План выступления перед аудиторией. План «Подготовка устного публичного выступления. Функциональные стили русского литературного языка. Разговорная речь. Примеры

Билет № 31

План и композиция ораторской речи

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи и выводов по содержанию. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи.

Части речи - это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот их классическая последовательность: обращение, называние темы, повествование, описание, доказатель­ство, опровержение, воззвание, заключение.

Первая часть речи - обращение . Это аргумент от личности говорящего. Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора дей­ствует через обращенную к аудитории речь.

Непосредственная задача обращения - расположить аудиторию к оратору. Поэтому в обращении оратор представляет себя как чело­века определенного духовного склада и общественного положения, прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывая свою ос­ведомленность в нуждах, настроении и образе мыслей аудитории.

Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий говорящий должен быть выслушан. Следует прервать любое занятие и выслушать того, кто обращается к вам.

Обращение создает и развивает фактическую функцию речи. Оно непосредственно связано с эмоцией любви. Поэтому в обращении важ­но быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с по­хвалой, как прямой, так и косвенной, можно прибегать к отступлениям. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев.

Иногда можно опустить обращение, если аудитория уже распо­ложена слушать.

Вторая часть речи - называние , или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент. Само название темы и ее объяс­нение составляют смысловой центр аргументации. Бывает, что, выс­лушав только одно название, публика не хочет слушать дальше или, наоборот, уже согласна с оратором.

Название темы - необходимая часть композиции любой лекции. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь.

Следующая часть речи - повествование . Здесь предмет лек­ции развивается в его историческом становлении. История становле­ния предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для вос­приятия аудитории. Но принципиальная невозможность дать полный состав событий делает повествование легкоуязвимым для критики. Кто-либо из присутствующих в аудитории может вспомнить опущенные в повествова­нии события и тем опровергнуть ход и смысловое содержание этой час­ти речи, а то и речи в целом. Поэтому при повествовании выбор собы­тий необходимо хорошо обосновать, а не просто опустить невыгод­ные для говорящего эпизоды (как это нередко делают судебные ора­торы).

Четвертая часть речи - описание , в котором дается системати­ческая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Это всегда системный анализ предмета.

В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент. В этом случае описание непосредственно предшествует доказательству.

Пятая часть речи - доказательство . Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные - например, ве­щественные доказательства. Избрание формы доказательства зави­сит от характера аудитории и от направления доказывания, а также от убеждений и от настроений слушателей.

В древности говорили: "Аргументы не перечисляются, а взвешиваются". Действительно, важно не количество доказательств, а их весомость, уместность. Сразу же нужно отводить в сторону доводы, не относящиеся к сути дела.

Доказательство - центральная часть речи. Поскольку речь мо­жет занимать разный объем, то по конкретным условиям речи доказа­тельство может быть опущено. Однако опущение доказательства не означает его отсутствия. Оратор должен держать в уме доказатель­ство и предварительно хорошо проработать его.

Шестая часть речи - опровержение - следует за доказатель­ством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного. Выдвигаются возможные возра­жения против доказательства, и затем они опровергаются. Благодаря этому путем всестороннего обсуждения темы укрепляется доказательство.

В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда лектор получает вопросы и возражения, начинающие спор.

В условиях публичной лекции спор может вестись либо с абстрак­тным оппонентом, когда лектор и аудитория выступают как бы со­вместно против него, либо с кемлибо из слушателей, а то и со всей аудиторией.

Седьмая часть речи - воззвание . Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям.

Восьмая часть речи - заключение , в котором обычно подво­дится итог лекции и даются перспективы на будущее.

Непоследовательность - типичный порок нелогичного мышления, когда оратор, докладчик, автор или участник спора высказывает ка­кое-либо положение, а затем тут же отрицает его. Непоследовательность всегда является нарушением требований формальнологического закона противоречия. Непоследовательность - это и такое положение, ког­да из посылок не делают того вывода, который из них неизбежно сле­дует.

Обязательно включайте в свои рассуждения доводы сомневающих­ся (оппонентов) в выгодном для своего рассуждения ракурсе. Для этого определите заранее слабые стороны аргументации соперников. Возмож­но, вам удастся посеять предубеждение к выступлению противника, если вы уверены, что полемики не избежать.

Если вы предполагаете явное противодействие со стороны незаинтересованных лиц, дайте фундаментальное обоснование своих взглядов, ошеломите слушателей оригинальным теоретическим доказательством, удивите логичностью обоснования.

Избегайте давать собственные оценки, использовать превосходные степени сравнения, частые ссылки на авторитеты. Это обижает собеседников.

Ведите мысль по трем ступенькам: вначале дайте определение понятию (дефиниция), далее сравните предмет с чемлибо известным (идентификация), а после приведите аргументы. Этим вы обеспечите доступность вашей аргументации и логичность изложения.

Общие места - результаты познавательной деятельности человечества. Они развиваются вместе с развитием знания и речи. Поэтому общие места бывают основные, не зависящие от вида словесности, и дополнительные, принятые только в ее определенном виде. Основные общие места возникают прежде всего в фольклоре. Фольклор является всеобщим знанием, он содержит исходную систему знания, от которой отправляются все другие знания в последующем развитии обществен­ной мысли. Эти общие места сформулированы в самом кратком фольк­лорном жанре - пословицах и поговорках.

Топика , т.е. совокупность общих мест (словом топ или топос называют общее место; топ и общее место - синонимы), у Аристотеля связана с логической формой противопоставлений, свойственных пословицам, которая характеризуется сочетанием утверждений и частных отрицаний уже утвержденного, по типу: Много - хорошо, а больше - лучше того; Мал золотник, да дорог. Этот тип суждений вошел в "Риторику" Аристотеля при описании им топики.

Общие места основного характера были разработаны рационалистической риторикой, образцом которой может служить риторика Ло­моносова: "Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несход­ные вещи, 16) уравнения".

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

  1. Начните с приветствия. В первую очередь слушатели хотят узнать личность оратора. Если вас уже представили, то поблагодарите ведущего и организаторов мероприятия за предоставленную возможность.

    • Учитывайте возможное волнение в начале выступления и отразите этот момент в плане.
    • Если вас что-либо связывает с присутствующими или организаторами, то сообщите об этом в приветствии, особенно в ситуации, когда нужно представиться самостоятельно.
    • Например, можно сообщить: «Добрый день. Меня зовут Мария Солнцева. Последние пять лет я работаю волонтером в Обществе защиты животных Томска. Для меня честь быть приглашенной сегодня и выступить перед вами с речью о важности стерилизации питомцев».
  2. Привлеките внимание слушателей. Важно привлечь и удерживать внимание присутствующих на протяжении всей речи. Можно использовать шутку, историю из жизни или необычное наблюдение по теме выступления, которое не будет более уместным в дальнейшей речи.

    • Выбирайте подходящий прием с учетом присутствующих. Что может увлечь слушателей? Это необязательно должно казаться интересным или веселым лично вам.
    • Если вы сомневаетесь в эффективности выбранного решения, попробуйте репетировать начало в присутствии друзей или родственников, возраст и интересы которых примерно совпадают с теми, кто будет присутствовать на мероприятии.
    • Например, если вам предстоит произнести речь о стерилизации питомцев для семей из пригорода, то можно начать с юмористической отсылки к мультфильму «101 далматинец».
  3. Покажите, почему присутствующим следует прислушаться к вам. В этой части введения следует перейти от вступительной истории или шутки непосредственно к теме речи. Вполне достаточно 1–2 предложений.

    • Кратко объясните важность темы или вопроса, который будет рассмотрен.
    • В информационной речи сообщите, в чем заключается важность или актуальность вопроса для слушателей.
    • В побудительной речи объясните последствия в том случае, если рассмотренные действия не будут предприняты.
    • Например, можно сказать: «Каждый год местный приют становится пристанищем для пяти сотен котов и собак, от которых отказались хозяева. В случае поголовной стерилизации животных количество могло бы сократиться в пять раз».
  4. Изложите свой тезис. Тезис сообщает слушателям о примерных масштабах вашей речи. Обычно структура и смысловое наполнение тезиса зависит от типа речи.

    • В побудительной речи тезис должен представлять собой изложение конечной идеи, в которой вы хотите убедить слушателей с помощью информации и доказательств.
    • Например, в речи о необходимости стерилизации питомцев можно использовать такой тезис: «Стерилизация питомцев принесет пользу для всего нашего сообщества».
    • В качестве тезиса для информационной речи можно просто подытожить информацию, которую вы собираетесь изложить в своей речи.
    • В научной речи тезис должен отражать гипотезу, на которой основано ваше исследование.
  5. Докажите свой авторитет. Вы изложили свою точку зрения, но слушателям важно знать, почему они должны доверять вам. Необязательно использовать официальные подтверждения вроде вашей ученой степени или продолжительности исследования. Иногда вполне уместна история из жизни.

    • Если вы произносите речь перед классом в школе, то можно сообщить, что вы изучали предмет и проводили исследования.
    • Если у вас есть более личный интерес к теме, то вполне уместно сказать об этом.
    • В побудительной речи личная связь с темой речи может помочь повысить доверие к вам. Например, вы произносите речь о жилищной политике в вашем районе, и вы заинтересовались этой темой, когда вашей семье грозило выселение. Часто личная связь оказывается для слушателей важнее обширного профессионального опыта в данной сфере.
  6. Предварительно представьте основные пункты речи. Слушатели должны знать, о чем вы будете говорить, с какой целью и почему они должны слушать вас. Кратко изложите основные пункты в начале выступления.

    • Единого правила не существует, но обычно речь состоит из трех частей. Перечислите все части во введении в том порядке, в котором они будут представлены в речи. Порядок обычно зависит от типа речи.
    • Например, в речи о пользе стерилизации питомцев начните с преимуществ для питомцев, затем для владельцев и всего сообщества. Начинайте с малого и наращивайте масштаб.
    • В побудительной речи нужно начинать с самого убедительного аргумента и постепенно снижать эффект.
    • В информационной речи на основе исторического события можно следовать хронологическому порядку. В других случаях лучше начинать с широких вопросов и постепенно переходить к более конкретным.
    • Порядок пунктов должен быть естественным и обеспечивать плавные переходы между частями вашей речи.

Примерный план публичного выступления
Критерии экспертной оценки
Методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ. 2005. №6. С. 4-30
План работы ноу школы на 200 200 учебныйгод
Положение о научном обществе учащихся

Примерный план публичного выступления.

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.

О форме публичного выступления

Успех во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конфе­ренции предлагаемой новой информации во многом определяется фор­мой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража - [
Факторы, влияющие на успех публичного выступления.

До, во время и после выступления необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступле­ния - это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонст­рационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дис­куссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

Внешний вид докладчика


  • Одежда - чистая, элегантная, деловая, комфортная, не долж­на пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.

  • Прическа - аккуратная.

  • Мимика - отражающая уверенность и дружелюбие по от­ношению к аудитории.

  • Фигура - подтянутая: спина - прямая, плечи - разверну­ты.

  • Движения - свободные, уверенные, плавные; неагрессив­ные.
Речь

  • Громкость - доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

  • Произношение слов - внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударени­ем.

  • Темп - медленный - в значимых зонах информации, сред­ний - в основном изложении, быстрый - во вспомогательной информации.

  • Интонация - дружественная, спокойная, убедительная, вы­разительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

  • Направленность речи -должна быть ориентирована в сторо­ну основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и чле­нам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
Демонстрационный материал

  • Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы. и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстра­ция реальных предметов привлекает внимание, способствует оператив­ному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необхо­димо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы предметов или при проведении опытов док­ладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

  • Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презента дни. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствую­щими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходи­мости подготовить и проверить) технические и организационные сред­ства демонстрации видеоматериалов.

  • Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. «Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутст­вующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстра­ции, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекоменду­ется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не толь­ко для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое ко­личество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

  • Записи на доске, флипчарте. Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

  • Дискуссия по теме доклада. После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой участвует докладчик и оппонент. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного ис­следования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по фор­ме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию во­просов. Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к оппоненту Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на за­данный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может ис­ключить малосущественные дополнительные вопросы. Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убеди­тельность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность резуль­татов проведенного исследования.
ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

1. Решите –каким образом вы хотите склонить аудиторию на свою сторону?

В этом состоит цель вашего выступления. Завершите предложение: «Когда я закончу говорить, аудитория…»

2. Что вы знаете об аудитории?

Как вы собираетесь воспользоваться особенностями аудитории ради своей цели и как вы собираетесь преодолеть то, что может послужить помехой для вас?

3.С помощью метода «мозгового штурма» выработайте центральные идеи своего выступления и отработайте те моменты, на которых вы хотели бы остановиться.

Не беспокойтесь о порядке появления идей или о взаимоотношениях между ними, просто фиксируйте их, а затем сделайте «карту идей». На большом листе бумаги в центре напишите цель вашего выступления, затем напишите центральные идеи в том порядке, в каком вы о них подумаете, отмечая их на лучах, исходящих из центра по всем направлениям.

4. Объедините ряд близких идей в группы.

Какие идеи или группы идей являются основными. Соедините эти группы стрелками. Хорошая речь, как правило, состоит из трех –пяти частей. Если у вас получилось их больше, то вы или хотите очень много сказать, или не до конца отметили все группы. Какие группы являются дополнительными? Проведите пунктирные линии от этих групп к основным, которые они дополняют.

5.Отражают ли эти группы оптимальную структуру вашего выступления?

6. Напишите тезисы своего выступления.

Для каждой центральной идеи подберите от одной до пяти вспомогательных идей, каждая из которых может иметь еще больше идей для подкрепления.

7. Какие из пунктов могут быть усилены или упрощены с помощью визуальных средств?

Какие образы вам бы больше всего хотелось, чтобы запомнили слушатели? Подготовьте рисунки, диаграммы, отметьте в тезисах последовательность их демонстрации.

8.Напишите выступление.

Как вы привлечете внимание аудитории? Как вы вызовете интерес к своему выступлению? Что вы собираетесь сделать для того, чтобы установить доверительные отношения с аудиторией? Как вы заработаете ее уважение? Каким тоном вы собираетесь начать? Что вы хотите сказать о цели своего выступления? У вас 20 секунд на то, чтобы ответить на вопрос сидящего перед вами: «С какой стати я должен тебя слушать?»

9. Напишите заключение.

В заключении необходимо вернуться к цели вашего выступления: те изменения в аудитории, ради которых вы выступаете, должны быть закреплены в заключительной части выступления. Установите связь между заключением и началом выступления. В заключении эмоциональность вашего выступления должна быть не ниже эмоциональности вашего вступления.

10.Подготовьтесь к обсуждению и ответам на вопросы.

ОДИННАДЦАТЬ СПОСОБОВ ДОБИТЬСЯ УВЕРЕННОСТИ ПРИ ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ


  1. Выработайте правильное отношение к своим страхам.
Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными; вам не надо быть красноречивым оратором, чтобы добиться успеха.

  1. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!
Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы, и аудитории вы будете себя считать.

3. Сделайте «успокаивающие» записки.

Используйте тот формат, который удобен. Запишите свою «хореографию», чтобы напомнить себе, когда сделать паузу, когда подчеркнуть что –то важное, когда обратиться к аудиовизуальным средствам.


  1. Представьте свой успех.
За две недели до своего выступления каждую ночь перед сном представляйте картину своего успеха: уверенную улыбку на своем лице, себя- убежденно говорящего.

4.Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения.

5.Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!

Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления!

6.Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения.

Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьтесь в употреблении кофе.

7. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.

Наденьте то, что вам очень идет.

8.Установите контакт глаз с несколькими дружелюбными лицами.

Защитите себя теплыми взглядами людей, которых вы знаете или тех, кто невербально выражает свою поддержку.

9. Говорите громко, чтобы разогнать тревогу.

Это поможет вам освободиться от нервозности.

10.Постарайтесь не допускать ошибок.

Не пугайтесь, если допустите их, большинство слушателей вряд ли даже обратят на них внимание. А извинения только ослабят ваши позиции.

11. Не держите себя слишком серьезно.

Естественно, что вы хотите произнести хорошую речь, но не преувеличивайте значение своего выступления. Если вы будете слишком заумным, то вряд ли ваша аудитория запомнит, что вы так долго говорили, как бы вам этого не хотелось.

Нужно составить его план. По плану Вы ориентируетесь, что говорить, где делать акценты, и как правильно донести свою мысль аудитории.

План каждого публичного выступления имеет индивидуальные черты, и зависит от темы выступления, от интересов и осведомленности аудитории, от длительности выступления, и многих других факторов. Но есть и общие черты у каждого плана выступления, зная которые, Вы сможете использовать их в подготовке любой речи.

Артур Шопен писал: «Единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план, и продумал все до мельчайших деталей, большинство же наоборот». Если Вы желаете быть в числе этих единиц, и быть хорошим строителем и архитектором своих выступлений, составьте план.

Конечно, первый этап подготовки выступления - . Не имея информации, невозможно представить себе, какова будет речь. И как только Вы начинаете собирать информацию, у Вас, скорее всего, уже появятся в голове первые наброски этого плана. Если это происходит — значит, Вы двигаетесь в правильном направлении.

Не забывайте про цель Вашего выступления. Определившись с целью, Вы можете постоянно совершенствовать план, в рамках этой цели.

Универсальной схемы для всех выступлений не существует, но можно выделить некоторые ключевые моменты, которые характерны для всех планов.

Логика речи

В плане должна прослеживаться определенная логика компоновки материала, которая позволяет оратору в ходе выступления достичь поставленных целей. Логика речи — основа убеждающей функции любого публичного выступления. Существует множество теорий и правил, которые касаются логики речи. Давайте рассмотрим самые действенные из них:

Декомпозиция

Метод, который позволяет достичь поставленную цель решением нескольких взаимосвязанных задач.

Например, Ваша цель — показать преимущества работы на рынке Forex. В этом случае Вам нужно разделить цель на несколько задач — перспективность выхода на высокий доход, выгоды работы удаленно, возможность начать с небольшой суммы денег, и так далее.

Не ударяйтесь также и в другую крайность — и не ищите слишком много составляющих задач. Используйте правило емкости кратковременной памяти — частей речи не может быть более 9, а еще лучше. если их будет не более 7 или 5. В этом случае понять смысл Вашего выступления смогут все слушатели.

Актуальное членение

Обычно публичное выступление строится следующим образом — сначала выдается или известная информация, или такая, которая легка для восприятия. Затем оратор рассказывает что-то новое. Эти части информации называются соответственно тема и рема. Они позволяют добиться связности изложения, и помогают оратору донести идею и смысл своего выступления до слушателей.

Удержание внимания

Хороший план обеспечивает плавное перетекание из одной смысловой части речи в другую. Но для хорошей речи этого мало. Необходимо думать и о максимально возможном воздействии на слушателя. Для этого нужно сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него акценты.

Смысловая загруженность речи не должна быть одинаковой. Нужно время от времени позволять слушателям расслаблять внимание, обсуждая второстепенные детали. А при переходе к важным частям выступления необходимо, наоборот, сконцентрировать внимание аудитории.

Самым оптимальным вариантом будет — поднять определенную проблему, и, постепенно нагнетая интерес, в момент максимальной концентрации слушателей предложить свое решение.

Введение

Введение является одной из самых главных частей выступления, наряду с основной частью, и заключением. Во введении оратор должен донести до слушателей ответы на следующий вопрос — о чем и для чего будет это выступление.

Обозначив тему выступления, и поставив перед слушателями цель, оратор помогает настроиться на восприятие. Начало также задает тон для всей речи, и формирует первое впечатление об ораторе и его выступлении.

У введения могут быть следующие способы:

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Поделиться