись в свое положение, они придумывали все более убедительные аргументы в защиту своих привилегий. А когда в конце концов демократия бесцеремонно отодвинула аристократов в сторону, они нашли новые способы сохранить свои невероятные богатства - уже не притворяясь, что ими движет забота об общественном благе. Так что аристократия далеко не угасает - совсем наоборот.

…Что бы там ни рассказывали о благородной бедности и потере родовых поместий, личное богатство британских аристократов остается феноменальным. Согласно данным журнала Country Life, треть британских земель по-прежнему принадлежит аристократии. Несмотря на некоторые изменения, списки самых влиятельных благородных землевладельцев в 1872 и в 2001 годах оказываются удивительно похожими. По некоторым оценкам, состояние потомков королевской династии Плантагенетов в 2001-м составляло 4 миллиарда фунтов и 700 тысяч акров (300 тысяч гектаров) земель; 42 представителя династии вплоть до 1999 года были членами палаты лордов. Данные по Шотландии еще поразительнее: там почти половина земель сосредоточена в руках 432 частных лиц и компаний. Более чем четвертью земельных участков, площадь которых - свыше 5 тысяч акров, в Шотландии владеют аристократические фамилии.

И дело не только в количестве: многие из земельных владений, принадлежащих британским аристократам, считаются самыми ценными и дорогими в мире. Так, герцог Вестминстерский вдобавок к поместьям площадью 96 тысяч, 23,5 тысячи и 11,5 тысячи акров (40 тысяч, 10 тысяч и 4,5 тысячи гектаров) в разных частях страны владеет огромными земельными участками в престижных лондонских районах Мейфэр и Белгравия. Графу Кадогану принадлежат участки на площади Кадоган, улицах Слоун-стрит и Кингз-роуд, маркизу Нортгемптону - 260 акров (100 гектаров) в Кларкенуэлле и Канонбери, баронессе Говард-де-Вальден - большая часть Харли-стрит и Мэрилебон-Хай-стрит. Арендные ставки в этих частях Лондона - одни из самых высоких в мире. В 1925 году журналист У. Б. Нортроп опубликовал карту: осьминог «аристократического землевладения» раскинул щупальца по всему Лондону, парализуя строительный бизнес и высасывая из жителей все соки. С тех пор мало что изменилось.

Одна правовая норма, уникальная для Англии и Уэльса, стала для благородных землевладельцев особенно важной. Именно она позволила им на протяжении многих веков строить дома и продавать их на правах аренды, а не полноправной собственности. Это означает, что покупатели приобретают не саму недвижимость, а лишь право владения ею в течение определенного срока. Так что даже «владельцы» крупных жилых комплексов вынуждены платить земельную ренту настоящим владельцам, к которым их собственность возвращается по истечении срока договора (а он в некоторых районах Лондона не может составлять более 35 лет). Помимо недвижимости громадные доходы приносит и сама земля: сельскохозяйственные площади все время растут в цене. Согласно рейтингу самых богатых жителей Британии за 2016 год, состояния 30 лордов оцениваются в 100 или более миллионов фунтов каждое.

…Многие аспекты жизни английских аристократов со временем почти не изменились. Даже те из них, кто уступил свои дворцы Национальному фонду объектов исторического интереса или другим некоммерческим фондам (со всеми сопутствующими налоговыми преимуществами), зачастую продолжают жить в своих родовых гнездах. Только теперь их поместья оснащены современными удобствами. Некоторые загородные дворцы, такие как Чатсуорт, Уоберн и Лонглит, живут за счет загородного туризма, привлекая множество посетителей. Другие по-прежнему являются частными владениями, и благородные наследники, как и раньше, ежегодно переезжают из одной роскошной резиденции в другую. Герцоги Баклю, например, используют знаменитый «Розовый дворец» Драмланриг в качестве основной резиденции, но зимние месяцы проводят в 100-комнатном особняке Боухилл или в поместье Боутон (последнее включает пять деревень и особняк, залы которого украшают работы Ван Дейка, Эль Греко и Гейнсборо). Когда предыдущий герцог совершал этот вояж, он обычно брал с собой «Мадонну с веретеном» Леонардо да Винчи - пока в 2003 году картину не украли прямо из его родового замка.

Привычки и увлечения аристократов тоже остались прежними. В XXI веке представители знати чаще всего принадлежат к тем же клубам, что и их предки. Аристократы по-прежнему используют U-English вместо non-U English (термины, означающие различия в лексике аристократии и среднего класса), говоря napkins и vegetables вместо serviettes и greens. Они играют в поло. Они устраивают охоту. Они любят ружья, лошадей и собак.

Секрет сохранения благосостояния еще и в том, что, как и их предки, многие современные аристократы успешно уходят от налогов. В XVIII веке сатирик Чарльз Черчилль написал слова, которые можно назвать негласным девизом аристократии: «Что нам до того, растут налоги или снижаются? Благодаря нашему богатству мы их все равно не платим!»

Второй герцог Вестминстерский был привлечен к суду за то, что платил своим садовникам по схеме, исключавшей налогообложение. Тогда судья, лорд Томлин, в 1936 году постановил: «Каждый вправе вести дела так, чтобы в соответствии с законодательством максимально уменьшить налоговые выплаты. Если это ему удается, то, несмотря на недовольство его находчивостью служащих Комиссии внутреннего налогообложения или других плательщиков налогов, никто не вправе вынудить его к дополнительным налоговым платежам».

Остальные аристократы твердо усвоили этот принцип. Так, бизнесмены Уильям и Эдмунд Вести, основатели одной из крупнейших в мире компаний по торговле мясом в розницу, в 1922 году купили себе пэрство и титул баронета за 20 тысяч фунтов, а потом придумали схему ухода от налогов, сэкономившую семье в общей сложности 88 миллионов фунтов. В 1980-м обнаружилось, что потомки братьев заплатили 10 фунтов с прибыли в размере 2,3 миллиона фунтов. Отвечая на вопрос, как такое могло произойти, они пожали плечами: «Давайте посмотрим правде в глаза: никто не платит больше налогов, чем обязан. Мы все так или иначе уклоняемся, разве нет?»

Попечители замка Говард в Северном Йоркшире, чтобы оплатить развод его аристократического обитателя, продали за 9,4 миллиона фунтов картину Джошуа Рейнольдса. Однако они заявили, что не обязаны платить налог на увеличение рыночной стоимости. Указанная причина - потому что картина является частью «тканей и обивок замка» и, следовательно, считается «истощаемым активом». Невероятно, но в 2014-м Апелляционный суд принял такое оправдание. Правда, в следующем году эту налоговую лазейку прикрыли.

Основным способом ухода от налогов для аристократов стали трасты. Бесконечное количество пэров, владеющих землями и замками, поместили все свои активы в дискреционные трасты, уклонившись тем самым и от общественного контроля, и от налога на наследство. В 1995 году девятый герцог Баклю пожаловался, что в списке самых богатых британцев его состояние оценили в 200 миллионов фунтов - тогда как эти цифры относились к компании Buccleuch Estates Ltd, в которой у него нет долей. Юридически он прав. Фактически - он и его семья являются бенефициарными владельцами. То же самое касается еще нескольких десятков благородных фамилий: семейные трастовые фонды без лишнего шума обеспечивают доход любому числу бенефициаров, и ни налогов на наследство, ни любопытства публики при этом можно не опасаться.

…Веками главным секретом жизнеспособности старой аристократии было тщательно культивируемое величие. Все, от одежды до манер, было призвано производить впечатление - так, чтобы никто не посмел усомниться в праве знати на власть. Но в наши дни секрет аристократов - в незаметности, почти невидимости. Комментируя опубликованный в журнале «Татлер» рейтинг из десяти герцогов, журналисты Daily Mail отметили: «Некогда обладатели этих титулов стали бы главными знаменитостями своего времени. Сегодня большинству людей придется постараться, чтобы припомнить хотя бы одного человека из этого списка».

И это не случайно. Британские законы, касающиеся землевладения, налогов на наследство или дискреционных трастов, позволяют скрывать богатство от внимания общественности. Все это незаметно поддерживает власть аристократии. Писательница Нэнси Митфорд, которая и сама была частью британского высшего света, но относилась к нему со здоровым скептицизмом, когда-то сказала: «Вполне вероятно, что те, кто на протяжении тысячи лет выдержал столько религиозных, династических и политически бурь, сейчас прячутся в укрытие, чтобы пережить еще одну». Похоже, что она была права.

У понятия «буржуазия» исторически сложилось много значений. Городской житель (от нем. – burg – город, крепость) германских княжеств позднего средневековья, владелец производства или просто состоятельный человек периода нового времени. В разговорном языке так может обозначаться просто человек, ориентированный, прежде всего, на расширенное потребление материальных благ.

Но наибольшую свою известность данный термин получил благодаря «теории классов». В рамках теории классов у понятия буржуазия существует несколько аспектов.

Экономический аспект класса буржуазии. Буржуа есть частный собственник на средства производства.

В качестве средства производства может выступать, как крупный конгломерат (включая производственные компании, финансовые учреждения, торговые сети) – и тогда речь идет о крупной буржуазии; так и примитивная швейная машинка или ПК – тогда речь идее о мелкой буржуазии. Форм экономического класса буржуазии масса. В качестве примера можно привести акционерный капитал, получивший широкое распространение еще на рубеже XIX и XX веков или современные инвестиционные фонды (фонды Баффета и Сороса всем известны).

Под собственностью понимается контроль над имуществом (в том числе осуществление сделок купли-продажи), а так же контроль над процессом распределения доходов, которые это имущество приносит. Собственность может быть как частной, так и коллективной (упомянутые выше акционерные общества, паевые и инвестиционные фонды).

Основная цель осуществления хозяйственной деятельности для буржуа – это максимизация доходов и минимизация издержек. Цель эта может самим буржуа не декларироваться, но на практике она является основной всегда. Именно прибыль есть основной критерий оценки любого капиталистического предприятия.

Осуществление экономической деятельности буржуазией должна осуществляться в условиях рыночной конкуренции. На практике рыночная конкуренция осуществляется в разных формах. В зависимости от конкретно-исторических условий любой рынок может существовать как в форме относительно широкой конкуренции, так и в форме монополии. Рынок любого товара в процессе течения времени стремиться к уменьшению конкуренции и формированию на рынке одного или нескольких крупных игроков.

Политический аспект класса буржуазии. В политическом смысле основной идеологией буржуазии является идеология либерализма в различных ее формах. Философским ядром данной идеологии является представление о личности (частном лице) как об основном субъекте разумной и рациональной деятельности. Ядром политической идеологии либерализма является представление о наличии у каждого человеческого индивида неотъемлемых прав личности, которые гарантируются обществом и государством. На практике права личности существуют только для эмансипированных граждан, количество которых зависит от конкретно-исторических условий.

Декларируемым политическим идеалом класса буржуазии является парламентская демократия, которая переносит конкуренцию из области экономики в область политики. На практике формой политической организации буржуазного общества может быть какой угодно политический режим: от самых широких парламентских демократий до авторитарных и тоталитарных режимов, в зависимости от конкретно-исторических условий.

Социальный аспект класса буржуазии. В социальном смысле класс буржуазии выражен в наиболее обеспеченной материально и духовно (образование, культура) части буржуазного общества.

Психологический аспект класса буржуазии. Психология буржуазии как класса наиболее ярко выражается в индивидуализме, эгоцентризме, строгой ориентации на индивидуальное потребление материальных и нематериальных благ.

Cлайд 1

Cлайд 2

«Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Cлайд 3

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

Cлайд 4

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы.

Cлайд 5

Cлайд 6

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ

Cлайд 7

Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

Cлайд 8

I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки

Cлайд 9

V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО, проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Cлайд 10

Cлайд 11

Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег ……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

Cлайд 12

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег бился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Cлайд 13

1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой

Cлайд 14

5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

Cлайд 15

Cлайд 16

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

Cлайд 17

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Cлайд 18

Cлайд 19

1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты

«Русский язык в Беларуси» - Соотношение синонимов. Особенности функционирования. Специфические регионализмы. Сдвиги в значении. Глагол. Cоздание экспериментальной базы. Лингвостатистические методы. Культурно-специфические особенности. Особенности. Основной подход. Материал для исследования. Собственные имена. Региональные варианты в НКРЯ.

«Филология» - Антропологический поворот в гуманитарных науках. Научные дисциплины. Ложные пути. Преподавание русского языка. Филология как наука и образовательная область. Деление наук. Специфические особенности. Разрыв порочной ассоциативной цепочки. Типы реакции. Гуманитарные науки. Особенности филологического мышления.

«Диалог культур» - Концептный метод. Свой хлеб. Групповые формы деятельности. Сравнительно-сопоставительный метод. Диалог культур. Включение данного слова в словосочетание. Дифференцированный подход. Цели диалога культур. Русский язык как неродной. Обучение школьников. Беседа о значении слов. Концепты. Принципы методики РКН.

«Состояние русского языка» - Задание. Каковы критерии отбора слов. Художник. Как убить словом. О нарушителях правил русского языка. Русский язык в мире. Дни славянской письменности. Модели самолетов. Кирилл и Мефодий. Русская речь. Дефис. Укажите слово с орфографической ошибкой. Крупнейший язык мира. Государственная языковая политика.

«Деловой русский язык» - Уверенность в себе. Деловой этикет. С какими жанрами делового общения вы познакомились на занятиях «Делового русского языка»? Навыки устной речи. 4.Побуждение к совершению покупок, стимулирование работы товаро-производящей сети. Деловые. Листок достижений. Наблюдение. Слаженно работать с коллегами. Уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации.

«Проблемы русского языка» - Проблема №1: Русский язык и СМИ: дают ли сегодняшние авторы, журналисты образец культуры речи и общения. Тема разговора: Проблема №2: Проблема №3: Российская Федерация. Финалисты нашей Акции: Русский язык и школа: что надо сделать, чтобы выпускники школы говорили по-русски грамотно? Русский язык за рубежом: как увеличить число иностранцев, заинтересованных в изучении русского языка?

Поделиться