Открытый урок по русскому языку. Урок «Разделительные Ь и Ъ знаки. Обобщение изученного материала Изучение материала урока


Технологическая карта урока окружающего мира в 2 классе

Учебный предмет : русский язык

Класс : 2Г

Дата проведения : 22 апреля, 2015 год.

Тема урока : Написание слов с разделительными ъ и ь.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема

Написание слов с разделительными ъ и ь.

Цель

Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь

ЗАДАЧИ

Предметные:

    Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками; формулировать признаки родственных (однокоренных) слов;

    Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь;

    Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

    Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.

    Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

    Коммуникативные УУД:

Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Формирование навыков сотрудничества

Планируемый результат (предметные)

Научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

    регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

    коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

    личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык»

рабочая тетрадь «Русский язык»

раздаточный материал: конверты с заданиями для групп; фломастеры, сигнальные карточки Ъ и Ь знаки

Компьютер, интерактивная доска

Организация пространства

фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии

Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов

Технология проведения

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель:

эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации от Маши и Миши для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока

СЛАЙД: 2. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ножки вместе, спинки ровно

И к уроку всё готово!

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.

- Однажды, встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними.

Посмотрев сценку, догадайтесь какая тема урока у нас сегодня будет?

(инсценировка учащимися)

    Ъ: - Не чересчур ли ты добряк?

Так знаку мягкому промолвил твердый знак.

Ъ :-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Ь:- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!

-Знак мягкий твердому на это отвечал.

Ь:- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву «Ять»,

Тебя из азбуки изъять! ...

    А: - Друзья! Ваш разговор – никчемные слова

- Услышав этот спор, сказала буква «А»,-

А: - Вы оба хороши, достойны оба чести,-

Когда стоите в нужном месте.

Формулируют правила поведения на уроке, инсценирование

Чтение стихотворения, настраивает детей на работу.

Личностные УУД

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока

Цель: определить тему урока, поставить цель, определить учебные задачи.

1.- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь) СЛАЙД 3

2. - У рок пройдет под девизом : «Друзья, ученье нас объединяет.» СЛАЙД: 4

Ребята, посмотрите в девизе нашего урока тоже встречается орфограмма, какая? («Написание разделительных Ь Ъ знака»)

3. - На адрес нашей школы для нашего класса пришло письмо от Маши и Миши, давайте его прочитаем:

ПИСЬМО: «Уважаемые ученики 2 класса, мы не можем разобраться какой знак поставить в словах разделительный Ь или Ъ. Миша выполнил задание так СЛАЙД: 5 , а Я так СЛАЙД: 5. Разрешите наш спор, выясните кто из нас прав.

Слова : бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся.

- Поможем, ребятам разобраться в этом задании? (да)

4. Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) для того чтобы разобраться в споре Маши и Миши СЛАЙД: 6 (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило)

    Прочитаем какие задачи нам нужно выполнить, чтобы добиться цели урока: СЛАЙД: 6 (Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре, научиться использовать правило написания Ь и Ъ знака в словах)

Работают с информацией, представленной на доске.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.

Коммуникативные УУД:

участвуют в учебном диалоге;

Познавательные УУД:

постановка проблемы , нахождение путей решения проблемы.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

III этап. А ктуализация знаний

Цель:

вспомнить известные знания о написании слов с разделительны-ми знаками.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

(на доске)

Дарья Марьина съела оладьи.

- Ребята, какие орфограммы, связанные с темой нашего урока спрятались в каждом слове?

Пропишите соединения ь с гласными и ъ.

ье, ьё, ьи, ью, ья

ъъъ ъъъ

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует фронтальную работу,

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;

умение обобщать и классифицировать по признакам

IV этап.

Изучение материала урока

Цель: развитие умения находить в тексте и писать слова с разделительным «Ь» знаком, родственные слова, выделять в них корень

1. Откройте учебник стр. 118, найдите упр. 126. СЛАЙД: 7

Прочитайте текст, найдите в нём слова с разделительным «ь»

Запишите слова столбиком, подчеркните разделительный Ь знак;

Почему в этих словах мы пишем разделительный Ь знак?

Сколько в тексте слов, родственных слову МУРАВЕЙ ?

Герои учебника тоже считали родственные слова: Маша насчитала 2, а Миша – 3.

С кем вы согласны?

Является ли фамилия мальчика родственным словом к слову МУРАВЕЙ ?

Предлагаю вам сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119.

Запишите группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. (Проверка со слайдом)

Найди ещё одну группу родственных слов.

Запиши их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.

Какие звуки чередуются в корне слов второго столбика? (Ч/К)

Почему в первом случае « М уравьёв » написано с большой буквы, а во втором – с маленькой « м уравьёв »?

В каких ещё фамилиях пишется разделительный «ь»?

Запишите в тетрадь, подчеркните разделительный Ь знак.

Организует работу с текстом упр.125 в учебнике:

Предлагает сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119

Предлагает записать группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни.

Организует повторное чтение первых трёх строчек стихотворения.

Организует письмо с объяснением у доски.

Читают шёпотом, самостоятельно находят.

Называют, объясняют.

Высказывают предположение, аргументируют свою точку зрения.

1 ученик читает вслух.

Самостоятельно ищут группы слов.

Называют, записывают в столбики, выделяют корни у родственных (однокоренных) слов: 1 вариант – в первом столбике, 2 – во втором.

Сверяют правильность выполнения.

Уточняют.

Перечитывают.

Объясняют.

Называют.

1 ученик работает с объяснением у доски, остальные – в тетради: М урав ь ёв, С олов ь ёв .

Коммуникативные УУД

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста

Регулятивные УУД

Уметь работать по коллективно составленному плану.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

V этап.

Закрепление материала урока

Цель: закрепление знаний учащихся о написании разделительного «ь и «ъ» знаков

ВЗАИМОПРОВЕРКА с доской

Динамическая пауза

Цель: двигательная разминка, смена поз

Работа над упр. 124. Работа в паре

Сейчас Вы познакомить с героем сказки Л. Яхнина Объедало. (СЛАЙД: 8)

Как вы считаете, почему у него такое странное имя?

Вам предлагается прочитать про него историю и вставить разделительные Ь или Ъ знаки объясняя их написание, работаем в парах.

Великан Об…едало был в гостях. Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоёные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел. Об…едало немало, а голодным как был, так и остался.

- Проверяем с доской. (СЛАЙД: 8)

- Молодцы, ребята!

Когда в словах пишется разделительный «ь»?

Когда «ъ»?

А кто может повторить оба правила сразу?

Запишите по 2 слова с разделительными Ь и Ъ знаками, подчеркните.

Проводит интригу.

Рассказывает историю.

Организует обобщение:

Слушают.

Смотрят на экран.

Высказывают предположение.

Слушают задание.

Подходят к учителю, встают полукругом лицом к доске, дополняя рассказ словами:

Объясняют по желанию написание слов, пользуясь схемами-опорами «Разделительный «ь» и «Разделительный «ъ».

Рассказывают правила написания разделительного «Ь» и «Ъ» знаков.

VI этап.

Проверка знаний обучающихся по теме урока

Цель: проверка умения детей применять знания на практике

1. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

2. Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД: 9)

    Не выкрикиваем.

    Не перебиваем друг друга.

    Мы слышим друг друга

    Учимся работать сообща.

    Помогаем друг другу.

3. Самостоятельная работа групп.

4. Проверка самостоятельной работы в группах. (Дети по очереди выходят и выступают)

Предлагает объединиться детям в группы.

Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

Контролирует выполнение, оказывает консультативную помощь.

Организует проверку самостоятельной работы в группах:

Объединяются.

Выполняют задания: 1 – восстанавливают пропуски в словах; 2 – разгадывают кроссворд; 3 – решают ребусы, 4 - Игра: «Замени, одним словом»., 5 – вспоминают правило, приводят примеры.

Представители презентуют работу группы.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы

VII . Итог и рефлексия деятельности учащихся

Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки

Вернёмся к цели урока: какая цель урока у нас была?

Повторите правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

Так кто прав в выполнении задания Маша или Миша. (СЛАЙД: 10)

Урок подходит наш к концу, оцените свою деятельность на уроке на «линеечке»

Дополните предложения: (СЛАЙД: 11)

Я узнал …

Я научился …

На уроке мне было …

Подводит итог урока

Вспоминают цель урока.

Повторяют правило.

Приходят к выводу.

Личностные УУД

Формирование способности к самооценке

Регулятивные УУД

Умение оценивать учебные действия.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII этап. Информация о домашнем задании

Цель: ориентирование школьников на самостоятельное выполнение задания дома для прочного усвоения материала урока

Учебник, стр.,117, упражнение 125

Домашнее задание связано с повторением ранее изученного материала.

Спасибо за урок!!!

Предлагает выполнить упражнение 125 дома.

Слушают инструкцию.

Записывают задание в дневник.

Приложение

Лист задания для 1 группы

1. Прочитай.

2. Вставь разделительный Ь или Ъ знаки, обоснуй свой ответ.

Волк ужасно раз…ярён:

С…есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с…едобен,

Для с…еден…я неудобен

Лист задания для 2 группы

1. Разгадай ребусы, впиши ответы.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак ?

Лист задания для 3 группы

1. Разгадайте кроссворд.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Кроссворд

1.

к

р

а

н

2.

3.

4.

    Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

    На скамейке у ворот

Лена горько слёзы…

    Падают с ветки

Золотые монетки.

    Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз.

Лист задания для 4 группы

Игра: «Замени, одним словом».

Обоснуй, какой знак вставил разделительный Ь или Ъ знаки.

1. Метель, пурга – (вьюга)

2. Сжался, скорчился – (съёжился)

3. Товарищи, приятели – (друзья)

4. Животное, от которого произошёл человек – (Обезьяна)

5.Спуск с горы – (съезд)

Лист задания для 5 группы

1. Пользуясь схемами-помощниками, вспомни правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

садо-огородники, как ваши соленья-варенья хранятся, не всё еще съели за Новый год? и получил лучший ответ

Ответ от Ёжик[гуру]
в заготовках конь ещё не валялся...только клубнику мятую с сахаром съели.... на Рождество собираюсь встретиться с родственниками... повезу сестре большое количество варенья из клубники. малины, сливы, жимолости, яблок.. её семейство очень до него охочи...грибы повезу солёные и сушёные... много сделали в этом году наливки из красной смородины и малины...аджику потихоньку подъедаем, получилась в этом году на славу.... сырая, из болгарского и острого перца, томатов и кориандра.... черники в собственном соку наделала.. с творожком вкусно...маринованные резанные огурчики с зёрнами горчицы, солёные огурцы и помидоры.. много маринованных грибов, год на грибы был урожайным... хорошо, когда есть кого угостить.. самим нам не съестьЁжик
Искусственный Интеллект
(432070)
в тупик вы меня поставили.. у нас маленьких детей нет...аджика в меру острая.. пропорций нет.. просто кладу всё что перечислила


Ответ от Ёветлана Поддубная [гуру]
Дети нынешние избалованны- варенье почти не едят, соленья- съели по огурчику-помидорчику и стоит банка, пока не заплесневеет...


Ответ от Ксюня [гуру]
Кушаем потихоньку. Особо не увлекаемся.


Ответ от твоя [гуру]
я ничего не солю, не мариную и не закатываю.


Ответ от Алексей [гуру]
Нет. еще всего очень много. Одна надежда на гостей. Приходят "дикие горожане", истосковавшиеся по натуральной пище и домашним заготовкам ("дикие", как говорит "Ерш", которые ничего не выращивают) , вот те "подметают" все подчистую. Многих блюд они даже и не пробовали никогда в жизни со своими Макдональдсами и чисбургерами.
На маринованные баклажаны и томаты в яблочном соке смотрят как на диковинку, пока не распробуют. Потом их только держи.


Ответ от Елена [гуру]
Да не всё ещё подъели)
Грибочки, огурцы хорошо идут.
Для меня новинка в этом сезоне – компот из лесной земляники с жимолостью – теперь самый любимый, откроешь – аромат обалденный!
Сегодня открыли первую баночку грушевого сока, тоже впервые делала – ребёнок оценил)))
А вот салаты, лечо всегда остаются.
Варенье вообще не шло; но недавно бабулю забрали – убывает хорошенько.
Много в этом году сделали компотов, сока.


Ответ от Ирина Шабалина [гуру]
Да как-то все эти варенья-соленья уже давно в разряд обычной повседнейной пищи перешли, это у тех кто ничего не выращивает они в разряде праздничных блюд:))


Ответ от [Я-Ваша Легенда]™ [гуру]
огурцы, компоты, сок и т. д. еще съедено и выпито только 25% от 100%


Ответ от Ирина Громова [гуру]
Что-то в этом году только соки да компоты в ход идут. Вареньям предпочитаем мед, поэтому часть ягод стала закладывать в морозилку. Да и овощи тоже. Уже подумываю, не купить ли еще одну морозильную камеру, а также надо пересмотреть количество выращиваемого. Буду, наверное, с цветами расширяться.


Ответ от Валентина Григорьева [гуру]
Мы "зажрались",ничего не хочется, так лениво компоты попиваем, да кетчуп не плохо уходит, а в остальном, по "диким" (как говорит Алексей) родственникам раздаём, в который раз недоумеваю - ну зачем столько заготавливать. :))


Ответ от BERGENIA [гуру]
Я в основном огурцы закрываю тк кроме них ничего не едим, половину съели. Варенье потихоньку едим.


Ответ от Ксюха Лапушка [гуру]
Странно, но нашу семью сладкоежек в этом сезоне на солененькое больше тянет. Почти доели рагу овощное, с аппетитом дохрумкиваем маринованные огурчики, просто улетает аджика, и совсем стоит варенье.


Ответ от Len.to4ka [гуру]
Ох, ну куды столько сажаем?!!!


Ответ от МИЛГА МИЛГА [гуру]
я горожанка, но не "дикая", кстати в моем подъезде из 36 квартир только в одной живет "дикая". Консервацию только начали - до 1 декабря ели свежие помидоры, огурцы и перец - на даче до ноября все росло, а потом дошла очередь до солений - перец, помидоры, баклажаны и капуста, а зачем закрывала 60 бутылей огурцов и сама не знаю, а еще другие овощи, салаты, а морозильники? А компоты и варенья? А сухофрукты? И угощать особо некого - у всех родственников тоже всего полно. В прошлом году муж меня "наказал" - взял и сдал банки в утиль, а у меня "болезнь" все та же - пустую банку обязательно нужно чем-нибудь заполнить


Ответ от Аленький цветочек [гуру]
Да ну варенья- соленья на праздничный стол, кому это нужно. Все что то на мясное да на салаты больше налегали. Компоты правда в дело пошли, запивать ими хорошо. А всё съесть я думаю не скоро это будет, хватит года на три. Вот думаю весной сократить посадку, а то девать некуда будет. Варенье пока ещё даже не открывали, так как замороженной ягоды полно, пока её едят.

Детям, конечно, восторг!
Залезть в стиральную машину, вскарабкаться на гигантский стул или поваляться в умывальнике размером с мини-бассейн - как кадры из фильма "Дорогая, я уменьшил наших детей" или строки из книги "Приключения Карика и Вали".
Только в Москве есть место, где все это в реальности

2. Московский великан, конечно, мужик современный. В прихожей у него валяются iPod и iPhone, среди которых уютно устроилась хостес, принимающая гостей

3. Из прихожей вы попадаете на кухню, где на огромном столе сидит гигантская кукла-пупс из советского детства.
Пупс размером со среднестатистическую семью вместе взятую.

4. Что у нас там на обед? На плите борщ

5. С микроволновкой нужно быть аккуратным. Тех, кто плохо себя ведет, помещают туда поджариваться вместе с курицей-гриль

6. Если микроволновка занята, вас отправят в стиральную машину главное, чтобы не было клаустрофобии и было все в порядке с вестибулярным аппаратом

7. Здесь же сушится бельишко.
Кто угадает размерчик?)

8. Вообще, в доме великана нужно быть предельно осторожным.
Во избежание несчастных случаев

9. Ванная великана.
В принципе, если в умывальник набрать воду, он может сыграть роль бассейна

10. Папа, воспользуйся вантузом.......

11. Дом глазами советского пупса.
Люди здесь кажутся крошечными

12. Примерно такими

13. Гостиная и кресло великана

14. Аккуратно, можно упасть в банку со сгущенкой

15. Курить вредно

16. Ощути себя звездой на подиуме

17. Осторожно на выходе... Тараканы тоже гигантские

18. Попытка утащить ботинки великана...
Тяжелые((((Не получилось...

Дом великана находится в Москве, в самом центре, - на Арбате, 16.
Кстати, блогерам обещают бесплатный вход)

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна

Сохранено

Конспект открытого урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" Тема урока: "Написание разделительных Ь и Ъ знаков". Технология обучения: проблемный диалог.


«Открытый урок по русскому языку Написание слов с разделительными ь и ъ знаками в 1 классе»

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе

Учебный предмет : русский язык

Класс : 2Г

Тема урока : Написание слов с разделительными ъ и ь.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема

Написание слов с разделительными ъ и ь.

Цель

Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь

ЗАДАЧИ

Предметные:

    Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками; формулировать признаки родственных (однокоренных) слов;

    Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь;

    Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

    Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.

    Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

    Коммуникативные УУД:

Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Формирование навыков сотрудничества

Планируемый результат (предметные)

Научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

    регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

    коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

    личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык»

рабочая тетрадь «Русский язык»

раздаточный материал: конверты с заданиями для групп; фломастеры, сигнальные карточки Ъ и Ь знаки

Компьютер, интерактивная доска

Организация пространства

фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии

Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов.

Технология проведения

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель:

эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации от Маши и Миши для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока

СЛАЙД: 2. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ножки вместе, спинки ровно

И к уроку всё готово!

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.

- Однажды, встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними.

Посмотрев сценку, догадайтесь какая тема урока у нас сегодня будет?

(инсценировка учащимися)

    Ъ: - Не чересчур ли ты добряк?

Ъ :-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Ь:- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!

Ь:- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву «Ять»,

Тебя из азбуки изъять! ...

    А: - Друзья! Ваш разговор – никчемные слова

А: - Вы оба хороши, достойны оба чести,-

Когда стоите в нужном месте.

Формулируют правила поведения на уроке, инсценирование

Чтение стихотворения, настраивает детей на работу.

Личностные УУД

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока

Цель: определить тему урока, поставить цель, определить учебные задачи.

1.- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь) СЛАЙД 3

2. - У рок пройдет под девизом: «Друзья, ученье нас объединяет.» СЛАЙД: 4

Ребята, посмотрите в девизе нашего урока тоже встречается орфограмма, какая? («Написание разделительных Ь Ъ знака»)

3. - На адрес нашей школы для нашего класса пришло письмо от Маши и Миши, давайте его прочитаем:

ПИСЬМО: «Уважаемые ученики 2 класса, мы не можем разобраться какой знак поставить в словах разделительный Ь или Ъ. Миша выполнил задание так СЛАЙД: 5 , а Я так СЛАЙД: 5. Разрешите наш спор, выясните кто из нас прав.

Слова : бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся.

- Поможем, ребятам разобраться в этом задании? (да)

4. Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) для того чтобы разобраться в споре Маши и Миши СЛАЙД: 6 (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило)

    Прочитаем какие задачи нам нужно выполнить, чтобы добиться цели урока: СЛАЙД: 6 (Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре, научиться использовать правило написания Ь и Ъ знака в словах)

Работают с информацией, представленной на доске.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.

Коммуникативные УУД:

участвуют в учебном диалоге;

Познавательные УУД:

постановка проблемы , нахождение путей решения проблемы.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

III этап. А ктуализация знаний

Цель:

вспомнить известные знания о написании слов с разделительны-ми знаками.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

(на доске)

Дарья Марьина съела оладьи.

- Ребята, какие орфограммы, связанные с темой нашего урока спрятались в каждом слове?

Пропишите соединения ь с гласными и ъ.

ье, ьё, ьи, ью, ья

ъъъ ъъъ

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует фронтальную работу,

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;

умение обобщать и классифицировать по признакам

IV этап.

Изучение материала урока

Цель: развитие умения находить в тексте и писать слова с разделительным «Ь» знаком, родственные слова, выделять в них корень

1. Откройте учебник стр. 118, найдите упр. 126. СЛАЙД: 7

Прочитайте текст, найдите в нём слова с разделительным «ь»

Запишите слова столбиком, подчеркните разделительный Ь знак;

Почему в этих словах мы пишем разделительный Ь знак?

Сколько в тексте слов, родственных слову МУРАВЕЙ ?

Герои учебника тоже считали родственные слова: Маша насчитала 2, а Миша – 3.

С кем вы согласны?

Является ли фамилия мальчика родственным словом к слову МУРАВЕЙ ?

Предлагаю вам сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119.

Запишите группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. (Проверка со слайдом)

Найди ещё одну группу родственных слов.

Запиши их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.

Какие звуки чередуются в корне слов второго столбика? (Ч/К)

Почему в первом случае «М уравьёв » написано с большой буквы, а во втором – с маленькой «м уравьёв »?

В каких ещё фамилиях пишется разделительный «ь»?

Запишите в тетрадь, подчеркните разделительный Ь знак.

Организует работу с текстом упр.125 в учебнике:

Предлагает сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119

Предлагает записать группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни.

Организует повторное чтение первых трёх строчек стихотворения.

Организует письмо с объяснением у доски.

Читают шёпотом, самостоятельно находят.

Называют, объясняют.

Высказывают предположение, аргументируют свою точку зрения.

1 ученик читает вслух.

Самостоятельно ищут группы слов.

Называют, записывают в столбики, выделяют корни у родственных (однокоренных) слов: 1 вариант – в первом столбике, 2 – во втором.

Сверяют правильность выполнения.

Уточняют.

Перечитывают.

Объясняют.

Называют.

1 ученик работает с объяснением у доски, остальные – в тетради: М урав ь ёв, С олов ь ёв .

Коммуникативные УУД

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста

Регулятивные УУД

Уметь работать по коллективно составленному плану.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

V этап.

Закрепление материала урока

Цель: закрепление знаний учащихся о написании разделительного «ь и «ъ» знаков

ВЗАИМОПРОВЕРКА с доской

Динамическая пауза

Цель: двигательная разминка, смена поз

Работа над упр. 124. Работа в паре

Сейчас Вы познакомить с героем сказки Л. Яхнина Объедало. (СЛАЙД: 8)

Как вы считаете, почему у него такое странное имя?

Великан Об…едало был в гостях. Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоёные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел. Об…едало немало, а голодным как был, так и остался.

- Проверяем с доской. (СЛАЙД: 8)

- Молодцы, ребята!

Когда в словах пишется разделительный «ь»?

Когда «ъ»?

А кто может повторить оба правила сразу?

Запишите по 2 слова с разделительными Ь и Ъ знаками, подчеркните.

Проводит интригу.

Рассказывает историю.

Организует обобщение:

Смотрят на экран.

Высказывают предположение.

Слушают задание.

Подходят к учителю, встают полукругом лицом к доске, дополняя рассказ словами:

Объясняют по желанию написание слов, пользуясь схемами-опорами «Разделительный «ь» и «Разделительный «ъ».

Рассказывают правила написания разделительного «Ь» и «Ъ» знаков.

VI этап.

Проверка знаний обучающихся по теме урока

Цель: проверка умения детей применять знания на практике

1. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

2. Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД: 9)

    Не выкрикиваем.

    Не перебиваем друг друга.

    Мы слышим друг друга

    Учимся работать сообща.

    Помогаем друг другу.

3. Самостоятельная работа групп.

4. Проверка самостоятельной работы в группах. (Дети по очереди выходят и выступают)

Предлагает объединиться детям в группы.

Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

Контролирует выполнение, оказывает консультативную помощь.

Организует проверку самостоятельной работы в группах:

Объединяются.

Выполняют задания: 1 – восстанавливают пропуски в словах; 2 – разгадывают кроссворд; 3 – решают ребусы, 4 - Игра: «Замени, одним словом»., 5 – вспоминают правило, приводят примеры.

Представители презентуют работу группы.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы

VII . Итог и рефлексия деятельности учащихся

Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки

Вернёмся к цели урока: какая цель урока у нас была?

Повторите правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

Так кто прав в выполнении задания Маша или Миша. (СЛАЙД: 10)

Дополните предложения: (СЛАЙД: 11)

Я узнал …

Я научился …

На уроке мне было …

Подводит итог урока

Вспоминают цель урока.

Повторяют правило.

Приходят к выводу.

Личностные УУД

Формирование способности к самооценке

Регулятивные УУД

Умение оценивать учебные действия.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII этап. Информация о домашнем задании

Цель: ориентирование школьников на самостоятельное выполнение задания дома для прочного усвоения материала урока

Учебник, стр.,117, упражнение 125

Домашнее задание связано с повторением ранее изученного материала.

Спасибо за урок!!!

Предлагает выполнить упражнение 125 дома.

Слушают инструкцию.

Записывают задание в дневник.

Приложение1.

Лист задания для 1 группы

1. Прочитай.

Волк ужасно раз…ярён:

С…есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с…едобен,

Для с…еден…я неудобен

Лист задания для 2 группы

?

Лист задания для 3 группы

1. Разгадайте кроссворд.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Кроссворд

    Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

    На скамейке у ворот

Лена горько слёзы…

    Падают с ветки

Золотые монетки.

    Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз.

Лист задания для 4 группы

Игра: «Замени, одним словом».

Обоснуй, какой знак вставил разделительный Ь или Ъ знаки.

1. Метель, пурга – (вьюга)

2. Сжался, скорчился – (съёжился)

3. Товарищи, приятели – (друзья)

4. Животное, от которого произошёл человек – (Обезьяна)

5.Спуск с горы – (съезд)

Лист задания для 5 группы

1. Пользуясь схемами-помощниками, вспомни правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

2. Расскажи правило в группе.

3. На каждое правило выбери по 2 примера из слов для справок.

Ь Ю

согл. Ь Ю

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Лист задания для 1 группы

1. Прочитай.

2. Вставь разделительный Ь или Ъ знаки, обоснуй свой ответ.

Волк ужасно раз…ярён:

С…есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с…едобен,

Для с…еден…я неудобен.

Лист задания для 2 группы

1. Разгадай ребусы, впиши ответы.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Лист задания для 3 группы

1. Разгадайте кроссворд.

2.Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Кроссворд

Поделиться