Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта. Педагогика физической культуры и спорта учебное пособие рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного Педагогика в физ

В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В.Давыдова и методологии проектирования Г.П.Щедровицкого.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.

Издательство: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2010 г.

ISBN 978-5-7695-6399-7

Количество страниц: 336.

Содержание книги «Педагогика физической культуры и спорта»:

  • 3 Введение
  • 8 РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 8 Глава 1. История становления общей и спортивной педагогики
      • 8 1.1. Возникновение и становление педагогики как искусства воспитания и обучения детей в первобытном обществе и древних государствах
      • 13 1.2. Развитие педагогической мысли в Средние века
      • 16 1.3. Развитие и становление педагогической теории в России
      • 23 1.4. Основные тенденции развития педагогики спорта за рубежом
      • 29 1.5. Задачи педагогики спорта как отрасли педагогической науки в связи с проблемой социализации
    • 33 Глава 2. Общеметодологические интегративные функции развивающей педагогики физической культуры и спорта
      • 33 2.1 Педагогика спорта как метапредмет
      • 39 2.2. Педагогическая технология: сущность и эволюция понятия
      • 49 2.3. Система подготовки в спорте как объект проектирования и предмет исследования
    • 57 Глава 3. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалистов в области физической культуры и спорта
      • 57 3.1. Современные концепции профессиональной компетентности специалистов в психологии и педагогике
      • 62 3.2. Характеристики основных компонентов компетентности
      • 66 3.3. Уровни сформированности компетентности специалистов
      • 68 3.4. Профессиональная компетентность специалиста в области спорта
  • 75 РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 75 Глава 4. Теоретические и методологические основания функционирования профессионального образования
      • 75 4.1. Философско-методологические и исторические аспекты образования
      • 83 4.2. Философско-педагогические аспекты образования
      • 92 4.3. Социокультурные аспекты образования
    • 97 Глава 5. Комплексный анализ теории и практики современной системы профессионального образования
      • 97 5.1. Нормативно-правовые акты регулирования дополнительного профессионального образования
      • 106 5.2. Профессиональное образование в современных условиях
      • 121 5.3. Концепция дополнительного профессионального образования. Современные аспекты профессионального образования
  • 131 РАЗДЕЛ III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • 131 Глава 6. Воображение, фантазия и импровизация в творческой деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта
      • 132 6.1. Понятие воображения как системообразующего компонента процесса творчества
      • 138 6.2. Особенности фантазии и ее отличие от воображения
      • 142 6.3. Импровизация как компонент творческой деятельности
    • 153 Глава 7. Рефлексивная культура спортивного педагога
      • 153 7.1. Современные полипредметные представления о категории «рефлексия»
      • 159 7.2. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога
    • 180 Глава 8. Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля
      • 181 8.1 Эволюция проблемы преподавания теоретических дисциплин и ее современное состояние
      • 182 8.2. Роль и значение компьютерной учебной деятельности в преподавании теоретических дисциплин
      • 185 8.3. Особенности применения компьютерных методов обучения в институте физической культуры и спорта
    • 192 Глава 9. Мотивационная и личностная предрасположенность к освоению больших объемов научно-учебной информации
      • 192 9.1. Интеллектуальные и информационные способности человека
      • 203 9.2. Развитие способностей к переработке и освоению больших объемов информации
      • 204 9.3. Переработка и анализ информации в экстремальной деятельности
  • 208 РАЗДЕЛ IV. СПОРТ КАК СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 208 Глава 10. Спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности
      • 208 ЮЛ. Структура, содержание и развивающие возможности спорта
        • 214 10.2. Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте
        • 219 10.3. Методы, средства и формы воспитания личности в спорте
        • 223 10.4. Коллектив, его воспитательные возможности. Особенности управления коллективом в детско-юношеском спорте
    • 228 Глава 11. Учет возрастных особенностей ребенка при обучении двигательным действиям
      • 229 11.1. Характеристика особенностей развития детей 1 — 3 лет
        • 231 11.2.Характеристика развития детей 3 — 6 лет
      • 233 11.3. Характеристика развития детей 6 — 10 лет
        • 235 11.4.Характеристика развития детей 10 — 15 лет
        • 237 11.5.Характеристика развития детей 15 — 18 лет
  • 240 РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
    • 240 Глава 12. Организация, руководство и управление образовательными учреждениями в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 240 12.1. Современные условия развития образовательных учреждений
      • 241 12.2. Категория «организация», ее функции в современной теории управления педагогическими системами
      • 244 12.3. Категория «руководство» в современной теории управления педагогическими системами
      • 245 12.4. Категория «управление организацией» в современной теории управления социальными системами
        • 247 12.5.Тенденции развития стратегического видения в современной теории управления социальными системами
    • 256 Глава 13. Теоретико-методологические основы разработки стратегии образовательного учреждения в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 256 13.1. Принципы разработки стратегии и управления образовательными учреждениями
      • 263 13.2. Критерии стратегии организационной модели образовательного учреждения
    • 278 Глава 14. Организационно-методические и психолого-педагогические условия управления миграционными процессами в спорте
      • 278 14.1. Проблема миграции в спорте в свете национальной безопасности страны
        • 285 14.2.Методология управления миграционными процессами в спорте
        • 294 14.3.Реализация комплекса организационно-педагогических условий в опытно-экспериментальной работе по управлению миграционными процессами в спорте
  • 308 Приложения

Педагогика физической культуры – это развивающаяся наука, содержание которой находится в состоянии поиска и становления.

Основы научного подхода к физической культуре в России заложил Петр Францевич Лесгафт, который разработал теорию физического образования. В 40-е годы 20 века в условиях развивающихся институтов физической культуры была достаточно широко обоснована теория и методика физической культуры. ТиМФК успешно решала вопросы спортивной подготовки, но не обеспечивала раскрытия всех потенциальных возможностей воспитания средствами физических упражнений и спорта. Поэтому возникла потребность одновременно с этой наукой разрабатывать вопросы воспитания через спорт с целью полноценной социализации человека в послеспортивный период его жизни, что привело к формированию отдельного научного знания – педагогики ФКиС.

Педагогика физической культуры – это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом.

Предметом педагогикиФК является изучение содержания, закономерностей, механизмов и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.

Объектом служит сама спортивная деятельность и человек, занимающийся ею, его обучение, развитие и достижение высоких личных спортивных результатов.

Педагогика ФКиС является профессиональной ветвью общей педагогики, связь с которой детерминируется тем, что все структурные и содержательные компоненты общей педагогики должны содержаться в ней в модифицированном виде.

Задачи педагогики ФКиС как науки:

1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.

3. Изучение, разработка и внедрение данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.

4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих специалистов, учителей ФК и тренеров с целью обогащения педагогики ФК нахождением новых, более эффективных путей достижения спортивных и воспитательных результатов.

5. Разработка оптимального соотношения в развитии направленности личности спортсмена (с одной стороны, честолюбивое стремление к победе и, с другой стороны, взаимопомощь, сотрудничество и сопереживание взаимных успехов).

6. Нахождение оптимального соотношения между требованиями гармоничного развития тела спортсмена и необходимостью некоторого отступления от этого требования для достижения результата.

7. Внедрение положений педагогики ФКиС в практику учебно-воспитательного процесса в конкретных видах спорта и для каждого из заданных уровней спортивного мастерства.

8. Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.

Основными понятиями педагогики ФК являются – обучение, воспитание, развитие, образование.

Образование предполагает реализацию системы специально организованных педагогических процессов - воспитание, обучение и развитие.

Воспитание - целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы - словом, все созданное в процессе исторического разви­тия общества. Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт исполь­зовался и приумножался последующими. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда до­стигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует об­щество. Именно поэтому воспитание - это общая и вечная ка­тегория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие об­щественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил обще­ства. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, фор­мы и организация воспитания. Поэтому воспитание имеет конкретно-историчес­кий характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содер­жание и формы. Когда хорошее воспитание становится доро­гим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.



Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием - передачей накопленного опыта - занимаются не только про­фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общест­венных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непро­стых вопросов: какой из общественных институтов более дру­гих ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспита­ния, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возмож­ности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при на­личии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, спо­собным деформировать общую цель воспитания. Координато­рами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, уп­равляемые высококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание - это взаимодействие в педагогическом процессе, направленное на становление у субъекта образования (ученика) системы убеждений, нравственных норм и качеств личности,осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, напри­мер, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Физическое воспитание – выработка у человека черт характера посредством физических упражнений (по П.Ф. Лесгафту). Физическое воспитание – специально организованный процесс (целенаправленный, планомерный и систематически осуществляемый) развития физических (двигательных) качеств, освоения двигательных умений и навыков, знаний из области физической культуры, обеспечивающих человеку возможность поддержания полноценного физического состояния на протяжении всей его жизни.

Следующая основная категория педагогики -обучение.Обучение – совместная деятельность или система действий педагога и ученика, направленная на усвоение субъектом избранных преподавателем элементов объективизированного опыта.

Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоз­зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. В ходе обучения педагог должен не просто излагать содержание знаний по предмету, а суметь вызвать интерес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный творческий поиск в избранной области. Самые прочные знания те, которые добываются самостоятельно.

Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усво­ения. Знания - это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. Умения - готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие ми­ровоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитыва­ющий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обу­чая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично пересекаются.

Развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека на протяжении его жизни, совершенствование его умственных и физических возможностей, новых способностей и психических структур, позволяющие осуществлять новые формы активности. Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования состав­ных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психи­ческое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Специалисты, владеющие технологией этих педагогических процессов профессионально и осуществляющие образование в соответствии с критериями результативности, являются педагогами.

Образование – процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование - это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. На их основе формируется мировоззрение, нравственные качества личности, творческие способности.

Образованным принято называть человека, который овла­дел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостаю­щие звенья в системе знаний с помощью логических рассужде­ний. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать об­разованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГРАФИКА ОБУЧЕНИЯ (ИГО)

И ОТДЕЛЕНИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ (ОЗО)
ДОЦЕНТ САБИТОВА Л.Б.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

"ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"
1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность и задачи педагогики физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт как многообразное общественное явление, выполняющее социальные, экономические и политические функции и являющиеся частью общечеловеческой культуры.

Диалектичность воздействия занятий физическими упражнениями и спортом на здоровье и формирование личности в рамках потребности общества. Возникновение педагогики физической культуры и спорта есть объективная потребность современности.

Педагогика спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний, получившая развитие в последние десятилетия прошедшего века. Причины ее возникновения и уровень современного ее состояния.

Краткая историческая справка о развитии педагогики спорта в зарубежных государствах и в нашей стране.

Объект и предмет научного изучения педагогикой спорта. Связь ее с другими науками о спорте: теорией физической культуры, социологией, психологией, историей спорта, теорией спортивной тренировки, анатомией и физиологией человека.

Современные тенденции развития спорта и возникновение в этой связи задачи и проблемы педагогики.


1. 2. Цели и задачи воспитания на занятиях физической культурой и спортом.

Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом как раздел педагогики спорта. Динамика воспитательного влияния спорта. Необходимость подчинять цели воспитания интересам и потребностям человека и общества. Двуединая направленность целей учебно-воспитательного процесса:

а) подготовка через спорт к жизни и последующему профессиональному труду;

б) воспитание для достижения успехов в спорте.

Различное соотношение этих составляющих в зависимости от содержания и направленности занятий:


  • физическая культура и массовый спорт;

  • базовый спорт;

  • спорт высших достижений;

  • рекреационные занятия;

  • реабилитационные занятия и инвалидный спорт.
Специфичность задач воспитания по направлениям: нравственному, трудовому, интеллектуальному, эстетическому.

Принципы воспитания и особенности их реализации в условиях занятий физической культурой и спортом.


П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

2.1. Структура воспитательного процесса, его содержание и специфика используемых методов

Определение цели, совокупности и последовательности воспитательных задач для ее достижения.


  • Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

  • Владение всеми методами и широким арсеналом методических приемов.

  • Наличие плана и соблюдение всех принципов воспитания.

  • Организация места и средств педагогического воздействия, организационных форм и характера общения
Содержание воспитательной работы по направлениям:

  • формирование нравственного сознания – знаний, взглядов, убеждений, мировоззрений.

  • влияние эстетических взглядов и убеждений спортсменов на их нравственное поведение

  • формирование умений, навыков, привычек поведения.

  • формирование положительных чувств и переживаний, связанных со спортивной деятельностью.

  • развитие личностных качеств – волевых, нравственных, трудовых и эстетического восприятия двигательных действий.
Особенности применения методов воспитания:

  • формирования нравственного сознания (разъяснение, этические беседы)
внушение и пример при условии высокого авторитета педагога.

  • приучение и упражнение к дисциплинированному поведению, управление в приобретении навыков и привычек в области спортивной этики.

  • побуждение (поощрение) и торможение (наказание) как методы коррекции, активизации и формировании нравственных чувств.
2.2.Дидактика спорта. Педагогические технологии и инновации в

сфере физической культуры и спорта.

Дидактика спорта и принципы обучения. Формы организации педагогического процесса. Связь и единство дидактики спорта с теорией и методикой физического воспитания и теорией спортивной тренировки.

Нравственная порядочность, культура поведения и общения, собранность, настойчивость, терпимость и непредвзятость в оценках и отношениях. Быстрая ориентация в окружающей обстановке и решительность действий, потребность к постоянному творческому поиску новых методических, организационных и воспитательных решений.

Владение научной организацией труда и наукой управления.

5.2. Педагогическое общение и педагогическая техника

Функции педагогического общения. Структура педагогического общения. Условия эффективности общения. Содержание общения от его функций (отношения к учебному материалу; передача знаний; управление воспитанием; организация сотрудничества; обеспечение эмоциональной окраски деятельности; управление деятельностью). Культура педагогического общения.

Стили общения: автократический (авторитарный), демократический, либеральный, смешанный или интегральный. Педагогические стили общения (общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, общение на основе совместной увлеченности и деятельности, общение- подражание).

Педагогическая техника. Невербальные средства общения и их классификация. Техника общения:постановка голоса, выбор тона и интонации, стиля, формы, темпа и ритма речи. Манера поведения: выбор места своего нахождения, жесты, мимика, осанка. Упражнения в развитии личной педагогической техники.

5.3. Педагогические способности

Понятие задатков, способностей, одаренности и таланта. Общие способности, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, включая академические способности.

Психолого-педагогические компоненты педагогической деятельности.

Проектировочная и конструктивная деятельность как способности видения отдаленного во времени педагогического результата и перспективы последующих этапов. Диагностические, психомоторные способности (конструктивное воображение.

Организаторская деятельность как способность упорядочивать и приводить в систему все составляющие учебно-воспитательного процесса. Опорные способности (наблюдательность, концентрация внимания).

Коммуникативная деятельность – способность устанавливать целесообразные отношения с подопечными. Успешность проявления этой способности (перцепция и эмпатия; суггестия и аттракция; экспрессия мажорность речи).

Гностическая деятельность как способность логически и критически осмысливать весь педагогический процесс. Пути и способы развития способностей.

Непрерывное образование и самообразование. Условия возникновения потребности и готовности к самообразованию. Основные компоненты самообразования: самопознание личности (направленность, познавательные процессы); составление программы (плана) работы над собой (развитие воли, характера, интуиции и др.), организация системы (способы работы над собой) и организация деятельности (самоотчет, самооценка, самоанализ и др.).

5.4. Педагогическое творчество

Понятие творчества. Многофакторность условий реальной педагогической деятельности. Нестандартность принятия решений в различных организационных условиях и при выборе средств, методов, методических приемов и элементов личной педагогической техники.

Условия проявления творчества: обширный и систематически дополняемый багаж педагога, неудовлетворенность достигнутыми результатами, постоянный поиск оптимальных путей решения учебно-воспитательных задач и содержания учебно-тренировочных занятий. Применение методов педагогических исследований для объективного выявления рациональных методик.

Овладение уровнями педагогического творчества по мере их усложнения:


  • приспособление методических рекомендаций, теоретических положений к конкретным педагогическим действиям;

  • умение видеть веер вариантов решения одной и той же проблемы;

  • совершенствование и модернизация известного в соответствии с новыми задачами;

  • импровизация на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высоко развитой интуиции;

  • разработка новых методов, форм, приемов, средств в их оригинальных сочетаниях, создание тренажеров;
создание высокоэффективных, принципиально новых систем обучения и воспитания.

Основные понятия дисциплины:

Педагогический процесс

Воспитание, обучение

Нравственные знания, взгляды, убеждения

Педагогическое общение

Знания, умения, навыки

Дидактика спорта

Методы и приемы воспитания

Управление воспитательным процессом

Спортивный коллектив

Педагогические умения, педагогические способности

Уровни педагогического мастерства

Педагогическое мастерство и творчество

Педагогический артистизм

Педагогическая культура

Спортивная этика

Самовоспитание и самосовершенствование

Педагогические инновации, педагогические технологии воспитания (см. подробно дидактические единицы).


Задания для контрольной работы на ОЗО

Раздел 1. Введение в педагогику физической культуры

(Составить конспект)


    1. Сущность, предмет и задачи педагогики физической культуры.

    2. Государственная политика в области развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года).

    3. Основные категории педагогики.
4. Система педагогических наук.

5. Педагогика – наука о воспитании. Возникновение и развитие педагогики.

Раздел 2 . Дидактика физической культуры и спорта

(Составить конспект)


  1. Основные понятия дидактики физической культуры и спорта.

  2. Задачи обучения физической культуры и спорта.

  3. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.

  4. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании.
5.Урок как форма организации педагогического процесса в работе учителя физической культуры. Определение понятия урок, структурные элементы урока.

6. Классификация уроков по дидактической цели.

7. Требования к уроку. Типы уроков физической культуры.

8. Структура урока и характеристика его частей.

9. Сущность управления и его особенности в учебном процессе.

10. Функции педагогического управления: руководство (принятие решения), планирование, контроль, коррекция, информационное обслуживание, организация, мотивация.

Раздел № 3. Воспитание в условиях занятий физической культурой и спортом

(Составить конспект)


  1. Цели воспитания на занятиях физической культурой и спортом. Умственное воспитание и его значение для успеха в спорте.

  2. Связь спортивной подготовки с нравственным воспитанием. Понятие спортивной этики.

  3. Задачи трудового воспитания и воспитания трудолюбия.

  4. Задачи эстетического воспитания и спорт. Проявление эстетического в спорте.

  5. Определение понятий – метод, приемы и средства воспитания.

  6. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности и опыта проведения.

  7. Средства воспитания. Методы изучения коллективных явлений. Количественная обработка результатов.

  8. Формы воспитательной работы, их функции и принципы. Система воспитательной работы.

  9. Понятие спортивной команды и ее структуры. Лидерство в спортивных коллективах.

  10. Стили руководства командой. Социально-психологический климат коллектива. Групповые моральные нормы, общественное мнение и традиции в спортивном коллективе.
Раздел № 4. Специфика деятельности и требования к личности специалиста в области физической культуры и спорта

(Составить конспект)


  1. Особенности профессии тренера и учителя физической культуры (специфические условия в работе учителя физической культуры и тренера).

  2. Функции тренера (учителя физической культуры и спорта).

  3. Требования к личности тренера (профессионально важные качества тренера: моральные, деловые, коммуникативные).

  4. Понятие «педагогические способности», их виды (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, способность к педагогическому воображению, способность к распределению внимания, гностические, конструктивные, рефлексивные).

  5. Педагогическая культура спортивного педагога. Структура и содержание педагогической культуры.

  6. Педагогическое мастерство спортивного педагога. Уровни мастерства спортивного педагога.

  7. Педагогическое общение. Стили общения преподавателя-тренера.

  8. Педагогическая техника спортивного педагога.

  9. Культура речи преподавателя-тренера. Критерии культуры речи.

  10. Понятие «культура речи». Воспитывающее значение культуры речи.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Цели воспитания при занятии физическими упражнениями и спортом

  2. Методы формирования нравственного сознания и их разнообразные формы.

  3. Особенности формирования убеждений в процессе занятий физической
культурой и спортом.

  1. Сущность и особенности воспитательного процесса.

  2. Типы нравственных упражнений в воспитательной практике: упражнения в деятельности; режимные упражнения; специальные упражнения. Примеры использования этих методов на занятиях по спорту.

  3. Методы педагогического стимулирования и коррекция поведения.

  4. Задачи и содержание нравственного воспитания в условиях спортивной
деятельности. Раскройте на примере своего вида спорта.

  1. Задачи, содержание и особенности интеллектуального воспитания.

  2. Задачи и содержание эстетического воспитания в условиях спортивной деятельности.

11.Деятельность тренера по формированию нравственных знаний, взгля-дов, убеждений занимающихся.

12.Формирование у занимающихся нравственных чувств, совести.

13.Формирование нравственного поведения - навыков и привычек.

14.Воспитание трудолюбия в условиях спортивной деятельности.

15.Понятия дисциплины и условия воспитания дисциплины на занятиях

физической культурой и спортом.

16.Сущность и содержание спортивной этики.

17.Диагностические методы по выявлению нравственной воспитанности

учащихся и занимающихся спортом.

18.Коллективизм и индивидуализм как значимые личные качества.

19.Понятие коллектива, его признаки. Значение коллектива в формировании личности спортсмена.

20. Методы и средства воспитания спортивного коллектива.

21.Самовоспитание как неотъемлемая составная часть воспитания, его

движущие силы и источники.

22.Роль педагога в организации самовоспитания.


  1. 23.Профессиональные обязанности учителя ФК, тренера.
24. Структурные компоненты педагогической деятельности.

25.Педагогическое общение, его функции и структура.

26. Гностическая деятельность педагога.


  1. 27. Личная педагогическая техника, ее содержание.

  2. 28. Стили педагогического общения.

  3. 29.Педагогическое творчество.
30.Педагогические инновации.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Причины, повлиявшие на развитие педагогики физической культуры и спорта как научной и учебной дисциплины.

  2. Дайте определение педагогики спорта как науки, ее предмета и объекта.

  3. Основные понятия педагогики физической культуры и спорта.

  4. Задачи педагогики ФК и спорта как самостоятельной научной дисциплины.

  5. Перечислите науки смежные с педагогикой ФК и спорта.

  6. Дидактика ФК и спорта как частная ветвь общей дидактики, ее связь с

  7. ТиМФК и теорией спортивной тренировки. В чем особенности дидактики физической культуры и спорта?

  8. Основные понятия (категории) дидактики физической культуры и спорта.

  9. Особенности реализации принципов сознательности и наглядности в педагогике ФК и спорта .

  10. Особенности реализации принципов доступности, систематичности и последовательности в педагогике ФК и спорта.

  11. Пути реализации принципов активности и прочности в педагогике ФК и спорта.

  12. Раскройте два подхода к классификации методов обучения: по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.

  13. Какие задачи с их помощью возможно решать?

  14. Что такое обратная связь и ее роль в обучении двигательным действиям.

  15. Какое влияние занятия физической культурой оказывают на развитие личности занимающихся?

  16. Цели воспитания при занятии физическими упражнениями и спортом, их зависимость от содержания и направленность занятий.

  17. Сущность и особенности воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса в спортивной деятельности.

  18. Раскройте понятия принципов воспитания, покажите их значения, охарактеризуйте каждый из принципов воспитания.

  19. Принципы воспитания, обеспечивающие успех в педагогическом общении.

  20. Раскройте понятия «методы воспитания» и «средства воспитания» и определите условия их выбора со спортсменами различной квалификации.

  21. Назовите основные группы методов воспитания и охарактеризуйте методы формирования нравственного сознания и их разнообразные формы.

  22. Условия эффективности методов внушения и примера. Их применение в процессе педагогического воздействия.

  23. Особенности формирования убеждений у занимающихся физической культурой и спортом.

  24. Различные типы нравственных упражнений в воспитательной практике: упражнения в деятельности; режимные упражнения; специальные упражнения. Примеры использования этих методов на занятиях по спорту.

  25. Методы педагогического стимулирования и коррекция поведения. Требования к методам побуждения (поощрения) и торможения (наказания). Их роль в формировании нравственных чувств.

  26. Приведите примеры из своей спортивной практики .

  27. Задачи и содержание нравственного воспитания в условиях спортивной деятельности. Раскройте на примере своего вида спорта.

  28. Задачи и содержание эстетического воспитания в условиях спортивной деятельности. Раскройте на примере своего вида спорта.

  29. Средства и методы эстетического воспитания. Эстетическая характеристика различных видов спорта.

  30. Задачи, содержание и особенности интеллектуального воспитания личности в спорте.

  31. Положительное и отрицательное влияние спорта на личность при соблюдении или несоблюдении тех или иных правил.

  32. Возможное отрицательное влияние спорта на личность (в нравственной и эмоциональной сферах).

  33. Деятельность тренера по формированию нравственных знаний, взглядов, убеждений занимающихся.

  34. Формирование у занимающихся нравственных чувств, совести. Роль в этом процессе тренера и товарищей.

  35. Формирование нравственного поведения - навыков и привычек.

  36. Раскрой те на примере своего вида спорта.

  37. Воспитание трудолюбия в условиях спортивной деятельности. Возможные причины недисциплинированности на занятиях физической культурой и спортом, пути их преодоления.

  38. Понятия дисциплины и условия воспитания дисциплины на занятиях физической культурой и спортом.

  39. Сущность и содержание спортивной этики.

  40. Характеристика диагностических методов по выявлению нравственной воспитанности учащихся и занимающихся спортом.

  41. Выделение приоритетных задач при комплексном подходе в развитии воспитанника.

  42. Особенности планирования воспитательной работы в спорте (в зависимости от контингента занимающихся: а) группа новичков; б) спортсмены массовых разрядов; в) летний оздоровительный лагерь).

  43. Единство учебной и воспитательной деятельности спортивного педагога и тренера.

  44. Особенности постановки воспитательных задач, решаемых в процессе занятий на примере вашего вида спорта с учетом конкретного контингента и ситуации.

  45. Коллективизм и индивидуализм как значимые личные качества.

  46. Понятие коллектива, его признаки. Значение коллектива в формировании личности спортсмена.

  47. Особенности спортивного коллектива как демократического объединения при руководящей роли педагога.

  48. Роль первичного спортивного коллектива в решении учебно-воспитательных задач.

  49. Особенности цели ориентирования в спортивном коллективе - цели личные, групповые, жизненные. Система перспективных линий.

  50. Характеристика этапов развития коллектива.

  51. Методы и средства воспитания коллектива на каждом этапе его развития.

  52. Роль общественного мнения в коллективе, его содержательная направленность и пути формирования.

  53. Традиции как основные регуляторы внутри коллективных отношений.

  54. Самовоспитание как неотъемлемая составная часть воспитания, его движущие силы и источники.

  55. Роль педагога в организации самовоспитания. Условия, обеспечивающие успешность самовоспитания.

  56. Изменения содержания самовоспитания по мере роста спортивного мастерства и взросления спортсмена.

  57. Самовоспитание и перевоспитание. Предупреждение правонарушений среди учащихся. Правовое воспитание.

  58. Экологическое воспитание. Утверждение здорового образа жизни. Ответственность специалистов физической культуры за охрану природы.

  59. Профессиональные обязанности (функции) учителя физической культуры, тренера.

  60. Требования, предъявляемые к личности преподавателя в области физической культуры и спорта .

  61. Понятие педагогической деятельности. Структурные компоненты педагогической деятельности, гностический, проектировочный, конструктивный и организаторский, коммуникативный и их характеристика.

  62. Способности личности как условия успешного приобретения профессионально-педагогического мастерства. Характеристика общих и специальных особенностей и пути их развития. (Единство общих и специальных способностей в успешности педагогической деятельности).

  63. Проектировочные и конструктивные способности и сопутствующие им дидактические и психомоторные способности.

  64. Организаторские способности и сопутствующие им наблюдательность и распределенность внимания.

  65. Коммуникативные способности и их составляющие: перцепция и эмпатия, педагогический такт, экспрессивность и мажорность общения, суггестия и аттракция.

  66. Педагогическое общение, его функции и структура: моделирование предстоящего общения, его организация, управление общением, анализ результата и моделирование нового цикла.

  67. Гностическая деятельность педагога.

  68. В чем особенность объединяющего или интегративного общения.

  69. Личная педагогическая техника, ее содержание.

  70. Стили педагогического общения.

  71. Понятие педагогического руководства, условия его проявления.

  72. Педагогическое творчество. Возможные уровни педагогического творчества.

  73. Управление педагогическим процессом.

  74. Уровни педагогического мастерства.

  75. Авторитет педагога и его слагаемые. Требования, предъявляемые к его личным качествам

  76. Педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта.

  77. Основные условия и факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Основная литература
7.1.1 Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник / Б.А. Карпушин. – М.: Советский спорт, 2013. – 300с.

      1. Педагогика физической культуры: учебник / коллектив авторов: под общ. ред. В.И.Криличевского, А.Г. Семенова, С.Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012. – 320с.
7.1.3 Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. Высш. Уч. заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. аронова, А.Р. Баймурзин и др.; под ред. С.Д. Неверковича. – М.: Академия, 2010. – 336с.
7.2 Дополнительная литература

7.2.1 Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. Пос. / Э.Б. Кайнова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. - 208с.

7.2.2 Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Физическая культура, 2006. – 528с.

7.2.3 Педагогика: учебник / под ред.Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008. – 429с.

7.2.4 Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры: учебник / М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Г. Семенов.- 3-е изд., доп. И перераб. – М.: Путь: Адьянс, 2006. – 287с.

7.2.5 Сидоров, А.А. Педагогика: учебник для вузов физ. Культуры / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 272с.

7.2.6 Стратегия развития физическойкультуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http^//minstm.gov.ru/documents/xPages/item.670.html

7.2.7 Федеральная целевая программа «развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» Электронный ресурс. – Режим доступа: http^//rian.ru/fcp_sport/

7.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

7.3.1 Электронный каталог РГБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . rsl . ru / s 97/ s 339

7.3.6 Сайт Правительства РФ – http :// www . gov . ru

7.3.7 ЭБС Book.ru – Единая система доступа к коллекции электронных версий книг современной учебной и научной литературы – доступ из сети интернет.

7.3.8 ЭБС Издательского Дома «Инфра-М» – доступ из сети интернет.

7.3.9 Электронный каталог УралГУФК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// elibrary . uralqufk . ac . ru /

7.3.10 Научный портал Теория.Ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// www . teoria . ru

7.3.11 Электронные книги по спортивной тематике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// www . teoria . ru / student / booksport / index . php

7.3.12 Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// lib . sportedu . ru /

7.3.13 Российская спортивная энциклопедия Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. http :// libsport . ru /


В учебном пособии раскрывается сущность и специфика педагогических категорий обучения, воспитания, образования, показаны теоретические основы системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов университетов в сфере физической культуры и спорта.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Поделиться