Освобождение руки в процессе эволюции человека способствовало. Движущие силы эволюции человека. Факторы эволюции. Основные стадии эволюции человека Факторы эволюции человека

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Усвоив материал этой темы, вы должны:

    Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

    вымершие гоминиды австралопитековые, Человек умелый;

    вымершие группы рода Homo – архантропы и палеоантропы;

    ископаемые формы неоантропов – кроманьонцы;

    биологические и социальные факторы антропогенеза;

    человеческие расы (евразийская, азиатско-американская, экваториальная).

2. Знать:

    систематическое положение человека как биологического вида;

    отличительные черты человека и животных;

    палеонтологические данные, свидетельствующие о последовательных этапах формирования физических и социальных черт вида Человек разумный;

    этапы антропогенеза.

ПЛАН:

    Место человека в животном мире.

    Антропогенез.

    Человеческие расы.

1. Место человека в животном мире

Систематическое положение современного человека

Царство животные подцарство многоклеточные -> тип хордовые -> подтип позвоночные (черепные) класс млекопитающие подкласс звери -> инфракласс высшие звери, или плацентарные -> отряд приматы -» подотряд человекоподобные ^ надсемейство высшие узконосые семейство люди (го- миниды) род Человек (гомо) -> вид разумный (сапиенс) подвид сапиенс (полное название человека - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)).

Признаки, определяющие положение человека в системе отряда приматов

Классификация

Признаки

Отряд приматы

Конечности хватательного типа; на пальцах ногти;

зубная система неспециализированна, с присутствием всех типов зубов (резцы, клыки, коренные); молочные зубы в процессе онтогенеза сменяются постоянными;

глазницы отделены от височной ямы (глаза направлены вперед);

конечным продуктом выделения является мочевая кислота; отсутствует сезонность в половой жизни; низкая плодовитость (обычно один детеныш)

Подотряд человекоподобные

Ногти плоские;

значительное развитие головного мозга, особенно больших полушарий;

заметное уменьшение обонятельных долей мозга; присутствие двух верхних и нижних вертикально расположенных резцов;

наличие трех и более бугров на жевательной поверхности коренных зубов;

незамкнутость хрящевых колец трахеи;

хорошее развитие мимической мускулатуры; одна пара сосков млечных желез; длителен период детства у детенышей

Надсемейство

узконосые

Присутствие дуг, петель и замкнутых фигур в пальцевых узорах;

редукция хвостового отдела позвоночника (3-5 копчиковых костей);

укрепление таза за счет уменьшения числа грудных позвонков и увеличения числа крестцовых; бочкообразная грудная клетка: наличие изгибов в позвоночном столбе; V-образная борозда между пятью бугорками на жевательной поверхности коренных зубов («узор дриопитека»); присутствие червеобразного отростка слепой кишки (аппендикс);

наличие большого числа извилин на полушариях головного мозга;

присутствие четырех основных групп крови (А, В, АВ, 0); сравнительно крупные общие размеры тела; значительное поредение волосяного покрова на теле

Род Человек

Объем мозга превышает 900 см 3 ;

развитие комплекса признаков, связанных с прямохожде- нием (S-образная форма позвоночного столба, развитие икроножных и седалищных мышц, уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении, перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания и др.); относительно длинный и очень толстый первый палец на руках;

изменения в строении гортани, связанные с речью; резкое сокращение лицевого отдела черепа и увеличение мозгового;

малый размер клыков;

специфическое распределение волос на теле; сильное развитие эрогенных зон на теле (губы, грудь, ягодицы)

Антропогенез

Антропогенез - процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества - социогенеза.

Движущие силы антропогенеза:

    биологические факторы антропогенеза:

    естественный отбор;

    генотипическая изменчивость;

    социальные факторы антропогенеза:

    групповое сотрудничество;

    общение и речь;

    изготовление орудий;

    наличие постоянных жилищ.

Задания:

    Используя материал учебника, заполните таблицу:

Основные стадии эволюции человека

Дриопитек

Представители

Австралопи-тековые

(австрало-питек)

Человек умелый

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп)

древние люди (неандерта- лец)

Новые люди (кроманьонец, современный человек)

18 млн. лет

Внешний вид

Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом и плечевым поясом

Объем мозга, см 3

Человекоподобные черты в строении нижней челюсти

Орудия труда

Манипулирование с окружающими предметами

Образ жизни

Стадный образ жизни

2.1. Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян:

    площадь коры больших полушарий около 1250 см 2 , лобные доли сильно развиты;

    полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга;

    большой палец нижних конечностей выполняет опорную функцию;

    группы крови по системе АВ0;

    наличие резус-фактора.

Основные этапы антропогенеза

Стадии развития человека

Описание

Дриопитеки - предки человека и человекообразных обезьян

Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян были дриопитеки (древесные обезьяны), обитавшие 25-30 млн лет назад. Раньше предками человека считались азиатские представители дриопитеков ра- мапитек и сивапитек, найденные на холмах Сивалик (Индия). Сейчас более вероятным предком считается африканский дриопитек - кениапитек , существовавший около 12-14 млн лет назад. Объем головного мозга у ке- ниапитека составлял 350-380 см 3

Протоантроп - предшественник человека

Предшественниками человека были - австралопитеки (южные обезьяны), существовавшие 1,8-5,5 млн лет назад. От них позднее произошел африканский австралопитек - презинджантроп , считающийся непосредственным предком человека, принадлежащий к виду Человек умелый (Homo habilis ).

Человек умелый (Homo habilis ) существовал около 2 млн лет назад в Восточной Африке. Объем головного мозга достигал 680-800 см 3 . Изготавливал орудия - камни- гальки с отбитыми краями - чопперы. Верхние конечности были приспособлены к хватательной функции, а нижние - к прямохождению. Занимался собирательством семян и плодов, охотой на мелких животных и поеданием падали. Кривизна нижней челюсти свидетельствует о возможном овладении зачатками речи

Архантроп - древнейший человек

Стадии древнейшего человека соответствуют: питекантроп , или обезьяночеловек, синантроп , или китайский человек, гейдельбергский человек. Все эти формы древнейшего человека принадлежат к виду Человек прямоходящий (Homo erectus ).

Стадии развития человека

Описание

Человек прямоходящий (Homo erectus ) существовал около 500 тыс.-1,9 млн лет назад в Европе, Азии и Африке. Объем головного мозга достигал 800-1200 см 3 . Изготавливал более сложные орудия - заостренные с двух сторон рубила и скребла из камня - бифасы. Охотился на разную дичь, в том числе и крупную. Начал использовать огонь. Увеличение головного мозга свидетельствует о совершенствовании речи

Палеоантроп -

древний человек

Стадии древнего человека соответствует неандерталец. Неандерталец принадлежит к виду Человек разумный (Homo sapiens ) и является его ископаемым подвидом - неандертальским (Homo sapiens neanderthalensis ). Человек разумный неандертальский (Homo sapiens neanderthalensis ) существовал около 40-150 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1200-1400 см 3 . Изготавливал более совершенные орудия - отщепы от целых камней: наконечники и скребла. Жил в пещерах либо в жилищах из ветвей, костей и шкур убитых на охоте зверей. Вел коллективную облавную охоту на мамонтов, крупных копытных и др. Добывал и широко использовал огонь. Шил одежду из меха. На этой стадии зарождается религия и искусство. Начинается формирование человеческих рас и их расселение по планете

Неоантроп - человек современного типа

Стадии человека современного типа соответствует кроманьонец и все люди, составляющие население земного шара, - сапиенсы. Вымершие кроманьонцы и ныне существующее человечество принадлежит к виду Человек разумный (Homo sapiens ), но являются разными подвидами - ископаемым (Homo sapiens fossilis ) и современным (Homo sapiens sapiens ).

Человек разумный кроманьонский (Homo sapiens fossilis ) существовал 35-40 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1400-1600 см 3 . Жил в пещерах и жилищах j из костей мамонтов, стволов деревьев, каменных плит и j шкур убитых зверей. Орудия становятся более совершенными - ножи, скребла, наконечники, гарпуны из камня, рога и кости. Занимался охотой, собирательством и трудом.! Окультуривал растения и одомашнивал животных. На этой стадии происходит быстрый рост культуры. Завершается формирование устойчивого морфологического типа лю- j дей. Биологическая эволюция человека как вида замедляется и уступает место социальной эволюции - социогенезу

Домашнее задание:

      Приведите доказательства происхождения человека от животных.

      Укажите отличия человека от животных (человекообразных обезьян).

Представьте основные положения

4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Расы - исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертание головы и т.п.).

Расогенез – процесс возникновения и становления человеческих рас.

Причины возникновения рас

Человеческие расы возникли в результате действия естественного отбора и других факторов эволюции (мутационная изменчивость, дрейф генов, миграция и т.д.).

Естественный отбор сохранял и распространял в популяции адаптивные признаки, повышающие жизнеспособность особей.

Дрейф генов в популяциях людей, малых по численности, закреплял нейтральные признаки, не повышающие и не понижающие в данных условиях выживаемость потомства.

Миграция, или поток генов, приводила к появлению новой изолированной популяции, характеризующейся значительным однообразием (эффект основателя). Случайные признаки в такой популяции, принесенные немногими членами – основателями расы, сохранились в результате близкородственного скрещивания и стали признаками всей расы (не имеют адаптивного значения).

Доказательства единства рас:

    Все основные «человеческие» признаки были приобретены человеком задолго до его расхождения на отдельные расы (различия между расами носят приспособительный характер и касаются второстепенных признаков);

    Отсутствие генетической изоляции между расами, т.е. возможность плодовитых браков между представителями разных рас при их смешении (метисации);

    Сходные изменения, наблюдаемые в настоящее время у представителей разных рас, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении развития всего организма (акселерация).

Основные человеческие расы

Современное человечество подразделяют на три основные группы рас, в пределах которых насчитывают около 30 малых рас и несколько сотен этнических групп. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.

Наименование расы

Признаки

Австрало-негроидная (экваториальная)

    кожа сильно пигментирована (защитный фильтр от тропического солнца);

    волосы курчавые или волнистые (воздушный теплоизолирующий шлем для головы);

    широкий нос (охлаждение горячего воздуха);

    выступающая нижняя часть лица (прогнатный череп);

    толстые мясистые губы и др.

Классические негроиды живут в Африке

Европеоидная (евразийская)

    светлая, реже смуглая кожа (не является препятствием для проникновения ультрафиолета, синтезирующего в коже противорахитичный витамин D);

    как правило, светлые прямые или волнистые волосы и голубые глаза;

    неширокий крупный нос (нагревательная камера для холодного воздуха);

    хорошее развитие волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы);

    не выступающая нижняя часть лица (ортогнальный череп);

    тонкие губы и др.

Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии)

Монголоидная (азиатско-американская)

    смуглая, реже светлая кожа;

    как правило, темные жесткие прямые волосы;

    широкое уплощенное лицо с сильно развитыми скулами и отложениями подкожной клетчатки (защита против обмерзания в условиях суровых континентальных зим);

    широкий нос с ноздрями, расположенными под углом друг к другу;

    наличие складки на верхнем веке и во внутреннем крае глаза – эпикантуса (приспособление к защите от пыльных и песчаных бурь, частых в азиатских степях и пустынях);

    средние по толщине губы и др.

Эта раса преобладает в Азии

Самостоятельная работа

Человеческие расы.

Критика расизма и социального дарвинизма

    На рисунке представлены разные расовые типы людей. Определите каждый их них.

Человеческие расы

    Используя рисунок и материал учебника, заполните таблицу:

Характеристика больших человеческих рас

    Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности к Homo sapiens .

    В чем идеологическая сущность расизма и социал-дарвинизма?

    Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?

    Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

    Почему противоположные по содержанию расизм (попытка оценить биологические особенности людей, исходя из уровня их культурного развития) и социал-дарвинизм (попытка применить биологические закономерности для объяснения социальных явлений) одинаково реакционны по своей сути?

    Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.

Самостоятельная работа дома: подтвердите фактическим материалом каждый из приведенных ниже выводов:

Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека из мира животных. По отношению к признакам, которые качественно отличают человека от животных (мышление, речь, способность к трудовой деятельности), все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.

Тест

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 1

Часть А.

    Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о:

    наземном образе жизни

    родстве человека с млекопитающими

    приспособлении к холоду

    нарушении кровообращения кожи

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

2. австралопитеки

3. дриопитеки

3. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

1. человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

2. человек - потомок современных человекообразных обезьян

3. человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

4. обезьяны произошли от древних людей

4. Череп человека отличается от черепа обезьян:

1. массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

2. преобладанием мозговой части черепа над лицевой

3. преобладанием лицевой части черепа над мозговой

4. развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

5. Человек, в отличие от млекопитающих животных:

1. обладает возбудимостью

2. имеет кору больших полушарий

3. мыслит абстрактно

4. обладает раздражимостью

6. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало:

1. прямохождение

2. лазание по деревьям

3. собирание пищи

4. копание

7. Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:

1. сводчатой стопы

2. развитой руки

3. S-образного позвоночника

4. объемного зрения

8. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится:

1. наследственная изменчивость

2. борьба за существование

3. естественный отбор

4. членораздельная речь

9. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

1. только биологических

2. только социальных

3. социальных и биологических

4. абиотических и биотических

10. Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека:

1. сложных инстинктов

2. прямохождения

3. второй сигнальной системы

4. S-образных изгибов позвоночника

11. К древнейшим людям относят:

1. австралопитеков

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Человеком современного типа был:

1. неандерталец

2. кроманьонец

3. питекантроп

4. синантроп

13. Человек в отличие от животных воспринимает слово как:

1. сочетание отдельных звуков

2. выражение определенной мысли

3. набор звуков, не связанных друг с другом

4. звуковой сигнал

14. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

1. способностью к трудовой деятельности

2. четырёхкамерным сердцем

3. заботой о потомстве

4. объемным зрением

С 1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

С 2. Перечислите основные человеческие расы.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 2

Часть А. Выберите один правильный ответ

    Исчезновение густого шёрстного покрова на теле человека, характерного для древних людей, является примером:

    ароморфоза

    дегенерации

    идиоадаптации

    конвергенции

2. Наиболее древними человекообразными обезьянами были:

2. австралопитеки

3. дриопитеки

4. гориллы

3. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их

1. родстве и общем плане строения

2. одинаковом уровне организации

3. конвергентном сходстве

4. происхождении от разных предков

4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым способствовало:

1. наземному образу жизни

2. развитию мышления

3. редукции волосяного покрова

4. использованию животной пищи

5. Человек отличается от человекообразных обезьян:

1. наличием волосяного покрова

2. развитым большим пальцем, противопоставленным остальным

3. наличием ногтей

4. формой ушей

6. Появление прямохождения у предков человека способствовало:

1. освобождению руки

2. появлению речи

3. развитию многокамерного сердца

4. усилению обмена веществ

7. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции:

1. социальным

2. биологическим

3. антропогенным

4. биотическим

8. К социальным факторам эволюции человека не относится:

2. трудовая деятельность

3. общественный образ жизни

4. борьба с природными явлениями

9. Движущими силами антропогенеза являются факторы:

1. только биологические

2. только социальные

3. социальные и биологические

4. абиотические и биотические

10. Под влиянием каких социальных факторов происходила эволюция человека:

1. наследственности и изменчивости

2. письменности и искусства

3. борьбы за существование

4. способности к самовоспроизведению

11. К древним людям относят:

1. австралопитеков

2. питекантропов и синантропов

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Синантроп и питекантроп – это названия представителей одного вида:

1. человек умелый

2. человек прямоходящий

3. человек неандертальский

4. человек разумный современный

13. В головном мозге человека в процессе эволюции появились центры:

1. речевые

2. обоняния и вкуса

3. слуха и зрения

4. координации движения

14. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1. наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти

2. наличием швов между костями мозговой части

3. более развитой мозговой частью

4. строением костной ткани

С 1. В процессе антропогенеза в борьбе за существование получили преимущества те группы древних людей, которые поддерживали стариков. Объясните причины этого явления.

С 2. Перечислите основные социальные факторы антропогенеза.


Тема «Расы и их происхождение»

Сформировать знания о человеческих расах и их единстве, определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду - Человек разумный;

Познакомить учащихся с гипотезами и факторами расогенеза;

Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных данных;

Способствовать формированию навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи.

Оборудование: рисунки с изображением людей различных рас, коллекция моделей «Расы человека», презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Сегодняшний наш урок я хочу начать статьей главного закона России-Конституции РФ “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождении. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям” (статья 19.2 из конституции РФ). Мы ответим на проблемный вопрос: относятся ли к одному виду двухметровый чернокожий баскетболист, миниатюрная вьетнамка, краснокожий индеец? Что такое расы?

Как они формировались и стоит ли делить людей по цвету кожи?

Но сначала проверим домашнее задание (Приложение 1.)

2.Проверка домашнего задания.

А) Тестирование.

^ 1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

А) прямохождение В) собирание пищи

Б) лазание по деревьям Г) копание

2) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

А) только биологических В) социальных и биологических

Б) только социальных Г) абиотических и биотических

^ 3) Изготовление орудий есть результат :

А) биологической эволюции В) биологической и социальной эволюции

Б) социальной эволюции Г) мутаций

4) На ранних этапах эволюции решающее значение имели:

А) биологическая эволюция В) биологическая и социальная эволюция

Б) социальная эволюция Г) способность к речи

^ 5)Преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

А) социального развития В) социального и биологического развития

Б) биологического развития Г) борьбы за существование

Б) Вспомните определение понятия вид

В) закончите фразу: «Эволюционные процессы, в результате которых появился вид Человек разумный, называется …..»

Г) назовите социальные факторы антропогенеза.

Проверьте свои ответы (слайды 3,4.)

3. Изучение нового материала.

1) Наше поколение живет в очень непростое время. На пороге 21 века исчезло рабство, конституция любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. Даже в США слово негр считается оскорбительным и применяется исключительно выражение американец африканского происхождения.

Но мы каждый день слышим анекдоты, то про один народ, то про другой. Ищут хорошие и плохие нации. В массовой печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?” Нам пора уже определиться- с кем мы. У нас должна быть четкая гражданская позиция. А она должна опираться на прочные знания.

Уже в 1684 году Ф. Бернье сделал попытку классифицировать народы Земли по местам их расселения: европеоиды, негроиды, монголоиды, лапоноиды(северные). А термин «раса» ввел Ж.Бюффон. Из 8 класса вы должны помнить, что

Раса - это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающих некоторыми общими наследственными морфологическими и физиологическими признаками (слайд 7)

Выделяют 3 большие и около 30 малых рас (слайды7,8,9) Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, поэтому между большими расами нет четких границ. Смешение рас сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества. Схема расовой классификации изображается в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует с одной стороны об изменчивости расовых признаков, а с другой стороны об условности деления человечества даже на большие расы. Малые расы возникли в результате смешанных браков, либо сохранили более древние черты.

2) Самостоятельная работа с учебником.

Используя фотографии и материал учебника (стр.286) заполните таблицу 2 в свих индивидуальных листках.

3) Расы человека начали формироваться около 30-40 тысяч лет тому назад в процессе заселения человеком Земного шара (Слайд 11). Формирование рас началось в Африке. Человек разумный – вид уникальный по широте ареала обитания существования. Он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду, к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами

Расогенез- процесс возникновения и становления рас. Существуют различные гипотезы происхождения рас (слайды 12,13) Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков в разных местах. Моноцентристы признают

общность происхождения, социально-психического развития, одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка.

Расизм - реакционная теория о разделении человечества на высшие и низшие расы. (слайд 14)

Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и сегодня расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности некоторых рас. Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей.

Расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция (слайд 15)

В 19 веке расисты утверждали превосходство белой расы, во второй половине 20 века пропагандировали превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм не связан с наукой и оправдывает политические и идеологические догмы.

4) Закрепление.(работа в индивидуальных листах):

Вставить пропущенные слова

Дать определение.

5) Обобщение и итог урока. Оценивание.

В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство. Мы хотим, чтобы каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в великом содружестве племен нашей планеты. Сегодняшний наш урок я хочу закончить отрывком из стихотворения Р.Рождественского:

Для всех угнетенных,

Трудом обожженных,

Разница в цвете кожи-

Не в счет.

В людях – черных, белых, желтых-

Красная кровь течет.

(Р. Рождественский) (слайд 16)

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Человеческие рассы

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
- это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов. Антропогенез сопровождается социальными факторами.

Факторы антропогенеза:

  • Биологические
    1. Мутации;
    2. Популяционные волны;
    3. Дрейф генов;
    4. Изоляция;
    5. Борьба за существование;
    6. Естественный отбор;
  • Социальные
    1. Трудовая деятельность;
    2. Общественный образ жизни;
    3. Речь;
    4. Мышление;
    5. Культура.

На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труд, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые фермы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

Главной движущей силой эволюции человека , начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность . На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, высокоспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества - хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает по наследству опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. Полностью исключена в человеческом обществе внутривидовая борьба за существование. Утратил свое ведущее значение естественный отбор, который, в основном, выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение - нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

1. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции: а) - Млекопитающие б) - Пресмыкающиеся в)

г) - Птицы

д) - Бесчерпеные хордовые

2. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

а) - Плоские черви

б) - Круглые черви

в) - Простейшие

г) - Кишечнополостные

д) - Плоские черви

Спасибо большое!!

Араморфоз А)Появление двух кругов кровообращения у земноводных в процессе эволюции. Б)Отсуствие пищеварительной системы у

В)Появление тканей и органов у наземных ратстений в процессе эволюции.

Г)Разнообразие в строении конечностей у млекопитающих.

Д)Различные жизненные формы(граны,деревья,кустарники)у растений.

Идиодаптация

Общая дигенирация.

Установите соответствия.

1)Г,Д,2А,В,3Б

2)1А,Г,2В,Д,3Б.

3)1А,В,2Г,Д,3Б

4)1А,Д,2В,Г,3Б

1. Не имеет наследственного аппарата: 1) нейрон 3) чумная бацилла 2) вирус гриппа 4) тромбоцит человека 2. Запасное вещество животной клетки -

это: 1) крахмал 3) гликоген 2) глюкоза 4) белки

3. Размножение, при котором потомство получает точную копию генетического набора родителя, называется: 1) вегетативным 3) половым 2) семенным 4) гермафродитизмом

4. К пищеварительным железам относятся: 1) почки 3) щитовидная железа 2) печень 4) желудок

5. Мышцы руки сокращаются благодаря импульсам, поступаю¬щим в: 1) поперечно-полосатую мускулатуру 2) гладкую мускулатуру 3) мускулатуру обоих видов 4) сухджилия и связки

6. Игра на фортепьяно управляется: 4 1) промежуточным мозгом 3) корой мозга 2) продолговатым мозгом 4) средним мозгом

7. Грибы выделяются в: 1) отдел растений 2) Группу симбиотических организмов 3) отдельное царство 4) подгруппу животных

8. Зачаточный побег - это: 1) почка 3) клубень 2) луковица 4) столон

9,Цитоплазмы может не быть в клетках: 1,камбия 2,основной ткани 3,механической ткани 4,образующих устьица

10..Признаком класса двудольных растений считается: 1,мочковатый корень 2,сетчатое жилкование листьев " 3,отсутствие запаса питательных веществ в семядоле 4,видоизмененный побег-луковица

11.Признаком цветкового растения может служить: 1,образование спор 2,образование семян 3,образование укороченных побегов 4.двойное оплодотворение

12.Фотосинтезирующими органеллами могут быть: 1.лейкопласты и хромопласты 2.митохондрии и рибосомы 3.хлоропласты и хроматофоры 4.лизосомы и центриоли

14..Одноклеточные животные, имеющие ресничный покров, клеточный рот и два вида вакуолей, относятся к: 1.жгутиковым 2.колониальны 3.инфузориям 4.радиоляриям

15..В процессе эволюции впервые нервная система появилась у: 1.насекомых 3) червей 2.рыб 4) кишечнополостных

16. Такие заболевания, как кретинизм, микседема, б; лезнь, связаны с нарушениями функций: 1) щитовидной железы 3) поджелудочной желе 2) надпочечников 4) половых желез

17. Человеку в качестве лекарства нельзя вводить непос в кровь: 1) физиологический раствор 3) раствор белков пищи 2) анальгетики 4) антибиотики

18. Мантия и мантийная полость - это признаки: 1) моллюсков 3) плоских червей 2) насекомых 4) кольчатых червей

19. Стадию куколки в своем развитии проходит: 1) стрекоза 3) саранча 2) павлиний глаз 4) постельный клоп

20. В результате мейоза из одной клетки у мужчины обрг 1) две клетки 3) четыре клетки 2) восемь клеток 4) шесть клеток

21. Антибиотиками не лечится: 1) холера 3) полиомиелит 2) сифилис 4) дифтерия

22. Участниками всех биохимических реакций являются: 1) гормоны 3) углеводы 2) витамины 4) ферменты

23. Основоположником генетики был: 1) Ч. Дарвин 3) Т. Морган 2) Г. Мендель 4) Н. Кольцов

24. Выпускники медицинских институтов приносят клятву: 1) Галена 3) Везалия 2) Авиценны 4) Гиппократа

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.
1) дышат, питаются, размножаются
2) состоят из разнообразных тканей
3) Имеют механическую ткань
4) имеют нервную ткань
2А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?
1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви
2) Плоские черви 4) Круглые черви
3А.Какое животное обладает способностью восстанавли­вать утраченные части тела?
1) пресноводная гидра
2) большой прудовик
3) рыжий таракан
4) человеческая аскарида
4А.Внутренний скелет - главный признак
1) позвоночных 3) ракообразных
2) насекомых 4) паукообразных
5А. Чем отличаются земноводные от других наземных по­звоночных?
1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позво­ночником
2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке
3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением
4) двухкамерным сердцем с венозной кровью
6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?
1) пресмыкающихся 3) земноводных
2) млекопитающих 4) хрящевых рыб
7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью
1) смешанной
2) венозной
3) насыщенной кислородом
4) насыщенной углекислым газом
8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении
1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренной говядины
4)консервированных продуктов

Часть 2.
Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития
2) четыре стадии развития
3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка отличается от взрослого насекомого
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) во взрослое насекомое превращается личинка

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.
ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегород­ки в желудочке
Б) жаба
B) озёрная лягушка
Г) синий кит 2) трехкамерное с неполной перегородкой
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан 3) четырехкамерное

А
Б
В
Г
д
Е
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:
А)Млекопитающие
Б)Пресмыкающиеся
В)Рыбы
Г) Птицы
Д) Бесчерепные хордовые
Часть 3.
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1.Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.

Поделиться