Певец восстание русских воинов анализ. "Певец во стане русских воинов": анализ произведения. Анализ стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов»

Основоположником романтизма в литературе считают В.А. Жуковского. Но это не означает, что поэт не писал на патриотические темы. Одним из таких стихотворений является "Певец во стане русских воинов" Жуковского, анализ которого представлен ниже.

История написания

Анализ "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно начать с описания истории его создания. Оно было написано в 1812 году, поэтому его строки проникнуты таким вдохновенным патриотизмом. Это стихотворение - одно из самых известных и ярких произведений, посвященных войне 1812 года.

Поэт записался ратником в Московское дворянское ополчение. Жуковский написал его, находясь в штабе Кутузова, накануне Тарутинского сражения. Сам Василий Андреевич был в резерве армии Кутузова во время Бородинского сражения. Его герой поднимает кубок за Отчизну, во славу русского царя, за воинов и главные человеческие ценности - любовь, семью, дружбу. Поэтому эти патриотические строки оказали сильное влияние на читателей.

Сюжет стихотворения

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно рассказать о сюжете данного произведения. В строках нет описания батальных сцен - это монолог поэта, который любит свою Отчизну и гордится ею. Он обращается с пламенной речью ко всем воинам, командирам, потому что у них одна цель - защитить свою страну, близких.

Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта поддерживает боевой дух воинов.

Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.

Связь с прошлым страны

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского стоит отметить, что поэт обращается к историческому прошлому России. Это способствовало созданию высокого слога в стихотворении. В строках, в которых упоминается о батальных сценах, Василий Андреевич употребляет старославянизмы.

Такой прием позволяет перенести читателя в эпоху далеких битв. Это придает стихотворению патриотический пафос, который в то время был необходим не только для солдат, но и для простого народа.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт при создании своего произведения. Данное стихотворение имеет много общего с жанром высокой торжественной оды и пафосом, который характерен для высокого стиля.

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Сравнение двух произведений

Анализ стихотворения "Певец во стане русских воинов" Жуковского можно дополнить сравнением с творением другого известного поэта Батюшкова К. Н. "К Дашкову". Оба эти произведения - о событиях войны 1812 года. Но если у Василия Андреевича строки проникнуты патриотизмом, а поэт обращается к воинам с пламенной речью, то у Батюшкова стихотворение звучит несколько по-другому.

Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны - с позиции простых людей. Для Батюшкова война - это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.

В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.

Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым - защита любви, дружбы.

Это произведение стало любимым у всего народа. Василий Андреевич сделал главным в поэзии патриотический мотив, акцентировал внимание общественности на народном единстве, восхвалял героизм русских солдат, их небывалую смелость, мужество. Произведение стало героической песнью с элементами высокого пафосно-торжественного стиля. Это был краткий анализ "Певца во стане русских воинов" Жуковского.

Сюжет стихотворения

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно рассказать о сюжете данного произведения. В строках нет описания батальных сцен - это монолог поэта, который любит свою Отчизну и гордится ею. Он обращается с пламенной речью ко всем воинам, командирам, потому что у них одна цель - защитить свою страну, близких.

Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта пламенная речь поддерживает боевой дух воинов.

Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.

Связь с прошлым страны

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского стоит отметить, что поэт обращается к историческому прошлому России. Это способствовало созданию высокого слога в стихотворении. В строках, в которых упоминается о батальных сценах, Василий Андреевич употребляет старославянизмы.

Такой прием позволяет перенести читателя в эпоху далеких битв. Это придает стихотворению патриотический пафос, который в то время был необходим не только для солдат, но и для простого народа.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт при создании своего произведения. Данное стихотворение имеет много общего с жанром высокой торжественной оды и пафосом, который характерен для высокого стиля.

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Сравнение двух произведений

Анализ стихотворения "Певец во стане русских воинов" Жуковского можно дополнить сравнением с творением другого известного поэта Батюшкова К. Н. "К Дашкову". Оба эти произведения - о событиях войны 1812 года. Но если у Василия Андреевича строки проникнуты патриотизмом, а поэт обращается к воинам с пламенной речью, то у Батюшкова стихотворение звучит несколько по-другому.

Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны - с позиции простых людей. Для Батюшкова война - это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.

В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.

Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым - защита любви, дружбы.

Это произведение стало любимым у всего народа. Василий Андреевич сделал главным в поэзии патриотический мотив, акцентировал внимание общественности на народном единстве, восхвалял героизм русских солдат, их небывалую смелость, мужество. Произведение стало героической песнью с элементами высокого пафосно-торжественного стиля. Это был краткий анализ "Певца во стане русских воинов" Жуковского.

В октябре 1812 г. Жуковский пишет одно из самых известных своих произведений «Певец во стане русских воинов». Это и одно из самых ярких стихотворений, посвященных войне 1812 г. Жанр произведения очень разнообразен. Это героическая песнь, кантата, но в нее автором включены и высокое послание, и застольная песнь, и элегические размышления.

Написано стихотворение накануне сражения при Тарутине, в штабе Кутузова. Сюжет стихотворения - не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Он обращается ко всем «ратным и вождям», тем, «кто одной пылает славой», тем, кто первыми «летят в бой». Одиннадцать раз поднимает он кубок - во славу отчизны и русского царя, воинов, «святого братства», «любви» - как бы напоминая о том, что защищают воины, о том, что дорого их сердцу. Полны искренней ненависти к врагу и веры в народ слова поэта. Но это слова уже поэта-воина:

За гибель - гибель, брань за брань,
И казнь тебе, губитель…
Мы села - в пепел; грады - в прах;
В мечи - серпы и плуги.

Слова поэта изредка прерываются возгласами разделяющих его взгляды воинов. Главное для них - освобождение Отчизны, любовь к родине («любовь святая»); защитить свою страну и отомстить врагу призывает поэт:

Сей кубок мщению! други, в строй!
И к небу грозны длани!
Сразить иль пасть! наш роковой
Обет пред богом брани .

Война 1812 г. - война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:

Отчизна к вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!

«Певец…» - яркий образец русской гражданской поэзии. Это обращение к тем, кто прославил Россию на полях сражений (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов) и в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим, с нынешним поколением и новыми героями (Кутузовым, Ермоловым, Раевским, Милорадовичем) и с теми, кто уже сложил голову в этой войне.

Произведение Жуковского тесно связано с традициями высокой оды - это и торжественный пафос («Хвала вам, чада прежних лет!»), обилие славянизмов («рать иноплеменных», «там днесь его могила», «горе подъял ужасну длань» и т.д.); яркие метафоры и перифразы («свирепый пламень брани», погибший - «чести сын», сражающийся воин «летает страхом в тыл врагам»); пышные сравнения, восходящие к фольклору («Орлом шумишь по облакам, // По полю волком рыщешь); дидактические сентенции (обращение к «творцу»); логическая стройность композиции.

Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского. Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги - супостаты) - это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.

Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:

Любви сей полный кубок в дар!
Среди борьбы кровавой,
Друзья, святой питайте жар:
Любовь одно со славой.

Певец поет свою песнь на бранном поле, при свете луны и огней. К нему «воздушными толпами» мчатся герои прошлого.

Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

После элегии «Сельское кладбище» Жуковский написал множество стихотворений, в которых закрепил найденные способы поэтического выражения внутреннего мира. В оде-элегии «Певец во стане русских воинов», лучшем своем гражданском стихотворении, Жуковский от имени воина-поэта славит русские дружины, солдат и военачальников, сражавшихся в Отечественную войну 1812 г.

Ода требовала высокого слога, торжественной интонации, громких звуков. Однако Жуковский всего этого избегал: голос его приглушен, задушевен и, главное, изменчив. В оде обычно преобладала одна интонация. Жуковский же то весел, то печален, то задумчив. Воины, в том числе и полководцы, у Жуковского спущены с недосягаемых высот на землю и представлены друзьями, с которыми вместе певец идет в кровавый бой, сидит за полковой пирушкой и поминает павших. Он знает личные радости и беды, подвиги и печали военачальников. Ему, как другу и сослуживцу, дороги их судьбы. Они близки ему как люди и патриоты. Так патриотическое чувство выступает не отвлеченным, а глубоко личным. И потому в батальную оду проникают слова и выражения, встречающиеся обычно в элегиях и балладах. Например, пейзаж в стихотворении напоминает картины, созданные в духе Оссиана и обычно включаемые в элегии и баллады («На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кров небес над нами»). Патриотическая ода неожиданно наполняется любовными элегическими мотивами. Этим сращением оды с элегией, с балладой Жуковский продолжил Державина, но значительно увереннее и целеустремленнее. Он придал патриотической теме личное, интимное звучание, и она сделалась близкой каждому современному ему человеку, стала частью его души. Патриотическое чувство перестало быть холодным, торжественным, а согрелось теплом души и слова поэта.

Замечательное свойство поэзии Жуковского – одухотворять и одушевлять все сущее – блестяще проявилось в его знаменитой элегии «Море». Жуковский рисует морской пейзаж в разных состояниях, но его мысль занята другим – он думает о человеке, о его жизни, о стихии, бушующих в его груди. С этой целью Жуковский одухотворяет море, дает ему жизнь. Природа для поэта не равнодушна, не мертва. В ней скрыта душа, она жива. Вот и море Жуковского «дышит», способно «любить» и даже «наполнено» «тревожной думой». Как в душе человека, в душе моря скрыта «глубокая тайна», которую и хочет разгадать поэт. Но море безмолвно, оно таит свою душу, хотя поэт и чувствует тревогу:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

И вот, наконец, часть тайны, по размышлении, приоткрывается поэту:

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?

Море лежит между землей и небом, оно, занимая промежуточное положение, открыто тому и другому. Это особая стихия – ни земля, ни небо, – но им подвластная. Море не может вырваться из земной тверди, но его манит небо, и море стремится к нему, никогда его не достигая. С землей связана его скованность, неволя, с небом – светлые чистые порывы. Не так ли и человек, погруженный в земную суету, рвется в небесную безбрежность, в вечные края Божьего царства, жаждет идеала и желает его? Море полно «сладостной жизни», оно счастливо, когда небо открыто его «взору». Ему передается чистота небесного блаженства («Ты чисто в присутствии чистом его»). Так и человек, следующий Божественным предначертаниям и помыслам, остается нравственно чистым душой. Но едва темные тучи закроют ясное небо, море охватывает тревога, его настигает смута, оно утрачивает идеал, не «видит» его и, чтобы не потерять совсем, «терзает» «враждебную мглу». Победив тьму, оно еще долго не успокаивается. Из этой картины, нарисованной Жуковским, следуют несколько выводов. Во-первых, для Жуковского море – подвижная стихия; его спокойствие обманчиво, мнимо; причина тревоги лежит в самом его положении между землей и небом; любуясь небом и стремясь к нему, оно всегда опасается, что небо отнимут злые силы, и море потеряет предмет своих стремлений и упований («Ты, небом любуясь, дрожишь за него»). Во-вторых, картина, созданная Жуковским, религиозна и философична. Она связана с его представлениями о земной неволе, земной суете, в которой нет совершенства, и о небесной безупречной чистоте и красоте, к которым все сущее испытывает неотразимое тяготение, томление, порыв. Это стремление к лучшему и есть закон, лежащий в основе бытия. В-третьих, элегия Жуковского имеет в виду не только море, не только природу. Оно относится к человеку и к человечеству. Они не могут существовать, жить, дышать без идеала. Иначе они лишатся смысла и цели, вложенных в них Творцом. Но небо, независимо от человека и человечества, может быть скрыто от них враждебными темными силами, и тогда неизбежны смута, беспокойство, угроза самой их жизни. Поэтому мысль, чувства человека, его душа и дух обречены на вечное беспокойство, на вечную тревогу, пусть скрываемую, но присущую им изначально. Причина этой тревоги лежит вне человека, но волнуется он за себя – за то, что исчезнувшее небо, исчезнувший идеал сделают бессмысленной его жизнь и погрузят ее в темноту, подобно тому, как мгла покроет землю, оставшуюся без солнца, как уйдет свет из души, потерявшей веру в Бога.

Знакомство с некоторыми лирическими стихотворениями Жуковского позволяет уточнить и расширить впечатления от его поэзии.

Надежда Бодрова

Надежда Алексеевна БОДРОВА (1929) - профессор Самарского государственного педагогического университета.

«Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского

Материалы к уроку

З начительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Она породила патриотический мотив, с наибольшей силой прозвучавший в стихотворении «Певец во стане русских воинов» (1812) и сохранившийся у поэта в последующие годы.

Жуковский сразу вступил в московское ополчение. Походным маршем его полк через Можайск подошёл к Бородино. Но участвовать в битве поэту не пришлось: его полк оказался в резерве, недалеко от левого фланга, где шёл самый ожесточённый бой.

Возвратившись в штаб Кутузова, Жуковский вместе с русской армией следовал за отступающим Наполеоном. Тогда же Жуковский начал писать свою знаменитую элегию-оду «Певец во стане русских воинов».

Певец, находящийся в стане русских воинов, провозглашает славу русскому воинству, солдатам и командирам, всему народу, победившему врага. Поэт называет героев по именам: прежде всего Кутузова, затем Витгенштейна, Коновницына, Ермолова, Раевского, Багратиона, Платова, Фигнера, Давыдова, Сеславина, Кутайсова, Орлова и многих других. Упомянуты в оде выдающиеся предки: Святослав, Дмитрий Донской, Пётр Великий, Суворов - имена которых дороги русскому человеку. Неудивительно, что уже первые варианты стихотворения разошлись по армии в списках, читались в штабах, офицеры читали текст солдатам.

Двадцатилетний боевой офицер И.И. Лажечников (1792–1869), в будущем автор исторических романов «Последний Новик» (1831), «Ледяной дом» (1835), «Басурман» (1838) и др., отметил в своих «Походных записках» 20 декабря 1812 года: “Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть… Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что «Певец во стане русских» сделал эпоху в русской словесности и - в сердцах русских воинов”. Слова:

Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные… -

затрагивали сердце каждого, пробуждали самые глубокие чувства, связанные с родным домом, друзьями, Родиной, чувства, которые объединяют солдат и офицеров, крестьян и дворян в едином духовном порыве - защитить родную землю от “супостата”, посягнувшего на самое заветное для каждого русского человека.

Тогда же, после одного из сражений поэт написал стихотворение «К старцу Кутузову», которое потом назвал «Вождю победителей». Андрей Кайсаров напечатал стихотворение листовкой в походной типографии, и оно попало в среду не только офицеров, грамотные солдаты читали его своим товарищам. И это стихотворение нашло живой отклик в душах воинов, воодушевляло их и объединяло в едином порыве избавить родную землю от пришельцев.

В стихотворении были слова, понятные простому солдату, они живо воспринимались умом и сердцем.

Приведём строки из этого стихотворения.

Хвала, наш вождь! Едва дружины двинул -
Уж хищных рать стремглав бежит назад;
Их гонит страх; за ними мчится глад;
И щит и меч бросают с знаменами;
Везде пути покрыты их костями;
Их волны жрут; их губит огнь и хлад;
Вотще свой взор подъемлют ко спасенью…
Не узрят их отечески поля!
Обречены в добычу истребленью,
И будет гроб им русская земля.

Написанное в торжественном одическом тоне, оно насыщено образами понятными и близкими; а их старославянская форма лишь придавала значительность называемым понятиям: “глад”, “огнь”, “вотще”, “узрят”. В общем контексте стихотворения эти слова воспринимались в своём исконном образном содержании и увеличивали силу эмоционального воздействия. Поэт сказал и показал то, о чём думал и что видел вместе со всеми.

В декабре 1812 года Жуковского настигла лихорадка, и он попал в военный госпиталь в Вильно, так что ему не удалось участвовать в победном шествии русской армии по Европе. Армия ушла дальше, а Жуковский один, без денег (слуга сбежал со всеми его вещами), боролся за жизнь. Ни адъютант Кутузова, специально посланный разыскивать Жуковского, ни его друзья Вяземский и Александр Тургенев, находясь при штабе армии, не могли найти поэта.

Оправившись от болезни, Жуковский сообщил о себе в Главный штаб и получил оттуда известие, что он произведён в штабс-капитаны, награждён орденом Святой Анны и что ему дан бессрочный отпуск для поправки здоровья. Больше в армию он уже не вернулся: военная кампания заканчивалась без него.

В это время в «Вестнике Европы» печатался «Певец во стане русских воинов», который был уже многим хорошо известен. А Александр Тургенев готовил в Петербурге отдельное его издание. Композитор Дмитрий Бортнянский, управляющий придворной певческой капеллой, создал на эти стихи патриотическую хоровую песню, которая так же, как и само стихотворение, получила широкое распространение.

На этой войне у Жуковского погиб друг, Андрей Кайсаров. Ему было всего 29 лет. Поразительно талантливый человек! Ещё в 1809 году он написал диссертацию на немецком языке о необходимости уничтожения крепостного права в России. За эту диссертацию Кайсаров в Гёттингенском университете получил степень доктора. С 1811 года он профессор русского языка и словесности в Дерптском университете. В 1812 году вступил в армию, повсюду следовал за своим братом Паисием, ставшим генералом, и в самом конце войны погиб под Ганау вместе с артиллерийским обозом, который он вынужден был взорвать, чтобы не отдать его в руки неприятеля. Славная героическая судьба!

Среди важнейших качеств человека В.А. Жуковский превыше всего ставил любовь к Отечеству, чувство национального достоинства. В письме к А.И. Тургеневу (4 декабря 1810 г.) он говорит об этом:

“Что же будет с нашим бедным отечеством, если мы все без изъятия будем пренебрегать им и восхищаться всем, что только не наше. Кому же и сделать любезным русское, как не людям с талантом…” В письме к А.И. Голицыной из Муратова от 2 ноября 1813 года в ответ на её отзыв о «Певце во стане русских воинов» Жуковский с сознанием выполненного долга написал: “1812 год для нас был важен не только одними победами; он открыл нам и в самих нас такие силы, которых, может быть, прежде мы не подозревали. Всего важнее для народа уважение к самому себе: теперь мы приобрели его… Ужасное потрясение 1812 года вместо того, чтобы нас сразить, только что нас пробудило… Если провидение допустит совершить начатое дело освобождения Европы, то мы увидим Россию на такой степени величия, на какой никогда ещё она не стояла”. Как созвучны эти мысли поэта нашему времени и последним событиям нашего века!

С тихотворение «Певец во стане русских воинов» должно быть отнесено к разряду лирических стихотворений одического характера, поскольку образ лирического героя, от лица которого ведётся повествование, чётко обозначен: это участник войны, находящийся в стане русских воинов, чувствования которых он разделяет.

Стихотворение было написано в сентябре-октябре 1812 года, опубликовано в «Вестнике Европы» с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Оно сразу попало в армию и получило широкое распространение. Текст неоднократно переиздавался отдельно и распространялся с одобрения М.И. Кутузова среди солдат в виде листовок. Окончательная редакция «Певца» установилась только в 1815 году.

Ко второму отдельному изданию стихотворения в мае 1813 года Жуковский совместно с Д.В. Дашковым - литератором-карамзинистом - написал примечания, сохранившиеся впоследствии во всех прижизненных изданиях. Стихотворение это большое по размеру, насыщенное именами и событиями, которыми поэт как бы вводил русского солдата в контекст отечественной героической истории, разъясняя в примечаниях значение названной личности и события. Не мешает и нашим ученикам обратиться к прошлому своего отечества и кое-что вспомнить. Поэтому стихотворению можно посвятить целый урок, предварив его заданием подготовить свой комментарий к отдельным строфам, обратившись к энциклопедиям и словарям. Если Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, А.В. Суворова, Петра I ученики хорошо знают, то имена военачальников 1812 года Милорадовича, Коновницына, Раевского, Платова и многих других, упомянутых поэтом, мало что им говорят.

Не мешает лишний раз напомнить “поколению next” о том, что не на пустом месте оно вырастает, что у России великое прошлое, которое надо знать, беречь и уважать его. Такой настрой давал В.А. Жуковский читателям своего поколения, сопроводив отдельное издание стихотворения краткими пояснениями о заслугах каждого, кого упоминает.

Завершился кровавый бой, а назавтра будет новый, но пока “на поле бранном тишина” и певец пытается вдохновить воинов на новую битву, подбодрить их и вселить уверенность в победе, для чего вспоминает русскую историю с древнейших времён. Поднимая кубок, певец предлагает вспомнить героев “древних лет”. Речь эту можно озаглавить: «Вам слава, наши деды!». Здесь упоминаются князь Святослав, защищавший славян от половецких набегов. Именно ему принадлежат слова: “Погибнем! Мёртвым срама нет!” Упомянут Дмитрий Донской в числе знаменитых защитников Русской земли, Пётр I, победивший шведов под Полтавой, “грозный Суворов”, наконец, Кутузов, а далее поэт называет всех полководцев, прославившихся в войне 1812 года.

Наиболее приемлемый способ освоения содержания стихотворения - это чтение текста учителем и комментирование его учащимися. Тему комментария учитель может подсказать вопросами.

Какие строфы можно объединить единой темой и назвать их словами стихотворения: «Вам слава, наши деды!» ? Запишите это название на доске. Прокомментируйте эту часть стихотворения. Что вы знаете о князе Святославе, Дмитрии Донском, Петре I, Суворове? Какие особенности характера каждого из них поэт называет, какие заслуги отмечает?

Обратимся к строфам, объединённым темой Родины. Озаглавим их: «Отчизне кубок сей, друзья!». Какие сокровенные чувства в сердце каждого солдата пробуждают слова певца о родной природе, родном доме, детстве, жёнах, детях, друзьях, правителях страны в том числе? Какой интонации требуют слова:

О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

- «Тебе сей кубок, русский царь!» Докажите, что певец видит в царе гаранта благополучия народа, целостности государства и верит в его объединяющую роль.

- «Сей кубок ратным и вождям!» О каких качествах русских полководцев говорит певец в этой строфе? Что ценят в них солдаты, кого считают “нашими”?

- «Хвала тебе, наш бодрый вождь, // Герой под сединами!» . Как вы догадались, что речь идёт о М.И. Кутузове?

- «Хвала сподвижникам-вождям!» Как рисуются образы полководцев Витгенштейна, Коновницына, Платова, Бенигсона, Воронцова, Остермана, Щербатова, Палена, Строганова, Фигнера, Сеславина, Давыдова, Кудашева, Чернышова, Кайсарова? Запишем их имена на доске. Как помогают вам осознать мастерство поэта в изображении полководцев комментарии, с которыми вы познакомились заранее?

- «Вождям, сражённым в бое…» Кого из павших в боях называет певец и что говорит о каждом из них? Запишем их имена на доске. Рядом с живыми.

Что говорит певец о врагах, их предводителе и необходимости мщения?

- «Любви сей полный кубок в дар!» Как вы думаете, почему певец поднял кубок за дружбу и любовь? Как проявляются эти два чувства в годины несчастий и испытаний?

- «Сей кубок чистым музам в дар!» Как следует понимать строки:

Певцы - сотрудники вождям:
Их песни - жизнь победам.

И ответ воинов:

Хвала возвышенным певцам:
Их песни - жизнь победам.
И внуки, внемля их струнам,
В слезах дивятся дедам.

Обратите внимание, какой приём использует Жуковский, чтобы показать, что воины понимают певца и согласны с ним. Какие мысли певца они повторяют? Можно ли сказать, что их ответ ожидаем?

Так в чём же воины согласны с певцом? Прочитаем строфу: “Обетам - вечность; чести - честь…” Можно ли сказать, что в этой строфе сформулированы нравственные принципы, объединяющие певца и воина?

Как заканчивается стихотворение? Прочитаем последнюю строфу.

Как вы теперь объясните, почему это стихотворение было принято так горячо русскими читателями разных сословий? Какие национальные чувства и идеи удалось уловить Жуковскому и суметь их выразить в своём стихотворении?

Обратите внимание на поэтику стихотворения: живость и гибкость языка, его выразительность, разность интонаций, изящество и простота слога.

З акончить работу над стихотворением «Певец во стане русских воинов» можно заданием выучить наизусть одну или несколько строф, объединённых одной темой или одним именем, и подготовиться к комментированному и выразительному чтению в классе.

П атриотический мотив, вызванный войной 1812 года, стал в лирике В.А. Жуковского постоянным и проявился в стихах последующих лет: «Вождю победителей», «Русская песнь», «Бородинская годовщина», «К Ермолову», «Четыре сына Франции», «Ночной смотр» и многих других.

Вновь тема Отечественной войны 1812 года прозвучала в 1814 году в послании В.А. Жуковского «Императору Александру», в котором чётко обозначилась общественно-политическая позиция поэта и его нравственная сущность, которая оставалась неизменной до последних дней поэта. Поэт говорит с царём как равный, как гражданин, понимающий ответственность перед отечеством каждого, в том числе царя. Тон стихотворения возвышен и благороден, что подчёркивает значение Отечественной войны 1812 года для народа, России, Европы, правомерность русских на чувство гордости от сознания совершённого ими подвига.

Пушкин восхищался этим посланием и говорил: “Мы можем праведно гордиться: наша словесность, уступая другим в роскоши талантов, тем пред ними отличается, что не носит на себе печати рабского унижения. Наши таланты благородны, независимы… Прочти послание к Александру Жуковского… Вот так поэт говорит русскому царю”. Пушкин отметил важнейшие качества Жуковского, поэта и человека, - отсутствие в нём низкопоклонства и раболепия.

Своему воспитаннику, будущему государю Александру II, Жуковский постоянно внушал мысль о величии России, своеобразии её культуры и праве русского народа на уважительное отношение к нему со стороны других народов. Приведём лишь одно письмо, которое Жуковский написал наследнику престола, Александру Николаевичу 2 марта 1848 года, уже уйдя в отставку и живя в Европе постоянно: “Россия… есть отдельный, самобытный мир… Ход Европы не наш ход; что мы у неё заняли, то наше; но мы должны обрабатывать взятое у себя, для себя, по-своему, не увлекаясь подражанием, не следуя движению Запада, но и не вмешиваясь в его своеобразие. В этой отдельной самобытности вся сила России…”

Поделиться