Основание царскосельского лицея. Царскосельский Императорский лицей: первые воспитанники, знаменитые выпускники, история В каком веке было основание царскосельского лицея

Здание Царскосельского лицея

Царскосельский лицей, в котором учился и закончил А. С. Пушкин, был своеобразным русским учебным заведением начала-середины ХIX века, «не пансион, не училище, не университет, а все вместе. Пансион, потому что все готовое; училище, потому что там переростков не будет; университет, потому что там профессоры»

(Ю. Тынянов «Пушкин»)

Царскосельский лицей находился в Царском Селе, нынче город Пушкин, в 20-30 км. к югу от Санкт-Петербурга

История Царскосельского лицея

Инициатором создания Лицея был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1841) — русский государственный деятель времен царствования . Происходил из семьи священника. окончил самую авторитетную в России Александро-Невскую семинарию, затем преподавал в ней. С воцарением Павла Первого сменил деятельность церковную на гражданское служение. Уже в 1799 году благодаря выдающимся способностям получил значительную должность статского советника. Через шесть месяцев после восшествия на престол Александра Перового Сперанский уже действительный статский советник. Ему принадлежит часть проектов переустройства государства, которые планировал осуществить новый царь, в том числе Сперанский считал необходимым ввести в России конституцию. Идея создания Царскосельского лицея пришла ему в голову, когда появилась необходимость в государственных служащих, способных претворить в жизнь его нововведения

«Должно было обнять, охватить, осмыслить и упорядочить все системою. Законы должны были быть стройны и строги. Генералы, расширявшие пространство империи, не только не могли создать равновесия, которое есть средоточие управления, но и были врагами его, ибо не умели понять, что такое порядок. Но не было людей, способных к низшей службе… «Нет людей, Андрей Афанасьевич, кроме разве малой горсти своих, нет людей, — сказал Сперанский Самборскому. — Старый люд погряз, новые — кто честен, тот бессловесен. В начале бе слово, но чиновник по ею пору у нас двух слов связать не умеет»

Задумал Сперанский новое учебное заведение и для просвещения братьев Александра I, Великих князей Константина и Николая, которым было тогда 21 и 14 лет

«(Прежде чем) отдавать великих князей в университет, следует их подготовить ранее. Дабы их отвлечь от маршировки и дворских привычек и изъять из рук угодников-кавалеров, заведующих их воспитанием, должно для них учредить особое училище, русское. Изучив литературу, историю, географию, логику и красноречие, математику, физику и химию, системы отвлеченных понятий, право естественное и народное и науку нравов, …они своими силами постигаливсе…Великие князья, заразясь примером сверстников, делались со временем добродетельны. Судьба будущего государства ими подготовлялась. Младший, в котором замечались черты гнусные, исправлялся. Не было у него вспышек и судороггнева, какие были у всех братьев — наследство отца, — ни лицемерия и вероломства, как у нынешнего кесаря»

Принципы Царскосельского лицея

    Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников
    Полная разлука с домашними
    Молодые люди из разных состояний
    В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде
    Преподавание на русском языке
    Товарищество без всякой подлости
    Отстутствие телесных наказаний

Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном

Царскосельский лицей открылся 19 октября (по ст. ст.) 1811 года, просуществовал до 1843 года

Науки, которые постигались лицеистами

  • Русская литература
  • Языки: немецкий, французский, латинский
  • Риторика
  • История русская, всеобщая
  • География
  • Математика
  • Физика
  • Статистика
  • Рисование
  • Танцы
  • Фехтование
  • Верховая езда
  • Плавание

А. С. Пушкин был принят в Царскосельский Лицей 12 августа 1811 года после удачно выдержанного экзамена. Вышел из Лицея 9 июня 1817 года

Форма лицеистов

«Вскоре со знанием дела оба (император и его фаворит Аракчеев) занялись выбором мундира для лицея. Перебрали цвета, которые бы, не смешиваясь с цветами войск, были бы приятны, и остановились на форме старого татарского Литовского полка, давно отмененной: однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником и такими же обшлагами. На воротнике по две петлицы: у младших — шитые серебром, у старших — золотом»

Распорядок дня в Лицее был примерно следующий: уроки – семь часов; прогулки; игровые занятия, гимнастика. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование. Отметок обычно не ставили, на каждого воспитанника составлялся отзыв

Директоры Царскосельского лицея

Первым директором Лицея с 1811 по 1814 годы был дипломат, публицист Василий Фёдорович Малиновский.
С 1814 по 1823 Царскосельским лицеем руководил писатель и педагог Егор Антонович Энгельгардт.
В 1823 году его сменил генерал Фёдор Григорьевич Гольтгоер, находившийся при должности до 1840 года

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756-1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780-1830) - профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Лицейские друзья Пушкина

  1. С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
  2. А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
  3. П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
  4. С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
  5. К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
  6. А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
  7. А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
  8. С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
  9. К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
  10. Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  11. М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
  12. В. К. Кюхельбекер (1797-1846) — поэт, декабрист
  13. В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
  14. С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
  15. И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
  16. Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
  17. П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
  18. В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
  19. И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
  20. П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
  21. Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
  22. А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
  23. П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  24. М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор

Пирующие студенты

Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным - он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее - завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем -
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,-
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем -
И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?- это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее

Стихотворение написано Пушкиным в октябре 1814 года. «Сиятельный повеса» — Горчаков, «Товарищ милый» - Пущин, «Повеса из повес» — Малиновский, «Милый наш певец» - Корсаков; «Роде записной» - Яковлев, игравший на скрипке (Роде - был известный скрипач); «Вильгельм» - Кюхельбекер

Литература о Царскосельском лицее

«Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год
П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год
Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год
В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год
А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год
Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год
Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год
Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год
К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год
Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год
Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год
Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год
М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год

"Я положил предметом своей жизни сделать что-нибудь полезное..."
Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский
.

Высочайше утвержденное "Постановление о " появилось в августе 1810 г. Документ обнародовали в январе 1811 г., и за очень короткий срок необходимо было подготовить все необходимое для начала занятий.

Ирония судьбы

Нелегко даже перечислить все дела, которые нужно было успеть сделать: перестроить здание, оснастить его всем необходимым, подобрать штат, закупить учебные пособия, книги для библиотеки, мебель для классов, подготоить квартиры для чиновников и профессоров. Справиться со всем, выражаясь современным языком, могла только команда единомышленником, но и сейчас, и тогда у команды должен быть очень толковый руководитель. Именно таким руководителем стал дипломат, издатель, философ Василий Федорович Малиновский.

Царскосельский лицей в глазах общественности издавна связан с именем Е.А. Энгельгардта, а В.Ф. Малиновский оказался в забвении еще в прошлом столетии. Причастным к этому оказался - ирония судьбы! - .

В его воспоминаниях о Лицее, которые и по сей день являются основным источником сведений о лицейской жизни, первый директор предстает человеком тихим, робким и слабым, как бы случайно оказавшимся на этом месте. Злополучная история с речью, которую произнес директор при открытии учебного заведения, привела с легкой руки И.И. Пущина к созданию ложной исторической репутации Малиновского, и долгое время человек, стоявший у истоков самого прославленного впоследствии учебного заведения, незаслуженно оказался в тени. Объективно деятельность Малиновского стала оцениваться только современными исследователями.

Лучше понять личность этого незаурядного человека позволяет биография. Василий Федорович Малиновский происходил из старинного дворянского рода. Его дед и отец были известными московскими священниками, но представители молодого поколения Малиновских не стали продолжать семейную традицию: отец определил своих подросших сыновей в гимназию при Московском университете нарушая тепм самым устоявшиеся представления об истинном призвании человека, принадлежащего к "благородному сословию".

В.Ф. Малиновский был зачислен в университет в девятилетнем возрасте. Среди его наставников - лучшие профессора того времени. Например, английский язык преподавал профессор С.Е. Десницкий, завершивший свое образование в Туманном Альбионе и разработавший собственную грамматику. Именно на этих занятиях Малиновский впервые услышал об Адаме Смите, государственном устройство и законодательстве Англии и об образе жизни и нравах британцев.

Простор для планов

Еще во время учебы в Московском университете Василий Малиновский задумывался о дальнейшей службе. Его выбор остановился на дипломатии. В то время, в конце XVIII века, весь интерес русской дипломатической службы был сосредоточен на юге России. Малиновский начинает изучать турецкий и арабский языки, позднее он выучил древнееврейский, знал и китайский. Университет был тем местом, где сложились условия для формирования нравственной, свободной, ответственной в своих поступках личности. Будучи центром духовной и культурной жизни, он, хотя бы отчасти, давал возможность человеку чувствовать себя свободным среди книг и университетских коллег.

В 1781 г. В.Ф. Малиновский был определен для службы в архив Коллегии иностранных дел. В его аттестате написано, что он "обучался во французском, немецком, российском, английском, итальянском, историческом, географическом классах с довольным прилежанием, притом вел себя честно и добропорядочно". Служить в архиве именно этого ведомства было гораздо престижнее, чем в других гражданских местах, ибо служба здесь "давала простор для честолюбивых планов".

Легкость, с которой молодой человек переводил с иностранных языков, причем не только с европейских, но и восточных, добросовестность, аккуратность, исполнительность позволили Малиновскому выдвинуться, и вскоре он уже служит в канцелярии иностранных дел в Петербурге. Должность его невелика, он актуариус, но в круг его обязанностеи входит разбор текущих дел и "секретная дневная записка", которая заставила Малиновского впервые серьезно задуматься об окружающем мире. Он, приученный с детских лет отцом-священником отвечать за свои дела и поступки, осознал, что порой дипломатические послания, полные заверений в искренней любви, преданность в дружбе, которыми обмениваются венценосные монархи разных государств, неадекватны реальным интригам и проискам.

Двадцатилетний чиновник Малиновский не принимал непосредственного участия в военных действиях, но на основе секретных сообщений он сумел увидеть их непарадную сторону с людскими горем и страданием. Имея доступ к некоторым секретным правительственным документам, указам военной коллегии, В.Ф. Малиновский старательно разбирался в хитросплетениях дипломатической службы, уже тогда понимая огромную значимость Коллегии иностранных дел для государства. Спустя годы в своей записке "О значении государственной Коллегии иностранных дел" он напишет: "Важность государственной Коллегии иностранных дел соразмеряется достоинству самой империи. Ибо она через нее производит все отношения с другими государствами: война и мир, следственно и судьба Отечества, зависят от производства иностранных дел".

О мире и о рабстве

Служебные успехи позволят Малиновскому получить новое назначение - переводчиком русской дипломатической миссии в Лондоне, где он встретил своих соотечественников Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея, А.Н. Демидова. "Жадное любопытство" побуждало молодых людей не тратить времени даром. Они осматривали Британский музей, университеты, библиотеки, театры, биржу, тюрьму, больницы, дома для престарелых, но больше всего их поразила правовая основа государства, равная законопослушность всех перед законом, независимо от положения и происхождения.

Интерес к чужому народу, стремление понять и объяснить особенности его существования были вызваны не только простым любопытством. Познавая чужую жизнь, Василий Малиновский сравнивал ее с жизнью огромной России и с ужасом замечал, что дистанция, их разделяющая, колоссальна. В Лондоне он пишет свою самую известную работу "Рассуждения о мире и войне", в которой мысль о необходимости не только прекратить все войны, но, главное, уничтожить самую возможность их возникновения проходит красной нитью.

Профессия дипломата не позволяла молодому человеку подолгу жить на одном месте. За Англией последует участие в Ясском конгрессе, на котором с огромным трудом был подписан одноименный мирный договор, столь необходимый России и Турции. Переводчикам русской дипломатической миссии, в числе которых и был Малиновский, приходилось использовать все знания и умения, отслеживая тонкости турецкого перевода, умышленно искажающего смысл высказываний русских дипломатов.

Затем последовала служба в генеральном консульстве в Молдавии. В это время будет создана "Записка об освобождении рабов", в которой Малиновский кратко опишет "состояние рабства и пользу уничтожения оного". Свобода как воздух необходима для бытия человеческого - вот основная мысль этого неопубликованного при жизни В.Ф. Малиновского труда с его собственным планом освобождения крепостных.

Публицист

Возвратившись в Москву в 1802 году, Малиновский издавал журнал «Осенние вечера», в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами В. М. начатые в Ричмонде «Рассуждения о войне и мире». В том же году он обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» — одного из первых проектов отмены крепостного права в России.

В Москве Малиновский бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе. В 1811 году, возможно, не без содействия своего тестя - . , Василий Федорович был назначен директором Лицея.

Рачительный хозяин

Он не был профессиональным педагогом, его педагогические взгляды вытекали из осознания необходимости преобразования системы общественных отношений в России.

В одной из своих работ он написал: "После наделения всякого землею, второе попечение всякого общества имеет быть о воспитании. Умение читать и считать - непременный долг каждого состояния. Притом физическое состояние должно приготовлять к военным трудам, важный долг родителей избегать неги, ибо всякий гражданин есть воин своего Отечества, гимнастические упражнения юношества должны быть любимые зрелища всего общества".

Лицей стал для него, прежде всего, возможностью реализовать просветительские проекты и замыслы. С первых минут назначения на новую должность Малиновскому пришлось решать множество самых различных проблем. Он, например, заключал договоры "о подрядах съестных припасов" и подходил к решению этой задачи как рачительный хозяин: "закупать лучшие продукты, говядину, масло и прочие столовые припасы... у царскосельских торговцев, но как скоро они будут дороги и худы, то комиссионеры нам в Петербурге купят лучшие и дешевле...", муку ржаную, крупы, солод для квасу, овес для казенных лошадей... закупать на барках в самое дешевое время". Директор договаривался о "поставке хороших спальных кроватей, матрацах, о комодах, удобных столах для писания, умывальниках, классных столах, скамейках ольхового дерева". Его волнуют наглядные пособия, книги: "...О физическом кабинете стараюсь узнать, не продает ли кто... случается дешево и хорошо продать по ненадобности...".

Каждый лицеист -личность

Самой главной проблемой был, конечно же, подбор наставников, и здесь нельзя было допустить ошибку: Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение донести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все принималось во внимание, и не случайно. Лицей - закрытое учебное заведение. Стремление изолировать детей от пагубного влияния, которое они порой могут испытывать на себе в родительском доме, - одна из основных педагогических идей В.Ф. Малиновского, выступающего в данном случае ярым сторонником Ж.-Ж. Руссо.

Еще не начались занятия, но Василий Федорович многое продумал. Для практического овладения ботаникой и отдыха он предлагает использовать - дачу своего тестя священника А.А. Самборского, которая находилась между Царским Селом и Павловском: "Мне вздумалось просить Белозерку... играть, упражняться в охотку в садоводстве, а притом для экономии огородных овощей и содержания птиц и прочей скотины".

С первых минут Малиновский сумел завоевать любовь и уважение не только педагогического коллектива, но, самое главное, воспитанников. Позднее один из них напишет: "Предоставляя детям известную свободу в обращении, он никогда не окружал их страхом, не действовал на них угрозами, и прежде нежели приступал к мерам строгости, старался привлечь к себе молодое сердце простотою, терпеливостью, дружеским обращением..."

Наставник и друг

Своеобразие педагогических приемов директора заключалось в том, что в каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность. Чертами, которые он особенно поощрял в воспитанниках, были инициатива, творческое отношение к жизни, демократизм.

Определяя тексты для переводов, Малиновский стремился выбрать более важные места, способные принести конкретную пользу, как, например, "о неустрашимости в бедах, о твердости духа". Он не уставал повторять: "Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию. Терпению в страдании, бодрости и постоянству в несчастии, смелости и неустрашимости во всех обстоятельствах". Все, о чем мечталось, о чем были написаны его многочисленные сочинения, статьи, записки проекты, - все это предстояло объяснить ученикам.

Малиновского не оставляла мысль, что в Лицее все должно быть как в родном доме, а на практике тридцать первых воспитанников стали ему близкими и родными, словно члены его семьи. Даже во время обеда, пусть он будет самым обычным, все надо сделать "со вкусом, со вниманием, как в семействе о детях, а не по казенному", - писал он.

Воспитанники были для директора, прежде всего, молодыми друзьями, с которыми он находил темы для общения; его воспитание сводилось к разъяснению, строилось на доверии и взаимном уважении, и его влияние на первых лицеистов было огромным. Доброжелательность, отсутствие назидательности, простоту, доступность директора принял весь без исключения пушкинский курс.

Молодые лицейские наставники нашли в лице Малиновского внимательного, заинтересованного руководителя. Им вместе предстояло заниматься образованием и воспитанием вступающих в большую жизнь дворянских недорослей, нужно было не столько обогатить воспитанников конкретными сведениями, сколько развить их интеллектуальные способности, научить самостоятельно мыслить и принимать решения.

Семья

Он поселился в директорском доме по адресу: прямо около Лицея. Василий Федорович был добрым семьянином, любящим мужем, ласковым и справедливым отцом. Со своей женой - - они прожили 20 счастливых лет. Их окружали не только лицеисты, но и собственные дети:

  • Андрей (1805—1851),
  • (1796 -),
  • Иосиф (1806—1832),
  • (1797—1883, жена декабриста А. Е. Розена, последовавшая за мужем в Сибирь),
  • Елизавета (род. 1794)
  • Мария (1809—1899, с 1834 жена В. Д. Вольховского).

Последние годы

Все, что, на первый взгляд, так удачно складывалось, неожиданно потерпело поражение. В 1812 г. под влиянием реакционных кругов был уволен от должности и выслан из Петербурга М.М. Сперанский. Малиновский лишился огромной поддержки. Начав с активной, хлопотливой деятельности, он как бы остановился, понимая, что никогда не увидит реальных путей преобразования Отечества, что многие его чаяния ства военное время директор готовит Лицей к эвакуации, составляет "реестр необходимо нужных для воспитанников вещей". В этот момент он обращается в письме к своему сыну, ко всем воспитанникам с такими словами: "Что есть Отечество наше? Это множество людей и земли, подчиненные одной власти. Наполеон пришел разрушить оное и всех возбудил против себя. Любовь Отечества как пламя обняла сердца и возбудила к делам геройским, которого плоды суть победы нашей..."

Но вот ход военной кампании изменился, надобность в переезде отпала.

Затем в том же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей.

Директор много сил отдает подготовке и открытию Благородного лицейского пансиона, который поможет приобрести воспитанникам начальные знания для дальнейшей учебы в Лицее. Накануне открытия пансиона, 26 января 1814 г., Малиновский писал в дневнике: "Ночь не спал от волнения с вечера до четырех утра... Много забот по пансиону... слаб". Спустя два месяца В.Ф. Малиновский скончался.

"В 1814 году умер директор Малиновский, это была большая потеря для Лицея. Мы уверены, что если бы он довел первый выпуск до конца, то уровень воспитавшихся в нем был еще выше и нравственнее..." - писал один из современников. Смерть первого директора потрясла и воспитанников. Проводить В.Ф. Малиновского в последний путь хотели все, но лишь немногим из них было это разрешено. Шесть лицеистов, и среди них А. Пушкин, сопровождали гроб с телом директора к месту упокоения - на Георгиевском кладбище Большой Охты.

Огромная заслуга в становлении сирот (Андрей Афанасьевич умирает через год после В.Ф. Малиновского — в 1815 г.) принадлежит старшей сестре Софьи Андреевны - Анне Андреевне Самборской, посвятившей детям остаток своей жизни. Иван Малиновский (друг Пушкина) часто приводил лицейских друзей домой, где они рисовали и дарили свои работы Анне Андреевне как благодарность за гостеприимство. Комплект сохранившихся рисунков, среди которых есть и рисунок Александра Пушкина, находится в Москве в музее А.С.Пушкина.

Кто-то из Малиновских сопроводил коллекцию рисунков текстом: «Рисунки воспитанников Лицея 1-го курса, подаренные ими в знак памяти Анне Андреевне Самборской, которая всегда радушно принимала всех и не раз угощала их на даче в Александровке, где в последний раз перед кончиною своею проводил лето отец ея Андрей Афанасьевич Самбурский в 1815 году».

К 150-летию Лицея на могиле Малиновского была установлена мемориальная доска. Большеохтенское Георгиевское кладбище, Шлиссельбургская аллея.

С уходом В.Ф. Малиновского закончился первый период жизни "лицейской республики". "Междуцарствие" продолжится около двух лет, пока в Лицей не придет новый директор - энергичный и деятельный


Царскосельский Лицей

Царскосельский Лицей был основан в 1811 году, в раннюю либеральную пору александровского царствования. Лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении, 3 – на окончательном. Принимали подготовленных, и за шесть лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объёме философского и юридического факультетов Университета. И права все окончившие лицейский курс получали те же, что и выпускники университетов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.

В нижнем этаже находилось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее. На втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с канцелярией. На третьем – классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. На третьем же этаже располагался и актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здеcь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания в Царском Селе" перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14".

Первый "пушкинский" лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Это Дельвиг , Горчаков, Матюшкин, Корф, Пущин , Кюхельбекер , Вальховский…

Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин ("№ 13", сосед по "келье") – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша, Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля", Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала "Вестник Европы" появилось послание "К другу стихотворцу" . Под ним стояла странная подпись: "Александр н.к.ш.п." (согласные буквы его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина.

С начала 1820-х годов правительство сделало многое, чтобы вытравить вольный "лицейский дух", заменив его "духом казармы". В 1822 году Лицей был передан в Ведомство военно-учебных заведений.

Пушкина волновала и огорчала участь Лицея:

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».


По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года - так называемый начальный курс - изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года - окончательный курс - содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».


Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования - развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, - подчеркивалось в лицейском уставе, - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.


Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей - считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.


Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.


В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения.


Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.


В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику - значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.


Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.


Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? - спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...»


Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».


Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.


Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, - «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея - Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

Царскосельский лицей. Современное фото

12 августа 1810 года император Александр I подписал указ об учреждении в Царском Селе лицея для «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной».

Автором проекта создания Лицея был М.М. Сперанский, известный своими реформаторскими идеями. В новом учебном учреждении, создаваемом им, он мечтал воспитывать людей, способных в дальнейшем претворить в жизнь все намеченные им планы преобразования России. Сам Сперанский был широко образованным человеком, поэтому хотел, чтобы у государственной власти стояли люди, умеющие мыслить, обладающие широкими знаниями и желающими употребить их для блага Отечества.

Об этом же говорил и адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын в программной речи на открытии Лицея: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

Осенью 1811 г. состоялся первый набор лицеистов. Принимались дети 10-12 лет, число воспитанников должно было составлять 30 человек.

Высочайшая грамота Александра I, дарованная Лицею

19 октября 1811 г. в Царском Селе состоялось открытие Лицея – нового учебного заведения для мальчиков из привилегированных семей. Свое название это учебное заведение получило от названия окраины древнегреческих Афин (Ликей), где в саду рядом с храмом Аполлона Аристотель занимался с учениками.

Царскосельский лицей был совершенно новым для России типом образовательного учреждения, сам Александр I держал под пристальным вниманием его организацию.

Первоначально Лицей разместили в 4-этажном флигеле Екатерининского дворца, перестроенного для этого архитектором В. Стасовым.

Лицей планировался как закрытое учебное заведение, где ученики должны были не только учиться, но и жить. По уровню получаемого образования Лицей приравнивался к университету.

Программа обучения была рассчитана на 6 лет: 2 курса по 3 года каждый. Ученики должны были получать общее образование с преобладанием гуманитарных наук. На первом курсе в программе обучения были математика, грамматика, история, «изящные письмена» — словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). На старшем курсе особое внимание уделялось «наукам нравственным» (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия), истории, математике, иностранным языкам.

При этом особое внимание уделялось обучению словесности: каждый ученик должен научиться писать сочинение на заданную тему, излагая свои мысли правильно и изящно.

Не менее пристальное внимание уделялось изучению российской истории, которое предусматривало знание родной страны, ее прошлого, настоящего и будущего.

Сразу после подписания императором Указа о Лицее в августе 1810 г. был объявлен набор лицеистов, подали прошение о приеме своих детей 38 семей, поэтому был устроен приемный экзамен и медицинский осмотр. Кроме того, для претендентов на обучение требовались рекомендации влиятельных лиц (например, Пушкина приняли по рекомендации известного литератора А. Тургенева и его дяди В.Л. Пушкина).

В октябре будущие лицеисты начали съезжаться в Царское Село, где их встречали директор Лицея и преподаватели.

В.Ф. Малиновский - первый директор Царскосельского лицея

Первым директором Царскосельского лицея был Василий Федорович Малиновский — один из образованнейших людей своего времени. Он верил в особое назначение нового учебного заведения, и, получив право лично подбирать педагогов, пригласил самых передовых и талантливых людей. Им был создан известный по многим воспоминаниям лицеистов тот самый «лицейский дух», который его воспитанники пронесли через всю жизнь. Что же это был за дух? Это особенная атмосфера, в которой свободно можно было обменяться мнениями, где обсуждались самые острые темы общества. Педагоги и воспитатели относились к лицеистам как ко взрослым, обращались к ним на «вы», а некоторые воспитанники и друг к другу обращались на «вы».

На торжественном открытии Лицея 19 октября 1811 г. присутствовали Александр I, его семья, самые знатные и влиятельные люди России. В центре зала стоял покрытый красным сукном стол и на нем лежала грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором В.Ф. Малиновским, а по другую — профессора. За столом сидели почетные гости во главе с императором Александром I.

Царскосельский лицей. Большой зал

Директор Лицея В. Ф. Малиновский произнес торжественную речь, а затем к воспитанникам обратился профессор Куницын. Его выступление лицеисты с благодарностью вспоминали всю жизнь. После торжественной церемонии для мальчиков был устроен обед, а для гостей — осмотр помещения Лицея. Вечером все радовались великолепному фейерверку.

30 мальчиков начали новую жизнь. Каждому была предоставлена небольшая комната с самой необходимой мебелью: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке — чернильница и подсвечник со щипцами.

Распорядок дня у лицеистов был суровым: подъем в 6 утра, утренняя молитва, с 7 до 9 утра — классы, в 9 часов утра — чай, до 10 — прогулка, с 10 до 12 — классы, потом прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 3 до 5 — снова классы, прогулка, повторение уроков. В 9 часов вечера ужин, в 10 — вечерняя молитва и чай. Никто из лицеистов в течение 6 лет обучения не должен был покидать Лицей, а родным разрешалось посещать мальчиков только по праздникам.

Физический кабинет Царскосельского лицея

День 19 октября стал для лицеистов священным. Они всегда стремились 19 октября собраться вместе, хотя у каждого из них была своя жизнь. С каждым годом все меньше и меньше лицеистов приходило на встречу…

Пушкин и все его друзья считали истинно лицейским только свой первый выпуск. Так оно и было: хотя история Лицея была долгой, но программа обучения в нем изменилась, преподаватели были другими, а главное – не было уже того неповторимого лицейского духа…

Поделиться