Технологическая карта урока окружающего мира в 2 классе
Учебный предмет : русский язык
Класс : 2Г
Дата проведения : 22 апреля, 2015 год.
Тема урока : Написание слов с разделительными ъ и ь.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема
Написание слов с разделительными ъ и ь.
Цель
Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь
ЗАДАЧИ
Предметные:
Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками; формулировать признаки родственных (однокоренных) слов;
Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь;
Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.
Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.
Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание
Коммуникативные УУД:
Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
Формирование навыков сотрудничества
Планируемый результат (предметные)
Научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Межпредметные связи
Литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Русский язык»
рабочая тетрадь «Русский язык»
раздаточный материал: конверты с заданиями для групп; фломастеры, сигнальные карточки Ъ и Ь знаки
Компьютер, интерактивная доска
Организация пространства
фронтальная, парная, индивидуальная.
Применяемые технологии
Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов
Технология проведения
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель:
эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации от Маши и Миши для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока
СЛАЙД: 2. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ножки вместе, спинки ровно
И к уроку всё готово!
Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.
- Однажды, встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними.
Посмотрев сценку, догадайтесь какая тема урока у нас сегодня будет?
(инсценировка учащимися)
Ъ: - Не чересчур ли ты добряк?
Так знаку мягкому промолвил твердый знак.
Ъ :-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Ь:- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!
-Знак мягкий твердому на это отвечал.
Ь:- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным – давно пора, как букву «Ять»,
Тебя из азбуки изъять! ...
А: - Друзья! Ваш разговор – никчемные слова
- Услышав этот спор, сказала буква «А»,-
А: - Вы оба хороши, достойны оба чести,-
Когда стоите в нужном месте.
Формулируют правила поведения на уроке, инсценирование
Чтение стихотворения, настраивает детей на работу.
Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке
II этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока
Цель: определить тему урока, поставить цель, определить учебные задачи.
1.- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь) СЛАЙД 3
2. - У рок пройдет под девизом : «Друзья, ученье нас объединяет.» СЛАЙД: 4
Ребята, посмотрите в девизе нашего урока тоже встречается орфограмма, какая? («Написание разделительных Ь Ъ знака»)
3. - На адрес нашей школы для нашего класса пришло письмо от Маши и Миши, давайте его прочитаем:
ПИСЬМО: «Уважаемые ученики 2 класса, мы не можем разобраться какой знак поставить в словах разделительный Ь или Ъ. Миша выполнил задание так СЛАЙД: 5 , а Я так СЛАЙД: 5. Разрешите наш спор, выясните кто из нас прав.
Слова : бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся.
- Поможем, ребятам разобраться в этом задании? (да)
4. Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) для того чтобы разобраться в споре Маши и Миши СЛАЙД: 6 (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило)
Прочитаем какие задачи нам нужно выполнить, чтобы добиться цели урока: СЛАЙД: 6 (Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре, научиться использовать правило написания Ь и Ъ знака в словах)
Работают с информацией, представленной на доске.
Участвуют в обсуждении представленного задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.
Коммуникативные УУД:
участвуют в учебном диалоге;
Познавательные УУД:
постановка проблемы , нахождение путей решения проблемы.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи
III этап. А ктуализация знаний
Цель:
вспомнить известные знания о написании слов с разделительны-ми знаками.
Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!
(на доске)
Дарья Марьина съела оладьи.
- Ребята, какие орфограммы, связанные с темой нашего урока спрятались в каждом слове?
Пропишите соединения ь с гласными и ъ.
ье, ьё, ьи, ью, ья
ъъъ ъъъ
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует фронтальную работу,
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;
умение обобщать и классифицировать по признакам
IV этап.
Изучение материала урока
Цель: развитие умения находить в тексте и писать слова с разделительным «Ь» знаком, родственные слова, выделять в них корень
1. Откройте учебник стр. 118, найдите упр. 126. СЛАЙД: 7
Прочитайте текст, найдите в нём слова с разделительным «ь»
Запишите слова столбиком, подчеркните разделительный Ь знак;
Почему в этих словах мы пишем разделительный Ь знак?
Сколько в тексте слов, родственных слову МУРАВЕЙ ?
Герои учебника тоже считали родственные слова: Маша насчитала 2, а Миша – 3.
С кем вы согласны?
Является ли фамилия мальчика родственным словом к слову МУРАВЕЙ ?
Предлагаю вам сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119.
Запишите группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. (Проверка со слайдом)
Найди ещё одну группу родственных слов.
Запиши их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.
Какие звуки чередуются в корне слов второго столбика? (Ч/К)
Почему в первом случае « М уравьёв » написано с большой буквы, а во втором – с маленькой « м уравьёв »?
В каких ещё фамилиях пишется разделительный «ь»?
Запишите в тетрадь, подчеркните разделительный Ь знак.
Организует работу с текстом упр.125 в учебнике:
Предлагает сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119
Предлагает записать группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни.
Организует повторное чтение первых трёх строчек стихотворения.
Организует письмо с объяснением у доски.
Читают шёпотом, самостоятельно находят.
Называют, объясняют.
Высказывают предположение, аргументируют свою точку зрения.
1 ученик читает вслух.
Самостоятельно ищут группы слов.
Называют, записывают в столбики, выделяют корни у родственных (однокоренных) слов: 1 вариант – в первом столбике, 2 – во втором.
Сверяют правильность выполнения.
Уточняют.
Перечитывают.
Объясняют.
Называют.
1 ученик работает с объяснением у доски, остальные – в тетради: М урав ь ёв, С олов ь ёв .
Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
V этап.
Закрепление материала урока
Цель: закрепление знаний учащихся о написании разделительного «ь и «ъ» знаков
ВЗАИМОПРОВЕРКА с доской
Динамическая пауза
Цель: двигательная разминка, смена поз
Работа над упр. 124. Работа в паре
Сейчас Вы познакомить с героем сказки Л. Яхнина Объедало. (СЛАЙД: 8)
Как вы считаете, почему у него такое странное имя?
Вам предлагается прочитать про него историю и вставить разделительные Ь или Ъ знаки объясняя их написание, работаем в парах.
Великан Об…едало был в гостях. Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоёные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел. Об…едало немало, а голодным как был, так и остался.
- Проверяем с доской. (СЛАЙД: 8)
- Молодцы, ребята!
Когда в словах пишется разделительный «ь»?
Когда «ъ»?
А кто может повторить оба правила сразу?
Запишите по 2 слова с разделительными Ь и Ъ знаками, подчеркните.
Проводит интригу.
Рассказывает историю.
Организует обобщение:
Слушают.
Смотрят на экран.
Высказывают предположение.
Слушают задание.
Подходят к учителю, встают полукругом лицом к доске, дополняя рассказ словами:
Объясняют по желанию написание слов, пользуясь схемами-опорами «Разделительный «ь» и «Разделительный «ъ».
Рассказывают правила написания разделительного «Ь» и «Ъ» знаков.
VI этап.
Проверка знаний обучающихся по теме урока
Цель: проверка умения детей применять знания на практике
1. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).
2. Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД: 9)
Не выкрикиваем.
Не перебиваем друг друга.
Мы слышим друг друга
Учимся работать сообща.
Помогаем друг другу.
3. Самостоятельная работа групп.
4. Проверка самостоятельной работы в группах. (Дети по очереди выходят и выступают)
Предлагает объединиться детям в группы.
Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).
Контролирует выполнение, оказывает консультативную помощь.
Организует проверку самостоятельной работы в группах:
Объединяются.
Выполняют задания: 1 – восстанавливают пропуски в словах; 2 – разгадывают кроссворд; 3 – решают ребусы, 4 - Игра: «Замени, одним словом»., 5 – вспоминают правило, приводят примеры.
Представители презентуют работу группы.
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
VII . Итог и рефлексия деятельности учащихся
Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки
Вернёмся к цели урока: какая цель урока у нас была?
Повторите правило написания разделительного Ь и Ъ знака.
Так кто прав в выполнении задания Маша или Миша. (СЛАЙД: 10)
Урок подходит наш к концу, оцените свою деятельность на уроке на «линеечке»
Дополните предложения: (СЛАЙД: 11)
Я узнал …
Я научился …
На уроке мне было …
Подводит итог урока
Вспоминают цель урока.
Повторяют правило.
Приходят к выводу.
Личностные УУД
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
VII этап. Информация о домашнем задании
Цель: ориентирование школьников на самостоятельное выполнение задания дома для прочного усвоения материала урока
Учебник, стр.,117, упражнение 125
Домашнее задание связано с повторением ранее изученного материала.
Спасибо за урок!!!
Предлагает выполнить упражнение 125 дома.
Слушают инструкцию.
Записывают задание в дневник.
Приложение
Лист задания для 1 группы
1. Прочитай.
2. Вставь разделительный Ь или Ъ знаки, обоснуй свой ответ.
Волк ужасно раз…ярён:
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с…едобен,
Для с…еден…я неудобен
Лист задания для 2 группы
1. Разгадай ребусы, впиши ответы.
2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак ?
Лист задания для 3 группы
1. Разгадайте кроссворд.
2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?
Кроссворд
1.
к
р
а
н
2.
3.
4.
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы…
Падают с ветки
Золотые монетки.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.
Лист задания для 4 группы
Игра: «Замени, одним словом».
Обоснуй, какой знак вставил разделительный Ь или Ъ знаки.
1. Метель, пурга – (вьюга)
2. Сжался, скорчился – (съёжился)
3. Товарищи, приятели – (друзья)
4. Животное, от которого произошёл человек – (Обезьяна)
5.Спуск с горы – (съезд)
Лист задания для 5 группы
1. Пользуясь схемами-помощниками, вспомни правило написания разделительного Ь и Ъ знака.
садо-огородники, как ваши соленья-варенья хранятся, не всё еще съели за Новый год? и получил лучший ответ
Ответ от Ёжик[гуру]
в заготовках конь ещё не валялся...только клубнику мятую с сахаром съели.... на Рождество собираюсь встретиться с родственниками... повезу сестре большое количество варенья из клубники. малины, сливы, жимолости, яблок.. её семейство очень до него охочи...грибы повезу солёные и сушёные... много сделали в этом году наливки из красной смородины и малины...аджику потихоньку подъедаем, получилась в этом году на славу.... сырая, из болгарского и острого перца, томатов и кориандра.... черники в собственном соку наделала.. с творожком вкусно...маринованные резанные огурчики с зёрнами горчицы, солёные огурцы и помидоры.. много маринованных грибов, год на грибы был урожайным... хорошо, когда есть кого угостить.. самим нам не съестьЁжик
Искусственный Интеллект
(432070)
в тупик вы меня поставили.. у нас маленьких детей нет...аджика в меру острая.. пропорций нет.. просто кладу всё что перечислила
Ответ от Ёветлана Поддубная
[гуру]
Дети нынешние избалованны- варенье почти не едят, соленья- съели по огурчику-помидорчику и стоит банка, пока не заплесневеет...
Ответ от Ксюня
[гуру]
Кушаем потихоньку. Особо не увлекаемся.
Ответ от твоя
[гуру]
я ничего не солю, не мариную и не закатываю.
Ответ от Алексей
[гуру]
Нет. еще всего очень много. Одна надежда на гостей. Приходят "дикие горожане", истосковавшиеся по натуральной пище и домашним заготовкам ("дикие", как говорит "Ерш", которые ничего не выращивают) , вот те "подметают" все подчистую. Многих блюд они даже и не пробовали никогда в жизни со своими Макдональдсами и чисбургерами.
На маринованные баклажаны и томаты в яблочном соке смотрят как на диковинку, пока не распробуют. Потом их только держи.
Ответ от Елена
[гуру]
Да не всё ещё подъели)
Грибочки, огурцы хорошо идут.
Для меня новинка в этом сезоне – компот из лесной земляники с жимолостью – теперь самый любимый, откроешь – аромат обалденный!
Сегодня открыли первую баночку грушевого сока, тоже впервые делала – ребёнок оценил)))
А вот салаты, лечо всегда остаются.
Варенье вообще не шло; но недавно бабулю забрали – убывает хорошенько.
Много в этом году сделали компотов, сока.
Ответ от Ирина Шабалина
[гуру]
Да как-то все эти варенья-соленья уже давно в разряд обычной повседнейной пищи перешли, это у тех кто ничего не выращивает они в разряде праздничных блюд:))
Ответ от [Я-Ваша Легенда]™
[гуру]
огурцы, компоты, сок и т. д. еще съедено и выпито только 25% от 100%
Ответ от Ирина Громова
[гуру]
Что-то в этом году только соки да компоты в ход идут. Вареньям предпочитаем мед, поэтому часть ягод стала закладывать в морозилку. Да и овощи тоже. Уже подумываю, не купить ли еще одну морозильную камеру, а также надо пересмотреть количество выращиваемого. Буду, наверное, с цветами расширяться.
Ответ от Валентина Григорьева
[гуру]
Мы "зажрались",ничего не хочется, так лениво компоты попиваем, да кетчуп не плохо уходит, а в остальном, по "диким" (как говорит Алексей) родственникам раздаём, в который раз недоумеваю - ну зачем столько заготавливать. :))
Ответ от BERGENIA
[гуру]
Я в основном огурцы закрываю тк кроме них ничего не едим, половину съели. Варенье потихоньку едим.
Ответ от Ксюха Лапушка
[гуру]
Странно, но нашу семью сладкоежек в этом сезоне на солененькое больше тянет. Почти доели рагу овощное, с аппетитом дохрумкиваем маринованные огурчики, просто улетает аджика, и совсем стоит варенье.
Ответ от Len.to4ka
[гуру]
Ох, ну куды столько сажаем?!!!
Ответ от МИЛГА МИЛГА
[гуру]
я горожанка, но не "дикая", кстати в моем подъезде из 36 квартир только в одной живет "дикая". Консервацию только начали - до 1 декабря ели свежие помидоры, огурцы и перец - на даче до ноября все росло, а потом дошла очередь до солений - перец, помидоры, баклажаны и капуста, а зачем закрывала 60 бутылей огурцов и сама не знаю, а еще другие овощи, салаты, а морозильники? А компоты и варенья? А сухофрукты? И угощать особо некого - у всех родственников тоже всего полно. В прошлом году муж меня "наказал" - взял и сдал банки в утиль, а у меня "болезнь" все та же - пустую банку обязательно нужно чем-нибудь заполнить
Ответ от Аленький цветочек
[гуру]
Да ну варенья- соленья на праздничный стол, кому это нужно. Все что то на мясное да на салаты больше налегали. Компоты правда в дело пошли, запивать ими хорошо. А всё съесть я думаю не скоро это будет, хватит года на три. Вот думаю весной сократить посадку, а то девать некуда будет. Варенье пока ещё даже не открывали, так как замороженной ягоды полно, пока её едят.
Детям, конечно, восторг!
Залезть в стиральную машину, вскарабкаться на гигантский стул или
поваляться в умывальнике размером с мини-бассейн - как кадры из
фильма "Дорогая, я уменьшил наших детей" или строки из книги
"Приключения Карика и Вали".
Только в Москве есть место, где все это в реальности
2. Московский великан, конечно, мужик современный. В прихожей у
него валяются iPod и iPhone, среди которых уютно устроилась хостес,
принимающая гостей
3. Из прихожей вы попадаете на кухню, где на огромном столе сидит
гигантская кукла-пупс из советского детства.
Пупс размером со среднестатистическую семью вместе взятую.
4. Что у нас там на обед? На плите борщ
5. С микроволновкой нужно быть аккуратным. Тех, кто плохо себя
ведет, помещают туда поджариваться вместе с курицей-гриль
6. Если микроволновка занята, вас отправят в стиральную машину
главное, чтобы не было клаустрофобии и было все в порядке с
вестибулярным аппаратом
7. Здесь же сушится бельишко.
Кто угадает размерчик?)
8. Вообще, в доме великана нужно быть предельно осторожным.
Во избежание несчастных случаев
9. Ванная великана.
В принципе, если в умывальник набрать воду, он может сыграть роль
бассейна
10. Папа, воспользуйся вантузом.......
11. Дом глазами советского пупса.
Люди здесь кажутся крошечными
12. Примерно такими
13. Гостиная и кресло великана
14. Аккуратно, можно упасть в банку со сгущенкой
15. Курить вредно
16. Ощути себя звездой на подиуме
17. Осторожно на выходе... Тараканы тоже гигантские
18. Попытка утащить ботинки великана...
Тяжелые((((Не получилось...
Дом великана находится в Москве, в самом центре, - на Арбате,
16.
Кстати, блогерам обещают бесплатный вход)
Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:
При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна
Сохранено
Конспект открытого урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" Тема урока: "Написание разделительных Ь и Ъ знаков". Технология обучения: проблемный диалог.
«Открытый урок по русскому языку Написание слов с разделительными ь и ъ знаками в 1 классе»
Технологическая карта урока русского языка в 2 классе
Учебный предмет : русский язык
Класс : 2Г
Тема урока : Написание слов с разделительными ъ и ь.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема | Написание слов с разделительными ъ и ь. |
Цель | Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь |
ЗАДАЧИ | Предметные: Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками; формулировать признаки родственных (однокоренных) слов; Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь; Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности. Метапредметные: Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации. Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника. Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание Коммуникативные УУД: Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности; Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения. Формирование навыков сотрудничества |
Планируемый результат (предметные) | Научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу. |
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): | регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык» рабочая тетрадь «Русский язык» раздаточный материал: конверты с заданиями для групп; фломастеры, сигнальные карточки Ъ и Ь знаки Компьютер, интерактивная доска |
Организация пространства | фронтальная, парная, индивидуальная. |
Применяемые технологии | Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов. |
Технология проведения | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель: эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации от Маши и Миши для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока | СЛАЙД: 2. Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ножки вместе, спинки ровно И к уроку всё готово! Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу. - Однажды, встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними. Посмотрев сценку, догадайтесь какая тема урока у нас сегодня будет? (инсценировка учащимися) Ъ: - Не чересчур ли ты добряк? Ъ :-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! Ь:- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! Ь:- Ты тверд и груб, как суковатый дуб. Давным – давно пора, как букву «Ять», Тебя из азбуки изъять! ... А: - Друзья! Ваш разговор – никчемные слова А: - Вы оба хороши, достойны оба чести,- Когда стоите в нужном месте. | Формулируют правила поведения на уроке, инсценирование | Чтение стихотворения, настраивает детей на работу. | Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке |
II этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока Цель: определить тему урока, поставить цель, определить учебные задачи. | 1.- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь) СЛАЙД 3 2. - У рок пройдет под девизом: «Друзья, ученье нас объединяет.» СЛАЙД: 4 Ребята, посмотрите в девизе нашего урока тоже встречается орфограмма, какая? («Написание разделительных Ь Ъ знака») 3. - На адрес нашей школы для нашего класса пришло письмо от Маши и Миши, давайте его прочитаем: ПИСЬМО: «Уважаемые ученики 2 класса, мы не можем разобраться какой знак поставить в словах разделительный Ь или Ъ. Миша выполнил задание так СЛАЙД: 5 , а Я так СЛАЙД: 5. Разрешите наш спор, выясните кто из нас прав. Слова : бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся. - Поможем, ребятам разобраться в этом задании? (да) 4. Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) для того чтобы разобраться в споре Маши и Миши СЛАЙД: 6 (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило) Прочитаем какие задачи нам нужно выполнить, чтобы добиться цели урока: СЛАЙД: 6 (Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре, научиться использовать правило написания Ь и Ъ знака в словах) | Работают с информацией, представленной на доске. Участвуют в обсуждении представленного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока. | Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге; Познавательные УУД: постановка проблемы , нахождение путей решения проблемы. Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи |
III этап. А ктуализация знаний Цель: вспомнить известные знания о написании слов с разделительны-ми знаками. | Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку! (на доске) Дарья Марьина съела оладьи. - Ребята, какие орфограммы, связанные с темой нашего урока спрятались в каждом слове? Пропишите соединения ь с гласными и ъ. ье, ьё, ьи, ью, ья ъъъ ъъъ | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует фронтальную работу, | Коммуникативные УУД Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий; умение обобщать и классифицировать по признакам |
IV этап. Изучение материала урока Цель: развитие умения находить в тексте и писать слова с разделительным «Ь» знаком, родственные слова, выделять в них корень | 1. Откройте учебник стр. 118, найдите упр. 126. СЛАЙД: 7 Прочитайте текст, найдите в нём слова с разделительным «ь» Запишите слова столбиком, подчеркните разделительный Ь знак; Почему в этих словах мы пишем разделительный Ь знак? Сколько в тексте слов, родственных слову МУРАВЕЙ ? Герои учебника тоже считали родственные слова: Маша насчитала 2, а Миша – 3. С кем вы согласны? Является ли фамилия мальчика родственным словом к слову МУРАВЕЙ ? Предлагаю вам сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119. Запишите группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. (Проверка со слайдом) Найди ещё одну группу родственных слов. Запиши их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму. Какие звуки чередуются в корне слов второго столбика? (Ч/К) Почему в первом случае «М уравьёв » написано с большой буквы, а во втором – с маленькой «м уравьёв »? В каких ещё фамилиях пишется разделительный «ь»? Запишите в тетрадь, подчеркните разделительный Ь знак. | Организует работу с текстом упр.125 в учебнике: Предлагает сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119 Предлагает записать группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. Организует повторное чтение первых трёх строчек стихотворения. Организует письмо с объяснением у доски. | Читают шёпотом, самостоятельно находят. Называют, объясняют. Высказывают предположение, аргументируют свою точку зрения. 1 ученик читает вслух. Самостоятельно ищут группы слов. Называют, записывают в столбики, выделяют корни у родственных (однокоренных) слов: 1 вариант – в первом столбике, 2 – во втором. Сверяют правильность выполнения. Уточняют. Перечитывают. Объясняют. Называют. 1 ученик работает с объяснением у доски, остальные – в тетради: М урав ь ёв, С олов ь ёв . | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
V этап. Закрепление материала урока Цель: закрепление знаний учащихся о написании разделительного «ь и «ъ» знаков ВЗАИМОПРОВЕРКА с доской Динамическая пауза Цель: двигательная разминка, смена поз | Работа над упр. 124. Работа в паре Сейчас Вы познакомить с героем сказки Л. Яхнина Объедало. (СЛАЙД: 8) Как вы считаете, почему у него такое странное имя? Великан Об…едало был в гостях. Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоёные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел. Об…едало немало, а голодным как был, так и остался. - Проверяем с доской. (СЛАЙД: 8) - Молодцы, ребята! Когда в словах пишется разделительный «ь»? Когда «ъ»? А кто может повторить оба правила сразу? Запишите по 2 слова с разделительными Ь и Ъ знаками, подчеркните. | Проводит интригу. Рассказывает историю. Организует обобщение: | Смотрят на экран. Высказывают предположение. Слушают задание. Подходят к учителю, встают полукругом лицом к доске, дополняя рассказ словами: Объясняют по желанию написание слов, пользуясь схемами-опорами «Разделительный «ь» и «Разделительный «ъ». Рассказывают правила написания разделительного «Ь» и «Ъ» знаков. | |
VI этап. Проверка знаний обучающихся по теме урока Цель: проверка умения детей применять знания на практике | 1. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ). 2. Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД: 9) Не выкрикиваем. Не перебиваем друг друга. Мы слышим друг друга Учимся работать сообща. Помогаем друг другу. 3. Самостоятельная работа групп. 4. Проверка самостоятельной работы в группах. (Дети по очереди выходят и выступают) | Предлагает объединиться детям в группы. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ). Контролирует выполнение, оказывает консультативную помощь. Организует проверку самостоятельной работы в группах: | Объединяются. Выполняют задания: 1 – восстанавливают пропуски в словах; 2 – разгадывают кроссворд; 3 – решают ребусы, 4 - Игра: «Замени, одним словом»., 5 – вспоминают правило, приводят примеры. Представители презентуют работу группы. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы |
VII . Итог и рефлексия деятельности учащихся Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки | Вернёмся к цели урока: какая цель урока у нас была? Повторите правило написания разделительного Ь и Ъ знака. Так кто прав в выполнении задания Маша или Миша. (СЛАЙД: 10) Дополните предложения: (СЛАЙД: 11) Я узнал … Я научился … На уроке мне было … | Подводит итог урока | Вспоминают цель урока. Повторяют правило. Приходят к выводу. | Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
VII этап. Информация о домашнем задании Цель: ориентирование школьников на самостоятельное выполнение задания дома для прочного усвоения материала урока | Учебник, стр.,117, упражнение 125 Домашнее задание связано с повторением ранее изученного материала. Спасибо за урок!!! | Предлагает выполнить упражнение 125 дома. | Слушают инструкцию. Записывают задание в дневник. |
Приложение1.
Лист задания для 1 группы 1. Прочитай. Волк ужасно раз…ярён: С…есть ежа не может он. Ёж, хотя он и с…едобен, Для с…еден…я неудобен | Лист задания для 2 группы ? | Лист задания для 3 группы 1. Разгадайте кроссворд. 2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак? Кроссворд Длинной шеей поверчу, Груз тяжёлый подхвачу. На скамейке у ворот Лена горько слёзы… Падают с ветки Золотые монетки. Хоть у нас четыре ножки, Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист задания для 4 группы Игра: «Замени, одним словом». Обоснуй, какой знак вставил разделительный Ь или Ъ знаки. 1. Метель, пурга – (вьюга) 2. Сжался, скорчился – (съёжился) 3. Товарищи, приятели – (друзья) 4. Животное, от которого произошёл человек – (Обезьяна) 5.Спуск с горы – (съезд) | Лист задания для 5 группы 1. Пользуясь схемами-помощниками, вспомни правило написания разделительного Ь и Ъ знака. 2. Расскажи правило в группе. 3. На каждое правило выбери по 2 примера из слов для справок.
Ь Ю
согл. Ь Ю |
Просмотр содержимого документа
«приложение 1»
Лист задания для 1 группы
1. Прочитай.
2. Вставь разделительный Ь или Ъ знаки, обоснуй свой ответ.
Волк ужасно раз…ярён:
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с…едобен,
Для с…еден…я неудобен.
Лист задания для 2 группы
1. Разгадай ребусы, впиши ответы.
2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?
Лист задания для 3 группы
1. Разгадайте кроссворд.
2.Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?
Кроссворд